Научная статья на тему 'ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / мессенджеры / образование / проблемы / перспективы / доступность / обучение / оборудование / социальные сети / information technology / messengers / education / problems / prospects / accessibility / training / equipment / social networks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Дарья Олеговна, Митяева Светлана Дмитриевна, Белаш Виктория Юрьевна

Статья посвящена проблемам и перспективам использования информационных технологий в образовательной сфере. В современном мире технологии играют все более важную роль во всех сферах жизни, включая образование. Они предоставляют широкий спектр возможностей для улучшения процесса обучения и повышения качества образования. В современном образовательном процессе коммуникация и взаимодействие играют важную роль. Студенты и преподаватели нуждаются в удобных и эффективных средствах общения, которые позволяют им обмениваться информацией, задавать вопросы, обсуждать темы и работать вместе над проектами. Социальные сети и мессенджеры стали популярными инструментами взаимодействия ддя большинства людей. И они также нашли свое применение в образовательном процессе. Создание групп в социальных сетях и мессенджерах стало распространенным способом организации обучения на расстоянии и дистанционного взаимодействия между преподавателями и студентами. Группы в социальных сетях и мессенджерах предоставляют пространство для общения, обмена информацией и совместной работы. Информационные технологии в сфере образования имеют огромный потенциал для улучшения качества обучения и развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михеева Дарья Олеговна, Митяева Светлана Дмитриевна, Белаш Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems and prospects of using information technologies in the educational sphere. In the modern world, technology plays an increasingly important role in all spheres of life, including education. They provide a wide range of opportunities to improve the learning process and improve the quality of education. Communication and interaction play an important role in the modern educational process. Students and teachers need convenient and effective communication tools that allow them to share information, ask questions, discuss topics and work together on projects. Social networks and messengers have become popular interaction tools for most people. And they have also found their application in the educational process. The creation of groups on social networks and messengers has become a common way of organizing distance learning and remote interaction between teachers and students. Groups on social networks and messengers provide a space for communication, information exchange and collaboration. Information technologies in the field of education have a huge potential for improving the quality of education and student development.

Текст научной работы на тему «ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

психологического и эмоционального благополучия, создания благоприятной атмосферы для творческой работы. Введение элементов арт-терапии на уроках изобразительного искусства позволит улучшить качество обучения и создать здоровьесберегающую образовательную среду.

Аннотация. В статье изучается проблема сохранения здоровьесбережения обучающихся на уроках изобразительного искусства. В статье проанализирована литература по теме исследования и рассмотрены понятия «арт-терапия», «здоровьесберегающие образовательные технологии», «здоровьесбережение на уроках изобразительного искусства». Результатом проведенной работы стало выведенное понятие «здоровьесбережение обучающихся на уроках изобразительного искусства с помощью арт-терапии». Авторы рассмотрели возможность использования нетрадиционных техник рисования как средств арт-терапии. Приведены примеры выполнения творческих заданий, нацеленных на здоровьесбережение обучающихся, на занятиях по изобразительному искусству.

Ключевые слова: арт-терапия, здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, нетрадиционные техники рисования, эмоциональное здоровье.

Annotation. The article examines the problem of preserving the health of students in art lessons. The article analyzes the literature on the research topic and examines the concepts of "art therapy", "health-saving educational technologies", "health-saving in fine art lessons". The result of the work carried out was the derived concept of "health care of students in fine art lessons with the help of art therapy." The authors considered the possibility of using non-traditional drawing techniques as a means of art therapy. Examples of performing creative tasks aimed at saving students' health in visual arts classes are given.

Key words: art therapy, health care, health-saving technologies non-traditional drawing techniques, emotional health.

Литература:

1. Аметова, Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт / Л.А. Аметова. - М., 2003. - 36 с.

2. Дядинчук, Т.Г. Нетрадиционные техники рисования как арт-терапевтический метод на уроках изобразительного искусства / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. - 2017. - С. 218-220

3. Кисилева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Кисилева. - СПб: РЕЧЬ, 2006. - 83 с.

4. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1989. - 319 с.

5. Копытин, А.П. Теория и практика арт-терапии / А.П. Копытин. - СПб: Питер, 2002. - 359 с.

6. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб: Речь, 2003.-256 с.

7. Макаренко, А.С. О воспитании молодежи / А.С. Макаренко. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1951. - 396 с.

8. Песталоцци, И.Г. Иоганн Песталоцци: Гармоничное развитие человека. Традиции европейского образования / И.Г. Песталоцци. -М.: Амрита-Русь, 2021. -260 с.

9. Российская федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. -Новосибирск: Норматика, 2015. - 143 с. - Текст: непосредственный.

10. Смирнов, Н.К Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002.-121 с.

11. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - Издательство политической литературы, 1985. -280 с.

12. Тарабакина, Л.В. Эмоциональное развитие подростков: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.В. Тарабакина. - М.: МПГУ, 2011. - 208 с.

13. Ушинский,К.Д. Педагогика /К.Д. Ушинский. -М.: Юрайт, 2017. -281 с.

14. Хилл, А. Искусство против болезней / А. Хилл. - Лондон: 1945. - 100 с.

УДК 37:004

ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ,

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Михеева Дарья Олеговна студент

Калужский государственныйуниверситет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);

Митяева Светлана Дмитриевна студент

Калужский государственныйуниверситет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);

Белаш Виктория Юрьевна кандидат педагогических наук

Калужский государственныйуниверситет имениК.Э. Циолковского (г. Калуга)

Постановка проблемы. Современное образование невозможно представить без использования информационных технологий и специализированных программных продуктов, применяемых в этом процессе. Благодаря все большей доступности компьютеров, сети интернет, мобильных устройств и программ, технологии становятся значимым компонентом обучения.

Одной из ключевых проблем, с которой сталкиваются образовательные учреждения при внедрении информационных технологий, является недостаточная подготовка педагогов и администрации.

Кроме того, вопросы безопасности данных также представляют серьезную проблему. С ростом количества информации, хранимой в цифровой форме, возрастает и риск утечки или несанкционированного доступа к конфиденциальным данным обучающихся и персоналу учреждения. Это требует разработки эффективных мер защиты информации и обучения пользователей вопросам безопасности.

Однако, несмотря на проблемы, информационные технологии в образовании обладают значительными возможностями для совершенствования обучения и повышения доступности образовательных ресурсов. Современные технологии направлены на разработку интерактивных учебных материалов, индивидуализацию образовательного процесса, а также реализацию доступа и использования информационных ресурсов в любое удобное для пользователя время.

Изложение основного материала исследования. Развитие информационных технологий в образовании - это процесс, который непрерывно меняется и развивается вместе с технологическими новшествами. Сегодня информационные технологии обладают всеми возможностями для изменения образовательной среды и методов обучения.

В современном мире роль информационных технологий в образовании неуклонно растет. С развитием интернета, облачных технологий, мобильных приложений, а также искусственного интеллекта, образовательная среда становится более открытой, доступной и инновационной. Это предоставляет обучающимся и преподавателям возможности для модернизации учебного процесса и повышения качества образования.

Одним из наиболее значимых аспектов развития информационных технологий в образовании является переход к онлайн-образованию. Использование видеоконференц-систем, платформ для онлайн-обучения, электронных учебных материалов и других технологий позволяет обеспечить реализацию образовательных услуг и удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в любой точке мира. Это особенно важно для людей, которые живут в удаленных регионах или имеют ограниченные возможности для обучения в традиционных аудиториях.

Благодаря информационным технологиям в образовании также развиваются новые методики обучения. Виртуальная реальность, например, предоставляет возможность создания иммерсивных образовательных сред, которые могут значительно повысить интерес учащихся к материалу. Это особенно важно в контексте обучения предметам, требующим визуализации и практического опыта, таким как химия, физика, медицина и искусство.

Еще одним важным аспектом развития информационных технологий в образовании является улучшение доступности образовательных ресурсов. Электронные библиотеки, базы данных, онлайн-курсы и открытые образовательные ресурсы делают знания доступными для широкого круга людей. Благодаря этому, обучение становится более адаптированным к потребностям современного обучающегося.

Социальные сети и мессенджеры стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они предоставляют удобные инструменты для общения и обмена информацией. В образовательной среде использование групп в социальных сетях и мессенджерах может стать эффективным средством взаимодействия с обучающимися. Введение таких групп позволяет студентам и учителям обмениваться материалами, заданиями, вопросами и ответами в режиме онлайн, что способствует оперативному разрешению вопросов в процессе обучения [1].

Группы в социальных сетях - это специальные разделы или страницы, которые объединяют пользователей с общими интересами, целями или хобби. В таких группах можно обмениваться информацией, делиться мнениями, фотографиями и видео, общаться с другими участниками и создавать собственное сообщество. Группы могут быть публичными, тогда к ним могут присоединиться все желающие, или закрытыми, когда вступление требует подтверждения от администратора.

Мессенджеры - это программы или приложения, которые позволяют пользователям обмениваться сообщениями текстового, аудио, видео форматов, совершать голосовые и видеозвонки, отправлять файлы и многое другое. Это электронные платформы для связи, которые в основном работают в режиме реального времени [2]. Популярные мессенджеры включают в себя WhatsApp, Telegram, Viber, Facebook Messenger, WeChat и другие. Такие приложения позволяют пользователям устанавливать контакт с друзьями и семьей, а также общаться с другими людьми по всему миру.

Обозначим преимущества групп в социальных сетях:

1. Организация общей коммуникации: Группы в социальных сетях и мессенджерах позволяют наладить общение между обучающимися и преподавателями в реальном времени. Это делает образовательный процесс более интерактивным и позволяет участникам задавать вопросы, делиться мнениями и обсуждать материалы.

2. Обмен информацией: В группах можно легко распространять учебные материалы, документацию и ссылки на полезные ресурсы. Это позволяет всем участникам быстро получить доступ к необходимой информации и облегчает процесс обучения.

3. Коллективное решение задач: В группах можно создавать групповые проекты и задания, в которых обучающиеся работают вместе над решением конкретных задач. Это развивает навыки работы в команде, способствует обмену знаниями и опытом между участниками группы.

4. Поддержка и мотивация: Группы в социальных сетях и мессенджерах позволяют создать общее пространство, где обучающиеся могут поддерживать друг друга, делиться успехами и преодолевать сложности вместе. Это способствует созданию дружественной и поддерживающей обстановки в рамках обучения.

5. Мониторинг и отслеживание прогресса: В группах можно удобно отслеживать прогресс каждого обучающегося, а также оценивать и следить за выполнением домашних заданий и проектов. Это помогает преподавателям и обучающимся более эффективно контролировать учебный процесс и достигать поставленных целей.

Недостатки групп в социальных сетях:

1. Ограниченность функционала: Группы в социальных сетях мессенджерах могут иметь ограниченный набор функций, по сравнению с специализированными платформами для обучения. Например, невозможность создания тестов, опросов или других активностей, которые помогут проверить знания и уровень понимания материала.

2. Ограниченная структурированность: В группах в социальных сетях могут отсутствовать удобные инструменты для структурирования информации и организации обучения, особенно в случае большого количества участников. Это может затруднить навигацию и поиск нужного материала.

3. Отсутствие контроля: В группе в социальных сетях трудно контролировать активность и участие обучающихся. Возможно, некоторые студенты не будут активно участвовать в обсуждениях или заданиях, что может негативно сказаться на их усвоении материала.

4. Отвлекающая среда: Социальные сети мессенджеров могут быть местом для отвлечения и сбивания с темы, особенно с учетом наличия множества других контактов и возможностей для общения. Это может отрицательно сказаться на фокусе и вовлеченности обучающихся в учебный процесс.

5. Ограниченная конфиденциальность: Группы в социальных сетях мессенджерах могут быть открытыми или иметь ограниченные настройки конфиденциальности. Это может привести к проблемам с защитой личной информации и уязвимости данных.

6. Отсутствие специализированного оборудования: В случае необходимости использования специализированного оборудования для обучения, группы в социальных сетях мессенджерах не могут предоставить такие возможности, что может ограничить учебный процесс и возможности применения практических навыков.

В целом, использование групп в социальных сетях мессенджерах может быть полезным средством взаимодействия с обучающимися, но следует учитывать и ограничения, которые могут повлиять на качество обучения.

Мессенджеры имеют много возможностей для использования в образовательном процессе [3]. Некоторые из них включают:

1. Текстовые сообщения: Мессенджеры позволяют преподавателям и ученикам обмениваться сообщениями и информацией. Это может быть полезно для задания и обсуждения учебных вопросов.

2. Голосовые сообщения: С помощью функции голосовых сообщений ученики и преподаватели могут записывать и отправлять аудиофайлы друг другу. Это удобно для объяснения сложных концепций, чтения вслух или обсуждения материалов.

3. Фото и видео: Мессенджеры позволяют обмениваться фотографиями и видео. Это может быть полезно для презентации проектов, обсуждения иллюстраций или показа практических навыков.

4. Создание групповых чатов: Многие мессенджеры позволяют создавать групповые чаты, где ученики и преподаватели могут общаться и делиться информацией. Это может быть полезно для проведения дискуссий или коллективной работы над проектами.

5. Планирование событий и уведомления: Мессенджеры позволяют создавать события и отправлять ученикам и преподавателям напоминания о важных датах или сроках.

6. Учебные материалы и ссылки: С помощью мессенджеров можно отправлять учебные материалы, ссылки на веб-ресурсы или документы. Это помогает ученикам получить доступ к дополнительным материалам или заданиям.

7. Оценивание и обратная связь: Мессенджеры могут использоваться для отправки оценок или обратной связи ученику после выполнения задания. Это удобно для обсуждения результатов и улучшения процесса обучения.

Мессенджеры предоставляют широкий спектр инструментов для взаимодействия и обмена информацией между учениками и преподавателями, упрощая и улучшая образовательный процесс.

Выводы. Одной из главных проблем развития информационных технологий в сфере образования является недостаточная инфраструктура и ограниченный доступ к современным технологиям. Не все учебные учреждения могут обеспечить себя современным оборудованием, что затрудняет полноценную интеграцию ИТ в учебный процесс. Эта проблема особенно актуальна для школ и колледжей в удаленных районах или небольших городах, где доступ к современным технологиям ограничен.

Кроме того, проблемой развития информационных технологий в образовании является отсутствие подходящих средств для оценки их эффективности использования в учебном процессе. Существующие методы и инструменты оценки не всегда достаточно точно оценивают результаты применения информационных технологий в обучении.

Аннотация. Статья посвящена проблемам и перспективам использования информационных технологий в образовательной сфере. В современном мире технологии играют все более важную роль во всех сферах жизни, включая образование. Они предоставляют широкий спектр возможностей для улучшения процесса обучения и повышения качества образования. В современном образовательном процессе коммуникация и взаимодействие играют важную роль. Студенты и преподаватели нуждаются в удобных и эффективных средствах общения, которые позволяют им обмениваться информацией, задавать вопросы, обсуждать темы и работать вместе над проектами. Социальные сети и мессенджеры стали популярными инструментами взаимодействия доя большинства людей. И они также нашли свое применение в образовательном процессе. Создание групп в социальных сетях и мессенджерах стало распространенным способом организации обучения на расстоянии и дистанционного взаимодействия между преподавателями и студентами. Группы в социальных сетях и мессенджерах предоставляют пространство для общения, обмена информацией и совместной работы. Информационные технологии в сфере образования имеют огромный потенциал для улучшения качества обучения и развития учащихся.

Ключевые слова: информационные технологии, мессенджеры, образование, проблемы, перспективы, доступность, обучение, оборудование, социальные сети.

Annotation. The article is devoted to the problems and prospects of using information technologies in the educational sphere. In the modern world, technology plays an increasingly important role in all spheres of life, including education. They provide a wide range of opportunities to improve the learning process and improve the quality of education. Communication and interaction play an important role in the modern educational process. Students and teachers need convenient and effective communication tools that allow them to share information, ask questions, discuss topics and work together on projects. Social networks and messengers have become popular interaction tools for most people. And they have also found their application in the educational process. The creation of groups on social networks and messengers has become a common way of organizing distance learning and remote interaction between teachers and students. Groups on social networks and messengers provide a space for communication, information exchange and collaboration. Information technologies in the field of education have a huge potential for improving the quality of education and student development.

Key words: information technology, messengers, education, problems, prospects, accessibility, training, equipment, social networks.

Литература:

1. Дегтерева, Л.Б. Роль мессенджеров в системе воспитания школьниов / Л.Б. Дегтерева// Урок.РФ, 2022. - URL: https://ypoк.pф/library/rol_messendzherov_v_sisteme_vospitaniya_shkolnikov_180011.html (дата обращения: 10.03.2024)

2. Неронова, Л.Н. Социальные сети и мессенджеры как инструменты взаимодействия классного руководителя с учащимися, их родителями и с коллегами/ Л.Н. Неронова// nsportal.ru, 2019,- URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/10/29/sotsialnye-seti-i-messendzhery-kak-instrumenty-interaktivnogo (дата обращения: 10.03.2024)

3. Рашевская, Е.О. Мессенджеры в образовании/ Е.О Рашевская// Время знаний, 2024,- URL: https://edu-time.ru/pub/142183 (дата обращения: 10.03.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.