АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ДИАГНОСТИКЕ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В.В. Васильев, аспирант
Уфимский университет науки и технологий
(Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-1-52-55
Аннотация. В данной научной статье проведен анализ социологических исследований по диагностике скулшутинга в образовательных организациях. Отмечаются различные аспекты диагностики скулшутига, такие как факторы риска, предикторы, последствия и эффективные подходы к диагностике. Таким образом, представлены рекомендации на основе анализа существующих исследований, ориентированные на улучшение диагностики скулшутига в образовательных организациях.
Ключевые слова: скулшутинг, социологические исследования, диагностика скулшутинга, образовательные организации, профилактика.
В современных реалиях в образовательных организациях, проблема скулшутинга стала уже серьезной социальной проблемой, требующей эффективных мер профилактики. Скулшутинг - феномен насильственных инцидентов с расстрелами школьников или стрельбой в школах (англ. - school shooting) [1]. В этом отношении стоит выделить социальные технологии, которые предлагают новый подход к решению этой проблемы, основанный на использовании современных технологий и методов, адаптированных к особенностям образовательного процесса.
Отметим исследование «Understanding Social Dynamics and School Shootings Requires Larger Context» Джесси Кляйн. В этом исследовании изучается социальная динамика, которая способствует скулшу-тингу [6]. Отмечается, что можно использовать социологические теории, такие как теория социальной дезорганизации и теория социального контроля, для анализа социальных, культурных и структурных факторов, которые влияют на продуцирование скулшутинга в обществе.
Другим исследованием является «An Examination of School Shootings and Mental Health: A Comparative Case Study» Эмили Кауфман, где изучается роль психического здоровья в диагностике скулшутинга [5]. Автор проводит систематический обзор существующей литературы о взаимосвязи между психическим здоровьем и скулшу-
тингом, анализируя различные факторы, такие как: доступ к услугам в области психического здоровья, стигматизация и поведение, связанное с обращением за помощью, которые влияют на вероятность скулшутинга.
Выделим также отечественное исследование «Скулшутинг в образовательных организациях как особо опасный феномен современности: профилактика и противодействие безмотивным террористическим акциям» Абрамова А.Э., где проводится анализ проблемы скулшутинга в образовательных организациях, таких как школы и университеты, как особо опасного феномена современности. Представлен анализ выборки данных 2018-2021 гг. о вовлеченности российской аудитории в сообщества с деструктивным контентом. Приведены результаты исследования психолого-психиатрической экспертизы по выделению особенностей подростков, которые подвергаются деструктивным идеям, выделен ряд предупреждающих факторов [1]. Автор также изучает характеристики и профиль потенциальных скулшутеров, их мотивацию и подходы к реализации своих намерений. Методы исследования могут включать в себя сравнительно-политический, системный и структурно-функциональный подходы, а также методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и наблюдения. Таким образом, важным аспектом исследования является разработка
эффективных методов профилактики и противодействия скулшутингу.
Отметим также значимое исследование «Скулшутинг в России и мире» Мухамет-зяновой Ф.Г., Рахматуллиной Г.Х., где представлены результаты социологического исследования скулшутинга (стрельбы в школах) в России и мире. Авторы исследования анализируют различные аспекты этого явления, такие как его распространенность, мотивы скулшутеров, характеристики инцидентов, последствия для пострадавших, а также меры профилактики и противодействия скулшутингу. Исследование включает в себя анализ данных о случаях скулшутинга в России и других странах мира, научной литературы по проблемы скулшутинга. Особое внимание в исследовании уделяется изучению факторов возникновения проблемы скулшутинга и отмечается, что простого ответа на вопрос о причинах возникновения феномена скулшутинга не существует [3].
В отношении изучения скулшутинга в России также стоит выделить исследование «Скулшутинг в России: что имеет значение?» Карповой А.Ю. и Максимовой Н.Г., где представлены результаты социологического исследования скулшутин-га в России с применением метода case study [2]. В связи с этим авторы выделили примеры предупреждающих знаков и варианты их использования подражателями и на стене сообществ ВК, а также отметили, что цифровой подход анализа больших данных для того, чтобы создать эффективные превентивные меры предупреждения скулшутинга.
Также есть исследование «Социально-педагогический аспект профилактики скулшутинга» Петренко Е.А., Митрухи-ной С.В., где исследуется роль социально-педагогической работы в профилактике скулшутинга. В работе анализируется конкретный случай с применением «силовых» методов, показаны ограничения данных методов, в заключении обосновывается необходимость применения социально-педагогических способов профилактики скулшутинга [4]. Отмечается, что важно оперативно реагировать на проявления агрессивного поведения, конфликтов,
насилия и межличностных проблем среди учащихся, а также проводить анализ их причин, чтобы разрабатывать целенаправленные меры профилактики.
Исходя из вышеперечисленного, мы выяснили, что одно из ключевых направлений социологического анализа скулшутинга в образовательных организациях -это исследования причин и мотивов, которые приводят к возникновению этого явления. Множество исследований указывают на то, что скулшутинг не имеет однозначных причин, и его мотивы могут быть многообразными. Неконтролируемый доступ к оружию, психические расстройства, проблемы в отношениях со сверстниками и педагогами, желание мести или вызвать внимание, негативное воздействие социальных и культурных факторов - все это могут быть факторы, способствующие возникновению скулшутинга в образовательных организациях.
Стоит отметить, что образовательные организации должны внедрять программы по профилактике насилия, буллинга и жестокости, обучать педагогический персонал навыкам раннего выявления и эффективного реагирования на потенциальные случаи скулшутинга, а также создавать культуру толерантности. Профилактика скулшутинга является сложной задачей, которая требует взаимодействия различных структур и организаций, а также внедрения комплекса мер на разных уровнях - от индивидуального до системного. Одноразовые меры могут быть недостаточными, и поэтому постоянное внимание и усилия со стороны образовательных учреждений и других заинтересованных сторон являются важными для эффективной профилактики скулшутинга. Нет одного универсального решения, которое сработает во всех случаях, и необходимо учитывать местные условия, ресурсы и потребности образовательных учреждений. На основе проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации для профилактики скулшутинга в образовательных организациях:
1) Создание благоприятного психосоциального климата в образовательной организации. Образовательная организация
должна разработать правила и нормы поведения, которые направлены на создание взаимоуважения, толерантности и поддержки среди учащихся.
2) Раннее выявление факторов риска. Педагоги и другие специалисты образовательной организации должны в непрерывном режиме осуществлять мониторинг поведения учащихся, обращая внимание на изменения в их поведении, эмоциональном состоянии, а также на проявления агрессии, изоляции, отсутствия социальной адаптации.
3) Укрепление психологической компетентности педагогов. Педагоги должны быть оснащены необходимыми знаниями, навыками и инструментами, чтобы эффективно взаимодействовать с учащимися, предотвращать конфликты, решать проблемы поведения и эмоциональных состояний, и создавать благоприятную атмосферу в образовательной организации.
4) Развитие навыков социальной адаптации и коммуникации у учащихся. Здесь необходимо внедрение в учебный план программ обучения социальным навыкам,
которые включают такие аспекты, как эм-патия, умение слушать, умение выразить свои мысли и чувства, решение конфликтных ситуаций, установление позитивных отношений и дружелюбное общение. Эти программы могут проводиться в форме уроков, тренингов, ролевых игр и других интерактивных форматов.
Таким образом, социологические исследованию показывают, что скулшутинг является серьезной проблемой, требующей всестороннего подхода для профилактики. Ключевыми мерами являются: создание безопасной и поддерживающей среды внутри образовательных учреждений, раннее выявление рискового поведения, ограничение доступа к оружию, внедрение программ профилактики насилия и обучение педагогического персонала соответствующим навыкам и компетенциям. Однако, профилактика скулшутинга является долгосрочным процессом, требующим постоянного мониторинга и оценки эффективности мер, а также сотрудничества между различными заинтересованными сторонами.
Библиографический список
1. Абрамов А.Э. Скулшутинг в образовательных организациях как особо опасный феномен современности, профилактика и противодействие безмотивным террористическим акциям / А. Э. Абрамов // Общество: политика, экономика, право. - 2023. - № 3(116). -С. 39-40. - DOI 10.24158/pep.2023.3.5. - EDN GRBTDD.
2. Карпова А.Ю. Скулшутинг в России: что имеет значение? / А. Ю. Карпова, Н. Г. Максимова // Власть. - 2021. - Т. 29, № 1. - С. 93. - DOI 10.31171/vlast.v29i1.7920. -EDN QLQYTP.
3. Мухаметзянова Ф.Г. Скулшутинг в России и мире / Ф. Г. Мухаметзянова, Г. Х. Рахматуллина // Глобальная экономика и образование. - 2022. - Т. 2, № 4. - С. 86. -EDN CHHQMU.
4. Петренко Е.А. Социально-педагогический аспект профилактики скулшутинга / Е. А. Петренко, С. В. Митрухина // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2021. - № 4(38). - С. 126. - EDN YEMYHR.
5. Kaufman E. An Examination of School Shootings and Mental Health: A Comparative Case Study. Honors Theses. 1684. 2018. P. 1-10.
6. Klein J. Understanding Social Dynamics and School Shootings Requires Larger Context // International Journal of Developmental Science. - 2014. - Vol. 8, № 1-2. - P. 45-46.
ANALYSIS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH ON THE DIAGNOSIS OF SCHOOLSHOOTING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
V.V. Vasiliev, Postgraduate Student Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)
Abstract. This scientific article analyzes sociological research on the diagnosis of school-shooting in educational organizations. Various aspects of the diagnosis of schoolshooting are noted, such as risk factors, predictors, consequences and effective approaches to diagnosis. Thus, recommendations are presented based on the analysis of existing studies aimed at improving the diagnosis of school-related diseases in educational organizations.
Keywords: schoolshooting, sociological research, diagnosis of schoolshooting, educational organizations, prevention.