Научная статья на тему 'Инновационная деятельность как одно из условий развития учреждения дополнительного образования детей: хронология инноваций'

Инновационная деятельность как одно из условий развития учреждения дополнительного образования детей: хронология инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / ИННОВАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ПРОГРАММА / PROGRAM / ПРОЕКТ / PROJECT / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PERSONAL GROWTH / INNOVATIONAL ACTIVITY / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалёва Наталья Викторовна, Бодунова Наталья Валентиновна

В статье отражены содержание и этапы организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалёва Наталья Викторовна, Бодунова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovational Activity as One of the Conditions of Development of an Establish of Children’s Additional Education: The Chronology of Events

This article is about the maintenance and stages of organization of innovational activity of children’s additional education establishment.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность как одно из условий развития учреждения дополнительного образования детей: хронология инноваций»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №1 (06). Июнь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

УДК 374 ББК 74.00 М692

Н. В. Михалёва Иркутск, Россия Н. В. Бодунова Иркутск, Россия

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ дополнительного образования

ДЕТЕЙ: ХРОНОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ

В статье отражены содержание и этапы организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновация, творчество, концепция, программа, проект, воспитание, обучение, личностный рост

N. V. Mihalyova Irkutsk, Russia N. V. Bodunova Irkutsk, Russia

INNOVATIONAL ACTIVITY AS ONE OF THE CONDITIONS OF

DEVELOPMENT OF AN ESTABLISH OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION: THE CHRONOLOGY OF EVENTS

This article is about the maintenance and stages of organization of innovational activity of children's additional education establishment.

Key words: innovational activity, innovation, creativity, concept, program, project, upbringing, learning process, personal growth

© Михалёва Н.В., 2014 © Бодунова Н.В., 2014

Коллектив Дома детского творчества «Созвездие» г. Саянска работает в режиме экспериментальной площадки Областного мегапроекта «Единое воспитательное пространство Иркутской области как фактор развития личности школьника» в рамках президентской инициативы «Наша новая школа» по теме «Дом детского творчества как интеграционная база воспитательного пространства малого города».

В настоящее время, несмотря на новые требования к качеству образования, в дополнительном образовании детей преобладают частные, узконаправленные, бессистемные изменения. Фрагментарное использование новых методик, проведение разовых мероприятий, открытие новых детских объединений и т. п. не способствует формированию личностных и метапредметных результатов. «В деятельности Дома детского творчества «Созвездие» внимание уделяется системному подходу, реализации воспитательного потенциала всех составляющих целостного педагогического процесса, управлению инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей как открытым, гибким воспитательным пространствам, способным реализовать свои цели в динамично меняющейся социально-экономической и социокультурной среде» [Набиева, 2012, с. 3].

Первые шаги в 2004-2006 гг. учреждения дополнительного образования города Саянска делали под руководством к. пед. н., доцента кафедры теории и методики воспитательной работы ИПКРО Натальи Владимировны Самойличенко. В этот период пилотными группами были подготовлены диагностические материалы, проведены констатирующие эксперименты, разработаны проекты Программ развития и программ опытно-экспериментальной работы. В целом была подготовлена база для инновационной деятельности.

С 2006 года под руководством Набиевой Елены Владимировны, к. пед. н., доцента ИПКРО, коллективы учреждений дополнительного образования продолжили работу по разработке и внедрению Программ воспитания.

В ходе опытно-экспериментальной работы в период с 2004 по 2009 год для решения задач единой педагогической концепции образовательных учреждений г. Саянска были разработаны и внедрены программы воспитания во всех учреждениях дополнительного образования, были созданы ресурсные центры-сообщества: Центр подготовки старшеклассников к службе в рядах Российской Армии в Центре детского и юношеского технического творчества (ЦДЮТТ), Эколого-трудовое сообщество «Лесничество» в Детском образовательно-оздоровительном центре (ДООЦ), Центр эстетического воспитания «Затея» в Доме детского творчества (ДДТ), «Воскресная школа здоровья» в Детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), «Агентство добрых дел» в Межшкольном учебном комбинате (МУК). Деятельность центров-сообществ осуществлялась в каждом учреждении дополнительного образования в соответствии с разработанными целевыми программами. Результатом инновационной деятельности стала положительная динамика ценностного отношения воспитанников к Отечеству (ЦДЮТТ), к Труду (ДООЦ), к Прекрасному (ДДТ), к Здоровью (ДЮСШ), к Добру (МУК) в среднем от 2 до 7%.

Работа учреждений дополнительного образования в экспериментальном режиме в 2004-2009 годах показала, что инновационная деятельность является одним из основных условий, обеспечивающих развитие, поэтому после объединения трех учреждений дополнительного образования в одно - Дом детского творчества «Созвездие» - педагогический совет объединенного учреждения в апреле 2010 утвердил программу развития на 2010-2015 годы. «Инновационные процессы в современной образовательной практике, их методическое и исследовательское сопровождение является одним из наиболее значимых направлений. Современный этап развития Дома детского творчества (2010-2015 гг.) включает: моделирование и построение воспитательного пространства, разработку, апробацию и реализацию Программы творческого развития, целевых программ, обеспечивающих интеграцию с образовательными учреждениями города; создание «зон поддержки» (например

работа с родителями в клубах по месту жительства, организация деятельности творческих площадок и др.), способствующих индивидуальному вхождению ребенка в воспитательное пространство; обеспечение системы повышения профессиональной компетентности педагогов и др.» [Набиева, 2012, с. 3].

Педагогическая концепция «Творческое развитие личности» определила цель воспитания и обучения: личность творческая, рассматриваемая как носитель культуры творческой деятельности, устремленная к самоутверждению, обладающая достоинством, определяемым как ключевое образование в личностной структуре Человека, как результат творческой деятельности.

Рассматривая в качестве методологической основы педагогической деятельности Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, коллектив Дома детского творчества «Созвездие» г. Саянска руководствуется идеей исключительно творческой направленности дополнительного образования детей. Потому что именно творческая деятельность побуждает ребенка находить свой собственный путь, создает юному человеку условия полноценного проживания детства, расширяет пространство детского благополучия. В связи с этим основообразующим ядром в определении содержания обучения и воспитания определено ценностное отношение к Творчеству.

Руководствуясь программой поэтапной реализации педагогической концепции «Творческое развитие личности», педагогический коллектив приступил к её внедрению в жизнедеятельность Дома детского творчества.

В соответствии с Программой развития на 2010-2015 годы, Программой инновационной деятельности, Программой исследовательского сопровождения инновационной деятельности, Программой управления развитием учреждения в 2010 - 2011 учебном году осуществлен «запуск» следующих инноваций.

Открыта Творческая площадка профессионального роста «Исследовательская компетентность педагога дополнительного образования

как фактор создания воспитательного пространства Дома детского творчества «Созвездие».

В рамках данной инновации:

- организовано информационно-методическое сопровождение процесса формирования исследовательской компетентности педагога дополнительного образования;

- постоянно действует научно-методический семинар;

- разработаны индивидуальные маршруты по формированию исследовательской компетентности педагогов дополнительного образования;

- организовано взаимодействие модульных групп по инновационной деятельности и педагогов исследователей (Школа педагога-исследователя, Клуб неформального профессионального общения педагогов-исследователей «Сотворчество»).

Результатом реализации профессионального проекта явилось увеличение числа участников инновационной деятельности с 8 до 23 человек. Рост уровня исследовательской компетентности педагогов в среднем составил 13%. Конкретным результатом, подтверждающим рост уровня исследовательской компетентности, являются публикации педагогов в научных сборниках Восточно-Сибирского центра развития педагогической науки и практики МАНПО, в журналах «Педагогический ИМИДЖ», «Дополнительное образование, «Внешкольник», «Дети. Техника. Творчество», выступления и участие в работе научно-практических конференций, семинаров регионального и российского уровней, годичных собраний Восточно-Сибирского центра МАНПО, профессиональных сборов участников мегапроекта «Единое воспитательное пространство Иркутской области как фактор развития личности школьника».

В этот же период начинает свою работу ресурсный центр Дома детского творчества, цель которого - создание условий для формирования творческой активности школьника в социально-значимой деятельности в рамках городского образовательного консорциума. ДДТ «Созвездие» выполняет в

воспитательном пространстве города функцию со-организации педагогических событий, направленных на создание воспитывающей среды. Для этого центр творчества организует деятельность творческих площадок по направлениям деятельности Дома детского творчества в соответствии с разработанной Программой, вовлекая в свою деятельность сообщества и центры школ города, входящих в структуру городского образовательного консорциума. Так, творческая площадка «Краеведы» взаимодействует с Центром краеведения МБОУ СОШ №7, творческая площадка «Мир компьютера» - с эколого-информационным сообществом виртуалов МБОУ СОШ №6, творческая площадка «Спорт и Здоровье» - с Центром «Тьюторов здоровья» МБОУ СОШ №5, площадка «Интеллектуалы» - с Научной ассоциацией школьников МБОУ СОШ №4, площадка «Я гражданин» организует деятельность совместно с Центром социализации личности средствами артпедагогики МБОУ СОШ № 3, Творческая площадка «Лидеры» - с социально-педагогическим сообществом МБОУ СОШ №2.

В деятельности творческих площадок занято 72% обучающихся ДДТ «Созвездие» и 35% учащихся школ города, не являющихся воспитанниками ДДТ. Положительным результатом взаимодействия творческих площадок и ресурсных центров-сообществ является повышение уровня творческой активности школьников города на 47%.

Таким образом, Центр творчества не только осуществляет координационную деятельность творческих площадок ДДТ «Созвездие», но и выполняет функцию со-организации педагогических событий, направленных на создание воспитывающей среды по организации комплексного влияния на развитие личности школьника, что обеспечивает повышение рейтинга и роли учреждения дополнительного образования в воспитательном пространстве малого города.

В соответствии с Программой развития разработана и внедряется инновация «Детское самоуправление ДДТ как средство формирования социальной активности школьников». Для реализации данной инновации разработаны

одноименная целевая программа с диагностическим сопровождением, модель детского самоуправления, подпрограмма «Детская школа тьюторов», социально-педагогический проект «Детская биржа труда». На данном этапе не все задуманное удалось реализовать в полном объеме. Специфика дополнительного образования, в частности краткосрочность реализации образовательных программ детских объединений, разновозрастность детских коллективов, нацеленность ребенка на прикладной результат, затрудняет организацию детского самоуправления. Продолжение работы по данной инновации планируется на следующем этапе.

С 2011 - 2012 учебного года реализуется Программа творческого развития «Творчество и жизнь», представляющая идеологическую основу содержания образования в ДДТ «Созвездие», направленная на формирование ценностного отношения к творчеству в его различных жизненных проявлениях. Внедрение программы нацелило педагогов на изменение профессиональной позиции, обеспечило реализацию новых подходов, в частности аксиологического, системно-деятельностного, использование в образовательном процессе педагогических технологий, дающих комплексный результат (например технологии «Студия», «Мастерская», «Игра). Увеличилась доля (на 27%) руководителей детских объединений с позицией педагога-воспитателя, на 36% увеличилось количество детей с высоким уровнем ценностного отношения к Творчеству.

Введение комплексной программы по организации культурно-досуговой деятельности «Мир творчества» позволило перейти от планирования к программно-целевому обеспечению образовательной деятельности.

В соответствии с Программой «Мир творчества» идет становление традиций по проведению мероприятий. На уровне учреждения: «Посвящение в кружковцы», «Зарница», «Покровская ярмарка», «Звездный экспресс» и др.; на уровне муниципалитета: «Струны гитары», «Мастерская Деда Мороза», «Спортивный калейдоскоп», «Русские обрядовые праздники», «Ратное дело»; на региональном уровне: Фестиваль семейных реликвий «Тепло и свет идут

издалека», Фестиваль фольклорной песни «Ты звучи не умолкая, песня нашего народа», конно-спортивный праздник «Первый аллюр», спортивные соревнования «Патриот России» (велоспорт, пулевая стрельба, самбо, атлетическая гимнастика, бильярд, бокс), праздник детской моды «Фея», выставка детского творчества «Подснежник».

Открылся и начал активно работать Детский досуговый центр «Планета звезд», в котором организуется продуктивный и познавательный досуг не только для обучающихся ДДТ «Созвездие», но и для всех школьников города.

В рамках Программы «Творчество и жизнь» продолжается работа военно-патриотического Центра. Целевой программой Центра подготовки старшеклассников к службе в рядах Российской армии, которая реализовывалась ещё в 2006 году, были заложены основы для создания Центра патриотического воспитания «Росич», получившего в 2011 году статус городского. Цель Программы Центра - создание педагогических условий для формирования патриотизма как значимого личностного качества школьника. В состав Центра входят 9 детских объединений ДДТ, это более четырех сот детей и подростков. В рамках работы Центра выстроены отношения социального партнерства с военно-патриотическими клубами города Зима, поселков Залари, Куйтун, Новонукутск, с ДОСААФ. В традиционных мероприятиях Центра «Росич» принимают участие все городские клубы по месту жительства, детские общественные организации, школьники города и региона.

В этом же учебном году на базе клуба по месту жительства «Пилигрим» осуществляется апробация социально-педагогического проекта «Семья и педагог: партнёрство и взаимодействие». Основным средством организации субъект-субъектного взаимодействия является деятельность студии «Гармония». В рамках студии работают творческие сообщества педагогов и родителей по основным направлениям деятельности.

- Творческая лаборатория - постоянно действующий семинар: обсуждение проблем воспитания с использованием просмотра и обсуждения кино- и видеофильмов, бесед, лекций, диспутов, дискуссий, консультации, обмен

опытом.

- Творческая мастерская - предполагает сотворчество взрослых и детей в предметно-практической деятельности по профилю детского объединения.

- Творческая гостиная - предполагает неформальное общение: организация тематической досуговой деятельности, семейных праздников и др.

Результатом реализации проекта явились:

- позитивные изменения в воспитательной позиции родителей от позиции безучастности к активному участию в жизнедеятельности клуба и своих детей (45%);

- положительные тенденции в личностном росте воспитанников, выраженном в проявлении активной социально-значимой позиции.

В 2012 - 2013 учебном году в соответствии с Программой развития учреждения (2010-2015 гг.) осуществляется запуск сквозной комплексной образовательной программы «Ступени творчества», в процессе освоения которой у обучающихся формируется отношение к базовой ценности, её «освоение, у-своение и при-своение». Первичным результатом внедрения программы «Ступени творчества» является модификация программ дополнительного образования, введение в Учебный план учреждения групп «Мастерство и вдохновение». В этих группах дети, завершившие обучение по основной базовой программе, имеют возможность продолжать занятия в детском объединении и совершенствовать свое мастерство.

В целом результат инновационной деятельности за 2004-2013 годы отражён в публикациях и достижениях учреждения, более подробно результаты представлены в публичных докладах на сайте учреждения (http://1987ddt-sayansk.moy.su).

Таким образом, мы рассматриваем инновационную деятельность как одно из основных условий развития учреждения. Модернизация образовательного процесса, непрерывный творческий поиск и самосовершенствование педагогов - всё это направлено на достижение общей цели - создание условий,

способствующих развитию интеллектуальных, творческих и личностных качеств наших воспитанников.

Библиографический список

1. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования детей (из опыта работы ОУ ДОД ДДТ «Созвездие» г. Саянск) / под ред. Е. В. Набиевой. Иркутск, 2012. 28с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.