В 2009 году в Смоленской области Благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья» был открыт Центр поддержки выпускников интернатных учреждений. Статья, которую мы предлагаем, о технологии кураторства, ставшей основной в деятельности специалистов центра по постинтернатному сопровождению выпускников.
О
• патронат • педагог-куратор • технология кураторства • социальная адаптация
Современная трактовка определяет патронат как форму воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
Существуют два основных подхода к патронату: первый предполагает помещение ребёнка-сироты в семью патронатного воспитателя на длительное время. В данном случае речь идёт о патронатном воспитании — форме жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Второй подход рассматривает патронатных родителей как добавочных, а помощь патро-натной семьи как условие реабилитационного процесса кровной семьи. Патронатный воспитатель может оказывать помощь не только ребёнку в семье, но и выпускнику образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь речь идёт о социальном патронате.
Социальный патронат выпускников интернатных учреждений может реализовываться в разных организационных формах (кураторство, наставничество и др.). Но основное остаётся неизменным: рядом с выпускником есть взрослый, который оказывает ему поддержку и помощь в новых жизненных ситуациях и способствует становлению его самостоятельности. Условия эффективного
Социальный патронат
выпускников
интернатных -1
учреждений1
Ирина Бобылева,
старший научный сотрудник лаборатории социальных проблем детства Института семьи и воспитания (РАО), доцент, кандидат педагогических наук
-е-
1 Материалы, использованные для подготовки статьи, получены в результате реализации проекта «Мост в будущее» Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!» в Смоленской области в 2008-2009 гг.
И. Бобылева. Социальный патронат выпускников интернатных учреждений
взаимодействия с таким взрослым: наличие у выпускника возможности установить с ним постоянный эмоциональный контакт; совместная деятельность, направленная на повышение уровня самостоятельности выпускника.
Таким взрослым может быть педагог-куратор, работа которого направлена на помощь в решении психологических, межличностных, социальных, экономических и других проблем выпускника путём установления непосредственного прямого взаимодействия между куратором и подростком.
Куратора можно назвать «универсальным посредником». Посредничество между выпускником и социальной средой выражается в:
— соблюдении прав выпускника и защите его интересов с представительством в правовых учреждениях в случае нарушения его прав или совершённого правонарушения;
— осуществлении контактов с учреждениями образования, в которых выпускник продолжает обучение, с предприятиями и учреждениями, где выпускник начинает свою трудовую деятельность, со специалистами служб, которые могут оказать содействие в патронировании выпускника (социального обеспечения, занятости, здравоохранения, органов внутренних дел и др.);
— организации коммуникативной сферы выпускника с привлечением добровольных помощников среди соседей и молодёжи для совместного труда и отдыха, деловых и личных контактов.
Другая важнейшая функция куратора — создание условий для успешной социально-психологической адаптации выпускника в социуме. Её реализация предполагает:
— диагностику с выявлением особенностей личности выпускника, круга его общения, влияния окружения, проблем, особенностей жизни, установление «социального диагноза»;
— выработку прогноза социального развития, планирование социально-профилактической тактики;
— консультирование выпускника по широкому кругу вопросов, инструктирование в новых жизненных ситуациях;
— помощь в решении жизненных и личных проблем, поддержку в становлении самостоятельности;
— содействие в повышении уровня самооценки, уверенности в себе, осознании ответственности за свои поступки;
— организацию учебной, трудовой, досуговой деятельности с помощью трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации;
— профилактику социальной дезадаптации, привлечение специальных юридических и медико-психологических служб;
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
— содействие в развитии способностей к самостоятельному решению жизненных проблем.
Технология кураторства — одна из основных технологий постинтернатного сопровождения в деятельности специалистов Центра поддержки выпускников интернатных учреждений Смоленской области.
Инновационным в апробации данной технологии стало включение двух кураторов в процесс сопровождения выпускников, что обеспечивает преемственность в работе и связано с изменением образовательного учреждения сирот и, как правило, местонахождения.
Таблица 1. Сравнение кураторов
э
Куратор № 1 Куратор № 2
Профессиональный статус Сотрудник образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сотрудник учреждения профессионального образования
Цель и задачи работы Подготовка к выпуску из интернатного учреждения Помощь в социальной адаптации в новых условиях
Время работы Сентябрь — октябрь следующего года Август — до закрытия случая
Основные результаты Степень готовности выпускника к самостоятельной жизни Уровень социальной адаптации выпускника
Основные документы Социальная карта выпускника (СКВ), маршрутный лист, отчётная документация куратора План ведения случая, дополненный маршрутный лист, отчётная документация куратора
©
Этапы кураторской практики
Предварительный этап осуществляется куратором № 1 и включает: сопровождение в течение года перед выпуском подростка из интернатного учреждения для подготовки к самостоятельной жизни; начальное постинтернатное сопровождение в течение одного месяца после выпуска из интернатного учреждения.
Создание необходимых предпосылок для дальнейшей постинтернатной адаптации выпускника:
• реализация программы подготовки выпускников к самостоятельной жизни;
И. Бобылева. Социальный патронат выпускников интернатных учреждений
• юридически подкреплённое решение вопросов социальной защищённости выпускника (обеспеченность жильём, трудоустройство, профессиональное обучение, выплата пенсий и пособий);
• создание «информационного поля» постинтернатной адаптации (сведения об имеющихся вариантах продолжения образования и трудоустройства, возможности получения медицинской и психологической помощи, варианты организации досуга);
• разработка проекта индивидуального маршрута постинтернатной адаптации выпускника (комплекс мероприятий, реализуемый для успешной социальной адаптации выпускника вне стен интернатного учреждения) с указанием вариантов проживания, обучения, трудоустройства и организации досуга. Содержание проекта фиксируется в маршрутном листе. Защита маршрута проводится в конце выпускного года в присутствии привлекаемых специалистов сопровождения и других заинтересованных лиц. При подготовке маршрута анализируется социальная ситуация выпускника (данные отражаются в социальной карте), определяется природа существующих проблем, проводится первичная оценка и анализ потребностей, планируются и реализуются совместные действия по решению проблем и подготовке к выпуску.
Основной этап осуществляется куратором № 2 в профессиональных образовательных учреждениях по месту обучения выпускника и в школе-интернате за месяц до выпуска. Его цель — успешная социально-психологическая адаптация выпускника в социуме, профилактика социальной дезадаптации. Содержание этапа связано с сопровождением выпускника в процессе реализации маршрута постинтернатной адаптации (в период обучения в учреждении профессионального образования и/или после окончания образовательного учреждения до достижения возраста 23 лет).
Функции куратора на этом этапе: защищать интересы выпускника; поддерживать (работать вместе с ним, подбадривать); осуществлять вмешательство в кризисную ситуацию, если таковая возникла; оказывать экстренную помощь (выслушать, помочь разобраться в происходящем, предпринять какие-либо срочные действия и пр.); сохраняя нейтралитет, помогать разрешать конфликтные ситуации (в учебном учреждении, организациях, социуме); координировать предоставление различных услуг; информировать о возможных ресурсах; помогать в сборе или оформлении необходимой документации; обучать или обеспечивать условия для обучения выпускника новым социальным навыкам (самостоятельности, ответственности, принятию решений,
Деятельность куратора строится с учётом техники «ведения случая». Случай — это выпускник в его проблемной ситуации, которая нарушает стабильность его жизненного уклада и ведёт к ухудшению его состояния и высокому риску дезадаптации. Проблемной ситуацией для выпускника интернатного учреждения является самостоятельная адаптация в социуме и успешная реализация маршрута постинтернатной адаптации.
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
выходу из кризиса и пр.); сопровождать «случай»; оценивать проделанную работу, в том числе коллегиально на консилиумах.
Деятельность куратора строится с учётом техники «ведения случая». Случай — это выпускник в его проблемной ситуации, которая нарушает стабильность его жизненного уклада и ведёт к ухудшению его состояния и высокому риску дезадаптации. Проблемной ситуацией для выпускника интернатного учреждения является самостоятельная адаптация в социуме и успешная реализация маршрута постинтернатной адаптации.
Можно выделить отличительные черты техники «ведения случая» в системе кураторства: приоритет интересов и потребностей выпускника; активное мотивирование выпускника на формирование запроса для получения помощи и поддержки; активная фасилята-ция на изменение поведения выпускника в сторону большей самостоятельности и ответственности; комплексный подход, когда все проблемы и потребности рассматриваются коллегиально и/или в индивидуальном порядке, исходя из его текущего состояния и особенностей социального окружения; координация работы куратора ресурсным центром (Центр поддержки выпускников интернатных учреждений «Расправь крылья!»); сотрудничество с различными органами, учреждениями, организациями и специалистами в соответствии с планом ведения случая; регулярное супервизионное сопровождение и практика интервизионной группы разбора «трудных случаев» как профилактика профессионального выгорания специалистов; инструментом, позволяющим обсудить, разделить и закрепить обязанности между выпускником и куратором, является план «ведения случая»; выпускник — не пассивный получатель некоего набора услуг, так как он имеет не только права (в том числе на получение помощи), но и обязанности.
Под активным участием выпускника в «ведении случая» понимается его вклад в формулирование целей, задач и мероприятий плана, причём ответственность за выполнение некоторых его шагов возлагается на самого выпускника. Включение выпускника в обсуждение на этапе проведения оценки даёт возможность осознавать и анализировать свои сильные стороны и имеющиеся трудности.
Для выполнения данных функций куратору необходимо освоение теоретических основ и практических навыков техники «ведения случая», формирование профессиональной идентичности. Поэтому важна подготовка кураторов.
Программа обучения кураторов в Смоленской области в части освоения техникой «ведения случая»2 включала 12 занятий (12 семинаров-тренингов по 6 часов) по четырём основным темам: «Основы техники «ведение случая» в практике кураторства», -
«Планирование и управление случаем индивидуально- 2 двтор м.в. Новикова. го сопровождения выпускника. Совершенствование на-
И. Бобылева. Социальный патронат выпускников интернатных учреждений
выков оценки и планирования», «Профессиональное сопровождение практики кураторства. Супервизия индивидуальных случаев сопровождения выпускников», «Профессиональные навыки в «работе со случаем». Совершенствование навыков коммуникации куратора (мо-тивационные беседы, профессиональная коммуникация, навыки интервьюирования). Коммуникативная компетентность куратора».
Обучение было построено в тренинговом режиме с лекционно-се-минарскими элементами, что дало кураторам возможность овладеть теоретическим материалом и практическими навыками, используя собственный опыт, с опорой на возможности сравнительного анализа группы. Использовались приёмы групповой тренинговой работы: мозговой штурм, упражнения на концентрацию внимания, повышение уровня энергии группы, фасилитации, модерации, презентации. Продуктивным является использование метода поуров-невой постановки задач для обсуждения трудных случаев (выявление и описание проблемы; анализ природы проблемы; постановка цели; актуализация, прорисовка и определение промежуточных задач для достижения поставленной цели; выход на алгоритм решения и реальные действия).
Практическая часть обучения проводилась в форме супервизий и управляемых интервизий, что даёт куратору возможность, исходя из собственного и коллективного опыта, исследовать, обобщать и моделировать материал.
Подготовка кураторов должна включать также формирование необходимых знаний законодательства о правах ребёнка, трудового и пенсионного, семейного права и основ социальной политики, форм и методов работы с учреждениями социальной сферы, методов сбора, обработки и анализа информации, методик и технологий диагностики и консультирования. Куратор должен ориентироваться в особенностях индивидуальной, групповой, профессиональной психологии, в условиях и специфике социального взаимодействия, особенностях социальной среды, социальных институтах. Необходимая часть подготовки кураторов — ознакомление с единой документацией, практическое обучение навыкам работы с ней.
В ходе социального патроната кураторами использовались такие формы работы, как индивидуальные беседы, организация практических занятий, в том числе и совместная деятельность с выпускниками. Хотя доля последнего вида деятельности по разным образовательным учреждениям колеблется лишь от 6% до 12%.
Основные проблемы выпускников, к решению которых привлекались кураторы: сложности в поведении, в том числе наличие вредных привычек (48%); низкая мотивация обучения (18%), наличие рисков социальной сети (18%); проблемы организации свободного времени, проблемы здоровья и профессионального самоопределения (от 3% до 9% в разных учреждениях).
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
В среднем каждый выпускник имел не менее двух проблем. При этом, по мнению кураторов, лишь 35% выпускников принимали активное участие в решении своих проблем, 21% — занимали инертную позицию и действовали только под непосредственным руководством, 44% — уклонялись от участия в решении собственных проблем.
Оценивая эффективность своей деятельности, кураторы отмечают, что в 46% случаях им удалось достичь положительной динамики в решении имеющихся проблем, однако у 54% выпускников имеющиеся проблемы остались без изменения, случаев отрицательной динамики не отмечено.
В настоящее время в системе сопровождения выпускников интернатных учреждений Смоленской области — 32 куратора. Социальным патронатом обеспечены 294 выпускника. По результатам мониторинга 89% выпускников успешно адаптировались в новых условиях, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности деятельности кураторов.
Литература:
1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. М., 2007.
2. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов, работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений / Под ред. Н.М. Иовчук. М., 2003.