PEDAGOGICAL SCIENCE
Научная статья УДК 37
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-305-308 NIION: 2015-0066-4/22-448 MOSURED: 77/27-011-2022-04-647
Особенности психолого-педагогической профилактики детей, планирующих устроить стрельбу в школе
Ольга Марковна Дорошенко1, Наталья Борисовна Нижниченко2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассмотрены вопросы по психолого-педагогическим мотивам настроений современных подростков и профилактическим действиям, направленным на безопасное обучение в образовательных учреждениях и предупреждению «скулшутинга» среди лиц, не достигших совершеннолетия.
Ключевые слова: безопасность, скука, подросток, школа, причина, событие
Для цитирования: Дорошенко О. М., Нижниченко Н. Б. Особенности психолого-педагогической профилактики детей, планирующих устроить стрельбу в школе // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 305-308. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-305-308.
Original article
Features of psychological and pedagogical
prevention of children planning to arrange a shooting at school
Olga M. Doroshenko1, Natalia B. Nizhnichenko2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The issues of psychological and pedagogical motives of the moods of modern adolescents and preventive actions aimed at safe education in educational institutions and the prevention of «schoolshooting» among persons under the age of majority are considered.
Keywords: safety, boredom, teenager, school, reason, event
For citation: Doroshenko O. M., Nizhnichenko N. B. Features of psychological and pedagogical prevention of children planning to arrange a shooting at school. Bulletin of economic security. 2022;(4):305-8. (in Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-4-305-308.
Во всем мире стрельба в школах рассматривается как серьезная общественная проблема. Различные ученые из разных сфер науки стараются объяснить возможные причины и условия возникновения такого явления, как скулшутинг, и разработать программу по его профилактике. Вопрос безопасности в школах всегда был актуальным, а в свете последних событий он стал еще более острым.
Точная характеристика потенциального массового убийцы с криминологической точки зрения, если бы такая была возможна, скорее всего, описывала бы слишком большое количество различных людей и, вероятнее всего, с ее помощью было бы невозможно выделить потенциального убийцу. Кто-то считает, что это делают от скуки, кто-то как способ избавиться от обидчиков, - теорий много, но не все они в полной мере могут подойти к конкретным случаям убийств в школах.
© Дорошенко О. М., Нижниченко Н. Б., 2022
Алан Липман, американский ученый, пишет: «Некоторые из тех, кто совершал впоследствии массовые убийства своих соучеников, жили с обоими родителями в практически «идеальных американских семьях». Некоторые были приемными детьми или детьми разведенных родителей. У большинства таких детей были близкие друзья, хотя некоторые из преступников и были одиночками» [3].
Несмотря на успешное изучение проблемы скул-шутинга, его темпы оставляют желать лучшего. Эта проблема требует развития накопленных знаний для осуществления эффективных мер по предупреждению подобных преступлений, - пишет российский ученый Суходольская Юлия Валерьевна [1, с. 172]. Более того, по мнению автора, нарастающая за последние пять лет динамика совершения нападений учащихся образовательных организаций с целью убийства неопределен-
№ 4/2022
Bulletin of economic security
305
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ного количества лиц (учащихся, педагогов) позволяет выделить новый тип личности преступника - массовый убийца.
Криминологический феномен скулшутинга является следствием смещения или отсутствия значимых ценностей, деформации сознания несовершеннолетних и дезориентации в межличностных отношениях, а также отторжением ближнего окружения подростка (сверстники, семья), а также нестабильностью психического состояния.
Причины и условия стрельбы в школе.
Российские исследователи Кудрявцев В. Н. и Эми-нов В. Е. делят причины и условия убийств, совершаемых несовершеннолетними, на следующие группы:
1. Причины и условия общего характера, которые затрагивают не только преступность среди несовершеннолетних, но и среди взрослых лиц, в частности, совершаемые ими убийства. К ним относятся, в первую очередь, экономические и социальные проблемы общества и государства, упадок нравственного состояния населения, криминогенная обстановка в стране. Эти факторы играют большую роль в формировании преступной картины в обществе.
2. Причины и условия специфического характера, которые бывают ситуативными, индивидуальными, скрытыми. Это такие недостатки воспитания конкретного человека, которые сложились за весь процесс его социализации до достижения 18 лет. К ним мы можем отнести конфликтная обстановка в учебном коллективе, напряженность в семье, недопонимание, травля со стороны сверстников, а также неорганизованность их досуга и недостаточная профилактическая работа правоохранительных органов.
3. Личностные недостатки самих несовершеннолетних, совершающих убийства, влияющие на ход развития его девиантных наклонностей: личностная агрессивность, низкий уровень эмпатии, жестокость к людям, толерантное отношение к алкоголю, наркотикам и иным психотропным веществам, а также низкий уровень образования и необразованность.
Также исследователи выделили влияние на принятие решения о совершении преступления несовершеннолетним его склонности к риску, желание отличиться и самоутвердиться нездоровым способом, уровень эмоциональной устойчивости, уровень самоконтроля, ригидность и ведомость, или внушаемость, и самооценка подростка.
Психологические особенности стрелка.
Еще один выдающийся исследователь в области девиантологии несовершеннолетних, Чапурко Т. М., пишет о том, что определенные психические особенности подростка влияют на выбор: совершать ли преступление или нет [2, с. 93]. К таким личностным особенностям относятся, по мнению автора, отсутствие личностных ориентиров и целей в жизни из-за их недостаточного жизненного опыта. Также моральные принципы, влияющие на выбор поведения в экстремальной ситуации.
У большинства подростков наблюдается проявление конформизма, т. е. следования за обществом и его тенденциями. Подросткам важно одобрение общества, или хотя бы его малой части. Смелость, в понимании девиантных подростков, приобретает иной подтекст, -так, стрелок в школе у них может оцениваться не как убийца, а как герой, освободитель от оков моральных устоев.
К личностным чертам такого опасного подростка относятся враждебность, агрессивность, направленные на других людей, которые приняли форму негативной установки и выражается по отношению к выбранным жертвам. Влияют и общая ограниченность интересов, и скудность потребностей, незаинтересованность в будущем.
Также отмечается криминогенное значение спиртных напитков и наркотических средств, и различных нарушений и расстройств психики несовершеннолетнего.
Таким образом, мы видим, как разделяются точки зрения исследователей, - одни утверждают, что важны факторы окружающей социальной среды несовершеннолетнего, другие акцентируют внимание на их личностных чертах и особенностях. Также, по мнению некоторых авторов, огромную роль играют и различные психические заболевания, которые могут влиять на принятие решения об убийстве.
Так или иначе, все эти детерминанты влияют в равной степени на психику стрелка, и работа с ним подразумевает собой всестороннее изучение его личности.
Последствия стрельбы в школе для обучающихся.
Учащиеся, подвергшиеся стрельбе в школе, показывают впоследствии неположительные результаты в учебе. В США, по статистике, эти явления неуспеваемости особенно заметны в школьных округах, где произошли неизбирательные стрельбы, т. е. где стрельба направлена на неопределенный круг лиц, включая учеников и персонал школы, в результате которых произошла смерть более одного человека. Где-то успеваемость по определенным предметам снизилась до 30 %. Но обнаружение поддающихся измерению негативных последствий стрельбы в школах для успеваемости не ограничивается случаями массовых смертей.
Но несмотря на это, также влияет на успеваемость обучающихся и стрельба в школе, в которой не было много погибших. Анализ стрельбы в государственных школах Техаса в период с 1995 по 2016 год (ни одна из которых не привела к гибели более одного человека) показывает, что воздействие стрельбы в школе увеличивало количество второгодников и уменьшало количество выпускников.
Стрельба в школах требует значительных финансовых затрат в некоторых сферах для школьных округов, где они происходят. После акта скулшутинга школы часто увеличивают вложения в службы психологической поддержки учащихся и общую безопасность школы -установка камер, наем охранных предприятий.
306
Вестник экономической безопасности
№ 4/2022
Таким образом, школьная стрельба несет огромные социальные издержки, начиная с сопутствующих травм и гибели людей и заканчивая далеко за их пределами. К последствиям стрельбы относится снижение успеваемости и неблагоприятные последствия для здоровья учащихся из пострадавших и близлежащих школ, а также более высокие финансовые затраты для районов, в которых происходят эти события. После такого события потребуются еще большие расходы, чтобы помочь уменьшить вредные последствия для подвергшихся воздействию учеников. Лучшим решением было бы проводить профилактику, в первую очередь снижающую частоту таких ужасных событий. Это тема, заслуживающая большего внимания.
Связь между заряженным огнестрельным оружием и алкоголем, последствия насилия с применением огнестрельного оружия для психического здоровья в сообществах с низким доходом или отношения между насилием с применением огнестрельного оружия и семейными, социальными или социально-экономическими проблемами - это лишь некоторые из тем, в которых специалисты в области психического здоровья и криминологи могут продуктивно объединиться с сообществом.
Психиатрия может помочь обществу выяснить, что такое оружие для обычных людей, и почему люди чувствуют, что им нужно оружие, или отказываются от оружия сразу же. Рассматривая разногласия с применением огнестрельного оружия как симптом более серьезных проблем, психиатрия в идеале могла бы способствовать более значимым публичным обсуждениям воздействия оружия на гражданскую жизнь.
Таким образом, мы видим, как необходимо развивать умение распознавать в людях потенциально опасных преступников, для чего человечеству служит криминология, тесно связанная с психологией.
Наиболее эффективным подходом к противодействию угрозе скулшутинга является гибридный подход, включающий проведение исследований с применением триангуляции методов для сбора и анализа данных в онлайн- и офлайн-среде, расширяющий возможности изучения факторов риска и механизмов скулшутинга; создание и внедрение в образовательных учреждениях единой процедуры оценки угроз.
Список источников
1. Суходольская Ю. В. Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования // Вестник науки и образования, 2009.
2. Чаурко Т. М. Преступность несовершеннолетних и защита, охрана прав и интересов несовершеннолетних // Преступность, криминология и криминологическая защита / под ред. А. И. Долговой. М., 2007.
3. Frontiers | Profiling School Shooters: Automatic Text-Based Analysis | Psychiatry. https://www.frontiersin. org/articles/10.3389/fpsyt.2015.00086/full.
References
1. Sukhodolskaya Yu. V. Mass murder in educational organizations as an object of criminological research // Bulletin of Science and Education, 2009.
2. Chapurko T. M. Juvenile delinquency and protection, protection of the rights and interests of minors // Crime, criminology and criminological protection / edited by A. I. Dolgova. M., 2007.
3. Frontiers | Profiling School Shooters: Automatic Text-Based Analysis | Psychiatry. https://www.frontiersin. org/articles/10.3389/fpsyt.2015.00086/full.
Библиографический список
1. Шарифзянова К. Ш. Современные тенденции подростковой девиации. Субкультура скуштутинг «School shooting» : сущность и причины проявления / К. Ш. Шарифзянова // Проблемы управлением качеством образования, 2020. С. 117-120.
2. Грибанов Е. В., Ильницкий А. С. Колумбайн -новая криминальная угроза общества постмодерна / Е. В. Грибанов // Актуальные проблемы современной науки : взгляд молодых ученых. 2020. С. 257-260.
3. Чунин А. С. Феномен скулшутинга в современной Росии - правовой аспект / А. С. Чунин // Обзор. НЦПТИ 2020. № 3. С. 48-52.
4. Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях : механизмы, причины, профилактика / Д. Г. Давыдов, К. Д. Хломов // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 62-76.
Bibliographic list
1. Sharifzyanova K. S. Modern trends of adolescent deviation. Subculture of skushtuting «School shooting» : the essence and causes of manifestation / K. Sh. Sharifzyanova // Problems of quality management of education, 2020. P. 117-120.
2. Gribanov E. V., Ilnitsky A. S. Columbine - a new criminal threat of postmodern society / E. V. Gribanov // Actual problems of modern science: the view of young scientists. 2020. P. 257-260.
3. Chunin A. S. The phenomenon of schoolshooting in modern Russia - a legal aspect / A. S. Chunin // Review. NCPTI 2020. № 3. P. 48-52.
4. Davydov D. G., Khlomov K. D. Mass murders in educational institutions : mechanisms, causes, prevention / D. G. Davydov, K. D. Khlomov // National Psychological Journal. 2018. № 4(32). P. 62-76.
PEDAGOGICAL SCIENCE
№ 4 I 2022
Bulletin of economic security
307
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
О. М. Дорошенко - заместитель начальника кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности в органах внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, профессор РАЕ;
Н. Б. Нижниченко - старший преподаватель кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
O. M. Doroshenko - Deputy Head of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific complex of the Psychology of official activity in the internal affairs bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Professor RAE;
N. B. Nizhnichenko - Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: указанные авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.05.2022; одобрена после рецензирования 11.07.2022; принята к публикации 06.09.2022.
The article was submitted 18.05.2022; approved after reviewing 11.07.2022; accepted for publication 06.09.2022.
A.M. Столяренко
Педагогическая системология
Теория Исследования
Методика Практика
Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика. Учеб.-метод. пособие. Столяренко А. М. 319 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.
В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системология - специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.
В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.
Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.
308
Вестник экономической безопасности
№ 4 / 2022