Научная статья на тему 'Сравнительное исследование особенностей взаимосвязи социального интеллекта с гендерными характеристиками в студенческом возрасте'

Сравнительное исследование особенностей взаимосвязи социального интеллекта с гендерными характеристиками в студенческом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1261
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ГЕНДЕР / ПОЛ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / SOCIAL INTELLIGENCE / GENDER / SEX / STUDENT AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минава С. С.

В статье представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи социального интеллекта с гендерными характеристиками современных юношей и девушек. В результате сравнительного анализа установлено, что существуют различия показателей социального интеллекта в зависимости от курса. Также были обнаружены различия между показателями социального интеллекта и психологическим полом личности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the results of the research of the independence between the social intelligence and gender characteristics of modern boys and girls at student age are introduced. As a result of the comparative analysis it has been established that there are differences in the indices of the social intelligence that depend on the year of studying. Also, the differences in the indices of the social intelligence and psychological sex of a person have been found.

Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование особенностей взаимосвязи социального интеллекта с гендерными характеристиками в студенческом возрасте»

УДК-159.9.075

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ТЕНДЕРНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

С.С. Минава

В статье представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи социального интеллекта с тендерными характеристиками современных юношей и девушек. В результате сравнительного анализа установлено, что существуют различия показателей социального интеллекта в зависимости от курса. Также были обнаружены различия между показателями социального интеллекта и психологическим полом личности. Ключевые слова: социальный интеллект, гендер, пол, студенческий возраст.

Постановка проблемы

В современном российском обществе особенно актуальными являются проблемы, связанные с адаптацией молодежи к требованиям общественных институтов, к правилам поведения, которые задаются нормами морали и нравственности, существующими в обществе.

Студенческой молодежи, стоящей на пороге вхождения в трудовую жизнь, важно не только овладевать определенными знаниями в профессиональной области, но и включать эти знания в повседневную практику своей жизни. По утверждению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. [1] В процессе получения высшего образования происходит развитие всех уровней психики студента, от формирования склада мышления, характеризующего профессиональную направленность личности, и до высшей ступени развития психики - социального интеллекта. Студенчество - один из самых значительных периодов в жизни человека, когда он уже частично освобождается от родительской опеки и стоит на границе самостоятельной жизни. Те умения и навыки социального взаимодействия, которые приобретает человек в студенчестве, обеспечивают работу адаптационных механизмов на протяжении всей жизни. [8, с.3].

В студенческом возрасте особое внимание уделяется общению и взаимодействию с другими людьми. Верное понимание ситуаций, возникающих при этом взаимодействии, и является проявлением социального интеллекта. Являясь когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, социальный интеллект обеспечивает правильную оценку текущей ситуации в общении, и, как следствие, адекватное и успешное социальное взаимодействие личности.

Обращение исследователей к проблеме социального интеллекта просматривается в литературе с начала 20 века. В 1920 году Э. Торндайк первым ввел в психологию понятие «социальный интеллект», который, по его мнению, являлся «способностью к пониманию и управлению людьми, способностью действовать мудро в межличностных отношениях» [6, с. 22-23]

Проблема социального интеллекта давно привлекает внимание как зарубежных (С. Берри, Д. Бродбент, О. Джон, X. Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, С. Космитский, Н. Кэнтор, Г. Олпорт, X. Саймон, Р. Селман, Р. Стернберг, Э. Торндайк и др.), так и отечественных ученых (A.A. Бодалев, В.Н. Дружинин, Ю.Н. Емельянов, A.B. Карпов, М.М. Кашапов, М.Л. Кубышкина, H.A. Кудрявцева, В.Н. Куницына, Д.В. Ушаков, А.Л. Южанинова и др.). Эти авторы имеют свой взгляд на сущность и развитие социального интеллекта; однако едины в том, что социальный интеллект - это специфическая способность, обеспечивающая успешное взаимодействие человека с другими людьми, умение прогнозировать поведение других. Представители различных психологических направлений в разное время по своему трактовали понятие социальный интеллект (Moss F., Hunt Т., Strang R., Wedeck J., Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Олпорт, Г. Айзенк и др.).

Суммируя все эти представления о социальном интеллекте, известный американский психолог Р. Стернберг предложил трехкомпонентную теорию. В этой теории интеллект рассматривается как умение добиваться цели. Целостная теория интеллекта, по мнению Стернберга, включает три аспекта, которые включают следующие субтеории:

1. Компонентную субтеорию, которая объясняет взаимосвязь между внутренним миром личности и механизмами мышления, связанные с обработкой информации (компонентный интеллект).

2. Субтеорию опыта, определяющую эффективность овладения новой ситуацией, используя предыдущий опыт (эмпирический интеллект).

3. Субтеорию контекста, которая описывает и объясняет проявление интеллекта в социальной ситуации (ситуативный интеллект).

Р. Стернберг выделяет две стороны ситуативного интеллекта: практический интеллект, который проявляется при решении каждодневных проблем, и социальный интеллект, проявляющийся в общении с людьми. [9, с. 51]

В отечественной психологической науке изучению социального интеллекта также посвящен исследований. Так, Д.В. Ушаков утверждает, что социальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей: непрерывностью; использованием невербальной репрезентации; социальным оцениванием с помощью вербализации; формированием в процессе социального научения; использованием внутреннего опыта [11, с. 11 -29].

Особый интерес при решении прикладных проблем представляет теоретическая модель социального интеллекта, предложенная А.И. Савенковым. Ученый выделяет два фактора социального интеллекта: декларативные кристаллизованные социальные (знания, полученные в результате социального научения) и опытные знания (полученные в результате собственной социально-исследовательской практики) и социально-когнитивная гибкость (способность применять социальные знания при решении новых проблем).

Характеризуя концепцию социального интеллекта, автор выделяет три группы описывающих его критериев: когнитивные (социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование), эмоциональные (эмоциональная выразительность, эмпатия, установление эмоциональных связей с другими); поведенческие (социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная: адаптация, способность к саморегуляции и способность эффективно работать в условиях стресса). [10, с.94 - 101]

Однако, при таком, казалось бы, разностороннем исследовании социального интеллекта, остаются недостаточно изученными тендерные характеристики социального интеллекта.

Изучение структуры и функций социального интеллекта с позиции тендерного подхода позволяет рассматривать особенности социальных взаимодействий мужчин и женщин с учетом социокультурного понимания тендерных ролей.

Тендерная психология базируется на теоретических разработках межполовых взаимоотношений, представленных в трудах классиков психологической науки: А.Адлера, К. Хорни, 3. Фрейда, К. Юнга; на исследованиях в области межполовых различий: В.В. Абраменковой, Е.П. Ильина, И.С. Кона и др. Большой вклад в изучение тендерной психологии за рубежом внесли ученые: Р. Ангер, С. Бэм, Ш. Берн, К. Гиллиган, Э. Маккоби, М. Хорнер и др.; в России - Т.В. Бендас, И.С. Клецина, В.В. Козлов, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, Н.П. Фетискин и др.

Тендер трактуется с точки зрения пола, как продукта культуры и понимается как психологический пол человека. Н.Дж. Смелзер предложил структуру тендера, составляющими которого является собственно биологический пол, идеал, роль и идентичность. Биологический пол - генетический код индивида (его функция в сфере репродуктивных прав человека). Тендерные идеалы, по Смелзеру, это «представления о предназначении мужчин и женщин, отражающие культурные представления о мужском и женском поведении». Тендерная идентичность - это восприятие, идентификация себя как мужчины или женщины (при этом она не всегда соответствует биологическому полу индивида). Тендерная идентичность формируется в процессе социализации личности, поэтому важно знать те факторы социализации, которые оказывают влияние на становление тендера человека.

Тендерная идентичность рассматривается как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. [12] Исследования по возрастной динамике половой идентичности [3,5] свидетельствуют о наличии двух кризисов в развитии: первый приходится на 3 - 5 лет, а второй - на подростковый возраст [4]. Необратимость половой принадлежности, по мнению ученых (А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, В.Е.. Каган, И.С. Кон и др.) осознается детьми примерно к 6 — 7 годам и сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Этот возраст можно рассматривать как определенный рубеж становления тендерной идентичности [3].

Тендерная идентичность не является устойчивой личностной чертой и в разные периоды онтогенеза зависит от совокупности многих переменных. Современные исследования половой идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Так, например. В.В. Козлов рассматривая вопрос тендерного самосознания мужчин, пишет, что «не существует единого образа маскулинности, который обнаруживался бы повсюду», и необходимо говорить о вариациях: «... маскулинностях (идентичностях), которые допускают существенные социально-групповые и индивидуальные вариации» [7, с. 94].

В науке на данный момент, как отмечает И.В. Трошев, нет единого взгляда на природу тендера: с одной стороны, его относят «к мыслительным конструктам (моделям), разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения его биологических и социокультурных функций. С другой стороны, гендер рассматривается как конструкт социальный, создаваемый культурой и обществом». [2, с. 109]

Все привычные поведенческие реакции человека, его эмоциональные и когнитивные

характеристики тесно связаны с тендерной идентичностью. Развитие социального интеллекта позвог мужчинам и женщинам преодолеть рамки традиционной тендерной роли, способствует более эффективному взаимодействию с окружением и достижению самореализации.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики. Изучение тендерных различий в структуре социального интеллекта - важная теоретическая и практическая задача, требующая прикладных исследований и научной разработки.

Итак, основной целью данного исследования является установление взаимосвязи между социальным интеллектом и тендерными характеристиками студентов высших учебных заведений.

Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно в соответствии с задачами исследования.

1. Определить уровень развития социального интеллекта у современных студентов.

2. Выявить особенности тендерной идентичности юношей и девушек.

3. Исследовать взаимосвязь социального интеллекта и тендерных особенностей студентов.

Методика и процедура исследования

Нами были использованы следующие диагностические методики:

1. С помощью методики диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой), мы определили как общий уровень социального интеллекта, так и отдельные его составляющие.

2. С помощью методики на определение психологического пола личности) С. Бэм (адаптация О.Г. Лопуховой методики BSRI (Bern Sex Role Inventory), мы определяли психологический пол и тендерный тип личности (маскулинный, фемининный, андрогинный).

Полученные данные подвергались статистической обработке с использованием компьютерной программы SPSS. В анализ включались описательные статистики, непараметрический критерий Краскелла-Уоллеса, параметрический t-критерий Стьюдента для независимых выборок и коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р < 0,05; р < 0,01.

В исследовании принимало участие 178 человек, студентов факультета психологии рекламы и связей с общественностью Брянского Государственного Университета им ак. И.Г. Петровского в возрасте от 17 до 22 лет (специальности «Психология», «Педагогика и психология», «Связи с общественностью» из них 101 девушка и 77 юношей).

Результаты

На первом этапе эмпирического исследования использовалась методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой), с помощью которой мы определили общий уровень социального интеллекта, а также его отдельные составляющие. Нами было установлено, что у студентов разных курсов имеются различия среди показателей по общему уровню социального интеллекта и также по его компонентам.

В таблице №1 представлены результаты (средние значения) исследования уровня развития социального интеллекта и установлены различия данных показателей по курсам.

Для этого мы использовали критерий Н - Краскелла-Уоллиса.

Таблица 1.

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Н- критерий Уровень значимости

Шкала 1 8,39 8,62 8,24 8,47 10,67 3,578 0,466

Шкала 2 7,67 7,64 7,17 7,53 7,67 1,462 0,833

Шкала 3 8,94 7,96 8,78 8,81 8,94 3,882 0,422

Шкала 4 3,5 4,53 5,46 4,66 5,89 16,124 0,003

Общий показатель 28,06 28,79 29,71 29,47 33,78 6,295 0,178

С помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллиса установлены достоверные различия между показателями по шкале 4 (Межличностная динамика) и курсом обучения студентов (значение критерия Н = 16,650, уровень значимости р = 0,004). То есть, чем старше курс обучения, тем более студенты способны распознавать структуру межличностных отношений в динамике, анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию разных участников. Развитие данной способности может происходить в процессе обучения.

Ряд1; 3

Ряд1;: Ряд1; 1 курс; 4,53 курс; 3,5

Ряд1; 5 курс; 4,66

Рис. 1. Развитие показателей по шкале 4 «Межличностная динамика» по курсам

Из рисунка 1 мы видим, что в процессе обучения до 3 курса данная способность активно развивается. Это может происходить в ходе адаптации студентов к коллективу и новой жизненной ситуации. Затем на 4 курсе развитие способности идет на спад и по окончанию процесса обучения выпускники способны понимать динамику межличностных отношений, уяснять мотивы поведения людей, выстраивать недостающие звенья в развитии событий, предсказывать последствия поведения участников взаимодействия.

Для нахождения статистических различий между показателями социального интеллекта и курса обучения мы использовали 1>критерий Стьюдента. Нами было выявлено следующее:

По шкале 3 «Вербальная экспрессия» (измеряющий фактор познания смыла речевого высказывания) обнаружены различия между 2 и 5 курсом (1=-2,416 при р<0,05). Можно сказать, что выпускники более способны понимать смысл высказывания собеседника, обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений (что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу) в контексте определенной ситуации, нежели студенты 2 курса.

По шкале 4 «Истории с дополнением» (измеряющий фактор познания систем поведения, а именно способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях) имеются различия между студентами 1 и 2 курса (1=2,507 при р<0,05), 1 и 3 курса (1=3,351 при р<0,01), 1 и 4 (1=2,444 при р<0,05), 1 и 5 (1=3,391 при р<0,05), 2 и 3 курса (1=2,184 при р<0,05), а также 2 и 5 (1=1,799 при р<0,05). Студенты-первокурсники испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим). Это может происходить за счет того, что первокурсники более настроены на адаптацию к новым социальным условиям жизнедеятельности, нежели на анализ межличностного взаимодействия между людьми.

По общему уровню социального интеллекта обнаружены различия между 1 и 5 (1=2,296 при р<0,05), 2 и 5(1=2,184 при р<0,05) курсом. Это означает, что у выпускников большее стремление к познанию себя, большее развитие рефлексии, умение предвидеть последствия социального поведения, способность правильно оценивать состояние, чувства людей по их невербальному поведению, способность анализировать ситуации общения; нежели у первокурсников и второкурсников.

На втором этапе нашего исследования с помощью теста на определение психологического пола был установлен тендерный тип личности нашей выборки. Было обнаружено, что среди нашей выборки преобладает фемининный тип личности - 49,4%, андрогинный тип личности был обнаружен у 34,3% и маскулинный - у 16,3%.

Наиболее распространенным тендерным типом личности является фемининный тип, отличающийся уступчивостью, мягкостью, чувствительностью, застенчивостью, нежностью, сердечностью, способностью к сочувствию, сопереживанию и др.

Также полученные результаты мы рассмотрели у мужской и женской частей выборки, так как в каждой наблюдаются специфические особенности. В группе юношей наблюдается следующее распределение тендерного типа личности: у 41% - андрогинный тип личности, у 35,9% наблюдается маскулинный тип личности и у 9% фемининный тип личности. В группе девушек обнаружено 56% имеющих фемининный тип личности, 32% андрогинный тип личности и 10% с маскулинным типом личности

Рис. 1. Сравнительный профиль тендерного типа личности юношей и девушек

Исходя из рисунка 1, можно увидеть, что юношам более присущ андрогинный и маскулинный тип личности, а девушкам в большей степени присущ фемининный тип личности. Это можно объяснить тем, что современные мужчины, стремясь адаптироваться в обществе, используют как маскулинные, так и фемининные черты личности, тем самым повышая адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

На третьем этапе эмпирического исследования, мы изучили связь уровня социального интеллекта с психологическим полом личности. С помощью коэффициента корреляции Спирмена нам удалось обнаружить различия между показателями шкалы 2 «Невербальная экспрессия» и психологическим полом (при г = -0,172). То есть, чем выше показатель феминности, тем ниже прогностическая возможность невербальных характеристик. Таким образом, можно сказать, что студенты с преобладающими маскулинными чертами (независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, уверенность в себе) способны правильно оценить состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям - мимике, позам, жестам. Они придают большее значение невербальному общению, обращают внимание на невербальные реакции участников коммуникации. В то время как студенты с фемининными чертами личности плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов. Это может происходить за счет больше ориентировки фемининных студентов на вербальную сторону общения.

Заключение

Таким образом, по результатом проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Курс обучения выступает важным фактором развития 4 показателя социального интеллекта -познание динамики межличностных отношений.

2. Установлено, что между тендерным полом и уровнем развития социального интеллекта значимых различий не обнаружено.

3. Обнаружены различия между показателями понимания невербальной информации и психологическим полом личности. Установлено, что студенты с выраженным маскулинным типом личности более способны к пониманию невербальной информации, нежели студенты с фемининным типом личности.

In the article the results of the research of the independence between the social intelligence and gender characteristics of modern boys and girls at student age are introduced. As a result of the comparative analysis it has been established that there are differences in the indices of the social intelligence that depend on the year of studying. Also, the differences in the indices of the social intelligence and psychological sex of a person have been found. The key words: social intelligence, gender, sex, student age.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974. Вып.2. 3-15.

2. Грошев И.В. Психологияполовыхразличий: Монография. Тамбов: Изд-воТГУ, 2001. 683с. 69

3. Каган В.Е. «Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3-7 лет» //Вопросы психологии. 2000. №2. С. 65-69. 99

4. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991. 97

5. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образа Я» у подростков//Вопросы психологии. 1989. №3. С. 53-62. 98

6. Карнеев Р.К., Карнеева О.А., Котлярова Н.С., Минава С.С. Социальный интеллект как фактор

1кадемической и профессиональной успешности студентов ВУЗа: монография. Брянск: компаний «десяточка», 2009. 109 с.

7. Козлов В.В. «Образ мужчины - социально-психологический взгляд на проблему» // Тендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке: Материалы международного симпозиума, Кострома, 28-29 октября 2004 г.: в 2 т. /Отв. ред. A.A. Журавлев, Н.П. Фетискин. М. Кострома: КГУ, 2004. т. 2. с. 90-94. 118

8. Порядина В.А. Тендерные различия в структуре социального интеллекта студенческой молодежи: автореферат дис. насоиск. уч. степ. кан. психолог. наук. 19.00.05. Ярославль, 2007. 26с.

9. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

Ю.Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т.5 №4. с.94 .101

11.Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2003. 264с.

12.Церетели М.О. Традиционная культура, тендерные стереотипы и установки // Мир психологии. 2004 №3. с. 177-181.

Об авторах

Минава С.С. - аспирант кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского, sweetsveta@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.