Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ЗАДАЧИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

2929
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительное искусство / ученик / учитель / программа / общеобразовательная школа / инновационный подход / цель / задачи / требования / fine arts / student / teacher / program / secondary school / innovative approach / goal / objectives / requirements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш К. Мардонов, О М. Жаббарова

В статье речь идет о роли и значении уроков изобразительного искусства в начальных классов общаобразовательной школы. Одними из основных задач уроков художественно-эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, театр, танец) являются: снятие нервно-психологических перегрузок, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса обучающихся, осознание своих чувств и переживаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES OF FINE ARTS LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article deals with the role and significance of fine arts lessons in primary grades of general education schools. One of the main tasks of the lessons of the artistic and aesthetic cycle (fine arts, music, theater, dance) are: relieving neuropsychological overload, restoring the positive emotional and energy tone of students, awareness of their feelings and experiences.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ЗАДАЧИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ш. К. Мардонов О. М. Жаббарова

Чирчикский государственный Заведующая кафедрой Чирчикский

педагогический институт, профессор государственный педагогический

институт

АННОТАЦИЯ

В статье речь идет о роли и значении уроков изобразительного искусства в начальных классов общаобразовательной школы. Одними из основных задач уроков художественно-эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, театр, танец) являются: снятие нервно-психологических перегрузок, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса обучающихся, осознание своих чувств и переживаний.

Ключевые слова: изобразительное искусство, ученик, учитель, программа, общеобразовательная школа, инновационный подход, цель, задачи, требования.

OBJECTIVES OF FINE ARTS LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

S. K. Mardonov O. M. Jabborova

Professor of Chirchik State Pedagogical Head of the Department, Chirchik State Institute Pedagogical Institute

ABSTRACT

The article deals with the role and significance of fine arts lessons in primary grades of general education schools. One of the main tasks of the lessons of the artistic and aesthetic cycle (fine arts, music, theater, dance) are: relieving neuropsychological overload, restoring the positive emotional and energy tone of students, awareness of their feelings and experiences.

Keywords: fine arts, student, teacher, program, secondary school, innovative approach, goal, objectives, requirements.

ВВЕДЕНИЕ

По мнению составителей современных учебных программ по

изобразительному искусству, в компетенцию общеобразовательных

учреждений не входит подготовка художников. Преподавание

изобразительного искусства как учебного предмета, прежде всего, должно содействовать общему образованию и гармоническому эстетическому развитию учащихся, формированию у них творческой активности в различных сферах жизнедеятельности [1, с.5].

Одними из основных задач уроков художественно-эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, театр, танец) являются: снятие нервно -психологических перегрузок, восстановление положительного эмоционально -энергетического тонуса обучающихся, осознание своих чувств и переживаний. Инновационные подходы к образованию должны опираться на проявления творческого потенциала детей и подростков и использование его здоровьесберегающих факторов; поэтому, арттерапия является одним из важных компонентов во время проведения уроков жудожественно-эстетического цикла.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Главная цель изобразительного искусства в современной школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства. Изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. В этот период дети знакомятся с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изобразительной деятельности [2, с.117].

Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе -гармоничное развитие младших школьников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.

Обучение изобразительному искусству осуществляется с целью:

- формирования у учащихся внутренней мотивации учения;

- развития креативности, самостоятельности, рефлексии;

- становления адекватной самооценки;

- формирования умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Задачи в обучении данному виду искусства:

- воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

- развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в разных видах изобразительного искусства;

- формирование оценочного отношения к результатам изобразительного творчества, своего и сверстников, навыков и умений в изобразительной декоративной, конструктивной деятельности;

- развитие у детей моторного «алфавита» изобразительных действий, техники изображения пространственных ориентировок, представлений о некоторых основных средствах «изобразительного языка»;

- формирование творческих проявлений ребенка с проблемами в разных видах изобразительного искусства;

- подведение ребенка к пониманию того, что искусство окружает всюду (дома, в детском саду, на улице); что оно доставляет людям удовольствие, украшает быт и что к нему следует бережно относится.

Требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в начальных классах:

- связь с жизнью, с народными художественными традициями;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности;

- учёт возрастных возможностей учащихся, оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

- разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов;

- межпредметные связи, связь с другими видами художественной деятельности детей.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» предполагает изучение произведений изобразительного искусства, освоение теории искусства, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество [3.

Изобразительное искусство как предмет предполагает изучение всех видов изобразительного искусства, его истории, и техник. Произведения искусства создают эстетическую среду. Архитектурные ансамбли, ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров, произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения и инсталляции, произведения графического дизайна и дизайн костюма, всё это воздействуют на человека постоянно. Человек с малых лет включён в средовое пространство общечеловеческой культуры.

Обучение изобразительному искусству на содержательно-оценочной основе осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

Показателем и условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость детей работой, интерес и желание заниматься искусством. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям.

В начальной школе программой по изобразительному искусству определены три вида художественно-практической деятельности:

Изображение - ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

Украшение (декорирование) - вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, аппликация, флористика, витраж).

Конструирование (дизайн) - деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая (гелевая) ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, природные материалы.

Формирование основ художественно-эстетической культуры средствами изобразительного искусства у детей происходит в следующих направлениях:

- формирование представлений ребенка об изобразительном искусстве, о жанрах, видах, знакомство с произведениями изобразительного искусства, развитие оценочной позиции и при восприятии, и в процессе самостоятельного творчества ребенка;

- формирование умений, связанных с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;

- развитие предпосылок и активизация творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.

Реализация этих направлений в практическом обучении детей с проблемами осуществляется на занятиях по живописи, лепке, аппликации, а также во время организации вернисажей детских работ, знакомства с

иллюстрациями книг, репродукциями картин, ознакомления с предметами декоративно-прикладного творчества, проведения бесед об искусстве и посещения выставок.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети знакомятся:

- в живописи (рисовании) - с натюрмортом, пейзажем (отражающими разное время года), написанными с использованием разных средств выразительности (цвета, формы, композиции) в теплой, холодной, контрастной гамме, передающих настроение; с портретом и его видами (автопортрет, детский, семейный); с жанровой живописью и ее видами (сказки, картины о труде людей, о животных, бытовые сюжеты);

- в графике - с ее видами (книжная графика, плакат), средствами выразительности, назначением;

- в скульптуре (лепка) - с малыми формами (образ животных, человека);

- в архитектуре (конструирование) - с архитектурой как искусством создания сооружений, необходимых людям для жизни и деятельности: промышленные, общественные, жилые здания, мосты, памятники; знакомство осуществляется на экскурсиях, прогулках по ближайшим улицам, а также через серии иллюстраций - памятники древнего зодчества - Медресе Кукельдаш, ансамбль Регистан, Минарет Калян, Мавзолей Темуридов; современной архитектуры - музей Амира Темура, Дворец «Форум», Театр им. Навои, Ледовый дворец и др.;

- в декоративном искусстве — с произведениями узбекского народного прикладного искусства: керамика, игрушки из глины, резьба по ганчу (алебастру), резьба по камню и дереву, роспись по дереву и по ганчу;. с декоративно-оформительским искусством (открытки, иллюстрации к книгам, костюмы, театральные представления, праздники в школе, классе) [4,с.119-120].

Уроки изобразительного искусства в начальной школе способствуют развитию младших школьников, формируют систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

В своей деятельности учителя изобразительного

искусства руководствуются учебной программой для учреждений общего среднего образования с узбекским (русским) языком обучения.

Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:

- формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусства всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

- совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

- обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;

- развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

В основу программы положен принцип систематического развития у учащихся умения воспринимать художественный образ в произведениях искусства и посильно создавать его в собственных работах как результат эстетического восприятия явлений действительности и искусства и овладения навыками самостоятельной художественной деятельности. Методы преподавания искусства в школе должны учитывать его специфику как способа мышления и освоения мира.

Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.

Необходимо чёткое определение и системы знаний, усваиваемых учащимися в каждом классе как по отдельным видам занятий (беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование), так и в целом по всему курсу обучения изобразительному искусству, включая и различные формы внеклассной и внешкольной работы. При этом очень важным фактором является то, что те знания, умения и навыки, которые получает школьник на занятиях рисованием с натуры, расширяются, углубляются и закрепляются на занятиях тематическим и декоративным рисованием, в процессе бесед о произведениях изобразительного искусства.

Корректное введение без отметочного (постоянного или эпизодического) обучения обусловлена наличием существенных различий в уровне развития способностей в области изобразительного искусства и художественной подготовки учащихся.

Однако роль изобразительного искусства в воспитании и обучении будет действительно эффективной, если современные уроки изобразительного искусства будут отвечать ряду условий, а именно:

1. Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках изобразительного искусства.

2. Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей изобразительному искусству.

3. Использование на уроках изобразительного искусства проблемных вопросов и ситуаций.

4. Широкое использование на уроках изобразительного искусства наглядности и технических средств обучения.

5. Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников.

6. Соблюдение межпредметных связей уроков изобразительного искусства и литературы, математики, музыки, трудового обучения и т. д.

7. Использование разнообразных приёмов и методов работы с детьми на уроках изобразительного искусства, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к изобразительному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и своему рисунку, чувства сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников.

8. Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, учебно-воспитательных приёмов) уроков рисования с натуры, на темы с другими уроками и внеклассными мероприятиями по изобразительному искусству.

9. Постоянное совершенствование методики проведения уроков изобразительного искусства по всем основным разделам учебной программы.

10. Использование в процессе обучения детей изобразительному искусству передового опыта учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства.

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства, о техниках живописи. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети

учатся понимать главные средства художественной выразительности живописи, графики. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев.

REFERENCES

1. Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени // Инновационная наука. № 4. 2015. С. 146-148.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с.

3. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешк. учреждений. -Мн., 2001. - 192 с.

4. Любимова Ю.С. Стратегия формирования эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства / Ю.С. Любимова // Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в XXI веке: материалы науч.-практ. конф. молодых учёных БГПУ, Минск, 22 мая 2009 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: В. В. Бущик (отв. ред.) [и др.]. -Минск, 2009. - С. 46-49.

5. Ismailova Dilafruz Muhiddinovna. (2020). Цели современного образования, формирующие требования к преподавателю. Журнал научных и прикладных исследований, (11), 12-14.

6. Ismoilova Dilafruz Muxiddinovna. (2020). Educational forecasting as a scientific and pedagogical problem. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(6), 42-47.

7. Jabbor Usarov. (2019, June). Using Teaching Methods for Development Student Competencies. International Journal of Progressive Sciences and Technologies, 15(1), 272-274.

8. Jabbor Eshbekovich Usarov. (2017). Formation Competence at Pupils as the Factor of Increase of Education's Efficiency. Theoretical & Applied Science, 53(9), 79-82.

9. Jabborova Onahon Mannopovna, Jumanova Fatima Uralovna, & Mahkamova Shohida Rahmatullayevna. (2020). Formation of Artistic Perception of Future Teachers. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(4), 4087-4095.

10. Jabborova Onakhon Mannopovna. (2019). Psychological and Pedagogical Foundations of the Formation of the Artistic Perception of Students in Secondary

Schools. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 7(10), 9-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Jabborova Onaxon Mannopovna, & Ismoilova Dilafruz Muhiddinovna. (2020, May). Optimization of primary education. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(5), 1229-1232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.