Научная статья на тему 'ОРУЖЕЙНАЯ КУЛЬТУРА В РФ. ПРИЧИНЫ СКУЛШУТИНГА И ПУТИ ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ'

ОРУЖЕЙНАЯ КУЛЬТУРА В РФ. ПРИЧИНЫ СКУЛШУТИНГА И ПУТИ ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
569
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / ПРИЧИНЫ / ОРУЖЕЙНАЯ КУЛЬТУРА / КОЛУМБАЙН / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / СУБКУЛЬТУРЫ / ПОДРОСТКИ / СТРЕЛЬБА В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гадельшин Артем Альбертович, Потапов Егор Андреевич

В данной статье рассматривается проблема влияния различных внешних факторов на подростков с психологическими или психическими проблемами, находящихся в нестабильной социальной среде и предрасположенных к девиантному, деструктивному поведению и действиям. Ошибки органов и ученых, источник проблем и варианты их предотвращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUN CULTURE IN THE RF. CAUSES OF SKULSHOOTING AND WAYS OF ITS PREVENTION

This article deals with the problem of the influence of various external factors on adolescents with psychological or mental problems who are in an unstable social environment and are predisposed to deviant, destructive behavior and actions. Errors of authorities and scientists, the source of the problems and options for preventing them.

Текст научной работы на тему «ОРУЖЕЙНАЯ КУЛЬТУРА В РФ. ПРИЧИНЫ СКУЛШУТИНГА И ПУТИ ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ»

Гадельшин Артем Альбертович Потапов Егор Андреевич Уральский государственный юридический университет

Институт Юстиции Look.Ar@yandex.ru Ptpv..e.a@gmail.com Gadelshin Artem Potapov Egor Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ОРУЖЕЙНАЯ КУЛЬТУРА В РФ. ПРИЧИНЫ СКУЛШУТИНГА И ПУТИ

ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема влияния различных внешних факторов на подростков с психологическими или психическими проблемами, находящихся в нестабильной социальной среде и предрасположенных к девиантному, деструктивному поведению и действиям. Ошибки органов и ученых, источник проблем и варианты их предотвращения.

Ключевые слова: скулшутинг, причины, оружейная культура, Колумбайн, огнестрельное оружие, субкультуры, подростки, стрельба в школе.

GUN CULTURE IN THE RF. CAUSES OF SKULSHOOTING AND WAYS OF ITS PREVENTION

Annotation: This article deals with the problem of the influence of various external factors on adolescents with psychological or mental problems who are in an unstable social environment and are predisposed to deviant, destructive behavior and actions. Errors of authorities and scientists, the source of the problems and options for preventing them.

Keywords: Skulduggery, causes, Gun Culture, Columbine, firearms, subcultures, teenagers, school shootings.

Актуальная задача на сегодняшний день - определение причин и источников вооруженных нападений на образовательные учреждения, выявление зависимости между эмоциональным, психологическим состоянием потенциального преступника и зависимости жесткости контроля оборота гражданского оружия и применением его подростками для деструктивных и общественно опасных деяний.

Увеличение случаев скулшутинга не только в России, но и в мире, в первую очередь, говорит о проблемах социального и психологического аспектов в обществе подростков (проблемные семьи, низкий уровень жизни, неблагополучные районы проживания, социальная изоляция отдельных индивидов, хронические или приобретенные психологические травмы, девиации в поведении из-за чрезмерного влияние Интернета или отдельных субкультур (АУЕ, националистические движения, околофутбольные и др.) [2, с. 2], отсутствие у психологов навыков или возможностей определить отклонения, чрезмерное давление и запугивание со стороны работников образовательного аппарата), нежеле о проблеме относительно свободного оборота гражданского оружия. Ведь человеку внезапно в голову не придет мысль о массовом убийстве, и уж тем более он не станет её реализовывать. [5]

Ввиду создания вокруг скулшутинга (после происшествия в школе "Колумбайн" в 1999 году) культа среди молодежи, а также участившихся попыток и реализованных инцидентов за последние несколько десятилетий необходимо определить источники явлений и его зависимость с понятием "Оружейная культура". Сначала разбираемся с понятиями "Скулшутинг" и "Оружейная культура"

Что же такое "Оружейная культура" и "скулшутинг"?

В настоящее время нет легального определения "Оружейная культура", в связи с чем в последнее время часто возникают споры, что же это такое, высок ли её уровень в России и других странах (например, в США).

Попробуем разобраться - что такое "Оружейная культура"? В России всеми объединениями, чьё главное увлечение оружие, принято понимать, что это полное осознание пользователем всей ответственности, назначения оружия, его опасности и недопущения чрезмерного использования, или использования посторонними лицами, кем бы они не приходились пользователю. Это значит, что каждый человек, в собственности которого оно есть, никогда не достанет его без крайней необходимости: похвастаться перед друзьями, использовать в любой конфликтной ситуации. Личность, обладающая высокой оружейной культурой понимает, что огнестрельное оружие - это не только средство, направленное на лишение жизни или причинение ущерба здоровью, но и возможность радикальным способом воздействовать как на осознанное, так и на неосознанное в каждом человеке. [1, с. 1-2]

В США же у данного понятия есть как минимум два основных значения, назовем их "Оружейная культура 1" и "Оружейная культура 2". В первом случае, с которого заимствовано понимание в России, оружие рассматривается как инструмент защиты себя, близких, имущества, достоинства, то есть оружие воспринимается как оружие, только его материальный аспект: нож - это нож, пистолет - пистолет, винтовка - винтовка. Далее в статье, мы ограничимся именно этой вариацией.

Второе - современное, с религиозными чертами, его можно было бы назвать "Культ оружия", где оружие является идолом мужественности, властности, статуса главы семьи/общества и показателем того, что владелец -защитник.

С понятием "скулшутинг" всё гораздо проще. Если провести дериватологию, указанное ранее понятие образовано от английских "school" -школа и "shoot" - стрелять. Сам термин имеет следующее определение: это вооруженное нападение (зачастую учащимися) на образовательное учреждение учащихся. При этом важно отметить, что применение огнестрельного оружия необязательно. Случаи с использованием холодного оружия и взрывчатых веществ также относятся к скулшутингу (инцидент с применением исключительно холодного оружия в Пермской школе .№127 15 января 2018 года). Криминологические факторы, позволяющие выделить скулшутинг от других насильственных преступлений:

- Стрелок убивает людей не являющихся его первоначальной целью (даже если таковые изначально были), что позволяет отличить явление от убийства конкретного лица вследствие межличностного конфликта;

- Желание Преступника передать сообщение, или "озвучить" проблему на широкую массу (зачастую записываются видеообращения, или оставляются соответствующие сообщения в соц. сетях)

- Также подобные акции почти всегда заканчиваются смертельным исходом для Стрелков - самоубийство или бессмысленная перестрелка с полицией.

Огнестрельное оружие, очевидно, имеет особый, символический смысл в школьных расстрелах. Демонстративный характер использования оружия подтверждается тем, что преступники часто приносят больше оружия, чем успевают или способны использовать (несколько ружей или пистолетов, множество боеприпасов).

Таким образом, школьные расстрелы являются символическими актами, совершенными с намерением отправить сообщения для более широкой аудитории, чем непосредственные жертвы. В некоторых случаях это сообщение встроено в сам акт, но может быть и так, что преступник оставляет записки или видео, в которых он объясняет свой поступок (Ма1кЫ, 2014)

Казалось бы, прослеживается закономерность "захотел-реализовал" в отношении возникновения умысла на убийство, покупки/хищения оружия и его использования в общеобразовательных учреждениях. Самое главное - не заострять внимание на ней, ведь рассматривать любое явление необходимо и за его рамками. Следовательно, нужно выявить, какие причины тем или иным образом приводят нас к "захотел-реализовал":

Во-первых, социальная изоляция, которая может быть следствием самых разных явлений, начиная с плохих внешних данных или отличных от большинства сверстников увлечений, заканчивая низким социальным и финансовым статусом семьи и наличием болезней. [6, с. 82. 7]

Во-вторых, психологические или психические травмы, приобретенные или хронические. Личности, имеющие такие травмы более склонны к депрессии, агрессивному поведению, проявлением неконтролируемых эмоций и другим деструктивным действиям/поведению. Вследствие чего, такого человека проще довести до "точки кипения", когда его депрессия, отрешённость и немногословность перерастет в открытую ненависть, агрессию, желание "справедливости".

В-третьих, влияние социальных институтов, заключающийся в наличии различного "треш-контента" в Интернете и ТВ, искажающий психику подростка.

Убийство уже не является для него недопустимым, стирается морально-этическая черта. Избыток информации помогающей в подготовке Возмездия, возможность найти людей с аналогичными желаниями, что также помогает преодолеть психологический барьер и прийти к решению осуществления Преступления. [8, с. 2-3]

При этом сразу упомяну Эффект Вертера - т.е. подражание преступнику, 'эталонному" преступлению. Вопреки большому количеству мнений, не является первоочередным фактором, ведь как написано ранее важно "Почему?", а не "Как?". Причина эффекта - чрезмерное освещение случаев со стороны СМИ, что показывает насколько это эффективный способ "заявить о себе".

А также Субкультуры пропагандирующие девиантное поведение были всегда, несмотря на тот факт, что сейчас таких намного меньше, их суммарный фактор влияния ничуть не уменьшился.

Зачастую стрелкам назначали только принудительное лечение в психиатрических больницах и через несколько лет они уже были на свободе. [3, с. 3-4]

На данный момент, основными статьями по которым осуждаются «скулшутеры» совершившие преступление являются: «Хулиганство» (ст. 213 УК РФ) и «Покушение на убийство» (ст. 105 УК РФ), «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека» (ст. 111 УК РФ) и «Побои по хулиганским побуждениям» (ч. 2 ст. 116 УК РФ). Таким образом, в случае отсутствия тяжких последствий подобная деятельность зачастую квалифицируется как хулиганство, или вовсе отправляют на принудительное лечение что, конечно, не раскрывает в полной мере мотив преступления, ведь Хулиганство - есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. А Стрелки выражают свою ненависть и желание торжествования "Справедливости", добивались славы или доказывали свою состоятельность как мужчин и превосходство над другими.

В США же основные статьи "Убийство, караемое смертной казнью", "Убийство нескольких человек, караемое смертной казнью", "Покушение на убийство" но ввиду несовершеннолетия большинства подсудимых выносят вердикты о пожизненном заключении с возможностью освобождения по истечению 40 лет, или же вовсе признают невменяемыми и отправляют на принудительное лечение.

Такие разнообразные и неоднозначные решения судов вызваны одним из основных факторов скулшутинга - стрелки в 90% заканчивают жизнь

187

самоубийством, или умирают в бессмысленной перестрелке с полицией. Как итог - отсутствие устоявшегося судебного прецедента даже в США и нехватки судебной практики в РФ.

Проблема заключается в анализе ситуаций большинством ученых и органами с точки зрения того, что, в первую очередь, виноваты онлайн-сообщества, Интернет и различные социальные агенты, по типу не так давно набравших популярность и сразу затухших Синих китов, хотя всем известно, что изначально это была AR-игра и не несла в себе никаких деструктивных целей (Рекламная кампания пятого сезона сериала LOST). За последние года психологическим и социальным проблемам также стало уделяться достаточное внимание, а мы рассмотрим причинно-следственную связь между Оружейной культурой как явлением и Скулшутингом как последствием.

Для установки причинно-следственной связи есть три условия:

Во-первых, Деяние (явление) было раньше последствий. Несмотря на первый зарегистрированный случай скулшутинга в 1927 г. мы начнём отсчёт именно с 1999 г, ведь тогда явление приобрело массовый характер и появились персонажи для подражания. В США Оружейная культура берет свое начало с исторического периода истории страны как "фронтир" или "Дикий запад", начало XIX в-1920 г. Простыми вычислениями понимаем, что ОК сложилась раньше точки отсчета скулшутинга в США. В РФ же первый зарегистрированный случай скулшутинга произошел в 2014 г, а понятие и развитие ОК не имеет общедоступного уровня и по сей день.

Во-вторых, Деяние (явление) - одна из реальных возможных причин. Сам факт лёгкого доступа граждан к огнестрельному оружию не подтолкнет человека к реализации бойни в учебном заведении, ведь есть огромное количество других способов убить людей в конце концов оружием может быть и строительный молоток, и канцелярский нож (5 сентября 2017 года, школа №1 города Ивантеевка,Московская обл.). Этому в первую очередь предшествуют психологические и социальные проблемы.

В-третьих, Деяния (явление) привело к данному последствию. Высокий уровень ОК и ответственное отношение к хранению, перевозке, использованию огнестрельного оружия, как показывает практика США не исключает скулшутинг. Значит, низкий уровень ОК и сложная легальная доступность оружия в РФ казалось бы должна исключить случаи скулшутинга, но как мы видим на практике это не так, а некоторые вооруженные нападения реализованы исключительно с применением холодного оружия.

Вывод: Доступность или невозможность достать огнестрельное оружие никак не искореняет буллинг, социальную изоляцию, влияние СМИ и пропаганду девиантного поведения среди подростков, что является основными причинами стрельбы в школе и ненависти к обществу. Скулшутинг и Оружейная культура, которая является фактором свободного оборота огнестрельного оружия среди гражданских в реалиях РФ никак не связаны друг с другом. В США же уровень ОК влияет только на способ реализации последствий социальных и психологических проблем подростков. ОК в США влияет на общий % смертей при различных преступлениях.

Итак, что же может решить, или уменьшить количество школьных стрелков?

В первую очередь, это конечно же повышение бдительности и профессионализма психологов, работающих непосредственно в учебных заведениях (особенно в школах и колледжах). Ознакомление учеников, студентов с явлением скулшутинга, его причинами, для уменьшения случаев социальной изоляции отдельных личностей. Работа психологов не только с жертвами буллинга, но и с его инициаторами.

Вторая ступень - работа со СМИ и соц. сетями: блокировка или регулирование треш-контента в СМИ и пропаганды девиантного поведения в соц.сетях. Данная работа будет осложнена некомпетентностью органов регулирующих деятельность в Интернете, ведь сейчас огромное разнообразие ироничных, бессмысленных, а также закрытых групп с крипи контентом для чистого ознакомления с ним, да и как показывает практика актуальные движения среди молодёжи всегда найдут возможность объединиться.

Пассивный мониторинг публичных страниц соц. сетей отдельных учащихся и проработка выявленных потенциальных преступников.

Третье. Повышение Оружейной культуры, не обязательно ужесточением контроля за оборотом гражданского оружия, а выработку у держателей такого оружия понимания того, что даже близкий человек может совершить с ним множество ужасных дел. Как следствие доступ школьных стрелков к оружию будет исключен, ведь отцовский пистолет лежит в сейфе под замком, а для покупки нелегального нужны большие деньги и соответствующие связи.

Список литературы:

1. Шарифзянова К.Ш. Современные тенденции подростковой девиации. Субкультура скуштутинг «School shooting»: сущность и причины проявления. / К.Ш. Шарифзянова // Проблемы управлением качеством образования, 2020. С. 117-120.

2. Грибанов Е.В., Ильницкий А.С. Колумбайн - новая криминальная угроза общества постмодерна. / Е.В. Грибанов // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых, 2020. С. 257-260.

3. Чунин А.С. Феномен скулшутинга в современной Росии - Правовой аспект / А.С. Чунин // Обзор .НЦПТИ 2020. №3. С. 48-52.

4. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: Механизмы, причины, профилактика. / Д.Г.Давыдов, К.Д.Хломов // Национальный психологический журнал. 2018. №4(32). С.62-76.

5. "Колумбайн" везде: что случилось в США почти 20 лет назад и как это повлияло на жизнь школ / Мел // URL: https://mel.fm/shkola/1935407-kill_in_school

6. Психология социального отчуждения: учебник / под. ред. Б.Н. Алмазов, М, 2020

7. Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / Я.С. Дикусар // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №4, С. 28-33.

8. Дикусар Я.С. Оценка воспитания личности подростка в зависимости от типа семейных отношений / Я.С. Дикусар // Традиции и инновации в педагогическом образовании. 2017. С. 154-156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.