Таблица 5
Сводная таблица опросника самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова)
Количество чел. Критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности
Проектировочно-целевой Рефлексивно-оценочный Регулятивно-поведенческий
Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К
61 чел. Чел. 6 50 5 13 47 1 5 50 6
Общие результаты педагогической диагностики обработанные путем получения среднеарифметических данных суммирования базовой и дополнительной диагностики, представлены в таблице 6.
Таблица 6
Сводная таблица результаты педагогической диагностики изучения ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности
Количество чел. Критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности
Проектировочно-целевой Рефлексивно-оценочный Регулятивно-поведенческий
Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К
61 чел. Сред. Ариф. П. Чел. 9,5 45,25 6 16,75 39 5,25 9,5 42,75 8,75
Выводы. Результаты, представленные в таблице 6 позволяют сделать выводы, что большинство обучающихся по всем критериям находятся на поисково-исполнительском уровне. На втором месте по распределению студентов определен репродуктивно-подражательный уровень: незначительное количество опрошенных владеет максимальным уровнем, то есть продуктивно-креативным. Анализ представленных результатов свидетельствует о необходимости своевременной дополнительной работы, способствующей ориентированию студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности.
По итогам проведенного исследования и результатам, представленным в данной научной статье, можно сделать взвод, что поставлення цель достигнута: представлена сущность и содержание понятия «самоорганизация познавательной деятельности», охарактеризованы критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности, представлены и интерпритированы результаты диагностического исследования.
Литература:
1. Волова М.Р. Самоорганизация учебной деятельности как междисциплинарный феномен // Инновационные тенденции развития российской науки. Часть II [Электронный ресурс]: мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф. молод. учен. (8-9 апреля 2019 г.) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2019. - С. 141-145.
2. Волова М.Р. Эволюция понятия самоорганизация // Мир человека [Электронный ресурс]: материалы ежегод. конф. Вып. 1 (47). - Красноярск, 2019. - С. 15-18.
3. Волова М.Р. Позновательная деятельность в процессе профессионального самоопределения личности // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 2019. - С. 62-64.
4. Гальперин, П.Я. Тип ориентировки в задании и формирование грамматических понятий: доклады АПН РСФСР / Гальперин П.Я., А.И. Дубровина. - 1957. - №3.
5. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регулирования деятельности [Текст] / О.А. Конопкин. - М.: Просвещение, 1980. - 206 с.
6. Котова, С.С., Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вузов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Котова Светлана Сергеевна - Екатеринбург: 2008.
7. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2004. - 68 с.
Педагогика
УДК 378.4
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей Володина Ольга Васильевна
Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация. В статье отмечается особая роль социального интеллекта для успешного развития коммуникативной культуры обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата. Коммуникативная культура выдвигается вербально-содержательной составляющей интеллектуальной культуры личности специалиста в сфере образования. Развитие коммуникативной культуры будущих учителей в процессе обучения иностранному языку в вузе связано со становлением высших уровней коммуникативной компетенции, воспитанием социальной ответственности и развитием уникального личностного потенциала в условиях смыслообразующей установки иноязычного образования. Коммуникативная компетенция соотносится с социальным интеллектом - социально-психологической способностью когнитивной и
деятельностной направленности для успешности личной и профессиональной коммуникации. Развитие социального интеллекта студентов - будущих учителей является важной стратегической задачей профессионального педагогического образования для обеспечения благополучной интеграции обучающихся в социальную и профессиональную системы, социализации и расширения уникального личного опыта. Социальный интеллект как комплекс индивидуально-психологических свойств личности обеспечивает интеллектуальную активность для идентификации и понимания своих и чужих эмоций и чувств, взаимодействия и плодотворного сотрудничества, прогнозирования развития событий и поведения людей для достижения согласия и гармонии.
Ключевые слова: коммуникативная культура, интеллектуальная культура личности, коммуникативная компетенция, социальный интеллект, социальная сензитивность, коммуникативное партнерство, социализация.
Annotation. In the article the special role of social intelligence is emphasized for the successful communicative culture development of undergraduate pedagogical students. Communicative culture is considered the verbal-content component of the personal intellectual culture of a specialist in the field of education. The communicative culture development of future teachers in the process of studying a foreign language at university is linked to the formation of the communicative competence at high level, fostering of social responsibility and the unique personal potential in the context of the meaning-making objectives of foreign language education. Communicative competence correlates with social intelligence, the cognitive and active socio-psychological ability to keep a successful personal and professional communication. The development of the social intelligence of future teachers is an important strategic task of professional pedagogical education to ensure the beneficial integration of students into the social and professional systems, socialization and the expansion of their personal experience. Social intelligence is a complex of individual psychological traits that provide the intellectual activity for identifying and understanding your own and other people's emotions and feelings, the interaction and productive cooperation, predicting the development of events and people's behavior in order to have agreement and harmony.
Keywords: communicative culture, personal intellectual culture, communicative competence, social intelligence, social sensitivity, communicative partnership, socialization.
Введение. Одним из ключевых проявлений интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата в условиях интеллектуализации профессионального образования [7] является коммуникативная культура будущего учителя. Коммуникативная культура личности связана с освоением и соблюдением норм и правил межличностного общения, взаимодействием субъектов коммуникации и их воздействием друг на друга, обменом информацией, высказыванием суждений и аргументов, адекватным смысловым восприятием, точным толкованием и правильной интерпретацией передаваемых и получаемых сведений. Развитие коммуникативной культуры студента -будущего учителя как вербально-содержательного компонента интеллектуальной культуры личности специалиста в сфере образования происходит в процессе обучения всем учебным предметам профессионального педагогического образования в вузе, особую роль среди которых выполняет изучение гуманитарных наук и иностранных языков.
Развитие коммуникативной культуры будущего учителя в процессе обучения иностранному языку (ИЯ) в вузе связано со становлением высших уровней коммуникативной компетенции высококвалифицированного специалиста в сфере обучения и воспитания будущего поколения, охватывающей активное вовлечение обучающихся в когнитивные и познавательные процессы, развитие функций мышления и речи, возможности социальной реализации речемыслительной деятельности средствами изучаемого языка в личной и профессиональной сферах, освоение форм и норм коммуникативных общественных отношений, воспитание социальной ответственности и развитие уникального личностного потенциала в условиях смыслообразующей установки иноязычного образования.
Коммуникативная компетенция соотносится с социальным интеллектом (Ю.Н. Емельянов) [8; 9]. Социальный интеллект является устойчивой способностью человека к пониманию самого себя, познанию своего внутреннего мира, дифференциации межличностных отношений, пониманию и принятию других людей, а также прогнозированию поведения субъектов коммуникации и развития взаимоотношений в различных ситуациях. Развитие социального интеллекта обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата в процессе и результате профессионального становления в вузе, проявляющегося, в том числе, в высоком уровне коммуникативной культуры и иноязычной коммуникативной компетенции, выступает необходимым и важным условиям развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей.
Изложение основного материала статьи. Социальный интеллект является внутренней психологической опорой формирования иноязычной коммуникативной компетенции и развития интеллектуальной культуры будущих специалистов в сфере образования в процессе обучения ИЯ в высшей школе. Уровень социального интеллекта связан с проявлением социально-психологических качеств человека: внимательности, чуткости и наблюдательности, наглядно-образного запоминания и воспроизведения явлений действительности, анализом и синтезом психологической информации о личности, развитостью воображения и креативностью образов. Социальный интеллект связан с социальной сенситивностью: индивидуальными проявлениями повышенной чувствительности к отдельным объектам социальной реальности, на основе которых человек принимает решения и делает умозаключения в ходе взаимообусловленных социальных действии. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции происходит посредством интериоризации совокупности знаний и сведений о социальных субъектах иноязычного, межкультурного, (квази)профессионального общения (отдельной личности, отдельном сообществе людей или обществе в целом). Интериоризация социальной информации в дальнейшем приводит к переводу структуры внутреннего плана сознания на преобразование структуры предметной деятельности человека, направленности внутренних умственных действий в различные формы внешней социальной активности. В процессе и результате осмысления и осознания межличностных ситуаций происходит формирование устойчивых психических качеств, закрепление познавательных навыков и умений для интерпретации социально-психологической информации.
Социальный интеллект соотносится по формальным и содержательным признакам с характерными специфическими особенностями выполняемых индивидом различных социальных ролей, освоение которых обеспечивается комплексной реализацией целевых, методологических, содержательных, организационно-технологических и контрольно-диагностических аспектов системы интеллектуализации иноязычного образования в вузе. В специально созданных образовательных условиях процесса обучения ИЯ происходит развитие способностей обучающихся понимать и осмысливать социальный контекст межличностных и межкультурных взаимоотношений, ситуативно корректировать свое поведение для успешной адаптации к условиям социально-деятельностной среды и кооперации с окружением, умения свободно и эффективно оперировать как вербальными, так и невербальными средствами социального взаимодействия и воздействия для достижения необходимых целей.
Актуальность обращения к проблеме развития социального интеллекта студентов - будущих специалистов в сфере образования в контексте овладения иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции обусловлена
первостепенной значительностью данной социально-психологической способности когнитивной и деятельностной направленности для успешности личной и профессиональной коммуникации.
Э. Торндайком первым отметил проблему социального интеллекта в трехкомпонентной модели интеллекта:
1) абстрактный интеллект отождествлялся со способностью создавать, осмысливать и воплощать; 2) механический интеллект отражает умение выполнять действия с определенными объектами; 3) социальный интеллект - «способность понимать людей (мужчин и женщин, мальчиков и девочек) и управлять ими, поступать мудро в человеческих отношениях» [25, с. 228]. В схеме Г. Айзенка объединены три типа интеллекта: 1) биологический интеллект (показатель физиологического, нейрологического, биохимического и гормонального функционирования коры головного мозга);
2) психометрический интеллект (показатель интеллекта, выявляемый IQ-тестами); 3) социальный интеллект (объединение таких несвязанных между собой элементов как личность, мотивация, стратегии действий, образование, опыт, здоровье, психические нарушения, питание, социоэкономический статус, семейное воспитание, культурные факторы и др.). Социальный интеллект включает в себе проявления биологического и психометрического интеллектов [1]. Х. Гарднер создал теорию множественного интеллекта, в которой выделил помимо пространственного, логико-математического, лингвистического, кинестического также внутриличностный интеллект (понимание внутренних процессов целостной системы психики, собственных внутренних побуждений, эмоций и чувств) и межличностный интеллект (способность понимать направленность сознания и чувства других людей) [20]. По мнению О. Джона и К. Космитски социальный интеллект проявляется в таких качествах как а) понимание умственных суждений, эмоциональных процессов, желаний и стремлений других людей; б) умение приходить к согласию, находить общий язык; в) знание и соблюдение правил и норм межличностного общения и взаимодействия; г) умение понять и принять иную точку зрения; д) способность успешно адаптироваться в нестабильных ситуациях социального взаимодействия; е) мягкость в общении и интерес к другому человеку; ж) отзывчивость и готовность к получению нового опыта [22]. Эмпирические исследования П. Гарденфорса такого проявления социального интеллекта как генезис понимания отражены в модели психического (theories of mind) -суждении человека об умственных способностях и умственной деятельности других людей, охватывающие иерархические связи составляющих (самосознание, модель внимания, модель эмоциональной сферы, моделью психического другого, модель замыслов и побуждений) [19]. Л. Росс, исследуя феномен социального интеллекта, выдвигает на передний план теории атрибуции, объясняющие желания и старания человека понять причинно-следственные обстоятельства увиденного [23].
По мнению М. Хэндрикса [21], «креативный социальный интеллект» охватывает такие опорные навыки преодоления сложностей межличностного взаимодействия, как продуцирование поведенческих актов для передачи внутренних ментальных состояний; распознавание и определение категориальных характеристик поведенческих актов; реализация актов поведения с учетом и в соответствие с поведением другого человека; определение закономерности и логики последовательных актов взаимодействия с другим человеком; модифицировать выражения экспрессивности проявлений и варьирование последовательностью выражения; способность предсказать различные версии вероятных итогов разрешения ситуаций.
М.Е. Форд и М.С. Тисак [18] в качестве критериев определения социального интеллекта выдвигают 1) способность к расшифровке, предметному распознаванию социально значимой информации; 2) способность человека адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, продуктивно осуществлять социальное поведение, представлять иллюстративные конструкты - поведенческие результаты социально когнитивного свойства характера; 3) обладание диагностируемыми и измеряемыми социальными навыками различных проявлений.
Согласно «инвестиционной теории креативности» (Р. Стернберг) [24] творческую личность характеризует способностью вкладывать собственные силы в идею с целью прибыльного продвижения в социуме. Социальный интеллект отчасти соотносится с практическим интеллектом при решении практикоориентированных вопросов на основе неявных знаний (tacit knowledge), формируемых исключительно благодаря опыту взаимодействия с окружающим социальным контекстом без специально организованного эксплицитного обучения. Теория интеллекта выдвигает в качестве фактора успешности человека способность к адаптации, разумному выбору и формированию окружения в соответствие с целевыми социальными и культурными преференциям; аналитические и творческие способности; практический интеллект, проявляющийся в приобретении и использовании «молчаливого знания», подразумеваемого, но не подвластного выражению словами, постигаемому посредством сосредоточенного и глубинного осмысления опыта. Обладание практическим интеллектом в трудовой деятельности часто гораздо важнее значимее, чем высоким уровнем IQ.
В отечественной психологии впервые феномен социального интеллекта представила М.И. Бобнева, отметив непрерывность процесса формирования социального интеллекта в течение всей жизни человека [5]. Подчеркивается широкомасштабность данного понятия, охватывающего проявления личностных качеств, интеллектуального потенциала, коммуникативных умений, регулятивных действий и творческих способностей человека (В.Н. Куницына [11]); важность рациональности мыслительных актов при соотнесении и интерпретации когнитивной информации, правильном толковании проявлений аффективного реагирования и переживаний, формирования опыта межличностных отношений в социальной среде (А.А. Бодалев [6], Ю.Н. Емельянов [8]); интеграцию индивидуально-психологических свойств для обеспечения успешности интеллектуальной активности с целью эффективного взаимодействия личности и социальной среды, социальной адаптации, вербальной и невербальной коммуникации (Е.С. Михайлова (Алешина) [13]. Социальный интеллект отождествляется со способностями социально перцептивного характера, социальным воображением, владением социально обусловленной техникой общения (А.Л. Южанинова [17]); общей познавательной способностью (О.Б. Чеснокова, [16]); признаками когнитивной и поведенческой составляющих психологической культуры личности (Н.А. Лужбина) [12]); способностью практического выполнения задач коммуникативной направленности и наличием таланта общения (Н.В. Бачманова, Н.А. Стафурина [3]).
Г.М. Андреева объясняет такой показатель уровня развития социального интеллекта, как каузальная атрибуция -феномен межличностного восприятия в повседневной жизнедеятельности человека в условиях дефицита информации о причинах определенных действий, позволяющий осуществлять необходимую социальную адаптации в процессе социализации. Стремление и способность находить обоснования происходящему развивает умение прогнозировать вероятностные результатов и дальнейшие последствий своего поведения, а также действий других людей социального окружения [2].
Н.А. Кудрявцева сформулировала комплекс исследовательских подходов и методических положений на основе идей о структуре интеллектуального потенциала. Интегративным показателем интеллектуального потенциала человека выделена категория «единство интеллекта», которое раскрывает такие существенные составляющие интеллектуального развития как общий интеллект (умение выполнять задачи субъект-объектного характера), социальный интеллект (решение задачи субъект-субъектном уровня), рефлексия (характеристика сбалансированного развития разных проявлений интеллекта); самооценка человека [10].
Структурно-динамическая теория социального интеллекта (Д.В. Ушаков [14; 15]; С.С. Белова [4]) представляет структуру интеллекта человека не как постоянный, инвариантный, неизменный при попытках преобразования феномен, а как результат воздействия с целью непрерывного развития интеллекта в процессе всей жизни человека. Перспектива и траектория развития интеллекта обусловливается индивидуальными потенциальными способностями человека, временными затратами и волевыми усилиями, вложенными в развитие функций интеллекта. Развитие социального интеллекта осуществляется имплицитно посредством обогащения опыта общения в течение всей жизни человека. Социальный интеллект активно развивается в процессе общения, когда раскрываются потенциальные коммуникативно-личностные склонности человека, сознание субъектом самого себя, способность к пониманию других людей, в том числе прогнозированию и предвосхищение последствий как собственных, так и чужих действий. В учебных условиях развитие происходит в процессе сюжетно-ролевых игр. Социальный интеллект может приобрести форму социальной мудрости, способность к осознанию собственных ошибок. Вопрос о механизмах и процессах социального интеллекта связан с определением мотива управления поведением, субъективным «взвешивании» как универсальном моменте работы социального интеллекта. Характерными структурными свойствами социального интеллекта выдвигаются континуальность, невербальное проявление, неточность передачи оценочного значения при вербализации, вовлечение механизмов имплицитного научения и внутреннего, психического мира человека.
Развитие социального интеллекта студентов - будущих учителей является важной стратегической задачей профессионального педагогического образования для обеспечения успешность интеграции обучающихся в социальную и профессиональную системы, социализации в процессе взаимодействия и общения с другими людьми при одновременной сопутствующей типизации (выделении общих тенденций для всех людей) и индивидуализации (накопление и расширение личностью особенного, уникального опыта). В условиях непрерывного профессионального образования и самообразования происходит комплексное проявление, развитие и совершенствование многогранных аспектов социального интеллекта будущих специалистов в области обучения и воспитания: коммуникативно-личностный потенциал - комплекс устойчивых характеристик особенностей поведения в сфере общения, выражающийся в гибкости, способности менять стратегию и формы деятельности в зависимости от условий, умении видеть ситуацию с позиции другого человека, успешном и проблемном характере взаимодействия с другими людьми; проявление самосознания - объективное непредвзятое отношение к себе, адекватное оценивание собственных индивидуальных особенностей, самопознание, изучение психических и эмоционально-чувственных проявлений в своем поведении, беспристрастное постижение и признание своего места и функционального предназначения в социуме, самоуважение, чувство собственного достоинства, открытость и готовность к новым идея, свобода в их выражении и проявлении, отсутствие сдерживающих комплексов; социальное познание, активное непосредственное отражение когнитивной сферы человека в социальной сфере, понимание и осмысление причин социально обусловленных явлений и мотивов поведения людей; социальное воображение как способность выявлять и синтезировать внешне выраженные особенности других людей для создания целостного образа человека на основе выявленных личностных качеств с целью прогнозирования модели дальнейшего поведения людей в определенных ситуациях; волевые качества индивида - активность, выносливость, сила духа и др. Однако процесс развития и формирования социального интеллекта как комплекса личностных качеств, интеллектуального потенциала, коммуникативных умений, регулятивных действий и творческих способностей происходит не только в период обучения в вузе, но и в течение всего периода профессиональной деятельности, всей жизни человека.
Выводы. Уровень социальный интеллекта обучающихся педагогических направлений подготовки бакалаврита является обусловливающим фактором развития коммуникативной культуры и иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущих специалистов в сфере образования как вербально-содержательного компонента интеллектуальной культуры на личностном уровне. Коммуникативная культура в иноязычном и межкультурном взаимодействии и общении раскрывается как совокупность коммуникативных качеств личности (специфические индивидуальные способы реагирования в процессе общения, основанные на знаниях, умениях, эмоциональном и мотивационном настрое, чувственном и социальном опыте), проявлений коммуникативной целесообразности речи (точность, выразительность, убедительность, актуальность содержания, логичность, соответствие речевой ситуации и др.) и коммуникативного партнерства (готовность с общению и сотрудничеству, доверие к коммуникативному партнеру, внимательность и терпимость к позиции собеседника, способность гибко и конструктивно управлять диалогом, понимание коммуникативной установки другого человека и др.), комплексно обеспечивающие успешность и эффективность коммуникации, согласованность и координацию совместных действий. Развитие коммуникативной культуры обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средства иноязычного образования как компонента интеллектуальной культуры личности обусловлено уровнем социального интеллекта будущих учителей. Социальный интеллект является основой иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей; представляет комплекс индивидуально-психологических свойств личности, обеспечивающих интеллектуальную активности для идентификации и пониманию своих и чужих эмоций, чувств и настроений; социальной адаптации, вербальной и невербальной коммуникации; ориентации в социальной действительности и построения отношений в конкретных ситуациях; взаимодействия и плодотворного сотрудничества человека и социальной среды; прогнозирования развития событий и поведение людей в различных жизненных обстоятельствах для достижения человеком согласия и гармонии с собой и окружающим миром.
Литература:
1. Айзенк, Г.Ю. Интеллект : новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111-131.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учебное пособие / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.
3. Бачманова, Н.В. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н.В. Бачманова, Н.А. Стафурина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Ленинград, 1985. - Вып. 5. - С. 72-77.
4. Белова, С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения / С.С. Белова // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сб. ст. / отв. ред.: Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 109-119.
5. Бобнева, М.И. Психологические проблемы социального развития личности / М.И. Бобнева // Социальная психология личности: сб. ст. / Акад. наук СССР, Ин-т психологии [отв. ред.: Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева]. - Москва: Наука, 1979. - С. 44-75.
6. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. - Москва: Педагогика, 1983. - 271 с.
7. Володина О.В. Интеллектуальная культура студента как целевой ориентир интеллектуализации образования в вузе / О.В. Володина // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2020. - № 3 (288). - С. 17-23.
8. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985. - 166 с.
9. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - Москва: Просвещение, 1995. - 183 с.
10. Кудрявцева, Н.А. Единство интеллекта: научный отчет / Н.А. Кудрявцева. - Санкт-Петербург: СПбГУ,
1995. - 222 с.
11. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение /
B.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Вып. 1. - Ч. 1. - Санкт-Петербург, 1995. - C. 48-61.
12. Лужбина, Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности / автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Лужбина Наталья Анатольевна. - Барнаул, 2002. - 22 с.
13. Михайлова (Алешина), Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). - Санкт-Петербург: ГП «ИМАТОН»,
1996. - 56 с.
14. Ушаков, Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д.В. Ушаков. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - 264 с.
15. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования: сб. ст. / [под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова]. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. -
C. 11-28.
16. Чеснокова, О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте / О.Б. Чеснокова // Познание. Общество. Развитие. - Москва: ИП РАН,1996. - С. 54-76.
17. Южанинова, А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А.Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии. - Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1984. - С. 63-67.
18. Ford, M.E. A further search for social intelligence / M.E. Ford, M.S. Tisak // Journal of Educational Psychology. - 1983. -V. 75, № 2. - P. 196-206.
19. Gardenfors, P. Slicing the «Theory of mind» / P. Gardenfors // Danish Yearbook for Philosophy - 2001. - № 36. - P. 7-34.
20. Gardner, H. Frames of Mind: The Theory of multiple intelligences / H. Gardner. - New York: Basic Books, 1983. - 440 p.
21. Hendricks, M. Measuring creative social intelligence / M. Hendricks, J.P. Guilford, R. Hoepfner // Reports from the Psychological Laboratory, University of Southern California. - 1969. - № 42. - 37 p.
22. Kosmitzki, C. The implicit use of explicit conceptions of social intelligence / C. Kosmitzki, O.P. John // Personality & Individual Differences. - 1993. - Vol. 15. - Is. 1. - P. 11-23.
23. Ross, L. The Intuitive Psychologist and his Shortcomings : Distortion in the Attribution Process / L. Ross // Advances in Experimental Social Psychology. - New York, Academic Press, 1977. - Vol. 10. - P. 173-220.
24. Sternberg, R.J. The triarchic mind. A new theory of human intelligence / R.J. Sternberg. - New York: Viking Penguin, 1988. - 354 p.
25. Thorndike, E.L. Intelligence and its uses / E.L. Thorndike // Harper's Magazine. - 1920. - Vol. 140. - P. 227-235.
Педагогика
УДК 37.013
доцент Волченко Владимир Васильевич
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); доцент Александрова Татьяна Николаевна Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ
Аннотация. Статья посвящена основным направлениям формирования параллельных компетенций в процессе обучения профессии звукорежиссера. В соединении разнообразных компетенций, затрагивающие смежные и далекие научные области, и состоит основная задача при обучении и формировании полноценного специалиста по специализации «Музыкальная звукорежиссура» в Краснодарском государственном институте культуры.
Ключевые слова: профессия звукорежиссер, профессиональные компетенции, менеджерские навыки, креативность мышления.
An^tatton. The article is devoted to the main directions of the formation of parallel competencies in the process of teaching the profession of a sound engineer. The main task of training and forming a full-fledged specialist in the specialization "Musical Sound Engineering" at the Krasnodar State Institute of Culture is to combine a variety of competencies that affect related and distant scientific fields.
Keywords: profession sound engineer, professional competencies, managerial skills, creative thinking.
Введение. Стремительное развитие современного общества по многим направлениям определяет и его новые потребности в подготовке специалистов. Для их успешной профессиональной деятельности мало сформировать только профессиональные компетенции, дать сильную теоретическую базу, практические навыки, как основу развития профессии. Сегодня перед педагогами стоят более актуальные задачи. Важным является формирование параллельных компетенция уже в процессе обучения студента на всех его этапах.
Изложение основного материала статьи. Профессиональные компетенции предполагают несколько параллельных моделей развития. С одной стороны необходимые навыки и знания в инженерии, понимание того, как устроена используемая аппаратура, ее назначение и правила пользования, процесс подключения и настройки, с другой стороны знания особенностей практической звукорежиссуры в разных областях (концертная, студийная, звук в кино и на телевидении, радио и интернет звучание). Культурно-художественная коммуникация, предполагающая профессиональную личность, ее модель формирования в области музыкального вкуса и общего художественного, эстетического развития. Ключевая компетенция - обеспечивающая формирование и устойчивое развитие совокупности конкурентных преимуществ (менеджерские компетенции). Одно из современных направлений развития профессии это фрилансеры - творческие личности «в свободном полете» работающие в различных проектах в составе команды или в качестве самостоятельных организаторов. Сложность и многогранность процесса требует от звукорежиссера уже на этапе подготовки выполнения стандартных задач по звукозаписи и озвучиванию с учетом разных акустических особенностей.