ФАКТОРЫ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ФОРМЕ
СКУЛШУТИНГА
В.В. Васильев, аспирант
Уфимский университет науки и технологий
(Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-3-91-94
Аннотация. В данной статье раскрываются формы деструктивных поведенческих проявлений в форме скулшутинга. Можно отметить, что скулшутинг нельзя рассматривать только в психологическом или социологическом аспектах. В данной проблеме существует множество факторов деструктивного поведения. Таким образом, для предотвращения скулшутинга стоит разработать ряд мероприятий по профилактике деструктивного поведения в молодежной среде.
Ключевые слова: скулшутинг, деструктивное поведение, формы скулшутинга, профилактика скулшутинга, молодежь.
Учащиеся, учителя, родители и администрация школ в последние годы все больше обеспокоены растущей волной насилия в школах. Волна школьного насилия привела к многочисленным дискуссиям о причинах таких эпизодов, которые по-разному объясняются моральным упадком в обществе, влиянием аспектов популярной культуры, которые приукрашивают смерть (таких как агрессивные тексты песен), насильственными видеоигры. Акты скулшутинга создают реальную угрозу здоровью и жизни людей, приносят страдания и дискомфорт как самой личности, так и социальным группам, разрушают морально-нравственные и культурные ценности общества [2]. Анализируя нападение на среднюю школу Колумбайн в Литтлтоне, штат Колорадо, в 1999 году, несколько исследователей предположили, что, по крайней мере, некоторые из школьных перестрелок, включая стрельбу в Колумбайне, могли быть спровоцированы неприятием одноклассников или других лиц. Виновники школьных расстрелов постоянно чувствовали себя аутсайдерами, над которыми насмехаются сверстники и показания, представленные судебному комитету после стрельбы в Колумбайне, показали, что типичный школьный стрелок чувствует себя одиноким и изолированным. Они очень чувствительны к поддразниванию и издевательствам. Среди причин школьного насилия, наиболее часто упо-
минаемым фактором была неспособность вписаться в общество. Психологическая теория и исследования подтверждают предположение о том, что социальное неприятие может быть связано с агрессией. Существует взаимосвязь между отвержением сверстников и агрессивным поведением. Например, хотя отвергнутые обществом мальчики становятся одинаково разгневанными и агрессивными, когда их провоцируют, они реагируют более агрессивно. Более того, как только агрессия началась, дети, которые, как правило, отвергаются своими сверстниками, более склонны усиливать свою агрессию и менее склонны подчиняться, чем дети, не подвергшиеся агрессии. Стоит отметить, что непринятие сверстниками было неизменно мощным предиктором агрессии и других внешних проблем, но и то, что по мере увеличения неприятия с течением времени возрастал и риск агрессивного поведения. Аналогичным образом, отвержение со стороны родителей также связано с более высокой агрессией в детстве. Среди взрослых большая часть гнева и агрессии также, по-видимому, провоцируется реальным, предполагаемым или угрожаемым отвержением.
Люди, которые чувствуют, что другой индивид не ценит их отношения так сильно, как им хотелось бы, часто обижаются и сердятся, а иногда ведут себя агрессивно. Существует связь между межличностным
неприятием и агрессивным поведением, что подтверждает гипотезу о том, что стрельба в школах может быть спровоцирована реальным или воображаемым межличностным неприятием. Среди подростков отвержение, как правило, проявляется в одной из трех форм - поддразнивание, остракизм и романтическое неприятие. Люди, ставшие жертвами издевательств и поддразниваний, получают четкое сообщение о том, что их не любят, не ценят и не принимают. Кроме того, издевательства и поддразнивания обычно происходят в присутствии других людей, тем самым создавая элемент публичного унижения. Мы считаем, что необходимы шаги для снижения частоты поддразниваний и издевательств в школе, как для улучшения качества жизни миллионов учащихся, так и для снижения вероятности скулшутинга. Типичный стрелок - это ученик мужского пола, который в течение некоторого времени подвергался остракизму со стороны большинства в своей школе и постоянно подвергался насмешкам, поддразниваниям, преследованиям и часто публичному унижению. Более того, он, вероятно, демонстрирует один или несколько из трех факторов риска - необычный интерес к оружию и взрывчатым веществам, увлечение смертью, сатаной и другими «темными» темами и имеет психологические проблемы, которые характеризуются депрессией и/или расстройством личности, которые включают в себя асоциальное поведение, садистские наклонности. Конечно, многие молодые люди разделяют эти характеристики, но при этом не подвергают опасности своих сверстников, поэтому реальные попытки предсказать, какие учащиеся будут вести себя агрессивно, вряд ли увенчаются успехом. В свете многочисленных опасностей, с которыми ежедневно сталкиваются подростки, насилие в школе является относительно маловероятным событием для любого конкретного ученика. Тем не менее, эскалация насилия в школах за последние пять лет указывает на проблему, которая требует внимания исследователей. Хотя может быть трудно систематически изучать скулшутинг (потому что оно происходит так редко), дополнитель-
ное исследовательское внимание может быть направлено на более мягкие формы школьной агрессии, а также на неосуществленные агрессивные побуждения и фантазии учащихся, которых дразнят, запугивают и подвергают остракизму.
Обратимся к предупреждающим знакам скулшутинга. Ниже приведены некоторые предупреждающие знаки, указывающие на то, что учащийся может представлять угрозу для образовательного учреждения. Потенциально склонный к насилию учащийся обычно демонстрирует более одного из следующих вариантов деструктивного поведения:
1) Трудно есть или спать;
2) Жестокое обращение с животными;
3) Необычное влечение к жестоким развлечениям;
4) Отказ от социального взаимодействия;
5) Чувство отвержения и/или преследования;
6) Необычно интенсивное или частое содержание насилия в личных письмах или произведениях искусства;
7) Нетерпимость или предубеждение против определенных групп людей;
8) Злоупотребление наркотиками или алкоголем.
Таким образом, понимание скулшутин-га тесно связано не только с уголовно-правовыми аспектами причинения вреда здоровью и смерти другим лицам, но и рассматривается как одна из идеологических форм проявления экстремизма среди молодежи [3]. Во многих отношениях нам кажется очевидным, что проблема школьных стрелков, как и других лиц, совершивших массовые убийства, в значительной степени является провалом системы охраны психического здоровья или неспособностью общества в целом предоставлять услуги по охране психического здоровья. Нами отмечается, что существует ряд многообещающих аспектов скулшу-тинга, которые не получили внимания со стороны социологов. На сегодняшний день не проводилось виктимологических исследований лиц, ставших жертвами этих нападений, включая студентов, преподавателей и персонал. Аналогичным образом,
было проведено мало исследований, изучающих непосредственные и долгосрочные последствия таких инцидентов для сообществ, в которых они происходят. В этой связи могут потребоваться исследования воздействия на сообщество, чтобы выявить последствия школьных перестрелок в различных условиях, включая городские, пригородные и сельские общины. Эти исследования воздействия могли бы также изучить последствия школьных перестрелок для персонала служб экстренной помощи, включая полицию, пожарные подразделения, бригады скорой помощи и медицинский персонал. Наконец, стрельба в школах не рассматривалась в контексте насилия на рабочем месте, хотя это могло бы стать богатой областью для будущих исследований.
Для студентов школа является аналогом рабочего места, а для преподавателей и персонала школа - это их рабочее место. К сожалению, вполне вероятно, что стрельба в школах будет продолжаться. Несмотря на растущий объем исследований, касающихся причин скулшутинга, маловероятно, что социологи найдут надежный метод предотвращения таких нападений. Однако продолжение изучения различных инцидентов со стрельбой, связанных со школой, происходящих в различных условиях, могло бы привести к лучшему пониманию непосредственных и культурных причин, стоящих за такими событиями, и их по-
происходят. Оценка угрозы скулшутинга ограничивается случаями, когда субъект сообщает об угрозе или иным образом идентифицируется как представляющий угрозу до совершения насильственного акта. Вместе с тем для разработки эффективной концепции криминалистического противодействия различным формам де-виантного поведения в молодежной среде представляется необходимым разграничивать понятия «террористический акт» и «скулшутинг» [1].
Всеобъемлющее предотвращение насилия потребует целого ряда стратегий и вмешательств в дополнение к оценке угрозы. Цель социологов - разработать комплексный подход, охватывающий диапазон от незначительных проступков до ситуаций, угрожающих жизни, и фокусирующийся на поддержании безопасности и порядка. Ключевая проблема заключается в том, как наилучшим образом достичь сбалансированного и разумного набора методик, которые поддерживают надлежащую внимательность и дисциплинарную структуру и сводят к минимуму риск серьезного вреда, но при этом способствуют созданию справедливого и благоприятного для межличностных отношений климата в образовательных учреждениях. На основе анализа освещения случаев скулшутинга обосновывается необходимость пересмотра формата преподнесения информации СМК [4].
следствий для сообществ, в которых они
Библиографический список
1. Авакьян, М.В. Скулшутинг как форма девиантного поведения террористической направленности // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании: Сборник материалов международного научно-практического форума, Калининград, 27-31 августа 2020 года. - Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2021. - С. 373. - EDN JICNCF.
2. Лукашкова И.Л., Ященко А.А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. Социологические науки. 2021. - С. 340.
3. Михайлова, Е.В. Молодежные течения экстремистской направленности как угроза национальной безопасности Российской Федерции (на примере субкультуры «колум-байн») // Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе: Сборник научных статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 17-18 февраля 2022 года. - Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2022. - С. 162. - EDN GSNPBP.
4. Хребина, С.В. Влияние деструктивных паттернов поведения в средствах массовой коммуникации на повышение выраженности уровня агрессии у аудитории / С.В. Хребина, С.А. Никулина, Л.Б. Воронкина // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2022. - №1 (57). -С. 128. - EDN EXJWGZ.
FACTORS OF DESTRUCTIVE BEHAVIORAL MANIFESTATIONS IN THE FORM
OF SCHOOLSHOOTING
V.V. Vasiliev, Graduate Student
Ufa University of Science and Technology
(Russia, Ufa)
Abstract. This article reveals the forms of destructive behavioral manifestations in the form of schoolshooting. It can be noted that schoolshooting cannot be considered only in psychological or sociological aspects. There are many factors of destructive behavior in this problem. Thus, in order to prevent schoolshooting, it is worth developing a number of measures to prevent destructive behavior among young people.
Keywords: schoolshooting, destructive behavior, forms of schoolshooting, prevention of schoolshooting, youth.