Научная статья на тему 'Подготовка кадров для постинтернатного сопровождения сирот: анализ опыта'

Подготовка кадров для постинтернатного сопровождения сирот: анализ опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1128
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобылева И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для постинтернатного сопровождения сирот: анализ опыта»

Бобылева И.А.,

ведущий научный сотрудник Центра семьи и семейной политики ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», г. Москва, Российская Федерация

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СИРОТ: АНАЛИЗ ОПЫТА

Государственная политика в области совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей2, нашла отражение в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В направлении «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» поставлена задача создания системы постинтернатного сопровождения выпускников с целью их социализации в обществе [10].

Выпускниками учреждений для детей-сирот являются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения 3 [11].

По данным государственной статистической отчетности, ежегодно из учреждений для детей-сирот выпускается около 13 тыс. воспитанников. Если рассматривать выпускников как категорию лиц, закончивших свое пребывание на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях любого вида, то в 2012 г. их общая численность составляла около 40 тыс., в том числе в возрасте до 18 лет - 16,8 тыс. (42%), от 18 до 23 лет - 23,2 тыс. (58%) [8].

Статистические данные за последние три года показывают, что число выпускников сократилось на 12%, что связано с активной профилактикой социального сиротства и семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако растет число выпускников, находившихся под опекой (попечительством), в том числе в приемных и патронатных семьях.

Социальная ситуация выпускника ставит его перед необходимостью быть взрослым, самостоятельным, ответственным при отсутствии психической и личностной готовности к этому. Можно выделить следующие факторы риска неуспешности выпускников:

2Далее - учреждения для детей-сирот.

Далее - выпускники.

социально-психологический статус выпускника; отсутствие опыта самостоятельного проживания и ухода за собой; социальная незащищенность; неготовность общества принять выпускника как достойного члена общества; отсутствие поддержки (близкие взрослые, наставники и пр.).

Данные научных исследований констатируют, что длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации и правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, неспособностью противостоять различным формам эксплуатации. В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми. Они становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего жилья), сами совершают антиобщественные действия, противоправные поступки.

Решение проблем социальной адаптации выпускников связано с осуществлением системной работы по постинтернатному сопровождению. Постинтернатное сопровождение - система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих социальной дезадаптации выпускников и осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой. В настоящее время можно говорить лишь о периоде становления такой системы: недостаточно разработаны правовые и организационные основы ее функционирования, нет общепринятой терминологии, единого понимания технологий и методов поддержки выпускников, программ подготовки специалистов для организации эффективной работы с выпускниками.

Впервые задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников, включая их постинтернатное сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве, нашла свое отражение в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. и направленных на его реализацию поручениях [5].

Важным условием решения поставленной государственной задачи является кадровое обеспечение, реализуемое в том числе через организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различных органов и учреждений, осу-

ществляющих деятельность по постинтернатному сопровождению выпускников.

В настоящее время субъекты Российской Федерации все более пристальное внимание уделяют комплексному сопровождению выпускников, также профессиональной подготовке специалистов, осуществляющих это сопровождение. В основном эта работа ложится на плечи специалистов (психологов и социальных педагогов), воспитателей учреждений для детей-сирот, уполномоченных организаций, осуществляющих подготовку к самостоятельной жизни и сопровождение выпускников в период их жизнеустройства, педагогов и психологов учреждений и организаций системы образования, здравоохранения и социальной защиты, деятельность которых связана с вопросами охраны социальной защиты детства.

Опрос, проведенный в регионах Российской Федерации, показал, что система подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в сфере профилактики и преодоления социального сиротства, в том числе в части постинтернатного сопровождения, в подавляющем большинстве из них находится в стадии становления. Показатели самооценки регионов в данной сфере низкие, а уровень потребностей в два раза превышает уровень возможностей. В нескольких регионах имеется точечный опыт эффективной организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различных органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников [4].

По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации Центром развития социальных проектов в 2011 г. были разработаны 15 модулей программ повышения квалификации и учебно-методических комплексов для специалистов, обеспечивающих реализацию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот [3]. Разработанные курсы затрагивают широкий спектр вопросов для руководителей и специалистов сферы социальной защиты детства. В регионах Российской Федерации реализуются программы повышения квалификации специалистов, осуществляющих деятельность по постинтернатному сопровождению выпускников [6, 7, 9]. Анализ данных программ позволил выделить основные тематические разделы:

социально-психологические особенности развития воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот;

организация и содержание работы по подготовке воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни;

организационные модели социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот;

психолого-педагогические и социальные технологии социальной адаптации воспитанников и выпускников, в том числе технологии индивидуального сопровождения (организация деятельности кураторов, наставников, постинтернатных воспитателей);

правовые и организационно-методические основы деятельности служб сопровождения выпускников, работа в команде, документооборот в процессе сопровождения;

оценка эффективности деятельности по социальной адаптации выпускников;

межведомственное взаимодействие в сфере защиты прав и законных интересов воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот;

правовая и социально-психологическая помощь выпускникам «группы риска»;

профилактика профессионального выгорания (профессиональной деформации) специалистов сопровождения.

Эффективные программы повышения квалификации работников различных органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации и сопровождению выпускников, опираются:

- на учет инноваций педагогической практики в сфере постинтернатного сопровождения: межведомственное взаимодействие и преемственность, использование активности выпускника и мобилизация его ресурсов, дифференцированный подход к сопровождению и индивидуальный характер его организации, командный подход к социально-педагогической поддержке выпускников (единая документация, межведомственный консилиум), использование социального окружения выпускника (сетевые собрания, групповые конференции);

- деятельностный подход, позволяющий слушателям в процессе обучения опробовать разнообразные технологии и техники, соотнести их со спецификой своей профессиональной деятельности и внедрить их в практику;

- ресурсный подход, предполагающий привлечение внимания к собственным ресурсам и потенциальным возможностям слушателей.

Содержательное наполнение программ определяется целевой группой. Например, для органов опеки и попечительства более актуальны вопросы, связанные с ролью данных органов в региональной системе социальной адаптации и сопровождения воспи-

танников и выпускников учреждений для детей-сирот; осуществлением надзора за деятельностью учреждений для детей-сирот; организацией защиты личных неимущественных и имущественных прав воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот, системой документооборота при осуществлении функций по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, ведением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей [7].

Для специалистов, непосредственно осуществляющих индивидуальное сопровождение, предполагающее регулярные личные встречи с выпускником по месту проживания, обучения, трудоустройства с целью содействия его социальной адаптации, актуальны следующие вопросы:

- взаимодействие с выпускником;

- анализ жизненной ситуации выпускника;

- планирование и осуществление необходимых действий в целях улучшения жизненной ситуации выпускника;

- привлечение необходимых ресурсов, в том числе собственной активности выпускника;

- оценка изменений в социальной ситуации выпускника;

- обеспечение совместного «прохождения» специалистом и выпускником определенного участка жизненного пути выпускника;

- ориентированность на долгосрочный эффект, поддержка достигнутых изменений.

Организация обучения чаще всего построена как модульная, состоящая из курсов с различным объемом часов. Формы подготовки специалистов: лекции, практическое занятие, семинар-тренинг, проектный семинар, деловая игра, супервизия, метод коллективного анализа ситуаций или кейс-метод (Case-study) и др.

Анализ региональной практики показывает востребованность тренинговых программ. Именно такие программы создаются в настоящее время. Например, программа подготовки кураторов в Калужской области, тренинговая программа эффективного взаимодействия специалистов, работающих с выпускниками интернатных учреждений, в Мурманской области, программа подготовки специалистов сопровождения в Белгородской области [6, 9].

Для подготовки специалистов, осуществляющих индивидуальное сопровождение выпускников (кураторы) в Калужской области, реализовалась программа, имеющая следующие основные разделы:

1) роль сопровождения в социальной адаптации выпускников (Особенности социальной адаптации выпускников. Особенности сопровождения выпускников);

2) куратор как специалист службы сопровождения выпускников (Специфика кураторской позиции. Деятельность куратора на разных этапах сопровождения);

3) особенности взаимодействия с выпускниками: коммуникативный аспект (Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество куратора. Основные коммуникативные техники);

4) техники работы специалиста сопровождения, направленные на социальную адаптацию выпускника (Создание условий для формирования позитивной самооценки. Развитие жизненных целей. Управление временем. Искусство договариваться);

5) оценка эффективности индивидуального сопровождения (Критерии и индикаторы оценки эффективности индивидуального сопровождения. Самооценка специалистов сопровождения выпускников) [6].

В Белгородской области внедрена программа для педагогов детского дома «Использование воспитателем тьюторских компетенций в подготовке воспитанников к выпуску». Программа направлена на качественное изменение следующих профессиональных компетенций: способности осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации; умение поддерживать активность, инициативность, самостоятельность воспитанников. Цель программы - обеспечение индивидуализации подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, включая предоставление воспитаннику права на выстраивание собственного содержания подготовки; обеспечение такого усвоения полученных знаний, при котором формируется личная готовность воспитанника к употреблению их в деятельности (компетентность); организацию тьютор-ского (рефлексивного) пространства, в рамках которого осуществляется взаимодействие воспитателя и воспитанника.

В регионах, имеющих постинтернатный патронат, возникала острая необходимость в подготовке и профессиональной поддержке постинтернатных воспитателей (граждан, осуществляющих постинтернатное сопровождение).

Для подготовки воспитателей семейного центра во Владимирской области разработана программа, направленная на решение следующих задач:

- информирование о законодательстве по патронатному воспитанию и других формах семейного устройства детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, правах и обязанностях патронатного воспитателя;

- формирование знаний об этапах предстоящей работы, начиная с устройства детей в семейный центр и заканчивая их выпуском (о том, с кем и как будут взаимодействовать патронатные воспитатели, о роли в жизни семейного центра в качестве сотрудников), выработка у воспитателей ясного представления о сложном контингенте воспитанников семейного центра, ознакомление с особенностями их развития и поведения, а также с проблемами подросткового возраста;

- развитие сенситивности (восприимчивости) и гибкости в различных ситуациях, умения прислушиваться к мнению других людей и использовать их опыт, уверенности в себе, навыков совместной работы с остальными членами команды сопровождения, необходимых социокультурных, правовых, валеологических, досу-говых, правовых ориентаций и навыков [1].

В 2015 г. в центре семьи и семейной политики ФГБНУ «Институт семьи и воспитания Российской академии образования» разработана программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Сопровождение выпускников интернатных учреждений и замещающих семей» на основании совместной работы с благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья!», с 2008 г. реализующим проекты по постинтернатному сопровождению.

В рамках имеющейся квалификации у слушателей в результате обучения произойдет качественное изменение следующих семи компетенций: оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов; осуществление мониторинга адаптации к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет; проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера; планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения; выявление, оценка и мобилизация собственных ресурсов гражданина и ресурсов его социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения; оценка эффективности социального обслуживания и мер социальной поддержки; проектирование совместно с коллегами,

студентами и их родителями (законными представителями) индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Содержание, способствующее формированию выделенных компетенций, сгруппировано в учебные модули, соответствующие логическим содержательным блокам программы:

1) сопровождение как деятельность по управлению изменениями жизненной ситуации выпускника;

2) особенности социальной адаптации выпускников в постинтернатный период;

3) сбор и анализ данных о жизненной ситуации выпускника;

4) профессионально значимые качества специалиста сопровождения;

5) техники, приемы, инструменты специалиста сопровождения.

Оптимальная модель обучения по данной программе предполагает: а) преобладание (2/3 учебного времени) интерактивных видов учебных занятий (практикум, мастер-класс, тренинг, семинар, ролевая игра, деловая игра и др.); б) независимость тематических модулей, которые могут применяться как самостоятельные учебные программы, с учетом контингента слушателей; в) ориентация на модель «перевернутый класс»; г) смешанное обучение, соединение дистанционного и очного обучения.

Перспективным направлением подготовки кадров для постинтернатного сопровождения выпускников является создание ресурсных центров (Калужская, Мурманская, Вологодская области), зональных методических площадок (Томская область), стажировочных площадок. Деятельность данных структур направлена на создание условий для развития профессиональных компетенций специалистов сопровождения, разработки и распространения инновационных практик социально-педагогической поддержки выпускников. Федеральная стажировочная площадка по направлению «Социализация детей-сирот в период их постинтернатной адаптации» действует в Ямало-Ненецком автономном округе.

В регионах предусматриваются различные виды и формы профессиональной поддержки специалистов.

Постоянно действующий методический семинар направлен на повышение квалификации специалистов сопровождения, его содержание определяется актуальными потребностями слушателей. В Смоленской области ежемесячно проводился методический семинар для кураторов. Он включал семинары-совещания по

созданию системы социального партнерства в интересах выпускников; семинары-практикумы по организации работы кураторов, формированию у них практических навыков; индивидуальные и групповые супервизии, направленные на внедрение инновационных технологий в деятельности куратора (ведение случая, социальная карта выпускника, маршрут постинтернатной адаптации, план индивидуального сопровождения, формирование социальной поддерживающей сети выпускника, оценка социальных навыков, междисциплинарный консилиум специалистов и др.) [2].

Коммуникативный тренинг решает задачи обучения методом эффективного взаимодействия с выпускником и участниками его социальной сети, продуктивной работы в команде.

Супервизия предназначена для увеличения целенаправленности профессиональных действий, повышения квалификации и степени удовлетворенности собственной работой специалиста сопровождения.

Workshop - активный развивающий метод групповой работы, суть которого заключается в интенсивном взаимодействии участников с целью актуализации опыта и получения динамического знания.

Педагогическая гостиная предназначена для совместного обсуждения проблем, возникающих в процессе сопровождения, и поиска их решения специалистами, включенными в сопровождение.

Психолого-педагогический практикум направлен на формирование профессиональных и личностных компетенций у специалистов сопровождения, позволяющих грамотно планировать и осуществлять педагогическое взаимодействие с выпускниками; на профилактику «эмоционального выгорания», профессиональной деформации.

Кейс-метод - многоаспектная технология. Она предполагает определение проблемы и формирование путей ее разрешения на основе кейса (письменного описания какой-либо реальной ситуации), который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для выбора варианта эффективных действий.

Кроме того, в регионах проводятся индивидуальные и групповые консультации, консилиумы, «круглые столы», конференции.

В заключении необходимо отметить взаимосвязь создания системы работы на региональном уровне, эффективность ее работы и наличия подготовки кадров для организации и осуществления работы по поддержке и сопровождению выпускников. Основная цель подготовки - внедрение инновационных технологий, в первую очередь основанных на индивидуальном подходе к организации постинтернатного сопровождения.

Литература

1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений / И.А. Бобылева. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 175 с.

2. Куратор выпускника интернатного учреждения: индивидуальное сопровождение: Методическое пособие / И.А. Бобылева, А.А. Аббасова, Н.Н. Ракити-на, Г.В. Дьячкова; под ред. И.А. Бобылевой. - М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2011. - 136 с.

3. Модули программ повышения квалификации и учебно-методических комплексов для специалистов, обеспечивающих реализацию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/experience/moduli2/ (Дата обращения:18.02.2015).

4. Ослон В.Н. Аналитическая справка по результатам опроса регионов о ситуации в сфере профессиональной подготовки кадров для системы профилактики социального сиротства и развития семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.Н. Ослон // Методические рекомендации специалистам, обеспечивающим реализацию программ повышения квалификации по вопросам профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Под науч. ред. Г.В. Семья. - М.: Вариант, 2013. - С. 4-14.

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/9637 (Дата обращения: 26.01.2011).

6. Постинтернат: конструктор системы сопровождения / И.А. Бобылева. И.Е. Доненко, О.В. Заводилкина и др.; под ред. И.А. Бобылевой - М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2013 г. -40 с.

7. Правовая компетентность специалистов, осуществляющих функции опеки и попечительства несовершеннолетних. - М.: АНО «ЦНПРО». - 2012. - 298 с.

8. Семья Г.В. Результаты федерального мониторинга социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попече-

ния родителей, 2010-2011 гг. / Г.В. Семья // Региональные программы социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (30 июня - 1 июля 2011 г., г. Смоленск) / Сост. И.А. Бобылева. - М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2011. - С. 34-63.

9. Тренинговая программа эффективного взаимодействия специалистов, работающих с выпускниками интернатных учреждений: Методическое пособие / Под ред. М.Л. Бобровой, Н.И. Янушко. - Мурманск, 2012. - 68 с.

10. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [электронный ресурс] -Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/ (Дата обращения: 20.04.2014).

11. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173312/ (Дата обращения: 13.05.2014).

© Бобылева И.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.