13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.14 МИТЯЕВА А.М.
доктор педагогических наук, профессор, заведующая
кафедрой социального управления и конфликтологии,
Орловский государственный университет имени
И. С. Тургенева
Е-mаil: аnnаmm@inbох.ru
КРИВКО Н.Н.
Аспирант, Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 378.14 MITYAEVA A.M.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Social Management and Conflictology, Orel
State University Е-mаil: аnnаmm@inbох.ru KRIVKO N.N.
Graduate student of Orel State University E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТОВ В РАМКАХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ON THE ISSUE OF FORMING THE COMMUNICATIVE CULTURE OF UNDERGRADUATES WITHIN THE FRAMEWORK OF UNIVERSAL AND GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES (ON THE EXAMPLE OF THE DIRECTION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES)
В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативной культуры магистрантов социально культурной деятельности в рамках универсальных и общепрофессиональных компетенций федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Приводятся определения коммуникативной компетенции и компетентности, профессиональной коммуникативной культуры. Анализируется состав универсальных компетенций магистрантов; рассматривается процесс формирования коммуникативной культуры магистранта как одного из основных профессиональных качеств личности.
Ключевые слова: магистрант, коммуникация, универсальные компетенции, коммуникативная культура, компетентность.
The article deals with the formation of communicative culture of undergraduates of social and cultural activities within the universal competence of the Federal educational standard of the third generation. The definitions of communicative competence and professional communicative culture are described. The composition of universal competences of undergraduates as components of professional qualities of the person is analyzed.
Keywords: undergraduate, communication, universal competence, communicative culture, competence.
Магистратура - второй уровень высшего образования в России, нацеленный на формирование у обучающихся как профессиональных компетенций, определяющих способность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, так и коммуникативных умений, включающих владение деловой устной и письменной речью, способность разработки исследовательских проектов, владение нормами межкультурного и межличностного общения, работы в команде, умение устанавливать деловое сотрудничество. Данные умения рассматриваются как коммуникативная компетентность, важной составляющей коммуникативной культуры специалиста любой сферы деятельности.
Проблема формирования коммуникативной компетентности обсуждается и анализируется многими исследователями в разных контекстах. Прежде всего в свете компетентностного, системно-деятельностного подхода в трудах Л.Г. Антроповой, Е.А. Быстровой,
Н.Н. Долововой, И.А. Зимней, Л.С. Зникиной,
B.В. Островой, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской, Д.Э. Розенталя, М.Б. Успенского, А.В. Хуторского,
C.Е. Цветковой, Е.Н. Ширяева Н.И. С точки зрения коммуникативного подхода в области языкового образования в работах Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез,И.А. Зимней, Е.Н. СолововойС.Г., Тер-Минасовой.
Л.А. Петровская рассматривает коммуникативную компетентность как «систему внутренних ресурсов, необходимых для выстраивания эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций профессионального взаимодействия» [6]. А.В. Хуторской говорит о компетентности как о профессиональном качестве, способности к выполнению какой-либо деятельности (в том числе и речевой), как качестве личности базирующемся на компетенции, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности. Коммуникативная компетентность достигается овладением коммуникативной компетенцией, базирующейся на лингвистической,
© Митяева А.М., Кривко Н.Н. © Mityаеvа A.M., Krivko N.N.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020
социолингвистической, социокультурной, прагматической, стратегической, дискурсивной, предметной компетенциях [8, 10]. Наряду с термином «компетентность» используется также понятие «ключевые компетенции». А.В. Хуторской, разрабатывая основные положения компетентностного подхода, выделяет такие «ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самоусовершенствования» [11, с. 67-69]. В трудах И.А. Зимней встречаем такую классификацию ключевых компетенций: «относящиеся к человеку, как личности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, и относящиеся к деятельности человека» [1].
Результатом освоения коммуникативной компетенции является формирование коммуникативной культуры обучающихся. Рассмотрим понятие коммуникативной культуры в рамках профессиональной культуры магистранта. Понятие «культура» трактуется в различных источниках как воспитание, образование, развитие. Так, «Большой энциклопедический словарь» определяет культуру «как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни людей», культура «включает в себя как предметные результаты деятельности людей, так и человеческие силы и способности, например: знания, умения, навыки, уровень интеллекта, способы и формы общения людей и др.» [12]. Терминологическое определение дают в работах зарубежные и отечественные исследователи А. Швейцар, Т. де Шарден, А. Моль, Г. Селье, В. Вернадский, Н. Бердяев, И. Ильин, В. Розанов, Ю. Лотман, Н. Эйдельман. «Культура - совокупность реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделившая человека из естественной природной среды; это все то, что создано руками и мыслью человека, а важной ее технологией является образование» [5]. А.М. Новиков приводит такое определение культуры - «это вся совокупность достижений человечества в исторически определённом уровне развития общества и человека, выраженная в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [3, с. 87]. Согласно его определению, культура включает несколько компонентов - это и «объективные результаты деятельности всех людей, и субъективные человеческие силы и способности каждого человека, реализуемые в деятельности, например, знания, умения, профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей» [3, с. 87]. Субъективные человеческие силы и способности исследователь рассматривает как второй компонент культуры. «Они могут выражаться в индивидуальных знаниях, а также в умениях (компетенциях), навыках, в направленности личности, в развитии тех или иных индивидуальных способностей, в миро-
воззрении каждого человека» [3, с. 87; 4].
Целью образования является формирование как культуры личности «(система знаний, умений, навыков, мировоззрения), способствующейиспользованию человеком накопленной информации и передающей ее во все аспекты жизнедеятельности, так и профессиональной культуры, то естьпрофессиональных умений и навыков. Коммуникативную культуру мы рассматриваем как часть профессиональной культуры магистранта, наряду с информационной, методологической, конфликтологической, психологической, акмеологиче-ской, общей культурой и др.» [13]. Коммуникативная культура обеспечивает процессы обмена информацией, контакта субъектов совместной профессиональной деятельности [5]. Если коммуникативная культура личности предполагает стремление и умение человека к межличностному, межкультурному взаимодействию, то коммуникативная культура специалиста заключается в формировании, усвоении и использовании специальных, профессионально-ориентированных приемов и знаний для решения коммуникативных задач в профессиональной сфере.
Формирование коммуникативной культуры магистрантов актуализировано федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, определяющим следующие области профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры по данному направлению: «образование и наука, социальное обслуживание, культура и искусство» [7]. В рамках усвоения программы магистратуры обучающиеся должны быть готовы решать целый спектр профессиональных задач, а именно «научно-исследовательские, технологические, педагогические, проектные, организационно-управленческие, художественно-творческие» [7]. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должен быть сформирован ряд так называемых универсальных компетенций, представленных в следующих категориях: «системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие» [7].
Наряду с универсальными компетенциями, процесс освоения программы магистратуры направлен и на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определенной культуры поведения или профессиональной коммуникативной культуры (категории коммуникация и межкультурное взаимодействие, командная работа и лидерство), конфликтологической культуры (системное и критическое мышление); информационной культуры (разработка и реализация проектов); психологической культуры (самоорганизация и саморазвитие) в сфере социально-культурной деятельности. Рассмотрим данные компетенции с точки зрения формирования коммуникативной культуры магистрантов в процессе изучения дисциплины «Профессиональное деловое общение на иностранном языке». На наш взгляд наиболее полно
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
этой цели отвечают универсальные компетенции УК-4 сфера коммуникации «Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия», УК-5 межкультурное взаимодействие «Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия», а также общепрофессиональные компетенции ОПК-1 «Способен организовывать исследовательские и проектные работы в области культуро-ведения и социокультурного проектирования», ОПК-2 «Способен участвовать в реализации основных и дополнительных образовательных программ» [7].
Показателями достижения универсальных (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК) в программе магистратуры являются следующие знания, умения, навыки: знание специфики речевой культуры и этики как вида профессиональной деятельности; умение профессионально использовать знания в области этики и риторики, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь как средство делового общении; владение русским и иностранным языком как средством делового общения, культурой общения, различными способами вербальной и невербальной коммуникации межличностных связей (обязательный (пороговый уровень). Характеристикой обязательного уровня сфор-мированности общепрофессиональной компетенции ОПК-1 является: знание принципов и основных алгоритмов решений стандартных задач профессиональной деятельности; умение решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры; владение навыком применения в профессиональной деятельности информационно-коммуникативных технологий» [9]. Формируемая коммуникативная компетентность в данном случае рассматривается как ряд способностей в области организации исследований и научных работ в сфере культуры, участия в реализации основных и дополнительных образовательных программ, «организации и руководства работой команды, выработки командной стратегии для достижения целей. Как было указано выше, коммуникативная культура формируется, прежде всего, через развитие компетенций в сфере коммуникаций и межкультурного взаимодействия, то есть магистрант учится применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранных языках для академического и профессионального взаимодействия; а такжеанализировать и учитывать многообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия» [9]. Коммуникативная компетенция, или компетенция языкового общения, таким образом, включает в себя общие навыки (объединение знаний, умений и навыков обучения) и актуализируется в языковых видах деятельности, таких как взаимодействие, производство, посредничество в устной и письменной формах. Компетенции коммуникативного подхода - это языковая деятельность, которая позволяет применить компетенцию выполнения профессиональных задач путем
обработки устных или письменных текстов. Их решение требует от обучающихся магистратуры активности, нацеленности на достижение результата в выполнении разного рода заданий, развивающих коммуникативную компетенцию, мобилизующих его ресурсы, стратегии и навыки самостоятельной работы или взаимодействуя с другими обучающимися. Выделим основные виды коммуникативных задач для достижения цели: аутентичные задачи реальной жизни; учебные задачи близкие к реальной жизни; коммуникативные обучающие задачи; до-коммуникационные образовательные задачи; «мета-коммуникативные» задачи. Аутентичные задачи предполагают вовлечение и деятельность обучающихся в реальные ситуации социо-культурной деятельности. Это также могут быть ситуации, характерные для учебной или профессиональной деятельности магистрантов. Реальные задачи представляются нам как сосредоточенные на производстве акта речи и выступающие в качестве промежуточных задач для выполнения коммуникативных учебных задач, которые являются имитационными действиями. До-коммуникационные образовательные задачи можно трактовать как де-контекстуализированные формальные упражнения. Формируемая таким образом коммуникативная способность является частью профессиональной компетенции. Обучающиеся учатся действовать и взаимодействовать в общественных, социальных и культурных пространствах, в которых они участвуют в повседневной жизни, в целях развития и понимания того, как функционируют данные учреждения и, как стать автономным пользователем, то есть самостоятельно решать коммуникативные задачи.
Формирование коммуникативной культуры происходит через формирование коммуникативной компетентности, включающей социокультурную, социолингвистическую, дискурсивную компетенции. Исследователи профессиональной коммуникативной культуры подчеркивают важность и необходимость формирования профессионально-направленного, социального компонента в системе компетенций. Так, И.И. Игнатенко в своем исследованииговорит о «необходимости выделения в формировании культуры иноязычного делового общения личностно-деловой компетенции, которая представляет интегральные качества личностии предполагает способность к профессиональному саморазвитию, готовность к социальному взаимодействию в академической и профессиональной деловой среде» [2]. В предложенном алгоритме формирования коммуникативной культуры мы используем термин профессионально-личностная компетенция, как элемент коммуникативной компетентности. Рассмотрим характеристики указанных компетенций, виды деятельности и типы коммуникативных задач, соответствующих этим видам деятельности. Коммуникативные задачи мы подразделяем на обучающие, аутентичные, реальные, до-коммуникационные, учебные задачи близкие к реальной жизни.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020
Таблица 1.
Формирование коммуникативной культуры
Формирование коммуникативной компетентности
Социокультурная компетенция Социолингвистическая компетенция Дискурсивная компетенция Профессионально-личностная компетенция
Академическое и деловое общение для реализации межкультурного взаимодействия (академического и профессионального) Типы и виды делового общения, языковые правила, используемые в стране изучаемого языка Типы и жанры текстов (научная статья, аннотация, реферат, научное исследование) Способность к профессиональному саморазвитию, готовность к взаимодействию с деловыми партнерами в социально-культурной сфере, практическое применение иностранного языка в академической и профессиональной сфере.
Виды деятельности
Самопрезентация (личные данные, сведения об образовании, полученном опыте, стажировках) Сведения о системе образования, структуре университетов России и зарубежных стран, видах профессиональной социально-культурной деятельности в России и за рубежом. Изучение и продукция следующих видов документов и разговорных практик - автобиография, мотивационное письмо, заявление на стажировку, деловое письмо, ведение телефонного разговора Чтение текстов (ознакомительное, изучающее, просмотровое); составление аннотации (использование фраз-клише, слов-связок, определенной структуры изложения (введение, основная часть, заключение), составление библиографии. Изучение правил построения профессионально значимого высказывания, соблюдение норм правил поведения в коллективе, использование различных техник и стратегий для успешного делового сотрудничества, постановка целей и задач, способов их достижения, развитие и совершенствование личностых качеств.
Изучение информации с сайтов, буклетов, СМИ. Презентация данных об университете, месте работы. Презентация автобиографии в устной форме. Диалогические и монологические высказывания. Ознакомление с документами, анализ и сопоставление с реалиями родного языка, изучение правил применения в различных видах документов, изучение структуры документов, (обращения, фразы-приветствия, фразы вежливости в конце письма, правила написания дат, имена собственные, слова-связки, временные формы, употребление и расшифровка аббревиатур, принятых в стране изучаемого языка). Правила ведения разговора по телефону. Продукция собственных текстов (описание, рассуждение, объяснение, повествование, аннотация, реферат, обзор, деловое письмо, эссе, критическая статья, инструкция). Ролевые и деловые игры, проектирование, анкетирование, дискуссии.
Коммуникативные задачи
Аутентичные задачи. Реальные задачи Аутентичные задачи Учебные задачи близкие к реальной жизни; Коммуникативные обучающие задачи. Обучающие задачи. Реальные задачи, коммуникативные обучающие задачи Учебные задачи близкие к реальной жизни; Коммуникативные обучающие задачи
Формирование коммуникативной культуры магистрантов социально-культурной деятельности заключается, таким образом, в развитии таких интегральных качеств личности как умение общаться в рамках определенной сферы деятельности, правильно строить устную и письменную речь, убедительно отстаивать свою точку зрения, участвовать в деловом общении, например, вести переговоры, осуществлять межкультурное взаимодействие, продуктивно работать в команде в академической и профессиональной деятельности. Формирование коммуникативной компетентности и ее составляющих, социокультурной, социолингвистической, дискурсивной и профессионально-личностной компетенций является одной из приоритетных задач в формировании коммуникативной культуры. Их развитию способствует совершенствование различных техник чтения, развитие
способности анализировать, сравнивать, перерабатывать и обобщать информацию. С методической точки зрения это должны быть задания, отражающие современное состояние культуры, социологии, социально-культурные параметры общения. Приведенные виды деятельности соответствуют требованиям формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО 3++ для направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в процессе изучения дисциплины «Профессиональное общение на иностранном языке» и способствуют развитию основ делового общения, а также практического применения современных коммуникативных технологий для межкультурного, академического и профессионального взаимодействия и профессиональной компетентности магистранта.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
2. Игнатенко И. И. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования: диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Игнатенко Ирина Ивановна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. Москва, 2011. 346 с.
3. НовиковА.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
4. Новиков А.М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 1-е изд., 2010; 2-е изд. 2011
5. Самсонова Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования // монография Издательство Калининградского государственного университета 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14
6. Стрельцова Е.Ю., Бабанова О.И. Развитие коммуникативной культуры будущего специалиста социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ, 2016,6 (74), с. 166-171.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 51.04.03 «Социально-культурная деятельность» уровень образования магистратура код доступа:http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/124
8. ЧерезоваМ.В, ШестаковаЕ.С. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности у студентов неязыкового вуза //Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 2 (68). № 2. Ч. 2. 2016 г. С. 244-255.
9. ЧумичеваР.М., Резниченко А.В. Теоретические основы развития коммуникативной культуры магистров в процессе изучения иностранного языка и педагогических дисциплин // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. Вып. 3. С. 84-89.
10. Щукин А.Н.Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: Издательство ИКАР, 2018 336 с.
11. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения / Сб. научных трудов. Под ред. А.В. Хуторского. М., 2006.
12. Большой энциклопедический словарь онлайн /http://www.gufo.me
13. Ярычев Н. У. Конфликтологическая культура учителя как предмет теоретического анализа // Сибирский педагогический журнал. № 3, 2011. С. 121-129.
References
1. ZimnayaI.A. Key competences as a result-target basis of the competence approach in education. Moscow, 2004.
2. Ignatenko I.I. Formation of the culture of foreign-language business communication of students in the system of higher humanitarian education: thesis ... doctor of pedagogical Sciences: 13.00.08 / Ignatenko Irina Ivanovna; [Place of protection: Mosk. PED. state UN-t]. - Moscow, 2011. 346 p.
3. NovikovA. M. Pedagogy: dictionary of basic concepts. Moscow: Moscow: IET Publishing center, 2013. 268 p.
4. Novikov A. M. the Foundation of the pedagogy. M.: Egves, 1st ed., 2010; 2nd ed. Two thousand eleven
5. SamsonovaN. HConflictological culture of a specialist and the technology of its formation in the system of higher education / / monograph Publishing house of the Kaliningrad state University 236041, Kaliningrad, ul. A. Nevsky, 14
6. StreltsovaE. Yu., Babanova O. I. Development of communicative culture of the future specialist of social and cultural activity / / Vestnik MGUKI, 2016, 6 (74), pp. 166-171.
7. Federal state educational standard in the field of training 51.04.03 "Social and cultural activities" level of education master's degree access code: http:/ / fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/124
8. Cherezova M. V., Shestakova E. S. Pedagogical conditions for the formation of foreign language communicative competence among students of a non-linguistic University / / Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University Philological Sciences. Volume 2 (68). No. 2. Part 2. 2016, Pp. 244-255.
9. ChumichevaR. M., ReznichenkoA.V. Theoretical bases of development of communicative culture of masters in the process of learning a foreign language and pedagogical disciplines / / Bulletin of the Maikop state technological University. - 2017. - Vol. 3. - Pp. 84-89.
10. ShchukinA. N. Theory of teaching foreign languages (linguodidactic bases). Textbook for teachers and students of language universities. M.: Publishing house IKAR, 2018. 336.
11. Khutorskoy A.V Technology for designing key and subject competencies. Innovations in secondary schools. Teaching methods / Collection of scientific papers. Under the editorship of A.V. Khutorskoy. Moscow, 2006.
12. Large encyclopedic dictionary online /http://www.gufo.me
13. JarichevN.U. Conflict culture of a teacher as a subject of theoretical analysis // Siberian Pedagogical Journal. № 3, 2011. С. 121-129.