ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ИВАНОВ А.А.
С возрастом социальный интеллект не претерпевает значительных изменений в отличие от общего интеллекта. Перспективы исследования социального интеллекта в пожилом возрасте связаны с изучением его содержательных аспектов, влиянием возрастного кризиса, связи социального интеллекта с уровнем адаптации, социальным статусом, культурными особенностями и другими психологическими свойствами.
В современной психологии акцент в исследованиях интеллекта все больше смещается на интеллект социальный, выражающийся в способности иметь дело с окружающими, знании о людях, способности легко сходиться с другими, умении входить в их положение, ставить себя на место другого, способности критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей. Социальный интеллект является свойством, определяющим способность обобщать социальную информацию и прогнозировать развитие межличностных отношений.
Социальный интеллект помогает человеку прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость. Человек с высоким уровнем социального интеллекта, включён в широкие социальные связи, активен и гибок. Он, как правило, более удовлетворен жизнью, умеет вписаться в новые общественные структуры и условия, противостоит многочисленным стрессам переходного времени и, соответственно, имеет больше шансов на долгую активную, общественно полезную жизнь [3].
Возрастная динамика социального и практического интеллекта отличается от динамики общего интеллекта. Наиболее часто привлекаемое теоретическое обоснование для объяснения возрастных изменений в интеллектуальной деятельности - это различие текучих и кристаллизованных способностей [6]. Текучие способности - это те, что необходимы в реакции на нечто новое, моментальная оценка ситуации. Кристаллизованные способности базируются на накопленном опыте. С опорой на это различие было показано, что текучие способности отражают старение человека с возрастом, в то время как способность к кристаллизации информации устойчива относительно этих возрастных изменений, исключая период приближающегося конца жизни человека [5,7]. Таким образом, интеллект в повседневной жизни как проявление кристаллизованных способностей не должен подвергаться значительным изменениям в отличие от текучего (общего) интеллекта, сопровождающегося спадом продуктивности интеллектуальных функций.
Более того, считается, что с возрастом происходит увеличение метакогнитивных способностей, направленных на интеграцию когнитивного, межличностного и эмоционального размышления в синтетическое осмысление мира, себя и других [7]. Отмечается, что с возрастом увеличивается способность к децентрации, кодированию большого количества информации, проницательность как способность смотреть вперед, за поверхность непосредственно вос-
With the years the social intelligence does not undergo considerable changes unlike the general intelligence. Prospects of research of social intelligence in advanced age are connected with studying of its substantial aspects, influence of age crisis, communication of social intelligence with adaptation level, the social status, cultural features and other psychological properties.
принимаемого. Стратегии с возрастом становится более сложными в когнитивном аспекте, ориентированными на других, вербализованными и прогностичными. Появляется адаптивная реакция на неудачу, которая выражается в изменении стратегии, а не в поспешном и неоправданном переходе к другой стратегии. Все это сопровождается лучшей саморегуляцией, позволяющей справляться с сильными негативными эмоциями [8].
П. Болтес и его коллеги рассматривают когнитивные способности взрослых людей как модель, включающую в себя два процесса [5]. Первый называется механикой интеллекта и предполагает развитие изменений в процессе обработки базовой информации, которая заложена генетически и не зависит от полученных знаний. С возрастом на биологическом уровне наблюдается сокращение резерва умственных способностей. Второй процесс - прагматика интеллекта, связывающая основные когнитивные навыки и ресурсы механики для повседневной когнитивной деятельности и адаптации. Подобно различиям между текучим и кристаллизованным интеллектом, механика интеллекта с возрастом ухудшается, тогда как прагматика находится примерно на одном и том же уровне в течение всей жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что интеллект в повседневной жизни, как интеллект, базирующийся на опыте, ухудшается только в позднем возрасте (после 70 лет), а до этого не изменяется, и даже увеличивается. Эта позиция не противоречит здравому смыслу. Действительно, объем опыта человека с годами увеличивается, что и должно результировать в более высокие показатели социально-практического интеллекта. При этом исследования П. Болтеса показывают, что только 5 % людей в старшем возрасте обладают мудростью как одним из выражений социального интеллекта [2]. Это говорит о том, что простой прирост жизненного опыта по типу формирования условно-рефлекторных связей не связан с принятием адекватных решений социальных задач.
На наш взгляд мудрость, имея отношения к практическим умениям, в большей мере связана с социальной сферой. М. Чандлер и С. Холлидей (1990), используя метод интервью, сформулировали точку зрения, согласно которой мудрый человек опытен и компетентен, в силу чего способен давать полезные советы. При этом жизненная компетентность определяется наличием у человека способностей и навыков, которые позволяют справляться с задачами, и реализовывать свой творческий потенциал в позднем возрасте. Делается акцент на таких характерных признаках этого феномена, как высокая степень личностной адаптации и персонализации бытия в мире, личностной интегративности.
Важными аспектами мудрости является осознание человеком собственных ошибок, ограниченности собственных знаний, способность к выявлению проблем. Подчеркивается зависимость мудрости от когнитивных особенностей (критичность и аналитичность мышления), личностных характеристик (толерантность к неопределенности и препятствиям, мотивация), контекста ситуации.
Можно предположить, что социально-практический интеллект, обнаруживая зависимость зависит от интегративного комплекса когнитивно-личностных особенностей, с возрастом увеличивается настолько, насколько человек деятелен в осмыслении, упорядочивании и систематизации своего как положительного, а главное отрицательного опыта, умения делать обобщенные выводы о социальной действительности, критично мыслит, наблюдателен, непристрастен, способен посмотреть на ситуацию со стороны, объективно. Но в этих характеристиках можно также увидеть зрелую здоровую человеческую личность, свободную от невротических проявлений и стремящуюся к личностному росту.
Если вспомнить проблемы, с которыми сталкивается человек в этот период (снижение физических и психических ресурсов, соматические заболевания, отказ от социальной активности, деятельной жизненной позиции, тревога смерти), то становится понятным, что у пожилого человека есть существенные ограничения на пути личностного роста.
Если личностный рост и мудрость связаны с положительным решением жизненных задач старшего возраста в целом, то в такой же мере можно связать и социальный интеллект с разрешением психологического кризиса пожилого человека. Разнообразные представления о кризисе в этот период имеют одну общую точку зрения: кризис пожилого возраста связан с оценкой смысла и ценности своей жизни, отказом от жизненных притязаний. Переосмысление своей жизни создает возможности для перехода на новый уровень личностного развития и приобретения особого рода социальной компетентности, выражающейся в опыте более или менее отдаленных последствий своих действий на «линии жизни».
Такого рода социальная компетентность позволяет ответить на вопросы о том, к каким последствиям могут привести те или иные действия, как минимизировать потери, увеличить выигрыш и т.д. В связи с этим применение социального интеллекта важно скорее не для самих пожилых людей, а для более молодого поколения. Можно сказать, что социальный интеллект в пожилом возрасте - это в некотором смысле интеллект «назад», обращенный уже не сколько к себе, сколько к другим. Переживание невостребованности этой базы знаний отчасти выражается в стремлении пожилых людей поучать окружающих.
Обобщение пожилых людей с разным профессиональным и культурным опытом в отношении разных классов социальных ситуаций не являются одинаковыми. Поэтому эти знания, скорее всего, могут оказаться важны для младшего поколения людей, идущих по сходной жизненной траектории. При этом роль социального интеллекта пожилых людей должна быть значительной в период маломеняющихся на протяжении времени социальных условий, и может оказаться незначительной в условиях нестабильного общества с быстрыми изменениями социально-экономического уклада, ценностных ориентиров, новых технологий.
Исследование социально-практического интеллекта является перспективной областью психологии. Недостаточно исследована связь социального интеллекта с различными личностными образованиями, которые претерпевают с возрастом значительные изменения. Указания только на динамику возрастного изменения социального интеллекта ничего не говорят об инвариантности его факторов в разных группах людей, связи с разным социальным статусом, культурными различиями, особенностями социализации.
Ключевое значение представляет исследование соотношения социального интеллекта пожилых с уровнем адаптации и описание содержательной стороны социального интеллекта в группах с высокими и низкими значениями по фактору «адаптивность». Такое описание предполагает анализ содержания и процесса решения социальных задач пожилыми людьми, идентификации и интерпретации проблем, выделения стратегий и целей решения этих проблем людьми с целью их наиболее эффективного решения.
Ключевым представляется вопрос о возможностях развития социально-практического интеллекта. Современные исследования влияния обучения на социальный интеллект в разном возрасте от детского до взрослого позволяют надеяться на положительное решение этого вопроса. Не направленные непосредственно на развитие интеллекта психокоррекционные воз-
действия с целью положительного решения кризисов в развитии личности также могут косвенно привести к повышению уровня социального интеллекта.
Таким образом, область исследования социально-практических форм интеллекта достаточно широка. Мы может видеть, что интеллектуальная активность играет далеко не последнюю роль структуре психики приспособительных механизмов человека. Описание «маневров» интеллекта в связи с целями адаптации поможет наряду с такими особенностями как темперамент, характер, направленность личности определить роль факторов социального и общего интеллекта в поведении человека, решении им разных жизненных задач. В контексте проблемы интеллекта идея о том, что успешность адаптации в новых условиях прямо связана с успешностью овладения стереотипами новой группы [1] получает продолжение: достижение людьми новой социальной идентичности предполагает выделение с помощью познавательной деятельности существенных признаков новой для социальной ситуации развития.
Библиографический список
1. Агеев B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.
2. Ермолаева М.В. Значение жизненного опыта в старости // Психология зрелости и старения. 2007. №2.
3. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура» функции, взаимоотношение. // Сб. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1,ч. 1,1995.
4. Стернберг Р. и др. Практический интеллект. - СПб.: Питер, 2002.
5. Baltes P. Theoretical propositions of life-span developmental psychology: On the dynamics between growth and decline. Developmental Psychology, 23. 1987.
6. Cattell R.B. Abilities: tlieir structure, growth and action. Boston: Houghton Millin company, 1971.
7. Labouvie-Vief G. Dynamic development and mature autonomy. HumanDevelopment, 25. 1982.
8. Selman R. The growth of interpersonal understanding: Developmental and clinical analyses. -N.Y., 1980.