Научная статья на тему 'Адаптация социальная'

Адаптация социальная Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6954
977
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВИДЫ АДАПТАЦИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / TYPES OF ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лунева Ольга Викторовна

В статье представлены история появления термина «адаптация» в гуманитарных науках и его анализ в контексте взаимодействия личности с социальной средой. Рассмотрено содержание социальной адаптации как междисциплинарного феномена, ставшего популярным объектом исследования для философии, социологии, психологии, лингвистики, культурологии, коммуникации. Показан значимый вклад в изучение социальной адаптации социологами и психологами. Выявлено отсутствие в научном сообществе единого понимания содержания социальной адаптации. Выделены две основные проблемы в области изучения социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Adaptation

The paper presents the history of the term “adaptation” in the humanities and analyses it in the context of the interaction between the person and social environment. The author considers the essence of social adaptation as an interdisciplinary phenomenon, which has become popular subject matter for philosophy, social science, psychology, linguistics, culture study, and communication. It is demonstrated that social scientists and psychologists contribute substantially to the research of social adaptation. It is revealed that there is an absence of a common insight into the essence of social adaptation in the scientific community. Two principal issues are determined in the filed of the research into social adaptation.

Текст научной работы на тему «Адаптация социальная»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

йО!: 10.17805^ри.2018.3.22

Адаптация социальная

О. В. Лунева Московский гуманитарный университет

В статье представлены история появления термина «адаптация» в гуманитарных науках и его анализ в контексте взаимодействия личности с социальной средой. Рассмотрено содержание социальной адаптации как междисциплинарного феномена, ставшего популярным объектом исследования для философии, социологии, психологии, лингвистики, культурологии, коммуникации. Показан значимый вклад в изучение социальной адаптации социологами и психологами. Выявлено отсутствие в научном сообществе единого понимания содержания социальной адаптации. Выделены две основные проблемы в области изучения социальной адаптации.

Ключевые слова: адаптация; виды адаптаций; социальная адаптация

Адаптация социальная — процесс и результат включения личности и группы в социальную среду через решение проблем взаимодействия с другими людьми, группами и обществом, ведущих как к развитию личности и группы, так и к изменениям самой среды.

Научный термин «адаптация» начал использоваться в физиологии немецким исследователем Г. Аубертом (Н. АиЬеП;) в 1865 г. Позднее в естественных науках адаптация стала пониматься как совокупность реакций живой системы, обеспечивающих ее целостность и функциональную устойчивость при изменении окружающей среды (Роом, 2006: 12-13).

В гуманитарных науках постепенно сформировалось научное представление именно о социальной адаптации, отражающее адаптацию личности к социальному миру. Таким образом, понятие «среда» расщепилось, выделив новые перспективы для исследовательской практики. В современной науке этот термин активно применяется в философии, социологии, психологии, лингвистике, культурологии, коммуникации и других гуманитарных отраслях. Понимание среды как социальной сферы привело к широкому и свободному использованию термина «адаптация» в социальном значении. Адаптация как социальное явление стала обозначаться следующими понятиями: социальная, социально-психическая, социально-психологическая, культурная, социокультурная, коммуникативная, речевая и др. Содержание этих понятий пересекается, а каждая научная дисциплина дополняет или заменяет социальную адаптацию содержанием своих основных предметов. В связи с этим линейка видов социальной адапта-

ции постоянно удлиняется. Трактовки же социальной адаптации включают ее понимание начиная от широкого философского подхода (все взаимодействия индивида и среды) до специфических коммуникативных (преодоление речевых барьеров коммуникации). Этот процесс свидетельствует о том, что социальная адаптация — предмет междисциплинарного изучения. Каждая из гуманитарных наук представляет и развивает свой взгляд на природу социальной адаптации. И в результате получается объемная и пестрая картина, отражающая все больше сторон и компонентов реального взаимодействия человека с социумом. Хотелось бы, чтобы в этой метафоре присутствовали яркие краски, но известно, что процесс социальной адаптации, как и ее результат, как и сама жизнь, может быть тяжелым, драматичным и даже трагичным. Но это уже другие слова: дезадаптация, барьеры адаптации, стратегии несовла-дания и др.

Резюмируя разнообразие подходов к изучению социальной адаптации, следует отметить, что каждый из них стремится к достижению своей цели, преодолевает исследовательские трудности, обогащая гуманитарное знание о природе бытия человека. Проблем в этой области человекознания множество, начиная от отсутствия конвен-циональности внутри дисциплинарных сообществ до избегания операционализации понятий в исследовательской практике.

Анализ работ, посвященных проблемам адаптации, показывает, что наибольшее количество публикаций выполнено в рамках социологии и психологии. И судя по содержанию научных работ, социология в большей степени ориентирована на «социальную адаптацию», а социальная психология, скорее, на «социально-психологическую адаптацию». Однако в гуманитарных науках на практике строгое использование терминов «адаптация», «социальная адаптация» и «социально-психологическая адаптация» встречается не слишком часто. Многие авторы, представляющие гуманитарные науки, не разводят эти понятия, используя термин «социальная адаптация» без уточнения уровня научного анализа этого явления.

Социология имеет давние традиции рассмотрения компонентов социальной адаптации. К ним можно отнести анализ взаимодействия человека с другими людьми (Г. Зиммель), социальные действия (М. Вебер), теорию социальных действий (Т. Пар-сонс), социокультурную динамику (П. Сорокин) и др.

Современные социологи постоянно обращаются к этой проблематике. Так, в научной социологической школе Московского гуманитарного университета проведены интересные исследования различных аспектов социальной адаптации. Особое внимание в них уделено рассмотрению социальной адаптации в контексте социализации молодежи (И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков и др.). Так, работа Д. Л. Аг-раната и В. А. Лукова посвящена проблеме адаптации молодых милиционеров к новой социальной роли (Агранат, Луков, 2002). А в энциклопедической статье А. И. Ковалевой «Адаптация социальная» в электронной энциклопедии «Социология молодежи» представлена картина основных научных подходов к социальной адаптации (Ковалева: Электронный ресурс).

Социальная психология, будучи более молодой наукой по сравнению с социологией, также уделяла значительное внимание социальной адаптации. Использование термина «социальная» в определенные периоды развития науки было ограниченным, поскольку ему приписывалась идеологическая окраска. Поэтому в некоторых публикациях известных ученых, посвященных, по сути, социальной адаптации, этот термин не использовался (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.). Серьезные достижения

были получены в исследованиях адаптации к профессиональной деятельности (Пан-кова, 2011: Электронный ресурс; Реан, 2006 и др.), к конкретным социальным группам, в том числе к малой группе (А. Л. Журавлев, О. И. Зотова, А. Г. Кирпичник, А. Б. Ку-прейченко, О. В. Лунева, А. Н. Лутошкин, В. П. Позняков, Л. И. Уманский и др.). Уровень социально-психологического анализа взаимодействия индивида с ближайшим социальным окружением, коллективами разного типа оказался весьма продуктивным для понимания сути адаптации. Это позволило рассматривать социальную адаптацию как социально-психологическую в предметном поле социальной психологии, т. е. в контексте взаимодействия личности и группы.

Несмотря на множество работ в области психологии социальной адаптации, до сих пор не сложилось единого понимания содержания этого явления, что отмечают многие исследователи (О. В. Лунева, Т. А. Панкова, О. Г. Посыпанов, А. А. Реан, М. В. Роом, А. А. Суханов и др.). Как считает А. Л. Журавлев, в современной науке пока не описан универсальный психологический механизм социально-психологической адаптации (Журавлев, 2005).

В области исследования социальной и социально-психологической адаптации существует множество вопросов, решение которых является перспективным направлением развития гуманитарных наук. Примером одной из базовых проблем является проблема словесного обозначения содержания социальной адаптации. Анализ ее научных определений показывает, что авторы чаще всего используют следующие слова: приспособление, интеграция, взаимодействие и связи с окружающими и социумом. Ключевым и наиболее часто применяемым является слово, концепт «приспособление». Начало использования в русском языке этого слова, происходящего от латинского adapto — «приспособление», связано с очень широким пониманием адаптации, и прежде всего адаптации, позволяющей выживать в мире природы, приспосабливаясь, встраиваться в нее. Современные исследователи всячески подчеркивают активность роли субъекта социальной адаптации. Но в русском языке, на наш взгляд, этот концепт имеет как оттенок зависимости от того, к чему и кому приспосабливается человек, так и приниженности. Он не предусматривает лидерских, доминирующих действий. Кроме того, при восприятии концепта «приспособление» выстраиваются синонимический и ассоциативный ряды из таких слов, как «пристроиться», «приспособиться», «терпеть», «приспособленец» и т. п. Отечественные толковые словари, включая Большой толковый словарь русского языка, отмечают, что это презрительная оценка человека. И характеризуют приспособленца как беспринципного человека, который приспосабливается к обстоятельствам, чужим взглядам ради благополучного, бесконфликтного существования (Большой толковый словарь русского языка, 2000: 990). Этот человек меняет свои взгляды, привычки в зависимости от обстоятельств, к которым он приспособляется. Словари называют такого человека беспринципным, двурушником, хамелеоном, маскирующим свои истинные взгляды, склонности и привычки. В современных словарях добавляется слово «конъюнктурщик» (Ефремова, 2000 и др.). Кембриджский толковый словарь рассматривает приспособленца (time-server, trimmer) как человека, который меняет свои идеи и мнения, чтобы сделать их более похожими на точку зрения людей, находящихся у власти, причем делает это во имя своих собственных интересов (Time-server: Электронный ресурс; Trimmer: Электронный ресурс).

Конечно, следует иметь в виду, что включаемое в научную и профессиональную терминологии слово претерпевает изменения, наполняется новым смыслом. Но нали-

чие общего корня в этих словах накладывает определенные ограничительные рамки для таких изменений. Судя по тому что далеко не все авторы в определениях социальной адаптации используют слово «приспособление», можно предположить, что они разделяют высказанное выше мнение.

Вторая проблема заключается в том, что приходится констатировать: каким бы словом ни обозначался процесс социальной адаптации, слабой стороной его исследования остается недостаточная разработанность механизмов этого процесса. Наибольшие достижения в этой области имеются, на наш взгляд, в социологии, исследовательский инструментарий которой позволяет выявлять макросоциальные показатели и индикаторы.

В социальной психологии на более глубоком уровне социально-психологического анализа существуют и преодолеваются собственные сложности. Например, дефицит объяснительных концепций в области исследования социально-психологической адаптации способствует созданию красивых метафор, отражающих суть этого процесса. Так, Д. Ольшанский полагает, что социально-психологическая адаптация — своеобразный мост, соединяющий социально-психологический мир личности с миром заданной извне реальности. Однако характеристики моста, соединяющего два мира, автором не раскрываются. Тем не менее существуют и концепции, реализованные в методическом инструментарии. К наиболее значимым из них можно отнести подходы К. Роджерса и Р. Даймонд (Роджерс, Даймонд, 2002), а также О. Г. Посыпанова (Посыпанов, 2002).

Интересной и продуктивной представляется идея О. Посыпанова, объясняющая содержание и функции социальной адаптации через реализацию личностью адаптивных стратегий поведения. Полагая, что социальная адаптивность (комплексное свойство личности) является механизмом организации поведения, он выделил три свойства адаптивности, которые обеспечивают три разных способа организации социального взаимодействия. К этим свойствам относятся: «адаптивность — конформность», «адаптивность — лабильность» и «адаптивность — креативность». О. Посыпанов считает, что у каждой личности степень сформированности этих свойств является разной, а также в разных ситуациях взаимодействия будут проявляться разные стратегии поведения. Поэтому адаптация достигается различными способами. На основе своего подхода автором была разработана методика измерения адаптивных стратегий поведения личности, которая хорошо зарекомендовала себя как инструмент эмпирических исследований (Посыпанов, 2002).

Наличие зафиксированных проблем в области исследования социальной адаптации свидетельствует о развитии научных взглядов на этот феномен. Научное осознание нерешенных задач мотивирует ученых на разработку исследовательских проектов как в методологическом, так и в прикладном и практическом направлениях. Осуществленный автором методологический анализ понятия «социально-психологическая адаптация» раскрыл теоретические и практические основания рассмотрения этого феномена в предметном поле социальной психологии, поскольку ключевые компоненты этого поля (Журавлев, 2002) создают пространство реализации онтологического содержания адаптации. Было показано, что видовое понятие «социально-психологическая адаптация» является только частью родового (адаптация) и имеет собственное, социально-психологическое содержание (Лунева, 2016).

Социально-психологическая адаптация является ключевой категорией социальной психологии. Этот факт обоснован результатами методологического категориаль-

ного анализа, проведенного О. В. Луневой (там же). Научный анализ доказал соответствие социально-психологической адаптации критериям, определяющим категориальный статус понятий (Богданович, 2002). Автором установлено наличие собственного смыслового поля у категории «социально-психологическая адаптация», показана ее связь с основными принципами социальной психологии, а также с ее предметом; раскрыто соотношение социальнопсихологической адаптации с другими социально-психологическими категориями (личность, группа, взаимодействие, социализация, социальные способности и др.) и с личностными характеристиками.

Довольно широкая распространенность использования слова «адаптация» в современной научной и повседневной лексике удивительным образом сочетается с ограниченностью знаний о ее социопсихических механизмах, протекании у разных типов людей в различных социально-экономических обстоятельствах. Можно предположить, что главной трудностью для изучения адаптации в гуманитарных науках является сложность внутренней организации самого феномена, поскольку в нем соединяются две взаимосвязанные многофакторные социальные системы: человек и социум. Приведем еще несколько проблем, ограничивающих исследовательскую практику, которые являются производными от указанной главной трудности.

1. Недостаточная разработанность научных концепций социально-психологической адаптации и как следствие — проблемы операционализации используемых научных определений.

2. Для эмпирического изучения обсуждаемого конструкта используется ограниченное количество методических измерительных процедур. Как отмечают ряд исследователей, любой конструкт обретает смысл только в сочетании с описанием процедуры измерения поведенческих проявлений (Дружинин, 2002 и др.).

3. Социальная среда, в которой осуществляется адаптивное поведение личности, во многом остается для исследователей недифференцированной по социальным, культурным, этническим, региональным, гендерным, групповым и другим признакам.

Несмотря на все сложности изучения адаптации, практика опережает фундаментальные научные исследования (Журавлев, 2011). Так, значимых результатов повышения качества адаптации персонала и снижения текучести кадров удается достичь работникам служб персонала организаций, в которых существуют подразделения «Адаптация персонала» либо группы сотрудников, занимающихся работой в этом направлении (Магура, 2009). Специалисты анализируют проблемы адаптации персонала, выясняют характер их влияния на персонал организации, разрабатывают и внедряют программы адаптации. Эти проекты обсуждаются в серьезных организациях на самом высоком уровне, поскольку они влияют на репутацию компании на рынке труда, закрепляют нужные кадры, выявляют проблемы в области организации труда персонала, а также самочувствия работников и трудовых групп. Подобная работа служб персонала требует специальной подготовки и соответствующей квалификации сотрудников. Поэтому в программах подготовки специалистов по управлению персоналом предусмотрены дисциплины, позволяющие будущим сотрудникам овладеть компетенциями, необходимыми для успешной практической работы в области адаптации персонала организаций.

Лит.: Агранат, Д. Л., Луков, В. А. (2002) Молодые милиционеры: Проблема адаптации к новой социальной роли. М. : Социум. 144 с.; Богданович, Н. В. (2002) Категориальный подход в ис-

тории психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследований : материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН, 28-29 января 2002 г. : в 2 ч. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования. 336 с. С. 203-216; Большой толковый словарь русского языка. (2000) / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб. : Норинт. 1536 с.; Дружинин, В. Н. (2002) Психология общих способностей. 2-е изд. СПб. : Питер. 368 с.; Ефремова, Т. Ф (2000) Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М. : Русский язык. 1209 с.; Журавлев, А. Л. (2002) Предмет и структура социальной психологии // Социальная психология : учеб. пособие / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : ПЕР СЭ. 351 с. С. 5-9; Журавлев, А. Л. (2005) Психология совместной деятельности. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 640 с.; Журавлев, А. Л. (2011) Взаимодействие фундаментальной психологии и психологической практики: направление развития (вступительное слово) // Прикладная юридическая психология. №3. С. 8-13; Ковалева, А. И. Адаптация социальная [Электронный ресурс] // Социология молодежи. Электронная энциклопедия / под ред.

B. А. Лукова. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/61-adaptaciya-socialnaya.html (дата обращения 23.05.2018); Лунева, О. В. (2016) Социальный интеллект и социально-психологическая адаптация: что общего? // Прикладная юридическая психология. №2. С. 21-32; Магура, М. И. (2009) Управление персоналом в обучающейся организации // Управление персоналом. №18. С. 18-33; Панкова, Т. А. (2011) Роль эмоционального интеллекта в эффективности социально-психологической адаптации молодых специалистов [Электронный ресурс] // Психологические исследования. №4 (18). URL: http://psystudy.com/index.php/num/2011n4-18/522-pankova18.html (дата обращения 01.02.2016); Посыпанов, О. Г. (2002) Методика измерения социальной адаптивности личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований : материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН, 28-29 января 2002 г. : в 4 ч. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». Ч. 2. Общая и социальная психология, психология личности и психофизиология, экономическая, организационная и политическая психология.

C. 93-113; Реан, А. А. (2006) Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-Еврознак. 479 с.; Роджерс, К., Даймонд, Р. (2002) Диагностика социально-психологической адаптации // Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. (2002) Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии. 490 с. С. 136-139; Роом, М. В. (2006) Философия и психология адаптивных процессов : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК». 296 с.; Time-server [Электронный ресурс] // Cambridge Dictionary. Essential British English. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/ time-server (дата обращения: 30.04.2018); Trimmer [Электронный ресурс] // Cambridge Dictionary. Essential British English. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/ trimmer (дата обращения: 30.04.2018).

Дата поступления: 12.06.2018 г.

SOCIAL ADAPTATION

O. V. Luneva Moscow University for the Humanities

The paper presents the history of the term "adaptation" in the humanities and analyses it in the context of the interaction between the person and social environment. The author considers the essence of social adaptation as an interdisciplinary phenomenon, which has become popular subject matter for philosophy, social science, psychology, linguistics, culture study, and communication. It is demonstrated that social scientists and psychologists contribute substantially to the research of social adaptation. It is revealed that there is an absence of a common insight into the essence of social adaptation in the scientific community. Two principal issues are determined in the filed of the research into social adaptation.

Keywords: adaptation; types of adaptation; social adaptation

REFERENCES

Agranat, D. L. and Lukov, V. A. (2002) Molodye militsionery: Problema adaptatsii k novoi so-tsial'noi roli. Moscow, Sotsium. 144 p. (In Russ.).

Bogdanovich, N. V. (2002) Kategorial'nyi podkhod v istorii psikhologii. In: Sovremen-naia psikhologiia: sostoianie i perspektivy issledovanii: materialy iubileinoi nauch. konf. IP RAN, 28-29 ianvaria 2002 g. : in 2 vol. Moscow, Izd-vo «Institut psikhologii RAN». Vol.4. Metodologicheskie problemy istoriko-psikhologicheskogo issledovaniia. 336 p. Pp. 203-216. (In Russ.).

Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo iazyka (2000) / comp. by S. A. Kuznetsov. St. Petersburg, Norint. 1536 p. (In Russ.).

Druzhinin, V. N. (2002) Psikhologiia obshchikh sposobnostei. 2nd ed. St. Petersburg, Piter. 368 p. (In Russ.).

Efremova, T. F (2000) Novyi slovar' russkogo iazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyi. Moscow, Russkii iazyk. 1209 p. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L. (2002) Predmet i struktura sotsial'noi psikhologii. In: Sotsial'naia psikhologiia : ucheb. posobie / ed. By A. L. Zhuravlev. Moscow, PER SE. 351 p. Pp. 5-9. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L. (2005) Psikhologiia sovmestnoi deiatel'nosti. Moscow, Izd-vo «Institut psikhologii RAN». 640 p. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L. (2011) Vzaimodeistvie fundamental'noi psikhologii i psikhologicheskoi praktiki: napravlenie razvitiia (vstupitel'noe slovo). Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia, no. 3, pp. 8-13. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. Adaptatsiia sotsial'naia. Sotsiologiia molodezhi. Elektronnaia entsiklopediia / ed. by V. A. Lukov [online] Available at: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/61-adap-taciya-socialnaya.html (access date: 23.05.2018). (In Russ.).

Luneva, O. V. (2016) Sotsial'nyi intellekt i sotsial'no-psikhologicheskaia adaptatsiia: chto ob-shchego? Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia, no. 2, pp. 21-32. (In Russ.).

Magura, M. I. (2009) Upravlenie personalom v obuchaiushcheisia organizatsii. Upravlenie perso-nalom, no. 18, pp. 18-33. (In Russ.).

Pankova, T. A. (2011) Rol' emotsional'nogo intellekta v effektivnosti sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii molodykh spetsialistov. Psikhologicheskie issledovaniia, no. 4 (18) [online] Available at: http://psystudy.com/index.php/num/2011n4-18/522-pankova18.html (access date: 01.02.2016). (In Russ.).

Posypanov, O. G. (2002) Metodika izmereniia sotsial'noi adaptivnosti lichnosti. In: Sovremennaia psikhologiia: sostoianie i perspektivy issledovanii: materialy iubileinoi nauch. konf. IP RAN, 28-29 ianvaria 2002g. : in 4 vol. Moscow, Izd-vo «Institut psikhologii RAN». Vol. 2. Obshchaia i so-tsial'naia psikhologiia, psikhologiia lichnosti i psikhofiziologiia, ekonomicheskaia, organizatsionnaia i politicheskaia psikhologiia. Pp. 93-113. (In Russ.).

Rean, A. A. (2006) Psikhologiia adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriia. Praktika. St. Petersburg, Praim-Evroznak. 479 p. (In Russ.).

Rodzhers, K. and Daimond, R. (2002) Diagnostika sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii. In: Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V., Manuilov, G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaia diagnostika razvitiia lichnosti i malykh grupp. Moscow, Izd-vo Instituta psikhoterapii. 490 p. Pp. 136-139. (In Russ.).

Room, M. V. (2006) Filosofiia i psikhologiia adaptivnykh protsessov : ucheb. posobie dlia stu-dentov vuzov. Moscow, Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh : Izd-vo NPO «MODEK». 296 p. (In Russ.).

Time-server. Cambridge Dictionary. Essential British English [online] Available at: https://dic-tionary.cambridge.org/dictionary/english/time-server (access date: 30.04.2018).

Trimmer. Cambridge Dictionary. Essential British English [online] Available at: https://diction-ary.cambridge.org/dictionary/english/trimmer (access date: 30.04.2018).

Submission date: 12.06.2018.

Лунева Ольга Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: [email protected] Luneva Olga Viktorovna, Candidate of Psychology, Associate Professor, Professor, Department of Social and Ethnic Psychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yuno-sti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-56-11. E-mail: [email protected]

йО!: 10.17805^ри.2018.3.23

Тезаурусный подход

В. А. Луков Московский гуманитарный университет

В статье представлена одна из методологий, все более широко применяемая в гуманитарных науках и состоящая в выявлении на всех уровнях социальности человека и человеческих обществ тезаурусов. Дана трактовка тезаурусов, применяемая в культурологии, социологии, культурной антропологии.

ключевые слова: тезаурусный подход; тезаурусы; культурология; социология молодежи; концепты; методология; субъектно-ориентированные теории

Тезаурусный подход — это одна из методологий в гуманитарных науках, суть которой состоит в выявлении на всех уровнях социальности человека и человеческих обществ (общностей, солидарностей и т. д.) тезаурусов, т. е. полных систематизированных сводов освоенных социальным субъектом знаний как средства его ориентации в окружающей среде и знаний, которые расширяют его понимание себя и мира. Выявление тезаурусов позволяет установить конструкцию социальной и культурной жизни человека и общества во всей их сложности, а значит, и устанавливаемые и разрушаемые при их помощи связи — позитивные и негативные, но более всего смысл, вытекающий из социальной субъектности, или способности субъекта преобразовывать мир, творить историю (это, конечно, не характеристика субъективной оценки или восприятия мира в особом ракурсе, который есть у каждого человека, в общем, свойства, от которого объективный исследователь общества должен избавляться). Социальным субъектом и выступают человек и его сообщества, способные к целевому изменению себя и того мира, который действительно или виртуально располагается вокруг них, ими принимается как готовый и независимый либо конструируется, проектируется.

Тезаурусный подход относится к субъектно-ориентированным теориям общества и методологиям его изучения. К ним также относятся теория габитуса П. Бурдье (Бурдье, 2001), теория фреймов И. Гофмана (Гофман, 2003), теория структуризации Э. Гидденса (Гидденс, 2003) и др. Субъектно ориентированные теории общества нашли отражение в «человейнике» А. А. Зиновьева (Зиновьев, 2006). Социально-философская основа социального конструирования реальности наилучшим образом представлена П. Бергером и Т. Лукманом (Бергер, Лукман, 1995), а в отечественной социо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.