Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / НАСИЛИЕ / ПРОБЛЕМА СКУЛШУТИНГА / ШКОЛА / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев В. В.

В данной научной статье проанализирована проблема скулшутинга в образовательных организациях. Отмечается, что можно использовать различные методы социологического исследования для изучения данной проблемы. Автором статьи выделяются такие социологические методы, которые включают себя интервьюирование, фокус-группу, наблюдение. Таким образом, подчеркивается важность проведения анализа проблемы скулшутинга в образовательных организациях, а также выявления факторов, способствующих скулшутингу, чтобы разработать эффективные меры предотвращения этой социальной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEM OF SCHOOLSHOOTING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This scientific article analyzes the problem of schoolshooting in educational organizations. It is noted that various methods of sociological research can be used to study this problem. The author of the article highlights such sociological methods, which include interviewing, focus group, observation. Thus, the importance of analyzing the problem of schoolshooting in educational organizations is emphasized, as well as identifying factors contributing to schoolshooting in order to develop effective measures to prevent this social problem.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

В.В. Васильев, аспирант

Уфимский университет науки и технологий

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-1-48-51

Аннотация. В данной научной статье проанализирована проблема скулшутинга в образовательных организациях. Отмечается, что можно использовать различные методы социологического исследования для изучения данной проблемы. Автором статьи выделяются такие социологические методы, которые включают себя интервьюирование, фокус-группу, наблюдение. Таким образом, подчеркивается важность проведения анализа проблемы скулшутинга в образовательных организациях, а также выявления факторов, способствующих скулшутингу, чтобы разработать эффективные меры предотвращения этой социальной проблемы.

Ключевые слова: скулшутинг, насилие, проблема скулшутинга, школа, университет, образовательная организация.

В последнее время во всем мире участились вооруженные нападения в образовательных организациях [1]. Сейчас проблема скулшутинга в образовательных организациях является крайне актуальной в современном социуме. Каждый год происходят десятки нападений на учеников и сотрудников школ, колледжей и университетов в различных странах мира. Эта проблема оказывает серьезное влияние на жизнь школьников, их родителей и общества в целом. Выделим, что феномен массовых расстрелов существовал на протяжении всей истории с момента создания оружия и его развития [3]. В связи с этим, целью данной научной статьи выступает анализ проблемы скулшутинга в образовательных организациях и выявить факторы, которые способствуют этому явлению.

Мы должны отметить, что для того, чтобы понять причины скулшутинга, необходимо рассмотреть различные теоретические подходы к этой проблеме. Стоит перечислить основные теории:

- Теория социальной дезорганизации (Р.Е. Парк, Э. Берджесс, У. Томас, К. Шоу, Г. Маккей). В рамках этой теории отмечается, что нарушение общественных норм и ценностей может привести к социальной дезорганизации, что в свою очередь может способствовать насилию и криминалу. В случае образовательных организаций это

может проявляться в низкой эффективности мер по предотвращению насилия и обеспечения безопасности учеников.

- Теория социального конфликта (К. Маркс, М. Вебер, Л. Козер). Данный подход подчеркивает, что социальный конфликт является неизбежным аспектом общественной жизни. В случае скулшу-тинга - это может проявляться в конфликтах между учениками, между учениками и педагогами, но и в конфликтах на уровне социальных групп.

- Теория структурной дифференциации (Н. Луман, Т. Парсонс). Данный подход утверждает, что структура общества, включая образовательную систему, может способствовать дифференциации социальных групп и насилия. В случае скулшутин-га это может проявляться в исключении учеников из социальных групп или в наличии неравенства внутри школьного сообщества.

Помимо вышеперечисленных теорий, для изучения проблемы скулшутинга в образовательных организациях мы предлагаем использовать такие методы, как интервьюирование, фокус-группу, наблюдение. Стоит проанализировать эти методы подробнее:

- Интервьюирование может быть использовано для изучения отношения учеников и учителей к насилию, причинам,

которые могут привести к совершению скулшутинга, а также факторам, которые могут помочь предотвратить это явление. Например, можно провести интервью с учениками, которые стали свидетелями или жертвами насилия, и узнать их мнение о том, как можно было бы предотвратить такие инциденты.

- Фокус-группы также могут быть использованы для изучения проблемы скулшутинга. К примеру, можно организовать фокус-группу из учеников, которые проявляют агрессию или находятся группе риска, чтобы выяснить, какие факторы способствуют их агрессивному поведению и какие меры могут быть предприняты для предотвращения насилия.

- Помимо этого, стоит использовать метод наблюдения для изучения конкретных случаев насилия в образовательных организациях. Обратимся к изучению конкретного теоретического случая и выделим, что можно провести наблюдение за учениками, которые проявляют агрессивное поведение, и выявить, какие ситуации и факторы могут способствовать возникновению насилия в их случае.

Мы можем отметить, что использование вышеперечисленных качественных исследовательских методов, таких как интервьюирование, фокус-группы и наблюдение, могут быть эффективным подходом для изучения проблемы скулшутинга в образовательных организациях и выявления факторов, способствующих насилию, а также мер, которые могут быть предприняты для предотвращения этого явления. Так, одной из главных задач в предотвращении скулшутинга является создание благоприятной атмосферы в образовательной организации. Для этого необходимо уделить внимание созданию позитивного образовательного окружения, где ученики будут чувствовать себя безопасно.

Также стоит указать, что нужно проводить работу по развитию навыков эмоциональной безопасности, учить людей управлять своими эмоциями и уважать эмоции других людей. Другим важным аспектом является работа с родителями и преподавателями. Родители должны обучать своих детей толерантности, уважению

к другим людям и умению решать конфликты мирным путем. Преподаватели, в свою очередь, должны уметь обнаруживать предпосылки к скулшутингу, помогать ученикам решать конфликты и предотвращать насилие в образовательной организации.

Мы выяснили, что нужно проводить мониторинг ситуации в образовательных организациях, собирать данные об инцидентах скулшутинга, проводить анализ полученной информации и разрабатывать соответствующие меры предотвращения насилия. По мнению специалистов, в настоящее время агрессивное поведение несовершеннолетних, правонарушения, совершаемые ими, и скулшутинг являются международными проблемами, имеющими, однако, свою региональную специфику [4]. Нужно учитывать культурно-исторические и социальные особенности регионов, где происходят случаи скулшу-тинга, и учитывать их при разработке мер по предотвращению насилия. Отметим, что следует учитывать и другие факторы, которые могут повлиять на появление проблем скулшутинга. Одним из таких факторов может быть культура насилия, которая присутствует в социуме и может оказывать негативное влияние на молодежь, поэтому важно проводить работу по пропаганде культуры мира и толерантности.

В профилактике решения проблем скулшутинга должна использоваться и психологическая помощь для людей, ставшими жертвами насилия. После происшествия скулшутинга жертвы насилия могут испытывать травматические последствия и нуждаются в поддержке и помощи специалистов. Проблема скулшутинга не ограничивается только образовательными организациями. Эта проблема может возникать в любой сфере жизни, где существует конфликт между людьми. В связи с этим важно проводить работу по развитию системы мониторинга и анализа ситуации в образовательных организациях. Она позволит оперативно выявлять проблемные ситуации и предотвращать их развитие. Также необходимо проводить обучение педагогов, чтобы они были готовы к дей-

ствиям в случае возникновения угрозы насилия. Ключевым аспектом в решении проблемы скулшутинга является сотрудничество социальных служб, медицинских учреждений и правоохранительных органов. Необходимо проводить общую работу по профилактике и предотвращению насилия в обществе, а также проводить мониторинг состояния детей, которые находятся в группе риска.

На основе проведенного исследования проблемы скулшутинга в образовательных организациях, можно предложить несколько рекомендаций, направленных на предотвращение насилия в образовательных организациях:

1) Обучение педагогов и учеников. Одной из главных причин насилия в образовательных организациях является недостаточная осведомленность персонала образовательных организаций и учеников о проблеме скулшутинга и способах предотвращения этой проблемы. Поэтому, школы, колледжи, университеты должны проводить регулярные обучающие курсы для учителей и учеников, на которых они могут узнать о том, как распознать предпосылки насилия, как справляться с конфликтами и как сообщать о насилии в образовательном учреждении.

2) Создание безопасной среды. Образовательные организации должны создать безопасную среду, в которой ученики будут чувствовать себя защищенными. Для этого могут быть использованы различные меры, такие как установление камер видеонаблюдения, улучшение освещения на территории образовательной организации, проведение сеансов психологического консультирования для учеников и учителей.

3) Проведение социальной работы. Важным фактором в предотвращении скулшутинга является проведение социальной работы с учениками, которые находятся в группе риска. Это может включать в себя индивидуальные консультации с психологами, групповые занятия по социальной адаптации. Проведение подобной работы поможет выявить причины насилия и предотвратить его возникновение в будущем.

4) Систематический мониторинг. Школы должны систематически мониторить ситуацию внутри и вокруг школы, чтобы своевременно реагировать на возникающие проблемы и предотвращать случаи насилия. Для этого могут быть использованы различные инструменты, такие как анкетирование учеников, регистрация инцидентов насилия и анализ социальной обстановки в школе.

В Российской Федерации ведется профилактическая работа с молодежью в целях противодействия проявлениям преступного поведения [2]. Для предотвращения скулшутинга в образовательных организациях необходимы комплексные меры, включающие в себя формирование безопасной и дружественной обстановки, обучение педагогов, родителей и учеников навыкам решения конфликтных ситуаций, создание системы систематического мониторинга ситуации в образовательном учреждении и вокруг нее. В целом, анализ проблемы скулшутинга в образовательных организациях позволяет сделать вывод о необходимости улучшения системы образования и создания условий для формирования здоровых и безопасных окружений в образовательных учреждениях, где ученики смогут развиваться без страха и наси-

лия.

Библиографический список

1. Бирюкова А.А. Анализ проблемы вооруженного нападения учащихся в образовательных организациях / А. А. Бирюкова // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры: Сборник научных статей факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности / Под редакцией Л.В. Кашицыной. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. - С. 21. - EDN MIBQMP.

2. Белодед Д.Р. Психологическая модель выявления потенциальных скулшутеров в цифровой образовательной среде / Д. Р. Белодед, В. Ф. Енгалычев, В. А. Корзунин, С. В. Духновский // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2023. - Т. 28, № 1(92). - С. 36. - DOI 10.24412/1999-6241-2023-192-34-40. - EDN JNLOIS.

3. Васильев В.В. Скулшутинг в образовательных учреждениях: понятие и причины / В. В. Васильев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. -№ 11-3(74). - С. 87. - DOI 10.24412/2500-1000-2022-11-3-87-90. - EDN XKQSWW.

4. Гусев С.Н. Детерминанты совершения актов скулшутинга / С. Н. Гусев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2022. - № 3(62). - С. 14. - DOI 10.25724ZVAMVD.A013. - EDN SLGNPJ.

ANALYSIS OF THE PROBLEM OF SCHOOLSHOOTING IN EDUCATIONAL

ORGANIZATIONS

V.V. Vasiliev, Postgraduate Student Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. This scientific article analyzes the problem of schoolshooting in educational organizations. It is noted that various methods of sociological research can be used to study this problem. The author of the article highlights such sociological methods, which include interviewing, focus group, observation. Thus, the importance of analyzing the problem of schoolshooting in educational organizations is emphasized, as well as identifying factors contributing to school-shooting in order to develop effective measures to prevent this social problem.

Keywords: schoolshooting, violence, the problem of schoolshooting, school, university, educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.