УДК 373
Филатова Ирина Юрьевна
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В статье проведен анализ содержательных характеристик социального интеллекта как фактора успешной адаптации обучающихся первого курса - будущих учителей к новым учебно-воспитательным условиям. На основании проведенного теоретического анализа работ отечественных ученых была предпринята попытка исследовать особенности адаптивных способностей обучающихся с разным уровнем развития социального интеллекта, определить роль социального интеллекта в адаптации к новым учебно-воспитательным условиям. По результатам исследования были обнаружены некоторые особенности адаптивных способностей и адаптации первокурсников со среднесильным, средним и среднеслабым социальным интеллектом. Анализ результатов исследования показал, что социальный интеллект может играть одну из главных ролей в процессе адаптации обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям. Развитие социального интеллекта у обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе может быть важно для будущей успешной профессиональной адаптации и реализации педагогической деятельности на высоком уровне.
Ключевые слова: адаптивные способности, адаптация, социальный интеллект, будущий учитель.
Адаптация в настоящее время рассматривается как процесс и результат приспособления человека к изменяющимся внешним и внутренним условиям [4, с. 15]. Основной задачей адаптации является сохранение равновесия в системе «человек - среда» на физиологическом, психологическом и социальном уровнях [2, с. 82]. Физиологический аспект адаптации заключается в оптимальном формировании личностных, психодинамических, нейродинами-ческих соотношений и сохранение соматического здоровья [2, с. 82]; психологический - в приспособлении человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями социума и собственными потребностями, мотивами и интересами; социальный - в приспособлении индивида к условиям социальной среды [4, с. 15-17]. Социальная адаптация является инте-гративным показателем состояния человека, отражает его возможности адекватно воспринимать социальную действительность, способность трудиться, обучаться, организовывать досуг и отдых, взаимодействовать и общаться с семьей и коллективом, вести себя в соответствии с ролевыми ожиданиями [4, с. 17].
В связи с этим безусловный интерес представляет изучение адаптивных способностей обучающихся первого курса - будущих учителей и факторов адаптации к новым учебно-воспитательным условиям, среди которых ученые выделяют социальный интеллект.
Согласно М.И. Бобневой, социальный интеллект является неординарной способностью понимать сложные отношения в социальной сфере, обеспечивающую адекватность поведения личности в социальной среде [1]. На основании исследований М.И. Бобневой социальный интеллект можно рассматривать как ключевую способность личности, обусловливающую успешную социальную адаптацию и социализацию.
По мнению Д.В. Ушакова, социальный интеллект представляет отдельный вид, а в ряду с другими видами интеллекта образует способность к высшей познавательной деятельности. Представленные данные Д. В. Ушакова позволяют говорить о том, что социальный интеллект содержит познавательный, когнитивный и поведенческий аспекты, влияющие на среду. Следовательно, социальный интеллект не просто способность познавать и понимать людей и ситуации их взаимодействия, но и способность, обеспечивающая управление ими и адаптацию к ним [3, с. 17-18].
Е.С. Михайлова в своих исследованиях раскрыла социальный интеллект как сложную интегральную способность, одновременно характеризующую человека как субъекта деятельности и как личность в системе ее коммуникации, установила связь функционирования социального интеллекта и работы защитных механизмов личности [5, с. 240-241]. Е.С. Михайлова делает акцент на том, что люди, обладающие высоким теоретическим интеллектом, оказываются беспомощными и не вполне адаптированными в решении жизненных проблем, в частности в сфере общения. Она отметила, что социальный интеллект, выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, представляет особую направленность на поиск и достижение взаимопонимания между людьми, обеспечивает успешную социально-психологическую адаптацию личности, а так же успешную ее социализацию [5, с. 112, 240-241].
На основании проведенного теоретического анализа научной литературы была предпринята попытка исследовать адаптивные способности и адаптацию обучающихся первого курса - будущих учителей с разным уровнем развития социального интеллекта, определить роль социального интеллекта в процессе адаптации обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям.
В исследовании приняли участие 146 обучающихся первого курса, осваивающих педагогическую
© Филатова И.Ю., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
161
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
профессию в вузе. Возраст испытуемых находился в пределах от 18 до 22 лет. Экспериментальное исследование проводилось в ЕГУ им. И. А. Бунина.
Оценка уровня социального интеллекта и его особенностей у испытуемых производилась с помощью теста социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Саливена (российская адаптация теста Е.С. Михайловой). Для исследования особенностей адаптационных способностей обучающихся применялся многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.
По результатам исследования уровня развития социального интеллекта выявлено: социальным интеллектом выше среднего (среднесильным) обладает 5% испытуемых; средним социальным интеллектом (средневыборочной нормой) - 50%; социальным интеллектом ниже среднего (средне-слабым) - 45%.
Далее был проведен анализ низких, средних и высоких результатов испытуемых по всем шкалам многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» в соответствии с разным уровнем развития социального интеллекта. Результаты представлены в таблице 1.
Анализ результатов исследования показал, что в группе испытуемых с социальным интеллектом, развитым на уровне выше среднеднего (среднесиль-ном), 71% обладает средней нервно-психической устойчивостью и регуляцией поведения. По результатам у них адекватная самооценка и объективное восприятие действительности. У 29% обнаружен высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции. Для них характерна высокая адекватная самооценка и так же объективное восприятие окружающей действительности. Коммуникативные особенности у 43% испытуемых развиты на среднем уровне. Эти испытуемые достаточно хорошо устанавливают контакты, малоконфликтны. У 57% коммуникативные способности развиты на высоком уровне. Можно сказать, что они общительны, быстро и легко устанавливают контакты с окружающими преподавателями и сверстниками. Все испытуемые со среднесильным социальным интеллектом объективно оценивают свою роль
в коллективе, ориентируются в нормах и правилах поведения в обществе, соблюдают их. По результатам исследования для испытуемых характерна высокая и нормальная адаптация. Они легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро устанавливают контакты с людьми, легко ориентируются в ситуации межличностного общения, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
В группе испытуемых с социальным интеллектом, развитым на среднем уровне (среднестатистической норме), у 80% нервно-психическая устойчивость и поведенческая регуляция находится на среднем нормальном уровне. У 20% испытуемых - на высоком уровне. Коммуникативные особенности у 58% средние, а у 42% - высокие. Для большинства испытуемых (88%) этой группы характерна высокая и нормальная адаптация. Они, как и испытуемые предыдущей группы, успешно адаптируются к условиям окружающей среды, легко устанавливают межличностные контакты, малоконфликтны. Однако по результатам исследования обнаружено, что 12% испытуемых этой группы могут иметь небольшие сложности в процессе адаптации к новым условиях социальной среды, так как их адаптивные способности развиты на удовлетворительном уровне.
В группе испытуемых с социальным интеллектом, развитым на уровне ниже среднего (средне-слабом), выявлено следующее. У 74% испытуемых нервно-психическая устойчивость и поведенческая регуляция находится на среднем уровне, у 18% - на высоком уровне. Для них характерна адекватная самооценка, нормальная поведенческая регуляция и объективное восприятие действительности. У 8% испытуемых выявлена низкая нервно-психическая и поведенческая регуляция. Для этих испытуемых характерна склонность к нервно-психическим срывам. У них может быть низкая самооценка. Коммуникативные способности у 47% испытуемых развиты на среднем уровне, а у 6% - на высоком, у 12% коммуникативные способности выявлены низкие. Испытуемые с коммуникативными способностями, развитыми на низком уровне, могут иметь затруднения в межличностном общении, быть агрессивными и кон-
Таблица 1
Оценка степени выраженности адаптивных способностей обучающихся первого курса -будущих учителей с разным уровнем развития социального интеллекта, в %
№ п/п Уровень развития интеллекта Наименование шкал
Адаптивные способности (АС) Нервно-психическая устойчивость (НПУ) Коммуникативные особенности (КО) Моральная нормативность (МН)
низ сред выс низ сред выс низ сред выс низ сред выс
1. Выше среднего (среднесильный) 0 0 100 0 71 29 0 43 57 0 43 57
2. Средний (средневыборочная норма) 0 12 88 0 80 20 0 58 42 0 47 53
3. Ниже среднего (среднеслабый) 0 21 79 8 74 18 12 47 6 3 46 51
162
Вестник КГУ 2019
фликтными, что может обусловливать трудности в общении и взаимодействии с преподавателями и сверстниками. По результатам обнаружено, что 3% испытуемых из этой группы могут неадекватно оценивать свое место и роль в группе, нарушать нормы и правила поведения. Они с большей вероятностью могут попадать в сложные жизненные ситуации. Адаптивные способности у 79% испытуемых этой группы развиты на нормальном и высоком уровне. У 21% выявлены удовлетворительные адаптивные способности. Успех адаптации у испытуемых с удовлетворительными адаптивными способностями зависит от внешних условий среды. Они требуют индивидуального подхода и внимания со стороны окружающих.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют определить некоторые особенности адаптивных способностей обучающихся первого курса - будущих учителей с разным уровнем развития социального интеллекта.
Для обучающихся с социальным интеллектом, развитым на уровне выше среднего (среднесиль-ном), характерны высокие и нормальные адаптивные способности. Адаптация к новым учебно-воспитательным условиям нормальная и высокая.
Для большинства (88%) обучающихся с социальным интеллектом, развитым на среднем уровне (среднестатистической норме), так же характерны высокие и нормальные адаптивные способности. Однако небольшая часть (12%) обучающихся обладает удовлетворительными способностями к адаптации. Эти обучающиеся требуют внимания со стороны преподавателей.
Для большинства (79%) обучающихся с социальным интеллектом, развитым на уровне ниже среднего (среднеслабом), как и в предыдущих группах, характерны нормальные и высокие адаптивные способности, нормальная адаптация к новым учебно-воспитательным условиям. Однако часть (29%) испытуемых обнаруживает удовлетворительные адаптивные способности, что требует внимания к этим обучающимся со стороны преподавателей, индивидуального подхода.
Согласно Е.С. Михайловой, лица с высоким и средним социальным интеллектом способны извлечь достаточно информации о поведении людей, быстро ориентируются в невербальном общении, успешно прогнозируют поведенческие реакции партнеров по общению, проявляют дальновидность в отношениях, что способствует успешной адаптации. Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения с окружающими и адаптацию [5, с. 112-113].
Отсюда следует, что социальный интеллект, развитый у обучающихся первых курсов на уровне ниже среднего (среднеслабый социальный интеллект), по-видимому, и объясняет удовлетворительные адаптивные способности и адаптацию к новым учебно-воспитательным условиям.
В заключении необходимо отметить следующее.
Проблема социального интеллекта будущего учителя является актуальной и представляет интерес в аспекте организации эффективного учебно-воспитательного процесса в вузе и повышения качества высшего педагогического образования.
Социальный интеллект может играть одну из главных ролей в адаптации обучающихся первых курсов к новым учебно-воспитательным условиям. Развитие социального интеллекта будущего учителя важно для будущей успешной адаптации к профессиональной деятельности и ее реализации на достаточно высоком уровне.
Исследование уровня развития социального интеллекта обучающихся - будущих учителей может позволить скорректировать его уровень в ходе правильно организованных педагогических условий и социально-ориентированного обучения.
Библиографический список
1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. - 311 с.
2. Казин Э.М. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации человека. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2010. - 118 с.
3. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: Теории, измерения, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004 - 176 с.
4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, ОАО ВКТ Владимир, 2008. - 490 с.
5. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. - СПб.: Изд-во
C.-Петерб. ун-та, 2007. - 266 с.
6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004. - 672 с.
References
1. Bobneva M.I. Social'nye normy i regulyaciya povedeniya. - M.: Nauka, 1978. - 311 s.
2. Kazin EH.M. Teoreticheskie i prikladnye aspekty problemy adaptacii cheloveka. - Kemerovo: Kemerovskij gos. un-t, 2010. - 118 s.
3. Lyusin D.V., Ushakov D.V. Social'nyj intellekt: Teorii, izmereniya, issledovaniya / pod red.
D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2004 - 176 s.
4. Meshcheryakov B.G., Zinchenko VP. Sovremennyj psihologicheskij slovar' / pod red. B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. - SPb.: PRAJM-Evroznak, OAO VKT Vladimir, 2008. - 490 s.
5. Mihajlova E.S. Social'nyj intellekt: koncepcii, modeli, diagnostika. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2007. - 266 s.
6. Rajgorodskij D.YA. Prakticheskaya psihodiagnostika: Metodiki i testy. - Samara: Izdatel'skij Dom «BAHRAH-M», 2004. - 672 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
163