Научная статья на тему 'СКУЛШУТИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ'

СКУЛШУТИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
404
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / НАСИЛИЕ / ПОДРОСТОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ШКОЛА / МАССОВЫЕ РАССТРЕЛЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильев В. В.

В данной статье раскрывается понятие скулшутинга в образовательных учреждениях. Авторами отмечается взаимосвязь социальных, биологических и психологических факторов в продуцировании проблем скулшутинга в социуме. Можно констатировать, что несмотря на большую осведомленность скулшутинга невозможно найти единую причину проявления данного феномена. Таким образом, на данный момент практически не существует прикладных исследований скулшутинга, что ведёт к непониманию остроты данной социальной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLSHOOTING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THE CONCEPT AND REASONS

This article reveals the concept of schoolshooting in educational institutions. The authors note the interrelation of social, biological and psychological factors in the production of schoolshooting problems in society. It can be stated that despite the great awareness of schoolshooting, it is impossible to find a single reason for the manifestation of this phenomenon. Thus, at the moment there are practically no applied studies of schoolshooting, which leads to a misunderstanding of the severity of this social problem.

Текст научной работы на тему «СКУЛШУТИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ»

СКУЛШУТИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПОНЯТИЕ И

ПРИЧИНЫ

В.В. Васильев, аспирант

Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-3-87-90

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие скулшутинга в образовательных учреждениях. Авторами отмечается взаимосвязь социальных, биологических и психологических факторов в продуцировании проблем скулшутинга в социуме. Можно констатировать, что несмотря на большую осведомленность скулшутинга невозможно найти единую причину проявления данного феномена. Таким образом, на данный момент практически не существует прикладных исследований скулшутинга, что ведёт к непониманию остроты данной социальной проблемы.

Ключевые слова: Скулшутинг, насилие, подросток, образовательные учреждения, школа, массовые расстрелы.

Феномен массовых расстрелов существовал на протяжении всей истории с момента создания оружия и его развития. По всему миру страны были свидетелями «зверств» и смертей, которые отражали различные формы насилия, будь то войны, конфликты между бандами, массовые убийства или стрельба по случайным людям с целью распространения хаоса и террора. Страны по всему миру пережили подобные катастрофы в Азии, Африке, Европе и других частях света. Одним из выдающихся массовых расстрелов, задокументированных мировой историей, была стрельба в Хайдарабаде в Индии в 1878 году, в результате которой погибли шесть человек и еще четверо получили ранения. Массовые расстрелы существовали десятилетиями, но они происходили нечасто. С тех пор как начала развиваться оружейная промышленность, доступность оружия возросла, а вместе с ней и его стоимость. Следовательно, насилие с применением огнестрельного оружия стало проблемой. В последние несколько лет массовые расстрелы стали предметом обсуждения общественности. Многие начали стремиться выявить реальные причины роста числа массовых расстрелов, потому что каждая сторона выбирала причины, которые считала подходящими для данной проблемы, но консенсуса по поводу реальных причин такого явления нигде не найти. Един-

ственным общим аспектом массовых расстрелов является то, что каждый раз массовый убийца берет пистолет и начинает стрелять в толпу. Ситуация превращается в политическую битву между политическими сторонами. Например, либералы начинают приписывать эти инциденты порицанию законов об оружии. Консерваторы, с другой стороны, начинают обвинять жестокие видеоигры и фильмы. Другие предпочли обвинить проблемы с психическим здоровьем в росте числа массовых расстрелов. Есть много причин для массового расстрела, но точность этих причин до сих пор не подтверждена.

Нынешние случаи стрельбы в школах подчеркивают необходимость превентивных мер безопасности, отличных от просто физических мер безопасности в виде ме-таллодетекторов, железных дверей и увеличения числа охранников. Нельзя сосредоточить свои превентивные ресурсы лишь на найме большего числа сотрудников службы безопасности, установке камер, металлодетекторов. Мы думаем, что преступники всегда найдут тот или иной способ обойти принятые меры физической безопасности. Обучение разрешению конфликтов, проводимое учителями и администраторами образовательных учреждений, может уменьшить ущерб, снабдив персонал методами, позволяющими убедить скулшутера не стрелять, но нет ника-

кой гарантии, что они добьются успеха во всех случаях. Даже в случае успешного разрешения конфликта нельзя избежать ущерба, нанесенного травмой, которую вызывает инцидент. Эти меры реагирования вряд ли будут эффективными в предотвращении запланированных нападений на школы.

Следует заметить, что подобные случаи очень нелегко квалифицировать по действующему Уголовному кодексу. Начать нужно с того, что скулшутинг нельзя относить к террористическому акту, так как объёмы целей, как и вся субъективная сторона совершенно различны (террористический акт своей целью ставит запугивание граждан и обличение государственной власти в собственной беспомощности в отношении защиты населения) [2].

Обратимся к терминологической проработке проблемы скулшутинга и скажем, что сам термин «скулшутинг» в опубликованной научной литературе описывает случаи школьного насилия, когда ученик или бывший ученик младшей средней школы, университета, колледжа совершает запланированное нападение на своих сверстников, учителей, другой персонал или прохожих в школьных зданиях или на территории кампуса. Целью нападения может быть все общество, само учреждение, социальный порядок среди сверстников или группа ненавистных людей. Цель таких атак - убить как можно больше людей случайным образом. Основными причинами стрельбы в образовательной организации называются: личные неудачи, доступность огнестрельного оружия, искажение системы ценностей, провоцирующие насилие компьютерные игры, отведение чрезмерной роли препаратам-психостимуляторам, мотив подражания [1]. Нет никакой единой причины школьных перестрелок. Несмотря на попытки сформулировать единственную причину, такую как издевательства, видеоигры или общепринятые представления о мужественности, эти упрощенные объяснения не учитывают того, что подавляющее большинство людей, над которыми издеваются, или играют в видеоигры, или сталкиваются с развитием маскулинной

идентичности (например, мужской половина населения) не совершают массового насилия.

Хотя многие из включенных здесь факторов являются общими для многих людей и сами по себе не связаны с насилием, сочетание многочисленных паттернов, черт характера и опыта может привести к насильственному поведению. Кроме того, некоторые факторы, такие как сексуальное насилие, проблемы, касающиеся сексуальной ориентации или расовой/этнической идентичности, затрагивают биологическую, психологическую и социальную сферы. Биологические, или связанные с телом, проблемы - это широкая тема, которая включает в себя особенности, с которыми преступники родились, а также другие особенности, которые они приобретают в обществе. Основное внимание здесь уделяется факторам, которые могли повлиять на развитие идентичности и самооценку. В частности, поскольку большинство школьных стрелков - мужчины, основное внимание уделяется проблемам, связанным с телом, которое снижает у стрелков чувство мужественности. Биологические проблемы включают медицинские проблемы, такие как врожденные дефекты или серьезные заболевания, факторы, связанные с внешним видом, такие как низкорослость, ожирение, а также функциональные проблемы, такие как отсутствие спортивных способностей или плохая координация.

Отметим, что среди мотивов опрошенных преступников исследователи выделяют следующие:

- 24% актов скулшутинга вызваны желанием стрелка привлечь внимание или добиться признания;

- в 27% случаев стрелок совершил нападение на образовательную организацию в целях последующего совершения самоубийства;

- в 75% случаев преступники чувствовали издевательства, преследования, угрозы со стороны других учеников [4].

Роль социальных факторов в школьных перестрелках также актуальна. Мы думаем, что беспорядки, включая стрельбу в школах, могут быть реакцией на социаль-

ную среду общества или социальную среду школы, где происходит стрельба. Школьная среда, допускающая физическую агрессию или агрессию в отношениях со стороны ученика или группы учеников. Насилие социально и культурно обусловлены и являются одним из способов, с помощью которого молодые парни пытаются решить свои проблемы. Социальные проблемы могут вызвать психологические проблемы и серьезные психические расстройства. Следовательно, преступник, имеющий социальные проблемы, может стать психически больным или развить серьезную депрессию, и, следовательно, реальной причиной стрельбы в школе в таком случае является не психическое заболевание.

Помимо биологических, социальных факторов существует и психологический. Начиная с дошкольного возраста, мужчины социализируются особым образом, в котором им говорят, что насилие приемлемо, а проявление эмоций - нет. В попытке бороться с этим нам нужно изменить культурный багаж, который обременяет молодых мужчин в нашем обществе. Когда мальчики вступают в подростковый возраст, им часто не хватает необходимых навыков, чтобы справляться с негативными чувствами, особенно с психическими заболеваниями. Общество не должно удивляться, когда мальчики с психическими заболеваниями испытывают серьезные внутренние волнения, прибегая к радикальным мерам, таким как стрельба в школе, как способ справиться со своими чувствами или выразить их. Взаимосвязь между психическими заболеваниями, пе-

из чего наше общество может извлечь важную информацию.

Явная взаимосвязь между школьными перестрелками, психическим здоровьем, средствами массовой информации, социальным капиталом, контролем над оружием и гендером затрудняет разграничение одной проблемы от другой, но несомненно, что существует неоспоримая связь между школьными перестрелками и более серьезными проблемами психических заболеваний. Сложные взаимоотношения между этими аспектами общества делают расстрелы в школах социологическим феноменом. Из-за этой тесной взаимосвязи практически невозможно прекратить стрельбу в школах. Однако у нас есть возможность значительно сократить количество ежегодных перестрелок в школах, повысив осведомленность о психическом здоровье в школах. Взаимосвязь этих концепций затрудняет анализ первопричины школьных перестрелок, но постепенно, отделяя общие темы от других, можно понять, что проблема школьных перестрелок должна рассматриваться с разных точек зрения. С социологической точки зрения понятие школьных перестрелок проблематично, поскольку оно связывает различные аспекты общества, что делает его практически невозможным для решения. Несмотря на очевидную общественную опасность идеологии массовых убийств в учебных заведениях, фундаментальных и прикладных научных исследований по тематике противодействия «колумбайну» и иным современным деструктивным течениям в молодежной среде в России не проводилось [3].

рестрелками в школах и гендером - это то,

Библиографический список

1. Бирюкова, А.А. Анализ проблемы вооруженного нападения учащихся в образовательных организациях // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры: Сборник научных статей факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности / Под редакцией Л.В. Кашицыной. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. - С. 22. - EDN MIBQMP.

2. Голихин, И.С. Скулшутинг в образовательных учреждениях: мотивы, причины, профилактика в условиях современных реалий // E-Scio. - 2021. - № 11 (62). - С. 713. - EDN OAXTNE.

3. Дамаскин, О.В. О предотвращении "колумбайна" (скулшутинга) в образовательных организациях / О.В. Дамаскин, В.В. Красинский // Государство и право. - 2020. - № 11. -С. 86. - DOI 10.31857/S102694520012524-7. - EDN XKHHUE.

4. Суходольская, Ю.В. Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. - 2020. - №3 (77). - С. 119. - ББК СРШЛТ.

SCHOOLSHOOTING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THE CONCEPT AND

REASONS

V.V. Vasiliev, Graduate Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. This article reveals the concept of schoolshooting in educational institutions. The authors note the interrelation of social, biological and psychological factors in the production of schoolshooting problems in society. It can be stated that despite the great awareness of school-shooting, it is impossible to find a single reason for the manifestation of this phenomenon. Thus, at the moment there are practically no applied studies of schoolshooting, which leads to a misunderstanding of the severity of this social problem.

Keywords: schoolshooting, violence, teenager, educational institutions, school, mass shootings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.