Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СКУЛШУТИНГА (КОЛУМБАЙНА) В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ'

ПРОБЛЕМА СКУЛШУТИНГА (КОЛУМБАЙНА) В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2086
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
КОЛУМБАЙН / СКУЛШУТИНГ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плотников Владимир Валериевич, Самойлов Сергей Федорович

Анализируется уровень разработанности проблемы скулшутинга (колумбайна) в рамках российского гуманитарного знания. Характеризуется тематическая сложность проблемы скулшутинга. Обосновывается необходимость осуществления учитывающих состояние и специфику российского общества аналитических исследований деструктивного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях. Анализируется уровень обращения к проблемам скулшутинга (колумбайна) в публикациях российских исследователей. Доказывается, что на данный момент указанная проблема на уровне отечественных гуманитарных исследований раскрыта недостаточно. Ставится вопрос о необходимости восполнения данного теоретического пробела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SCHOOL SHOOTING AND COLUMBINE IN RUSSIAN SCIENCE

The article is devoted to the study of the level of development of the problem of school shooting and columbine in the framework of Russian humanitarian knowledge. The thematic complexity of the problem of training is considered. The necessity of carrying out analytical studies of the destructive behavior of minors in educational institutions, taking into account the state and specifics of Russian society, is substantiated. The level of reference to the problems of school shooting and columbine in the publications of Russian researchers is analyzed. It is proved that at the moment there is an extreme level of disclosure of the problem at the level of domestic humanitarian studies. The question is raised about the need to fill this theoretical gap.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СКУЛШУТИНГА (КОЛУМБАЙНА) В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ»

Плотников Владимир Валериевич Самойлов Сергей Федорович

Проблема скулшутинга (колумбайна)

в российской науке

Анализируется уровень разработанности проблемы скулшутинга (колумбайна) в рамках российского гуманитарного знания. Характеризуется тематическая сложность проблемы скулшутинга. Обосновывается необходимость осуществления учитывающих состояние и специфику российского общества аналитических исследований деструктивного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях. Анализируется уровень обращения к проблемам скулшутинга (колумбайна) в публикациях российских исследователей. Доказывается, что на данный момент указанная проблема на уровне отечественных гуманитарных исследований раскрыта недостаточно. Ставится вопрос о необходимости восполнения данного теоретического пробела.

Ключевые слова: колумбайн, скулшутинг, несовершеннолетние, общество, социальные риски, гуманитарные исследования.

The problem of school shooting and columbine in Russian science

The article is devoted to the study of the level of development of the problem of school shooting and columbine in the framework of Russian humanitarian knowledge. The thematic complexity of the problem of training is considered. The necessity of carrying out analytical studies of the destructive behavior of minors in educational institutions, taking into account the state and specifics of Russian society, is substantiated. The level of reference to the problems of school shooting and columbine in the publications of Russian researchers is analyzed. It is proved that at the moment there is an extreme level of disclosure of the problem at the level of domestic humanitarian studies. The question is raised about the need to fill this theoretical gap.

Keywords: columbine, school shooting, minors, society, social risks, humanitarian research.

В современном мире проблема агрессии и возникающих на ее почве конфликтов имеет высокую степень актуальности. Существует множество причин, по которым члены общества испытывают друг к другу неприязнь, - различия по материальному статусу, этнические различия, разное вероисповедание, приверженность разным мировоззренческим парадигмам.

В противовес факторам развития конфликтности в обществе реализованы механизмы сдерживания конфликтных проявлений, выраженные на уровне общественной морали и правовых ограничений, нарушение которых влечет за собой соответствующие уровню тяжести проступка санкции. Однако действие данных механизмов не перекрывает в полной мере влияние рассмотренных выше факторов развития конфликтности, что находит отражение в случаях проявления агрессии в общественной среде.

Многие авторы обращают внимание на то, что эффективная социализация является одним из важных факторов сдерживания деструктивной активности членов общества. И здесь актуализируется очень важная пробле-

ма: те члены общества, социализация которых носит незавершенный характер, входят в группу риска по вовлечению в деструктивную деятельность. Именно поэтому в социологии преступности существенная доля исследований посвящена проблемам вовлечения в преступную деятельность несовершеннолетних, зачастую еще не до конца принявших социальные правила и рассматриваемых как группа риска ввиду специфических социальных характеристик. Серьезной проблемой в данном случае является то, что с развитием общества происходит обострение ряда проблем и противоречий (во многом это вызвано ускорением социальной динамики, уплотнением социальных контактов, возникновением кризисных тенденций в ряде социальных институтов). Как результат - происходит интенсификация конфликтности в социальной среде, и одной из областей проявления данной тенденции становится область социального поведения несовершеннолетних.

Очень важным моментом в данном случае является то, что конфликтная деятельность может возникать как спонтанно, так и будучи формой реализации определенной модели по-

163

ведения, воспринятой извне. В последнем случае мы имеем дело с институционализацией практик осуществления агрессии через формирование социальных механизмов передачи деструктивной модели социального поведения в коммуникативной среде несовершеннолетних. Одним из наиболее острых проявлений описанного выше процесса становится обширное распространение в молодежной среде информации о таких крайних проявлениях агрессии, как скулшутинг (колумбайн).

Проблема в данном случае состоит не столько в том, что информация о скулшутин-ге становится доступной подросткам, сколько в том, что для них это становится «рабочей моделью», которую можно использовать в ситуациях конфликта с одноклассниками или педагогами. Для иллюстрации данного суждения достаточно отметить, что существуют целые колумбайн-сообщества, в которых стрельба в школе идеализируется и рассматривается как некий героический поступок, возвышающий личность преступника. Вместе с тем существуют и более весомые подтверждения того, что скулшутинг (колумбайн) приобретают черты социально-поведенческой модели: с момента известного события в школе Колумбайн имел место ряд сходных инцидентов, в которых школьники копировали порядок действий преступников Колумбайна (вплоть до самоубийства в библиотеке).

Если говорить об общественной опасности скулшутинга, то сложно передать деструктив-ность данного явления, поскольку речь идет о целенаправленной реализации насилия с применением оружия, результатом которого выступает смерть или тяжелый вред здоровью группы людей. И тот факт, что стрельба в школе становится неким модным явлением, моделью, которую некоторые школьники хотят повторить, свидетельствует о глубочайшей остроте данной проблемы, а также о необходимости поиска путей противодействия складывающейся тенденции.

Для решения данной социальной проблемы необходимо для начала разрешить ряд вопросов, к числу которых относятся следующие:

В чем состоит сущность скулшутинга (колумбайна) как социального явления?

Каковы социальные предпосылки того, что несовершеннолетние решаются на осуществление крайней формы агрессии в рамках образовательных организаций?

Каково соотношение индивидуальной предрасположенности несовершеннолетнего к осуществлению крайних форм агрессии и внеш-

ней социальной ситуации в рамках вопроса о вовлечении в агрессивную деятельность, направленную на сверстников или учителей?

Насколько сильное влияние на возникновение случаев скулшутинга оказывает информационное освещение подобного рода событий?

Насколько интенсивно реализуются в российском обществе предпосылки для проявления крайних форм насилия среди несовершеннолетних?

Каковы возможные пути воздействия на ситуацию, посредством которых возможно снизить риски вовлечения несовершеннолетних в реализацию крайних форм агрессии на уровне учебного заведения?

Конечно же, данный список является неполным - мы привели лишь наиболее очевидные проблемы, разрешение которых необходимо для преодоления складывающейся тенденции, связанной с ростом уровня предрасположенности несовершеннолетних к осуществлению насилия. Вместе с тем уже на уровне приведенного перечня вопросов можно проиллюстрировать, насколько сложной и разносторонней является данная проблема. И было бы наивно ожидать, что меры, направленные на ее разрешение, могут быть эффективными в условиях, когда как таковая эта проблема еще не осмыслена на должном уровне. Эффективной регуляции в любой области предшествует приобретение знания, которое позволяет лучше понимать проблему, причины ее возникновения, признаки потенциально деструктивных ситуаций, «точки воздействия», посредством которых возможно снижение социальных рисков, и т.д.

Иными словами, для того чтобы противостоять скулшутингу как социальному явлению, необходимо его подробное осмысление в рамках специализированных научных исследований. Причем, поскольку социальная среда и специфика менталитета играют важную роль в формировании способов социального поведения (в том числе, путей выражения агрессии и снятия напряженности), для понимания ситуации совершенно недостаточно зарубежных исследований, которые отражают ключевые тенденции возникновения и распространения скул-шутинга как модели в западных обществах. Безусловно, существуют аспекты данной проблемы, имеющие общий характер; однако в данном случае момент соотношения общего и особенного может быть оценен лишь в том случае, если известна и детально проработана ситуация на уровне российского общества. До

164

того, как такое знание достигнуто, нельзя однозначно судить о данном социальном феномене, опираясь исключительно на зарубежные источники.

Итак, мы приходим к пониманию того, что в текущих условиях крайне важным становится осуществление гуманитарного исследования проблемы скулшутинга (в том числе, вопроса о предрасположенности российского общества к возникновению случаев скулшутинга) в рамках российского гуманитарного знания. И для того чтобы определить, насколько остро стоит вопрос о необходимости проведения гуманитарных исследований, посвященных данной проблеме, целесообразно для начала провести анализ ее разработанности на уровне отечественных гуманитарных исследований. Это позволяет оценить востребованность данной тематической сферы в академической среде и одновременно сделать выводы о перспективах научно-исследовательских разработок в данной тематической сфере.

Прежде всего, следует обратиться к диссертационным исследованиям, посвященным феноменам скулшутинга (колумбайна). Нами был осуществлен расширенный поиск в таких крупнейших электронных каталогах диссертаций, как DsLib и Dissercat, в результате которого не было найдено ни одного специализированного исследования, посвященного проблемам скулшутинга или колумбайна, и лишь два исследования, в рамках которых данные проблемы находят контекстуальное освещение. В их числе докторская диссертация Е.В. Демидовой-Петровой «Преступность несовершеннолетних в современной России: теоретико-методологические и прикладные проблемы ее познания и предупреждения» [1], опубликованная в 2020 г., а также кандидатская диссертация М.А. Абдрахмановой «Проблема медианаси-лия в текстах СМИ» [2], датированная 2018 г. Таким образом, в рамках исследований данного уровня скулшутинг и колумбайн затрагиваются лишь косвенно, что не может обеспечить полноценного освещения затрагиваемых проблем.

Остановимся на этом аспекте подробнее, поскольку он имеет большое значение для общего понимания уровня раскрытия рассматриваемой проблемы в отечественной науке. Выше мы уже констатировали тот факт, что проблема скулшутинга является очень сложной. Это связано с тем, что данный социальный феномен сам по себе сложен и недостаточно изучен, а также с тем, что скулшутинг представляет собой социальную практику, соответственно,

для полновесного раскрытия необходимо его рассмотрение в общем социальном контексте, с отражением многочисленных связей и отношений, которые влияют на конечное принятие несовершеннолетним решения о совершении целенаправленного насилия над своими сверстниками и учителями. Настолько сложная, комплексная задача может быть разрешена в рамках масштабного научного исследования, и потому отсутствие диссертаций, посвященных данной проблеме, уже можно рассматривать в качестве свидетельства того, что в отечественной науке проблема скулшутинга и колумбайна не раскрыта на уровне, достаточном для выстраивания грамотного противодействия тенденциям распространения данных социальных моделей в среде несовершеннолетних.

Вместе с тем следует отметить, что отсутствие полновесного, масштабного исследования, посвященного определенной тематике, еще не говорит о том, что научная информация по нему в исследовательской среде отсутствует. Может иметь место так называемое мозаичное освещение проблемы, когда многочисленные публикации в научных журналах, посвященные различным аспектам проблемы, в совокупности раскрывают ее на глубоком уровне. Недостатком мозаичного освещения проблемы является то, что здесь не учитываются связи между ее различными аспектами, и потому, даже если все ее основные аспекты освещены по отдельности, еще нельзя судить о ее целостном раскрытии, поскольку в научном познании сумма сведений об отдельных элементах еще не является знанием о целом. Вместе с тем по тому, насколько серьезное внимание уделяется отдельным аспектам проблемы скулшутинга (колумбайна), можно составить мнение о предпосылках более полного раскрытия данной проблемы в отечественном гуманитарном знании.

Для того чтобы проанализировать изучение в отечественной научной среде проблем скулшу-тинга (колумбайна), нами был произведен поиск статей, названия или текст которых содержат в себе слова «скулшутинг» и «колумбайн». В результате по поисковому запросу с ключевым словом «скулшутинг» было найдено 33 статьи, из которых лишь 22 опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки, и нет ни одной публикации уровня Scopus или Web of Science. Поисковый запрос по ключевому слову «колумбайн» позволил найти всего 76 публикаций, из них 39 - в журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки, и 2 публикации в журналах, рецензируемых в международной системе

165

Scopus. Полученные данные свидетельствуют об очень слабом освещении проблем скулшу-тинга и колумбайна в отечественном научном дискурсе, в особенности если учесть тот факт, что результатом проведенного поиска является совокупность работ, в которых данные понятия упоминаются хотя бы раз в тексте, т.е. речь идет даже не о реальном освещении проблемы в 109 научных статьях, а лишь об упоминании ее в таком количестве публикаций, что является крайне малым показателем.

Если углубиться в вопрос о том, насколько активным является целенаправленное, а не контекстное освещение данной проблемы, становится понятно, что ее раскрытие имеет еще более скудный характер. Так, проблеме скулшутинга (колумбайна) посвящены следующие исследования: «Феномен скулшутинга в современной России. Правовой аспект»

A.С. Чунина [3], «Социально-психологическая экспертиза при правонарушениях экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними» С.К. Погребной [4], «Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах» В.О. Карпова [5], «Проблема вооруженных нападений подростков в образовательных учреждениях» Е.А. Пастыки, М.Е. Питановой [6], «Деструктивное поведение молодежи в условиях информационной войны: колумбайн-вызовы и меры преодоления»

B.А. Сапрыкина [7], «Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования» Ю.В. Суходоль-ской [8], «Современные реалии асоциальных проявлений подростков в интернет-пространстве» Е.О. Маловой [9], «Современные массовики как новое воплощение проблемы преступности на почве маниакальной одержимости» К.Б. Ваняна [10], «Актуальные вопросы организации органами внутренних дел предупреждения насильственных преступлений, соверша-

1. Демидова-Петрова Е.В. Преступность несовершеннолетних в современной России: теоретико-методологические и прикладные проблемы ее познания и предупреждения: ав-тореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2020.

2. Абдрахманова М.А. Проблема медианаси-лия в текстах СМИ: дис.... канд. филол. наук. Казань, 2018.

3. Чунин А.С. Феномен скулшутинга в современной России. Правовой аспект // Обзор. НЦПТИ. 2020. № 3(22). С. 48-52.

емых несовершеннолетними в образовательных учреждениях» Ю.Р. Орловой [11], «Спасать от ненависти» Е.А. Ямбурга [12], «Уголовно-правовые проблемы противодействия деятельности, направленной на побуждение к совершению убийств и самоубийств» В.Е. Круковского и И.Н. Мосечкина [13], «Виктимологические аспекты противодействия вооруженным нападениям на учебные заведения (school-shooting)» И.Н. Мосечкина [14], «Интернет как актуальная угроза информационной безопасности личности» Г.В. Красновой, А.А. Маркова [15], «Подготовка педагогов к осуществлению профилактики агрессивного поведения обучающихся в школах» Е.А. Селивановой [16], «Применение визуальных материалов в профилактике агрессии и экстремизма среди молодежи: зарубежный и отечественный опыт» И.А. Муха-метзарипова [17], «Проблема насилия в школах в зеркале современных российских медиа» О.И. Горбатковой [18]. Исследовательский интерес представляют публикации Е.В. Грибанова и А.С. Ильницкого, рассматривающих деструктивное молодежное движение «Колум-байн» [19, 20] как криминальное явление, вписанное в общество постмодерна.

Таким образом, из более чем ста публикаций на деле проблемам скулшутинга и колумбайна посвящены лишь шестнадцать, что характеризует крайне слабый характер раскрытия данной проблемы в рамках отечественных гуманитарных исследований.

Подводя итог, отметим, что высокая степень актуальности угрозы развития скулшутинга в российском обществе сочетается с крайне низким уровнем разработанности данной проблемы, что определяет значимость осуществления специализированных исследований в данной тематической сфере, а также определяет важность привлечения внимания к данной проблеме в исследовательской среде.

1. Demidova-Petrova E.V. Juvenile delinquency in modern Russia: theoretical, methodological and applied problems of its knowledge and prevention: auth. abstr. ... Dr of Law. Moscow, 2020.

2. Abdrakhmanova M.A. The problem of media violence in media texts: diss. ... Candidate of Philology. Kazan, 2018.

3. Chunin A.S. The phenomenon of school shooting in modern Russia. Legal aspect // Review. NTSPTI. 2020. No. 3(22). P. 48-52.

166

4. Погребная С. К. Социально-психологическая экспертиза при правонарушениях экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними // Наука и социум: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2020. № XIV. С. 40-44.

5. Карпов В. О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 4(34). С. 442-446.

6. Пастыка Е.А., Питанова М.Е. Проблема вооруженных нападений подростков в образовательных учреждениях // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. № 3(31). С. 21-25.

7. Сапрыкин В. А. Деструктивное поведение молодежи в условиях информационной войны: колумбайн-вызовы и меры преодоления // Теория и практика общественного развития. 2019. № 1(131). С. 18-21.

8. Суходольская Ю.В. Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования // Вестник науки и образования. 2019. № 6-1(60). С. 51-53.

9. Малова Е.О. Современные реалии асоциальных проявлений подростков в интернет-пространстве // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2(26). С. 107-114.

10. Ванян К.Б. Современные массовики как новое воплощение проблемы преступности на почве маниакальной одержимости // Вопросы российской юстиции. 2020. № 10. С. 309-324.

11. Орлова Ю.Р. Актуальные вопросы организации органами внутренних дел предупреждения насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними в образовательных учреждениях // Криминологический журнал. 2020. № 1. С. 43-46.

12. Ямбург Е.А. Спасать от ненависти // Народное образование. 2018. № 8-9(1470). С. 75-80.

13. Круковский В.Е., Мосечкин И.Н. Уголовно-правовые проблемы противодействия деятельности, направленной на побуждение к совершению убийств и самоубийств // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 4. С. 196-215.

14. Мосечкин И.Н. Виктимологические аспекты противодействия вооруженным нападениям на учебные заведения (эсЬоо!-вЬоойпд) // Виктимология. 2019. № 1(19). С. 46-53.

15. Краснова Г.В., Марков А.А. Интернет как актуальная угроза информационной безопас-

4. Pogrebnaya S.K. Socio-psychological expertise in offenses of an extremist orientation committed by minors // Science and society: proc. of the All-Russian sci. and practical conf. 2020. № XIV. P. 40-44.

5. Karpov V.O. The cult of Columbine: the main determinants of mass murder in schools // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 4(34). P. 442-446.

6. Pastyka E.A., Pitanova M.E. The problem of armed attacks by adolescents in educational institutions // Vestnik of Penza State University. 2020. No. 3(31). P. 21-25.

7. Saprykin V.A. Destructive behavior of youth in the information war: Columbine challenges and overcoming measures // Theory and practice of social development. 2019. No. 1(131). P. 18-21.

8. Sukhodolskaya Yu. V. Mass murder in educational institutions as an object of criminological research // Bulletin of science and education. 2019. No. 6-1(60). P. 51-53.

9. Malova E.O. Modern realities of asocial manifestations of adolescents in the Internet space // Innovative development of vocational education. 2020. No. 2(26). P. 107-114.

10. Vanyan K.B. Modern mass media as a new embodiment of the problem of crime motivated by manic obsession // Questions of Russian justice. 2020. No. 10. P. 309-324.

11. Orlova Yu.R. Topical issues of the organization by the internal affairs bodies of the prevention of violent crimes committed by minors in educational institutions // Criminological journal. 2020. No. 1. P. 43-46.

12. Yamburg E.A. To save from hatred // Public education. 2018. No. 8-9(1470). P. 75-80.

13. Krukovsky V.E., Mosechkin I.N. Criminal and legal problems of counteraction to activities aimed at inducement to commit murders and suicides // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2018. No. 4. P. 196-215.

14. Mosechkin I.N. Victimological aspects of countering armed attacks on educational institutions (school-shooting) // Victimology. 2019. No. 1(19). P. 46-53.

15. Krasnova G.V., Markov A.A. The Internet as an actual threat to the information security of the individual // Izvestiya of the St. Petersburg State University of Economics. 2018. No. 2(110). P. 102-108.

16. Selivanova E.A. Training of teachers for the prevention of aggressive behavior of students in schools // Scientific support of the system of professional development. 2018. No. 4(37). P. 78-87.

167

ности личности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2(110). С. 102-108.

16. Селиванова Е.А. Подготовка педагогов к осуществлению профилактики агрессивного поведения обучающихся в школах // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 4(37). С. 78-87.

17. Мухаметзарипов И.А., Гибадуллина М.Р. Применение визуальных материалов в профилактике агрессии и экстремизма среди молодежи: зарубежный и отечественный опыт // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4(56). С. 146-153.

18. Горбаткова О. И. Проблема насилия в школах в зеркале современных российских медиа //Медиаобразование. 2017. № 4. С. 189-205.

19. Грибанов Е.В., Ильницкий А.С. Колум-байн - новая криминальная угроза общества постмодерна // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Грозный, 2020. С. 257-260.

20. Ильницкий А.С. Криминальная идеология в сети Интернет: теоретические и социально-правовые предпосылки криминологического познания // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 4(50). С. 49-53.

17. Mukhametzaripov I.A., Gibadullina M.R. The use of visual materials in the prevention of aggression and extremism among young people: foreign and domestic experience // Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. 2019. No. 4(56). P. 146153.

18. Gorbatkova O.I. The problem of violence in schools in the mirror of modern Russian media // Media education. 2017. No. 4. P. 189-205.

19. Gribanov E.V., Ilnitskiy A.S. Columbine - a new criminal threat to postmodern society //Actual problems of modern science: the view of young scientists: proc. of the Intern. sci. and practical conf. Grozny, 2020. P. 257-260.

20. Ilnitskiy A.S. Criminal ideology on the Internet: theoretical and socio-legal prerequisites for criminological knowledge // Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA. 2020. No. 4(50). P. 49-53.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Плотников Владимир Валериевич, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: sociometriya@mail.ru;

Самойлов Сергей Федорович, доктор философских наук, профессор, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583957.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

V.V. Plotnikov, Doctor of Sociology, Professor of the Department of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: sociometriya@mail.ru;

S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Chief of the Department of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583957.

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.