Ласукова Наталья Александровна —
магистрант по направлению Педагогическое образование: преподавание иностранного языка и зарубежной литературы в образовательных организациях Кемеровского государственного университета (Россия, г. Кемерово); lasukow@gmail.com
Рабкина Надежда Владимировна —
канд. филол. наук, доцент кафедры переводоведения и лингвистики Кемеровского государственного университета (Россия, г. Кемерово); https:// orcid.org/0000-0002-6623-6679; nrabkina@mail.ru
оригинальная статья
Обзор публикаций о роли социальных сетей и мессенджеров в обучении иностранному языку
Н. А. Ласукова*, Н. В. Рабкина
Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия *lasukow@gmail.com
Поступила 12.01.2022. Принята после рецензирования 17.03.2022. Принята в печать 20.04.2022.
Аннотация: Социальные сети и мобильные приложения-мессенджеры являются неотъемлемой частью информационно-коммуникационных технологий образовательной среды, особенно когда речь идет о преподавании иностранных языков. Поэтому использования социальных сетей и мессенджеров в обучении иностранному языку является актуальным вопросом. Анализируется опыт применения современных технологий в обучении английскому языку. Обзор публикаций, посвященных практическому опыту использования социальных сетей и мессенджеров в сфере образования, показал, что преподаватели средних школ и высших учебных заведений активно используют их при обучении иностранным языкам. Особо подчеркиваются такие факторы, как повышение мотивации, параллельное развитие нескольких компетенций, организация образовательного процесса, в т.ч. в дистанционном режиме, а также повышение статуса учебного заведения. Среди минусов выделяют длительность процесса, отвлекающий фактор и неполноту цифровизации общества. Все исследователи согласны, что социальные сети и мессенджеры - удобные технологии, которые нельзя игнорировать современному преподавателю. Также приведены научные публикации по данной теме, в которых авторы объясняют необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, приводят преимущества внедрения существующих социальных сетей и приложений в образовательный процесс.
Ключевые слова: социальные сети, мобильные мессенджеры, информационно-коммуникационные технологии, преподавание иностранных языков, интернет-технологии, блог
Цитирование: Ласукова Н. А., Рабкина Н. В. Роль социальных сетей и мессенджеров в обучении иностранному языку. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 1. С. 8-14.
н
on
5
о g
Ь
pi <
g D
Q
Pi
^
Ь
N
Natalia A. Lasukova -
Master's Degree student of Pedagogical Education, Kemerovo State University (Russia, Kemerovo); lasukow@gmail.com
Nadezhda V. Rabkina - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Translation Studies and Linguistics, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia); https://orcid.org/0000-0002-6623-6679; nrabkina@mail.ru
full article
Social Nets and Messengers in Teaching Foreign Languages
N. A. Lasukova*, N. V. Rabkina
Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation
*lasukow@gmail.com
Received 12 Jan 2022. Accepted after peer review 17 Mar 2022. Accepted for publication 20 Apr 2022.
Abstract: The article gives a brief review of using social networks and messengers in teaching a foreign language. Social networks and mobile messenger applications have integrated the information and communication technologies of the academic environment, especially when teaching foreign languages. This review of publications that concern practical experience of using social networks and messengers for education purposes showed that they are actively used for teaching foreign languages in secondary schools and universities. Social networks and messengers increase motivation, develop several competencies at the same time, organize education process, facilitate distance
8 © 2022. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License
learning, and improve the status of the educational institution. However, they are time-consuming, distract attention, and require expensive equipment. Nevertheless, all researchers agree that social networks and instant messengers are convenient technologies that a modern teacher should not ignore.
Keywords: social networks, mobile messengers, information and communication technologies, teaching foreign languages, internet technologies, blog
Citation: Lasukova N. A., Rabkina N. V. Social Nets and Messengers in Teaching Foreign Languages: Review. Virtual Communication and Social Networks, 2022, 1(1): 8-14.
Введение
Социальные сети и мобильные приложения-мессен-джеры стали неотъемлемой составляющей современного социума, а виртуальная личность - важным компонентом бытия современного человека. Общественная жизнь молодого поколения активных интернет-пользователей протекает в двух пространствах - виртуальном и реальном. Степень пересечения этих двух сфер и их субъективная важность существенно варьируются: в экстремальных случаях виртуальное бытие и виртуальное Я приобретают для подростка первостепенное значение.
Многие практикующие преподаватели школ и вузов, превращая социальные сети в инструмент обучения, интегрируют свой предмет в коммуникативное пространство обучающегося и активно используют возможности этого пространства. Разумеется, задания типа «Перескажите "Евгения Онегина" в виде переписки главных героев в WhatsApp» или «Создайте страничку в Facebook1 для одного из персонажей "Войны и мира"» кто-то может посчитать своеобразным «заигрыванием» с молодежной аудиторией и осудить за намеренную примитивизацию классики в угоду клиповому сознанию. Однако современный преподаватель не может игнорировать роль социальных сетей в жизни молодежи, поэтому их интеграция в образовательное пространство представляется логичным шагом в развитии этого самого пространства. Особенно это касается обучения иностранным языкам, т. к. социальные сети и мессенджеры - важный источник аутентичного материала, игнорировать который было бы, по меньшей мере, недальновидно.
Результаты
Социальные сети как средство обучения иностранным языкам стали объектом исследований многих прогрессивных практикующих преподавателей. Они являются частью современной цифровой образовательной среды - комплекса отношений в образовательной деятельности, способствующего реализации образовательного процесса, самореализации, выстраиванию социальных отношений [Шилова 2020]. При этом социальные
сети - не только вспомогательный образовательный ресурс, но и воспитательный [Дьячкова, Томюк 2017].
Социальные сети могут рассматриваться с точки зрения формирования предусмотренных ФГОС компетенций. Ю. В. Наволочная делает вывод об эффективности применения социальных сетей в практике обучения иностранному языку студентов вузов, т. к. их использование способствует реализации личностно-деятельностного подхода, принципа индивидуальности, повышению мотивации к изучению иностранного языка, а также снижению стресса из-за боязни допустить ошибку [Наволочная 2019]. О. А. Клименко определяет социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Клименко 2012]. А. А. Букаева и А. Т. Магзумова считают, что социальные сети - важный образовательный инструмент школы и вуза, который переводит образовательную активность на более высокий уровень [Букаева, Магзумова 2015].
И. С. Ткаченко и Ю. И. Богатырева предполагают, что внедрение социальных сетей в образовательный процесс позволит расширить единое информационное пространство школы, создать открытые и доступные образовательные ресурсы для учащихся, сформировать новую информационную культуру мышления участников образовательного процесса [Ткаченко, Богатырева 2017].
А. Г. Черемисин и Д. Г. Багдасарова отмечают неко- Е торые трудности в переходе на следующий виток разви- Д тия образовательной среды: переход на путь информаци- С онного общества идет в разных странах неравномерно, И и современное общество на данный момент нельзя Л назвать полностью информационным [Черемисин, Н Багдасарова 2017]. Другими словами, технические про- Р блемы и экономическая недоступность современных Ы устройств связи не позволяют сделать Интернет основ- и ной образовательной платформой. п
Социальные сети могут стать хорошим подспорьем Д для самостоятельной работы обучающихся. Е. В. Тимофеева В
и Ю. А. Кайль подчеркивают, что социальные сети спо- Н
и
собствуют повышению интереса учащихся к предмету, Я
Я К
А
1 Компания Meta Platforms, владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ. Meta Platforms, the parent company of Facebook and Instagram, is banned in the Russian Federation as an extremist organization.
активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков работы самостоятельно и в группе, а систематическая работа с компьютерными заданиями приводит к формированию навыков самостоятельной работы [Тимофеева, Кайль 2014].
Ю. С. Мушникова рассмотрела социальные сети как интерактивную форму обучения старшеклассников английскому языку, которая делает процесс интересным и захватывающим благодаря видеороликам, форумам, подкастам и т.д. [Мушникова 2017]. Автор также отметила, что социальные сети повышают мотивацию к изучению языка, т. к. с их помощью можно получить актуальную информацию.
Социальные сети стали неотъемлемой частью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в средней школе в условиях реализации ФГОС. ИКТ решает проблему наглядности представления содержания для иерархически организованных и значительных по объему учебных дисциплин [Баяндин, Мухин 2013].
С. Ю. Замарина отмечает, что информатизация работы экономит время учителя и делает процесс обучения увлекательным, причем как для учителя, так и для ученика [Замарина 2016]. Ученик и учитель могут самостоятельно создавать контент, т. е. участвовать в творческом процессе. Однако обучение иностранным языкам с помощью социальных сетей будет эффективным только в том случае, если преподаватель тщательно продумал цели и задачи.
А. Г. Ковалева и др. провели исследование социальной сети «ВКонтакте» в качестве нового ИКТ-элемента на занятиях английского языка в высшем учебном заведении, выявили ряд недостатков этого материала: переизбыток развлекательного контента, отсутствие контроля, игнорирование этических норм, неточность информации. Использование сети «ВКонтакте» в образовательном процессе является спорным вопросом, однако она может стать дополнительным средством в изучении английского языка [Ковалева и др. 2019].
Т. Л. Герасименко и др. рассматривают социальные сети как часть новейших smart-технологий, применяемых в процессе обучения иностранным языкам [Герасименко и др. 2012]. Они настаивают на том, что 3 в условиях, когда инновационная революция транс-£ формирует образование во всем мире, ни одно учебное ^ заведение не может это игнорировать. Современный § студент должен получать образование в комфортном >2 для себя формате. Социальные сети создают комфорт-^ ные для обучающихся условия, при которых они могут ^ активно взаимодействовать друг с другом, чувствовать о себя уверенно, проявлять инициативу. Во время исполь-О зования интерактивного метода обучения у обучающихся ^ повышается интерес к предмету, а материал усваивается ¡5 лучше [Алексеева 2016].
Д. Е. Онорин, рассматривая опыт интеграции социальных сетей и сервисов как средства обучения иностранному языку, подчеркивает, что ИКТ настолько тесно связаны с нашей жизнью, что не воспользоваться ими в процессе обучения иностранному языку было бы большим упущением [Онорин 2016]. Преподаватели должны адаптироваться под требования современности, что приведет к более эффективному усвоению учащимися иностранных языков.
Мессенджеры обеспечивают формирование качественно новых результатов образования. Н. В. Кергилова и О. К. Сазонова предсказывают в ближайшем будущем практически полный переход на ИКТ в сфере образования, когда преподаватели будут мобильно и интерактивно работать со студентами [Кергилова, Сазонова 2017]. А. А. Сосновская на примере использования сервисов Discord и WhatsApp в процессе дистанционного обучения иностранному языку подчеркивает, что этот инструментарий позволяет одновременно осваивать несколько компетенций: они способствуют повышению уровня владения языком и повышению компьютерной грамотности [Сосновская 2021].
Мессенджеры могут стать эффективным инструментом обучения иностранному языку на самых разных этапах образования. Н. И. Иголкина [Иголкина 2016] определяет мессенджеры как средство расширения лексического запаса студентов на начальном этапе обучения английскому языку, а Т. А. Гольцова и Е. А. Проценко [Гольцова, Проценко 2019] отмечают плюсы использования сетевых сервисов Web 2.0 в обучении иностранному языку аспирантов и адъюнктов. Сделан вывод, что использование социальных сетей и блогов является эффективным средством повышения квалификации на высшей ступени образования. Обеспечивается одновременное развитие коммуникативной, социокультурной, информационной и профессиональной компетенций, создается естественная поликультурная языковая и информационная образовательная среда. В данном случае изучение английского языка служит средством формирования профессиональной компетенции специалиста, его профессионального развития и самосовершенствования.
А. В. Резникова и А. В. Внуковская рассмотрели возможность использования мессенджеров в дидактических целях при обучении русскому языку как иностранному в современных условиях цифровизации образовательного процесса. В социальных сетях они видят средство психологической адаптации иностранных обучающихся при погружении в незнакомую языковую и социокультурную среду. Авторы также определяют пользу приложений-мессенджеров в образовательных
целях, однако подчеркивают, что их можно применять только как дополнение к основной образовательной программе. Использование приложения WhatsApp они определяют лишь как методический прием, отражающий эффективность педагогической технологии сотрудничества. Авторы фиксируют трудоемкость этого метода для преподавателя, хотя при умелом и рациональном подходе преподаватель и обучающийся могут получить очень хороший результат [Резникова, Внуковская 2019].
Л. Л. Думачев и Л. В. Смолина предложили использовать мобильные приложения для развития иноязычных лексических навыков обучающихся в неязыковом вузе [Думачев, Смолина 2017]. На сегодняшний день представлено огромное количество специальных мобильных приложений и программ для изучения английского языка: My Word Book; Английский язык с Words; Easyten; Полиглот. Английские слова; Memrise; Johnny Grammar's Word Challenge; Learning English for BBC; Puzzle English; International Legal English и мн. др. Есть возможность подобрать приложение для себя, исходя из индивидуальных потребностей, интересов и уровня языка. По мнению авторов, мобильные приложения эффективны, т. к. они мотивируют, повышают познавательную активность и интерес, индивидуализируют обучение, устраняют психологический барьер, а также развивают иноязычную компетенцию и навыки самостоятельной работы обучающихся.
О. В. Чернышенко высоко оценила эффективность использования мобильных приложений WhatsApp, Viber и Telegram в дидактических целях в условиях дистанционного обучения, но только в качестве организатора образовательного процесса, а не самостоятельной образовательной платформы [Чернышенко 2020].
Популярные мессенджеры - не единственные мобильные приложения, которые можно использовать для изучения иностранных языков. А. Г. Канцур и Н. С. Бердникова рассмотрели такие специальные мобильные приложения, как Learning Apps, Popplet, Kahoot и Quizlet, и пришли к выводу, что это привлекательный для обучающегося метод обучения [Канцур, Бердникова 2019]. Использование мобильных телефонов на уроке снимает усталость, снижает эмоциональное напряжение, повышает интерес и настрой у школьников.
О. В. Чурсина и А. А. Сыпчу пишут, что использование мобильных приложений при изучении иностранного языка - наиболее важный ресурс в современном мире [Чурсина, Сыпчу 2021]. Применение мобильного телефона - важный фактор поддержания интереса молодежи к обучению. Языковые приложения позволяют
ускорить и улучшить процесс овладения языком. Они помогают выработать устойчивые языковые шаблоны, коммуникативные навыки, правила использования грамматики. Обращение к таким приложениям может существенно повысить уровень владения языком, а преподавателю легче увидеть прогресс студента.
Исследователи особо выделяют в использовании интернет-коммуникации на занятиях роль подросткового сленга - уникального феномена живого разговорного языка со своими особенностями, нельзя считать его препятствием для задействования социальных сетей и мессенджеров в методических целях [Доронина 2017].
А. В. Фещенко и др. рассмотрели использование социальных сетей и систем дистанционного обучения в учебном процессе [Фещенко и др. 2015]. Студенты предпочитают использовать социальные сети из-за коммуникативной способности, удобства и привычности. Недостатком социальных сетей можно считать их отвлекающий фактор. Системы дистанционного образования годятся для организации учебного процесса, но в то же время они недостаточно функциональны, неудобны и непривычны. Поэтому студенты предпочитают использовать для обучения социальные сети.
Н. А. Малышева пишет, что социальные сети и мес-сенджеры как платформа для развития дистанционного образования имеют огромный потенциал, т. к. они обеспечивают непрерывность и интерактивность образовательного процесса, возможность выбора и места выполнения заданий: преподаватель становится ближе к студентам [Малышева 2013]. С. С. Гречихин также подчеркивает, что в условиях дистанционного обучения с помощью образовательных чат-ботов на студента не давит авторитет преподавателя [Гречихин 2020]. Автор предлагает включать такую модель в образовательный процесс каждой образовательной организа- ^ ции. Чат-боты будут заменять педагога во время пере- Ж дачи материала, что увеличит время преподавателя И на проверку заданий. Ц
Е. А. Муратова определяет мессенджеры и социальные р сети как новый тип межличностных связей: вузам необ- И ходимо внедрять в образовательный процесс социальные А сети для повышения качества образовательных услуг, Н
усовершенствования системы взаимоотношений между ЕЕ
И
преподавателем и студентами, повышения статуса орга- п низации [Муратова 2019]. Мессенджеры снимают мно- Е гие технические проблемы взаимодействия учащихся О
и сотрудников учебной части при обеспечении учебного А
Н
процесса [Аббакумов и др. 2018]. Функциональное и
Я
использование мессенджеров при коммуникации Я в школьном сообществе требует постоянных актуальных Ы социологических исследований [Поплаухин 2018]. >
Заключение
Практикующие исследователи доказывают важную роль социальных сетей и приложений-мессенджеров в обучении в целом и в преподавании иностранных языков в частности, причем на всех стадиях обучения и образования и для всех целевых аудиторий. Социальные сети и мессен-джеры - неотъемлемая часть ИКТ и ценный источник аутентичного материала. Практически все авторы подчеркивают, что подобный инструментарий позволяет повысить мотивацию обучающегося и сделать занятия более интересными как для обучающегося, так и для преподавателя. Социальные сети и мессенджеры повышают организованность образовательного процесса и пространства, позволяют усваивать несколько компетенций одновременно, т. к. наряду с изучением иностранного языка обучающийся улучшает свои коммуникативные навыки, учится работать в группе, использовать новые информационные технологии и т.д., что повышает его конкурентоспособность на рынке труда. Многие также акцентируют внимание на том, что использование социальных сетей и приложений повышает статус учебного заведения и является следующим шагом в развитии образовательной среды -хотя бы уже потому, что позволяет охватывать больший
сегмент целевой аудитории. Другими словами, школа или высшее учебное заведение, не использующее современные технологии, не может считаться конкурентоспособным.
Среди проблем, связанных с использованием социальных сетей и мессенджеров, выделяются трудоемкость процесса для преподавателя, необходимость тщательного планирования, отвлекающий фактор, дискретный характер поступающей информации и неравномерность цифрового развития, т.е. проблема доступности интернет-технологий.
Социальные сети и приложения-мессенджеры - ценный ресурс, средство обучения и организации учебного процесса, часть ИКТ, инструмент дистанционного образования, активатор мотивации и т.д., но на данный момент их можно считать только вспомогательно-организационным элементом образовательной среды.
Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.
Литература / References
Аббакумов А. А., Сидоров Д. П., Егунова А. И. Использование мессенджеров для информирования слушателей учебных заведений. Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 23. №3. С. 330-336. [Abbakumov A. A., Sidorov D. P., Egunova A. I. Messengers as a means of informing students of educational institutions. Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo, 2018, 23(3): 330-336. (In Russ.)] Алексеева И. Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету. Теория и практика образования в современном мире: мат-лы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 20-23 июля 2016 г.). СПб.: Своё изд-во, 2016. С. 42-44. [Alekseeva I. Ya. Interactive teaching method as a means of increasing the student's interest in the subject. Theory and practice of education in the modern world: Proc. IX Intern. Sci. Conf., St. Petersburg, 20-23 Jul 2016. St. Petersburg: Svoe izd-vo, 2016, 42-44. (In Russ.)] Баяндин Д. В., Мухин О. И. Структурно-логическая модель школьного курса физики в электронных средствах образовательного назначения. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2013. № 9. С. 28-45. [Bayandin D. V., Mukhin O. I. Structural and logical model of a school physics course in electronic educational facilities. Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series: Information computer technologies in education, 2013, (9): 28-45. (In Russ.)] Букаева А. А., Магзумова А. Т. Использование социальных сетей в образовательном процессе. Инновации в науке. ¡3 2015. № 42. С. 120-126. [Bukayeva A. А., Magzumova A. Т. The use of social networks in the educational process. £ Innovations in science, 2015, (42): 120-126. (In Russ.)]
^ Герасименко Т. Л., Грубин И. В., Гулая Т. М., Жидкова О. Н., Романова С. А. Smart-технологии (вебинар и социальные g сети) в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Экономика, статистика и информатика. Вестник £ УМО. 2012. № 5. С. 9-12. [Gerasimenko T. L., Grubin I. V., Gulaya T. M., Zhidkova O. N., Romanova S. A. Smart ^ technologies (webinar and social nets) in foreign language teaching. Economics, statistics and science. Bulletin of the UMO, g 2012, (5): 9-12. (In Russ.)]
о Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку.
Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 62-68. [Goltsova T. A., Protsenko E. A. Use of blogs and social ^ networks in teaching a foreign language. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, (3): 62-68. (In Russ.)] https://doi. § org/10.24411/1813-145X-2019-10417
Гречихин С. С. Дистанционное обучение с помощью образовательных чат-ботов в современных мессенджерах. Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 3. С. 66-68. [Grechikhin S. S. Distance learning through educational chat-bots in modern-day messengers. Baltic Humanitarian Journal, 2020, (3): 66-68. (In Russ.)] https://doi. org/10.26140/bgz3-2020-0903-0014 Доронина П. Д. О языке подростков в социальных сетях. Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2017. № 3. С. 136-143. [Doronina P. D. Adolescent use of language in social networks. Bulletin of Ryazan State University named after S. A. Yesenin, 2017, (3): 136-143. (In Russ.)] Думачев Л. Л., Смолина Л. В. Использование мобильных приложений для развития иноязычных лексических навыков обучающихся в неязыковом вузе. Международный студенческий научный вестник. 2017. № 1. [Dumachev L. L., Smolina L. V. Use of mobile applications for learners' foreign-language vocabulary skills development in non-language highschool. International Student Research Bulletin, 2017, (1). (In Russ.)] https://eduherald.ru/article/view?id=16852 Дьячкова М. А., Томюк О. Н. Социальные сети как образовательный ресурс. Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 141-146. [Dyachkova M. A., Tomyuk O. N. Social networks as an educational resource. Pedagogical education in Russia, 2017, (12): 141-146. (In Russ.)] https://doi.org/10.26170/po17-12-22 Замарина С. Ю. Использование информационных технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. С. 144-147. [Zamarina S. Yu. Information technologies and Internet resources in English lessons. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problem prakticheskogo primeneniya, 2016, (48): 144-147. (InRuss.)] Иголкина Н. И. Мессенджеры как средство расширения лексического запаса студентов на начальном этапе обучения английскому языку. Информационные технологии в образовании «ИТО-Саратов-2016»: мат-лы VIII Междунар. науч-практ. конф. (Саратов, 2-3 ноября 2016 г.) Саратов: Наука, 2016. С. 202-205. [Igolkina N. I. Messengers as a means of expanding the lexical stock of students at the initial stage of teaching English. Information technologies in education «ITO-Saratov-2016»: Proc. VIII Intern. Sci.-Prac. Conf., Saratov, 2-3 Nov 2016. Saratov: Nauka, 2016, 202-205. (In Russ.)] Канцур А. Г., Бердникова Н. С. Использование мобильных приложений на уроках иностранного языка. Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2019. № 15. С. 75-80. [Kantsur A. G., Berdnikova N. S. Using mobile apps at foreign language lessons. Problemy romano-germanskoi filologii, pedagogiki i metodikiprepodavaniya inostrannykhyazykov, 2019, (15): 75-80. (In Russ.)] Кергилова Н. В., Сазонова О. К. Использование социальных сетей в образовательном процессе вуза (на примере группы «ВКонтакте» «Педагогика и не только»). Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 87-92. [Kergilova N. V., Sazonova O. K. The use of social networks in educational process of the university (for example, groups «VKontakte» «Teaching and not only»). Siberian Pedagogical Journal, 2017, (6): 87-92. (In Russ.)] Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Теория и практика образования в современном мире: мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 20-23 февраля 2012 г.) СПб.: Реноме, 2012. С. 405-407. [Klimenko O. A. Social networks as a means of teaching and interaction of participants in the educational process. Theory and practice of education in the modern world: Proc. ^ Intern. Sci. Conf., St. Petersburg, 20-23 Feb 2012. St. Petersburg: Renome, 2012, 405-407. (InRuss.)] Ж
Ковалева А. Г., Дымова Е. Е., Кочнева В. С. Социальные сети как средство обучения английскому языку студентов ради- -g отехнических направлений подготовки. Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 108-114. [Kovaleva A. G., Ц Dymova E. E., Kochneva V. S. Social networks as a means of english language teaching of students of radiotechnic educational П programs. Pedagogical education in Russia, 2019, (6): 108-114. (In Russ.)] https://doi.org/10.26170/po19-06-14 И
Малышева Н. А. Роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специально- А стей. Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 86. С. 789-798. [Malysheva Н
N. A. Social networkrole in the distance learning model of art specialties students. Scientific Journal Scientific Journal EE
И
of the Kuban State Agrarian University, 2013, (86): 789-798. (In Russ.)] n
Муратова Е. А. Социальные сети как способ коммуникации! и продвижения образовательных услуг. Московский эконо- Е
мический журнал. 2019. № 9. [Muratova E. A. Social networks as a way of communication and promotion of educational О
services. Moscow Economic Journal, 2019, (9). (In Russ.)] https://doi.org/10.24411/2413-046X-2019-19001 А
Мушникова Ю. С. Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе. И
Молодой ученый. 2017. № 33. С. 62-63. [Mushnikova Yu. S. Social networks as an interactive form of teaching a foreign ^
language in high school. Molodoi uchenyi, 2017, (33): 62-63. (In Russ.)]
Я А
Наволочная Ю. В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 2. С. 267-272. [Navolochnaya Yu. V. Social networks use in foreign language teaching practice. Philological science. Questions of theory and practice, 2019, (2): 267-272. (In Russ.)] https://doi. org/10.30853/filnauki.2019.2.58 Онорин Д. Е. Влияние социальных сетей на преподавание иностранного языка. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 2-2. С. 168-175. [Onorin D. E. The influence of implementing social networking websites into foreign language teaching. Bulletin of the PGGPU. Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences, 2016, (2-2): 168-175. (In Russ.)] Поплаухин А. Б. Коммуникации при помощи мессенджеров в школьном сообществе: социологический анализ. Журнал социологических исследований. 2018. № 4. С. 40-48. [Poplaukhin A. B. Communication with the help of messengers in the school community: a sociological analysis. Journal of Sociological Research, 2018, (4): 40-48. (In Russ.)] Резникова А. В., Внуковская А. В. К вопросу о возможности использования мессенджера «WhatsApp» как дидактической платформы и средства психологической адаптации иностранных слушателей при обучении русскому языку как иностранному. Вестник Уфимского юридического института. 2019. № 4. С. 183-187. [Reznikova A. V., Vnukovskaya A. V. To the issue of a possibility of «WhatsApp» messenger use as a didactic platform and a means of psychological adaptation of the foreign students within the teaching Russian language as a foreign. Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, (4): 183-187. (In Russ.)] Сосновская А. А. Применение сервисов Discord и WhatsApp в условиях дистанционного обучения иностранному языку. Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: мат-лы докладов XIII Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. участием. (Саратов, 25-26 февраля 2021 г.) Саратов: Саратовский источник, 2021. С. 354-358. [Sosnovskaya A. A. Using Discord and WhatsApp services within foreign language distance learning framework. Foreign languages in the context of intercultural communication: Proc. XIII All-Russian Sci.-Prac. Conf. with the Intern. participation, Saratov, 25-26 Feb 2021. Saratov: Saratovskiy istochnik, 2021, 354-358. (In Russ.)] Тимофеева Е. В., Кайль Ю. А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку. Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2-2. С. 77-80. [Timofeeva E. V., Kail J. A. Information-communication technologyusage during foreign language training. Izvestia of the Altai State University, 2014, (2-2): 77-80. (In Russ.)] https://doi.org/10.14258/izvasu(2014)2.2-13 Ткаченко И. С., Богатырева Ю. И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3. № 3. С. 44-50. [Tkachenko I. S., Bogatyreva Yu. I. Using the opportunities of social networks in the educational process. Scientific result. Pedagogy and psychology of education, 2017, 3(3): 44-50. (In Russ.)] https://doi.org/10.18413/2313-8971-2017-3-3-44-50 Фещенко А. В., Зильберман Н. Н., Куликов И. А., Можаева Г. В. Использование социальных сетей и систем дистанционного обучения в учебном процессе: мнение преподавателей и студентов. Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 128-140. [Feshchenko A. V., Zilberman N. N., Kulikov I. A., Mozhaeva G. V. Using social networks and e-learning in educational process: opinion of teachers and students. Humanitarian Informatics, 2015, (9): 128-140. (In Russ.)] Черемисин А. Г., Багдасарова Д. Г. Образование и социальные сети: положительные и отрицательные аспекты их использования. Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 328-334. [Cheremisin A. G., Bagdasarova D. G. Education and social networks: positive and negative aspects of using. Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute, 2017, (2): 328-334. (In Russ.)] Чернышенко О. В. Потенциал текстового мессенджера WhatsApp при организации дистанционного обучения g по дисциплине «Педагогика и психология» в медицинском вузе. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. £ № 3. С. 407-411. [Chernyshenko O. V. Potential of the WhatsApp messenger while organizing of distance learning ^ of the discipline "Pedagogy and psychology"at a medical higher school. Pedagogy. Questions of theory and practice, 2020, § (3): 407-411. (In Russ.)] https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.3.24
>3 Чурсина О. В. Сыпчу А. А. Использование мобильных приложений при изучении иностранного языка. Актуальные ^ исследования. 2021. № 12. С. 26-29. [Chursina O. V. Sypchu A. A. Using mobile apps when learning a foreign language.
Current research, 2021, (12): 26-29. (In Russ.)] о Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд. Человек и общество. 2020. № 2. С. 36-41.
Q [Shilova O. N. Digital learning environment: pedagogical comprehension. Man and society, 2020, (2): 36-41. (In Russ.)] R
ь
N