Научная статья на тему 'Особенности адаптивных способностей обучающихся первого курса - будущих учителей с разным уровнем развития социального интеллекта'

Особенности адаптивных способностей обучающихся первого курса - будущих учителей с разным уровнем развития социального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ADAPTIVE ABILITIES / ADAPTATION / SOCIAL INTELLIGENCE / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатова Ирина Юрьевна

В статье проведен анализ содержательных характеристик социального интеллекта как фактора успешной адаптации обучающихся первого курса будущих учителей к новым учебно-воспитательным условиям. На основании проведенного теоретического анализа работ отечественных ученых была предпринята попытка исследовать особенности адаптивных способностей обучающихся с разным уровнем развития социального интеллекта, определить роль социального интеллекта в адаптации к новым учебно-воспитательным условиям. По результатам исследования были обнаружены некоторые особенности адаптивных способностей и адаптации первокурсников со среднесильным, средним и среднеслабым социальным интеллектом. Анализ результатов исследования показал, что социальный интеллект может играть одну из главных ролей в процессе адаптации обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям. Развитие социального интеллекта у обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе может быть важно для будущей успешной профессиональной адаптации и реализации педагогической деятельности на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive abilities features of the first year students - future teachers with different levels of development of social intelligence

The article analyses the content characteristics of social intelligence as a factor of successful adaptation of first year students future teachers to new educational and pedagogic conditions. Based on the theoretical analysis of the works of Russian scientists, in an attempt to investigate the features of adaptive abilities of students with different levels of social intelligence, to determine the role of social intelligence in adapting to new educational conditions, we have worked out this article. According to the results of the study, some features of adaptive abilities and adaptation of first year students with social intelligence medium to strong, medium and medium to weak were found. Analysis of the results of the study showed that socialintelligence can play a major role in the process of students' adaptation to new educational conditions. The development of social intelligence in students mastering the profession of a teacher at a higher education institution can be of importance for the future successful professional adaptation and implementation of pedagogic activities at a high level.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптивных способностей обучающихся первого курса - будущих учителей с разным уровнем развития социального интеллекта»

УДК 373

Филатова Ирина Юрьевна

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В статье проведен анализ содержательных характеристик социального интеллекта как фактора успешной адаптации обучающихся первого курса - будущих учителей к новым учебно-воспитательным условиям. На основании проведенного теоретического анализа работ отечественных ученых была предпринята попытка исследовать особенности адаптивных способностей обучающихся с разным уровнем развития социального интеллекта, определить роль социального интеллекта в адаптации к новым учебно-воспитательным условиям. По результатам исследования были обнаружены некоторые особенности адаптивных способностей и адаптации первокурсников со среднесильным, средним и среднеслабым социальным интеллектом. Анализ результатов исследования показал, что социальный интеллект может играть одну из главных ролей в процессе адаптации обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям. Развитие социального интеллекта у обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе может быть важно для будущей успешной профессиональной адаптации и реализации педагогической деятельности на высоком уровне.

Ключевые слова: адаптивные способности, адаптация, социальный интеллект, будущий учитель.

Адаптация в настоящее время рассматривается как процесс и результат приспособления человека к изменяющимся внешним и внутренним условиям [4, с. 15]. Основной задачей адаптации является сохранение равновесия в системе «человек - среда» на физиологическом, психологическом и социальном уровнях [2, с. 82]. Физиологический аспект адаптации заключается в оптимальном формировании личностных, психодинамических, нейродинами-ческих соотношений и сохранение соматического здоровья [2, с. 82]; психологический - в приспособлении человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями социума и собственными потребностями, мотивами и интересами; социальный - в приспособлении индивида к условиям социальной среды [4, с. 15-17]. Социальная адаптация является инте-гративным показателем состояния человека, отражает его возможности адекватно воспринимать социальную действительность, способность трудиться, обучаться, организовывать досуг и отдых, взаимодействовать и общаться с семьей и коллективом, вести себя в соответствии с ролевыми ожиданиями [4, с. 17].

В связи с этим безусловный интерес представляет изучение адаптивных способностей обучающихся первого курса - будущих учителей и факторов адаптации к новым учебно-воспитательным условиям, среди которых ученые выделяют социальный интеллект.

Согласно М.И. Бобневой, социальный интеллект является неординарной способностью понимать сложные отношения в социальной сфере, обеспечивающую адекватность поведения личности в социальной среде [1]. На основании исследований М.И. Бобневой социальный интеллект можно рассматривать как ключевую способность личности, обусловливающую успешную социальную адаптацию и социализацию.

По мнению Д.В. Ушакова, социальный интеллект представляет отдельный вид, а в ряду с другими видами интеллекта образует способность к высшей познавательной деятельности. Представленные данные Д. В. Ушакова позволяют говорить о том, что социальный интеллект содержит познавательный, когнитивный и поведенческий аспекты, влияющие на среду. Следовательно, социальный интеллект не просто способность познавать и понимать людей и ситуации их взаимодействия, но и способность, обеспечивающая управление ими и адаптацию к ним [3, с. 17-18].

Е.С. Михайлова в своих исследованиях раскрыла социальный интеллект как сложную интегральную способность, одновременно характеризующую человека как субъекта деятельности и как личность в системе ее коммуникации, установила связь функционирования социального интеллекта и работы защитных механизмов личности [5, с. 240-241]. Е.С. Михайлова делает акцент на том, что люди, обладающие высоким теоретическим интеллектом, оказываются беспомощными и не вполне адаптированными в решении жизненных проблем, в частности в сфере общения. Она отметила, что социальный интеллект, выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, представляет особую направленность на поиск и достижение взаимопонимания между людьми, обеспечивает успешную социально-психологическую адаптацию личности, а так же успешную ее социализацию [5, с. 112, 240-241].

На основании проведенного теоретического анализа научной литературы была предпринята попытка исследовать адаптивные способности и адаптацию обучающихся первого курса - будущих учителей с разным уровнем развития социального интеллекта, определить роль социального интеллекта в процессе адаптации обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям.

В исследовании приняли участие 146 обучающихся первого курса, осваивающих педагогическую

© Филатова И.Ю., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

161

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

профессию в вузе. Возраст испытуемых находился в пределах от 18 до 22 лет. Экспериментальное исследование проводилось в ЕГУ им. И. А. Бунина.

Оценка уровня социального интеллекта и его особенностей у испытуемых производилась с помощью теста социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Саливена (российская адаптация теста Е.С. Михайловой). Для исследования особенностей адаптационных способностей обучающихся применялся многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

По результатам исследования уровня развития социального интеллекта выявлено: социальным интеллектом выше среднего (среднесильным) обладает 5% испытуемых; средним социальным интеллектом (средневыборочной нормой) - 50%; социальным интеллектом ниже среднего (средне-слабым) - 45%.

Далее был проведен анализ низких, средних и высоких результатов испытуемых по всем шкалам многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» в соответствии с разным уровнем развития социального интеллекта. Результаты представлены в таблице 1.

Анализ результатов исследования показал, что в группе испытуемых с социальным интеллектом, развитым на уровне выше среднеднего (среднесиль-ном), 71% обладает средней нервно-психической устойчивостью и регуляцией поведения. По результатам у них адекватная самооценка и объективное восприятие действительности. У 29% обнаружен высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции. Для них характерна высокая адекватная самооценка и так же объективное восприятие окружающей действительности. Коммуникативные особенности у 43% испытуемых развиты на среднем уровне. Эти испытуемые достаточно хорошо устанавливают контакты, малоконфликтны. У 57% коммуникативные способности развиты на высоком уровне. Можно сказать, что они общительны, быстро и легко устанавливают контакты с окружающими преподавателями и сверстниками. Все испытуемые со среднесильным социальным интеллектом объективно оценивают свою роль

в коллективе, ориентируются в нормах и правилах поведения в обществе, соблюдают их. По результатам исследования для испытуемых характерна высокая и нормальная адаптация. Они легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро устанавливают контакты с людьми, легко ориентируются в ситуации межличностного общения, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

В группе испытуемых с социальным интеллектом, развитым на среднем уровне (среднестатистической норме), у 80% нервно-психическая устойчивость и поведенческая регуляция находится на среднем нормальном уровне. У 20% испытуемых - на высоком уровне. Коммуникативные особенности у 58% средние, а у 42% - высокие. Для большинства испытуемых (88%) этой группы характерна высокая и нормальная адаптация. Они, как и испытуемые предыдущей группы, успешно адаптируются к условиям окружающей среды, легко устанавливают межличностные контакты, малоконфликтны. Однако по результатам исследования обнаружено, что 12% испытуемых этой группы могут иметь небольшие сложности в процессе адаптации к новым условиях социальной среды, так как их адаптивные способности развиты на удовлетворительном уровне.

В группе испытуемых с социальным интеллектом, развитым на уровне ниже среднего (средне-слабом), выявлено следующее. У 74% испытуемых нервно-психическая устойчивость и поведенческая регуляция находится на среднем уровне, у 18% - на высоком уровне. Для них характерна адекватная самооценка, нормальная поведенческая регуляция и объективное восприятие действительности. У 8% испытуемых выявлена низкая нервно-психическая и поведенческая регуляция. Для этих испытуемых характерна склонность к нервно-психическим срывам. У них может быть низкая самооценка. Коммуникативные способности у 47% испытуемых развиты на среднем уровне, а у 6% - на высоком, у 12% коммуникативные способности выявлены низкие. Испытуемые с коммуникативными способностями, развитыми на низком уровне, могут иметь затруднения в межличностном общении, быть агрессивными и кон-

Таблица 1

Оценка степени выраженности адаптивных способностей обучающихся первого курса -будущих учителей с разным уровнем развития социального интеллекта, в %

№ п/п Уровень развития интеллекта Наименование шкал

Адаптивные способности (АС) Нервно-психическая устойчивость (НПУ) Коммуникативные особенности (КО) Моральная нормативность (МН)

низ сред выс низ сред выс низ сред выс низ сред выс

1. Выше среднего (среднесильный) 0 0 100 0 71 29 0 43 57 0 43 57

2. Средний (средневыборочная норма) 0 12 88 0 80 20 0 58 42 0 47 53

3. Ниже среднего (среднеслабый) 0 21 79 8 74 18 12 47 6 3 46 51

162

Вестник КГУ 2019

фликтными, что может обусловливать трудности в общении и взаимодействии с преподавателями и сверстниками. По результатам обнаружено, что 3% испытуемых из этой группы могут неадекватно оценивать свое место и роль в группе, нарушать нормы и правила поведения. Они с большей вероятностью могут попадать в сложные жизненные ситуации. Адаптивные способности у 79% испытуемых этой группы развиты на нормальном и высоком уровне. У 21% выявлены удовлетворительные адаптивные способности. Успех адаптации у испытуемых с удовлетворительными адаптивными способностями зависит от внешних условий среды. Они требуют индивидуального подхода и внимания со стороны окружающих.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют определить некоторые особенности адаптивных способностей обучающихся первого курса - будущих учителей с разным уровнем развития социального интеллекта.

Для обучающихся с социальным интеллектом, развитым на уровне выше среднего (среднесиль-ном), характерны высокие и нормальные адаптивные способности. Адаптация к новым учебно-воспитательным условиям нормальная и высокая.

Для большинства (88%) обучающихся с социальным интеллектом, развитым на среднем уровне (среднестатистической норме), так же характерны высокие и нормальные адаптивные способности. Однако небольшая часть (12%) обучающихся обладает удовлетворительными способностями к адаптации. Эти обучающиеся требуют внимания со стороны преподавателей.

Для большинства (79%) обучающихся с социальным интеллектом, развитым на уровне ниже среднего (среднеслабом), как и в предыдущих группах, характерны нормальные и высокие адаптивные способности, нормальная адаптация к новым учебно-воспитательным условиям. Однако часть (29%) испытуемых обнаруживает удовлетворительные адаптивные способности, что требует внимания к этим обучающимся со стороны преподавателей, индивидуального подхода.

Согласно Е.С. Михайловой, лица с высоким и средним социальным интеллектом способны извлечь достаточно информации о поведении людей, быстро ориентируются в невербальном общении, успешно прогнозируют поведенческие реакции партнеров по общению, проявляют дальновидность в отношениях, что способствует успешной адаптации. Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения с окружающими и адаптацию [5, с. 112-113].

Отсюда следует, что социальный интеллект, развитый у обучающихся первых курсов на уровне ниже среднего (среднеслабый социальный интеллект), по-видимому, и объясняет удовлетворительные адаптивные способности и адаптацию к новым учебно-воспитательным условиям.

В заключении необходимо отметить следующее.

Проблема социального интеллекта будущего учителя является актуальной и представляет интерес в аспекте организации эффективного учебно-воспитательного процесса в вузе и повышения качества высшего педагогического образования.

Социальный интеллект может играть одну из главных ролей в адаптации обучающихся первых курсов к новым учебно-воспитательным условиям. Развитие социального интеллекта будущего учителя важно для будущей успешной адаптации к профессиональной деятельности и ее реализации на достаточно высоком уровне.

Исследование уровня развития социального интеллекта обучающихся - будущих учителей может позволить скорректировать его уровень в ходе правильно организованных педагогических условий и социально-ориентированного обучения.

Библиографический список

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. - 311 с.

2. Казин Э.М. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации человека. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2010. - 118 с.

3. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: Теории, измерения, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004 - 176 с.

4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, ОАО ВКТ Владимир, 2008. - 490 с.

5. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. - СПб.: Изд-во

C.-Петерб. ун-та, 2007. - 266 с.

6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004. - 672 с.

References

1. Bobneva M.I. Social'nye normy i regulyaciya povedeniya. - M.: Nauka, 1978. - 311 s.

2. Kazin EH.M. Teoreticheskie i prikladnye aspekty problemy adaptacii cheloveka. - Kemerovo: Kemerovskij gos. un-t, 2010. - 118 s.

3. Lyusin D.V., Ushakov D.V. Social'nyj intellekt: Teorii, izmereniya, issledovaniya / pod red.

D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2004 - 176 s.

4. Meshcheryakov B.G., Zinchenko VP. Sovremennyj psihologicheskij slovar' / pod red. B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. - SPb.: PRAJM-Evroznak, OAO VKT Vladimir, 2008. - 490 s.

5. Mihajlova E.S. Social'nyj intellekt: koncepcii, modeli, diagnostika. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2007. - 266 s.

6. Rajgorodskij D.YA. Prakticheskaya psihodiagnostika: Metodiki i testy. - Samara: Izdatel'skij Dom «BAHRAH-M», 2004. - 672 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.