УДК 37. 032
РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-75-84
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ
В. Н. Мезинов, И. Ю. Филатова
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец
В настоящее время развитие социального интеллекта будущего учителя - актуальная проблема. Об этом свидетельствуют исследования современных ученых (В. А. Генкина (2000), М. А. Лукичева (2004), Н. А. Макарова (20013) и др.). Целесообразность развития социального интеллекта будущего учителя обусловлена его взаимосвязью с такими понятиями, как «профессионально важные качества», «профессиональные способности» и «профессионализм». Социальный интеллект обеспечивает будущему учителю конкурентоспособность, успешность в профессиональной деятельности и повышение качества образования. Целью исследования являлось изучение особенностей и уровня развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе. По результатам исследования выявлено четыре группы испытуемых с нормальным, среднесильным, среднесла-бым и низким социальным интеллектом. Это позволило определить некоторые особенности социального интеллекта у будущих учителей и подтвердить актуальность развития социального интеллекта. Для развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе, предложен комплекс педагогических условий. Предложенные условия могут являться основополагающим компонентом образовательной среды, позволяющим наиболее оптимально сконструировать процесс развития социального интеллекта будущего учителя в вузе.
Ключевые слова: социальный интеллект будущего учителя, педагогическая профессия, педагогические условия.
Выход российского образования на совершенно иной уровень мировых стандартов обусловил возникновение на этой почве новых требований к учителю. Сегодня востребованы творчески активные учителя, способные эффективно общаться и взаимодействовать, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Это актуализирует проблему развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе.
Социальный интеллект представляет собой интегральную способность, характеризующую человека как субъекта деятельности и как личность в системе коммуникативной сферы [1, с. 240]. Он обеспечивает прогнозирование развития межличностных взаимоотношений, познание и понимание поведения людей, готовность к социальному взаимодействию [2, с. 322].
Мы социальный интеллект будущего учителя рассматриваем как когнитивную кумулятивную интегральную способность, обеспечивающую познание социальных явлений и осознание себя как субъекта социального взаимодействия и профессиональной деятельности, на базе которой формируется информационная, диалогическая, культурная и нравственная образованность. Социальный интеллект, по нашему мнению, можно назвать высшей формой интеграции всего спектра профессионально важных способностей и качеств учителя, и он занимает особое место в системе психических регуляторов трудового поведе-
ния. Социальный интеллект будущего учителя как психический регулятор трудового поведения обеспечивает профессионализацию и осуществление педагогической деятельности на высоком уровне.
Актуальность проблемы связана с тем, что развитие социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя, способствует конкурентоспособности и повышению качества образования посредством внедрения инноваций, отвечающих запросам современного времени. В данном контексте актуализация проблематики исследования обосновывается потребностью преодоления ряда противоречий:
- между готовностью будущего учителя к продуктивной педагогической деятельности, укорененности сознания большинства учителей в эталонах традиционного опыта и современными требованиями к профессиональной деятельности как инновационно-творческой, преобразующей, нестандартной;
- между эвристическим потенциалом системы педагогического образования и потребностью применения данного потенциала для развития социального интеллекта будущего учителя;
- между высоким темпом обновления знаний, высокой информационной насыщенностью культурно-образовательной среды и отставанием профессиональной подготовки обучающегося, осваивающего педагогическую профессию, от продуктивно развивающегося общества.
Констатируя целесообразность развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя, отметим, что проблема продолжает оставаться недостаточно разработанной как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Это требует дополнительных исследований в данной области.
Диагностическое исследование особенностей и уровня развития социального интеллекта проводилось на базе высшего образовательного учреждения Липецкой области. Исследованием было охвачено 146 студентов первого года обучения, получающих образование по направлениям подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями».
В процессе исследования были использованы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, педагогическое наблюдение, беседа, тестирование.
Целью исследования являлось изучение особенностей и уровня развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе.
Диагностика уровня развития социального интеллекта и его особенностей проводилась с помощью методики Дж. Гилфорда и М. Саливена (российская адаптация теста проведена Е. С. Михайловой).
По результатам исследования было установлено преобладание у 50 % испытуемых среднего социального интеллекта (средневыборочная норма); 43 % испытуемых обладают социальным интеллектом ниже среднего (среднеслабый). У 5 % социальный интеллект выше среднего уровня (среднесильный). У 2 % обнаружен низкий социальный интеллект.
Анализ результатов диагностики позволил выявить некоторые особенности социального интеллекта у испытуемых с нормальным, среднесильным, среднеслабым и низким социальным интеллектом. Рассмотрим их, опираясь на полученные результаты исследования по всем субтестам, представленным на рисунке.
Итак, в группе испытуемых с нормальным уровнем развития социального интеллекта (средневыборочная норма) было выявлено следующее.
Испытуемые с нормальным уровнем развития социального интеллекта (среднестатистическая норма)
I Испытуемые с низкими способностями I Испытуемые со среднеслабыми способностями Испытуемые со средними способностями Испытуемы со среднесильными способностями I Испытуемые с высокими способностями
Испытуемые со среднесильным уровнем развития социального интеллекта (выше средней нормы)
Субтест Субтест Субтест Субтест №1 №2 №3 №4
70 60 50 40 30 20 10 0
Субтест Субтест Субтест Субтест №1 №2 №3 №4
Испытуемые с
низкими
способностями
Испытуемые со
среднеслабыми
способностями
Испытуемые со
средними
способностями
Испытуемые со
среднесильными
способностями
Испытуемые с
высокими
способностями
Испытуемые со среднеслабым уровнем развития социально интеллекта (ниже средней нормы)
Рис . Особенности социального интеллекта испытуемых, %
Большинство (77 %) испытуемых по результатам Субтеста № 1 («Истории с завершением») обладают средними способностями (средневыборочная норма) к познанию и пониманию поведения и его последствий; 15 % испытуемых обладают данными способностями выше среднего (среднесильные). У 8 % обучающихся обнаружены среднеслабые (ниже среднего) способности к познанию поведения и предвидению его последствий.
Результаты испытуемых по Субтесту № 2 («Группы экспрессии») показали, что 86 % испытуемых имеют средние способности (средневыборочная норма) к пониманию поведения по невербальным проявлениям; 21 % обладает среднеслабыми способностями (ниже среднего) к пониманию невербального языка общения. У 11 % испытуемых обнаружены среднесильные способности (выше среднего).
По Субтесту № 3 («Вербальная экспрессия») у 48 % обучающихся способности понимать речевую экспрессию в контексте определенной ситуации и конкретных взаимоотношений развиты на среднем уровне (средневыборочная норма). У 27 % - на уровне выше среднего (среднесильные). У 15 % - на высоком уровне (высокие способности); 10 % ис-
пытуемых обладают среднеслабыми способностями (ниже среднего уровня) к пониманию того, что говорят люди в разных ситуациях общения и взаимодействия.
Результаты испытуемых по Субтесту № 4 («Истории с дополнением») свидетельствуют о том, что у 82 % способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике развиты на среднем уровне (средневыборочная норма). У 4 % обучающихся способности развиты на уровне выше среднего (среднесильные); 6 % обладает среднеслабыми способностями (ниже среднего уровня); 8 % имеют низкие способности.
Таким образом, по результатам диагностики можно судить, что большинство студентов с нормальным уровнем развития социального интеллекта обладают средними способностями (средневыборочная норма) к познанию и пониманию поведения. Они на достаточном уровне умеют предвидеть последствия поведения, способны предвосхищать дальнейшие поступки людей, предсказывать события. Обучающиеся могут четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, ориентируются в невербальных реакциях участников взаимодействия и оттенках человеческих взаимоотношений. Такие обучающиеся способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в различных ситуациях общения, имеют достаточный репертуар ролевого поведения. Путем логических умозаключений могут предсказывать дальнейшее поведение человека и объяснять его причины.
В группе испытуемых со среднесильным социальным интеллектом (уровень развития выше среднего) были выявлены следующие особенности.
По результатам Субтеста № 1 («Истории с завершением») 71 % испытуемых обладает средними способностями (средневыборочная норма) к пониманию поведения и его последствий; 29 % испытуемых обладают способностями выше среднего (среднесильные).
По Субтесту № 2 («Группы экспрессии») результаты показали, что у 71 % испытуемых средние способности (средневыборочная норма) к пониманию поведения по невербальным реакциям. У 29 % испытуемых среднесильные способности (выше среднего).
По результатам Субтеста № 3 («Вербальная экспрессия») у 86 % обучающихся способности понимать речевую экспрессию в контексте определенной ситуации межличностных взаимоотношений развиты на высоком уровне (высокие способности). У 14 % - на уровне выше среднего (среднесильные).
Результаты испытуемых по Субтесту № 4 («Истории с дополнением») свидетельствуют о том, что у 86 % испытуемых способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике развиты на среднем уровне (средневыборочная норма). У 14 % указанные способности развиты на уровне выше среднего (среднесильные).
Таким образом, у большинства обучающихся со среднесильным социальным интеллектом способности к познанию и пониманию поведения развиты на уровне выше среднего. Их отличает то, что они быстро ориентируются в социальном пространстве, обладают высокой чувствительностью к вербальной и невербальной речи, имеют широкий диапазон ролевого поведения в общении. Им свойственна ролевая пластичность. Они хорошо анализируют сложные ситуации взаимодействия, понимают людей и объективно их оценивают, быстро предопределяют последствия межличностных отношений.
В группе испытуемых со среднеслабым уровнем развития социального интеллекта (ниже средней нормы) выявлено следующее.
По результатам Субтеста № 1 («Истории с завершением») 53 % испытуемых обладают средними способностями (средневыборочная норма) к познанию и пониманию поведения и его последствий. У 10 % выявлены данные способности выше среднего (среднесильные). У 29 % обучающихся обнаружены среднеслабые (ниже среднего) способности к познанию
поведения и предвидению его последствий, 8 % обучающихся имеют низкие способности к пониманию поведения и его последствий.
Результаты Субтеста № 2 («Группы экспрессии») показали, что 60 % испытуемых имеют средние способности (средневыборочная норма) к пониманию поведения по невербальным реакциям, 40 % обладает среднеслабыми способностями (ниже среднего) к пониманию невербального языка общения.
По результатам Субтеста № 3 («Вербальная экспрессия») у 50 % студентов способности понимать речевую экспрессию в контексте определенной ситуации общения и конкретных взаимоотношений развиты на среднем уровне (средневыборочная норма). У 2 % - на уровне выше среднего (среднесильные). У 40 % способности развиты на уровне ниже среднего (среднеслабые). У 8 % испытуемых обнаружены низкие способности.
Результаты испытуемых по Субтесту № 4 («Истории с дополнением») показали, что лишь у 20 % испытуемых способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике развиты на среднем уровне (средневыборочная норма); 48 % испытуемых имеют сред-неслабые способности (ниже среднего уровня); 32 % обладают низкими способностями.
Анализ результатов диагностики испытуемых со среднеслабым социальным интеллектом позволил определить следующие характерные особенности. Большинство испытуемых этой группы обладают средними способностями (средневыборочная норма) к познанию и пониманию поведения. Они способны предвидеть последствия поведения, могут предвосхищать поступки людей, предсказывать дальнейшие события субъект-субъектных отношений. Обучающиеся способны правильно оценивать чувства и намерения людей в процессе общения по невербальным реакциям, мимике, позам, жестам, разбираются в характерных особенностях человеческих отношений, понимают то, что хотят сказать люди в определенных ситуациях взаимодействия. Однако обследуемые могут испытывать трудности в понимании динамики межличностных отношений, могут затрудняться в анализе и понимании мотивов поведения людей и не достаточно точно его интерпретировать. Это может отразиться на адаптации к разного рода взаимоотношениям между людьми (например, деловым, дружеским и др.), осложнить адаптацию при поступлении на работу.
По результатам исследования обнаружено всего 2 % испытуемых с низким социальным интеллектом. Согласно авторам теста, эти обучающиеся могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что может обусловливать сложности во взаимоотношениях с людьми, снижать возможности социально-психологической адаптации. Они могут попадать в конфликтные и опасные ситуации, потому что неверно представляют результаты и последствия своих действий и других людей. Однако, согласно Е. С. Михайловой, низкий уровень социального интеллекта может в какой-то степени компенсироваться другими психологическими особенностями (развитой эмпатией, стилем общения, чертами характера) [1, с. 113].
Результаты, полученные в ходе исследования, определили высокую степень актуальности развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию в вузе.
Развитие социального интеллекта будущего учителя в вузе необходимо осуществлять с учетом возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе, специфики учебной деятельности, общих механизмов и закономерностей развития социального интеллекта как сложного психологического феномена, требований ФГОС ВО к результатам освоения основной образовательной программы. Мы предполагаем, что решение данной задачи заключается в построении целостной педагогической системы вуза.
В педагогической системе условия выступают как составной ее элемент и отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды. Ус-
ловия как результат планомерного и целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, приемов и форм обучения сосредоточены на достижении дидактических целей. Правильно отобранные условия образовательной и материально-пространственной среды обеспечивают целостность педагогического процесса, функционирование и развитие педагогической системы, эффективность образования [3-5].
В процессе организации развития социального интеллекта будущего учителя решаются следующие задачи:
1. Формирование у обучающегося целостного представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и социального взаимодействия.
2. Ориентирование обучающегося на нормы и правила поведения, общения и взаимодействия в социуме и профессиональной среде, повышение культуры поведения.
3. Ориентация учебной деятельности на социальное познание и социокультурное развитие, формирование метазнаний, подготавливающих обучающегося к социальным реалиям.
4. Установка будущих учителей на позитивное общение и социальное взаимодействие с коллегами и школьниками.
Одним из важнейших педагогических условий, обеспечивающих развитие социального интеллекта будущего учителя, является расширение границ коммуникативного пространства и межкультурной коммуникации в образовательной среде вуза. Теоретическими основами определения данного условия послужили следующие научные воззрения о том, что:
1. Основным механизмом социального интеллекта выступает субъективное «взвешивание» на основе внутреннего опыта, относящееся к континуальным процессам. Следствием континуального характера процессов социального интеллекта является своеобразие его отношения к речи и вербализации [6, с. 13-14].
2. Развитие социального интеллекта происходит имплицитно, в живом взаимодействии с людьми, в общении [6, с. 15].
Согласно Г. М. Андреевой, в процессе коммуникации происходит интенсивный обмен информацией посредством вербальной и невербальной речи между общающимися индивидами, где информация не только передается, но и формируется, уточняется и развивается. Особую роль в коммуникации для каждого субъекта общения играет значимость информации, так как люди не просто обмениваются, но и стремятся найти общий смысл. Достижение общего смысла возможно лишь при условии, что информация не только должна быть принята человеком, но и понята, осмыслена [7, с. 83-84].
Таким образом, расширение границ коммуникативного пространства и межкультурной коммуникации в вузе предоставит будущему учителю множество различных коммуникативных ситуаций, характеризующихся: многообразием смыслов и значений экспрессивной речи; социальными, этническими, конфессиональными, культурными отличиями в поведении и общении субъектов взаимодействия. Усвоение будущим учителем характерных социально-культурных особенностей субъектов общения и оттенков социально-культурных отношений будет способствовать объективному пониманию поведения школьников, организации эффективного педагогического общения.
Следующим необходимым педагогическим условием развития социального интеллекта будущего учителя является создание психологически комфортного климата на занятиях. Основанием данного условия является мнение Д. В. Ушакова о том, что одним из основных факторов развития социального интеллекта являются эмоции, окрашивающие процесс общения, делая его более или менее привлекательным для человека [6, с. 25].
Как правило, положительные эмоции возникают в условиях психологически комфортного климата и способствуют возникновению потребности общаться. В иной ситуации
могут возникать психологические барьеры, а в крайнем случае, конфликты, нарушающие процесс коммуникации и перестраивающие субъект-субъектные отношения.
Достигнуть психологического комфорта на занятиях можно лишь в том случае, если обучение в вузе организовано в рамках сотрудничества как наиболее эффективной формы педагогического общения.
В работах отечественных психологов и педагогов-практиков сотрудничество рассматривается как определяющая основа обучения и развития обучающихся. Учеными отмечено положительное влияние сотрудничества на учебную и педагогическую деятельность. В условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, легче усваивается учебный материал, активизируется познавательная активность [8].
Необходимым педагогическим условием развития социального интеллекта будущего учителя в вузе является включение первокурсника в активную учебную деятельность, реализуемую в единстве социально ориентированного и профессионально ориентированного подходов к обучению, формирование его как субъекта учебной деятельности. Выбор условия основан на том, что социальный интеллект содержит когнитивный компонент, направлен на решение практических задач, связан с социальным контекстом [1, 6, 9].
Социально ориентированный подход к обучению предполагает включение обучающегося в различные социальные отношения, достижение им успеха в общественно полезной и социально значимой области. В рамках социально ориентированного обучения педагогические технологии нацелены на организацию и развитие субъект-субъектных отношений, проявление творческих способностей у учащегося, позволяющих ему успешно общаться и взаимодействовать.
Профессионально ориентированное обучение направлено на профессиональную подготовку в вузе, достижение определенной учебной цели. Оно позволяет организовывать учебный процесс с учетом способностей и возможностей ученика, осуществлять личност-но-деятельностный подход и профессионально адаптировать будущего учителя. Достичь высокого уровня профессиональной готовности будущего учителя можно лишь в совокупности теоретических знаний и углубления практико-ориентированной подготовки обучающегося [10].
Следовательно, при включении первокурсника в активную учебную деятельность, реализуемую в единстве социально ориентированного и профессионально ориентированного подходов к обучению, будет происходить сопоставление его индивидуальных способностей и возможностей с предъявляемыми требованиями и условиями этой деятельности с точки зрения продуктивного ее выполнения. Студент с первых дней обучения педагогической профессии столкнется с новыми учебными задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными социальными взаимоотношениями, которые обусловят возникновение ряда противоречий как движущих сил развития социального интеллекта.
Еще одним важнейшим педагогическим условием развития социального интеллекта будущего учителя является организация познавательной деятельности обучающегося с учетом возрастных особенностей развития психических процессов, на основе которых усваиваются знания, формируются умения и навыки.
Студенческий возраст, согласно существующей в науке возрастной периодизации, приходится на период юности, определяющийся условными границами от 17 до 22 лет. Юношеский возраст характеризуется своими специфическими особенностями интеллектуального развития. В юности интеллектуальное развитие заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности, совершенствовании сложных интеллектуальных операций анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргумен-
тирования и доказательства. Развитие интеллекта выходит на качественно новый уровень, связанный с творческими способностями, предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание нового продукта [8, 11].
Исследователями школы Б. Г. Ананьева отмечено, что студенческий возраст является периодом усложнения и структурирования интеллекта, где в индивидуальных вариациях происходит постоянное чередование необходимых и оптимальных условий для развития его функций. Основным психическим процессом развития интеллекта является память, определяемая учеными как мнемологическое «ядро» интеллекта [12].
Также важным педагогическим условием развития социального интеллекта будущего учителя будет организация восприятия как целенаправленной перцептивной деятельности посредством наглядности учебного материала.
Восприятие как психический познавательный процесс наглядно-образного отражения в сознании целостных комплексов свойств предметов и явлений окружающего мира [13, с. 313] представляет перцептивную деятельность обучающегося в образовательном пространстве, которая неразрывно связана с эмоциями, чувствами, мышлением, прошлым опытом и содержанием всей его психической жизни. Восприятие является основой чувственного познания, чувственного проникновения ученика в сущность изучаемых предметов и явлений.
Следующим условием развития социального интеллекта будущего учителя является создание творческого пространства в образовательной среде вуза. Условие основано на том, что социальный интеллект обеспечивает человеку возможность предвидеть и прогнозировать последствия поведения, объективно оценивать сложные ситуации взаимодействия людей, путем логических умозаключений достраивать недостающие звенья в цепи взаимодействия и отыскивать причины определенного поведения партнера по общению [1].
Другими словами, социальный интеллект позволяет человеку открывать для себя что-то новое, принимать нестандартные решения в межличностных отношениях и управлять ситуацией общения. Следовательно, социальный интеллект связан с творчеством, творческим воображением и со способностью продуктивного моделирования, а творческое пространство может быть пусковым механизмом развития социального интеллекта будущего учителя. Для эффективного развития социального интеллекта будущего учителя в вузе необходима не только образовательная среда предметно-информационного содержания, но и образцы креативного поведения и импровизации.
Резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым отметить следующее.
Исследование, направленное на изучение уровня развития и особенностей социального интеллекта студентов первого года обучения, осваивающих педагогическую профессию, позволило подтвердить актуальность развития социального интеллекта будущего учителя.
Внедрение комплекса педагогических условий и их реализация в образовательной среде вуза могут позволить продуктивно развивать социальный интеллект будущего учителя, повысить его конкурентоспособность и уровень готовности к эффективной профессиональной деятельности.
Однако данное первичное исследование не охватило всех сторон в избранной проблематике. Как представляется, проблема развития социального интеллекта будущего учителя требует пристального внимания со стороны ученых и углубленного изучения.
Список литературы
1. Михайлова Е . С . Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика . СПб . : Изд-во СПб . ун-та, 2007 . 266 с . 2 . Куницина В . Н . , Казаринова Н . В . , Погольша В . М . Межличностное общение: учебник. СПб. : Питер, 2001. 544 с .
3 . Андреев В . И . Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества . Казань:
Изд-во КГУ, 1988. 238 с .
4 . Ипполитова Н . , Стерехова Н . Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация . URL: http://
docplayer . ru/178175-Analiz-ponyatiya-pedagogicheskie-usloviya-sushchnost-klassifikaciya-analysis-of-the-notion-pedagogical-conditions-essence-and-classification . html (дата обращения: 20 .03. 2018) .
5 . Куприянов Б . В . , Дынина С . А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» //
Вестник Костромского гос . ун-та им . Н . А. Некрасова . 2001. № 2 . С . 101-104 .
6 . Социальный интеллект: Теории, измерения, исследования / под ред . Д . В . Люсина, Д . В . Ушакова . М . : Институт психо-
логии РАН, 2004. 176 с .
7 . Андреева Г . М . Социальная психология: учебник. М: Аспект-Пресс, 2007 . 363 с .
8 . Зимняя И . А . Педагогическая психология: учебник . М . : Логос, 2005. 384 с .
9 . Савенков А. И . Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология . Журнал
Высшей школы экономики . 2005. Т . 2, № 4 . С . 94-101. URL: https://www. hse . ru/data/2011/04/27/1210612711/94-101.pdf (дата обращения: 20 .03. 2018) .
10 . Мандель Б . Р . Профессионально ориентированное обучение: проблематика и технологии: учеб . пособие . Москва;
Берлин: Директ-Медиа, 2016 . 341 с .
11. Шаповаленко И . В . Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник . М . : Гардарики, 2005 349 с
12 . Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред . И . И . Ильясова, В . Я . Ляудис . Т . 2: Работы совет-
ских психологов периода 1946-1980 гг. М . : Изд-во МГУ, 1981. 304 с .
13 . Ратанова Т . А. , Домашенко И . А. Психология общая . Экспериментальная психология: учебник. М . : МГОПУ им . М . А. Шо-
лохова, АНОО НОУ, 2004. 459 с .
Мезинов Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 1399770). E-mail: [email protected]
Филатова Ирина Юрьевна, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 1399770). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.03.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-75-84
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT OF STUDENTS, MASTERING THE PROFESSION OF A TEACHER IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
V N. Mezinov, I. Yu. Filatova
Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation
At present the development of the social intellect of the future teacher is an actual problem. This is evidenced by the research of modern scientists (Genkina V. A. (2000), Lukicheva M. A. (2004), Makarova N. A. (20013), etc.). The feasibility of developing the social intellect of a future teacher is due to its relationship with such concepts as "professionally important qualities", "professional abilities" and "professionalism". Social intelligence provides the future teacher with competitiveness, success in professional activities and improving the quality of education. The purpose of the study was to study the characteristics and level of development of social intelligence of students who master the profession of a teacher in a university. According to the results of the study, four groups of subjects with normal, medium, medium and low social intelligence were identified. This allowed us to identify certain features of social intelligence in future teachers and to confirm the relevance of the development of social intelligence. To develop the social intelligence of students who master the profession of a teacher
in a university, a set of pedagogical conditions is proposed. The proposed conditions can be a fundamental component of the educational environment, allowing the most optimal design of the process of development of the social intelligence of the future teacher in the university.
Key words: social intellect of the future teacher, pedagogical profession, pedagogical conditions.
References
I. Mikhaylova E . S . Sotsial'nyy intellekt: kontseptsii, modeli, diagnostika [Social intelligence: concepts, models, diagnostics] . Saint-Petersburg, SPbU Publ . , 2007, 266 p . (in Russian) .
2 . Kunitsina V. N . , Kazarinova N . V. , Pogol'sha V. M . Mezhlichnostnoye obshheniye: uchebnik [Interpersonal communication:
textbook] . Saint-Petersburg, Piter Publ . , 2001, 544 p . (in Russian) .
3 . Andreev V. I . Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoy lichnosti: Osnovy pedagogiki tvorchestva [The dialectics of
education and self-education of a creative personality: Basics of pedagogy of creativity] . Kazan, Publishing house of Kazan Federal University Publ . , 1988, 238 p . (in Russian) .
4 . Ippolitova N . , Sterekhova N . Analiz ponyatiya «pedagogicheskiye usloviya»: sushchnost', klassifikatsiya [Analysis of the
concept of «pedagogical conditions»: essence, classification] (in Russian) . URL: http://docplayer. ru/178175-Analiz-ponyatiya-pedagogicheskie-usloviya-sushchnost-klassifikaciya-analysis-of-the-notion-pedagogical-conditions-essence-and-classification . html (accessed 20 March 2018) .
5 . Kupriyanov B . V , Dynina S . A. Sovremennye podkhody k opredeleniyu sushchnosti kategorii «pedagogicheskiye usloviya»
[Modern approaches to the definition of the essence of the category "pedagogical conditions"] . Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova - Vestnik of Kostroma State University, 2001, no . 2, pp . 101-104 (in Russian)
6 . Lyusin D . V. , Ushakov D . V. Sotsial'nyy intellekt: Teorii, izmereniya, issledovaniya [Social intelligence: Theories, measurements,
researches] . Moscow, Psychology Institute RAS Publ . , 2004, 176 p . (in Russian) .
7 . Andreeva G . M . Sotsial'naya psikhologiya: uchebnik [Social psychology: textbook] . Moscow, Aspekt Press Publ . , 2007, 363 p .
(in Russian)
8 . Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik [Educational psychology: textbook] . Moscow, Logos Publ . , 2005,
384 p (in Russian)
9 . Savenkov A. I . Sotsial'nyy intellekt kak problema psikhologii odarennosti i tvorchestva [Social intelligence as a problem of
psychology of talent and creativity] . Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki - Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2005, vol . 2, no . 4, pp . 94-101 (in Russian) . URL: https://www. hse . ru/data/2011/04/27/1210612711/94-101.pdf (accessed 20 March 2018) .
10 . Mandel' B . R . Professional'no orientirovannoye obucheniye: problematika i tekhnologii: uchebnoye posobiye [Professionally-
oriented training: issues and technologies: a training manual] . Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ . , 2016, 341 p . (in Russian) .
II. Shapovalenko I . V Vozrastnaya psikhologiya (Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya): uchebnik [Age psychology (Psychology of development and age psychology): textbook] Moscow, Gardariki Publ , 2005, 349 p (in Russian)
12 . Il'yasov 1.1 . , Lyaudis V. Ya. Khrestomatiyapo vozrastnoy ipedagogicheskoypsikhologii. vol. 2: Raboty sovetskikh psikhologov
perioda 1946-1980 gg. [Reader in developmental and educational psychology, vol . 2: Works of Soviet psychologists in the period 1946-1980] . Moscow, MSU Publ . , 1981, 304 p . (in Russian) .
13 . Ratanova T A . , Domashenko I. A . Psikhologiya obshchaya. Eksperimental'naya psikhologiya: uchebnik [General Psychology.
Experimental psychology: textbook] . Moscow, Sholokhov Moscow State University for Humanities Publ . , Avtonomnaia nekommercheskaia organizatciia obrazovaniia «Nezavisimyi otkrytyi universitet» Publ . , 2004, 459 p . (in Russian) .
Mezinov V. N., Bunin Yelets State University (ul. Communarov, 28, Yelets, Russian Federation, 1399770). E-mail: [email protected]
Filatova I. Yu., Bunin Yelets State University (ul. Communarov, 28, Yelets, Russian Federation, 1399770). E-mail: [email protected]