Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СКУЛШУТИНГА: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА'

ФЕНОМЕН СКУЛШУТИНГА: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5220
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / СКУЛШУТЕР / ВООРУЖЕННОЕ НАСИЛИЕ / ПРИЧИНЫ СКУЛШУТИНГА / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукашкова Ирина Леонидовна, Ященко Алина Андреевна

В статье рассматриваются особенности скулшутинга как формы вооруженного насилия в образовательной среде. Авторами обобщается совокупность специфических признаков скулшутинга, особое внимание уделяется причинам данного феномена. Отмечена роль личностных и средовых факторов формирования деструктивного поведения скулшутеров. С учетом выделенных детерминант скулшутинга предлагаются пути его профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лукашкова Ирина Леонидовна, Ященко Алина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL SHOOTING PHENOMENON: CAUSES AND PREVENTION

The article considers the features of school shooting as a form of armed violence in the educational environment. The authors summarize the set of specific signs of school shooting, special attention is paid to the causality of this phenomenon. The role of personal and environmental factors in the formation of destructive behavior of school shooters was noted. Taking into account the identified determinants of school shooting, ways of its prevention are proposed.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СКУЛШУТИНГА: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»

УДК 159.9:316.6

И.Л. Лукашкова А.А. Ященко

ФЕНОМЕН СКУЛШУТИНГА: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА

SCHOOL SHOOTING PHENOMENON: CAUSES AND PREVENTION

в статье рассматриваются особенности скулшутинга как формы вооруженного насилия в образовательной среде. Авторами обобщает-337 ся совокупность специфических признаков скулшутинга, особое внимание 337 уделяется причинам данного феномена. Отмечена роль личностных и сре-довых факторов формирования деструктивного поведения скулшутеров. С учетом выделенных детерминант скулшутинга предлагаются пути его профилактики.

Ключевые слова: скулшутинг, скулшутер, вооруженное насилие, причины скулшутинга, меры профилактики.

Для цитирования: Лукашкова И.Л., Ященко А.А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6, № 2 (12). C. 337-341.

The article considers the features of school shooting as a form of armed violence in the educational environment. The authors summarize the set of specific signs of school shooting, special attention is paid to the causality of this phenomenon. The role of personal and environmental factors in the formation of destructive behavior of school shooters was noted. Taking into account the identified determinants of school shooting, ways of its prevention are proposed.

Keywords: school shooting, school shooter, armed violence, causes of school shooting, prevention measures.

For citation: Lukashkova I.L., Yashchenko A.A. School Shooting Phenomenon: Causes and Prevention // Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2021. V. 6, No 2 (12). Pp. 337-341.

Аномия, высокий уровень стрессо-генности социальной среды, призывы к свободному выражению скрытых эмоций, чувств, потребностей, терпимое отношение к проявлению различных форм

агрессии создают предпосылки для радикализации молодежной среды, культивирования идей жестокости и насилия, человеконенавистничества, пропаганды физической боли и убийств.

Наибольший общественный резонанс вызывают акты, связанные с проявлением крайних форм насилия в образовательной среде. В зоне особого внимания находятся случаи нападения обучающихся на педагогов и учеников с целью совершения расправы с ними с применением холодного или огнестрельного оружия, взрывчатых веществ. Такая крайняя форма проявления агрессии, характеризующаяся общественно опасными насильственными действиями, получила название скулшутинг.

Под скулшутингом (англ. school shooting - стрельба в школе) понимается массовая стрельба, вооруженное нападение учащегося (группы учащихся) или стороннего человека на обучающихся и педагогов в учреждении образования [1, с. 13; 2, с. 117; 3, с. 125]. Первым инцидентом скулшутинга, привлекшим вни-338 мание не только общественности, но и научного сообщества, считается резонансное вооруженное нападение двух учеников старших классов Э. Харриса и Д. Клиболда на своих одноклассников, которое было совершено 20 апреля 1999 г. в школе «Колумбайн» штата Колорадо (США). В результате вооруженного насилия погибло 13 человек. Название данной школы в последующем стало использоваться в качестве термина, синонимичного понятию «скулшутинг».

Эти общественно опасные насильственные действия, зародившись в США, в последние десятилетия получили распространение в других странах. Так, в России первое резонансное вооруженное нападение произошло 3 февраля 2014 г. в школе № 263 г. Москвы. В последующем акты скулштинга были зарегистрированы 5 сентября 2017 г. в школе № 1 г. Ивантеевки, 17 октября 2018 г. в Керченском политехническом колледже, 11 мая 2021 г. в гимназии № 175 г. Казани, 20 сентября 2021 г. в Пермском государственном национальном исследовательском университете. Подобные случаи имели место и в Республике Беларусь:

23 мая 2016 г. нападение старшеклассника с ножом на учительницу в гимназии № 74 г. Минска, 11 февраля 2019 г. двойное убийство в средней школе № 2 г. Столбцы.

Обозначенные факты свидетельствуют о динамически развивающейся тенденции актов скулшутинга и подчеркивают международный характер явления. Опасность скулшутинга как социального феномена обусловлена целенаправленной реализацией насилия с применением оружия, результатом которого является смерть или тяжелый вред здоровью группы людей. А то, что такая форма проявления агрессии, как вооруженное нападение в учреждении образования, становится для подростков моделью, которую они хотят повторить, указывает на глубочайшую остроту проблемы. В связи с этим актуализируется потребность изучения феномена скулшутинга, опреде- 333 ления его причин, способов превенции и профилактики.

Анализ работ, посвященных скулшу-тингу, позволил выделить совокупность специфических признаков, присущих ему как самостоятельному криминологическому феномену:

местом реализации скулшутинга выступает учреждение образования, а субъектом - обучающийся (группа обучающихся) данного учреждения образования или его выпускник (-и);

потерпевшие - одноклассники или од-ногруппники скулшутера, другие обучающиеся учреждения образования, педагоги, персонал;

основными мотивами скулшутинга являются самоутверждение, озлобленность, обида, месть, конфликты с педагогами или одноклассниками;

умысел преступника направлен на причинение вреда здоровью и/или жизни неограниченного числа лиц;

в качестве средств совершения преступления может использоваться огнестрельное и/или холодное оружие, взрывчатые вещества [3, с. 126; 4, с. 443].

Л. Малки к специфическим признакам скулшутинга относит его символический характер - посредством вооруженного насилия скулшутер заявляет о себе, передает сообщение окружающим [5, с. 187].

Кроме того, по мнению Ю.В. Суходоль-ской, актам скулшутинга свойственна ритуальная демонстративность действий - скулшутеры, как правило, выбирают специфическую одежду; повторяют определенный маршрут следования и т.д. [2, с. 118].

Значимым аспектом исследования феномена скулшутинга является определение его детерминантов. Среди основных факторов формирования деструктивного поведения скулшутеров исследователями выделяется негативная обстановка в семье и школе. Применение родителями и педагогами психологического и дидак-339 тического насилия, жестокость, ложь и лицемерие, несправедливость способствуют обострению детско-родитель-ских взаимоотношений, нарушают межличностное взаимодействие педагога и ученика, приводят к усилению девиан-тогенных тенденций среди несовершеннолетних и проявлению ими девиантоген-ных реакций. Условия жизнедеятельности и витальные ситуации скулшутеров в большинстве случаев характеризуются продолжительным переживанием социального остракизма со стороны сверстников, буллингом, разочарованием в референтных людях. Акту скулшутинга, как правило, предшествуют дистанцирован-ность подростка, эскейп-реакции (уходы из дома, пропуски занятий в школе, самоизоляция), погружение в киберпростран-ство, поиск способов приобретения орудия убийства) [6, с. 81].

Источником формирования деструк-тивности могут выступать также личностные качества несовершеннолетнего и определенные психологические дисфункции. Несовершеннолетние, совершившие акт скулшутинга, отличаются замкнутостью, неуверенностью в себе, имеют уз-

кий круг общения, им присуща мизантропия как личностное свойство. Для них характерны фрустрированность, чувство собственной недооцененности. Поэтому довольно часто они испытывают трудности с самореализацией, выбором социально приемлемых способов самовыражения в обществе.

Одним из факторов, провоцирующих деструктивные поведенческие проявления в форме скулшутинга, является суб-культуризация общества. Молодежные субкультуры со своей системой ценностей, своими моделями поведения, жизненного стиля, представляются самостоятельным целостным образованием в рамках доминирующей культуры. Скул-шутинг как делинквентная молодежная субкультура имеет свою систему ценностей и норм поведения, пропагандирующую вооруженное насилие как единственный способ демонстрации своей 339 значимости и превосходства над другими. Делинквентная субкультура скулшутинга, романтизируя поведение скул-шутера, оказывает мощное влияние на сознание подростков, в результате чего они стремятся повторить модель поведения своих кумиров.

Учитывая основные детерминанты феномена скулшутинга, определим наиболее перспективные пути его предотвращения:

- разработка эффективных стратегий и тактик (психологического, педагогического, медицинского, юридического спектров) с целью оперативного реагирования на скулшутинг и другие девиантные проявления несовершеннолетних, деформирующие нравственную сферу личности;

- создание условий, обеспечивающих максимальную безопасность в местах массового пребывания людей, особенно в учреждениях образования, культуры, специализированных учебно-спортивных учреждениях и спортивных комплексах;

- разработка и широкое внедрение в учреждения образования различно-

го уровня программ обучения детей и взрослых правилам безопасного поведения и способам противостояния в ситуациях скулшутинга. Решение данной задачи может реализовываться на уроках ОБЖ в школе, для взрослых - на специальных курсах;

- активное развитие в учреждениях образования медиативной службы, что позволит создать комфортный психологический климат в образовательной среде, снизить конфликтность педагогического взаимодействия;

- проведение оперативной и систематической психодиагностики, выявление детей и подростков с тревожными признаками, склонных к отклоняющемуся поведению, психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних группы-риска.

В заключение следует отметить, 340 что на формирование деструктивных поведенческих проявлений в форме

скулшутинга оказывают значительное влияние личностные факторы (компетентность, личностные качества, потребностно-мотивационная сфера личности, рефлексия, личностный потенциал и др.), ситуативные (состояние и условия социокультурного пространства, традиции, нравственно-психологический климат и др.) и средовые (микросреда, воспитание, влияние референтной группы).

Акты скулшутинга создают реальную угрозу здоровью и жизни людей, приносят страдания и дискомфорт как самой личности, так и социальным группам, разрушают морально-нравственные и культурные ценности общества. Масштабы и глубина психотравмирующих последствий скулшутинга подчеркивают значимость комплексного исследования данного феномена, разработки эффективных мер его предупреждения и пре- 340 сечения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Протопопова Е.Г., Казенная Е.В. Нападения на учебные заведения: феномен «скул шутинг» (скулшутинг) и психологические аспекты безопасности образовательной среды // Образование личности. 2019. № 1. С. 12 - 19.

2. Суходольская Ю.В. Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 3 (77). С. 117 -120.

3. Борисова Н.Ф. Скулшутинг - новая криминальная угроза обществу // Российский правовой журнал. 2021. № 1 (6). С. 125 - 129.

4. Карпов В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 4 (34). С. 442 - 446. поставить в текст сноску

5. Malkki L. Political Elements in Post-Columbine School Shootings in Europe and North America // Terrorism and Political Violence. 2014. Vol. 26 (1). P. 185 - 210.

6. Клейберг Ю.А. Девиантология амока: феноменология, актуализация, профилактика // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3 (48). С. 77 - 83.

REFERENCES

1. Protopopova E.G., Kazennaya E.V. Napadeniya na uchebnye zavedeniya: fenomen «skul shuting» (skulshuting) i psihologicheskie aspekty bezopasnosti obrazovatel'noj sredy // Obrazovanie lichnosti. 2019. № 1. S. 12 - 19.

2. Suhodol'skaya YU.V. Skulshuting kak samostoyatel'nyj kriminologicheskij fenomen // Vestnik Universiteta prokuratury Rossijskoj Federacii. 2020. № 3 (77). S. 117 - 120.

3. Borisova N.F. Skulshuting - novaya kriminal'naya ugroza obshchestvu // Rossijskij pravovoj zhurnal. 2021. № 1 (6). S. 125 - 129.

4. Karpov V.O. Kul't Kolumbajna: osnovnye determinanty massovyh ubijstv v shkolah // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. № 4 (34). S. 442 - 446. postavit' v tekst snosku

5. Malkki L. Political Elements in Post-Columbine School Shootings in Europe and North America // Terrorism and Political Violence. 2014. Vol. 26 (1). P. 185 - 210.

6. Klejberg YU.A. Deviantologiya amoka: fenomenologiya, aktualizaciya, profilaktika // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019. № 3 (48). S. 77 - 83.

Об авторах:

Лукашкова Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Могилевского института МВД Республики Беларусь e-mail: fire83@yandex.ru

Ященко Алина Андреевна, курсант факультета милиции Могилевского института

МВД Республики Беларусь

e-mail: ashchenkoalina55@gmail.com

341 About the authors: 341

Lukashkova Irina L., Candidate of Pedagogy (Research doctorate), Associate Professor, Associate Professor of Social and Humanitarian Disciplines at the Mogilev Institute of the MIA of the Republic of Belarus e-mail: fire83@yandex.ru

Yashchenko Alina A., Police Cadet, Mogilev Institute of MIA of the Republic of Belarus e-mail: ashchenkoalina55@gmail.com

Заявленный вклад авторов:

Лукашкова Ирина Леонидовна - обобщение специфических признаков скулшутин-га, выделение личностных и средовых детерминант деструктивного поведения скул-шутеров,

Ященко Алина Андреевна - определение перспективных направлений и мер профилактики феномена скулшутинга.

Статья получена: 18.10.2021.

Статья принята к публикации: 27.10.2021.

Статья опубликована онлайн: 26.11.2021.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.