Научная статья на тему 'Оптимизация межличностного общения в интегрированных группах'

Оптимизация межличностного общения в интегрированных группах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / ИНТЕГРАЦИЯ / СМЕШАННАЯ ВОССТАНАВЛИВАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошелева Е.А.

В статье рассматривается специфика общения людей с нарушениями слуха при взаимодействии со слышащими. Описана работа в разновозрастных интегрированных группах, направленная на оптимизацию общения между слышащими и неслышащими детьми, подростками и взрослыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация межличностного общения в интегрированных группах»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ ГРУППАХ

Е.А. КОШЕЛЕВА*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара

В статье рассматривается специфика общения людей с нарушениями слуха при взаимодействии со слышащими. Описана работа в разновозрастных интегрированных группах, направленная на оптимизацию общения между слышащими и неслышащими детьми, подростками и взрослыми.

Ключевые слова: общение, нарушения слуха, интеграция, смешанная восстанавливающая среда.

Проблемы общения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушениями слуха, являются одними из наиболее актуальных в современной педагогической и специальной психологии, в коррекцион-ной педагогике. Современные технологии обучения позволяют овладевать речью детям с любой степенью снижения слуха. Но, несмотря на это, речевое общение глухих остается ограниченным, так как произносительная сторона речи находится в тесной зависимости от нарушений слуха и чем ближе вторичные отклонения к первичному нарушению, тем труднее осуществляется их коррекция.

Л.С. Выготский в работе «Коллектив как фактор развития дефективного ребенка» писал, что недоразвитие высших психических функций у ребенка объясняется выпадением его из коллектива или затруднением социального развития. Он считал изучение коллектива глухих детей и возможности их коллективного сотрудничества со слышащими детьми, а также мак-

© Кошелева Е.А., 2012

* Для корреспонденции:

Кошелева Елена Алексеевна соискатель кафедры психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Самара E-mail: LenaPsamara@yandex.ru

симальное использование всех видов речи, доступных для неслышащих детей, необходимым условием коренного улучшения их воспитания [2].

Исследователями Н.С. Бабиевой, Е. Ли-вайн и др. было отмечено влияние уровня развития словесной речи на личностные проявления людей с нарушениями слуха и на особенности их поведения в ситуациях общения. Было обнаружено, что чем более развита речь неслышащего человека, тем выше уровень его социальной адаптации и тем меньше по личностным особенностям он отличается от слышащих людей [1, 5]. В ситуациях отсутствующей или плохо развитой словесной речи средством, позволяющим глухому осуществлять элементарное общение с окружающими людьми, служит мимико-жестовая речь. Ж.И. Шиф указывала на то, что глухие дети делят окружающих людей на слышащих, с которыми надо общаться словесной речью, и глухих, с которыми проще и легче общаться ми-мико-жестикуляторными средствами. Они ценят язык жестов как средство общения в среде глухих, но, не желая изолировать себя от слышащих, стремятся к возможно большему контакту с ними, считая мимико-же-стикулярное общение недостаточным.

Однако такое стремление к общению со слышащими наблюдается не у всех лиц с нарушениями слуха. Оно напрямую зави-

сит от уровня адаптации, умения общаться, умения предъявить себя обществу, что чаще всего наблюдается у слабослышащих людей и глухих с хорошо развитой речью. У глухих с низким уровнем развития речи преобладает желание общаться с людьми только своего круга [7].

Естественно, что трудности в овладении речью влекут за собой нарушение речевой коммуникации и становятся факторами, затрудняющими общение. С другой стороны, как отмечают многие исследователи (Пожар Л., Сюзева А.В., Сафонова Ю.Р. и др. [6]), барьеры в общении с данной категорией людей часто возникают из-за социальных стереотипов, неготовности общества принять «на равных» людей с особыми нуждами. Все это делает проблему интеграции людей с ограниченными возможностями в социум одной из наиболее острых в современном обществе.

Показательным примером успешной социальной интеграции слепоглухих детей является разработанная доктором психологических наук А.В. Суворовым школа «Совместной педагогики» [4]. Основное ее положение - это то, что воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями, их личностная самореабилитация должны проходить в интегрированных со здоровыми детьми группах, через обучение их взаимной человечности и взаимопомощи.

Также примером интегрированных групп может служить система семейной групповой логопсихотерапии, разработанная Н.Л. Карповой на основе метода групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой для заикающихся подростков и взрослых [3]. В данной системе были выработаны общие принципы социореабилитации, направленные на восстановление нарушенного общения через интенсивное общение в разновозрастных группах с активным привлечением родителей и родственников заикающихся.

Изучая разнообразные модели социальной интеграции применительно к

неслышащим детям, Е.Г. Речицкая отмечает, что наиболее эффективной ее формой представляется создание смешанной среды [5]. Именно в смешанных группах, действующих длительное время, в которых присутствуют нормально слышащие и дети с нарушениями слуха, последние могут получить соответствующий опыт общения в результате ежедневного взаимодействия со слышащими. При этом нужно отметить, что для успешной интеграции детей с нарушениями слуха в социум необходимо как создание условий для общения со слышащими, так и специально организованная работа по оптимизации данного общения.

Поскольку создать подобные группы в условиях специальной школы довольно сложно, наиболее важным и актуальным в настоящее время является вопрос сотрудничества специальной школы с обычными общеобразовательными школами, социально-психологическими центрами, а также с различными общественными и государственными организациями.

Методика

В настоящей статье мы представим один из вариантов формирования интегрированной среды для детей с нарушениями слуха на примере летнего лагеря дневного пребывания, организованного на базе «Сурдоцентр Самарской области». В рамках проекта «Социализация неслышащих детей» (федеральный грант № 03-02-1155 от 04.06.09) нами была организована и проведена психолого-педагогическая работа по оптимизации общения глухих и слышащих детей, подростков и взрослых. Всего в проекте приняло участие 60 детей и подростков в возрасте от 4 до 14 лет (30 глухих и 30 слышащих), которые были объединены в 6 групп по 10 человек (5 детей с нарушениями слуха, 5 - из группы нормы). Также в работе групп участвовали родители и родственники детей (27 человек). Таким образом, были сформированы разновоз-

растные интегрированные группы, общее количество участников которых составило 87 человек.

На основе принципов социальной реабилитации, опыта групп семейной логопсихотерапии и принципов совместной педагогики были подобраны психолого-педагогические методы, направленные на организацию совместной деятельности глухих и слышащих детей и подростков, позволяющие неслышащим активно, «на равных» участвовать в занятиях разновозрастных групп при участии родителей и родственников.

В задачи занятий с детьми и подростками, способствующих оптимизации общения в разновозрастных интегрированных группах, входило:

а) развитие навыков социального поведения;

б) развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

в) повышение потребности в общении;

г) снятие психоэмоционального напряжения;

д) коррекция личностных особенностей (страхи, тревожность, агрессивность, неуверенность в себе).

Задачами работы с родителями данных детей и подростков было:

а) активное включение в групповой процесс оптимизации межличностного общения;

б) содействие улучшению взаимоотношений со своим ребенком;

в) обучение продуктивному взаимодействию со всеми детьми и родителями (слышащими и глухими).

Продолжительность работы группы - 2 недели: ежедневные занятия (с понедельника по пятницу) по 4 часа. Для осуществления проекта была разработана программа занятий, имеющая дополнения и видоизменения для каждой категории участников - дошкольников, школьников.

Работа с каждой интегрированной группой велась в соответствии с разрабо-

танной программой и состояла из следующих этапов:

I этап - подготовительный - диагностический (в течение месяца до начала работы группы): подбор детей в группы и сбор сведений об их семьях (количество детей в семье, наличие/отсутствие слуха у родителей, образование); оценка психоэмоционального состояния участников групп до начала занятий.

II этап - основной - практико-дей-ственный: организация и проведение занятий по оптимизации межличностного общения, культурно-воспитательных мероприятий и тематических экскурсий. Групповые занятия с детьми и подростками были организованы в форме психолого-педагогического тренинга общения с привлечением ко всем видам работ родителей и родственников.

Каждое занятие состояло из трех частей: разминки, основной и завершающей. Для разминки и в завершающей части работы использовались телесно-ориентированные и подвижные игровые упражнения. В основной части занятия - различные виды арт-терапии и упражнения, позволяющие участникам группы общаться и при помощи невербальных средств (например, совместное изготовление коллажа, совместное рисование на заданную тему, упражнения с пластилином). Для родителей детей также проводились лекции-беседы с целью психологического просвещения.

III этап - заключительный: оценка эффективности проведенной работы по окончании двухнедельного курса. Проводились повторная диагностика психоэмоционального состояния детей и подростков и оценка родителями их работы и своих достижений.

Для диагностики использовался следующий инструментарий: психологическое наблюдение; проективные тесты «Паровозик» и цветорисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Н. Генинга - для определения степени положительного или отрицательного психического состояния; графи-

ческая методика «Кактус» - для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка; визуально-вербальная методика Р. Жиля - для исследования особенностей межличностных отношений детей. Выбор проективных методик был обусловлен спецификой возраста участников групп и затруднениями в понимании и вербализации традиционных опросников у глухих детей. Для родителей был составлен специальный опросник.

За время работы групп было продиагно-стировано 45 детей и подростков (23 глухих и 22 слышащих) и 27 взрослых.

Результаты и обсуждение

Сравнительные результаты исследований до и после занятий позволили выявить следующее.

1. По проективным цветорисуночным методикам:

- у большинства детей и подростков к концу второй недели начали преобладать светлые и яркие цвета на рисунках: у 39,1% глухих (9 человек) и у 40,9% слышащих (9 человек), в то время как в первые дни занятий данный показатель обнаруживался лишь у 17,5% (4 человека) неслышащих и у 18,2% (4 человека) слышащих детей. Это

свидетельствовало о повышении психоэмоционального состояния испытуемых;

- уменьшилась штриховка на рисунках у 21,7% глухих (5 человек) и 27,3% слышащих детей (6 человек), что говорит о снижении тревожности;

- увеличился размер рисунка у 21,7% (5 человек) глухих детей и у 13,6% (3 человека) слышащих, что свидетельствует о повышении уверенности в себе, в своих возможностях (результаты представлены в таблице 1).

2. По анализу наблюдения и модифицированной методики Р. Жиля:

- неслышащие дети и подростки в первые два дня занятий в 86,6% случаев общались только с детьми, имеющими нарушения слуха, а в последние дни занятий они выбирали неслышащих товарищей в 55,8% случаев, а в 44,2% - детей и подростков с нормальным слухом;

- слышащие дети и подростки в первые дни занятий также предпочитали общаться преимущественно с детьми из своей подгруппы (73,4% выборов); в конце занятий напарниками для игр в 59,9% случаев становились такие же слышащие дети, а в 40,1% случаев - неслышащие дети и подростки (результаты представлены в таблице 2).

Таблица 1

Результаты проективных рисуночных методик, %

№ п/п Характеристики рисунка Испытуемые

Дети и подростки с нарушениями слуха Дети и подростки с нормальным слухом

До занятий После До занятий После

1 Использование ярких цветов 17,4 39,1 18,2 40,9

2 Неровный, хаотичный штрих 34,8 13,1 40,9 13,6

3 Большой размер рисунка 8,7 30,4 18,2 31,8

Таблица 2

Результаты наблюдений и модифицированной методики Р. Жиля, %

Испытуемые

№ п/п Выбор участников групп Дети и подростки с нарушениями слуха Дети и подростки с нормальным слухом

До занятий После До занятий После

1 Дети и подростки с нарушениями слуха 86,6 55,8 25,6 40,1

2 Дети и подростки с нормальным слухом 13,4 44,2 73,4 59,9

Таким образом, можно говорить о повышении уровня взаимодействия: если в первые два дня занятий дети и подростки выбирали себе в напарники для игр и общения, ориентируясь на наличие слуха, и явно преобладало разделение детей на слышащих и неслышащих, то в последние дни участники обеих подгрупп выбирали друг друга, не обращая внимания на наличие или отсутствие слуха, основываясь на общих интересах и симпатиях. Увеличение контактов между слышащими и неслы-шащими детьми и подростками, а также их родителями свидетельствовало и о повышении потребности в общении друг с другом, о появлении стремления к взаимопониманию. Это подтверждается примером дружбы глухих и слышащих детей, которые познакомились на общих занятиях и продолжают поддерживать дружеские отношения по окончании нашего проекта, а также желанием слышащих участников выучить дактильную азбуку для более эффективного общения с неслышащими детьми.

Анализ отзывов родителей и родственников, участвовавших в работе данных шести групп, показывает, что родители отметили:

- улучшение в межличностном общении всех детей, подростков и взрослых участников групп;

- рост заинтересованности в общении нормально и плохо слышащих участников;

- улучшение психоэмоционального состояния в ходе и после занятий;

- осознание важности подобного рода общения для нравственного благополучия подрастающего поколения и всего нашего общества.

Заключение

Проведенная работа интегрированных разновозрастных групп и исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. У нормально слышащих детей и подростков, участвующих в интегрированных группах, происходит расширение социального и эмоционального опыта, повышается уровень толерантности к людям с особыми нуждами.

2. Расширяются социальные связи и опыт общения глухих детей и подростков с нормально слышащими, что способствует повышению психоэмоционального состояния всех участников и улучшению уровня их взаимодействия.

3. У участников групп с нарушениями слуха происходит активизация устной речи: оказавшись в среде, где далеко не все понимают жесты, глухие дети и подростки более активно и старательно используют устную речь, чтобы быть понятыми и услышанными.

4. Расширение знаний всех родителей об особенностях обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и

организация творческого общения в разновозрастных интегрированных группах способствуют повышению взаимопонимания и в детско-родительских отношениях.

5. Опыт работы интегрированных групп по оптимизации общения между слышащими и неслышащими детьми, подростками и взрослыми может использоваться более широко в процессе интеграции в социум детей и подростков с различными ограничениями здоровья.

Литература

1. Бабиева Н.С. Особенности общения лиц с недостатками слуховой функции в производственных коллективах: автореф. дисс. ... канд. психол. н. - СПб., 2000. - 22 с.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.

3. Карпова Н.Л. Основы личностно-направ-ленной логопсихотерапии: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ: Флинта, 2003. - 200 с.

4. Суворов А.В. Совместная педагогика. Курс лекций. - М.: Университет Российской академии образования, 2001. - 222 с.

5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений / Под ред. Е.Г. Речиц-кой. - М: ВЛАДОС, 2004. - 655 с.

6. Сюзева А.В., Сафонова Ю.Р. Некоторые проблемы адаптации инвалидов по слуху в интегрированной среде [Электронный ресурс] Режим доступа: иКЬ:Ы1р//йсЫт.ги/ ПЬгагу/Воок8/1Т8/'^№'№Ьоок/3_8Ь/си2еуа_ cafonova.htm.

7. Шиф Ж.И. Отношение глухих школьников к овладению языком / Психология глухих детей. Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой и др. - М.: Советский спорт, 2006. - С. 348-354.

OPTIMIZATION OF INTERPERSONAL COMMUNICATION IN INTEGRATED GROUPS

E.A. KOSHELEVA Volga State Socio-Humanitarian Academy, Samara

This article discusses the specifics of communication between people with hearing impairment and individuals with normal hearing. We describe work in different age groups, integrated, aimed at optimizing the communication between hearing and deaf children, adolescents and adults.

Keywords: communication, hearing impairment, integration, mixed restoring environment .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.