Научная статья на тему 'Социальный интеллект как Фактор успешности учебной деятельности студентов на этапе обучения в педагогическом ВУЗе'

Социальный интеллект как Фактор успешности учебной деятельности студентов на этапе обучения в педагогическом ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1341
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОБЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL INTELLIGENCE / GENERAL INTELLIGENCE / SOCIALIZATION / ADAPTATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SUCCESS OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Елена Владимировна, Якименко Марина Сергеевна

В статье рассмотрены подходы зарубежных и отечественных учёных к пониманию социального интеллекта, проанализированы уровни, содержание, структура и функции социального интеллекта. Представлены результаты эмпирического исследования социального интеллекта как фактора успешности учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в педагогическом ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different approaches of foreign and domestic scientists to understanding social intelligence are considered in the article. The levels, content, structure and functions of social intelligence were analyzed. The results of an empirical study of social intelligence as a factor of students’ successful educational activity at the stage of training in a pedagogical institute are presented.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект как Фактор успешности учебной деятельности студентов на этапе обучения в педагогическом ВУЗе»

8. Чижо Н.Ю. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вузов / Н.Ю. Чижо // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. - Волгоград, 2011. - № 4(59). -С. 38-42.

Новикова Елена Владимировна

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

Якименко Марина Сергеевна

старший преподаватель кафедры психологи ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 159.922

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

SOCIAL INTELLIGENCE AS A FACTOR OF STUDENTS' SUCCESSFUL EDUCATIONAL ACTIVITY AT THE STAGE OF TRAINING

IN A PEDAGOGICAL INSTITUTE

В статье рассмотрены подходы зарубежных и отечественных учёных к пониманию социального интеллекта, проанализированы уровни, содержание, структура и функции социального интеллекта. Представлены результаты эмпирического исследования социального интеллекта как фактора успешности учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в педагогическом ВУЗе.

Ключевые слова: социальный интеллект, общий интеллект, социализация, адаптация, коммуникативная компетентность, успешность деятельности.

Different approaches of foreign and domestic scientists to understanding social intelligence are considered in the article. The levels, content, structure and functions of social intelligence were analyzed. The results of an empirical study of social intelligence as a factor of students' successful educational activity at the stage of training in a pedagogical institute are presented.

Key words: social intelligence, general intelligence, socialization, adaptation, communicative competence, success of activities.

Рассматривая личность с точки зрения неотъемлемой единицы социума, мы наблюдаем диссоциацию между требованиями социума и развитием отдельной личности. Общество стремится к получению прогрессивной, интеллектуальной личности, в то время как социально-экономические условия, довлеющие на неё, обостряют проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Возможность решения данной проблемы

148

заключается в адаптационных способностях личности, адекватности понимания специфики процесса общения и поведения окружающих людей, чему способствует особая умственная способность - социальный интеллект [1].

Исследования таких ученых как Г. Айзенк, С. Бери, X. Гарднер, Дж. Гилфорд, A.A. Бодалев, В.Н. Дружинин, В.Н. Куницына и др. показывают, что уровень развития социального интеллекта в большей мере коррелирует с успешной социализацией личности, чем общий коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей.

Успешность деятельности специалиста в любой профессиональной сфере связана со знаниями, умениями, навыками и общим уровнем интеллекта. Однако, даже высокого уровня общего интеллекта недостаточно. Для человека, живущего и осуществляющего свою профессиональную деятельность в обществе, важным фактором успешности выступает высокий уровень именно социального интеллекта. Социальный интеллект напрямую связан с успешностью профессиональной деятельностью представителей профессии типа «человек - человек».

Объектом нашего исследования является социальный интеллект личности, предметом - взаимосвязь уровня социального интеллекта и успешности учебной деятельности студента на этапе обучения в педагогическом ВУЗе.

Впервые понятие «социальный интеллект» было предложено в 1920 году Э. Торндайком. Под «социальным интеллектом» исследователь понимает дальновидность в межличностных отношениях, что, по его мнению, равноценно способности анализировать свои поступки и на основе анализа строить дальнейшее взаимодействие с окружающими. Успешность такого взаимодействия обеспечивает познавательная способность, присущая социальному интеллекту [3].

Ретроспектива изучения социального интеллекта не отражает какую-либо прописанную концепцию, которая имела бы чёткую теоретико-методологическую основу и эмпирическую проверку. В современной науке существует ряд подходов к пониманию социального интеллекта, его структуры, функций, методов исследования.

Представители первого подхода рассматривают социальный интеллект как составляющую общего интеллекта (Г.Ю. Айзенк, Д.В. Ушаков, А.Н. Южанинова и др.). Учёные понимают под социальным интеллектом особую способность, обеспечивающую успешность межличностного взаимодействия и социальную адаптацию личности [3, 7].

Согласно представителям второго подхода, социальный интеллект представляет собой один из видов интеллекта, который связан с адекватным восприятием социальной ситуации и межличностных отношений и обеспечивает конструктивность социального взаимодействия (Г. Олпорт, Дж. Гилфорд, Ю.Н. Емельянов и др.). Американский психолог Гордон Олпорт говорит о том, что социальный интеллект есть особый «социальный дар», который обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, а также является способностью видеть причинно-следственные связи взаимоотношений, делать прогноз поведенческих реакций людей. Социальный интеллект, подчёркивает учёный, способствует успешной социализации личности [3, 6].

Большинство отечественных психологов освещают проблему социального интеллекта в рамках коммуникативной компетентности (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, М.И. Бобнева, А.А. Кидрон и др.) [2; 4; 6].

Современная отечественная учёная В.Н. Куницина рассматривает социальный интеллект как способность, являющуюся результатом объединения личностных, коммуникативных и интеллектуальных черт [4].

В настоящее время теория социального интеллекта, предложенная Дж. Гилфордом, является наиболее популярной. Дж. Гилфорд определяет социальный интеллект как способность к объективному пониманию поведения других людей, а также как интроспективную способность. Социальный интеллект, согласно учёному, есть не что иное, как операция, которая осуществляется посредством познания информации, и содержание, осуществляющееся на поведенческом уровне и отражающееся в процессах межличностного взаимодействия. Социальный интеллект, согласно Дж. Гилфорду, включает в себя 6 факторов: познание элементов поведения -способность выделять из общего контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения; познание классов поведения - способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуационной информации о поведении; познание отношений поведения -способность понимать и устанавливать связи между единицами информации о поведении; познание систем поведения - способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях; познание преобразований поведения - способность понимать изменения значений сходного вербального или невербального поведения в разных ситуационных контекстах; познание результатов поведения -способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации. Эффективность реализации вышеприведенных факторов и определяет уровни социального интеллекта. Низкий уровень социального

интеллекта характеризуется деструктивным поведением, способностью испортить благоприятные условия взаимодействия с другими субъектами. Низкий уровень социального интеллекта имеет, безусловно, отрицательное воздействие на индивида, поскольку человек, действующий лишь инстинктами и порывами, не умеющий выбирать рациональный вектор поведения и анализировать полученную информацию, становятся асоциальными. Средний уровень социального интеллекта характеризуется шаблонными действиями, достаточной результативностью в бытовых жизненных ситуациях. Для высокого уровня социального интеллекта характерно эффективное общение, возможность воздействия на людей, объективный и качественный анализ и синтез полученной информации с быстрой и продуктивной ответной реакцией [3, 4, 5, 6].

Обобщая опыт работы отечественных и зарубежных психологов, можно дать следующее определение социального интеллекта. Социальный интеллект -это способность человека, сложившаяся на базе комплекса личностных, интеллектуальных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, которые обуславливают готовность к социальному взаимодействию, принятию решений, а также интерпретацию информации и поведения, прогнозирование развития межличностных отношений. Это способность, позволяющая, в конечном счете, достигать гармонии с собой и окружающей средой.

Социальный интеллект раскрывает нервно-психическое состояние личности, степень успешности интерактивных умений и навыков, а также является необходимой составляющей при сопротивлении эмоциональным напряжениям и психологическому дискомфорту, обеспечивая социальную адаптацию личности.

Содержательная сторона социального интеллекта включает социальную сенситивность, перцепцию, память и мышление. Следовательно, социальный интеллект является уникальным психологическим феноменом и не отождествляется с коммуникативной компетентностью, социальной компетентностью и с общим интеллектом. Социальный интеллект является интеллектуальной способностью, которая определяет успешность в общении и взаимодействии, успешность социально-психологической адаптации, это способность прогнозировать и интерпретировать свое поведение и поведение окружающих людей. Социальный интеллект представляет собой объективную интроспекцию и анализ намерений, эмоциональных состояний, чувств субъектов взаимодействия посредством вербальной и невербальной экспрессии [5].

Порядина В.А. отмечает, что социальный интеллект имеет сложную многомерную структуру, в которую входят следующие компоненты: социально-психологический (включающий в себя коммуникативный), когнитивный, эмоциональный, мотивационный и энергетический.

Социальный интеллект - явление полифункциональное. Одной из центральных функций социального интеллекта является формирование долгосрочных, стабильных взаимоотношений с перспективой развития и положительного взаимовлияния на основе осознания уровня и характера взаимоотношений. Также выделяют такие функции социального интеллекта, как: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлексивно-коррекционную. Познавательно-оценочная функция выражается в рефлексии по отношению к собственным возможностям для достижения каких-либо результатов деятельности, включая анализ и прогнозирование. Коммуникативно-ценностная функция выражается в потребности понимать субъекта взаимодействия и, соответственно, быть понятым им. Поэтому общение в рамках данной функции реализуется через намерения и целевые установки. Рефлексивно-коррекционная функция обеспечивает реализацию предшествующих функций, поскольку определяет действия и поступки индивида.

С нашей точки зрения, социальный интеллект активно развивается именно в юношеском возрасте. Юность является периодом интенсивного развития самосознания личности, расширения социальных контактов, профессионального самоопределения. Развитие социального интеллекта в юношеском возрасте имеет определенную специфику: в юношеском возрасте активно развивается способность ориентироваться в понимании последствий поведения, предвосхищать поступки людей; способность понимать речевую экспрессию и невербальные проявления собеседника; наблюдается чувствительность к оттенкам человеческих взаимоотношений; принятие различных точек зрения, которые могут зачастую и не совпадать с собственным мнением. Все вышесказанное усиливает способность понимать других. Юношеский возраст является периодом профессионального становления личности, совпадая с периодом обучения в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования. Профессиональное становление тесно связано с развитием социального интеллекта, в первую очередь в сфере профессий типа «человек - человек». Уровень развития социального интеллекта является важным фактором социальной успешности, успешности в профессиональной сфере, и, в частности, фактором успешности учебной деятельности, как профессиональной деятельности обучающегося.

Целью нашего эмпирического исследования является изучение социального интеллекта как фактора успешности учебной деятельности студентов на этапе обучения в педагогическом ВУЗе. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем социального интеллекта и академической успеваемостью: чем выше уровень социального интеллекта, тем выше академическая успеваемость студента.

Эмпирическое исследование проводилось среди студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий педагогический институт» очной формы обучения. В нем приняли участие 60 студентов второго курса в возрасте от 18 до 22 лет двух направлений подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 44.03.01 Педагогическое образование.

Уровень развития социального интеллекта был определен с помощью методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена в модификации Т.И. Шалаевой. Показателем успешности учебной деятельности выступил показатель академической успеваемости - средний балл обучающихся по межсессионному контролю.

Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена в модификации Т.И. Шалаевой включает четыре субтеста, три из которых основаны на невербальном стимульном материале, а один - на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание результатов, классов, преобразований и систем поведения.

Среднестатистические результаты исследования представлены в нижеследующей таблице.

Таблица

Уровень развития социального интеллекта студентов

№ п / п Группа студентов Субтест № 1 Фактор познания результат ов поведения Субтест № 2 Фактор познания классов поведения Субтест № 3 Фактор познания преобразований поведения Субтест № 4 Фактор познания систем поведения Общий уровень соц. интеллекта Средн ий балл успе-ваемос ти

1 Группа 1 2,8 2,7 2,8 2,2 2,3 4,6

2 Группа 2 3,2 2,7 2,9 2,1 2,5 4,3

3 Группа 3 2,9 3 3 2 2,1 3,5

4 Группа 4 2,6 2,7 2,9 2,2 2,3 3,8

5 Группа 5 2,9 2,5 3 3,4 2,4 3,9

Среднестатис ти-ческие результаты 2,9 2,7 2,9 2,3 2,3 4

Нормативные показатели Средне-выборочн ая норма Средне-выборочная норма Средне-выборочная норма Средне-слабые показатели Средне-слабые показатели

Наилучшие показатели обучающиеся продемонстрировали по фактору познание результатов поведения и фактору познания преобразований поведения (2,9 баллов). Полученные показатели приближаются к среднему уровню развития способностей к познанию поведения (средневыборочная норма). Это говорит о том, что обучающиеся могут предвидеть последствия поведения, способны предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, могут предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей и намерений участников коммуникации. Однако порой это вызывает у них определенные затруднения. У обучающихся средний уровень чувствительности к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений. Порой им сложно правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации.

На втором месте по степени выраженности стоит фактор познания классов поведения (2,7 баллов). Полученные показатели приближаются к среднему уровню развития способностей к познанию поведения (средневыборочная норма). Обучающиеся могут правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам и жестам, однако порой это вызывает у них серьезные затруднения, что может выступать помехой в понимании других.

Наибольшие сложности у обучающихся вызвали задания по фактору познания систем поведения (2,3 балла). Полученные показатели свидетельствуют о том, что у студентов способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые). Это говорит о том, что у студентов вызывает сложность распознания структуры межличностных ситуаций в динамике, анализа сложных ситуаций взаимодействия людей, понимания логики их развития, достраивания неизвестных, недостающих звеньев в цепи межличностных взаимодействий. Студентов трудно предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения, адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения, ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в

обществе. Поскольку обучающиеся испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия, им сложно адаптироваться к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Общий уровень социального интеллекта у обучающихся данной выборки находится на уровне ниже среднего (2,3 балла). Это является показателем того, что обучающимся сложно понимать поведение людей, язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что осложняет их социальную адаптацию. Обучающиеся продемонстрировали уровень коммуникации ниже среднего. Им свойственна слабая контактность, что может приводить к закрытости, нетактичности, отсутствию доброжелательности, сердечности и близости в общении. Они могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения других людей. Обучающиеся слабо вовлечены в социальную проблематику. Познание себя и рефлексия вызывают у них определенные затруднения. Всё вышесказанное может приводить к проблемам в коллективе, деструктивным межличностным отношениям, снижению возможности социальной адаптации.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1.

Уровни выраженности факторов социального интеллекта

■ Фактор познания результатов поведения

■ Фактор познания преобразований поведения

Фактор познания классов поведения

■ Фактор познания систем поведения

Рисунок 1 - Уровни выраженности факторов социального интеллекта

С целью установления взаимосвязи между академической успеваемостью и уровнем развития социального интеллекта был использован метод ранговой корреляции Ч. Спирмена. Получена статистически значимая корреляция между средним баллом успеваемости обучающихся и общим уровнем социального интеллекта (г8 = 0.31). Это говорит о наличии прямой взаимосвязи между уровнем социального интеллекта обучающихся и их академической успеваемостью: с увеличением уровня социального интеллекта повышается уровень академической успеваемости обучающихся и, наоборот, чем ниже уровень социального интеллекта, тем ниже уровень академическом успеваемости обучающихся.

Обобщенные результаты эмпирического исследовании показывают, что обучающиеся данной выборки способны на достаточном уровне предвидеть последствия своего поведения, предвосхищать поступки других, анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимать логику их развития, хоть и с определенными затруднениями, студенты ориентируются в нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе. Именно эти показатели и опосредуют успешность учебной деятельности студентов.

Подводя итоги, подчеркнем, что социальный интеллект является адаптационным потенциалом конструктивных межличностных отношений и фактором успешности профессиональной деятельности типа «человек -человек». Социальный интеллект является фактором успешной учебной деятельности обучающихся, поскольку позволяет предвидеть последствия своих действий, выстраивать межличностные отношения, адекватно ориентироваться в нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе, тем самым адаптироваться к требованиям образовательной системы, в которой происходит профессиональное становление личности.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в разработке программы развития социального интеллекта обучающихся профессии типа «человек-человек», которая, в частности, может включать в себя целенаправленное развитие коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений и навыков межличностного взаимодействия. Это повысит уровень социального интеллекта личности и будет способствовать успешности учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 288 с.

2. Капустина Е.А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Капустина. - Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2004. - 26 с.

3. Кудинова И.Б. Социальный интеллект как предмет исследования. / И.Б. Кудинова, И.С. Вотчин. // Психологические исследования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://qps.ru/5URFz

4. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. - СПб. : Птер, 2001. - 544 с.

5. Лунева О.В. Концепция социального интеллекта личности / О.В. Лунева // Гуманитарные науки: теория и методология. - 2012. - № 2. - С. 46-51.

6. Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика / Е.С. Михайлова. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 266 с.

7. Ушаков Д.В. Социальный интеллект и его измерение / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - С. 141-160.

Андреева Ирина Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент, декан гуманитарного факультета ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков»

(г. Горловка, ДНР)

УДК. 159.9

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF

PERSONALITY

В статье раскрыты особенности развития и формирования личности на современном этапе. Особое внимание уделено факторам, влияющим на становлении личности. Описаны подходы к характеристике понятия «личность» в отечественной и зарубежной психологии.

Ключевые слова: личность, факторы макроуровня, мезоуровня и микроуровня.

The article reveals the peculiarities of development and formation of personality at the present stage. Special attention is paid to the factors that influence the formation of personality. The approaches to the characterization of the concept of "personality" in Russian and foreign psychology are described.

Key words: personality, macro level factors, meso level and micro level.

Развитие личности - это всегда сложный и многогранный процесс, который проходит определенные этапы и находится под влиянием ряда факторов. В целом, факторы можно объединить в три большие группы макро-, мезо- и микроуровня. К факторам макроуровня можно отнести особенности жизнедеятельности мирового сообщества на данном этапе. Так, в настоящее время процессы глобализации, нестабильности и напряженности безусловно отражаются на формировании личности современного человека. При этом не

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.