Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ВВЕДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-терапия / здоровьесбережение / здоровьесберегающие технологии / нетрадиционные техники рисования / эмоциональное здоровье / art therapy / health care / health-saving technologies non-traditional drawing techniques / emotional health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзина Елизавета Радиковна, Овсянникова Оксана Александровна

В статье изучается проблема сохранения здоровьесбережения обучающихся на уроках изобразительного искусства. В статье проанализирована литература по теме исследования и рассмотрены понятия «арт-терапия», «здоровьесберегающие образовательные технологии», «здоровьесбережение на уроках изобразительного искусства». Результатом проведенной работы стало выведенное понятие «здоровьесбережение обучающихся на уроках изобразительного искусства с помощью арт-терапии». Авторы рассмотрели возможность использования нетрадиционных техник рисования как средств арт-терапии. Приведены примеры выполнения творческих заданий, нацеленных на здоровьесбережение обучающихся, на занятиях по изобразительному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзина Елизавета Радиковна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of preserving the health of students in art lessons. The article analyzes the literature on the research topic and examines the concepts of "art therapy", "health-saving educational technologies", "health-saving in fine art lessons". The result of the work carried out was the derived concept of "health care of students in fine art lessons with the help of art therapy." The authors considered the possibility of using non-traditional drawing techniques as a means of art therapy. Examples of performing creative tasks aimed at saving students' health in visual arts classes are given.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Литература:

1. Немов, P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. / P.C. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

2. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / [A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.]; под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 226 с.

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.

4. Семенович, A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / A.B. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

5. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.

6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: [утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. №1028: зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №71847]. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=2 (дата обращения: 22.03.2024)

7. Фельдштейн, Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д.И. Фельдштейн. -Москва, Воронеж, 2013. - 335 с.

8. Язык и сознание / [Лурия А.Р.]; Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Издательство Московского университета, 1979.-320 с.

УДК 372.874

ВВЕДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мирзина Елизавета Радиковна студентка

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Овсянникова Оксана Александровна кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой искусств Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современных условиях жизни остается актуальной проблема защиты эмоционального и психологического здоровья ребенка. Данный вопрос рассматривается в Федеральном законе «Об образовании», который содержит положения о здоровьесбережении и сохранении физической и психической безопасности школьников [9].

Арт-терапия является альтернативным методом здоровьебережения, основанным на использовании художественных средств, с помощью которых можно эффективно решить поставленную проблему. Поэтому систематическое внедрение элементов арт-терапии на уроках изобразительного искусства является необходимым аспектом.

Изложение основного материала исследования. Термин «арт-терапия» впервые появился в первой половине XX века благодаря художнику Адриану Хиллу [14], который обнаружил положительное влияние изобразительной деятельности на эффективное лечение больного, облегчая уровень его психоэмоционального состояния.

В настоящий момент об арт-терапии можно сказать, что существует достаточно большая теоретическая база, которая обладает мультидисциплинарным характером и может интегрироваться в любом направлении.

В нашей стране арт-терапия стала самостоятельным научным направлением, и на данный момент включает в себя социальную, медицинскую, психологическую и педагогическую направленность.

В отечественной психологии арт-терапию рассматривали АметоваЛ.А. [1], Киселева М.В. [3], Копытин А.И. [5], Лебедева Л.Д. [6].

Лебедева Л.Д. в своих трудах трактует арт-терапию как средство здоровьесбережения, которое может применяться даже теми педагогами и психологами, которые не имеют специальную подготовку в области психотерапии. Таким образом, Лебедева Л.Д. считает, что арт-терапия, это не просто «лечение», а «забота» и «уход» за эмоциональным и психологическим здоровьем человека, с использованием средств художественной деятельности [6].

Копытин А.П., являясь основоположником российской школы арт-терапии, в своих трудах описывает факт применения арт-терапии как вспомогательное средство в адаптации обучающихся к условиям образовательных учреждений [5].

Современные сторонники Копытина А.И. пытаются реализовать различные разработки арт-терапевтических практик, основанные на соединении образовательных и психотерапевтических технологий.

Изучением вопросов здоровьесбережения детей и подростков занимались Я.А. Коменский [4], Макаренко A.C. [7], Песталоцци И.Г. [81, Ушинский К.А. [131.

Сухомлинский В.А. пишет «...забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [11, С. 87].

Смирнов Н.К. считает, что «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, основанный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [10, С. 51.

Рассматривая вопрос здоровьесбережения средствами арт-терапии, необходимо выделить понятие «эмоционального здоровье», которое играет немаловажную роль на фоне психологического, социального и физического благополучия.

Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применен Тарабакиной Л.В., которая определяет его как психологическую составляющую здоровья человека [12].

Основываясь на анализе изученной терминологии, мы трактуем «здоровьесбережение обучающихся на уроках изобразительного искусства с помощью элементов арт-терапии» как процесс воздействия на эмоциональное состояние обучающихся в ходе выполнения творческих заданий на основе арт-терапевтических техник, способствующих выражению и пониманию своего эмоционального состояния и сверстников, а также возможность преображения данного эмоционального состояния в художественном образе в более благоприятное.

Исходя из анализа источников, можно сделать вывод о том, что арт-терапия станет эффективной мерой комплексного воздействия на развитие талантов, эмоционального интеллекта, а также психологического и эмоционального благополучия обучающихся.

Наиболее распространенным средством арт-терапии является рисование. Преимущество рисования в том, что у ребенка появляется возможность изобразить свое эмоциональное состояние в рисунке, не говоря об этом лично. Эффективным способом применения арт-терапии может служить использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник \2].

Нетрадиционные техники рисования представляют собой рисование различными материалами, такими как поролон, ватные палочки, нитки и многое другое.

Преимущество нетрадиционных техник рисования заключается в том, что они не требуют определенного навыка рисования. Они представляют собой линии, кляксы, заканчивание чужих рисунков, рисование с ограниченным временем и многое другое. Важно отметить, что работа на уроке изобразительного искусства с целью здоровьесбережения заключается в том, чтобы трансформировать негативную энергию и напряжение в творческую энергию, поэтому важен именно процесс, а не результат. Наша цель состоит не в том, чтобы научить рисовать ребенка, а повысить его самооценку.

Рассмотрим несколько нетрадиционных изобразительных техник рисования, на примере заданий для 5 класса, которые могут быть использованы педагогами изобразительного искусства на занятиях.

«Кляксография» - известная нетрадиционная техника рисования, которая может быть использована в здоровьесбережении школьников, так как помогает не только в развитии воображения, но и эффективно борется с повышенной возбудимостью. Сущность ее заключается в исполнении рисунка через кляксы, путем выдувания краски через трубочку, наложения капель или сложении листа пополам.

Задание: детям предлагается создать работу в технике кляксография и изобразить в ней свое эмоциональное состояние.

Школьникам предлагается следующий алгоритм работы:

1. Расположите лист А4 перед собой.

2. Нанесите различные кляксы, используя акварель или гуашь.

3. Сложите пополам лист бумаги и прижмите его.

4. Раскройте лист.

5. После высыхания дополните различными деталями, используя фломастеры, ручки и карандаши.

6. Рефлексия. Детям задаются вопросы:

- Что вы пытались изобразить в своей работе? Какие чувства?

- Хотели бы вы что-то изменить в своей работе? Почему?

- Что видите вы в работах своих одноклассников? Какие образы? Какое настроение создают эти образы?

Следующая графическая техника - «Монотипия» - она проста в исполнении и заключается в том, чтобы нанести на

стекло или пленку рисунок, масляными или гуашевыми красками. После наложения листа бумаги и придавливания сверху, получается оттиск.

Задание: Детям предлагается выполнить рисунок в технике «монотипия», используя тот цвет краски, который характеризует их эмоциональное состояние на данный момент. Алгоритм выполнения задания был следующим:

1. Расположите файл перед собой.

2. Хаотично нанесите краски на файл.

3. Наложите лист бумаги на файл и отпечатайте краску.

4. Далее дети рассматривают отпечаток и находят образы, которые затем дополняют с помощью карандашей.

5. Необходимо дать название вашему образу (написать на листе).

6. В конце занятия проводится рефлексия. Детям задаются вопросы:

- какие чувства и эмоции вызывают у вас ваши рисунки?

- что вы хотели передать или выразить через свой рисунок?

- почему вы дали такое название вашему образу?

Следующая нетрадиционная техника - «Граттаж» - это способ рисования путем процарапывания. Плотная бумага покрывается парафином или воском, сверху наносится толстый слой черной гуаши, после высыхания дети процарапывают рисунки. Получается некая гравюра. Также воск или парафин можно заменить восковыми карандашами, так работы станут ярче и красочнее.

Задание: Детям предлагается создать работу в технике «граттаж». Обозначается алгоритм работы:

1. Расположение перед собой листа А4.

2. Лист натирается восковыми мелками. Дети при этом выбирают те цвета, которые характеризуют эмоциональное состояние на данный момент.

3. Далее наносится слой черной гуаши.

4. После высыхания краски, детям предлагается «процарапать» любой образ.

5. В конце занятия проводится рефлексия. Детям задаются вопросы:

- какие чувства и эмоции вызывают у вас ваши рисунки?

- что вы хотели передать или выразить через свой рисунок?

«Изонить» (Ниткография - Работа выполняется с помощью ниток. Нити окунаются в краску, а после хаотично накладываются на бумагу. Сверху прижимается второй лист бумаги, и нити вытаскиваются.

Задание: детям предлагается выбрать одну эмоцию или чувство, и на основе выбора они создают образ на бумаге. Алгоритм работы был таков:

1. Расположите лист А4 перед собой.

2. Подготовленную заранее отрезанную нитку, необходимо окунуть в ассоциативный для своей эмоции цвет (на выбор).

3. Хаотичными и волнообразными движениями расположите нитку на листе.

4. Накройте и прижмите другим листом А4.

5. Медленно вытащите нитку.

6. Уберите лист бумаги.

7. После высыхания дополните образ различными деталями, используя фломастеры, ручки и карандаши.

8. Затем с детьми проводится беседа. Задаются вопросы:

- какие цвета вы использовали?

- какие чувства и эмоции вызывают у вас ваши рисунки?

- что вы хотели передать или выразить через свой рисунок?

- что бы вы хотели изменить в своем рисунке? Почему?

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что арт-терапия в образовательном процессе имеет большой потенциал. Использование различных нетрадиционных техник (преобразованных в арт-терапевтические) и приемов в изобразительном искусстве, открывает возможности эффективного процесса познания себя, а также улучшения

психологического и эмоционального благополучия, создания благоприятной атмосферы для творческой работы. Введение элементов арт-терапии на уроках изобразительного искусства позволит улучшить качество обучения и создать здоровьесберегающую образовательную среду.

Аннотация. В статье изучается проблема сохранения здоровьесбережения обучающихся на уроках изобразительного искусства. В статье проанализирована литература по теме исследования и рассмотрены понятия «арт-терапия», «здоровьесберегающие образовательные технологии», «здоровьесбережение на уроках изобразительного искусства». Результатом проведенной работы стало выведенное понятие «здоровьесбережение обучающихся на уроках изобразительного искусства с помощью арт-терапии». Авторы рассмотрели возможность использования нетрадиционных техник рисования как средств арт-терапии. Приведены примеры выполнения творческих заданий, нацеленных на здоровьесбережение обучающихся, на занятиях по изобразительному искусству.

Ключевые слова: арт-терапия, здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, нетрадиционные техники рисования, эмоциональное здоровье.

Annotation. The article examines the problem of preserving the health of students in art lessons. The article analyzes the literature on the research topic and examines the concepts of "art therapy", "health-saving educational technologies", "health-saving in fine art lessons". The result of the work carried out was the derived concept of "health care of students in fine art lessons with the help of art therapy." The authors considered the possibility of using non-traditional drawing techniques as a means of art therapy. Examples of performing creative tasks aimed at saving students' health in visual arts classes are given.

Key words: art therapy, health care, health-saving technologies non-traditional drawing techniques, emotional health.

Литература:

1. Аметова, Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт / Л.А. Аметова. - М., 2003. - 36 с.

2. Дядинчук, Т.Г. Нетрадиционные техники рисования как арт-терапевтический метод на уроках изобразительного искусства / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. - 2017. - С. 218-220

3. Кисилева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Кисилева. - СПб: РЕЧЬ, 2006. - 83 с.

4. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1989. - 319 с.

5. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб: Питер, 2002. - 359 с.

6. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб: Речь, 2003.-256 с.

7. Макаренко, А.С. О воспитании молодежи / А.С. Макаренко. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1951. - 396 с.

8. Песталоцци, И.Г. Иоганн Песталоцци: Гармоничное развитие человека. Традиции европейского образования / И.Г. Песталоцци. -М.: Амрита-Русь, 2021. -260 с.

9. Российская федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. -Новосибирск: Норматика, 2015. - 143 с. - Текст: непосредственный.

10. Смирнов, Н.К Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002.-121 с.

11. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - Издательство политической литературы, 1985. -280 с.

12. Тарабакина, Л.В. Эмоциональное развитие подростков: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.В. Тарабакина. - М.: МПГУ, 2011. - 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ушинский,К.Д. Педагогика/К.Д. Ушинский. -М.: Юрайт, 2017. -281 с.

14. Хилл, А. Искусство против болезней / А. Хилл. - Лондон: 1945. - 100 с.

УДК 37:004

ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ,

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Михеева Дарья Олеговна студент

Калужский государственныйуниверситет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);

Митяева Светлана Дмитриевна студент

Калужский государственныйуниверситет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);

Белаш Виктория Юрьевна кандидат педагогических наук

Калужский государственныйуниверситет имениК.Э. Циолковского (г. Калуга)

Постановка проблемы. Современное образование невозможно представить без использования информационных технологий и специализированных программных продуктов, применяемых в этом процессе. Благодаря все большей доступности компьютеров, сети интернет, мобильных устройств и программ, технологии становятся значимым компонентом обучения.

Одной из ключевых проблем, с которой сталкиваются образовательные учреждения при внедрении информационных технологий, является недостаточная подготовка педагогов и администрации.

Кроме того, вопросы безопасности данных также представляют серьезную проблему. С ростом количества информации, хранимой в цифровой форме, возрастает и риск утечки или несанкционированного доступа к конфиденциальным данным обучающихся и персоналу учреждения. Это требует разработки эффективных мер защиты информации и обучения пользователей вопросам безопасности.

Однако, несмотря на проблемы, информационные технологии в образовании обладают значительными возможностями для совершенствования обучения и повышения доступности образовательных ресурсов. Современные технологии направлены на разработку интерактивных учебных материалов, индивидуализацию образовательного процесса, а также реализацию доступа и использования информационных ресурсов в любое удобное для пользователя время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.