Научная статья на тему 'Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений'

Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ / СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / КУРАТОРСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений»

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

ти, органов опеки и попечительства, юристов для обсуждения наиболее сложных проблем на семинары для кураторов, встречи с выпускниками.

Важное значение для формирования общественного мнения имеет информационное сопровождение работы через СМИ: телевизионные сюжеты в новостях, статьи и материалы в региональных печатных изданиях.

Сегодня сложилась определённая система работы с социальными партнёрами, но мы видим, что не все резервы использованы. Реализация проектов «Маленькая мама», «Жильё», «Трудоустройство» на территории области невозможна без активного участия муниципальных образований. Полагаем, что первым шагом в данном направлении должно быть совещание с главами или заместителями глав муниципальных образований, ведущих социальный блок.

Первые итоги работы вызвали заинтересованность органов исполнительной власти и общественных организаций. На заседании Общественной палаты Смоленской областной Думы и Областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав заслушивались вопросы создания региональной системы сопровождения выпускников.

Вместе с тем для организации эффективного межведомственного взаимодействия ещё много предстоит сделать.

Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений

Наталья Николаевна Ракитина,

руководитель службы сопровождения Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

• постинтернатное сопровождение детей-сирот • служба сопровождения • стратегия и технологии сопровождения выпускников интернатных учреждений • кураторство как технология сопровождения

Служба сопровождения выпускников, созданная в нашем центре, включает:

• руководителя, который обеспечивает условия для организации деятельности специалистов службы;

• кураторов (специалисты учреждений образования и социальной защиты), осуществляющих социальный патронат выпускников;

• консультантов (специалисты центра): психолог, социальный педагог, юрист, системный администратор, педагог-организатор (при необходимости приглашаются педагоги, психотерапевт, врачи);

Н.Н. Ракитина. Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений

• специалистов, обеспечивающих досуговую деятельность (педагог-организатор, руководители кружков);

• психологов филиалов на базе образовательных учреждений в двух районных центрах (города Сафоново и Демидов), реализующих программы социализации выпускников.

Основная стратегия в деятельности специалистов службы — интеграция, т.е. обеспечение доступа выпускников к социальным правам, гражданским свободам и минимизация барьеров на пути их реализации. Задачей службы является организация наиболее плодотворного взаимодействия представителей разных ведомств, организаций и специалистов для оказания эффективной помощи и поддержки выпускникам. Специалисты службы отстаивают права выпускников, стремятся свести на нет такие негативные стереотипы в их поведении, как иждивенчество, неверие в свои силы; создают действенную социальную сеть, т.е. привлекают специалистов других служб и ведомств, родственников, спонсоров.

Основная технология сопровождения выпускников интернатных учреждений — кураторство. Куратор — полномочный представитель и защитник интересов выпускника в разнообразных социальных институтах, консультант по широкому спектру жизненных и личных проблем, оказывающий поддержку и помощь в новых ситуациях и способствующий становлению самостоятельности своего подопечного. —

Модель постинтернатной адаптации, реализуемая центром, строится на основе единства трёх направлений деятельности:

• социальный патронат или индивидуальное сопровождение выпускников (кураторство);

• индивидуальное консультирование;

• организация досуга.

Таким образом, служба сопровождения является для центра системообразующей. Кураторство как технология реализуется в три этапа.

Подготовительный этап осуществляется первым куратором на базе школ-интернатов в течение последнего года обучения и двух месяцев обучения в учреждениях профессионального образования. Основные задачи работы этого куратора — оказание комплексной (педагогической, психологической и социальной) помощи выпускникам для создания необходимых предпосылок по их постинтернатной адаптации, в том числе профессионально-трудовой социализации. На данном этапе предполагается: индивидуальное сопровождение будущих выпускников в целях подготовки к самостоятельной жизни; предварительное решение вопросов социальной защищённости; создание «информационного поля» профессионально-трудовой адаптации; создание социальной карты; совместная работа по определению маршрутного листа выпускника и частичной его реализации (защита мар-

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

шрутного листа проводится в конце выпускного года в присутствии работника центра); супервизия социальной адаптации выпускника.

В системе сопровождения участвуют девять интернатных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (из них два являются образовательными учреждениями среднего полного общего образования, одно — основного общего образования, детский дом, пять коррекционных образовательных учреждения II, III, VII и VIII вида) и одно учреждение социальной защиты (специальный детский дом-интернат для умственно отсталых детей).

В настоящее время в систему сопровождения выпускников интернатных учреждений Смоленской области входят 27 кураторов. Социальным патронатом обеспечены 435 выпускников.

Основной этап сопровождения осуществляет второй куратор в течение периода получения профессионального образования и в школе-интернате за месяц до выпуска. Содержание этапа связано с сопровождением выпускника в процессе реализации маршрута постинтернатной адаптации (в период обучения в учреждении профессионального образования или после окончания образовательного учреждения до достижения возраста 23 лет). Основной технологией этапа является технология «управление случаем» (кейс-менеджмент).

Решения о начале, окончании и формах сопровождения выпускника принимаются на консилиумах. Это коллегиальный орган, в работе которого принимают участие специалисты центра, кураторы, выпускники интернатных учреждений, при необходимости администрация и специалисты учреждений профессионального образования, другие заинтересованные лица.

Цель консилиума: организация совместной деятельности всех участников сопровождения для создания условий и обеспечения успешной адаптации выпускников интернатных учреждений.

Задачи консилиума: своевременное выявление проблем, связанных с дезадаптацией выпускников, и определение путей их решения; принятие решения об открытии и закрытии случая; утверждение долгосрочных планов ведения случая; определение узких специалистов центра, привлекаемых к решению обозначенных проблем.

Консилиумы могут проводиться как в очной (с присутствием выпускника), так и в заочной форме (при отсутствии выпускника). Проведение консилиума в заочной форме возможно только при согласии выпускника или при невозможности его присутствия (неизвестно место пребывания, болезнь, нахождение за пределами региона).

Используются две организационные формы проведения консилиумов: выездная (на базе интернатных учреждений и учреждений про-

Н.Н. Ракитина. Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений

фессионального образования по месту обучения выпускника) и стационарная (на базе центра).

Перед каждым консилиумом оценивается динамика функционирования участника проекта (диагностика — изменение в ресурсной сети, изменение навыков самоуправления и социального взаимодействия выпускника), принимается решение об открытии или закрытии случая и форме дальнейшего сопровождения (кризисное, активное, пассивное, мониторинг).

Открытие случая. В первый год после выпуска по итогам вводного консилиума открывается случай на всех выпускников. В сентябре — октябре 2009 года было проведено 20 консилиумов и открыто 154 случая (в феврале — марте 2008 года проведено 18 консилиумов и открыто 140 случаев).

На вводном консилиуме, используя данные первичной диагностики первого куратора и наблюдений второго куратора, определяется уровень социализации выпускника, который может быть кризисным, неблагополучным, удовлетворительным, благополучным.

Кризисный уровень: выпускник находится в социально опасном положении; требуется немедленное вмешательство для обеспечения его безопасности и благополучия.

Неблагополучный уровень: существуют значительные трудности, с которыми выпускник сам не может справиться и которые негативно влияют на качество жизни и профессиональную адаптацию; если не оказать поддержку, вмешательство, есть риск, что выпускник окажется в социально опасном положении.

Удовлетворительный уровень: существуют некоторые трудности, но подросток в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой; имеющиеся трудности не оказывают существенного влияния на качество его жизни и профессиональную адаптацию; отсутствует риск того, что выпускник окажется в социально опасном положении.

Благополучный уровень: выпускник практически полностью справляется со своими жизненными задачами и профессионально адаптирован, располагает достаточными условиями для полноценной адаптации.

Форма сопровождения выпускника зависит от уровня адаптации: активное и кризисное сопровождение — для выпускников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации (55 выпускников (36%) — на начало 2009/10 учебного года, 54 (38%) — на начало 2008/09 учебного года). При кризисном и неблагополучном уровне куратор выполняет функции полномочного представителя и защитника интересов выпускников в разнообразных социальных институтах, консультирует по широкому спектру жизненных и личных проблем, создаёт условия для успешной социально-психологической адаптации выпускника в социуме.

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Активное сопровождение предусматривает систематическую совместную деятельность куратора и выпускника по нерешённым проблемам, ежедневный контакт, привлечение внешних дополнительных ресурсов.

Основные направления деятельности куратора при активном сопровождении выпускника:

— психолого-педагогическая помощь (социально-психологическая диагностика, психологическая коррекция, индивидуальное педагогическое сопровождение, а также комплексные педагогические мероприятия);

— социально-правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях (содействие в решении жилищных проблем, трудоустройстве, правовая поддержка, оказание помощи «молодым мамам», организация медицинской помощи и т.д.);

— создание социопедагогической и социореабилитационной среды (профилактика правонарушений, организация среды общения, до-суговой деятельности и т.д.).

Пассивное сопровождение организуется при удовлетворительном уровне социализации и осуществляется не более шести месяцев в первый год обучения. Предполагается, что во время ведения случая куратор продолжает поддерживать контакт с выпускником и предпринимает совместные действия, направленные на то, чтобы —

обеспечить сохранение достигнутых результатов. Предусматривается еженедельный контакт куратора и выпускника.

В начале 2009/10 учебного года на пассивном сопровождении были 99 выпускников (64%), в начале 2008/09 учебного года — 88 выпускников (62%).

Решение об открытии случая откладывается, если место нахождения выпускника неизвестно или участник проекта отказывается от сотрудничества.

Вопрос об открытии случая может быть рассмотрен повторно, по инициативе куратора, специалистов центра или выпускника при возникновении кризисных ситуаций.

На повторных консилиумах решается вопрос о продолжении ведения случая или его закрытии.

Продолжение ведения случая происходит до достижения поставленных целей в течение всего периода обучения в профессиональном учреждении при кризисном и неблагополучном уровне адаптации выпускника. На сегодняшний день 35 (25%) выпускников 2008 года и 49 (32%) выпускников 2009 года сопровождаются активно, для 61 (40%) выпускника 2009 года организовано пассивное сопровождение.

Н.Н. Ракитина. Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений

Закрытие случая может производиться по разным причинам: достижение поставленных целей (благополучный и удовлетворительный уровень социализации), отказ выпускника от совместной работы. Случай может быть также закрыт при отсутствии адекватных услуг, отвечающих потребностям выпускника, при этом участник проекта должен быть переведён в ведение другой организации.

На сегодняшний день имеют благополучный и удовлетворительный уровень адаптации 105 (75%) выпускников 2008 года и 42 (28%) выпускника 2009 года, на них случаи закрыты.

Мониторинг. После закрытия случая осуществляется мониторинг. Это отслеживание результатов социальной адаптации выпускника по следующим параметрам: здоровье, законопослушность, жильё, работа (учёба), доходы, семейное положение, поддерживающая сеть, риски контактов. В форме мониторинга сопровождаются 147 участников проекта.

Данный показатель свидетельствует о положительной динамике в адаптации выпускников 2009 года. Число участников проекта на кризисном и неудовлетворительном уровне сократилось до 32% (первоначально 36%). 28% выпускников успешно адаптированы. Ещё 40% случаев продолжены в форме пассивного сопровождения для закрепления сформированных позитивных навыков. В конце учебного года большинство из этих случаев будут закрыты. Основную «группу риска» составляют 49 выпускников. Из них 31 (62%) являются неуспевающими. Большая часть этих участников проекта при активном сопровождении кураторов имеет шанс завершить образование. У 11 участников проекта активное сопровождение связано с проблемами поведения (у трёх из них условная судимость, двое находятся в розыске). Это наименее адаптированные выпускники, склонные к пропускам занятий, бродяжничеству, имеющие вредные привычки. Прогноз адаптации этих выпускников наименее благоприятный.

Сравнивая результаты консилиумов этого и предыдущего года сопровождения, можно сделать вывод о наиболее успешной адаптации выпускников этого года. В прошлом году на это время неадаптированными были признаны 38% участников проекта, в этом — 26%. В розыске находились 10 выпускников 2008 года, в этом — 4.

Данные результаты связаны с более ранним началом сопровождения (с первых дней поступления в образовательные учреждения); более тесными контактами кураторов и выработкой единых подходов к сопровождению выпускников; качественным овладением кураторами технологии «ведения случая».

Анализ деятельности кураторов показал, что на одного сопровождаемого в среднем приходится 10,6 действий. Впервые за весь период реализации проекта активные формы сопровождения (совместные действия и оказание практических услуг) превысили пассивные

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

(беседы), что свидетельствует о постепенном овладении кураторами технологий «ведения случая».

Основным результатом деятельности службы является характер адаптации выпускников. По результатам последнего мониторинга 89% выпускников успешно адаптировались, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности деятельности специалистов службы.

Одно из направлений работы службы — организация индивидуальных консультаций для оказания помощи в решении существующих у выпускников проблем. В данном случае применяется технология индивидуального консультирования — профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, повышении качества жизни.

Для проведения консультаций привлекаются специалисты центра: психолог, социальный педагог, юрист, системный администратор, а также другие специалисты — психотерапевт, педагоги, врачи.

73% выпускников, включённых в сопровождение, обратились за индивидуальными консультациями. Основные проблемы связаны с низкой учебной мотивацией, особенностями поведения и общения, трудоустройством, жильём, выбором профессионального маршрута, высокой тревожностью в связи с завершением образования или иными сложными жизненными обстоятельствами; 70% заявленных проблем успешно решены.

Консультационная работа с выпускниками интернатных учреждений имеет специфику, которая обусловлена их потребностями; особенностями социальной ситуации; личностными чертами (инфантильность, зависимость от мнения окружающих). Необходимое условие для проведения консультативной работы — желание выпускника получить помощь в разрешении вопросов (затруднений), а также принять на себя ответственность за изменение своей жизни.

Консультативная работа с выпускниками носила характер совместной деятельности, направленной на достижение цели, сформулированной в ходе совместного анализа затруднительной ситуации.

37% консультаций проведено по рекомендациям консилиумов, из них 27% — психологических, 69% — юридических.

С течением времени число обратившихся за консультациями увеличивается. Это связано с организацией информационного сопровождения; доступностью услуг; системностью сопровождения.

Организация досуга на базе центра — ещё одно направление деятельности службы. Работают открытая гостиная, клуб выпускников, ассоциация выпускников интернатных учреждений, кружки по интересам (хореографический кружок, класс гитары, медиагруппа

Г.В. Дьячкова. Информационно-методическая работа как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников

«Крылья», «школа КВН» и др.). В конце учебного года проводятся дни открытых дверей.

Таким образом, данная модель службы позволяет организовать эффективную систему сопровождения выпускников и обеспечивает положительные результаты.

Информационно-методическая работа как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников

Галина Викторовна Дьячкова,

руководитель информационно-методического отдела Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

• социально-правовая поддержка • психолого-педагогическое сопровождение • аналитическая и информационная работа

Модель постинтернатного сопровождения выпускников строится на единстве трёх направлений деятельности: социально-правовой поддержке; психолого-педагогическом сопровождении; аналитической и информационной работе. При исключении одного из — компонентов решение адаптационных задач становится невозможным.

В деятельности центра аналитическая работа занимает существенное место. Информационно-методический отдел центра проводит мониторинг:

— уровня и динамики социальной адаптации выпускников;

— достижений и затруднений в работе кураторов и эффективности их деятельности;

— эффективности консультативной деятельности специалистов центра.

Проводимые исследования направлены на сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников; выявление причин неуспешности их самостоятельного жизнеустройства, факторов, способствующих их успешной социальной адаптации, выработку рекомендаций по эффективному сопровождению выпускников в постинтернатный период.

Сбор статистических материалов осуществляется специалистами центра на основе анализа социальных карт выпускников, итогов консилиумов, отчётов кураторов, анкетирования и интервьюирования выпускников. Собранная информация обобщается и вносится в базы данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.