Научная статья на тему 'СКУЛШУТИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК ОСОБО ОПАСНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ, ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БЕЗМОТИВНЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКЦИЯМ'

СКУЛШУТИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК ОСОБО ОПАСНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ, ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БЕЗМОТИВНЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКЦИЯМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / ОПАСНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНТЕНТ / НАПАДЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СКУЛШУТИНГУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамов Александр Эдуардович

Трагические события, которые происходят в случаях скулшутинга в Российской Федерации, усилили интерес различных отечественных и зарубежных исследователей, а также и общественности к попыткам понять данный особо опасный феномен современности. В статье дано определение скулшутинга, установлено начало его распространения. Представлен анализ выборки данных 2018-2021 гг. о вовлеченности российской аудитории в сообщества с деструктивным контентом. Приведены результаты исследования психолого-психиатрической экспертизы по выделению особенностей подростков, которые подвергаются деструктивным идеям, выделен ряд предупреждающих факторов. В ходе этнографического исследования выделена субкультура скулшутинга, в рамках которой выделены группы с различными моделями поведения. Выявлены основные и дополнительные мотивы нападений на образовательные учреждения, исследованы дополнительные признаки, способствующие нападению. Представлены блоки построения новости для СМИ в контексте освещения трагических событий. Предложены методы профилактики и противодействия безмотивным террористическим акциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL SHOOTING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A PARTICULARLY DANGEROUS PHENOMENON OF MODERNITY, PREVENTION AND COUNTERACTION TO UNMOTIVATED TERRORIST ACTIONS

The tragic events that occur in cases of school shooting in the Russian Federation today have increased the interest of various Russian and foreign researchers, as well as the public, in trying to understand this especially dangerous phenomenon of our time. The paper gives a definition of school shooting and establishes the beginning of its spread. An analysis of the 2018-2021 data samples about the involvement of the Russian audience in communities with destructive content is presented. The results of a study of psychological and psychiatric expertise on the identification of the characteristics of adolescents who are exposed to destructive ideas are given, and a number of warning factors are highlighted. In the course of ethnographic research, the subculture of school shooting is identified, within which groups with different types of behavior are described. The main and additional motives of attacks on educational institutions are identified, and additional signs contributing to the attack are investigated. The methods of prevention and counteraction to unmotivated terrorist actions are proposed.

Текст научной работы на тему «СКУЛШУТИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК ОСОБО ОПАСНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ, ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БЕЗМОТИВНЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКЦИЯМ»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 3. С. 39-45. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 3. P. 39-45.

Научная статья УДК 304.444

https://doi.org/10.24158/pep.2023.3.5

Скулшутинг в образовательных организациях как особо опасный феномен современности, профилактика и противодействие безмотивным террористическим акциям

Александр Эдуардович Абрамов

Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Экспертный совет при Антитеррористической комиссии Волгоградской области, Волгоград, Россия, aabramov1602@gmail.com

Аннотация. Трагические события, которые происходят в случаях скулшутинга в Российской Федерации, усилили интерес различных отечественных и зарубежных исследователей, а также и общественности к попыткам понять данный особо опасный феномен современности. В статье дано определение скулшутинга, установлено начало его распространения. Представлен анализ выборки данных 2018-2021 гг. о вовлеченности российской аудитории в сообщества с деструктивным контентом. Приведены результаты исследования психолого-психиатрической экспертизы по выделению особенностей подростков, которые подвергаются деструктивным идеям, выделен ряд предупреждающих факторов. В ходе этнографического исследования выделена субкультура скулшутинга, в рамках которой выделены группы с различными моделями поведения. Выявлены основные и дополнительные мотивы нападений на образовательные учреждения, исследованы дополнительные признаки, способствующие нападению. Представлены блоки построения новости для СМИ в контексте освещения трагических событий. Предложены методы профилактики и противодействия безмотивным террористическим акциям.

Ключевые слова: скулшутинг, опасный феномен современности, деструктивный контент, нападения на образовательные учреждения, противодействие скулшутингу

Для цитирования: Абрамов А.Э. Скулшутинг в образовательных организациях как особо опасный феномен современности, профилактика и противодействие безмотивным террористическим акциям // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 3. С. 39-45. https://doi.org/10.24158/pep.2023.3.5.

Original article

School Shooting in Educational Institutions as a Particularly Dangerous Phenomenon of Modernity, Prevention and Counteraction to Unmotivated Terrorist Actions

Alexander E. Abramov

Volgograd Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Expert Council at the Antiterrorist Commission of Volgograd Region, Volgograd, Russia, aabramov1602@gmail.com

Abstract. The tragic events that occur in cases of school shooting in the Russian Federation today have increased the interest of various Russian and foreign researchers, as well as the public, in trying to understand this especially dangerous phenomenon of our time. The paper gives a definition of school shooting and establishes the beginning of its spread. An analysis of the 2018-2021 data samples about the involvement of the Russian audience in communities with destructive content is presented. The results of a study of psychological and psychiatric expertise on the identification of the characteristics of adolescents who are exposed to destructive ideas are given, and a number of warning factors are highlighted. In the course of ethnographic research, the subculture of school shooting is identified, within which groups with different types of behavior are described. The main and additional motives of attacks on educational institutions are identified, and additional signs contributing to the attack are investigated. The methods of prevention and counteraction to unmotivated terrorist actions are proposed.

Keywords: school shooting, dangerous phenomenon of modernity, destructive content, attacks on educational institutions, countering school shooting

For citation: Abramov, A.E. (2023) School Shooting in Educational Institutions as a Particularly Dangerous Phenomenon of Modernity, Prevention and Counteraction to Unmotivated Terrorist Actions. Society: Politics, Economics, Law. (3), 39-45. Available from: doi:10.24158/pep.2023.3.5 (In Russian).

Один из основных признаков терроризма - политическая мотивировка преступлений данной направленности и ориентация на максимальное число потенциальных жертв, что определяет

© Абрамов А.Э., 2023

объектом террористической атаки места массового скопления людей, включая школы, больницы, общественный транспорт (Frolov, 2006). Однако в последние годы в России участились случаи вооружённых нападений на образовательные организации, имеющие как политическую мотивировку - в результате распространения экстремистских воззрений (Морозов, 2021a), так и личностную психологическую мотивировку на основе социальной неприязни.

Актуальность данного исследования обоснована прежде всего активизацией такого нового для Российской Федерации деструктивного явления, как скулшутинг, в контексте последних трагических событий по нападению так называемых «стрелков» на образовательные организации в разных регионах России.

Цель исследования состоит в разработке комплексного плана по реализации практических мер для профилактики скулшутинга и противодействия ему как особо опасному феномену современности.

Задачи исследования: выполнить анализ вовлеченности российской аудитории в сообщества с деструктивным контентом на основе выборки данных 2018-2021 гг., а также мотивов нападения на образовательные учреждения; провести этнографическое исследование и исследование психолого-психиатрической экспертизы по выделению особенностей подростков, которые подвержены деструктивным идеям; исследовать феномен скулшутинга как особо опасный феномен современности; выделить ряд особенностей, предупреждающих о возможности нападения; обозначить модельные подходы к исследованию, предложенные специалистами по данной проблематике; выделить категории скулшутеров и их отличительные особенности.

Объектом исследования является скулшутинг как особо опасный феномен современности, предметом исследования - деструктивное воздействие феномена скулшутинга на молодое поколение в Российской Федерации.

Предполагаемая научная новизна: результаты данных исследований будут использованы автором при разработке методических рекомендаций для педагогов по выявлению признаков экстремистской деятельности среди обучающихся в информационной среде.

Методология исследования: сравнительно-политический, системный и структурно-функциональный подходы, а также методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и наблюдения.

Степень научной разработанности темы. Зарубежные ученые, которые проводят исследования по данной проблематике, подробно рассматривают вопрос о том, является ли скулшутинг случайным и бессмысленным актом насилия (Madfis, 2016). Так, К. Ньюман и ее соавторы полагают, что стрельба в школах характеризуется прежде всего такими случаями, когда один или несколько так называемых «стрелков» (скулшутеров) нападают на школу и убивают неопределенное количество людей (Newman et al., 2008). Некоторые ученые оценивают расстрелы в школах как «случайные» события, опираясь отчасти на широко разрекламированное (хотя эмпирически сомнительное) представление о том, что скулшутеры нападают на сверстников и учителей без разбора и заранее обдуманных целей (Kimmel, Mahler, 2003). Исследователь Г. Маскерт выделяет отличительные особенности нападения на школы: от расстрела специально выбранных учеников до так называемой хаотичной стрельбы, которая характеризуется прежде всего случайными жертвами в результате нападения (Muschert, 2007).

Ученые из Афинского национального университета Е. Даскалопулу, А. Игумену и Г. Алеви-зопулос характеризуют скулшутеров как «доморощенных террористов» (Daskalopoulou et al., 2017). Достаточно схожи с особенностями действий террористов (от лат. terror - страх, ужас) их мотивационные установки, а именно преднамеренность действий и формирование атмосферы страха и ужаса. Исследователь К. Ньюман определяет потенциальных скулшутеров как учеников или бывших учеников образовательного учреждения, которые планируют и совершают нападения на других учеников с целью убийства на территории школы (Newman et al., 2008). По мнению греческих ученых, скулшутеры выбирают учеников для убийства или целенаправленно из-за так называемого буллинга, т. е. травли, или «случайно», или по «символическим причинам». Важно подчеркнуть, что при нападении скулшутеру важным представляется месть школе как организации, а не только отдельным ее ученикам (Daskalopoulou et al., 2017: 1-2).

Анализируя степень разработанности феномена скулшутинга в рамках российского гуманитарного знания, мы приходим к выводу, что данное направление характеризуется определенной тематической сложностью, а также недостаточностью исследования, поскольку этот деструктивный феномен начал активно распространяться в Российской Федерации сравнительно недавно и имеет в нашей стране некоторые отличительные особенности. В связи с этим возникает потребность в разработке рекомендаций, в которых будут учитываться новые реалии деструктивного поведения молодежи в образовательных организациях, для противодействия данному особо опасному феномену. Обращение к результатам изучения проблемы скулшутинга (колумбайна) в публикациях российских

ученых (Андрущак, 2022; Нецифровые и цифровые маркеры риска вооруженного нападения на учебные заведения ..., 2021; Гриненко, Ромеро Рейес, 2021; Карпова, Максимова, 2021; Анализ текстового контента девиантных онлайн-сообществ (на примере сообществ скулшутинга) ..., 2020) будет способствовать достижению поставленных цели и задач проводимого нами исследования.

После того, как феномен скулшутинга был признан Верховным судом Российской Федерации 2 февраля 2022 г. «террористическим движением», так называемые потенциальные «стрелки»-террористы преследуются в соответствии с законодательством Российской Федерации по уголовной статье «Терроризм». Призывы, связанные с реализацией таких противоправных действий, в том числе и высказывания в публичном поле, которые оправдывают данные действия, подлежат уголовному наказанию (Андрущак, 2022).

По нашему мнению, нападающий на учебные заведения должен быть квалифицирован во всех формулировках как «террорист», а не «стрелок», так как «стрелок» - это скорее военно-учетная специальность военнослужащих. Поскольку скулшутинг как особо опасный феномен современности обладает достаточно схожими механизмами с терроризмом, то для противодействия этому деструктивному явлению требуется усиление правоприменительной практики в отношении тех граждан, которые совершают преступления данного типа.

Итак, скулшутинг можно охарактеризовать как особо опасный феномен современности, представленный в виде определенных насильственных действий, связанных с нападением, расстрелами, взрывами или стрельбой в образовательных организациях, как правило, в школах, но как показали события последних лет, в том числе в колледжах и институтах (Морозов, 2021a: 93). Данное явление, по мнению различных экспертов, возникло в начале XX в., но распространение получило после первого массового убийства в школе «Колумбайн» в США 20 апреля 1999 г. Двое учащихся совершили нападение на эту школу, в результате которого, по различным данным, было убито 13 человек, среди которых в основном дети, а также ранено около 23 человек, после чего нападавшие покончили с собой (Андрущак, 2022: 10). Вскоре появляется так называемый «колумбайн-эф-фект», который представляет собой массовую волну подражательных насильственных действий, что может быть результатом широкого освещения трагических инцидентов и событий, связанных с феноменом скулшутинга, в различных социальных сетях и СМИ.

В процессе проводимого нами исследования было выявлено, что одним из факторов, который способствует развитию активного интереса к незаконным действиям у представителей молодого поколения, является именно вступление, чаще всего в социальных сетях, в различного типа деструктивные сообщества, распространяющие контент с идейной установкой на девиантное поведение, обычно переходящее в какие-либо радикальные действия. В таблице 1 представлена информация, в которой отображена вовлеченность россиян в сообщества с деструктивным контентом (по исследовательским данным агентства «Крибрум» за 2018-2021 гг.) (Нецифровые и цифровые маркеры риска вооруженного нападения на учебные заведения ..., 2021: 93).

Таблица 1 - Вовлеченность российской аудитории в сообщества

с деструктивным контентом

Деструктивная тематика Общее число последователей Из них подростки

А.У.Е. (тюремная) 10 911 000 1 624 900

Наркотики 612 700 89 900

Скулшутинг и призыв к насилию, убийствам 328 000 54 300

Кибербуллинг 12 851 600 3 494 500

Суицид 166 000 66 600

Асоциальная 316 000 69 700

Исследования, которые проводились различными специалистами в рамках судебной психолого-психиатрической экспертизы, позволили выявить следующие особенности:

1. Первоначально подросток сталкивался, как было отмечено ранее, с деструктивным контентом в различных социальных сетях. Но в дальнейшем, если он более детально проводил поиск и просмотр такой информации, то мог найти так называемые «точки соприкосновения» между собой и участниками прошлых нападений.

2. Далее у молодого человека происходил целенаправленный просмотр деструктивного контента (видео, фото, цитаты), в том числе он начинал устанавливать социальные контакты путем переписки с подростками, которые проживали в других городах и были подвержены так называемому буллингу (травле, агрессивному преследованию, обычно выражающемуся в издевательстве над одним из сверстников в компании молодежи).

3. Вскоре у молодого человека происходило усиление мотивации и установка идентичности, которая соответствовала феномену скулшутинга (Гриненко, Ромеро Рейес, 2021: 182).

Важно выделить то, что в нарушении поведения молодого человека, на наш взгляд, отправной точкой является, как было указано ранее, травля, буллинг, различные формы отвержения и исключения, которым в большей степени подвержена менее социализированная группа молодых людей. Переживание событий, связанных с буллингом, в дальнейшем влияет на установку контактов в обществе и соответствующее качество близких связей.

Проанализировав случаи нападения обучающихся на различные образовательные организации, число которых с 2018 г. в Российской Федерации увеличилось, можно сделать вывод, что этому способствовал ряд факторов, предупреждающих о наличии такой угрозы в обществе, а именно:

1. Цифровая среда обитания, в которой бесконтрольно формируется деструктивный контент и далее происходит рекрутирование сочувствующих.

2. Отсутствие целенаправленных автоматизированных инструментов и методик для предотвращения угроз, связанных с данным феноменом, так называемых превентивных мер.

3. Нарушение деятельности различных институтов, а именно инфраструктуры образовательных организаций, нехватка элементарных систем безопасности, препятствующих проникновению вооруженных преступников, отсутствие всеобъемлющей поддержки психологов для детей, которые склонны к попаданию в так называемую группу риска.

4. Недостаточно эффективная работа научно-исследовательских центров (или вообще их отсутствие), цель деятельности которых заключается в противодействии скулшутингу и его профилактике, в том числе через отслеживание пользователей социальных сетей, которые интересуются деструктивным контентом или его распространяют. Особенно здесь необходимо отслеживать так называемые «цифровые следы», подключая аналитические автоматизированные системы, которые работают по поиску определенных слов, цитат или маркеров (Нецифровые и цифровые маркеры риска вооруженного нападения на учебные заведения ..., 202l: 88).

В процессе исследования было выявлено, что на сегодняшний день экспертные круги по изучению данной проблематики разделились на две группы, которые предлагают использовать определенные модельные подходы. Представители первой группы указывают на изменение поведения по причине недостаточного воспитания нового поколения, что стало последствием определенных просчетов в образовательном процессе. Специалисты из второй группы являются сторонниками более решительных действий, предлагая изменить ситуацию «здесь и сейчас» через формование, как было указано выше, различных научно-исследовательских центров, а также создания необходимого инструментария, что позволит минимизировать возможность формирования такого опасного социального явления, как скулшутинг (Анализ текстового контента девиант-ных онлайн-сообществ (на примере сообществ скулшутинга) ..., 2020: 92-93).

Особый интерес к феномену скулшутинга связан с подачей новостей в различных СМИ, в том числе и на телевидении, зачастую с подробным освещением деталей расстрела в образовательных организациях. Как отмечают теоретики постсубкультуры, новые или старые субкультуры (часть культуры общества, где сформировано определенное поведение, отличающееся от большинства) в основной своей массе связаны именно с различными социальными сетями. Новый тип сформировавшейся субкультуры активно использует данный инструментарий - «социальные сети» и вообще сеть Интернет - для взаимодействия, создания и распространения целенаправленного контента, а быстрый доступ к Сети является первичной объединяющей установкой действующей субкультуры. В первую очередь социальные сети позволяют быть активными потребителями информации различного типа, в том числе и деструктивного направления, а отдельные участники занимаются формированием информационного поля, нередко и с негативным контекстом. На основании данных тезисов мы приходим к выводу, что пользователи Сети, которые проявили первичный интерес к феномену скулшутинга, не просто получают информацию, но в итоге ее активно распространяют среди других пользователей. Важно отметить, что на фоне данных процессов создаются и другие тематические инструменты воздействия - музыка, фильмы и произведения медиаискусства, которые далее активно распространяются (Анализ текстового контента девиантных онлайн-сообществ (на примере сообществ скулшутинга) ..., 2020: 92-93).

По нашему мнению, музыка является одним из самых сильных инструментов влияния. Все, построенное на влиянии волн, будь то световой или музыкальный спектр, влияет не только на психику, но и на физиологию человека. Это архаическая система, которая может оказывать воздействие на подсознание человека, что, на наш взгляд, программирует молодежь в том числе и на деструктивный культ.

В результате этнографических исследований было выявлено, что молодые люди, которые проявили интерес к явлению скулшутинга, в своей массе не однородны, а делятся в рамках своей субкультуры на различные подгруппы, критерии выделения которых опираются на модели поведения и различия в интересах:

1. Исследователи.

2. Фанаты.

3. Колумбайнеры.

4. Подражатели.

Здесь необходимо подчеркнуть, что именно категория так называемых «подражателей» в первую очередь заинтересована в активном распространении деструктивного контента, но и другие подгруппы могут распространять идейные установки скулшутинга. При всех обстоятельствах участие в какой-либо одной группе не может быть постоянным и носит переходный характер, например участник из категории «фанат» может перейти в «подражатели», что отражает опасную тенденцию развития таких подгрупп в рамках субкультуры (Анализ текстового контента девиант-ных онлайн-сообществ (на примере сообществ скулшутинга) ..., 2020: 92-93).

В исследованиях мотивации, которая формирует определенные установки, выявлено, что в скулшутинге по сравнению с другими проявлениями насильственных действий, мотивы порой сильно различаются и, как правило, основаны на каких-либо личных проблемах или обстоятельствах, сложившихся в семейном кругу, травле одноклассниками, восприятии прошлых нападений на образовательные организации. Но в подавляющем большинстве нападающие на образовательные учреждения принимают решение по одной мотивационной установке, представленной в таблице 2, но в 5 случаях из 19 дополнительный мотив был определяющим для принятия решения о применении насилия (Карпова, Максимова, 2021: 99).

Таблица 2 - Мотивы нападения на образовательные учреждения

Основные мотивы Дополнительные мотивы

Месть за унижения Психологический кризис

Месть за издевательства (физические, психологические) Личная неприязнь

Поиск славы/значимости Конфликт с учителем

Личные проблемы (обиды, неудачи в романтических отношениях, зависть, семейные, финансовые проблемы) Грубое/оскорбительное поздравление в социальных сетях

Буллинг различного характера: словесный, физический, социальный, имущественный Обида на конкретного человека

Травля в социальных сетях

Притеснения одноклассников

Конфликт со сверстниками

Насмешки сверстников

Остракизм (изгнание)

Для решения проблем в исследуемой сфере, а именно при рассмотрении направления «фокус интересов» подростков, необходимо, на наш взгляд, обучать их навыкам идентификации в определении так называемой группы риска среди обучающихся. Так как именно молодые люди должны обратить свое пристальное внимание в группе риска на жизненные проблемы своих сверстников или изменения в поведении, негативные высказывания, которые исходят от них. Среди определенных сигналов можно выделить несколько: первое - это большое количество времени, которое в качестве досуга обучающийся проводит за компьютером, а также то, что он зарегистрирован в различных социальных сетях под разными именами; второе - проявление им особенного интереса к контенту, предоставляющему информацию на тему «культа силы и оружия».

Можно отметить такую особенность, что практически во всех случаях скулшутинга так называемые «стрелки»-террористы делились информацией со своим окружением о планируемых действиях. Опасная тенденция, которую мы выделяем, заключается в том, что все последующие случаи нападений планировались и отчасти освещались на личных страницах со ссылкой на прошлые нападения (так называемая категория «подражатели»). В связи с данными обстоятельствами можно отметить то, что скулшутинг как особо опасный феномен современности запускает последовательную цепную реакцию такого типа упоминаний и различных обсуждений среди молодых людей. Так, например, нападающий из Перми в своих сообщениях ссылался на события, которые произошли в Казани в мае 2021 г. После трагических событий, которые произошли уже в Перми, началось активное распространение по типу волнового в других городах Российской Федерации, но, к счастью, силовые структуры предотвратили ряд террористических нападений на образовательные организации в Туле, Омске и Ярославле (Нецифровые и цифровые маркеры риска вооруженного нападения на учебные заведения ..., 2021: 91-92).

В связи с вышеизложенными тезисами мы предлагаем рассмотреть и дополнительные признаки, которые могут сигнализировать о планировании нападения на образовательную организацию. Как уже отмечалось, первый признак скулшутера - это рассказ о своих планах в социальных сетях. Второй признак - это то, что обычно обучающийся, который приобретает огнестрельное оружие или взрывчатку, хвастается об этом своему окружению, рассказывая о том, что он активно проводит различные тренировки и стрельбы. Третий признак, как правило, также связан с социальными

сетями, где потенциальный террорист оставляет так называемый манифест или послание с информацией, что он планирует совершить нападение на образовательную организацию, обычно это происходит за день до планируемого преступления. На основании данных обстоятельств, а также и пандемии COVID-19, при которой большинство образовательных процессов в 2020 г. было перенесено в дистанционный формат, можно сделать вывод, что необходимо усилить контроль в информационной среде для выявления предрасположенности молодых людей к экстремистским и террористическим действиям, активно проводить работу по так называемым «цифровым маркерам», что, на наш взгляд, позволит предотвратить ряд трагических случаев.

Мы разделяем мнение А.Ю. Карповой и Н.Г. Максимовой, которые в своем исследовании отмечают, что «тщательный отбор и анализ даже "слабых сигналов" в онлайн-среде позволяет прогнозировать нарастающую угрозу перехода к терминальной стадии, дедлайну совершения атаки. Несомненно, такие сигналы невозможно искать в режиме "ручного поиска". Требуются инструменты, позволяющие в автоматическом режиме проводить анализ социальных сетей. В данном случае значительная роль отводится data scientists (специалистам по данным). Но даже при наличии таких инструментов значимость domain experts (специалистов в предметной области) возрастает, поскольку без профессиональной оценки данных адекватность прогнозов стремится к нулю и приносит больше вреда, чем пользы; так рождаются и тиражируются мифы, стереотипы» (Карпова, Максимова, 2021: 105-106).

В результате проведенного нами исследования можно с уверенностью утверждать, что в большинстве случаев процесс принятия радикальных идей в контексте феномена скулшутинга характеризуется некоторыми противоречиями, неопределенными целями и спонтанностью действий, а не первичной идеологической основой и взятием определенных обязательств. Как особо важный момент в исследуемой теме мы выделяем роль СМИ, которые, прежде всего, способствуют широкому освещению трагедий в образовательных организациях, а именно называют имена «стрелков»-террористов, описывают детали спланированного нападения, что, на наш взгляд, порождает «эффект подражания» в среде молодежи, и данные инциденты начинают циклически повторятся в разных городах. Поэтому требуется взять под жесткий контроль информационную повестку освещения таких инцидентов, а именно не называть нападающих и детали террористической акции на образовательные организации, чтобы не направлять молодое поколение на заражение деструктивными идеями. Информационная повестка в СМИ в данном контексте должна быть построена на трех блоках с самыми минимальными деталями произошедшего:

1. Где и как было совершено нападение на образовательную организацию.

2. Почему это произошло (обозначить мотивационные установки и идеологическую составляющую).

3. Кто пострадал в результате.

На основании вышеизложенной информации для профилактики и противодействия скулшутингу как особо опасному феномену современности нами предлагается реализация следующих практических мер:

1. Подготовить методические рекомендации для педагогов по выявлению признаков экс-тремисткой деятельности обучающихся в информационной среде. В этой связи предлагается шире использовать опыт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в центральном кампусе и филиалах которой уже несколько лет осуществляется подготовка государственных и муниципальных служащих по соответствующей программе дополнительного образования, разработанной совместно с Национальным антитеррористическим комитетом России (Морозов, 202lб: 37-46).

2. Проводить периодическое тестирование психологами для определения группы риска и последующей профилактической работы.

3. Создать реестры информационных ресурсов обучающихся в образовательных организациях (классные руководители должны знать их социальные страницы).

Список источников:

Анализ текстового контента девиантных онлайн-сообществ (на примере сообществ скулшутинга) / В.В. Мацута [и др.] // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 3. С. 90-101. https://doi.org/10.5281/zenodo.3763848.

Андрущак П.А. «Скулшутинг» в образовательных организациях, противодействие безмотивным террористическим атакам. Опыт Московской области // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2022. № 1 (28). С. 10-11.

Гриненко У.Б., Ромеро Рейес И.В. Семантический анализ цифрового деструктивного контента по тематике «скулшутинг» в социальной сети «ВКонтакте» // Психология и право. 2021. Т. 11, № 4. C. 180-195. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110413.

Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. № 1. С. 93-106. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920.

Морозов И.Л. Современные экстремистские и террористические идеологии - угроза распространения и проблемы профилактики в системе образовательных учреждений // Безопасность в современном мире : в 2 ч. Волгоград, 2021 a. Ч. 2. С. 77-83.

Морозов И.Л. Учебная программа «Вопросы профилактики терроризма» как инструмент противодействия распространению идеологий ненависти в молодёжной среде // Профилактика экстремизма, терроризма и национализма в молодёжной среде. Волгоград, 20216. С. 37-46.

Нецифровые и цифровые маркеры риска вооруженного нападения на учебные заведения / Е.В. Бродовская [и др.] // Человеческий капитал. 2021. № 11 (155). С. 88-99. https://doi.org/10.25629/HC.2021.11.09.

Frolov K.V. Problems of Urban Terrorism in Russia // Countering Urban Terrorism in Russia and the United States. Washington, 2006. P. 34-49.

Daskalopoulou E., Igoumenou A., Alevizopoulos G. School Shootings: A Review of the Characteristics and the Psycho-pathology of the Perpetrators // Journal of Forensic Sciences & Criminal Investigation. 2017. Vol. 2, iss. 5. P. 1-14. https://doi.org/10.19080/J FSCI .2017.02.555598.

Kimmel M.S., Mahler M. Adolescent Masculinity, Homophobia and Violence: Random School Shootings, 1982-2001 // American Behavioral Scientist. 2003. Vol. 46. P. 1439-1458. http://dx.doi.org/10.1177/0002764203046010010.

Madfis E. In Search of Meaning: Are School Rampage Shootings Random and Senseless Violence? // The Journal of Psychology. 2016. Vol. 151, iss. 1. P. 21-35. https://doi.org/10.1080/00223980.2016.1196161.

Muschert G.W. Research in School Shootings // Sociology Compass. 2007. Vol. 1, iss. 1. P. 60-80. https://doi.org/10.1111/j.1751-9020.2007.00008.x.

Newman K.S., Fox C., Roth W., Mehta J., Harding D. Rampage: The Social Roots of School Shootings. N. Y., 2008. 432 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

Andrushchak, P. A. (2022) «Skulshuting» v obrazovatel'nykh organizatsiyakh, protivodeistvie bezmotivnym terroristicheskim atakam. Opyt Moskovskoi oblasti [«Schoolshooting» in Educational Organizations, Countering Unmotivated Terrorist Attacks. Experience of the Moscow Region]. Vestnik Natsional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 1 (28), 10-11. (In Russian)

Brodovskaya, E. V., Dombrovskaya, A. Yu., Ognev, A. S., Lukushin, V. A. & Davydova, M. A. (2021) Non-Digital and Digital Markers of the Risk of Armed Attack to Educational Institutions. Chelovecheskii capital. 11 (155), 88-99. Available from: doi:10.25629/HC.2021.11.09. (In Russian)

Daskalopoulou, E., Igoumenou, A. & Alevizopoulos, G. (2017) School Shootings: A Review of the Characteristics and the Psychopathology of the Perpetrators. Journal of Forensic Sciences & Criminal Investigation. 2 (5), 1-14. Available from: doi:10.19080/JFSCI.2017.02.555598.

Frolov, K. V. (2006) Problems of Urban Terrorism in Russia. In: Countering Urban Terrorism in Russia and the United States. Washington, pp. 34-49.

Grinenko, U. B. & Romero Reies, I. V. (2021) Semanticheskii analiz tsifrovogo destruktivnogo kontenta po tematike «skulshutin» v sotsial'noi seti «VKontakte» [Semantic Analysis of Digital Destructive Content on the Subject of «schoolshooting» in the «VKontakte» Social Network]. Psikhologiya i pravo. 11 (4), 180-195. Available from: doi:10.17759/psylaw.2021110413. (In Russian)

Karpova, A. Yu. & Maksimova, N. G. (2021) School Shooting in Russia: What Matters? Vlast'. (1), 93-106. Available from: doi:10.31171/vlast.v29i1.7920. (In Russian)

Kimmel, M. S. & Mahler, M. (2003). Adolescent Masculinity, Homophobia and Violence: Random School Shootings, 19822001. American Behavioral Scientist. 46, 1439-1458. Available from: doi:10.1177/0002764203046010010.

Madfis, E. (2016) In Search of Meaning: Are School Rampage Shootings Random and Senseless Violence? The Journal of Psychology. 151 (1), 21-35. Available from: doi:10.1080/00223980.2016.1196161.

Matsuta, V. V., Mundrievskaya, Yu. O., Serbina, G. N. & Mishchenko, E. S. (2020) Analysis of the Text Content of Deviant Online Communities (on the Example of School Shooting Communities). Gumanitarnyi nauchnyi vestnik. (3), 90-101. Available from: doi:10.5281/zenodo.3763848. (In Russian)

Morozov, I. L. (2021) Modern Extremist and Terrorist Ideologies - the Threat of Proliferation and Problems of Prevention in the Education System. In: Bezopasnost' vsovremennom mire. Volgograd, pp. 77-83. (In Russian)

Morozov, I. L. (2021) Uchebnaya programma "Voprosy profilaktiki terrorizma" kak instrument protivodeistviya raspros-traneniyu ideologii nenavisti v molodezhnoi srede [The Curriculum «Issues of Prevention of Terrorism» as a Tool to Counter the Spread of Hate Ideologies among Young People]. Profilaktika ehkstremizma, terrorizma i natsionalizma v molodezhnoi srede. Volgograd, pp. 37-46. (In Russian)

Muschert, G. W. (2007) Research in School Shootings. Sociology Compass. 1 (1), 60-80. Available from: doi:10.1111/j.1751-9020.2007.00008.x.

Newman, K. S., Fox, C., Roth, W., Mehta, J. & Harding, D. (2008) Rampage: The social roots of school shootings. New York. 432 p.

Информация об авторе А.Э. Абрамов - аспирант, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, научный эксперт, Экспертный совет при Антитеррористической комиссии Волгоградской области, Волгоград, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1097519

Information about the author A.E. Abramov - PhD student, Volgograd Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Scientific Expert, Expert Council at the Antiterrorist Commission of Volgograd Region, Volgograd, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1097519

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.01.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.