Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СКУЛШУТИНГА'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СКУЛШУТИНГА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
470
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / КОЛУМБАЙН / СКУЛШУТЕРЫ / ПРОФИЛАКТИКА / "СИЛОВЫЕ" МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петренко Егор Андреевич, Митрухина Светлана Владимировна

Статья посвящена анализу социально-педагогического аспекта профилактики скулшутинга, в связи с чем рассматриваются сущность данного понятия, его признаки и причины появления, меры по профилактике скулшутинга. В работе анализируется конкретный случай с применением «силовых» методов, показаны ограничения данных методов, в заключении обосновывается необходимость применения социально-педагогических способов профилактики скулшутинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петренко Егор Андреевич, Митрухина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF SCHOOL-SHOOTING PREVENTION

The article is devoted to the analysis of the social and pedagogical aspect of the prevention of school-shooting, in connection with which the essence of this concept, its signs and causes of occurrence, measures to prevent school-shooting are considered. The paper analyzes a specific case with the use of «force» methods, shows the limitations of these methods, and in conclusion justifies the need for the use of social and pedagogical methods for the prevention of school-shooting.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СКУЛШУТИНГА»

4. Канин Е. С. Учебные математические задачи // Молодой учёный. 2017. № 12. С. 65-69.

5. Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Ткачёва М. В. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровни): учебник, М: Просвещение, 2019. 472 с.

6. Дорофеев Г. В., Тараканова О. В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интересов учащихся к математике // Математика в школе. 1988. № 5. С. 25-28.

© Абрамова Н. А., Бобылева О. В., 2021

УДК 37.013.42:[343.85+343.34]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СКУЛШУТИНГА

Петренко Егор Андреевич,

студент

Митрухина Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры психологии, социальной работы Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена анализу социально-педагогического аспекта профилактики скулшутинга, в связи с чем рассматриваются сущность данного понятия, его признаки и причины появления, меры по профилактике скулшутинга. В работе анализируется конкретный случай с применением «силовых» методов, показаны ограничения данных методов, в заключении обосновывается необходимость применения социально-педагогических способов профилактики скулшутинга.

Ключевые слова: скулшутинг, колумбайн, скулшутеры, профилактика, «силовые» методы.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF SCHOOL-SHOOTING PREVENTION

Petrenko Egor Andreevich,

student

Mitrukhina Svetlana Vladimirovna,

Senior Lecturer of the Psychology and Social Work Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article is devoted to the analysis of the social and pedagogical aspect of the prevention of school-shooting, in connection with which the essence of this concept, its signs and causes of occurrence, measures to prevent school-shooting are considered. The paper analyzes a specific case with the use of «force» methods, shows the limitations of these methods, and in conclusion justifies the need for the use of social and pedagogical methods for the prevention of school-shooting.

Key words: school-shooting, columbine, school-shooters, prevention, «force» methods.

В течение последних лет в разных городах нашей страны происходят случаи скулшутинга - вооружённого нападения молодых людей на образовательные учреждения с целью совершения массового убийства. Подобные нападения с девяностых годов двадцатого века часто происходят в США и европейских странах.

В России история скулшутингов начинается 2 февраля 2014 года, она связана с нападения Сергея Гордеева на школу № 263 г. Москвы. С

тех пор подобные случаи происходили в школах России в разные годы (например, Иркутск - 2017 г., Пермь - 2018 г., Улан-Уде - 2018 г., Керчь - 2018 г., Пермь - 2021 г.). Понятие «скулшутинг» получило широкое распространение за рубежом, и оно стало часто употребляться и в нашей стране.

Слово «скулшутинг» (schoolshooting) образованно от английских слов «школа» (school) и «стрельба» (shooting). Наибольшее распространение данное понятие получило в США, а

самым известным в мире стало вооружённое нападение на старшую школу «Колумбайн» в г. Денвере в 1999 году. Известность этого печального и в то же время страшного события в «Колумбайн» сделало название школы нарицательным. Считаем необходимым обратиться к рассмотрению сущности термина «скулшу-тинг».

В зарубежной литературе данное понятие является довольно устоявшимся; так, К. Дж. Фергюсон, М. Коулсон и Дж. Барнетт под скулшутингом понимают массовые убийства, совершённые молодыми людьми в учебных заведениях [1].

Отечественные исследователи А. А. Га-дельшин и Е. А. Потапов определяют скулшу-тинг как вооружённое нападение (чаще всего учащимися) на образовательное учреждение [2, с. 185]. А. Ю. Карпова и Н. Г. Максимова скулшутинг рассматривают как феномен насильственных инцидентов, связанных с расстрелами школьников или стрельбой в школах [3, с. 93]. По мнению А. В. Пучина и М. Ю. Пучиной, скулшутинг - это инциденты вооружённых нападений внутри образовательных организаций на обучающихся и (или) педагогов, а также иной персонал [4, с. 38]. В работе «Массовые расстрелы в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика» Д. Г. Давыдов и К. Д. Хломов рассматриваемый феномен определяют как массовые убийства с применением огнестрельного оружия, в которых нападение совершают бывшие или нынешние ученики, жертвами которых становятся учащиеся и/или персонал образовательных учреждений [5, с .63].

Таким образом, чаще всего под скулшутин-гом понимают заранее спланированное вооружённое нападение бывшего или нынешнего ученика на обучающихся и персонал образовательного учреждения. В качестве особых признаков скулшутинга выделяют следующие [5, с. 64-65]: •

- преступник имеет отношение к образовательному учреждению (учится или учился в ней);- убийства или ранения умышленные, но

без корыстных мотивов; •

- нападение планируется заранее;нет цели только продемонстрировать наличие оружия -скулшутер всегда готов стрелять;

- жертвами становятся случайные люди, а не конкретные обидчики;

- реализуется намерение через акт насилия передать сообщение окружающим, то есть насилие носит символический характер.

В рассмотрении причин скулшутинга у исследователей не существует однозначной позиции. В научно-популярной статье для портала «Постнаука» К. Хломов ёмко формулирует эту мысль: «Поведение человека, который нападает на школу, то есть совершает террористический акт, - это, безусловно, сложное поведение со сложными компонентами, и поэтому оно не может быть объяснено чем-то одним» [6]. Психологи Д. Левин и Э. Мэдфис выделяют три основные причины скулшутинга [7]:

- хронический стресс;

- контролируемая деформация - деформация личности, вызванная стрессом на протяжении долгого периода времени;

- острая деформация - деформация личности, вызванная стрессом в короткие сроки.

В. Карпов в качестве причины скулшитинга выделяет такую, как развитие деструктивной субкультуризации в обществе [8, с. 444]. Говоря о субкультуризации, исследователь подразумевает появление в социальных сетях тематических групп, посвящённых рассматриваемых нами субкультуре и кругу почитателей Эрика Харриса и Дилана Клиболда - школьников, совершивших преступления в школе «Колумбайн». Стоит отметить, что причастность к субкультуре «колумбайна» не всегда подвигает человека к реализации скулшутинга. Так, материалами, связанными с феноменом

скулшутинга, интересуются подростки в тематических сообществах, рассматривающих «ко-лумбайн» как способ борьбы с буллингом (травлей). Своеобразной эстетизации «колум-байна» способствует появление в сети песен, изображений и текстовых произведений, по-свящённых данной теме.

Тезис о стрессе в качестве причины скулшутинга подтверждают результаты исследования К. Дж. Фергюсона, по данным которого 98 % шутеров (так в СМИ называют тех, кто совершает скулшутинги) накануне совершения преступления переживали жизненные потрясения [1]. Аналогичные выводы делает исследователь Г. Дуве, он называет это явление «эффектом разморозки» [9].

В общественном сознании сложился стереотип, что скулшутеры в большинстве случаев - это люди, имеющие проблемы в общении. Однако, согласно данным, отражённым в документе «Заключительный отчёт и выводы инициативы «безопасная школа»: последствия предотвращения школьных атак в Соединённых Штатах» (The final report and findings of the safe school initiative: implications for the prevention of the school attaks in the United states), признаки социальной изолированности демонстрировало около трети скулшутеров. Следовательно, проблемы в коммуникации с социумом у скулшутеров имеют место, однако данный фактор не может служить единственным показателем принадлежности человека к указанной категории людей [10].

Нужно отметить, что в большинстве случаев скулшутинги совершаются лицами мужского пола, существует лишь небольшое количество случаев, в которых нападение на школу совершали девушки. Первый подобный случай произошёл в мае 2021 года, причём скулшу-тинг как явление существует более пятидесяти лет, что говорит о крайне малой вероятности совершения нападения на образовательное учреждение девушкой.

Публикации о скулшутингах в отечественных СМИ последних лет показывают, что скулшутеры нередко демонстрируют в социальных сетях намерение совершить преступление. Люди, совершавшие скулшутинги в России, часто напрямую заявляли о своём замысле на личных страницах в социальных сетях. Иначе говоря, одним из возможных показателей желания человека совершить массовую стрельбу в школе может быть специфическая активность в социальных сетях.

Информация, приведённая нами выше, имеет важное значение в вопросе профилактики данного явления. Чаще всего под профилактикой в специальной литературе понимают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные:

- на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

- содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала [11].

Социальная профилактика - это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности [12].

Существует следующая классификация видов профилактики по масштабу мероприятий: социальное предупреждение - это комплекс социально-политических, экономических, правовых, идеологических, организационных мероприятий, направленных на развитие экономического потенциала, повышение материального уровня жизни населения, культуры жизни граждан; специальная профилактика - это предупреждение конкретных актов социально-

отклоняющегося поведения (преступлений, алкоголизма, наркомании и т. п.) [13].

Под профилактикой скулшутинга мы понимаем систему социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение случаев заранее спланированных, вооружённых нападений бывшего или нынешнего ученика на образовательное учреждение.

Далее рассмотрим существующие методы противодействия подготовке скулшутинга. С этой целью необходимо изучить конкретные случаи их применения. Для анализа нами был выбран освещённый средствами массовой информации прецедент, произошедший со школьницей Ириной А. и дающий нам информацию о методах противодействия данному явлению. Следует сказать, что рассматриваемое происшествие является единственным в России случаем применения методов профилактики подготовки «колумбай-на». Несмотря на то, что нами предварительно были получены письменные согласия от Ирины и от её сестры на участие в исследовании и использовании их персональной информации, мы всё-таки решили, исходя из этических соображений, не называть настоящих имён и фамилий наших респондентов.

Данный инцидент произошёл в г. Красноярске. В пять утра 24 августа 2020 года 14-летняя Ирина А. была задержана у себя дома в г. Красноярске сотрудниками ФСБ. У её семьи был конфискованы личные электронные устройства (ноутбуки, телефоны), пневматический пистолет, традиционный лук для стрельбы и дневники школьницы, а она сама была помещена в Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1. Задержание девушки произошло в связи с появлением на её странице в социальной сети «Вконтакте» ролика с демонстрацией субкультуры символики «колумбайна».

1 сентября 2020 года Октябрьский районный суд г. Красноярска провёл выездное заседание, по решению которого девушка была оставлена в диспансере, так как она «является приверженцем субкультурной идеологии "Ко-лумбайн"». После шестнадцатидневного пребывания в медучреждении Ирина А. была выписана.

Алиса Б., сестра Ирины, способствовала тому, чтобы данный случай получил широкую огласку: она давала интервью средствам массовой информации и освещала сложившуюся ситуацию на личных страницах в социальных сетях. Во время пребывания Ирины А. в психоневрологическом диспансере и после того, как её выпустили из учреждения, произошедшее с ней активно обсуждалась в СМИ, а сотрудники ФСБ в некоторых из них обвинялись в излишней жестокости и в неправомерных манипуляциях.

Рассматриваемый нами случай является уникальным, ведь, как правило, подобные происшествия не привлекают к себе большого общественного внимания, информация о предотвращении «колумбайна» редко обсуждается крупными медиаресурсами и не получают широкую огласку. Задержание потенциальных скулшутеров, которые происходили до и после дела Ирины А., не вызывали общественного резонанса, а приведённый нами случай вызвал в обществе дискуссию о справедливости действий сотрудников правоохранительных органов.

Для наиболее полного понимания анализируемого нами случая мы обратились с вопросами к самой школьнице, как она воспринимала своё задержание, пребывание в диспансере и какое влияние произошедшее оказало на её психологическое состояние. Рассказывая о том, что предшествовало описываемым событиям, Ирина сообщила, что самым сильным чувством в течение года до задержания для неё было одиночество. Также она сказала, что

подвергалась травле со стороны одноклассников, в связи с чем с января 2020 года вынуждена была перейти на домашнее обучение. Она не конфликтовала с родителями, в родном городе друзей не имела, но общалась с подругой по переписке.

Ирина А. признаётся в том, что действительно интересовалась темой скулшутингов и была фанатом эстетики «колумбайна». Она обсуждала эту тему с подругой по переписке и сохраняла в своём телефоне изображения, посвящённые данной субкультуре. Школьница действительно создала ролик, в котором была в одежде, символизирующей убийц из школы «Колумбайн», в кадре также фигурировал пневматический пистолет; в ролике звучала песня «Pumped Up Kicks» американской рок-группы «Foster the People», по-свящённая теме скулшутинга. Однако девушка подчёркивает, что видео было направлено против субкультуры шутеров, и идеей ролика было предостеречь подростков, которые занимаются травлей, и объяснить подвергающимся травле, что насилие - неправильный выход из подобных ситуаций. По словам девушки, в конце оригинального видео появлялись надписи: «Пожалуйста, перестаньте травить сверстников. Буллинг и скулшутинг - ужасные вещи!», а также «Это видео показывает то, как делать точно не нужно».

На вопрос о том, что она чувствовала во время задержания, Ирина А. ответила, что была очень напугана, и самым большим страхом в тот момент было то, что родители всё поймут не так и разочаруются в ней. Вспоминая своё пребывание в психоневрологическом диспансере, Ирина также говорила о страхе, но уже как о боязни, что её оставят в диспансере на большой срок. Школьница добавила, что после инцидента у неё появились новые страхи: во-первых, боязнь, что правоохранительные органы получат доступ к её переписке, во-вторых, страх вести личный дневник. Кроме того, у неё сформировалось негативное отношение к про-

фессиям, связанным с охраной правопорядка. До описываемых событий девушка мечтала стать следователем, но после своего задержания она изменила своё желание.

К сожалению, в этой статье мы можем представить только односторонний взгляд на данную ситуацию - взгляд самой Ирины А., поскольку понимаем, что информацию от сотрудников МВД или психоневрологического интерната не получим. Но полагаем, что для нашего исследования достаточно взгляда самой школьницы, поскольку нам важно понимать, что чувствует, переживает несовершеннолетний, оказавшийся в такой ситуации. Также для нашего анализа незначимо, хотела ли Ирина А. совершить нападение на школу или нет. В первую очередь нас, как исследователей рассматриваемой проблемы, интересуют применяемые в отношении подростков, вовлечённых в субкультуру «колумбайна», методы работы с ними и их последствия. Из полученных материалов можно сделать вывод, что существующий в настоящее время комплекс методов вторичной профилактики скулшутинга основан на работе силовых структур и применении соответствующих «силовых» методов, которые имеют свои негативные последствия:

- возможные психологические последствия и проблемы развития ребёнка;

- рост недоверия к правоохранительным органам как со стороны ребёнка, так и его родителей и их окружения;

- рост общественного недоверия к государству в целом и правоохранительным органам в частности.

Исходя из представленной информации, можно сделать вывод о том, что применение только сугубо «силовых» методов в ранней профилактике скулшутинга неэффективно и ведёт к отрицательным для общества последствиям. Следовательно, необходимо сформировать комплекс социально-педагогических

методов для проведения мероприятий по предупреждению скулшутинга.

Проведённый нами анализ позволил сформулировать общие рекомендации для проведения профилактической работы. Во избежание паники, непонимания и поспешных действий со стороны родителей и самого ребёнка перед его задержанием необходимо в качестве профилактики нанести визит в дом, в котором живёт подозреваемый в подготовке шутинга. Подобный визит должен включать беседу с родителями ребёнка и самим подозреваемым с целью информирования и психолого-педагогического консультирования как родителей, так и самого ребёнка. Цель такой беседы - в корректной форме донести информацию о предстоящих действиях правоохранителей и побудить семью к сотрудничеству с ними. Подобная беседа должна включать социально-психологический анализ личности подростка и его родителей. Проведение этого анализа необходимо, во-первых, для понимания психологического состояния ребёнка, во-вторых, для создания последующей стратегии взаимодействия с подозреваемым. В зависимости от состояния подозреваемого выбираются дальнейшие методы работы с ним, к которым, в частности, относятся: задержание, арест, обыск, допрос, помещение в медицинское учреждение и др.

Домашнее визитирование - это одна из технологий социальной работы с семьёй и детьми, которая направлена на оказание квалифицированных социально-педагогических, психологических, реабилитационно-медицинс-ких услуг в домашних условиях [14]. Технология домашнего визитирования подразумевает посещение специалистом или несколькими специалистами семьи, обеспечение адресной помощи родителей и детей в привычных для них условиях, направленной на восстановление функционирования семьи и на её успешную социальную интеграцию.

Не менее важной видится и задача выявления в социуме потенциального скулшутера. Несмотря на то, что, как и было сказано нами ранее, чёткий портрет возможного преступника составить сложно, однако возможно пристальное наблюдение за группой риска. К группе риска условно можно отнести молодого человека, переживающего на протяжении долгого времени стресс и/или испытывающего психологические проблемы в общении. Наблюдение за подобной личностью может происходить в пространстве интернета - социальных сетях и в личном общении учителей, психологов, социальных педагогов в образовательных учреждениях во время профилактических бесед и профилактических визитов.

Особого внимания и наблюдения требуют несовершеннолетние, которые уже подозревались в подготовке скулшутинга, так как пережитый ими стресс в сочетании с возможными психологическими проблемами, радикализацией политических взглядов или идеализацией образа стрелка, могут привести подростка к совершению противоправных действий.

Для того чтобы эффективно и корректно провести указанные нами ранее мероприятия (психологический анализ личности подростка, профилактические беседы с ним, домашнее визитирование и др.), требуется привлечь к работе по предотвращению скулшутингов социальных педагогов, способных комплексно реализовать психологический и педагогический подходы, совместить охранительную, психологическую и педагогическую работы. Для эффективной работы с подростком специалист должен знать специфику поведения конкретного подростка в социуме, особенности общения со сверстниками, степень его социа-лизированности, следовательно, социальный работник должен иметь возможность наблюдать подростка в школьном коллективе и, что немаловажно, обязательно при взаимодействии с его учителями/преподавателями.

Отметим, что при наличии необходимых компетенций для работы с подростками, оказавшимися в тяжёлой жизненной ситуации, социальные педагоги для реализации представленных выше мер профилактики должны получить специфические знания: в частности, об общении с потенциальными скулшутерами и людьми из группы риска, о выявлении подростков, находящихся в группе риска, и, самое главное, о социально-педагогических способах профилактики скулшутинга.

ческой работы в сфере противодействия скулшутингу включают в себя преимущественно силовые методы, к которым относятся: задержание, конфискация личных вещей подозреваемого, помещение его в медицинское учреждение и др. Поскольку существующие методы имеют ряд ограничений, связанных с их силовой природой, мы рекомендуем привлекать к этой работе школьных социальных педагогов как специалистов, имеющих данные о личности подростка и обладающих профессиональными компетенциями как в психолого-педагогической, так и в социальной сферах.

Таким образом, изучение литературы по теме исследования приводит нас к мысли, что современные способы вторичной профилакти-

Библиографический список

1. Coulson, Mark & Barnett, Janey. (2011). Psychological Profiles of School Shooters: Positive Directions and One Big Wrong Turn. Journal of Police Crisis Negotiations. 11. 141-158. 10.1080/15332586.2011.581523. URL: :https://www.researchgate.net/publication/233469159_ Psycho-logical_Profiles_of_School_Shooters_Positive_Directions_and_One_Big_Wrong_Turn (дата обращения: 24.11.2021).

2. Гадельшин А. А., Потапов Е. А. Оружейная культура в РФ. Причины скулшутинга и пути его предотвращения // Вопросы российской юстиции. 2021. № 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oruzheynaya-kultura-v-rf-prichiny-skulshutinga-i-puti-ego-predotvrascheniya (дата обращения: 24.11.2021).

3. Карпова А. Ю., Максимова Н. Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. N° 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7skulshuting-v-rossii-chto-imeet-znachenie (дата обращения: 24.11.2021).

4. Пучнин А. В., Пучнина М. Ю. Идеология «колумбайн» как экстремистская и террористическая угроза национальной безопасности Российской Федерации // Общество и право. 2021. № 2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-kolumbayn-kak-ekstremistskaya-i-terroristicheskaya-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.11.2021).

5. Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-ubiystva-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-mehanizmy-prichiny-profilaktika (дата обращения: 24.11.2021).

6. Хломов К. Психология школьного стрелка. URL: https://googleweblight.com/sp?hl&geid=NSTNR&u=https://postnauka.ru/faq/ 156576 (дата обращения: 24.11.2021).

7. Levin Jack & Madfis Eric. (2009). Mass Murder at School and Cumulative StrainA Sequential Model. American Behavioral Scientist. AMER BEHAV SCI. 52. 1227-1245. 10.1177/0002764209332543. URL: https://www.researchgate.net/publication/240282562_Mass_Murder_at_ School_and_Cumulative_StrainA_Sequential_Model (дата обращения: 24.11.2021).

8. Карпов В. О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kult-kolumbayna-osnovnye-determinanty-massovyh-ubiystv-v-shkolah (дата обращения: 24.11.2021).

9. Duwe Grant. (2004). The patterns and prevalence of mass murder in twentieth-century America *. Justice Quarterly. 21. 10.1080/07418820400095971. URL: https://www.researchgate.net/publication/263387061_The_patterns_and_prevalence_of_mass_murder_in_ twentieth-century_America (дата обращения: 24.11.2021).

10. Randazzo M. R., Fein R. A., & Vossekuil B. (2002). Final Report and Findings of the Safe School Initiative: Implications for the Prevention of School Attacks in the United States.URL:https://www.semanticscholar.org/paper/Final-Report-and-Findings-of-the-Safe-School-for-of-Randazzo-Fein/dd6bf3024db7732432f2b30415ff486c0778de8b (дата обращения: 24.11.2021).

11. Болдина М. А., Никонов Ю. С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Гаудеамус. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-kak-veduschaya-tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s-podrostkami-sklonnymi-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 24.11.2021).

12. Аджиева З. А. Социальная профилактика правонарушений: сущность и содержание // МНКО. 2016. № 2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-profilaktika-pravonarusheniy-suschnost-i-soderzhanie (дата обращения: 24.11.2021).

13. Профилактика в социальной работе с различными группами населения: учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа». Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2004. URL: https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/287.pdf. (дата обращения: 24.11.2021).

14. Мусаева Н. К. Домашнее визитирование в практике социальной работы с семьёй в трудной жизненной ситуации // Вестник ОГУ. 2018. № 5 (217). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/domashnee-vizitirovanie-v-praktike-sotsialnoy-raboty-s-semiey-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii (дата обращения: 24.11.2021).

© Петренко Е. А., Митрухина С. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.