СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.1
ББК Ч424 ГСНТИ 14.15.15 Код ВАК 13.00.00
Бабушкина Александра Сергеевна,
заместитель директора по учебной деятельности, Гимназия № 47 г. Екатеринбурга; 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, д. 24а; e-mail: babushkini_3@mail.ru
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сетевое взаимодействие; универсальные учебные действия; федеральные государственные образовательные стандарты; педагогический УниверсУм; мобильные уроки; методические сессии; фасилитационные сессии; форсайт-сессии; педагогические лаборатории.
АННОТАЦИЯ. Автор статьи рассматривает сетевое взаимодействие между образовательными организациями как одно из направлений реализации управленческой модели сопровождения педагогов в процессе повышения их профессиональной компетентности. Автор акцентирует внимание на формах сетевого взаимодействия, которые нашли применение в практике методической работы Гимназии № 47 города Екатеринбурга: мобильные уроки, методические сессии, фасилитационные сессии, форсайт-сессии, педагогические лаборатории.
Babushkina Alexandra Sergeyevna,
Deputy Director for Academic Activity, High school 47, Ekaterinburg, Russia.
PEDAGOGICAL INTERACTION IS THE PATH TO DEVELOPMENT NETWORK COOPERATION OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS AS A SOURCE OF PROFESSIONAL COMPETENCE ADVANCEMENT
KEYWORDS: network interaction; Universal Learning Activities; Federal State Educational Standard; Pedagogical UniversUm; mobile lessons; methodological sessions; facilitation sessions; foresight sessions; pedagogical laboratories.
ABSTRACT. The article considers pedagogical interaction between educational organizations as one of the directions of implementation of the managerial model of accompanying teachers in the process of increasing their professional competence. The author focuses on the forms of pedagogical interaction that have found application in the practice of the methodological work of High school No. 47 in Ekaterinburg: mobile lessons, methodological sessions, facilitation sessions, foresight sessions, pedagogical laboratories.
Современной школе сегодня нужны педагоги, которые будут не только специалистами по преподаванию отдельного учебного предмета, но и, прежде всего, специалистами по развитию и сопровождению ребенка. В 2013 г. Министерством труда и социальной защиты РФ подписан приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»». Согласно профстандарту общие трудовые функции педагога заключаются в педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса и основных общеобразовательных программ. Установлен перечень требований в части трудовых действий, необходимых умений, знаний и других характеристик [6]. Процедура самоанализа Гимназии № 47 города Екатеринбурга на предмет соответствия требованиям профстандарта показала необхо-
димость повышения профессиональной компетентности педагогического коллектива.
Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов в связи с принятием профессионального стандарта «Педагог» обозначена и в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. (далее ФЦПРО). Как одно из решений данной проблемы в ФЦПРО предусматриваются проведение мероприятий по созданию сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, конкурсная поддержка школьных инициатив и сетевых проектов [13].
С целью повышения профессионального уровня педагогического коллектива Гимназия № 47 г. Екатеринбурга на протяжении нескольких лет практикует сетевое взаимодействие с образовательными организациями общего образования (МАОУ «Ли-
© Бабушкина А. С., 2017
цей № 21» г. Первоуральск, МОУ СОШ № 23 р. п. Свободный Свердловской области, МБОУ СОШ «Школа будущего» в Калининградской области, Областная физико-математическая школа г. Тюмень, МБОУ «Гимназия № 3» г. Самара, ГБОУ «Школа № 2121» г. Москва), образовательными центрами (Педагогическое сообщество учебного проектирования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», Международный центр по профессиональному развитию ITC Professional Development в Эстонии, Центр «Правила игры» г. Москва).
В 2017 г. Гимназией № 47 разработан проект сетевого взаимодействия с образовательными организациями по развитию профессиональной компетентности педагогов «Педагогический УниверсУм (сетевой формат)», который успешно прошел экспертную оценку на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации (Гимназия стала грантополучателем Конкурса ФЦПРО-2.3-03-01 «Система управления качеством образования в школе»). В соответствии с задачами Проекта в части повышения профессионального мастерства педагогов (овладение современными педагогическими технологиями, моделирование многофункционального образовательного пространства, разработка инструментария оценки результатов и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся) новыми партнерами Гимназии стали Гимназия № 5 г. Чебоксары, МАОУ № 146 г. Казани, МОУ СОШ № 26 г. Вологды, Лицей № 144 г. Санкт-Петербурга, МБОУ СОШ № 3 и МБОУ СОШ № 43 г. Самары, МБОУ СШ № 94 МБОУ и СОШ № 4 г. Красноярска, а также Красноярская университетская гимназия № 1 «Универс».
Основой проекта стала вертикальная модель сетевого взаимодействия, суть которой заключается в социальном партнерстве равноправных субъектов, когда каждая образовательная организация выступает учебным ресурсным центром. Организация в статусе ресурсного центра обеспечивает сопровождение процесса повышения профессионального мастерства кадрами, методическими материалами, программами, оборудованием. Данная модель позволяет повысить профмастерство педагогов за счет привлечения внешних ресурсов (кадровых, научно-методических, организационных). Взаимодействие между партнерами организуется посредством педагогических объединений в формате семинаров, вебинаров, практикумов, сессий, конференций, форумов.
По каждой вертикальной линии «Гимназия № 47 - организации-партнеры» реализуется определенное направление:
- современные педагогические технологии: МОУ СОШ № 23 р. п. Свободный Свердловской области (стратегии смыслового чтения), Областная физико-математическая школа г. Тюмени и МАОУ № 146 г. Казани (сингапурские практики), МБОУ СШ № 94 и МБОУ СОШ № 4 г. Красноярска, а также Красноярская университетская гимназия № 1 «Универс» (дельта-тестирование), МБОУ Гимназия № 3, МБОУ СОШ № 3 и МБОУ СОШ № 43 г. Самары (би-лингвальное обучение);
- многофункциональное образовательное пространство: МАОУ «Лицей № 21» г. Первоуральска, МБОУ СОШ «Школа будущего» Калининградской области, Гимназия № 5 г. Чебоксары;
- инструментарий оценки результатов обучающихся: ГБОУ Школа № 2121 г. Москвы, МОУ СОШ № 26 г. Вологды, Лицей № 144 г. Санкт-Петербурга;
- индивидуальные образовательные маршруты: Областная физико-математическая школа г. Тюмени, Красноярская университетская гимназия № 1 «Универс», Гимназия № 5 г. Чебоксары;
- теоретические основы и методология: педагогическое сообщество учебного проектирования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», Международный центр по профессиональному развитию ITC Professional Development в Эстонии, Центр «Правила игры» г. Москва.
Основными организационными формами педагогов в рамках сетевого взаимодействия являются сетевые пары и проблемно-творческие лаборатории. Гимназией № 47 накоплен опыт работы сетевых пар в сотрудничестве с Гимназией № 3 города Самары. Апробированы такие типы пар, как «молодой педагог + педагог-наставник», «учитель иностранного языка + учитель второго иностранного языка», «учитель иностранного языка + учитель-естественник / математик / историк». Результатом данного сотрудничества стали мобильные уроки. Это огромный ресурс для профессионального роста и развития педагогов. Мобильные уроки - активная форма организации педагогической деятельности в нестандартных условиях: незнакомая аудитория обучающихся (из организаций-партнеров), работа в паре (педагог Гимназии № 47 + педагог организации-партнера), межпредметное содержание урока. Мобильные уроки обеспечивают развитие у педагогов целого ряда навыков, обеспечивающих
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 12
27
успешность коммуникативных действий: участие в коллективном обсуждении, интеграция в группу и продуктивное сотрудничество, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Получают импульс развития и регулятивные действия: планирование и организация деятельности, самоконтроль, самооценка, прогнозирование. Среди познавательных действий стоит отметить развитие умения применять методы информационного поиска, моделирования, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
МОУ СОШ № 26 г. Вологды стала партнером в работе проблемно-творческой лаборатории по разработке рубрик оценивания результатов деятельности обучающихся. Теоретико-методическая работа была внедрена в практику образовательных организаций (Гимназии № 47 и МОУ СОШ № 26). Результаты апробации обобщены на методических сессиях, которые проходили на базе Гимназии № 47 и школы № 26 г. Вологды. Методические сессии - это комплекс форм организации и педагогического взаимодействия, он включает в себя установочные семинары, открытые уроки с использованием современных педагогических технологий, семинары-практикумы, мастер-классы, рефлексивно-педагогические площадки.
Практикой стали и взаимообучающие семинары. Так, за последние три месяца команда Гимназии № 47 участвовала в семинарах и учила сама на базе Гимназии № 3 и школ № 3 и № 43 г. Самары, Гимназии № 5 г. Чебоксары, МАОУ № 146 г. Казани, Лицея № 144 г. Санкт-Петербурга, школ №№ 4, 7 и 94 г. Красноярска, а также Красноярской университетской гимназии № 1 «Универс». Тематика данных методических событий довольно разнообразна: сингапурские практики, дельта-тестирование, гендерное образование, критериальное и формирующее оценивание, модель современного урока и образовательного пространства по ФГОС, формирование и развитие универсальных учебных действий, индивидуальные учебные планы и т. д.
Результативной является форма методического сопровождения по отработке образовательных механизмов определенной тематики. На начальном этапе проводится серия обучающих семинаров, разрабатываются идеи по практическому применению и конструкты уроков. На втором этапе проводятся уроки с использованием изучаемой технологии или каких-либо практик / приемов. На третьем этапе анализируются уроки, определяются сильные стороны и зоны
коррекции, формулируется практическое задание и проводится обобщающий семинар. В данном формате осуществляется взаимодействие с образовательными организациями Самары и поселка Свободный. Тьютором является директор Гимназии № 47. Обучение проводится на базе организаций-партнеров.
Самым масштабным событием в рамках программы сетевого взаимодействия является Форум лидеров образования, когда лучшие представители образовательных организаций выступают с докладами, проводят мастер-классы, уроки, педагогические лаборатории, тест-драйвы, форсайт-сессии, семинары, фасилитационные сессии, устраивают творческие кофе-паузы (совместные проекты учителя и учеников). Главная цель Форума, который проходит в течение трех дней, - совместная методическая работа, полное погружение в проблематику заявленной темы. Форум 2016 г. собрал на своих площадках тех, кому была интересна тема «Современный урок: новые возможности и результаты». В работе Форума приняли участие 154 педагогических и руководящих работника из пяти федеральных округов: Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Уральского, Сибирского. VI Форум лидеров образования в марте 2018 г. будет посвящен созданию образовательного пространства в контексте ФГОС (работа Форума будет сопровождаться онлайн-транс-ляцией). В рамках Форума традиционно проходит финал гимназического конкурса методических объединений и проблемно-творческих лабораторий, что дает возможность приглашенным увидеть изнутри особенности методической системы Гимназии, а самой Гимназии - получить обратную связь - оценку профессионального сообщества, которая позволяет судить о целесообразности реализуемой практики.
Еще один успешный проект сетевого взаимодействия - «Педагогическая интернатура». Это, на наш взгляд, эффективная форма скоординированной деятельности Уральского государственного педагогического университета и МАОУ Гимназия № 47 по развитию профессиональной компетентности будущих педагогов, представленная совокупностью творческих мастерских учителей-наставников и методистов, а также непосредственной практической деятельностью педагогов-интернов на базе образовательной организации.
Средняя наполняемость группы интернов составляет 17 человек. Занятия в интернатуре проходят на базе Гимназии № 47 и направлены на развитие профессиональных компетенций: индивидуального педагогического стиля, готовности к образователь-
ным инновациям, способности адаптироваться к меняющейся педагогической среде, самообучения, самоорганизации, умения прогнозировать результат и определять эффективные педагогические технологии для его достижения. Погружение в профессию обеспечивают психологические тренинги, индивидуальные беседы, консультации, мастер-классы, методические сессии,
учебные и внеурочные занятия, участие в заседаниях методических объединений, работе проблемно-творческих лабораторий.
Сетевое взаимодействие позволяет осуществлять инновационные подходы в образовании, интегрировать научную и практическую деятельность, обеспечить условия для профессионального развития педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии. - 2008. - № 2. - С. 60.
2. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна : Феникс+, 2005. - 512 с.
3. Кричевский В. Ю. Многогранность управления // Управление современной школой (размышления руководителя) / под ред. В. Ю. Кричевского ; сост. Л. Б. Стуканова, Л. Ю. Гладышева. - СПб. : СПб. ГУПМ, 1997. - C. 204.
4. Лаврентьева Н. Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения. - Барнаул : АлтГТУ-ААЭП, 1998.
5. Мазуренко С. Инновации - это симбиоз государственной политики и рыночных отношений // Известия. - 2008. - 3 дек.
6. Профессиональный стандарт «Педагог» : утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 окт. 2013 г. № 544н.
7. Романченко С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 166-168.
8. Сергеева В. П. Социально-педагогическое сопровождение как научная и социальная проблема // Научно-методический проект социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений : коллект. монография. - М. : Перспектива, 2009. - С. 30-40.
9. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 дек. 2012 г.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 дек. 2010 г. № 1897.
11. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 дек. 2017 г. № 2765-р.
12. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М. ; Томск, 1996.
13. Шадриков В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М. : Просвещение, 1990.
14. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. - М. : Педагогика, 1990.
REFERENCES
1. Azgal'dov G. G., Kostin A. V. Intellektual'naya sobstvennost', innovatsii i kvalimetriya // Eko-nomicheskie strategii. - 2008. - № 2. - S. 60.
2. Golubeva E. A. Sposobnosti. Lichnost'. Individual'nost'. - Dubna : Feniks+, 2005. - 512 s.
3. Krichevskiy V. Yu. Mnogogrannost' upravleniya // Upravlenie sovremennoy shkoloy (razmyshleniya rukovoditelya) / pod red. V. Yu. Krichevskogo ; sost. L. B. Stukanova, L. Yu. Gladysheva. - SPb. : SPb. GUPM, 1997. - S. 204.
4. Lavrent'eva N. B. Pedagogicheskie osnovy razrabotki modul'noy tekhnologii obucheniya. - Barnaul : AltGTU-AAEP, 1998.
5. Mazurenko S. Innovatsii - eto simbioz gosudarstvennoy politiki i rynochnykh otnosheniy // Izvestiya. -
2008. - 3 dek.
6. Professional'nyy standart «Pedagog» : utv. prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 okt. 2013 g. № 544n.
7. Romanchenko S. V. Novshestva, novovvedeniya, innovatsii: opredeleniya i sushchnost' // Molodoy uche-nyy. - 2012. - № 4. - S. 166-168.
8. Sergeeva V. P. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie kak nauchnaya i sotsial'naya problema // Nauchno-metodicheskiy proekt sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya kazhdogo uchashchegosya v deyatel'nosti klassnykh rukovoditeley obrazovatel'nykh uchrezhdeniy : kollekt. monografiya. - M. : Perspektiva,
2009. - S. 30-40.
9. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v RF» № 273-FZ ot 29 dek. 2012 g.
10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya : utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dek. 2010 g. № 1897.
11. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gg. : utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 dek. 2017 g. № 2765-r.
12. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. - M. ; Tomsk, 1996.
13. Shadrikov V. D. Poznavatel'nye protsessy i sposobnosti v obuchenii. - M. : Prosveshchenie, 1990.
14. Shadrikov V. D., Cheremoshkina L. V. Mnemicheskie sposobnosti: razvitie i diagnostika. - M. : Pedagog-ika, 1990.