УДК 159.9
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ: ЧТО ОБЩЕГО?
Реферат: социальный интеллект личности относится к такой группе психологических феноменов, которые трудно исследовать, извлекая из контекста реальной повседневной жизни личности. Одним из направлений понимания психологической природы такого явления может быть его сравнение с близкими феноменами. Для сравнительного анализа была выбрана пара «социальный интеллект - социально-психологическая адаптация». Это обусловлено присутствием в их определениях близких по смыслу социально-психологических компонентов. Кроме того, в определениях социального интеллекта у некоторых авторов присутствуют термины «адаптивный интеллект», «адаптивное поведение». Эти термины соотносятся с трактовкой социально-психологической адаптации. Все это позволяет считать социальный интеллект и социально-психологическую адаптацию онтологически близкими феноменами. Проведенный нами сравнительный анализ выявил ряд общих признаков социального интеллекта и социально-психологической адаптации. Первый признак сходства -схожесть истории развития понятий, которые используются в формулируемых разными авторами научных определениях. Второй - общие основания рассмотрения их в предметном поле социальной психологии. Третий - родовидовые отношения понятий, которые они
© Лунева О. В., 2016
О. В. Лунева
имеют с интеллектом (социальный интеллект) и адаптацией (социально-психологическая адаптация). Интеллект и адаптация, как известно, взаимосвязанные понятия. Четвертый признак - социальный интеллект и социально-психологическая адаптация являются категориями социальной психологии. Этот признак доказывается тем, что каждое из обсуждаемых понятий имеет собственное смысловое поле, связанное с основными принципами науки и соотносится с другими научными категориями. Пятый признак сходства социального интеллекта и социально-психологической адаптации - их взаимосвязь с личностными характеристиками, которая подтверждается теоретическими данными, а также авторским эмпирическим исследованием. Общими оказались и трудности эмпирического изучения социального интеллекта и социально-психологической адаптации. К основным из них отнесены недостаточная разработанность научных представлений, не позволяющая производить и применять адекватный исследовательский инструментарий. Кроме того, социальная среда остается для многих исследователей недифференцированной по культурным, этническим, гендерным, правовым и другим факторам, влияющим на поведение личности.
Ключевые слова: социальный интеллект, социально-психологическая адаптация, сравнительный анализ, предметное поле, социальная психология.
Не каждый психологический феномен имеет более или менее определенную дату своего рождения, связанную с появлением в предметном поле конкретной науки понятия, его обозначающего. В этом смысле социальному интеллекту повезло: в июле 1920 г была опубликована статья известного американского психолога Э. Торндайка «Социальный интеллект и его использование». Это была первая научная работа, в которой термин «социальный интеллект» не просто употреблялся (а такое случалось и ранее), а раскрывалось его содержание, обосновывалось отличие от других видов интеллекта, подчеркивалась важность его исследования как самостоятельного феномена. Э. Торндайк в статье отмечал, что этот вид интеллекта проявляется повсюду, где существует взаимодействие людей, но предполагал, что его изучение столкнется с большими трудностями. Ученый видел их в сложностях воссоздания реальных взаимодействий людей в лабораторных условиях.
Опасения Э. Торндайка во многом подтвердились. Несмотря на то что история изучения социального интеллекта сложилась и в июле 2020 г. исполнится сто лет с момента ее начала, завершенных достижений, принимаемых научным сообществом, в этой области, к сожалению, пока не обнаружено [8]. Научное продвижение вперед на этом направлении сталкивается с серьезными трудностями. Круг исследователей социального интеллекта не слишком широк. Анализ сложившейся современной ситуации, отражающей проблемы исследования социального интеллекта, был представлен автором статьи на страницах данного журнала.
В публикации отмечалось, что одним из направлений изучения психологической природы социального интеллекта может быть его сравнительно-сопоставительный анализ с онтологически близкими феноменами [9, с. 41-52].
Предметное поле социальной психологии включает в себя значительное количество таких феноменов. Среди них можно выделить социально-психологическую адаптацию, социально-психологическую зрелость, социальную компетентность, социальные взаимодействия, коммуникацию, мудрость, отношения, социальное поведение, социальную проницательность, социальную саморегуляцию, социально-психологические способности и др.
Цель статьи - представление результатов сравнительного анализа и выявление характера соотношения социально-психологической адаптации и социального интеллекта.
Чем обусловлено включение в обсуждаемую пару «социальный интеллект - онтологически близкий феномен» именно социально-психологической адаптации? Во-первых, в научные термины, обозначающие оба феномена, включена социально-психологическая составляющая, отражающая их понятийную и онтологическую близость. Название «социально-психологическая адаптация» прямо указывает, что речь идет не о социальной адаптации, а именно о ее социально-психологическом, более узком понимании. Социальный интеллект личности, проявляемый во взаимодействии личности с другими людьми и группой, правильнее было бы назвать социально-психологическим интеллектом. Термин «социальный интеллект» является устоявшимся. Эта
общность социально-психологической адаптации и социального интеллекта позволяет сфокусировать рассмотрение проблемы в предметном поле социальной психологии. Во-вторых, некоторые исследователи выделяют либо самостоятельный вид интеллекта - адаптивный интеллект (Adaptive Intellegence) [16], либо в структуре социального интеллекта - адаптивное поведение [18, с. 252-283] и его отдельные компоненты [17, с. 11-23].
В качестве основного метода теоретического исследования был выбран метод сравнительного анализа - специфическая методологическая процедура, направленная на выявление сходства и различия предметов исследования. Сравнительный анализ позволяет более глубоко понять сущность сравниваемых предметов и систематизировать научное представление о них.
Как отмечает специалист в области сравнительного анализа А. А. Кокорин, активное применение этого метода наблюдается практически во всех науках, включая психологию. Автор называет этот метод «королем» эмпирического познания действительности и считает, что среди трех выделяемых им уровней анализа наиболее продуктивным является содержательно-логический уровень научного познания [7]. Именно этот уровень, как мы полагаем, адекватен цели и предмету предпринятого исследования,
Результатом сравнительного анализа социально-психологической адаптации и социального интеллекта стали две группы умозаключений, отражающие сходство рассматриваемых феноменов. Предваряя изложение материала, отметим, что представленные
данные не исчерпывают всего объема сходных характеристик, а также вариантов аргументации, не учитывают степени значимости (ранги) исследуемых факторов. Кроме того, попытка такого анализа социально-психологической адаптации и социального интеллекта предпринята впервые в отечественной психологии.
Признаки сходства социального интеллекта и социально-психологической адаптации
1. Общность истории научного исследования. Социальный интеллект и социально-психологическая адаптация объединяет история развития понятий, используемых для их обозначения.
Научный термин «адаптация» начал использоваться в физиологии немецким исследователем Г. Аубертом (Н. АиЬеп^ в 1865 г. Позднее в естественных науках адаптация стала пониматься как совокупность реакций живой системы, обеспечивающих ее целостность и функциональную устойчивость при изменении окружающей среды [14, с. 12-13].
В психологии адаптация стала ключевым понятием в теории Ж. Пиаже (1950 г.). Он рассматривал адаптацию как равновесие между процессами воздействия на среду (ассимиляция) и воздействием среды (аккомодация) [12]. Хотя Ж. Пиаже и выделяет два аспекта поведения (аффективный и когнитивный), его теория представляется когнитивной и подразумевает под средой прежде всего информационный мир, знания, которые осваивает ребенок в процессе адаптации, развивая мышление. Социальные аспекты среды исследователь специально не рассматривал.
В гуманитарных науках сформировалось научное представление именно о социальной адаптации, отражающее адаптацию личности к социальному миру. Таким образом, понятие «среда» расщепилось, выделив новые перспективы для исследовательской практики. В современной науке этот термин активно применяется в философии, социологии, психологии, лингвистике, культурологии, коммуникации и других дисциплинах. Понимание среды как социальной сферы привело к широкому и свободному использованию термина «адаптация» в социальном значении. Адаптация как социальное явление стала обозначаться следующими понятиями: «социальная», «социально-психическая», «социально-психологическая», «культурная», «социокультурная адаптация» и др.
Несмотря на множество работ в области психологии социальной адаптации, до сих пор не сложилось единого понимания содержания этого явления, что отмечают многие исследователи (М. А. Беребин, Т. А. Панкова, О. Г. По-сыпанов, А. А. Реан, А. А. Суханов и др.). Однако анализ работ, посвященных проблематике адаптации, показывает, что термин «социальная адаптация» ориентирован, скорее, на социологию, а «социально-психологическая адаптация» - на социальную психологию. В современной науке не описануниверсаль-ный психологический механизм социально-психологической адаптации, но существуют серьезные достижения в исследовании социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности (А. В. Панкова, А. А. Реан и др.), к конкретным социальным группам, в том числе к малой группе
(А. Л. Журавлев, О. И. Зотова, А. Г Кирпичник, А. Б. Купрейченко, О. В. Лунева, А. Н. Лутошкин, В. П. Позняков и др.). Можно говорить о том, что наиболее продуктивным для адаптации оказался уровень социально-психологического анализа, рассматривающий ее в предметном поле социальной психологии, то есть в контексте взаимодействия личности и группы [3].
Похожую историю изучения имеет и социальный интеллект. Понятие «социальный интеллект» появилось позже, чем понятие «социальная адаптация», но он также был интегрирован когнитивным направлением в психологии. В этой сфере удалось получить много интересных научных данных, обогативших представление о социальном интеллекте личности. Однако в дальнейшем обнаружилась ограниченность когнитивного подхода к пониманию психологических механизмов взаимодействия человека с социальным миром. Неудовлетворенность только когнитивной трактовкой социального интеллекта привела ученых к использованию понятия «практический интеллект», отражающего решение человеком проблем в области взаимодействия с другими людьми (Л. С. Выготский, Р. Стернберг и др.). Такое непосредственное взаимодействие наблюдается прежде всего с ближайшим социальным окружением. В такое окружение логически включается и малая группа, что является важным основанием для рассмотрения социального интеллекта личности в предметном поле социальной психологии.
2. Общие основания рассмотрения в предметном поле социальной психологии. По результатам анализа истории развития понятий и их содержания
можно выделить общие теоретические и практические основания для рассмотрения социального интеллекта и социально-психологической адаптации в предметном поле социальной психологии: наиболее продуктивным для развития представлений об адаптации и о социальном интеллекте оказался уровень социально-психологического анализа, рассматривающий их в контексте взаимодействия индивида и социального окружения; при описании этих феноменов используются социально-психологические понятия и терминология; ключевые компоненты предметного поля социальной психологии [3, с. 5-9] создают пространство реализации онтологического содержания обоих феноменов; методологически допустимым является рассмотрение этих феноменов как факторов внутригруппового взаимодействия; в социально-психологических тренингах, интерактивной форме обучения и развития личности (практическая социальная психология), одним из основных направлений, по сути, является работа по повышению эффективности социально-психологической адаптации, взаимодействия человека с другими людьми. Социальный интеллект также рассматривается значительной частью его исследователей как способность ладить с людьми, вовлекаться в различные формы адаптивного поведения [8, 18].
3. Родовидовые отношения понятий. Для социального интеллекта родовым понятием является интеллект. Среди основных принципиальных аспектов интеллекта (не социального, а именно интеллекта) и наиболее часто употребляемых его признаков, по мнению Л. В. Малышевой, историка исследова-
ний в этой области, является «способность адаптации к среде» [10]. Согласно нашему подходу социальный интеллект - это вид интеллекта, который проявляется при взаимодействии личности с социумом в целом, отдельными другими людьми и социальными группами.
Как представляется, родовым понятием для социально-психологической адаптации является понятие «адаптация». Социально-психологическая адаптация проявляется, как и социальный интеллект, в сфере взаимодействия человека с другими людьми и социальными группами. Социальный интеллект - это вид интеллекта. Социально-психологическая адаптация - вид адаптации. Содержание одного родового понятия (интеллект) раскрывается через другое родовое понятие (адаптация). Согласно формальной логике родовые понятия «интеллект» и «адаптация» составляют равенство. Однако в сформулированных нами суждениях оба видовых понятия (социальный интеллект и социально-психологическая адаптация) являются только частью родовых и имеют собственное, социально-психологическое содержание. Эти умозаключения позволяют сделать вывод о том, что социальный интеллект и социально-психологическая адаптация являются видами близких родовых понятий «интеллект» и «адаптация». Конечно, следует иметь в виду полисеман-тичность обсуждаемых научных терминов, а также наличие и других, менее популярных определений интеллекта. Однако проведенное сопоставление позволяет обосновать близость обсуждаемых в работе понятий. Это обоснование включает не только социально-психологическую сферу проявления двух
феноменов, но и «родственность» их истоков - родовых понятий.
4. Социальный интеллект и социально-психологическая адаптация как категории социальной психологии. Социальный интеллект и социально-психологическая адаптация являются ключевыми категориями социальной психологии. Обосновать это утверждение позволяют представленные ниже результаты категориального анализа, отражающие соответствие социально-психологической адаптации и социального интеллекта критериям, определяющим категориальный статус понятий. Используемые критерии выделены специалистом в области методологии Н. В. Богданович и направлены на определение системы понятий, наиболее перспективных для разработки современной психологической теории [1, с. 203-216].
4.1. Наличие собственного смыслового поля. Среди множества определений социально-психологической адаптации можно выделить две ее составляющие. Одна включает в себя познание социального пространства, другая - отражает преобразование этого пространства личностью и развитие себя как элемента этого пространства. Очевидно, что практически большинство взаимодействий человека с миром ведет как к субъектным, так и к объектным изменениям. Среди исключений, пожалуй, можно назвать созерцание и подобные ему когнитивные процессы, при которых происходят изменения только у субъектов. При социально-психологической адаптации наблюдается качественно иной процесс неизбежности изменений в различной форме как у личности, так и у группы.
Это обусловлено тем, что через взаимодействия между людьми создаются и разрушаются отношения, возникают различные состояния, осуществляется, или функционирует, сама жизнь. Специфичность смыслового поля задается этими процессами, реализующими социальную сущность человека, жизнь которого вне социума невозможна.
Несмотря на многообразие мнений и продолжающийся процесс развития научных представлений о социальном интеллекте личности, можно говорить о том, что он является интегративной характеристикой личности, обеспечивающей процесс взаимодействия человека с другими людьми. Конкретным уровнем анализа социального интеллекта личности может выступать социально-психологический уровень, предполагающий внутригрупповое взаимодействие. Социальный интеллект, насколько нам известно, пока не изучался в таком контексте, поэтому есть основания полагать, что именно это поле может являться одной из проекций смысловой сущности социального интеллекта личности.
Сопоставление определений социально-психологической адаптации и социального интеллекта показывает, что их смысловые поля пересекаются, как и объемы понятий, обозначающие эти феномены. Этот факт является признаком их близости и сходства.
4.2. Связь категории с основными принципами науки и ее предметом. Социальная детерминация предполагает как усвоение общественного опыта человеком, так и его активность (Б. Г. Ананьев). Социально-психологическая адаптация и социальный интеллект проявляются в процессе взаимо-
действия личности с другими людьми. Это проявление предполагает, как следует из множества определений этих феноменов активность субъекта взаимодействия. Кроме того, поведение личности в группе детерминируется как внешними по отношению к ней факторами (групповое воздействие), так и внутренними (свойствами, состояниями и картиной мира самой личности). В этих процессах отражается принцип детерминизма.
Социально-психологическая адаптация и социальный интеллект являются сложными системами, включающими в себя структурные компоненты, позволяющие личности конструировать целостный социальный мир и не только оказывать на него воздействие, но и самой изменяться и развиваться. Исследуемые феномены также содержательно связаны с социально-психологическими явлениями, образующими вну-трифакторную структуру малой группы, а сфера их проявления есть взаимодействие как важнейший компонент предметного поля социальной психологии. Таким образом, все компоненты обсуждаемых феноменов, реализуются и изменяются в процессе взаимодействия человека с другими людьми, оказывая влияние друг на друга внутри личностной структуры. Эта личностная структура встраивается во внутригрупповую, обогащая личность и создавая более объемную и значимую социальную систему. В этом процессе мы видим реализацию принципа системности.
Взаимодействие раскрывается как в обозначении среды реализации социально-психологической адаптации и социального интеллекта, так и в том, что взаимодействие как форма актив-
ности личности [4, 5] является источником наполнения онтологическим содержанием рассматриваемых феноменов (принцип взаимодействия). Вне взаимодействия исчезает смысл их существования.
С. Л. Рубинштейн отмечал, что человек в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и создается. В процессе взаимодействия с другими людьми личность развивается. Все структурные компоненты социально-психологической адаптации и социального интеллекта также изменяются и развиваются. Путь человека к себе и другим, в который включены социально-психологическая адаптация и социальный интеллект, является нормой перманентного развития личности, а значит, и социально-психологической адаптации и социального интеллекта (принцип развития).
Реализация принципа единства сознания и деятельности в применении к изучению социально-психологической адаптации и социального интеллекта заключается в необходимости учета единства конструируемого личностью мира взаимодействия людей и формирования на этой основе определенных стратегий поведения. Представления о других людях, себе, обстоятельствах, целях, ценностях и условиях взаимодействия направляютдействия человека и корректируют их на основе новых воздействий, возникающей информации, трансформации ситуации и т. п. В этот процесс взаимодействия личности с другими людьми включены как социально-психологическая адаптация, так и социальный интеллект, способствующие развитию личности и достижению ею целей взаимодействия.
4.3. Наличие соотношений с другими категориями. Социально-психологическая адаптация и социальный интеллект рассматриваются исследователями в контексте и взаимосвязи с такими социально-психологическими категориями, как личность, группа, взаимодействие, социальные способности, социализация, социальное поведение, коммуникативное пространство и др. Кроме того, изучение социально-психологической адаптации и социального интеллекта в предметном поле социальной психологии включает в себя практически все основные характеристики малой группы [3, с. 5-9]. Эти характеристики (факторы) создают и наполняют внутригрупповое пространство. Именно к ним личность адаптируется, взаимодействуя с другими членами группы и реализуя собственные цели и задачи [6].
Социально-психологическая адаптация и социальный интеллект исследуются разными гуманитарными науками, каждая из которых реализует и развивает свой взгляд на их природу. Помимо психологии, речь идет о философии, социологии, политологии, педагогике, теории коммуникаций. Этот факт говорит о внешней междисци-плинарности расматриваемых понятий. Каждое из них имеет и внутреннюю междисциплинарность. Так, социально- психологическая адаптация исследуется в рамках социальной психологии, педагогической психологии, акмеологии, психологии развития, психологии личности, психологии профессиональной деятельности, психологии межкультурного взаимодействия, прикладной юридической психологии и др.
Мы полагаем, что социальный интеллект представляет собой предмет изучения различных структурных отраслей психологии. Уже сейчас он является объектом внимания психологии развития, психологии образования, организационной психологии, психологии лидерства, кросскультурной психологии, патопсихологии и др. Очевидно, что социальный интеллект становится предметом исследований там, где изучается взаимодействие людей. Взаимодействие является ключевой категорией психологической науки. Несмотря на сложности изучения реального взаимодействия, перспективы его исследования, а значит, и социального интеллекта, существуют [5].
Таким образом, и социально-психологическая адаптация, и социальный интеллект занимают свои места в структуре научного знания и соотносятся с другими категориями социальной психологии и других наук, что дает право рассмотрения их как социально-психологических категорий, имеющих сходство методологических оснований их исследования (анализа).
5. Взаимосвязь социального интеллекта и социально-психологической адаптации с личностными характеристиками. Изучение научных публикаций, посвященных социальному интеллекту, показало, что часть исследователей особо подчеркивают наличие его взаимосвязей с личностными характеристиками либо включенность последних в структуру социального интеллекта. Так, М. И. Бобнева предложила в качестве интегрального показателя социально-психологического статуса личности рассматривать сочетание социально-психологических свойств личности. В первую подгруппу таких свойств, обе-
спечивающих развитие и использование социальных способностей личности, наряду с социальным интеллектом, вошли социальная перцепция, воображение, эмпатия, свойства, определяющие характер межличностного оценивания, приемлемые для личности формы общения и т. д. [8, с. 52-53].
По мнению В. Н. Куницыной, разработавшей концепцию социального интеллекта, его главная, интегральная функция заключается в формировании долгосрочных взаимоотношений с перспективой их развития. Первой среди частных функций социального интеллекта автор выделяет обеспечение адаптивности личности в меняющихся социальных условиях. В. Н. Куницына, широко трактуя социальный интеллект, полагает, что социальный интеллект -глобальная способность на базе комплекса черт, включающего в себя личностные черты [8, с.76-77].
Д. В. Ушаков, представляя социальный интеллект в рамках своей структурно-динамической концепции интеллекта, подчеркивал, что социальный интеллект позволяет человеку, точно оценив ситуацию и участвующих в ней людей, более адекватно выстроить стратегию поведения. Полагая, что социальный интеллект - это познавательная способность, исследователь отмечает, что в отличие от других познавательных способностей она оказывается тесно «сцепленной» с личностными качествами [15, с. 11-28].
В большинстве зарубежных концепций социального интеллекта, выходящих за границы когнитивной традиции, обнаруживаются такие качества личности, как умение хорошо адаптироваться в социальных ситуациях, открытость,
теплота, отсутствие агрессии, социальная проницательность, чувство юмора, понимание причин и мотивов своего поведения, уживчивость с другими людьми, управление эмоциями, способность к эмпатии, темперамент, характер и др. [9]. Анализ этого перечня личностных характеристик показывает, что большинство из них указывают на механизмы адаптивности личности в социуме, во взаимодействии с другими людьми.
Для выяснения характера взаимосвязи социального интеллекта и личностных свойств нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 162 сотрудника ветеринарных клиник трех регионов в возрасте от 28 до 40 лет. Уровень социального интеллекта измерялся методом экспертных оценок [9, с. 48]. В перечень исследуемых личностных характеристик вошли:тип направленности (ориентационная анкета Б. Бас-са), напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессивность, дисгармоничность личности (субъективная оценка межличностных отношений» СОМО С. В. Духновского), эмпатия (В. Бойко) и самоконтроль поведения в межличностном взаимодействии (М. Снайдер). Значимая положительная взаимосвязь (коэффициент корреляции Пирсона, р < 0,01 -0,05) была установлена между социальным интеллектом и направленностью на общение, эмпатией и самоконтролем поведения в межличностном взаимодействии. Между социальным интеллектом и напряженностью личности в межличностных отношениях, отчужденностью, конфликтностью и агрессивностью была выявлена значимая отрицательная связь. Уровень дисгармоничности также оказался значи-
мо отрицательно связан с социальным интеллектом. В исследовании не выявлено значимой взаимосвязи с направленностью на себя и на дело. Подобные результаты были получены и в других обследуемых группах. Таким образом, можно говорить о наличии положительной корреляции социального интеллекта с такими свойствами личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия с другими людьми, позволяют выстраивать с ними позитивные отношения. Сама личность с достаточным уровнем социального интеллекта отличается внутренней гармоничностью в рассматриваемой сфере поведения человека. Эти данные подтвердились результатами сравнения указанных свойств личности у обследуемых с разным уровнем социального интеллекта. Были выделены три эмпирические группы из рассматриваемой выборки, отличные по уровню социального интеллекта. На основе применения критерия Краска-ла-Уоллеса было показано, что по исследуемым свойствам личности(кроме направленности на дело и на себя) показатели трех групп значимо различаются (р < 0,00-0,05).
При описании социально-психологической адаптации исследователи, представители разных научных направлений, чаще всего рассматривают две составляющие: изменения самой личности и изменения внешнего мира под воздействием личности. Социально-психологическая адаптация, как правило, описывается в целом, при этом исследовательский фокус не концентрируется на операционализации ее компонентов. Исключение составляют лишь научные подходы, реализующие свои представления о конкретных ме-
ханизмах адаптации: разрешение конфликтов разного типа (А. А. Налчаджан), защитные реакции и модели поведения (Г Гартман)), преодоление стресса (А. А. Реан и др.) и др. В социальной психологии наибольшее внимание уделяется результатам адаптации (дезадаптации): степени удовлетворенности личности своим статусом, психологическим климатом группы, характером отношений с коллегами и руководством, реализацией притязаний, внутригрупповой и этнокультурной идентичностью, достижением целей адаптации.
Т. А. Панкова, проведя анализ взаимосвязи личностных характеристик и социальной адаптации на основе многочисленных публикаций, подтверждает их наличие [11]. Однако круг этих характеристик пока невелик, несмотря на то что в процесс социально-психологической адаптации вовлекается вся целостная личность. Мы полагаем, что такая ситуация может быть следствием неразработанности механизмов социально-психологической адаптации и доминированием ориентации исследователей на ее результаты.
Д. Ольшанский, раскрывая содержание социально-психологической адаптации, отмечал, что социально-психологическая адаптация - своеобразный мост, соединяющий социально-психологический мир личности с миром заданной извне реальности. Интересной и продуктивной представляется идея О. Посыпанова, объясняющая содержание и функции этого виртуального моста через реализацию личностью адаптивных стратегий. Полагая, что социальная адаптивность (комплексное свойство личности) является механизмом организации поведения, он выделил три свой-
ства адаптивности, которые обеспечивают три разных способа организации социального взаимодействия: «адаптивность - конформность», «адаптивность - лабильность» и «адаптивность -креативность». О. Посыпанов считает, что у каждой личности сформирован-ность этих свойств является разной, а также в разных ситуациях будут проявляться разные стратегии поведения, поэтому адаптация будет достигаться различными способами. На основе своего подхода нами была разработана методика измерения адаптивных стратегий поведения личности [13].
Несмотря на ограниченность информации о результатах исследований, посвященных взаимосвязи личностных характеристик с социально-психологической адаптацией и социальным интеллектом, представленные выше данные позволяют констатировать, что эта взаимосвязь существует. Этот факт подтверждается как теоретическими, так и эмпирическими исследованиями. Следует признать, что проблемы в этой области существуют и часть из них обусловлена трудностями изучения не только социального интеллекта, но и социально-психологической адаптации.
6. Трудности эмпирического изучения социального интеллекта и социально-психологической адаптацией. Трудности эмпирического изучения социального интеллекта были определены и рассмотрены автором в статье, специально посвященной основным проблемам исследования социального интеллекта [9]. Похожие трудности присутствуют и в области изучения социально-психологической адаптации. Среди проблем исследования социального интеллекта и социально-психоло-
гической адаптации можно выделить следующие основные позиции.
1. Недостаточная разработанность научных концепций в области психологии социального интеллекта и социально-психологической адаптации. Следствием этого являются сложности операционализации используемых научных определений. Вероятно, этим можно объяснить то, что основные публикации о социально-психологической адаптации связаны с довольно узким кругом сфер активности и деятельности личности: профессиональной деятельностью, мотивацией, стрессоустойчивостью, малой группой.
2. Для эмпирического изучения обсуждаемых конструктов используется ограниченное количество процедур. Этот факт, как представляется, обусловлен дефицитом операциональных научных подходов. Как отмечает ряд исследователей, любой конструкт обретает смысл только в сочетании с описанием процедуры измерения поведенческих проявлений (В. Н. Дружинин и др.) [2]. В этом отношении у исследователей социального интеллекта и социально-психологической адаптации существуют ресурсы, раскрытие которых станет перспективным направлением их изучения. С нашей точки зрения, измерение социального интеллекта и социально-психологической адаптации в реальном жизненном пространстве человека остается сложной исследовательской задачей [6].
3. Социальная среда, в которой осуществляется адаптивное поведение личности и проявляется социальный интеллект, во многом остается для исследователей недифференцированной по культурным, этническим, региональ-
ным, гендерным, групповым, то есть психосоциальным признакам в целом. Наибольшие достижения в этой области существуют в изучении социально-психологической адаптации мигрантов (В. Гриценко и др.). Вопросы о том, что конкретно изменяет в социальной среде адаптирующаяся личность, какую роль в этом играет ее социальный интеллект и как можно измерять обсуждаемые феномены, во многом остаются открытыми.
Предпринятая и представленная в данной статье попытка анализа общности признаков социально-психологической адаптации и социального интеллекта как психологических феноменов позволила выявить их близость и показать общность проблем их изучения в предметном поле социальной психологии. Важным и очевидным представляется также изучение их различий. Движение в этом направлении (общность-различие) позволит сформулировать новые исследовательские задачи,определить место и роль этих конструктов в изучении реального поведения людей, соединяя психологическую теорию и практику.
Список литературы
1. Богданович Н. В. Категориальный подход в истории психологии // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологиче-ского исследования : материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН. М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 2002. С. 203-216.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб. : Питер, 2002. 368 с.
3. Журавлев А. Л. Предмет и структура социальной психологии // Социальная психология : учеб. пособие / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : ПЕР СЭ, 2002. С. 5-9.
4. Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия (теория и прикладные проблемы). М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 2004. 476 с.
5. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 2005. 640 с.
6. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство личности. М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 2012. 496 с.
7. Кокорин А. А. Сравнительный анализ: теория, методология, методика. М. : Изд-во МГОУ, 2009. 152 с.
8. Лунева О. В. Социальный интеллект: история изучения и основные модели : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. 124 с.
9. Лунева О. В Социальный интеллект: основные проблемы и перспективы исследования // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 41-52.
10. Малышева Л. В. Модели интеллекта: 100 лет развития. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. инта. Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 280 с.
11. Панкова Т. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности социально-психологической адаптации молодых специалистов // Психологические исследования: электрон. науч. журн. М. : ООО «Издательство Солитон», 2011. № 4 (18) [Электронный ресурс]. URL : httр://psystudy.гu/ index.php/ /num/2011n4-18/522tp/ (дата обращения: 01.02.2016).
12. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб. : Питер, 2004.192 с.
13. Посыпанов О. Г. Методика измерения социальной адаптивности личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 2 : Общая и социальная психология, психология личности и психофизиология, экономическая, организационная и политическая психология : материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН. М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 2002. С. 93-113.
14. Роом М. В. Философия и психология адаптивных процессов : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 296 с.
15. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 2004. С. 11-28.
16. Greenspan S., Driscoll J. The role of intelligence in a broad model of personal competence // Contemporary intellectual assessment: Theories, tests and issues / D. P. Flanagan & J. L. Genshaft. New York : Guilford Press, 1997, pp. 131-150.
17. Kosmitzki C., John O. P. The implicit use of explicit conceptions of social intelligence // Personality & Individual Differences. 1993, pp. 11-23.
18. Mischel Y. Toward a cognitive social learning reconceptualization of Personality // Psychological Review. 1973, pp. 252-283.