Научная статья
УДК 371.015.31:316.624 ББК 74.20:88.334 Г 84
DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-27-36
ПРОФИЛАКТИКА СКУЛШУТИНГА КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(Рецензирована)
Светлана Сергеевна Грунина1И, Мария Эдуардовна Паатова2, Елена Владимировна Демкина3, Наталья Михайловна Сажина4
1,2,3Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия 4Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4044-7304 [email protected], http:// orcid.org/ 0000-0003-2168-2576 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1376-868X [email protected], http:// orcid.org/ 0000-0002-3000-4462
Аннотация. В современных социокультурных условиях глобализации и информатизации в подростково-молодежной среде формируются новые виды деструктивного поведения. Так, одним из крайних форм проявлений агрессии в среде образовательных учреждений является скулшутинг (от англ. school shooting - «школьная стрельба»). Некоторые исследователи рассматривают скулшутинг как совершение вооруженного нападения, спланированное и организованное в/на территории образовательного учреждения (любого уровня) одним или несколькими учащимися с целью массового убийства. Другие исследователи скулшутинг рассматривают как стрельбу, совершаемую на территории образовательной организации или на школьном мероприятии, в результате которой имеются две или более жертв, совершённую учеником или учениками, зачисленными или недавно окончившими образовательную организацию. Эффективность профилактической работы по предупреждению актов скул-шутинга в образовательных учреждениях в первую очередь определяется профессиональной готовностью специалиста психолого-педагогической службы к данному виду деятельности. В рамках данной работы нами предпринята попытка рассмотреть содержательную характеристику готовности специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга в образовательном учреждении. Был проведён первичный срез следующих групп испытуемых: студенты 2-3 курсов по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп) и ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград). Также в качестве испытуемых выступили обучающиеся 9-11 классов МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль, Кошехабльского района, Республики Адыгея.
Ключевые слова: скулшутинг, профилактика, педагогическая профилактика, образовательные учреждения, социальный педагог, психолог, профессиональная готовность к профилактике скулшутинга в образовательном учреждении, специалисты психолого-педагогической службы.
Для цитирования: Грунина С.С., Паатова М.Э., Демкина Е.В., Сажина Н.М. Профилактика скулшутинга в образовательных учреждениях как основное направление профессиональной деятельности специалистов психолого-педагогической службы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2022. Вып. 3(303). С. 27-36. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-27-36
Original Research Paper
PREVENTION OF SCHOOL SHOOTING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS THE MAIN AREA OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SERVICE SPECIALISTS
Svetlana S. Grunina1^, Maria E. Paatova2, Elena V. Demkina3, Natalia M. Sazhina4
1,2,3Adyghe State University, Maykop, Russia
4Kuban State University, Krasnodar, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-4044-7304
[email protected], http:// orcid.org/ 0000-0003-2168-2576
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-1376-868X
[email protected], http:// orcid.org/ 0000-0002-3000-4462
Abstract. In the modern socio-cultural conditions of globalization and informatization, new types of destructive behavior are being formed among the adolescents and young people. Thus, one of the extreme forms of aggression in educational institutions is school shooting. Some researchers consider school shooting as the armed attack, planned and organized in/on the territory of an educational institution (at any level) by one or more students with the aim of mass murder. Other researchers consider school shooting as a shooting committed on the territory of an educational organization or at a school event by a student or students enrolled or recently graduated from an educational organization, as a result of which there are two or more victims. The effectiveness of preventive work to prevent acts of school shooting in the educational environment is determined primarily by the professional readiness of the specialist. Within the framework of this work, we tried to consider the substantive characteristics of the readiness of specialists of the psychological and pedagogical service for the prevention of school shooting in the school environment. A primary cross-section of the following groups of test subjects was conducted: second- and third-year students training in the direction 44.03.02 "Psychological and pedagogical education" at the Adyghe State University (Maykop) and Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd), as well as students of grades 9-11 of Secondary School No. 1 in aul Koshekhable, Koshekhablsky district, Republic of Adyghea.
Keywords: school shooting, prevention, pedagogical prevention, educational institutions, social pedagogue, psychologist, professional readiness for the prevention of school shooting in an educational institution, specialist of psychological and pedagogical service.
For citation: Grunina S.S., Paatova M.E., Demkina E.V., Sazhina N.M. Prevention of school shooting in educational institutions as the main area of professional activity of psychological and pedagogical service specialists // Bulletin of the Adyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology". 2022. No. 3(303). P. 27-36. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-27-36
Актуальность исследования.
Изменения, происходящие во всех сферах жизни нашего государства, неблагоприятная социально-экономическая обстановка, социальная незащищенность, детерминируют стрессы, семейное неблагополучие, обусловливают проявление насилия, крайних форм агрессии, конфликтов в отношениях между родителями и их детьми, между обучающимися в образовательных учреждениях. Данные негативные тенденции оказывают неблагоприятное воздействие на социальную адаптацию подростков как наиболее чувствительную категорию граждан, детерминируя снижение их жизнеспособности [1].
Девиантное поведение подростков и молодежи продолжает занимать ведущие строчки в перечне проблем, переживаемых человечеством. Государство принимает различные меры по решению этих проблем, но за последние десятилетия масштабы и формы разнообразных девиаций на всех уровнях продолжают увеличиваться. Это девиации в сфере межполовых отношений, рост самоубийств, скулшу-тинга среди подростков и молодежи (Ю.А. Клейберг и др.).
Так, за период 2014-2018 г. в России было совершено более 35 преступлений с использованием оружия и самодельных взрывных устройств, характеризуемых как скулшутинг. В 2021 году отечественная статистика пополнилась двумя событиями криминального характера: г. Казань (11 мая 2021 г.) и г. Пермь (20 сентября 2021 г.), где участниками выступили молодые люди в возрасте 18-19 лет.
Скулшутинг как феномен в де-
виантологическом дискурсе рассматривается наряду с такими формами отклоняющегося поведения, как насилие, крайние формы агрессии, жестокость, убийство (П. Лэнгман, Ю.А. Клейберг, и др.) [2]. Исследователи А.Ю. Карпова и Н.Г. Максимова рассматривают скулшутинг как совершение вооруженного нападения, спланированное и организованное в/на территории образовательного учреждения (любого уровня) одним или несколькими учащимися с целью массового убийства [3]. Зарубежные авторы скулшутинг рассматривают как стрельбу, осуществляемую на территории образовательной организации или на школьном мероприятии, совершённую учеником или учениками, зачисленными или недавно окончившими учебную организацию, в результате которой имеются две или более жертв [4]. По мнению А.С. Чунина, скулшу-тингом называют инциденты в образовательных организациях с применением не только стрелкового оружия, но и холодного оружия, а также взрывчатых веществ [5].
Обязательными условиями, по мнению В.О. Карпова, которые ха-рактеризируют скулшутинг, выступают следующие: «совершение преступлений в организациях системы образования; отсутствие требований к личности преступника; направленность умысла преступника на причинение вреда жизни и (или) здоровью неограниченного круга лиц; применение в качестве способа совершения преступлений стрелкового оружия и/или взрывных устройств» [6].
По мнению Ю.А. Клейберга, «синдром шутинга имеет значение «неистовой ярости», это состояние
неконтролируемого бешенства, которое приводит к уничтожению всего вокруг» [7: 345].
В этой связи возникает острая необходимость разработки и внедрения современных научных концепций и практико-ориентирован-ных социально-педагогических технологий профилактики скулшутинга. Акцент в данном процессе должен быть сделан на работу с детьми и подростками по воспитанию жизнеспособной личности, способной противостоять большому количеству соблазнов, готовой преодолевать трудности и кризисы, позитивно развиваться, совладать с последствиями социального неблагополучия [8].
Необходимость интенсивного развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствования с учётом актуальных потребностей семьи, общества и государства отражена в русле принципов и задач, представленных в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021-2025 годы по её реализации, утверждённых распоряжением Правительства РФ от 22 марта 2017 г. №520-р, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Вместе с тем работа по профилактике скулшутинга на сегодняшний день не отвечает в полной мере современным социально-культурным требованиям, предъявляемым к целям, содержанию, методам и формам такой работы в образовательных учреждениях. Проведенный нами анализ современного состояния педагогической практики по профилактике скулшутинга, осуществляемой в образовательных учреждениях, позволяет говорить о недостаточной осведомленности педагогов о причинах проявления актов скулшутинга, формах и мето-
дах его предупреждения. (Е.В. Демидова-Петрова, М.А. Абдрахма-нова и др.). Следовательно, успешная профилактика скулшутинга требует подготовки специалистов (социальных педагогов, психологов) к данному виду деятельности.
В современных исследованиях превенция разнообразных форм деструктивного поведения детей и подростков разными авторами характеризуется следующим образом (Э.Г. Эйдемиллер, Ю.А. Клейберг, Н.Ю. Максимова и др.): по уровням - семейный, личностный; по видам: первичная, вторичная, третичная. Вместе с тем, опираясь на исследования Н.Ю. Шульги, профилактика деструктивных форм поведения будет эффективной, если носит комплексный характер [9]. По мнению автора, «комплексный характер профилактики деструктивных явлений в школьной среде проявляется в конструировании социально-культурной среды образовательного учреждения, которая создавала бы широкие возможности для совершенствования позитивных механизмов реализации ребенком естественной потребности быть благополучным» [9: 12].
На наш взгляд, эффективность профилактической работы по предупреждению актов скулшутинга в первую очередь определяется профессиональной компетентностью специалиста психолого-педагогической службы, чья деятельность, по сути, является системообразующим элементом деятельности (С.А. Беличевой, Г.Г. Бочкаревой, Ю.А. Клейбергом, И.Л. Баркаевой и др.).
Цель нашего исследования. В
рамках данной работы нами предпринята попытка рассмотреть содержательную характеристику готовности специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга в образовательном учреждении.
Теоретическое обоснование
проведенного исследования. Для
изучения сущности и содержания профессиональной готовности будущих специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга нами был проведён первичный срез следующих групп испытуемых: студенты 2-3 курсов по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп) (21 человек) и ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград) (9 человек). Также мы попытались выявить склонность подростков к агрессивному поведению. В качестве испытуемых выступили учащихся 9-11 классов МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль, Кошехабльского района, Республики Адыгея. Количество респондентов - 71 человек.
В процессе исследования были использованы следующие диагностические методики: авторская анкета, целью которой было выявить уровень сформированности профессиональной готовности будущих специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга в образовательном учреждении; методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), предназначенная для выявления склонности подростков к
определенному типу агрессивного поведения.
Анализ данных по методике «Агрессивное поведение», вопросы которой направлены на выявление таких характеристик личности подростка, как склонность к прямой вербальной агрессии, склонность к косвенной вербальной агрессии, склонность к косвенной физической агрессии, склонность к прямой физической агрессии, позволил получить следующие результаты (см. рис. 1).
Среди опрошенных школьников склонность к прямой вербальной агрессии и к косвенной физической агрессии проявляется чаще, чем склонность к косвенной вербальной агрессии и к прямой физической агрессии. С помощью вербальных форм коммуникации (оскорблений, криков, изменения тона, ругательств и т.п.) причиняется психический дискомфорт, поскольку при этом один школьник притесняет другого, не скрывая этого от окружающих, чтобы заставить его чувствовать себя подавленным, вызвать чувство вины, раздражение, страх. Такие агрессивные действия могут выступать в качестве психической разрядки, удовлетворения заблокированной потребности или как способа самоутвердиться.
Склонность же к косвенной физической агрессии говорит о том,
Склонность к прямой физической агрессин
Склонность к косвенной физической агрессии
Склонность к косвенной вербальной агрессии
Склонность к прямой вербальной агрессии
19,7
23,9
26,8
29,6
0,0 5.0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0 Результаты, %
Рисунок 1. Результаты диагностики обучающихся 9-11 классов Figure 1. Diagnostic results of students in grades 9-11
что школьники ориентированы на реализацию агрессивных действий в скрытой и замаскированной форме, но иногда это может проявляться и как неупорядоченные действия вроде вспышки ярости (например, удар кулаком по столу). При этом агрессивное напряжение подростка полностью не снимается, что при иных условиях и воздействиях может усугубиться и привести уже к прямой физической агрессии. В итоге всё это может привести к насильственным формам поведения в образовательной организации.
В процессе анкетирования студентов 2-3 курсов направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» нами были получены следующие результаты. На вопрос «Знакомо ли Вам понятие «скулшутинг» 73,3% опрошенных студентов ответили «Нет» (см. рис. 2), что говорит об отсутствии сформированной системы категорий и понятий по данной проблематике, несмотря на то что данный феномен активно освещается в СМИ.
Тем не менее на вопрос «Что, по Вашему мнению, подразумевается под скулшутингом?» 46,7% респондентов выбрали близкий к правильному ответ «Стрельба, которая произошла на территории образовательной организации».
Далее на вопрос «Что Вы знаете о проявлении агрессии среди подростков по отношению друг к дру-
гу?» студенты ответили следующее: «Травля, буллинг, драки, обзыва-ния, физическая и психическая агрессия, оскорбления, запугивания, насмешки, отказ от общения (бойкот), издевательства и т.п.». В целом это показывает, что студенты знают о проявлениях агрессии и насилия среди детей и подростков. На вопрос «О каких формах насилия среди подростков по отношению друг к другу Вы знаете?» респонденты дали следующие ответы: «Вербальные, невербальные формы; моббинг, буллинг, издевательства, физическое и психологическое насилие, травля, избиения, насмешки и др.» На вопрос «В рамках изучения каких дисциплин Вы получаете (получали) знания об особенностях проявления скулшутинга в подростковой среде?» студентами отмечены следующие дисциплины: «Социальная педагогика», «Психология девиантного поведения».
На вопрос «Что конкретно, по Вашему мнению, можно сделать в настоящих условиях, чтобы защитить подростков от скулшутинга?» были получены следующие ответы (см. рис. 3).
Отвечая на вопрос «Что Вы понимаете под профилактикой? Какие виды, формы профилактики скул-шутинга в образовательных учреждениях Вы знаете?», в качестве профилактических мер опрошенные студенты указывали следующее:
Знакомо ли Вам понятие скулшутинг?
| Да ■ Имею общее представление Нет
73,3
Рисунок 2. Ответы респондентов на вопрос «Знакомо ли Вам понятие «скулшутинг»?»
Figure 2. Answers of respondents to the question "Are you familiar with the concept of "school shooting"?"
Что конкретно, по Вашему мнению, можно сделать в настоящих условиях, чтобы защитить подростков от скулшутинга? Выберите один
или несколько вариантов.
■ Просвещение родителей по вопросам воспитания детей 3.3 3,3
■ Проведение социальным педагогом профилактической работы с детьми
Оказание психологической помощи детям и семьям
■ Издавать больше материалов по вопросам профилактики шутинга
■ Данной проблемы у нас не существует
■ Другое...
Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос «Что конкретно, по Вашему мнению, можно
сделать в настоящих условиях, чтобы защитить подростков от скулшутинга»?
Выберите один или несколько вариантов
Figure 3. Answers of respondents to the question "What exactly, in your opinion, can be done in the present conditions to protect adolescents from school shooting"?
Select one or more options
76,7
70,0
индивидуальные и/или групповые беседы с детьми и/или родителями, тренинги, мониторинг эмоционального состояния детей.
Также респонденты ответили «Да» (53,3%) и «Скорее да, чем нет» (36,7%) на вопрос «Считаете ли Вы, что профилактика скулшутинга в образовательном учреждении является основным профессиональным направлением в работе специалистов психолого-педагогической службы». По мнению студентов, деятельность социального педагога и психолога по профилактике скулшутинга в подростковой среде заключается в раннем выявлении предрасположенности к такому поведению, выявлении девиаций в подростковой среде, проведение профилактических бесед с обучающимися и их родителями, повышении педагогической грамотности родителей.
Теоретико-методологической базой для исследования профессио-
нальной готовности специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга в образовательном учреждении выступили идеи волгоградской научной педагогической школы о том, что «профессиональная готовность, являясь новообразованием личности студента вуза, характеризует его субъектное отношение к педагогической деятельности» (В.В. Сериков, Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев и др.) [9].
В соответствии с этим профессиональную готовность специалиста психолого-педагогической службы образовательного учреждения к профилактике скулшутинга мы будет рассматривать как личностное новообразование, выражающееся в освоении методологической базы превентивной работы в образовательных учреждениях различных видов и типов; диагностики форм девиантного поведения детей, под-
ростков и молодежи; предупреждения ситуаций риска проявления актов скулшутинга через развитие у всех субъектов образовательного процесса способности к осознанной саморегуляции, социально-безопасного поведения, конвенционального уровня жизнеспособности.
Содержательная характеристика профессиональной готовности специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга определяется особенностями интеграции в единое целое теоретической (проявляется в обобщенном умении реализации педагогического проекта профилактики скулшутинга) и практической (проявляется в обобщенном умении педагогического проектирования профилактики скулшутинга в среде конкретного образовательного учреждения) готовности.
Выводы и перспективы дальнейшего исследования. В современных реалиях, безусловно, актуальной является проблема подготовки специалистов психолого-педагогической службы (социальных педагогов и психологов) к организации процесса профилактики скулшу-тинга в образовательных учреждениях различных типов и видов, использование активных педагогических действий с применением научно обоснованных методов и методик социально-педагогической деятельности со всеми субъектами образовательного процесса, направленных на оказание помощи подростку в переживании ситуации повышенной тревожности и агрессии, для создания условий нейтрализации факторов проявления скул-шутинга в образовательной среде, повышения готовности субъектов образовательного процесса к продуктивному взаимодействию по профилактике скулшутинга в образовательном учреждении.
Анализ результатов первичной диагностики позволяет сделать следующие выводы.
1. Школьники склонны как к прямой вербальной агрессии, так и к косвенной физической агрессии, что проявляется чаще, чем склонность к косвенной вербальной агрессии и склонность к прямой физической агрессии. В результате такое поведение подростка становится насильственным по отношению к сверстникам и требует оперативного вмешательства социальных педагогов и психологов для предупреждения риска проявления скулшутинга.
2. Студенты направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (будущие специалисты психолого-педагогической службы) недостаточно владеют знаниями о причинах возникновения актов скулшутин-га, у студентов практически отсутствуют системные и комплексные знания об организации процесса профилактики скулшутинга в образовательном учреждении.
Таким образом, в дальнейших наших исследованиях необходимо:
1) определить функции специалистов психолого-педагогической службы, обладающих готовностью к профилактике скулшутинга в образовательных учреждениях различных типов и видов;
2) обосновать педагогические условия, способствующие эффективной подготовке будущих специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга в образовательных учреждениях;
3) разработать и апробировать структурно-функциональную модель формирования профессиональной готовности специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга в образовательных учреждениях.
Примечания:
1. Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2018. 429 с.
2. Langman P. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. N.Y.: Rowman & Littlefield Publishers, 2015. 272 p.
3. Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? / А.Ю. Карпова, // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 93-108.
4. Newman K.S. Rampage: The Social Roots of School Shootings. New York: Basic Books. 2004. doi:10.5860/выбор.42-1019
5. Чунин А.С. Феномен скулшутинга в современной России. Правовой аспект // Обзор. НЦПТИ. 2020. № 3(22). С. 48-52.
6. Карпов В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 4(34). С. 442-446.
7. Клейберг Ю.А. Девиантология амока и шуттинга: феноменология, актуализация и профилактика // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сб. материалов второй междунар. науч.-практ. конф. Симферополь, 2020. С. 341-346.
8. Паатова М.Э. Реабилитационно-воспитательные ситуации как средство формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков: принципы проектирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2019. Вып. 3 (243). С. 88-94.
9. Шульга Н.Ю. Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2011. 29 с.
References:
1. Paatova M.E. The concept of formation of socio-personal viability of adolescents with deviant behavior in special educational organizations of the closed type: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Maikop, 2018. 429 pp.
2. Langman P. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. Rowman & Littlefield Publishers, 2015. 272 pp.
3. Karpova, A.Yu. Schoolshooting in Russia: what matters? / A.Yu. Karpova // Vlast. 2021. Vol. 29. No. 1. P. 93-108.
4. Newman K.S. Rampage: The Social Roots of School Shootings. New York: Basic Books. 2004. doi:10.5860/выбор.42-1019
5. Chunin A.S. The phenomenon of schoolshooting in modern Russia. The legal aspect // Obzor. NTsPTI. 2020. No. 3(22). P. 48-52.
6. Karpov V.O. Cult of Columbine: main reasons for schoolshooting // Bulletin of Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 4(34). P. 442-446.
7. Kleiberg Yu.A. Deviantology of amok and shutting: phenomenology, actualization and prevention // Prevention of deviant behavior of children and youth: regional models and technologies: Collection of materials of the second international scient. and pract. conference. Simferopol, 2020. P. 341-346.
8. Paatova M.E. Rehabilitation and educational situations as a means of shaping social and personal viability of deviant adolescents: design principles // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2019. Iss. 3 (243). P. 88-94.
9. Shulga N.Yu. Training of a future social pedagogue for violence prevention in school environment: Diss. abstract for the Candidate of Pedagogy degree: 13.00.08. Volgograd, 2011. 29 pp.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 22.07.2022; одобрена после рецензирования 04.08.2022; принята к публикации 18.08.2022.
The authors declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 22.07.2022; approved after reviewing 04.08.2022; accepted for publication 18.08.2022.
© Грунина С.С., Паатова М.Э., Демкина Е.В., Сажина Н.М., 2022