Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВАЛЕОЛОГИЯ / УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзина Елизавета Радиковна, Шешукова Екатерина Ивановна

В статье изучается проблема применения здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства у младших школьников. Дан краткий исторический обзор зарождения педагогической валеологии. Описаны особенности применения здоровьесберегающих технологии на уроке по изобразительному искусству. Выявлены виды технологии. Рассмотрены основные принципы организации урока по изобразительному искусству, обеспечивающие процесс здоровьесбережения младших школьников. Авторами была предпринята попытка предложить некоторые формы уроков и приемы здоровьесбережения. На основе анализа изученного материала предложено уточненное понятие «здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN ART LESSONS FOR YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article studies the problem of using health-saving technologies in the art lessons for younger students. A brief historical overview of the origin of pedagogical valueology is given. The features of the use of health-saving technologies in the fine arts lesson are described. The types of technology are revealed. The basic principles of organizing a lesson in fine arts, which ensure the process of health saving of younger schoolchildren, are considered. The authors made an attempt to offer some forms of lessons and methods of health saving. Based on the analysis of the studied material, a refined concept of "health-saving technologies in fine arts".

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Выводы. Декоративная живопись как вид искусства является одним из средств развития этетического вкуса. Это особая форма познания и осмысления действительности. Декоративная живопись формирует у учащихся плоскостно-орнаментальное видение натуры, учит преобразовывать свои впечатления от окружающей действительности в условно-метафорические образы.

Проанализировав литературу и рассмотрев определения понятий «декоративная живопись», «эстетическое воспитание», мы уточнили рабочее определение «эстетический вкус на занятиях по декоративной живописи», а также выделили и описали методы формирования эстетического вкуса у младших школьников, разработали упражнения, на развитие данных навыков.

Аннотация. Декоративная живопись является составной частью художественно-эстетического образования младших школьников. Оно, как и другие виды искусства, развивает у обучающихся понимание художественных образов, знакомит их с различными средствами художественной выразительности. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Статья посвящена актуальной проблеме развития эстетического вкуса у младших школьников на уроках изобразительного искусства. В статье отмечается важная роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании, развитии эстетического вкуса. Проблема состоит в том, что методы декоративно-прикладного искусства недостаточно широкого используются в программах общеобразовательных школ. Это объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в деятельности образовательных организаций и недостаточной разработанностью содержания и форм приобщения учащихся к культуре.

Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «эстетический вкус на занятиях по декоративной живописи». Выявили и обосновали методы развития эстетического вкуса у младших школьников (метод анализа; метод сравнения; метод упражнений через практическое задание; метод творческой работы по декоративной живописи).

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, декоративная живопись, орнамент, эстетический вкус, изобразительное искусство.

Annotation. Decorative creativity is an integral part of the artistic and aesthetic direction of extracurricular activities in education. They are numerous with other types of art, which are preparing to understand artistic images, acquaint them with mass manifestations. On the basis of aesthetic knowledge and artistic experience, students develop a dislike for their own artistic activity.

The article is devoted to the actual problem of the development of aesthetic taste in junior schoolchildren at fine arts lessons. In the article, the role of folk and arts and crafts in aesthetic education, the development of aesthetic taste is important. The problem is that the methods of arts and crafts are widespread in the programs of general education schools. This is due to the lack of productive work on the presentation of arts and crafts in the activities of educational organizations and the insufficient development of the content and forms of introducing students to culture.

To solve this problem, the authors clarified the principle of "aesthetic taste in the classroom for decorative painting." The methods of formation of aesthetic activity in younger schoolchildren were identified and substantiated (method of analysis; method of comparison; method of physical exercises through a practical task; method of creative work in decorative painting).

Keywords: arts and crafts, decorative painting, ornament, aesthetic taste, fine arts.

Литература:

1. Астраханцева, Т.Л. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО // Большая российская энциклопедия. -Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/fine_art/text/1945277 - Дата обращения: 16.04.2022

2. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.- 189 с.

3. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл.: прогр. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев / Под ред. B.C. Кузина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

4. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., рук. худ. Студий / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

5. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся / Сост. В.Я. Коровина, Н.И. Кучер. -М.: Изд. И00 МО РСФСР, 1991. - 250 с.

6. Ульянова, Н.Б., Лютер Ю.А., Гудкова А.В. Взаимодействие традиций и искусства // Инновационная наука. - 2016. №3-4 (15). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vzaimodeystvie-traditsiy-i-iskusstva - (Дата обращения: 12.04.2022).

УДК 372.8

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

студентка Мирзина Елизавета Радиковна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Проблема сохранения здоровья у обучающихся была актуальна всегда. Современные школьники подвергаются частым стрессам, неблагоприятной обстановкой, недостатком двигательной активности, утомляемости, нарушением режима и многим другим. Последствия данных факторов губительно сказываются как на физическом, так и на психологическом состоянии ребенка.

В начальной школе ребенку приходится преодолевать трудности уже в самом начале - это и адаптация к новым условиям жизни, налаживание коммуникации со сверстниками, учителем, перестройка с игровой деятельности на учебную, увеличение умственной нагрузки. Для смягчения последействий большого количества изменений необходимо активно внедрять и использовать здоровьесберегающие технологий в образовательном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты также подтверждают тезис о том, что повышение качества образования и воспитанности детей напрямую зависит прежде всего, от их здоровья. Несмотря на то, что образовательная функция остается ведущим аспектом учебного заведения, одним из важных факторов оценки качества обученности становится состояние здоровья детей.

Вопросами сохранения здоровья детей в процессе воспитания и обучения рассматривали такие педагоги как Я.А. Коменский, К.А. Ушинский, Н.Г. Песталоцци, а также A.C. Макаренко. Существуют также отдельные программы по

здоровьесбережению в образовании, но изученные исследования в этой сфере позволяют сделать вывод, что некоторые педагоги не совсем готовы к проведению здоровьесберегающей деятельности, поскольку не обладают системными знаниями и практическими навыками по формированию здорового образа жизни у обучающихся.

По сравнению с другими учебными предметами, урок изобразительного искусства несет в себе некоторую функцию релаксации, которая реализуется за счет творческой деятельности. Уроки изобразительного искусства помогают в развитии эмоциональной сферы, за счет работы с цветом, композицией, помогают развивать творческое воображение и мышление, что благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка.

Поэтому целью нашего исследования было в выявлении наиболее эффективных способов здоровьесбережения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Изложение основного материала исследования. Впервые идеи о важности здорового образа жизни были высказаны Платоном. Далее Аристотель выдвинул идею о природосообразности, которую впоследствии развил великий педагог Я.А. Коменский. В своем труде «Законы хорошо организованной школы» он описал санитарно-гигиенические требования к оборудованию класса, школы [41.

Песталоцци П.Г. уделял большое внимание физическому здоровью детей. Педагогом были предложены гимнастические и физические упражнения, писал о важности закаливания организма, а также влияние солнечного света и свежего воздуха на укрепление здоровья ребенка [51.

В советской педагогике, A.C. Макаренко, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий выражали идею развития детского здоровья через труд.

И только в 1980 году российский ученый И.И. Брехман предложил полноценный термин «валеология», который обозначал отрасль науки, изучающую процесс формирование, укрепления и сохранения здоровья [21.

Примерно в это время зародилась и педагогическая валеология. Например, российский педагог-новатор Зайцев Г.К. разработал методики обучения чтению, математики и другим. Большое преимущество данных программ заключается в том, что все они построены на принципе здоровьесбережения. Например, размещение наглядных таблиц на уровне выше глаз, это помогает детям держать спину ровно и тянуться к таблице, что способствует профилактике скалиоза и перегруженности позвоночника [3].

Также стоит отметить педагога Татарникову Л.Г., которая считала, что, валеологическое воспитание заключается не только в сохранении физического и психического здоровья ребенка, но и также это важный компонент гуманистического образования, перед которым стоит цель формирования ценностных установок у детей, например, человек как ценность, мир как ценность [71.

Таким образом, проанализировав литературу, можно сделать вывод о том, что здоровьесберегающие технологии - это совокупность мер и технологии, направленных на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологии в образовании применительно к ребенку является:

- обеспечение условий для сохранения здоровья ребенка;

- воспитание валеологической культуры личности (включает осознанное отношение к собственному здоровью, здоровью других людей; усвоение знаний о способах сохранения и укрепления здоровья; навыки по оказанию простейшей первой медицинской или психологической помощи себе и окружающим).

Говоря о важности применения использования здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства, стоит отметить, что если раньше, делали упор в основном на физическое здоровье ребёнка, то теперь к нему присоединяется и психологическое, эмоциональное, нравственное и социальное. И теперь задача учителя состоит в том, чтобы не просто вести урок в чистом помещении, обращать внимание детей на осанку и проводить небольшие физкультминутки. Теперь важно создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность.

Уроки изобразительного искусства как правило также помогают сформировать духовные, нравственные качества личности, помогают в самопознании, формировании самооценки, самовоспитании и саморазвитии. Стоит отметить, что уроки изобразительного искусства выступают своеобразной арт-терапией, где дети могут выразить свои мысли, эмоции, чувства и настроения.

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства классифицируются по нескольким видам:

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия для обучения (свежий воздух, чистота помещения, озеленение класса, соблюдение режима освещения, удобная мебель);

- психолого-педагогические технологии (создание благоприятной атмосферы, индивидуальный учет педагогом психического и физического здоровья каждого ребенка, а также психологические особенности класса, гуманистический подход в общении с ребенком, использование технологии педагогики сотрудничества и рефлексивного обучения);

- технологии обучения здоровому образу жизни (беседы, обсуждения, создание композиций на заданную тему, конкурсы плакатов и рисунков).

Далее рассмотрим основные принципы организации урока по изобразительному искусству, обеспечивающие процесс здоровьесбережения младших школьников:

- положительный эмоциональный настрой в начале урока (доброжелателность, приветствие, создание ситуации успеха и безопасности);

- оптимальная плотность урока: смена деятельности, то есть чередование видов учебной деятельности (объяснение материала с вопросами, показ, игры, работа с художественными материалами);

- индивидуальное дозирование объёма учебной творческой нагрузки и рациональное распределение её во времени

- оздоровительные моменты на уроке: динамические паузы, физкультминутки, дыхательная гимнастика и другое;

- наглядность материала (презентации, методические пособия, раздаточный материал).

Уроки по изобразительному искусству требуют большой активности от педагога и применения разнообразных форм, приемов ведения уроков с использование также различных художественных материалов и техник. Например, формами могут быть урок-исследование, мини-выставка, групповая работа на уроке.

На уроке-исследовании детям предлагается тема «Здоровый образ жизни в картинах художников». Во-первых, для начала нужно побеседовать с детьми о здоровье, о важности его сохранения, выяснить, а что же такое «ЗОЖ». Далее по каждому составляющему компоненту предлагается детям рассмотреть картины, например, правильное питание - это натюрморты художницы Зинаиды Серебряковой, В. Серова; физическая активность - работы Д. Жилинского, С. Луппова, Е. Зерновой, советские плакаты; хорошее настроение - работы В. Гусева, А. Зайцева. По каждой теме нужно делать анализ, обговорить с детьми, что изображено на картине, какими средствами художник постарался передать состояние, какие эмоции показал. Также можно детям дать домашнее задание, найти дополнительно по две картины известных художников на заданную тему и обсудить с родителями.

Можно провести урок, в другом формате - это беседа с детьми на тему здорового образа жизни, а дальше предложить выполнить творческую работу на тему, например, «Мой день», «Вредные привычки», «Наше здоровье в наших руках!» и другие. По итогу выполнения детям предлагается, совместно с учителем, оформить мини-выставку. Каждую работу нужно оформить в паспорту, сделать этикетку и развешать. Так мы не только формируем знания, но еще и создаем определенную «ситуацию успеха», где ребенок может почувствовать значимость своего труда, а также возможность показать свои творческие способности.

Групповая работа на уроке может быть, как полноценной формой урока, так и элементом. Например, например, учитель разбивает детей на группы, где каждый ребенок выполняет часть композиции, один ученик рисует на небольшом размере бумаги, как он спит, другой, как он просыпается, следующий рисует свои ритуалы после сна, четвертый завтрак и т.д., а далее в группе на ватмане дети составляют итоговую композицию «Мой идеальный день!».

Нельзя не отметить и необходимость применения на уроках следующих приемов здоровьясбережения.

- физкультминутки или динамические паузы - это паузы на уроке, направленные на снижение утомляемости; это могут быть наклоны, приседания, потягивания и другие; учитель также может их сопровождать стихотворением, рассказом, иллюстрировать каждое движение;

- гимнастика для глаз подразумевает выполнение комплекса упражнений для снижения утомляемости глаз. За основу можно брать схемы для упражнений, разработанные доктором медицинских наук В.Ф. Базарным;

- мимические упражнения подразумевают повторение эмоции ребенком, показанной на карточке, также одновременно для закрепления знаний, можно предложить ребенку еще и ассоциировать данную эмоцию с цветом;

- приемы релаксации подразумевают полное расслабление мышц конечностей, шеи; при таком приеме педагог предлагает детям закрыть глаза и представить какие-то условия;

- применение элементов цветотерапии. В основе лежит воздействие цвета на здоровье ребенка. Это могут быть отдельные уроки по работе с цветом, например, ребенка можно попросить изобразить настроение или чувства при помощи основного цвета и вспомогательных средств - линии, формы, пятна. Перед этим необходимо дать ребенку представление о том, как с помощью цвета можно выразить то или иное настроение или эмоцию, например, красный может выражать силу, энергию, возбуждение, иногда даже гнев, а синий спокойствие, умиротворение, уверенность.

Из всего вышеуказанного мы попытались дать рабочее определение «здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства» - это комплекс мер, условий и методов, направленных на сбережение и укрепление духовного, эмоционального, личностного здоровья учащихся средствами изобразительного искусства.

Выводы. Таким образом, в работе учителя по изобразительному искусству должны сочетаться принципы здоровьесбережения обучающихся. Здесь выходит на первый план реализация педагогики сотрудничества, где необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности каждого ребенка, создавать атмосферу доверия и партнерских отношений. Работа учителя должна быть направлена на заботу о сохранении здоровья ребенка и воспитания у него культуры ценностного отношения к своему организму.

Аннотация. В статье изучается проблема применения здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства у младших школьников. Дан краткий исторический обзор зарождения педагогической валеологии. Описаны особенности применения здоровьесберегающих технологии на уроке по изобразительному искусству. Выявлены виды технологии. Рассмотрены основные принципы организации урока по изобразительному искусству, обеспечивающие процесс здоровьесбережения младших школьников. Авторами была предпринята попытка предложить некоторые формы уроков и приемы здоровьесбережения. На основе анализа изученного материала предложено уточненное понятие «здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусств».

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, валеология, урок изобразительного искусства, валеологическое воспитание.

Annotation. The article studies the problem of using health-saving technologies in the art lessons for younger students. A brief historical overview of the origin of pedagogical valueology is given. The features of the use of health-saving technologies in the fine arts lesson are described. The types of technology are revealed. The basic principles of organizing a lesson in fine arts, which ensure the process of health saving of younger schoolchildren, are considered. The authors made an attempt to offer some forms of lessons and methods of health saving. Based on the analysis of the studied material, a refined concept of "health-saving technologies in fine

Keywords: health saving, health saving technologies, valeology, fine art lesson, valeological education.

Литература:

1. Айзман, Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: Учебное пособие для вузов / Р.И. Айзман, М.М. Мельникова, Л.В. Косованова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2022. - 282 с.

2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - 2-е изд., доп., и перераб. - Москва: Физкультура и спорт, 1990.-206 с.

3. Зайцев, Г.К. Валеология. Культура здоровья: Кн. для учителей и студентов пед. специальностей / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 268 с.

4. Коменский, Я.А. Избранные педагогические произведения / Под ред. А.И. Пискунова и др. - Москва: Педагогика, 1982.-656 с.

5. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения / Под ред. М.Ф. Шабаевой, Подготовка текста, вводная статья, примеч. В.А. Ротенберг. - Москва: Изд. АПН РСФСР, 1961. -334 с.

6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100]. -URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.04.2022)

7. Татарникова, Л.Г. Валеология подростка / Л.Г. Татарникова, М.В. Поздеева. - Санкт-Петербург: Петроградский и Ко (PETROC), 1996.-277 с.

8. Ушинский, К.А. Избранные педагогические произведения / Под ред. А.И. Пискунова и др. - Москва: Педагогика, 1974.-584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.