- лечебная, направленная на восстановление здоровья и определённых функций организма;
- оздоровительная, направленная на последующее восстановление и укрепление здоровья в сессионный и каникулярный период;
- развивающая, направленная на рост физической подготовленности и повышение квалификации в занятиях по выбранному виду спорта.
Выводы. Рассмотрение вопроса по проблемам содержания и организации здоровьеобеспечения студентов с ослабленным состоянием здоровья в вузе позволяет выделить факторы, определяющие эффективность оздоровительной деятельности:
- организация системы медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития студентов, динамики текущей и хронической заболеваемости;
- создание системы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
- внедрение мероприятий в образовательный процесс, направленных на создание условий для формирования здорового образа жизни студентов;
- применение личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, учитывающего психофизиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого молодого человека;
- использование технологий обучения, в основании которых доступность содержания, вариативность, определение отвечающего индивидуальному потенциалу обучающегося уровня трудности заданий в рамках стандартных и повышенных требований;
- применение активно-деятельностных форм при организации процесса обучения: игровые и проектные технологии, оказывающие влияние на создание положительной учебной мотивации с целью самореализации и самоактуализации, способствуют повышению устойчивости нервной системы молодого поколения к всевозможным стрессорным, дезадаптационным факторам, реализуют формы учебного сотрудничества, создают для каждого студента «ситуацию успеха», позволяющую поверить в свои силы и способности.
Таким образом, грамотная организация системы физического воспитания в высшей школе служит оздоровлению и адаптации к образовательной деятельности обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Литература:
1. Агаев Н.Ф. Деятельность преподавателя по формированию физкультурно-оздоровительной мотивации на занятиях физической культурой. «Инновации в системе непрерывного профессионального образования». Материалы XII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов. 7 апреля. ВГИПУ, Нижний Новгород, 2011. С. 52-54
2. Балашова В.В. Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании студентов Тольяттинского государственного университета // Теория и практика физической культуры-2005. №3. -С. 43-45
3. Виленский М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры -2004. - №11. - С. 2-7
4. Воронин С.М. Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2011 №1 (15).С. 34-36
5. Пономарёва К.А., Тюмасева З.И. Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 9-2. С. 114-120
6. Суханов А. И. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций . Дис. ... д-ра пед. наук: СПб.: 2002. 304 с.
7. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе. Вестник Мининского университета. 2018. Том 6№1 (2018)
8. Юденко, И. Е. Изменение показателей здоровья и физической подготовленности студенток специальной медицинской группы с диагнозом нейроциркуляторная дистония под влиянием стато-динамических упражнений // Теория и практика физической культуры. - 2003.- №4. - С. 45-48
Педагогика
УДК 371.9 (075.8)
кандидат психологических наук, доцент кафедры сурдопедагогики Чиж Ольга Александровна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА НЕСЛЫШАЩИМИ ЮНОШЕСКОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье описываются результаты проведенного автором исследования социального интеллекта неслышащих юношеского возраста, анализируются особенности отражения другого человека при описании фотографии. Изучение проблемы межличностного понимания при нарушении слуха особенно важно для социальной адаптации и интеграции глухих, чей социальный опыт обеднен, словесное общение ограничено, понимание вербальных и невербальных проявлений участников общения затруднено.
Ключевые слова: неслышащие учащиеся, межличностное понимание, социальный интеллект, вербальные и невербальные реакции человека, жестовая речь глухих.
Annоtation. The article describes the study results of the social intelligence of the deaf teenagers conducted by the author and analyzes the reflection characteristics of another person when describing a photograph. The study of the interpersonal understanding in hearing impairment problem is especially important for the social adaptation and integration of the deaf, whose social experience is impoverished, verbal communication is limited, understanding of the verbal and non-verbal participants' manifestations in communication is difficult.
Keywords: deaf students, interpersonal understanding, social intelligence, verbal and non-verbal reactions of a person, deaf speech gestures.
Введение. Понимание человека человеком - неотъемлемый компонент процесса общения, основа
эффективного взаимодействия. Проблемы межличностного понимания активно разрабатываются с семидесятых годов ХХ века, им посвящены работы многих ученых: К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, В.А. Лабунской и других. Межличностное познание при нарушении слуха изучено недостаточно, хотя некоторые аспекты данной проблемы рассматривались в работах Т.А. Григорьевой, В.Г. Петровой, В. Петшака и других исследователей. Выявление возможностей неслышащих в понимании окружающих как субъектов общения для определения оптимальных приемов работы по развитию их коммуникативной компетентности - важная задача современной сурдопсихологии. Отражение другого человека, понимание его поведения, способность прогнозировать его реакции, анализировать невербальные проявления, в значительной степени определяют успешность социальной интеграции лиц с нарушением слуха.
Изложение основного материала статьи. С целью проверки предположения о наличии особенностей межличностного понимания у лиц с нарушением слуха был проведён эксперимент, который предполагал решение следующих задач:
выявление результативности прогнозирования последствий поведения, оценивания невербальных и вербальных проявлений человека, логики развития ситуации взаимодействия;
анализ характеристик человека при описании портрета.
В исследовании приняли участие 169 человек: 79 учащихся с нарушенным слухом, средний возраст которых составил 18,8 лет и 90 учащихся с нормальным слухом, средний возраст - 16,3 лет. Все юноши с нарушением слуха, участвующие в эксперименте - ранооглохшие (79 человек). В анамнезе - наследственная глухота, либо врожденная, либо приобретенная в раннем возрасте (чаще вследствие менингитов). Все неслышащие прошли дошкольную подготовку и после окончания 11-12 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения были зачислены в профессиональное училище, где получали профессиональную подготовку и продолжали обучение в вечерней школе.
Неслышащие учащиеся были разделены на две группы в зависимости от использования устной речи в общении:
- глухие юноши, не пользующиеся устной речью в общении (48 человек), составили первую группу. Эти учащиеся пользуются преимущественно разговорной жестовой речью, как в общении со сверстниками, так и в общении с педагогами. Следует отметить, что в профессиональном училище контроль педагогов за речью учеников снижен: внятной, членораздельной устной речи от учащихся не требуется. На уроках педагог и ученик общаются с помощью жестовой речи. Если же сам педагог жестовой речью не владеет - через переводчика. Недостаточный уровень развития словесной речи не позволяет этим учащимся достигать успеха в коммуникации при помощи калькирующей жестовой речи. В дальнейшем, для краткости, мы будем обозначать эту группу - I группа.
- глухие юноши, пользующиеся устной речью в общении (31 человек), составили вторую группу. Эти учащиеся используют разговорную жестовую речь в условиях непринуждённого общения, калькирующую жестовую речь - в официальном общении. Таким образом, достаточный уровень словесной речи позволяет им дифференцированно подходить к выбору средств общения. В дальнейшем, для краткости, мы будем обозначать эту группу - II группа.
- слышащие учащиеся профессионального училища (90 человек), получившие основное общее образование и продолжающие обучение составили третью группу. В дальнейшем, для краткости, мы будем обозначать эту группу - III группа.
Для решения поставленных в эксперименте задач, мы воспользовались методикой исследования социального интеллекта Дж.. Гилфорда и М. Салливена (адаптация теста Е.С. Михайловой-Алешиной) и методикой А.А. Бодалёва «Фотопортрет».
Методика исследования социального интеллекта предназначена для измерения способности к межличностному познанию, в ней используется преимущественно наглядно-образный материал: рисунки, отражающие различные внешние поведенческие проявления в ситуации межличностного взаимодействия. Методика состоит из четырёх субтестов, один из которых вербальный, три - невербальные. Каждый субтест содержит 12-15 заданий. Время выполнения заданий ограничено. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной или нескольких способностей познания поведения. Методика предусматривает выделение пяти уровней выполнения субтестов: низкий; ниже среднего (среднеслабый); средний; выше среднего (среднесильный); высокий. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта (интегральный фактор познания поведения). В методике «Фотопортрет» испытуемым предлагалось рассмотреть фотопортрет и охарактеризовать человека. Фотографии предъявлялись последовательно, время рассматривания ограничивалось, после чего предлагалось сказать (написать) всё что можно об этом человеке. Оценивалась полнота описания портрета. Инструкция к предъявляемым портретам давались в жестовом варианте для неслышащих юношей, в устном - для слышащих. В полученных ответах оценивалось количество и характер фиксации внешности, общей оценки внешности, социальных и биографических данных, направленности личности, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности, психических свойств личности, эмоционального отношения к объекту, общей оценки личности.
Анализ межличностного познания учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда позволил определить общий уровень социального интеллекта, который в значительной степени обусловливает успешность социальной адаптации и отношений с людьми. Чем выше у человека уровень социального интеллекта, тем больше информации о поведении людей он способен извлекать, тем успешнее прогнозировать их реакции в тех или иных ситуациях, быстрее и точнее высказываться о людях. Методика предполагала выделение пяти уровней выполнения задания (от низкого до высокого).
Обнаружилось преобладание социального интеллекта ниже среднего уровня во всех группах испытуемых независимо от состояния слуха и речи. Это свидетельствует о трудностях в понимании и прогнозировании поведения людей, недостаточной способности быстро и точно судить о людях, об отставании в развитии социального интеллекта у лиц с нарушенным слухом по сравнению со слышащими (разница в возрасте составляла 2,5 года) [3].
Общий уровень социального интеллекта конкретизируется показателями отдельных субтестов. Результаты их выполнения обнаруживают, что средний уровень познания поведения встречаются одинаково часто и у глухих, и у слышащих (р<0,05), а уровень познания поведения выше среднего чаще встречается у
глухих, не пользующихся устной речью и в качестве основного средства общения использующих разговорный жестовый язык (р<0,05). Это свидетельствует о знании нормо-ролевых моделей, правил поведения, понимании связи между поведением и его последствиями.
Сопоставительный анализ результатов понимания невербальных проявлений человека в общении показывает отставание глухих от слышащих в выделении существенного в невербальных реакциях человека. Низкие способности к логическому обобщению невербальных реакций были обнаружены только у юношей с нарушенным слухом (независимо от состояния речи). Успешное выполнение данного субтеста требовало достаточно тонких дифференцировок изображённых поз, мимики, жестов, богатого опыта переживания разнообразных эмоциональных состояний. Результаты показывают, что среди слышащих достоверно больше юношей, правильно оценивающих состояния, чувства, намерения людей по мимике, позам, жестам (р<0,05). Способность читать невербальные сигналы, осознавать их, сопоставлять с высказываниями собеседника у слышащих развита лучше. У глухих учащихся такое сопоставление затруднено либо представлено в меньшей степени.
В ходе констатирующего эксперимента выявлялось понимание значений высказывания в зависимости от ситуации общения. Значительной части юношей с нарушенным слухом свойственны трудности в понимании сообщений, одинаковых по форме, но употребляющихся в различных ситуациях общения. При этом значимых различий между группами глухих не было выявлено. Во всех группах испытуемых незначителен процент учащихся, показавших уровень выше среднего. Среди учащихся и с нарушенным, и нормальным слухом имеются люди, способные быстро и правильно понимать изменение смысла высказывания в контексте определенной ситуации, проявлять ролевую пластичность. Однако высокого уровня выполнения этого субтеста участники исследования не обнаружили.
Согласно полученным данным глухие и слышащие учащиеся близки по показателям понимания логики развития ситуации взаимодействия (значимых различий не выявлено). Следует отметить, что в группе глухих, использующих устную речь, и в группе слышащих были учащиеся, демонстрировавшие результат выше среднего уровня. Юноши с таким результатом успешно анализируют сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, улавливают изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников, способны логически достраивать недостающие звенья в цепи взаимодействий, предвидеть результат своих действий. У значительного числа участников эксперимента выявлен более низкий уровень, который свидетельствует о трудностях в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и как следствие, о недостаточной адаптации к различным взаимоотношениям (семейным, деловым, дружеским).
Таким образом, более взрослые глухие учащиеся зачастую демонстрируют одинаковые или сниженные по сравнению с младшими слышащими результаты [3].
По данным Е.С. Михайловой-Алёшиной, успешное выполнение теста Дж. Гилфорда положительно коррелирует со способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по фотографии [2]. В нашем исследовании юношам предлагалось описать два портрета. При анализе полученных описаний мы опирались на схему, предложенную О.Г. Кукосяном. В ответах учащихся выделялись несколько групп параметров. Группа «Внешность» включает физический облик (основные элементы которого голова, туловище, руки и ноги), оформление внешности (одежда, причёска, аксессуары), экспрессию (походка, поза, голос и т.д.). Отдельно выделяется «Общая оценка внешности» [1]. Группа «Социальные и биографические данные» включает высказывания о социальном положении, производственной деятельности, местожительстве, биографии. В группу «Направленность личности» включены суждения об интересах, склонностях, кругозоре, привычках. «Познавательная сфера личности» объединила высказывания, раскрывающие в той или иной степени, познавательные психические процессы. Группа «Эмоционально-волевая сфера личности» включает высказывания об эмоциях, чувствах, воле описываемых. В группу «Психические свойства личности» вошли суждения, раскрывающие отношения к людям, обществу, природе, к себе, вещам, животным, суждения о способностях и темпераменте человека. «Общая оценка личности» -восьмая группа суждений, «Эмоциональное отношение к объекту» - последняя, в ней заключены суждения о человеке, изображённом на портрете. О.Г. Кукосян связывает фиксацию характеристик внешности с конкретно-чувственным, непосредственным отражением, а интерпретацию внешности - с абстрактно-логическим уровнем отражения [1].
Рассмотрим полученные данные. В таблице 1 представлены результаты фиксации качеств человека при описании портрета.
Из таблицы видно, что наибольшее число фиксаций во всех группах относится к признакам «Внешность», «Социальные и биографические данные», «Психические свойства личности». В группе слышащих юношей отмечается наибольшее число фиксаций (1595). Применение ^критерия Стьюдента показало, что юноши I группы больше (р<0,05) отмечают внешние характеристики, как при описании мужчины, так и при описании женщины, чаще (р<0,05) дают общую оценку личности при описании портрета женщины. В остальных показателях наблюдается превосходство юношей III группы, что может быть связано с трудностями личностно-психологической интерпретации внешности, которые испытывают глухие на абстрактно-логическом уровне отражения другого.
Юноши II группы больше, чем юноши III группы (р<0,05) обращают внимание на фиксацию внешних характеристик при описании портретов.
Познавательная сфера личности мужчины и общая оценка личности женщины фиксируется юношами I группы чаще, чем юношами II группы (р<0,05) и (р<0,01) соответственно. Наиболее часто встречались следующие определения: «умный», «много думает», «хорошо решает задачи». Общая оценка личности чаще заключалась в констатации «хороший человек» - «плохой человек».
Таким образом, полученный результат согласуется с данными А.А. Бодалёва и его сотрудников: компоненты, образующие физический облик занимают значимую позицию в описаниях юношей.
Таблица 1
Сравнительные данные фиксации качеств человека при описании портрета
(в абс. ед.)
I группа учащихся, п=711 II группа учащихся, п=691 III группа учащихся, п=1595
Качества, отмеченные учащимися портрет портрет портрет портрет портрет портрет
муж- жен- муж- жен- муж- женщины
чины щины чины щины чины
Внешность 149 139 174 153 213 183
Общая оценка внешности 18 19 19 14 51 39
Социальные и биографические данные 96 72 86 66 222 194
Направленность личности 7 3 6 1 32 25
Познавательная сфера личности 7 7 11 9 18 11
Эмоционально-волевая сфера личности 15 20 18 13 67 70
Психические свойства личности 120 18 63 45 197 165
Эмоциональное отношение к объекту 4 2 3 5 31 21
Общая оценка личности 11 4 1 4 24 32
Суммы 427 284 381 310 855 740
Глухие уделяют физическому облику, оформлению внешности, экспрессии, большее чем слышащие внимание. В ответах глухих часто отмечаются черты, выражающие отношение к труду, что скорее связано с условиями, в которых происходит формирование личности. У глухих, воспитывающихся в интернате вырабатывается привычка отдавать предпочтение этим качествам, считать их значимыми в жизни. Описания слышащих более развёрнуты, в них чаще фиксируется направленность личности, эмоционально-волевая сфера, эмоциональное отношение к объекту.
При сравнении описаний мужского и женского портрета как в группе III, так и в группе II не было выявлено достоверных различий: одинаково успешно испытуемые описывали и мужской и женский портрет. Иная картина наблюдалась в группе I: обнаружились значимые различия (р<0,01) между описанием мужского и женского портрета. Число фиксаций качеств в описании портрета мужчины у глухих I группы преобладает.
Проанализируем, имеются ли преимущества у учащихся с более высокими показателями социального интеллекта при описании портретов (таблица 2).
Таблица 2
Сравнительные данные фиксации качеств человека при описании портрета учащимися с различным уровнем социального интеллекта (в абс. ед.)
Качества, отмеченные учащимися Группа I, п=711 Группа II, п=691 Группа III, п=1595
СИ 2 СИ 3 СИ 2 СИ 3 СИ 2 СИ 3
Внешность 101 187 92 235 177 219
Общая оценка внешности 15 22 8 25 34 56
Социальные и биографические данные 83 85 49 103 218 198
Направленность личности 4 6 2 5 30 27
Познавательная сфера личности 3 11 9 11 13 16
Эмоционально-волевая сфера личности 15 20 10 21 74 63
Психические свойства личности 64 74 19 89 180 182
Эмоциональное отношение к объекту 4 2 4 4 30 22
Общая оценка личности 8 7 1 4 34 22
Суммы 297 414 194 497 790 805
СИ 2 - среднеслабый уровень социального интеллекта; СИ 3 - средний уровень социального интеллекта
Применение критерия Пирсона х2 позволило выявить достоверные (р<0,01) различия между глухими учащимися I группы, демонстрирующими средний и среднеслабый уровень социального интелекта. Между испытуемыми III группы со средним и среднеслабым социальным интеллектом также выявлены достоверные различия (р<0,05). Во II группе достоверных различий не было обнаружено.
Таким образом, учащиеся с более высоким уровнем социального интеллекта успешнее справляются с заданием описания личности по фотографии, что согласуется с данными Е.С. Михайловой-Алёшиной [2].
Анализ результатов фиксаций качеств человека при описании фотопортрета показал, что наиболее часто учащимися отмечаются внешность, социальные и биографические данные, психические свойства личности. Причём глухие учащихся уделяют физическому облику, оформлению внешности, экспрессии большее внимание, чем слышащие. Описания слышащих более развёрнуты, в них чаще фиксируется направленность личности, эмоционально-волевая сфера, эмоциональное отношение к объекту. Выяснилось, что учащиеся с более высоким уровнем социального интеллекта успешнее справляются с заданием описания личности по фотографии.
Выводы. Установлено, что глухие учащиеся зачастую демонстрируют одинаковые или сниженные по сравнению со слышащими результаты. Согласно полученным данным глухие юноши отстают от слышащих в развитии способности межличностного познания примерно на 2,5 года.
Выявлено, что глухие юноши склонны ориентироваться на несущественные признаки в невербальных реакциях человека, что затрудняет оценку чувств, намерений, состояний людей по мимике, позам, жестам.
Понимание того, как меняется смысл сообщения в зависимости от различных ситуаций общения, у неслышащих юношей вызывает особые затруднения.
Наблюдается отставание глухих от слышащих в понимании логики развития ситуации взаимодействия, значения поведения людей в ней.
В описании незнакомого человека по фотографии преобладает конкретно-чувственный уровень отражения (фиксируются преимущественно особенности внешности человека). Обнаружилось также, что учащиеся с более высоким уровнем социального интеллекта успешнее справлялись с этим заданием.
Литература:
1. Кукосян О.Г. Профессия и познание людей. Ростов-на-Дону, 1981. - 158 с.
2. Михайлова-Алёшина Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж.Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб., 1996. - 56 с.
3. Чиж О.А. К вопросу о социальном интеллекте неслышащих юношеского возраста // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 2. - С. 215-221.УДК 376.112.4 + 612.821ISSN 2227 - 6157
Педагогика
УДК:378.2
доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, кандидат медицинских наук Шурыгина Валентина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистр факультета физической культуры профиля «Организация
и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью» Сагидуллина Карина Рустемовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистр факультета физической культуры профиля «Организация
и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью» Тухватуллин Радмир Рафаэлевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Важная функция системы образования в педагогических вузах - создание условий для мотивационной заинтересованности студентов в здоровом образе жизни, что особенно важно для будущих учителей. Для стратегической реализации существующих проблем в образовательном пространстве должны быть намечены пути решения и разработаны способы реализации, которые будут способствовать не только научному, творческому и физическому развитию студентов, но и формировать у них лидерские качества, воспитывать успешную личность, выбирающую здоровый стиль поведения.
Качество профессиональной культуры здоровья будущих педагогов вбирает в себя компоненты всей системы формирования здоровья и здорового образа жизни, отражая и преломляя их, в соответствии со спецификой педагогического вуза и характеризуется как совокупность элементов, обеспечивающих успешную реализацию здоровьесбережения в образовательном пространстве.
В статье рассматриваются современные проблемы подготовки будущих педагогов в области формирования профессиональной культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса в условия педагогического вуза. Как показывает практика образовательной деятельности в вузе, повысить эффективность подготовки будущих педагогов возможно посредством создания единой методологической основы для осознания приоритета культуры здоровья и безопасного стиля поведения развивающего человека как личности самостоятельной, готовой к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, безопасный стиль поведения, школьники, студенты, мотивация, здоровье, условия жизни, образовательная организация, культура здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, лечебная физическая культура.
Annotation. A crucial function of education system at pedagogical higher institutes is creation of conditions for students' motivational interest in healthy life style, which is especially important for future teachers. For strategic realization of the existing problems in educational sphere there ought to be ways of realization which will promote