РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН)
9
W.
СОЦИАЛЬНЫМ КАПИТАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматривается сущность понятия «человеческий капитал», анализируются способы увеличения человеческого капитала школы.
Ключевые слова: человеческий капитал, социальный капитал, методическая служба школы, повышение профессионального мастерства
Прослушав лекции и приняв участие в мастер-классах доктора педагогических наук, профессора Института образования НИУ ВШЭ, главного редактора журнала «Директор школы» Константина Михайловича Ушакова в рамках программы повышения квалификации директоров школ в Институте развития образования Республики Татарстан, я познакомилась с интересным для меня понятием социального капитала.
Любая образовательная организация имеет профессиональный капитал. Важнейшими частями этого капитала является капитал человеческий и капитал социальный. Человеческий капитал — это сумма моих или ваших знаний, умений и навыков, которые реализуются в личной или общественной деятельности. Именно человеческий капитал наших организаций и есть предмет нашей головной боли, всегда хочется, чтобы наши подчиненные были более профессиональны, умелы, креативны и т.д.
З. Ф. Хасанова
Директор МБОУ «Кощаковская СОШ» Пестречинского района Республики Татарстан E-mail: [email protected]
Zulfiya F. Hasanova, Director of "Koshchakovskaya Secondary School" Pestrechinsky district, the Republic of Tatarstan
Как цитировать статью: Хасанова З. Ф. Социальный капитал образовательной организации как фактор формирования коллектива в современных условиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С. 61-74.
Традиционный способ увеличения человеческого капитала школы — это повышение квалификации педагогов в сторонних организациях, т.е. за счет внешних ресурсов. Относительно этого способа можно сказать следующее: мировой опыт говорит, что он хорошо срабатывает только в очень неразвитых образовательных системах с низким уровнем квалификации персонала и слабыми образовательными традициями.
Социальный капитал определяется наличием устойчивых профессиональных связей между людьми.
Как следствие, наличие социального капитала означает активный обмен информацией, взаимообучение. Речь идет именно о профессиональных связях, оставляя в стороне личные привязанности и симпатии.
Если есть как минимум два педагога, между ними может существовать только одна связь, если их три, то связей уже три, если четыре, то связей — шесть, если людей пять, то максимальное число возможных связей — десять, если десять, то связей уже сорок пять.
Связи эти возникают и существуют не по приказу, а в силу высокого уровня доверия между этими людьми. Они обсуждают свои профессиональные проблемы, наблюдают за деятельностью друг друга, вследствие этого меняют свою практику работы. Они учатся друг у друга, повышая свой человеческий капитал. И это самый эффективный способ его наращивания. Если, конечно, эти связи есть.
Социальный капитал — способность людей к самоорганизации и совместным действиям для достижения общей цели. Эта способность основана на доверии (доверяют ли учителя друг другу?), на наличии или отсутствии практики взаимодействия (умеют ли учителя взаимодействовать?), а также на корпоративных нормах (считается ли в коллективе взаимодействие и сотрудничество приемлемым организационным поведением?)[1].
В августе 2016 года я возглавила Кощаковскую среднюю школу. Об учителях этой школы я была наслышана — это специалисты с большой буквы в своих областях. Придя в новый коллектив, я начала интересоваться, какую же структуру имеет наша организация и много ли в ней профессиональных связей.
В МБОУ «Кощаковская СОШ» Пестречинского МР РТ работает 27 педагогов, большая часть которых имеет внушительный трудовой стаж и богатый педагогический опыт. Но с каждым годом коллектив школы пополняется молодыми специалистами, владеющими знаниями о современных технологиях, но не имеющими достаточных навыков преподавания.
Традицией было наставничество опытных педагогов над молодыми специалистами. Однако старшее поколение с трудом принимало все нововведения в системе образования. В условиях современного, быстро меняющегося мира в системе образования ежедневно появляются все новые и новые образовательные технологии, владеть которыми обязан каждый учитель. Таким образом, возникла потребность объединить опыт старших и мобильность молодых через реализацию образовательного проекта «Мы ВМеСТЕ!».
Благодаря реализации данного проекта мы планируем спрогнозировать поведение сотрудников и развитие нашей организации, избежать ошибок, принять верные управленческие решения.
Во время работы над формированием социального капитала каждого сотрудника становится очевидной необходимость формирования среды, комфортной для работы профессионалов, для создания новых интересных форм взаимодействия, снятия перегрузки, стимулирования коллективных, а не индивидуальных методов работы, формирования общего информационного и методического поля.
Реализация проекта «Мы ВМеСТЕ!» будет проходить по пяти направлениям, необходимым для решения поставленных задач:
Мы — Методическое сопровождение;
В — Валеологическое сопровождение;
Ме — «Методическая копилка»;
С — Социальный капитал;
Т — «Творческие мастерские»
Е — «Единство»
Коротко расскажу о специфике каждого из выбранных мной направлений.
1. Методическое сопровождение
Скажи мне — и я забуду;
Покажи мне — и я запомню;
Дай сделать — и я пойму.
Китайская притча
Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприят-
ных условиях, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Такой учитель глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, основы которой преподает, он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события, он постоянный читатель популярных журналов, которые любят его воспитанники. Но одних знаний мало. Учитель может знать и любить предмет, но не владеть умением донести свои знания до учащихся.
Все педагоги школы регулярно, один раз в три года, должны проходить курсовую переподготовку. Но этого недостаточно для того, чтобы успешно решать многообразные проблемы образовательного процесса. Значит, необходимо сделать процесс повышения профессионального уровня учителей непрерывным и систематическим, организовать работу так, чтобы каждый учитель в период между курсами учился, оттачивая свое педагогическое мастерство. Поэтому для решения этой задачи в МБОУ «Кощаковская СОШ» существует методическое сопровождение образовательного процесса.
Реализация деятельности педагога, оказание помощи педагогу путем использования активных методов и форм повышения квалификации.
На этом этапе методическая служба школы предлагает педагогам разнообразные виды и формы работы (коучинг-семинары, консультирования, дискуссии, тренинги, тематические педсоветы, деловые игры и т.д.).
На повышение профессионального мастерства каждого педагога направлена методическая работа образовательного учреждения и методической службы района. Совместно с районным отделом образования организуются семинары, круглые столы, конференции, мастер-классы.
Рассмотрев методическое сопровождение как условие повышения педагогического мастерства, можно сделать следующий вывод: сегодня нужны педагоги, способные включиться в процессы обновления образования, владеющие компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающие и осознающие новую миссию учителя. Для решения задач современного образования необходима иная качественная подготовка и переподготовка учителя. Для обеспечения непрерывного процесса совершенствования профес-
сиональных компетенций учителя необходимо применять современные передовые технологии повышения квалификации, используя внутренние ресурсы школы.
Эффективные современные формы методического сопровождения, используемые в нашей образовательной организации,— это коучинг-сес-сии и педагогические туры.
2. Валеологическое сопровождение
Педагогическое творчество — сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать.
В. А. Сухомлинский
Только здоровый учитель может обучать и воспитывать здорового ребенка. Поэтому одним из основных направлений проекта стало сохранение профессионального здоровья педагога.
Работа учителя требует большого количества жизненной энергии, ежедневно он подвержен стрессам, поэтому очень важно обеспечить в школе условия для психологической разгрузки — комнату релаксации, где в свободное от уроков время учитель может погрузиться в атмосферу, позволяющую отдохнуть, снять стресс и получить заряд энергии. В кабинете должна быть удобная мебель, массажное кресло, успокаивающая музыка, световой фонтан, воздушно-пузырьковые трубки, интерактивный свето-звуковой фонтан, фитобар.
Функционирование в нашей школе кабинета релаксации позволит учителям уменьшить нервное напряжение, обрести умение абстрагироваться от проблем, расслабляться, находить выход из стрессовых ситуаций, обретать физическое и эмоциональное равновесие и будет способствовать профилактике таких заболеваний, как невроз, ишеми-ческая болезнь сердца, гипертония.
3. Методическая копилка
Для развития практики конструктивного взаимодействия между учителями МБОУ «Кощаковская средняя общеобразовательная школа» был создан редакционно-издательский отдел «Методическая копилка». Редакционно-издательский отдел является структурным подразделением
и образован для оперативного распространения школьной и педагогической информации (администрация, педагог, воспитатель группы продленного дня), ее обобщения и актуализации как на уровне школы, так и на уровне района. Деятельность отдела носит общественный характер.
При каждом методическом объединении созданы «Школы мастерства» (с обязательным годовым планированием курса лекций и занятий). Основная цель их деятельности — организация работы по развитию творческого потенциала и мастерства участника группы.
Интересным опытом реализации направления «Методическая копилка» является введение «образовательного минимума» и создание единой базы оценочно-измерительных материалов нашей школы для формы контроля уровня усвоения учебного материала.
Образовательный минимум (далее ОМ) — это минимальный обязательный объем знаний, умений и навыков, без которого невозможно дальнейшее усвоение учебного материала. Задачами проведения ОМ является контроль (с последующей коррекцией) за усвоением минимального, необходимого для дальнейшего обучения объема знаний по предметам учебного плана в соответствии с образовательным стандартом, стимулирование познавательной активности обучающихся через зачетную систему, ликвидация пробелов в знаниях, реализация индивидуального подхода в образовании. Образовательный минимум проходит по графику раз в четверть (в последние две недели четверти, но не более чем по двум предметам в день) с обязательным приглашением администрации. Контрольно-измерительные материалы (далее КИМы) ОМ выставлены на сайте школы по четвертям. На каждого ребенка мы завели индивидуальную зачетную книжку. Оценивается сдача ОМ по системе зачет / незачет. Если обучающийся получает «незачет», он пересдает ОМ после анализа его ошибок учителем и соответствующей корректирующей работы. Важен обязательный положительный итог для повышения самооценки каждого ученика. Когда ОМ сдает весь класс, в присутствии администрации, с выставлением отметки в зачетную книжку, это событие для учащегося переходит в разряд значимых, возникает чувство здоровой конкуренции и желание сдать зачет с первого раза.
Как и любое нововведение, ОМ вначале вызвал противоречивые отзывы как обучающихся и родителей, так и самих педагогов. Одним казалось, что это очень нужное нововведение, так как порой бывает, что
недоученная в должной мере в начальных классах таблица умножения не дает возможности усваивать программный материал основной школы и т.п. Другие же начали опасаться, что это лишняя нагрузка на учителей и учащихся. Поэтому на этапе введения ОМ в систему промежуточного контроля мы предоставили самим работающим в классах учителям разработать контрольно-оценочные материалы и выбрать форму проведения ОМ, объяснив, что содержание данного типа зачета должно иметь минимальный и самый необходимый для дальнейшего освоения учебного предмета объем — тот, который в соответствии с программой проходился в данной четверти. Таким образом, систематически посещающий занятия и прилежно занимающийся обучающийся не должен тратить дополнительное время на подготовку к ОМ. А те обучающиеся, которые по тем или иным причинам имеют пробелы в знаниях, будут иметь возможность восстановить их до минимального необходимого уровня, без которого они не смогут успешно продолжить обучение. Для образца мы предложили учителям КИМы ОМ, разработанные педагогами гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга. Однако большинство учителей составили свои минимумы, используя разные интересные формы (устный зачет по основным понятиям и терминам, письменный зачет на умение применять на практике заученные формулы и правила, устный зачет по татарской и английской лексике по презентации). Зачеты в устной форме позволяют дополнительно отрабатывать навыки устной речи, умение выступать перед публикой. Зачеты в письменной форме на заранее разработанных бланках занимают по времени не более 15-20 минут, так что исключают переутомление обучающихся и проверка их по ключам не занимает у учителя много времени. Уже во второй четверти ребята сдавали ОМ совершенно спокойно, сами приглашали администрацию и соревновались в количестве «зачетов» в зачетной книжке (кстати, обучающиеся средних и старших классов сами склеивали распечатанные заготовки для зачеток). А чтобы успокоить родителей, ребята из 7-го класса смонтировали небольшой фильм про образовательный минимум в нашей школе для родительского собрания.
На следующий год мы планируем продолжить практику ОМ. Но нам бы хотелось, чтобы КИМы для ОМ были утверждены к 1 сентября 2017 года школьными методическими объединениями.
Уже в этом году мы увидели, что обязательное проведение ОМ:
- во-первых, держит в «тонусе» самих обучающихся, так как они знают, что если расслабятся в течение четверти, то в конце их ждет большая нагрузка по сдаче ОМ-ов по всем предметам, избежать которой не удастся;
- во-вторых, позволяет педагогам не только объективно оценить уровень обученности каждого ребенка, но и вовремя провести корректирующие мероприятия по устранению пробелов в знаниях;
- в-третьих, создает положительную мотивацию к учению через визуализацию своего результата в зачетной книжке.
4. Социальный капитал
Придя к выводу о том, что социальный капитал — это один из ресурсов повышения педагогического мастерства коллектива, но не имея, к сожалению, возможности провести исследование своей школы на социальный капитал, я решила провести эксперимент, чтобы понять, насколько коллектив готов к сотрудничеству, и увидеть реальный потенциал развития структуры.
Был проведен опрос и задан всего один вопрос: «К кому из своих коллег вы обратитесь за помощью в случае профессиональных затруднений? Назовите до пяти педагогов». Я вручную обработала ответы и увидела такую картину:
Здесь мы видим как односторонние, так и двусторонние связи. Картина красивая, но после того как мы оставим только двусторонние связи, картина меняется:
е
Результаты заставляют задуматься:
1. Мы видим людей, которые ни с кем не связаны, т.е. тех, кто считаются группой риска к профессиональному выгоранию.
2. Мы видим, что в организации существуют «диады» — устойчивые группы, состоящие из двух человек, но отсутствуют «триады» — группы из трех человек. «Триады» считаются самыми устойчивыми группами.
3. Чем сложнее структура, чем больше профессиональных устойчивых связей, тем крепче организация.
Глядя на последнюю схему, я поняла: надо работать над формированием эффективных профессиональных связей в коллективе, вот почему актуально для нашего коллектива решение следующих задач:
• как создать больше качественных профессиональных взаимодействий в школе;
• как сделать связи между учителями более содержательными, полезными профессионально;
• и главное, как за счет постоянных взаимодействий повысить качество преподавания в школе.
Вот здесь не надо изобретать велосипед. Команда Константина Михайловича Ушакова после прохождения исследования социального капитала организации предлагает две опции:
1. Пройти 100-дневный практический курс, который предлагает готовую пошаговую модель. Технология уже разработана и нужно лишь следовать указаниям.
2. Проложить свой путь, т.е. создать или подобрать свою технологию, используя предоставленные материалы [1].
Итак, несколько диад, коротких цепочек, вот и все... Еще раз напомню, это хорошая школа. Можно предположить, чем она могла бы быть. Какие ресурсы на самом деле не используются. А могла бы она быть и, может быть, станет, обучающимся сообществом. Само по себе оно не создается.
Трудную и медленную работу по усложнению реальной структуры своей организации может делать только руководитель. Я бы, например, для начала сосредоточила внимание на создании диад, пар. Не сбрасывая со счетов и попытки создать более сложные конфигурации. Чтобы они (диады) стали устойчивыми, нужно предложить понятную и значимую для них деятельность.
Собственно, это и есть управление организацией — управление связями.
В этом контексте главная задача руководителя — наращивать социальный капитал каждого члена организации и организации в целом, т.е. помогать создавать и развивать профессиональные связи каждого.
В этом случае перед нами стоят грандиозные по трудности задачи.
Например, чтобы эти связи поддерживать, чтобы профессиональное взаимодействие стало элементом культуры вашей школы, привычкой, нужно, чтобы для этого было время. А значит, нужно бороться (вопреки общему тренду) с перегрузкой учителей (особенно хороших).
Еще одна сложность — как стимулировать свои кадры. Если деятельность становится в большей степени совместной, то нельзя, чтобы при этом люди вознаграждались по-разному. Оплата за личный успех разобщает людей.
В конце концов нам будет мешать привычка педагогов работать независимо. На этом пути не будет очень быстрых результатов — мы решим стратегическую задачу — создание среды, комфортной для работы профессионалов.
Среду для работника, его рост или апатию формирует наличие или отсутствие постоянного профессионального взаимодействия с коллегами.
Именно это взаимодействие, требующее интеллектуальных усилий, уменьшает профессиональное одиночество, расширяет круг профессиональных задач и интересов, дает возможность получить признание коллег-профессионалов, предохраняет от «выгорания» и усложняет ее
до ныне потерянного уровня высокоинтеллектуальной и ответственной профессии.
5. Творческая мастерская
Педагог живет до тех пор, пока учится сам.
К. Д. Ушинский
Творческие мастерские педагогов — это технологии, охватывающие любой возраст: от молодого педагога до педагога с большим стажем и опытом, это особый предмет в области образования, так как только эти технологии могут соответствовать новой педагогической философии и прежде всего философии образовательных целей: ведь главное не формировать гармоничную личность, а создавать условия для ее самореализации; не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции; не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя право на ошибку и право на сотрудничество.
Работа нашей творческой мастерской организована с целью создания условий для распространения актуального опыта использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, для профессионального роста ИКТ-компетентности педагогов, организации диалога с коллегами-преподавателями по предметной направленности и определили работу нашей мастерской по следующим направлениям:
• Фестиваль открытых уроков «Школа молодого педагога» (участвуют молодые учителя);
• Фестиваль «Педагогический дебют» (для учителей, только приступивших к преподавательской деятельности);
• Фестиваль «Панорама педагогических достижений» (участвуют все педагоги, в том числе имеющие награды, победители республиканских, всероссийских профессиональных конкурсов и т.д.);
• Фестиваль престижа и статуса классных руководителей «Самый «классный» классный» (участвуют классные руководители);
• Фестиваль учебных кабинетов «Лучший класс для вас» (участвуют все желающие учителя);
• Конференция НИМП (научно-исследовательские мультимедийные проекты) (участвуют творческие группы учителей и обучающихся).
НИМП — ежегодная апрельская конференция научно-исследовательских мультимедийных проектов. Каждое школьное методическое объединение учителей-предметников совместно с обучающимися-раз-работчиками представляют свои проекты. Критериями участия в таком фестивале является не только научная, но и творческая презентация проекта. Данная конференция позволяет участникам проекта погрузиться в проблему и изучить ее всесторонне, найти нестандартные подходы к решению поставленных задач.
Работа в творческой мастерской должна подчиняться следующим принципам:
Принцип диалога. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
Принцип свободы и равенства. Реализуется через безоценочную деятельность — отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской; создание условий эмоционального комфорта и творческой раскованности (реализация принципа «педагогики успеха»).
Принцип права выбора (наличие большого выбора методических наработок). Создает ощущение свободы и возможности самореализации; содействует формированию интереса к чужому опыту, дает толчок для саморефлексии.
Принцип организации пространства. Ограничение участия практической деятельности руководителя (в нашем случае методиста по информационному обеспечению) как авторитета на всех этапах мастерской и «социализация» (предъявление каждым участником, группой или парой своего творческого продукта).
Формой отчета творческой мастерской является конечный продукт (за один год работы) — мультимедийный диск с лучшими наработками (мастер-классы, дидактический материал, электронные ресурсы) по предметным областям.
Результатом работы творческой мастерской будет не только созданный общими усилиями банк лучших наработок, но и сам процесс работы заседаний — сотрудничество и сотворчество педагогов, общение
и обмен опытом, что в конечном счете приведет к повышению качества образовательного процесса.
В процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия, доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма актуально в современной жизни.
Все это содействует, несомненно, воспитанию толерантности и обучению этике поведения.
Одно из замечательных качеств мастерской — то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.
6. Единство
Фундаментом задуманного проекта мы считаем направление «Единство». Оно включает в себя все наши совместные мероприятия: творческие и спортивные, экскурсии, участие в конкурсах, проходящих в течение года. Финалом каждого учебного года мы видим фестиваль творческих идей «Ступеньками творчества — к вершинам профессионализма». В нем примут участие родители, учащиеся, социальные партнеры школы.
Целью Фестиваля является популяризация современных педагогических идей, создание содружества педагогов, обучающихся и их родителей, поддержка новых технологий в организации образовательного процесса, направленных на рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе, повышение качества и обновление содержания образования.
Фестиваль проводится по следующим направлениям:
- «Классная семья» — творческие, спортивные, интеллектуальные конкурсы для обучающихся и их родителей;
- «Лучший творческий проект» — принимаются любые разработки, пособия, сценарии, методические и технологические разработки;
- «Лучший мастер-класс» — принимаются авторские разработки любой направленности;
- «Лучшие работы учеников» — принимаются работы учеников любой направленности и тематики.
Тематика, содержание и объем материалов, представляемых участниками Фестиваля, не имеют ограничений, кроме того, что эти материалы
должны относиться к одному или нескольким направлениям Фестиваля, носить педагогический характер, быть актуальными и применимыми.
Любой проект направлен на достижение поставленной цели. Помогает в этом оценка реализации промежуточных этапов. Проводя исследование социального капитала нашей организации на начальном, промежуточном и конечном этапах, мы сможем оценить правильность выбранного нами направления и убедиться в эффективности нашего проекта.
Литература
1. Информационно-аналитическая система Директория, «Издательская фирма «Сентябрь», 20132017. [Электронный ресурс]. URL: http://direkttoria/org (дата обращения: 30.06.2017).