Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФИЛАКТИКА СКУЛШУТИНГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАСИЛИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильев В. В.

В данной научной статье проанализирована проблема социальных технологий профилактики скулшутинга в образовательных организациях. Были рассмотрены основные функции социальных технологий в профилактике скулшутинга, а также описаны возможности использования социальных технологий в профилактике скулшутинга. Таким образом, крайне важно использовать цифровые социальные технологии в борьбе с социальной проблемой скулшутинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TECHNOLOGIES FOR THE PREVENTION OF SCHOOLSHOOTING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN MODERN REALITIES

This scientific article analyzes the problem of social technologies for the prevention of schoolshooting in educational organizations. The main functions of social technologies in the prevention of schoolshooting were considered, and the possibilities of using social technologies in the prevention of schoolshooting were described. Thus, it is extremely important to use digital social technologies in the fight against the social problem of schoolshooting.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

В.В. Васильев, аспирант

Уфимский университет науки и технологий

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-1-44-47

Аннотация. В данной научной статье проанализирована проблема социальных технологий профилактики скулшутинга в образовательных организациях. Были рассмотрены основные функции социальных технологий в профилактике скулшутинга, а также описаны возможности использования социальных технологий в профилактике скулшутинга. Таким образом, крайне важно использовать цифровые социальные технологии в борьбе с социальной проблемой скулшутинга.

Ключевые слова: скулшутинг, социальные технологии, профилактика скулшутинга, образовательная организация, насилие.

В современных реалиях в образовательных организациях, проблема скулшутинга стала уже серьезной социальной проблемой, требующей эффективных мер профилактики. Скулшутинг - феномен насильственных инцидентов с расстрелами школьников или стрельбой в школах (англ. - school shooting) [1]. В этом отношении стоит выделить социальные технологии, которые предлагают новый подход к решению этой проблемы, основанный на использовании современных технологий и методов, адаптированных к особенностям образовательного процесса.

Наибольший общественный резонанс вызывают акты, связанные с проявлением крайних форм насилия в образовательной среде, в связи с этим стоит обратиться к анализу социальных технологий в решении проблемы скулшутинга [4]. Основным направлением социальных технологий профилактики скулшутинга является использование информационных технологий. Цифровые технологии и социальные медиа могут быть использованы для создания информационных ресурсов, предназначенных для обучения учащихся и педагогических работников навыкам коммуникации, конфликтологии и другим компетенциям, которые способствуют разрешению конфликтов и предотвращению насилия в социуме. Отметим, что онлайн-курсы, вебинары, тренинги, электронные учебники могут быть использованы для

обучения учащихся и педагогических работников навыкам межличностного взаимодействия, решению конфликтов.

Также, важным направлением социальных технологий, является использование систем мониторинга и раннего предупреждения на основе анализа данных. Выделим, что современные системы мониторинга и анализа данных могут быть использованы для выявления ранних проявлений проблемы скулшутинга, таких как изменения поведения и эмоционального состояния учащихся, отклонения в их академической деятельности, наличие конфликтов с другими учащимися или педагогическими работниками. Анализ таких данных может помочь выявить проблемные ситуации и принять меры предупреждения скулшутинга на ранних стадиях. Например, системы мониторинга могут предоставлять регулярные отчеты администрации образовательного учреждения о состоянии социальной среды и возможных рисках скулшутинга, что позволяет своевременно принимать меры по предотвращению насилия.

Немаловажным является и развитие коммуникационных платформ и систем обратной связи. Создание безопасных и доверительных механизмов обратной связи между учащимися, педагогическими работниками и администрацией учреждения может способствовать выявлению проблемных ситуаций и разрешению кон-

фликтов до того, как они выливаются в насилие. Можно использовать электронные формы обратной связи, анонимные опросы, онлайн-петиции и другие инструменты, которые позволяют учащимся и педагогическим работникам выразить свои опасения, мнения и предложения. Это также может помочь в создании культуры доверия и участия, что способствует профилактике скулшутинга.

Еще одним направлением социальных технологий профилактики скулшутинга является использование онлайн-инструментов для развития навыков социальной компетентности у учащихся. Можно создавать виртуальные тренинги, ролевые игры и другие онлайн-инструменты, которые позволяют учащимся развивать навыки коммуникации, сотрудничества, эмпатии, управления конфликтами необходимые для предотвращения насилия и снижения вероятности возникновения ситуаций скулшутинга в образовательных организациях.

Также, важным аспектом социальных технологий профилактики скулшутинга, является использование психологических и педагогических программ, основанных на принципах позитивной психологии и требованиях современного образования. Эти программы могут включать такие аспекты как: формирование положительного облика «самого себя», развитие навыков решения проблем и конфликтов, обучение адекватным стратегиям борьбы со стрессом. Вышеописанные программы могут проводиться в форме уроков, тренингов, семинаров или онлайн-программ, направленных на развитие личностных качеств учащихся, которые способствуют профилактике насилия в школьной среде.

В связи с этим крайне важно обратиться к рассмотрению функций социальных технологий. Стоит перечислить основные функции социальных технологий:

1) Превентивная - это функция является основной и проявляется в предупреждение скулшутинга до его возникновения. Отметим, что активное предупреждение скулшутинга до его возникновения может быть достигнуто путем раннего выявления

факторов риска среди людей с агрессивным или подозрительным поведением.

2) Информационно-просветительская -это функция, которая призвана предоставлять людям информацию о скулшутинге и способах профилактики этой социальной проблемы. Здесь можно использовать информационные брошюры, которые позволят людям не только осознать важность этой проблемы, но и понять, как бороться со скулшутингом в обществе.

3) Коммуникационная - эта функция направлена на поддержание адекватных коммуникационных отношений между людьми. Здесь нужно выделить, что навыки активного слушания могут сильно повлиять на исход возникновения скулшу-тинга в образовательной среде.

4) Психологическая - эта функция направлена на предоставление психологической поддержки людям, которые столкнулись со скулшутингом. Отметим, что психологическая поддержка является важным аспектом профилактики скулшутинга, так как именно благодаря этой функции многие люди могут понять, как эффективно справиться со стрессом после скулшу-тинга или проявления насилия.

Выше мы перечислили основные функции социальных технологий, но помимо этого, необходимым элементом снижения уровня скулшутинга в обществе является обучение педагогических работников и других специалистов, которые работают в образовательных организациях, навыкам предотвращения и реагирования на ситуации насилия. Здесь мы отметим, что должны проводится мероприятия, направленные на обучение педагогов и администрации образовательных учреждений методам раннего выявления признаков скулшутин-га, а также навыкам эффективной коммуникации, управления конфликтами, психологической поддержке учащихся. Также может проводиться обучение педагогов использованию технологий и инструментов, таких как: системы раннего предупреждения, мониторинг социальных медиа, обучение взаимодействию с правоохранительными органами и другими службами безопасности. Это совместное взаимодействие и координация усилий

позволят создать эффективную систему профилактики скулшутинга.

Помимо взаимодействия нужно вести активную разработку информационных материалов, видеороликов, плакатов и других рекламных материалов, которые могут помочь повысить осведомленность учащихся, родителей, педагогов и других заинтересованных сторон о рисках скулшутинга, а также о способах профилактики этой социальной проблемы. Однако, необходимо отметить, что социальные технологии профилактики скулшу-тинга имеют и свои ограничения. В связи с этим, целесообразно рассмотреть эти ограничения:

1) Низкий уровень эффективности социальных технологий. Отметим, что социальные технологии могут не всегда быть достаточно эффективными в предотвращении скулшутинга в обществе. Даже если, мы возьмем программы психологической поддержки, тренинги по конфликтологии, то стоит отметить, что они могут не всегда давать положительные результаты и оказывать ощутимое воздействие на людей, склонных к скулшутингу.

2) Низкий уровень заинтересованности в решении проблемы скулшутинга. Мы должны констатировать, что некоторые образовательные организации могут не участвовать в решении этой социальной проблемы, как и из-за каких-либо внутренних ограничений материально-технических ресурсов, так и из-за специфики географического местоположения

3) Нехватка должного уровня знаний и компетенций в решении проблемы скулшутинга может привести к тому, что многие педагоги могут не иметь значительных навыков в области понимания социальных технологий и их применения в аспекте профилактики скулшутинга, что конечно же может привести к барьерам в профилактике социальной проблемы.

Таким образом, скулшутинг на данный момент является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем [3]. Социальные технологии профилактики скулшутинга в образовательных организациях являются важным инструментом в борьбе с этим серьезным социальным явлением. Однако, эффективность социальных технологий профилактики скулшу-тинга зависит от их комплексного использования, согласованности между всеми заинтересованными сторонами, а также регулярного мониторинга и оценки их эффективности. Профилактика скулшутинга является сложной и многогранной задачей, и эффективный подход к ней требует комплексного подхода, включающего не только социальные технологии, но и меры обеспечения безопасности, социальную поддержку и психологическую помощь для всех участников образовательного процесса. Цель социологов - разработать комплексный подход к скулшутингу, охватывающий диапазон от незначительных проступков до ситуаций, угрожающих жизни, и фокусирующийся на поддержании безопасности и порядка [2].

этой образовательной организации.

Библиографический список

1. Анненкова А.В. Профилактика скулшутинга как современная проблема / А. В. Анненкова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы VII Международной научной конференции: в рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства», Самара, 24 декабря 2021 года. - Самара: ООО «Научно-технический центр», 2022. - С. 448. - ББК БНАТРБ.

2. Васильев В.В. Факторы деструктивных поведенческих проявлений в форме скулшутинга / В. В. Васильев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2022. - № 11-3(74). - С. 93. - Б01 10.24412/2500-1000-2022-11-3-91-94. - ББК 02РНЖ.

3. Голихин, И. С. Скулшутинг в образовательных учреждениях: мотивы, причины, профилактика в условиях современных реалий / И. С. Голихин // Е-Бсю. - 2021. -№ 11(62). - С. 710-718. - ББК ОАХТКЕ.

4. Лукашкова И.Л. Феномен скулшутинга: причины и профилактика / И. Л. Лукашкова, А. А. Ященко // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. -2021. - Т. 6, № 2(12). - С. 338. - ЕБК ОМЕЕББ.

SOCIAL TECHNOLOGIES FOR THE PREVENTION OF SCHOOLSHOOTING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN MODERN REALITIES

V.V. Vasiliev, Postgraduate Student Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. This scientific article analyzes the problem of social technologies for the prevention of schoolshooting in educational organizations. The main functions of social technologies in the prevention of schoolshooting were considered, and the possibilities of using social technologies in the prevention of schoolshooting were described. Thus, it is extremely important to use digital social technologies in the fight against the social problem of schoolshooting.

Keywords: schoolshooting, social technologies, prevention of schoolshooting, educational organization, violence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.