Научная статья на тему 'Социальный патронат выпускников интернатных учреждений'

Социальный патронат выпускников интернатных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРОНАТ / ПЕДАГОГ-КУРАТОР / ТЕХНОЛОГИЯ КУРАТОРСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобылева Ирина

Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Технология кураторства как форма социального патроната выпускников интернатных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social auspices of boarding school graduates

The post-boarding support of orphan children and those children who live without the parent's care. The technology of supervision is the social protection method of boarding school graduates.

Текст научной работы на тему «Социальный патронат выпускников интернатных учреждений»



В 2009 году в Смоленской области Благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья» был открыт Центр поддержки выпускников интернатных учреждений. Статья, которую мы предлагаем, о технологии кураторства, ставшей основной в деятельности специалистов центра по постинтернатному сопровождению выпускников.

О

• патронат • педагог-куратор • технология кураторства • социальная адаптация

Современная трактовка определяет патронат как форму воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.

Существуют два основных подхода к патронату: первый предполагает помещение ребёнка-сироты в семью патронатного воспитателя на длительное время. В данном случае речь идёт о патронатном воспитании — форме жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Второй подход рассматривает патронатных родителей как добавочных, а помощь патро-натной семьи как условие реабилитационного процесса кровной семьи. Патронатный воспитатель может оказывать помощь не только ребёнку в семье, но и выпускнику образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь речь идёт о социальном патронате.

Социальный патронат выпускников интернатных учреждений может реализовываться в разных организационных формах (кураторство, наставничество и др.). Но основное остаётся неизменным: рядом с выпускником есть взрослый, который оказывает ему поддержку и помощь в новых жизненных ситуациях и способствует становлению его самостоятельности. Условия эффективного

Социальный патронат

выпускников

интернатных -1

учреждений1

Ирина Бобылева,

старший научный сотрудник лаборатории социальных проблем детства Института семьи и воспитания (РАО), доцент, кандидат педагогических наук

-е-

1 Материалы, использованные для подготовки статьи, получены в результате реализации проекта «Мост в будущее» Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!» в Смоленской области в 2008-2009 гг.

И. Бобылева. Социальный патронат выпускников интернатных учреждений

взаимодействия с таким взрослым: наличие у выпускника возможности установить с ним постоянный эмоциональный контакт; совместная деятельность, направленная на повышение уровня самостоятельности выпускника.

Таким взрослым может быть педагог-куратор, работа которого направлена на помощь в решении психологических, межличностных, социальных, экономических и других проблем выпускника путём установления непосредственного прямого взаимодействия между куратором и подростком.

Куратора можно назвать «универсальным посредником». Посредничество между выпускником и социальной средой выражается в:

— соблюдении прав выпускника и защите его интересов с представительством в правовых учреждениях в случае нарушения его прав или совершённого правонарушения;

— осуществлении контактов с учреждениями образования, в которых выпускник продолжает обучение, с предприятиями и учреждениями, где выпускник начинает свою трудовую деятельность, со специалистами служб, которые могут оказать содействие в патронировании выпускника (социального обеспечения, занятости, здравоохранения, органов внутренних дел и др.);

— организации коммуникативной сферы выпускника с привлечением добровольных помощников среди соседей и молодёжи для совместного труда и отдыха, деловых и личных контактов.

Другая важнейшая функция куратора — создание условий для успешной социально-психологической адаптации выпускника в социуме. Её реализация предполагает:

— диагностику с выявлением особенностей личности выпускника, круга его общения, влияния окружения, проблем, особенностей жизни, установление «социального диагноза»;

— выработку прогноза социального развития, планирование социально-профилактической тактики;

— консультирование выпускника по широкому кругу вопросов, инструктирование в новых жизненных ситуациях;

— помощь в решении жизненных и личных проблем, поддержку в становлении самостоятельности;

— содействие в повышении уровня самооценки, уверенности в себе, осознании ответственности за свои поступки;

— организацию учебной, трудовой, досуговой деятельности с помощью трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации;

— профилактику социальной дезадаптации, привлечение специальных юридических и медико-психологических служб;

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

— содействие в развитии способностей к самостоятельному решению жизненных проблем.

Технология кураторства — одна из основных технологий постинтернатного сопровождения в деятельности специалистов Центра поддержки выпускников интернатных учреждений Смоленской области.

Инновационным в апробации данной технологии стало включение двух кураторов в процесс сопровождения выпускников, что обеспечивает преемственность в работе и связано с изменением образовательного учреждения сирот и, как правило, местонахождения.

Таблица 1. Сравнение кураторов

э

Куратор № 1 Куратор № 2

Профессиональный статус Сотрудник образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сотрудник учреждения профессионального образования

Цель и задачи работы Подготовка к выпуску из интернатного учреждения Помощь в социальной адаптации в новых условиях

Время работы Сентябрь — октябрь следующего года Август — до закрытия случая

Основные результаты Степень готовности выпускника к самостоятельной жизни Уровень социальной адаптации выпускника

Основные документы Социальная карта выпускника (СКВ), маршрутный лист, отчётная документация куратора План ведения случая, дополненный маршрутный лист, отчётная документация куратора

©

Этапы кураторской практики

Предварительный этап осуществляется куратором № 1 и включает: сопровождение в течение года перед выпуском подростка из интернатного учреждения для подготовки к самостоятельной жизни; начальное постинтернатное сопровождение в течение одного месяца после выпуска из интернатного учреждения.

Создание необходимых предпосылок для дальнейшей постинтернатной адаптации выпускника:

• реализация программы подготовки выпускников к самостоятельной жизни;

И. Бобылева. Социальный патронат выпускников интернатных учреждений

• юридически подкреплённое решение вопросов социальной защищённости выпускника (обеспеченность жильём, трудоустройство, профессиональное обучение, выплата пенсий и пособий);

• создание «информационного поля» постинтернатной адаптации (сведения об имеющихся вариантах продолжения образования и трудоустройства, возможности получения медицинской и психологической помощи, варианты организации досуга);

• разработка проекта индивидуального маршрута постинтернатной адаптации выпускника (комплекс мероприятий, реализуемый для успешной социальной адаптации выпускника вне стен интернатного учреждения) с указанием вариантов проживания, обучения, трудоустройства и организации досуга. Содержание проекта фиксируется в маршрутном листе. Защита маршрута проводится в конце выпускного года в присутствии привлекаемых специалистов сопровождения и других заинтересованных лиц. При подготовке маршрута анализируется социальная ситуация выпускника (данные отражаются в социальной карте), определяется природа существующих проблем, проводится первичная оценка и анализ потребностей, планируются и реализуются совместные действия по решению проблем и подготовке к выпуску.

Основной этап осуществляется куратором № 2 в профессиональных образовательных учреждениях по месту обучения выпускника и в школе-интернате за месяц до выпуска. Его цель — успешная социально-психологическая адаптация выпускника в социуме, профилактика социальной дезадаптации. Содержание этапа связано с сопровождением выпускника в процессе реализации маршрута постинтернатной адаптации (в период обучения в учреждении профессионального образования и/или после окончания образовательного учреждения до достижения возраста 23 лет).

Функции куратора на этом этапе: защищать интересы выпускника; поддерживать (работать вместе с ним, подбадривать); осуществлять вмешательство в кризисную ситуацию, если таковая возникла; оказывать экстренную помощь (выслушать, помочь разобраться в происходящем, предпринять какие-либо срочные действия и пр.); сохраняя нейтралитет, помогать разрешать конфликтные ситуации (в учебном учреждении, организациях, социуме); координировать предоставление различных услуг; информировать о возможных ресурсах; помогать в сборе или оформлении необходимой документации; обучать или обеспечивать условия для обучения выпускника новым социальным навыкам (самостоятельности, ответственности, принятию решений,

Деятельность куратора строится с учётом техники «ведения случая». Случай — это выпускник в его проблемной ситуации, которая нарушает стабильность его жизненного уклада и ведёт к ухудшению его состояния и высокому риску дезадаптации. Проблемной ситуацией для выпускника интернатного учреждения является самостоятельная адаптация в социуме и успешная реализация маршрута постинтернатной адаптации.

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

выходу из кризиса и пр.); сопровождать «случай»; оценивать проделанную работу, в том числе коллегиально на консилиумах.

Деятельность куратора строится с учётом техники «ведения случая». Случай — это выпускник в его проблемной ситуации, которая нарушает стабильность его жизненного уклада и ведёт к ухудшению его состояния и высокому риску дезадаптации. Проблемной ситуацией для выпускника интернатного учреждения является самостоятельная адаптация в социуме и успешная реализация маршрута постинтернатной адаптации.

Можно выделить отличительные черты техники «ведения случая» в системе кураторства: приоритет интересов и потребностей выпускника; активное мотивирование выпускника на формирование запроса для получения помощи и поддержки; активная фасилята-ция на изменение поведения выпускника в сторону большей самостоятельности и ответственности; комплексный подход, когда все проблемы и потребности рассматриваются коллегиально и/или в индивидуальном порядке, исходя из его текущего состояния и особенностей социального окружения; координация работы куратора ресурсным центром (Центр поддержки выпускников интернатных учреждений «Расправь крылья!»); сотрудничество с различными органами, учреждениями, организациями и специалистами в соответствии с планом ведения случая; регулярное супервизионное сопровождение и практика интервизионной группы разбора «трудных случаев» как профилактика профессионального выгорания специалистов; инструментом, позволяющим обсудить, разделить и закрепить обязанности между выпускником и куратором, является план «ведения случая»; выпускник — не пассивный получатель некоего набора услуг, так как он имеет не только права (в том числе на получение помощи), но и обязанности.

Под активным участием выпускника в «ведении случая» понимается его вклад в формулирование целей, задач и мероприятий плана, причём ответственность за выполнение некоторых его шагов возлагается на самого выпускника. Включение выпускника в обсуждение на этапе проведения оценки даёт возможность осознавать и анализировать свои сильные стороны и имеющиеся трудности.

Для выполнения данных функций куратору необходимо освоение теоретических основ и практических навыков техники «ведения случая», формирование профессиональной идентичности. Поэтому важна подготовка кураторов.

Программа обучения кураторов в Смоленской области в части освоения техникой «ведения случая»2 включала 12 занятий (12 семинаров-тренингов по 6 часов) по четырём основным темам: «Основы техники «ведение случая» в практике кураторства», -

«Планирование и управление случаем индивидуально- 2 двтор м.в. Новикова. го сопровождения выпускника. Совершенствование на-

И. Бобылева. Социальный патронат выпускников интернатных учреждений

выков оценки и планирования», «Профессиональное сопровождение практики кураторства. Супервизия индивидуальных случаев сопровождения выпускников», «Профессиональные навыки в «работе со случаем». Совершенствование навыков коммуникации куратора (мо-тивационные беседы, профессиональная коммуникация, навыки интервьюирования). Коммуникативная компетентность куратора».

Обучение было построено в тренинговом режиме с лекционно-се-минарскими элементами, что дало кураторам возможность овладеть теоретическим материалом и практическими навыками, используя собственный опыт, с опорой на возможности сравнительного анализа группы. Использовались приёмы групповой тренинговой работы: мозговой штурм, упражнения на концентрацию внимания, повышение уровня энергии группы, фасилитации, модерации, презентации. Продуктивным является использование метода поуров-невой постановки задач для обсуждения трудных случаев (выявление и описание проблемы; анализ природы проблемы; постановка цели; актуализация, прорисовка и определение промежуточных задач для достижения поставленной цели; выход на алгоритм решения и реальные действия).

Практическая часть обучения проводилась в форме супервизий и управляемых интервизий, что даёт куратору возможность, исходя из собственного и коллективного опыта, исследовать, обобщать и моделировать материал.

Подготовка кураторов должна включать также формирование необходимых знаний законодательства о правах ребёнка, трудового и пенсионного, семейного права и основ социальной политики, форм и методов работы с учреждениями социальной сферы, методов сбора, обработки и анализа информации, методик и технологий диагностики и консультирования. Куратор должен ориентироваться в особенностях индивидуальной, групповой, профессиональной психологии, в условиях и специфике социального взаимодействия, особенностях социальной среды, социальных институтах. Необходимая часть подготовки кураторов — ознакомление с единой документацией, практическое обучение навыкам работы с ней.

В ходе социального патроната кураторами использовались такие формы работы, как индивидуальные беседы, организация практических занятий, в том числе и совместная деятельность с выпускниками. Хотя доля последнего вида деятельности по разным образовательным учреждениям колеблется лишь от 6% до 12%.

Основные проблемы выпускников, к решению которых привлекались кураторы: сложности в поведении, в том числе наличие вредных привычек (48%); низкая мотивация обучения (18%), наличие рисков социальной сети (18%); проблемы организации свободного времени, проблемы здоровья и профессионального самоопределения (от 3% до 9% в разных учреждениях).

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

В среднем каждый выпускник имел не менее двух проблем. При этом, по мнению кураторов, лишь 35% выпускников принимали активное участие в решении своих проблем, 21% — занимали инертную позицию и действовали только под непосредственным руководством, 44% — уклонялись от участия в решении собственных проблем.

Оценивая эффективность своей деятельности, кураторы отмечают, что в 46% случаях им удалось достичь положительной динамики в решении имеющихся проблем, однако у 54% выпускников имеющиеся проблемы остались без изменения, случаев отрицательной динамики не отмечено.

В настоящее время в системе сопровождения выпускников интернатных учреждений Смоленской области — 32 куратора. Социальным патронатом обеспечены 294 выпускника. По результатам мониторинга 89% выпускников успешно адаптировались в новых условиях, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности деятельности кураторов.

Литература:

1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. М., 2007.

2. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов, работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений / Под ред. Н.М. Иовчук. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.