Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЦИФРОВОЙ МЕХАНИЗМ КОММУНИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЦИФРОВОЙ МЕХАНИЗМ КОММУНИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-обучение / взаимодействие / поколение Z / технологичность / инновационные технологии / online learning / interaction / generation Z / adaptability / innovative technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Марина Евгеньевна, Яковлева Елена Валериевна

В настоящее время цифровые инструменты используются во всех сферах жизнедеятельности. Поколение Z выросло и продолжает развиваться в условиях электронной культуры. В динамично меняющемся мире цель инновационной деятельности в системе образования сводится к изменению личности студента. Современные специалисты должны самостоятельно ориентироваться в больших потоках данных, мотивировать себя на различные виды деятельности, формировать творческий потенциал. В достижении указанных целей могут помочь социальные сети, используемые для совершенствования образовательной деятельности. Нельзя не согласиться с тем фактом, что социальные сети на сегодняшний момент оказывают помощь в обучении, предоставляют возможность самостоятельно организовывать собственную деятельность, нестандартно действовать в моделируемых ситуациях, развивать творческий и профессиональный потенциал. Нами было проведено исследование, направленное на определение возможностей социальной сети Вконтакте как инструмента реализации современного образовательного процесса.Среди преимуществ социальной сети студенты выделяли возможность реализации групповой и индивидуальной работы, технологичность, мобильность и оперативность. Социальные сети обеспечивают результативную работу студентов, предоставляют возможности профессионального роста и интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Марина Евгеньевна, Яковлева Елена Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, digital tools are used in all spheres of life. Generation Z has grown up and continues to develop in the conditions of electronic culture. In a dynamically changing world, the goal of innovation in the education system is to change the student's personality. Modern specialists should independently navigate large data streams, motivate themselves for various types of activities, and form creative potential. Social networks used to improve educational activities can help in achieving these goals. It is impossible not to agree with the fact that social networks currently provide assistance in training, provide an opportunity to independently organize their own activities, act outside the box in simulated situations, develop creative and professional potential. We conducted a study aimed at determining the capabilities of the Vkontakte social network as a tool for implementing the modern educational process. Among the advantages of the social network, students highlighted the possibility of implementing group and individual work, technology, mobility and efficiency. Social networks ensure the effective work of students, provide opportunities for professional growth and intellectual development.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЦИФРОВОЙ МЕХАНИЗМ КОММУНИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий Иванова Марина Евгеньевна

Государственный университет просвещения (г. Москва); старший преподаватель кафедры педагогики и современных образовательных технологий Яковлева Елена Валериевна

Государственный университет просвещения (г. Москва)

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЦИФРОВОЙ МЕХАНИЗМ КОММУНИКАЦИИ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В настоящее время цифровые инструменты используются во всех сферах жизнедеятельности. Поколение Z выросло и продолжает развиваться в условиях электронной культуры. В динамично меняющемся мире цель инновационной деятельности в системе образования сводится к изменению личности студента. Современные специалисты должны самостоятельно ориентироваться в больших потоках данных, мотивировать себя на различные виды деятельности, формировать творческий потенциал. В достижении указанных целей могут помочь социальные сети, используемые для совершенствования образовательной деятельности. Нельзя не согласиться с тем фактом, что социальные сети на сегодняшний момент оказывают помощь в обучении, предоставляют возможность самостоятельно организовывать собственную деятельность, нестандартно действовать в моделируемых ситуациях, развивать творческий и профессиональный потенциал. Нами было проведено исследование, направленное на определение возможностей социальной сети Вконтакте как инструмента реализации современного образовательного процесса.Среди преимуществ социальной сети студенты выделяли возможность реализации групповой и индивидуальной работы, технологичность, мобильность и оперативность. Социальные сети обеспечивают результативную работу студентов, предоставляют возможности профессионального роста и интеллектуального развития.

Ключевые слова: онлайн-обучение, взаимодействие, поколение Z, технологичность, инновационные технологии.

Annotation. Currently, digital tools are used in all spheres of life. Generation Z has grown up and continues to develop in the conditions of electronic culture. In a dynamically changing world, the goal of innovation in the education system is to change the student's personality. Modern specialists should independently navigate large data streams, motivate themselves for various types of activities, and form creative potential. Social networks used to improve educational activities can help in achieving these goals. It is impossible not to agree with the fact that social networks currently provide assistance in training, provide an opportunity to independently organize their own activities, act outside the box in simulated situations, develop creative and professional potential. We conducted a study aimed at determining the capabilities of the Vkontakte social network as a tool for implementing the modern educational process. Among the advantages of the social network, students highlighted the possibility of implementing group and individual work, technology, mobility and efficiency. Social networks ensure the effective work of students, provide opportunities for professional growth and intellectual development.

Key words: online learning, interaction, generation Z, adaptability, innovative technologies.

Введение. Деятельность по цифровой трансформации системы образования приобрела особое значение в связи с принятием Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В соответствии со Стратегией цифровой трансформации отрасли «Образование» к 2024 году должна быть обеспечена образовательная среда, направленная на формирование ценности к самообразованию у студентов всех видов и уровней. Это условие обеспечивается за счет внедрения инновационных технологий обучения и повышения квалификации преподавательского состава [5].

В настоящее время цифровые инструменты используются во всех сферах жизнедеятельности. Поколение ZBbipocno и продолжает развиваться в условиях электронной культуры. Меняется основная роль преподавателя в образовательном процессе - теперь он становится координатором и консультантом информационного потока. Современным педагогам важно обладать навыками работы с инновационными образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке со студентами [4].

Проблема качества современной образовательной деятельности обусловлена наличием ряда противоречий. С одной стороны наблюдается рост информации, которая предоставляется студентам для освоения. С другой стороны, субъекты обучения зачастую проявляют низкий уровень мотивации к познавательному процессу. В связи с этим, основной целью информатизации образовательной сферы является превращение цифровых инструментов в ресурс обучения, направленный на формирование качественно новых результатов образования [1].

В динамично меняющемся мире цель инновационной деятельности в системе образования сводится к изменению личности студента. Современные специалисты должны самостоятельно ориентироваться в больших потоках данных, мотивировать себя на различные виды деятельности, формировать творческий потенциал. В достижении указанных целей могут помочь социальные сети, используемые для совершенствования образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Социальные сети стали неотъемлемым атрибутом современной общественной жизни. Благодаря возможностям социальных сетей, пользователи могут обмениваться информацией, взаимодействовать с другими участниками. В образовательной сфере социальные сети играют роль обеспечения коммуникации между субъектами обучения. В информационном пространстве можно создавать сообщества, участвовать в видеоконференциях, делиться актуальными материалами, получать обратную связь.

К.С. Итинсонсреди преимуществ социальных сетей выделяет возможность выстраивать коммуникацию в процессе реализации учебных проектов и заданий. Студенты могут выполнять как индивидуальные, так и групповые задания независимо от их местонахождения. Обучающимся зачастую легче выразить свои мысли в онлайн-пространстве, чем публично представлять результаты своей деятельности перед широкой аудиторией. Возможности социальных сетей позволяют отслеживать собственный прогресс и выстраивать траекторию дальнейшего обучения. В качестве недостатков использования социальных сетей автор выделяет склонность студентов к перепадам настроения и проблемы с самоконтролем. Нередко студенты могут пренебрежительно относиться к заданиям, проводя это время на сторонних ресурсах. Социальное пространство отличается от реальной жизни, поэтому следует аккуратно погружать обучающихся в информационную среду [2].

Ц. Цзинцзин рассматривает возможность применения Wechat для обеспечения взаимодействия студентов. Участники общения могут контролировать процесс обучения друг друга, получать обратную связь, передавать необходимые

материалы. Wechat позволяет также создавать определенные темы для обсуждения. В процессе непрерывного взаимодействия студенты создают стабильное образовательное пространство для достижения образовательных целей [8].

О.В. Косарев, Е.Г. Водкайло, A.B. Корсуков выделяют Вконтакте как социальную сеть, обладающую высоким потенциалом для повышения профессионального мастерства обучающихся. Авторы отмечают функцию написания статей. Благодаря ей студенты могут создавать и редактировать текст, добавлять аудио- и видео-фрагменты, ссылки на сторонние ресурсы. После написания статьи ее можно опубликовать для всех участников сообщества Вконтакте. Данный функционал позволяет сохранять статью в закладки и при необходимости возвращаться к ней. В рассматриваемой социальной сети можно проводить консультации, обмениваться информацией, записывать голосовые сообщения, что позволяет устанавливать доверительные отношения между участниками образовательного процесса [3].

Нельзя не согласиться с тем фактом, что социальные сети оказывают поддержку в обучении, предоставляют возможность самостоятельно организовывать собственную деятельность, нестандартно действовать в моделируемых ситуациях, развивать творческий и профессиональный потенциал [7].

Реализация самостоятельной деятельности посредством использования социальных сетей обладает высоким потенциалом, поскольку в открытом доступе студентам предлагаются различные образовательные материалы, видеолекции, возможность участвовать в опросах, беседах, проектах. Участие в самостоятельной работе способствует формированию у обучающихся навыков анализа информации, способности выделять главное и аргументировать полученные выводы. Разнообразие информации развивает нестандартное мышление и учит ориентироваться в больших объемах данных. При выборе социальной сети важно обращать внимание на цели и задачи, которые ставятся перед студентами [6]. Одной из востребованных социальных сетей для организации продуктивной работы выступает социальная сеть Вконтакте. На платформе представлен широкий спектр функций для реализации обучения.

Нами было проведено исследование, направленное на определение возможностей социальной сети Вконтактекак инструмента реализации современного образовательного процесса. Исследование проводилось среди обучающихся Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Числовая выборка составила 152 студента. Все участники исследования являются активными пользователя социальной сети Вконтакте в рамках реализации образовательного процесса. Опрос был проведен в GoogleForms. Преимущество данного онлайн-сервиса состоит в том, что статистика результатов оформляется сразу в таблицу.

Опросник включал в себя три блока вопросов. Первый блок вопросов был направлен на выявление возможностей социальной сети, позволяющих студентам организовывать продуктивную деятельность в онлайн-пространстве. Полученные ответы позволяют прийти к выводу о том, что студентам импонирует возможность объединяться в сообщества для реализации совместной деятельности (85,6%). Также большинство студентов выделили возможность взаимодействия в беседах (82,3%). Вместимость каждого чата достигает 500 человек, но студенты отмечали, что для рационального общения целесообразно создавать групповые чаты (одна группа - одна беседа). Функции беседы позволяют закреплять сообщения, просматривать вложения, прикреплять файлы, отправлять голосовые сообщения для объяснения сложных моментов. Студенты также выделяли возможность размещения материалов (76,4%) как необходимый инструмент для реализации образовательного процесса. В социальной сети можно выкладывать различные форматы документов: презентации, аудио, видео, текстовые материалы. Всю информацию в дальнейшем можно скачать или просмотреть онлайн. Участники опроса выделили также функцию написания статей на ресурсе (72,4%). Студенты могут оформлять тексты лекций внутри социальной сети Вконтакте. Текст можно расположить в удобной форме, выделяя при этом центральные понятия, добавляя необходимые графические материалы. Другие ответы студентов содержали возможность осуществлять звонки, писать личные сообщения, проводить опросы, как в беседах, так и в сообществах.

Второй блок вопросов был направлен на определение преимуществ социальной сети Вконтакте для организации образовательного процесса. Результаты второго блока вопросов представлены на рисунке 1.

Му л ьтгмедгйно сть _ _ .Ш

Мобильность и оперативность Индивидуальное и групповое обучение

_

Техно л о точность

Идентификация обучающихся

Привычная среда студентов

Доступность

1 1 1

0.00% 20.00% 40.00% 60.00% S0.00% 100.00%

Рисунок 1. Результаты второго блока вопросов

В соответствии с полученными результатами можно прийти к выводу, что студенты ценят возможность индивидуального и группового обучения (94,1%). Благодаря использованию социальной сети Вконтакте, студенты расширяют свою коммуникационную среду.

Социальная сеть Вконтакте является привычной средой для студентов (86,4%). В соответствии с 0T4eT0MMediasc0pe от апреля 2023 года (исследовательская компания предоставила документ ррс.world), ВКонтакте - самая популярная социальная сеть России. К концу 2022 года она охватывала уже 86% российской интернет-аудитории, сообщается в официальном отчете платформы.

Мобильность и оперативность выделили 80,2% респондентов. Студенты ценят возможность оперативно получать актуальную информацию, проводить консультации, не дожидаясь аудиторных занятий, участвовать в интерактивных мероприятиях, обмениваться информацией, оценивать активность остальных участников обучения.

По мнению 75,8% обучающихся социальную сеть Вконтакте отличает от других ресурсов технологичность. Возможности Вконтакте позволяют создавать учебные группы открытого и закрытого типа, организовывать беседы и сообщества по интересам студентов.

Идентификация обучающихся (72,3%) предполагает возможность видеть настоящее имя и фамилию тех, кто находится онлайн.

Также студенты выделяли доступность (69,4%) и мультимедийность (57,8%).

Третий блок вопросов был направлен на определение проблемных моментов использования социальной сети Вконтакте. Большинство респондентов выделяли отсутствие единой концепции обеспечения результативного использования социальной сети в процессе обучения (88,3%). Студенты обращали внимание на большое количество отвлекающей информации в процессе работы в онлайн-среде (81%). Также ответы были связаны с низким уровнем компетентности преподавателей в вопросах использования социальной сети в процессе обучения (12%).

Таким образом, социальная сеть Вконтакте предоставляет широкий спектр возможностей для обеспечения образовательного процесса. В рамках онлайн-пространства удобно коммуницировать с другими пользователями сети, как в режиме личного диалога, так и в сообществах. Функции Вконтакте позволяют осуществлять обратную связь между участниками образовательного процесса посредством использования чата. В социальной сети можно оставлять задания с возможностью их комментирования. Также в рамках занятия используются возможности таких вкладок как «обсуждения», «статьи» для реализации самостоятельной и коллективной работы студентов.

Выводы. Широкое распространение социальных сетей открывает новые возможности для реализации образовательного процесса в онлайн-пространстве. Одной из причин использования социальных сетей в обучении является тот факт, что эта средапривычна для студентов. Современные социальные сети предоставляют большой спектр инструментов, позволяющих сделать процесс обучения гибким и адаптированным под каждого студента.

В рамках исследования была рассмотрена социальная сеть Вконтакте, её возможности и недостатки для реализации продуктивного образовательного процесса. Среди преимуществ социальной сети студенты выделяли возможность реализации групповой и индивидуальной работы, технологичность, мобильность и оперативность. В качестве недостатков большинство респондентов выделяли отсутствие единой концепции обеспечения результативного использования социальной сети в процессе обучения. Социальные сети обеспечивают результативную работу студентов, предоставляют возможности профессионального роста и интеллектуального развития. Данный вид деятельности является дополнительным стимулирующим инструментом повышения качества обучения.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Возможности технологии дистанционного обучения в вузе / М.Н. Булаева, A.B. Гущин, И.Р. Воронина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 4(33). - С. 48-51. - DOI 10.26140/anip-2020-0904-0008. - BDN UZRCBU

2. Итинсон, К.С. Роль социальных сетей в обучении студентов высших учебных заведений / К.С. Итинсон // Региональный вестник. - 2020. - № 9(48). - С. 52-53. - BDN WCBDJT

3. Косарев, О.В. Использование социальной сети в качестве платформы электронного обучения (на примере социальной сети ВКонтакте) / О.В. Косарев, Б.Г. Водкайло, A.B. Корсуков // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2018. - Т.2.- С. 195-198. - BDN XPPOVN

4. Масалаб, Н.М. Социальные сети как средство контроля успеваемости студентов в условиях дистанционного обучения / Н.М. Масалаб // Научное образование. - 2020. - № 3(8). - С. 195-199. - BDN QAGPNW

5. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - BDN PKHAIU

6. Факторы и показатели конкурентоспособности образовательной программы / A.M. Петровский, М.П. Прохорова, A.M. Хамидулин, К.В. Калинкина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. -№ 11(58). - С. 648-650. - BDN XNJJKH

7. Фещенко, A.B. Организация электронного обучения в вузе с помощью социальных сетей / A.B. Фещенко // Сборник научных трудов SWorld. -2013. - Т. 7, № 2. - С. 99-102. - BDN QPWSPP

8. Цзинцзин, Ц. Новые формы обучения в Интернете на основе прямой трансляции и социальных сетей / Ц. Цзинцзин // Наука и мир. - 2020. - № 9-2(85). - С. 27-30. - BDN YOQKOD

Педагогика

УДК 378.147

кандидат технических наук, доцент Имаева Эмма Шаукатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Ряхова Анна Григорьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДНЕСЕНИЯ НЕФТЕПРОМЫСЛОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. В статье приводится глубокий анализ природы российской нефтепромысловой терминологии, её отличительных особенностей и значений, являющихся источником затруднений в усвоении, как студентами-иностранцами, так русскоязычными обучающимися. Трудности, возникающие при усвоении обучающимися терминологии общеинженерных дисциплин, негативно влияют на усвоение ими знаний, формирование умений и базовых компетенций будущих выпускников. Рассмотрены этапы этимологического и ассоциативного запоминания лексики инженерных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.