самостоятельному прочтению текстов литературных произведений, младших школьников интересовали нестандартные формы проведения и подачи учебного материала.
Стоит отметить, что результаты обучающихся на уроках были высокими. Практически все справлялись с заданиями без ошибок. Это говорит о том, что применение творческих заданий на уроках способствовало усвоению необходимых знаний и умений. Поэтому, если целенаправленно применять творческие задания в процессе обучения младших школьников на уроках литературного чтения, то уровень сформированности познавательных функций, а так же успеваемость будет намного выше. Так же, такой подход будет благоприятно влиять на развитие активности, самостоятельности, креативности личности обучающихся и поспособствует формированию коммуникативных навыков и коллективизма.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития познавательных функций младших школьников на уроках литературного чтения с использованием творческих заданий. В ходе педагогического эксперимента нам удалось проанализировать: ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, учебник русского языка для 3 класса, в двух частях, авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г.. Авторами статьи был проведён формирующий этап педагогического эксперимента, с опорой на результаты констатирующего этапа. В ходе формирующего этапа было представлено содержание работы по использованию творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных функций у младших школьников. Чтобы эффективно провести такого вида работу, мы ознакомились с классификацией творческих заданий на уроках литературного чтения (автор М.Р. Львов) [2, С. 144]. Стоит отметить, что результаты обучающихся на уроках были высокими. Это говорит о том, что применение творческих заданий на уроках способствовало усвоению необходимых знаний и умений. Такой подход будет благоприятно влиять не только на развитие познавательных функций, но и окажет влияние на развитие активности, самостоятельности, креативности личности и поспособствует формированию коммуникативных навыков и коллективизма.
Ключевые слова: познавательные функции, младший школьник, литературное чтение, творчество, творческие задания, развитие.
Annotation. This article is devoted to the problem of the development of cognitive functions of younger schoolchildren in literary reading lessons using creative tasks. During the pedagogical experiment, we were able to analyze: the Federal State Educational Standard, the Federal State Educational Standard of the Higher Educational Institution, the textbook of the Russian language for the 3rd grade, in two parts, by the authors Kanakina V.P., Goretsky V.G. The authors of the article conducted the formative stage of the pedagogical experiment, based on the results of the ascertaining stage. During the formative stage, the content of the work on the use of creative tasks in literary reading lessons as a means of forming cognitive functions in younger schoolchildren was presented. In order to effectively carry out this type of work, we got acquainted with the classification of creative tasks in the lessons of literary reading (author M.R. Lviv). It is worth noting that the results of the students in the lessons were high. This suggests that the use of creative tasks in the classroom contributed to the assimilation of the necessary knowledge and skills. Such an approach will favorably influence not only the development of cognitive functions, but will also have an impact on the development of activity, independence, creativity of the personality of students and will contribute to the formation of communication skills and collectivism.
Key words: cognitive functions, junior high school student, literary reading, creativity, creative tasks, development.
Литература:
1. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в третьем классе / Т.А. Биржевая // Начальная школа. - 2016. - №7. - С. 35.
2. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. - С. 144
3. Гуржова, И.В. Уроки литературного чтения в начальной школе / И.В. Гуржова // Начальная школа. - 2003. -№2. - С. 89.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2018. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/, свободный доступ
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2016. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/, свободный доступ
6. Фоменко, Н.В. Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения: учебно-методическое пособие / Фоменко Н.В. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 88
7. Штурбина, Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно- творческое развитие учащихся/ Н.Л. Штурбина // Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 67-68.
УДК 372.874
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ
ЖИВОПИСИ
студентка Матюхина Людмила Максимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой художественного образования Перевышина Наталья Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург)
Постановка проблемы. Одной из актуальных проблем современного школьного образования является проблема развития эстетического вкуса у младших школьников. Особенно остро она ощущается в школе. Причины такого положения кроются во множестве проблем воспитания: это и недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, и разобщенность этих дисциплин, и недостаточная разработка методик, и низкий уровень подготовки учителей, и слабая оснащенность учебного процесса (Анохин П.К., Выготский Л.С., Усова А.В., Фельдштейн Д.И. и др.).
Эти проблемы требуют скорейшего решения, так как развитие ребенка начинается в раннем возрасте. Кроме того, в период младшего школьного возраста происходит формирование ценностных ориентиров, базовых национальных ценностей.
Этап формирования у школьника идеалов представляет собой длительный и сложный процесс, требующий учета как возрастных, так и психологических особенностей ребенка. В процессе воспитания жизненные отношения, идеалы, сохраняя преемственность, претерпевают определенные изменения как по содержанию, так и по форме.
По мнению Пономарева М.Н., без решения проблемы формирования художественного восприятия, а с ним - вкуса и воспитания, уважения к национальной истории и традициям, развитие современного общества - невозможно [6, С. 136].
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества, в частности, Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Карпинская Н.С., Усова А.П., Чуракова В.Н. и другие [2, С. 28], [4, С. 256], [5, С. 250].
Декоративно-прикладное искусство в словаре рассматривается как вид искусства, предусматривающее создание изделий, сочетающих художественные и утилитарные функции. Произведения декоративно-прикладного искусства связаны с бытовыми нуждами людей и составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником декоративно-прикладного искусства является народное творчество. [1, С. 136].
Кузин В.С. определяет «декоративность» как «особое качество произведений искусства, отличающихся изысканностью, орнаментальностью формы, украшением окружающей среды человека, тщательной обработкой деталей» [3, С. 145], как художественное свойство, которое дополняет художественный замысел произведения в целом. В декоративной живописи используются такие изобразительные качества уплощенного пространства, как содержание, равновесие, ритм, доминанта, гармония контрастов и нюансов, пропорциональность.
В современной декоративной живописи, кроме изучения природных форм и их дальнейшей стилизации, возможно применение различных технологий (роспись темперой по сырой и сухой штукатурке, темперой, восковыми красками и др.).
Изложение основного материала исследования. Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили рабочее определение понятия «эстетический вкус», на которое опирались в выявлении и разработке методов развития этетического вкуса у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Эстетический вкус на занятиях по декоративной живописи - это способность воспринимать и оценивать произведения декоративной живописи с точки зрения их художественной ценности, создавать творческие работы по декоративной живописи с учетом ее специфики, владение художественными приемами декоративной живописи. Развитие эстетического вкуса составляет одну из основных задач эстетического воспитания.
Нами были рассмотрены возрастные особенности младших школьников, влияющие на развитие эстетического вкуса в процессе воспитания. К таким особенностям можно отнести: ведущий вид деятельности - учебный; преобладание непроизвольного внимания, произвольное внимание неустойчивое и очень узкое по объему; частичная самоорганизация, учащиеся могут выполнять самостоятельно часть работы, находя некоторые способы их осуществления; мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному виду мышления.
Исходя данных особенностей, можно выделить методы развития эстетического вкуса у младших школьников:
• Метод восприятия и анализа произведений декоративной живописи:
Подразумевает под собой формирование у учащихся способностей объективного анализа и оценки художественных качеств произведений, усвоение учебного материала находится в непосредственной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Для выполнения анализа можно использовать вопросы: определите автора, название работы, к какому жанру можно отнести произведение (портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт и др.); какими материалами и техниками выполнена работа (гуашь, акварель, смешанная техника и др.); какие типы орнаментов используются; носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы; какие основные и дополнительные цвета используются в орнаменте, как это влияет на характер изображения.
• Метод сравнения реалистичной и декоративной живописи:
Задача метода заключается в определении отличия декоративной живописи от реалистичной. Для этого на уроках необходимо использовать изобразительные наглядные пособия (к ним относятся репродукции с картин художников; фотографии предметов декоративно-прикладного искусства и др.) Задание выполняется с определение основных особенностей декоративной и реалистической живописи, далее, можно использовать метод анализа и, сравнивая наглядные материалы, уже выявлять их отличия.
• Упражнения на основные художественные приемы стилизации:
Изучив и проанализировав выразительные средства декоративной живописи, дети учатся создавать собственные декоративные композиции. Примерами заданий могут послужить упражнения: выполнить геометрический орнамент, цветовое решение: ограниченное, выбрать не более четырех цветов; выполнить рисунок орнамента, используя линию, точку и пятно; нарисовать 2-3 предмета (например, кувшин, фрукт), выполнить членение плоскости изображения на отдельные секторы.
• Творческая работа по декоративной живописи (декоративный натюрморт):
Творческая работа подразумевает под собой выполнение рисунка (натюрморт), с учётом изученных техник, упражнений. При выполнении декоративного натюрморта необходимо отталкиваться от натурного варианта постановки, декоративность в натюрморте достигается за счет трансформации формы объектов, использования цветовых контрастов, введения декоративного контура, упрощением или усложнение формы, наполнение ее декоративными элементами, выполнение натюрморта в сближенных цветах. Пример задания: Выполнить рисунок (натюрморт), с учётом изученных техник, упражнений (деформацию формы предмета, стилизация, применение орнамента).
Посредством методов декоративной живописи происходит обогащение души, прививается любовь к своему краю. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Для решения задач эстетического воспитания, которые связаны с формированием эстетического вкуса, требуются практические методы, такие как: показ; упражнения через практическое задание; опыт обучающихся в разных видах деятельности; объяснение; метод поисковых ситуаций.
Урок изобразительного искусства дает определенные возможности в решении поставленной проблемы. Занимаясь эстетическим воспитанием школьников посредством методов декоративной живописи, следует больше привлекать их к самостоятельной деятельности, попутно развивая и вырабатывая у них художественный вкус. Активная деятельность самих детей является условием проявления и развития у них эстетических переживаний.
С практической точки зрения нами были определены методы формирования эстетического вкуса у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Выводы. Декоративная живопись как вид искусства является одним из средств развития этетического вкуса. Это особая форма познания и осмысления действительности. Декоративная живопись формирует у учащихся плоскостно-орнаментальное видение натуры, учит преобразовывать свои впечатления от окружающей действительности в условно-метафорические образы.
Проанализировав литературу и рассмотрев определения понятий «декоративная живопись», «эстетическое воспитание», мы уточнили рабочее определение «эстетический вкус на занятиях по декоративной живописи», а также выделили и описали методы формирования эстетического вкуса у младших школьников, разработали упражнения, на развитие данных навыков.
Аннотация. Декоративная живопись является составной частью художественно-эстетического образования младших школьников. Оно, как и другие виды искусства, развивает у обучающихся понимание художественных образов, знакомит их с различными средствами художественной выразительности. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Статья посвящена актуальной проблеме развития эстетического вкуса у младших школьников на уроках изобразительного искусства. В статье отмечается важная роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании, развитии эстетического вкуса. Проблема состоит в том, что методы декоративно-прикладного искусства недостаточно широкого используются в программах общеобразовательных школ. Это объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в деятельности образовательных организаций и недостаточной разработанностью содержания и форм приобщения учащихся к культуре.
Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «эстетический вкус на занятиях по декоративной живописи». Выявили и обосновали методы развития эстетического вкуса у младших школьников (метод анализа; метод сравнения; метод упражнений через практическое задание; метод творческой работы по декоративной живописи).
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, декоративная живопись, орнамент, эстетический вкус, изобразительное искусство.
Annotation. Decorative creativity is an integral part of the artistic and aesthetic direction of extracurricular activities in education. They are numerous with other types of art, which are preparing to understand artistic images, acquaint them with mass manifestations. On the basis of aesthetic knowledge and artistic experience, students develop a dislike for their own artistic activity.
The article is devoted to the actual problem of the development of aesthetic taste in junior schoolchildren at fine arts lessons. In the article, the role of folk and arts and crafts in aesthetic education, the development of aesthetic taste is important. The problem is that the methods of arts and crafts are widespread in the programs of general education schools. This is due to the lack of productive work on the presentation of arts and crafts in the activities of educational organizations and the insufficient development of the content and forms of introducing students to culture.
To solve this problem, the authors clarified the principle of "aesthetic taste in the classroom for decorative painting." The methods of formation of aesthetic activity in younger schoolchildren were identified and substantiated (method of analysis; method of comparison; method of physical exercises through a practical task; method of creative work in decorative painting).
Key words: arts and crafts, decorative painting, ornament, aesthetic taste, fine arts.
Литература:
1. Астраханцева, Т.Л. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО // Большая российская энциклопедия. -Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/fine_art/text/1945277 - Дата обращения: 16.04.2022
2. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 2008. - 189 с.
3. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл.: прогр. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев / Под ред. В.С. Кузина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.
4. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., рук. худ. Студий / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
5. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся / Сост. В.Я. Коровина, Н.И. Кучер. -М.: Изд. И00 МО РСФСР, 1991. - 250 с.
6. Ульянова, Н.Б., Лютер Ю.А., Гудкова А.В. Взаимодействие традиций и искусства // Инновационная наука. - 2016. №3-4 (15). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-traditsiy-i-iskusstva - (Дата обращения: 12.04.2022).
УДК 372.8
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
студентка Мирзина Елизавета Радиковна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. Проблема сохранения здоровья у обучающихся была актуальна всегда. Современные школьники подвергаются частым стрессам, неблагоприятной обстановкой, недостатком двигательной активности, утомляемости, нарушением режима и многим другим. Последствия данных факторов губительно сказываются как на физическом, так и на психологическом состоянии ребенка.
В начальной школе ребенку приходится преодолевать трудности уже в самом начале - это и адаптация к новым условиям жизни, налаживание коммуникации со сверстниками, учителем, перестройка с игровой деятельности на учебную, увеличение умственной нагрузки. Для смягчения последействий большого количества изменений необходимо активно внедрять и использовать здоровьесберегающие технологий в образовательном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты также подтверждают тезис о том, что повышение качества образования и воспитанности детей напрямую зависит прежде всего, от их здоровья. Несмотря на то, что образовательная функция остается ведущим аспектом учебного заведения, одним из важных факторов оценки качества обученности становится состояние здоровья детей.
Вопросами сохранения здоровья детей в процессе воспитания и обучения рассматривали такие педагоги как Я.А. Коменский, К.А. Ушинский, И.Г. Песталоцци, а также А.С. Макаренко. Существуют также отдельные программы по