Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / информационно-коммуникационные технологии / школьники / функции / целостный учебно-воспитательный процесс.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершов Сергей Иванович, Доценко Юрий Алексеевич, Велицкая Василина Романовна

авторы в своей статье «Особенности реализации целостного учебно-воспитательного процесса в школе в условиях дистанционного обучения посредством информационно-коммуникационных технологий на примере донецкой народной республики» рассматривают особенности реализации целостного учебно-воспитательного процесса и его основных функций, в условиях дистанционного обучения, посредством различных информационно-коммуникационных технологий: социальных сетей, онлайн-платформ, мессенджеров. Также дается анализ и характеристика современных электронных платформ, позволяющих на должном уровне проводить теоретические, практические занятия. Мы полагаем, что важным условием применения информационно-коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения в школе является использование современных образовательных платформ. Это и Zoom, и облачная платформа Google Classroom и мессенджер «Telegram», которые позволяют коммуницировать посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами, и методами индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимодействие одного ученика с одним преподавателем или одного ученика с другим учеником, и методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (так называемые активные и интерактивные методы обучения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ершов Сергей Иванович, Доценко Юрий Алексеевич, Велицкая Василина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Ершов С.И.1, Доценко Ю.А.2, Велицкая В.Р.3

1 Ершов Сергей Иванович - старший преподаватель;

2Доценко Юрий Алексеевич - старший преподаватель, кандидат наук по

физическому воспитанию и спорта;

3Велицкая Василина Романовна - студент, кафедра спортивных единоборств, Институт физической культуры спорта, «Донецкого национального

университета», г. Донецк, ДНР

Аннотация: авторы в своей статье «Особенности реализации целостного учебно-воспитательного процесса в школе в условиях дистанционного обучения посредством информационно-коммуникационных технологий на примере донецкой народной республики» рассматривают особенности реализации целостного учебно-воспитательного процесса и его основных функций, в условиях дистанционного обучения, посредством различных информационно-коммуникационных технологий: социальных сетей, онлайн-платформ, мессенджеров. Также дается анализ и характеристика современных электронных платформ, позволяющих на должном уровне проводить теоретические, практические занятия.

Мы полагаем, что важным условием применения информационно -коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения в школе является использование современных образовательных платформ. Это и Zoom, и облачная платформа Google Classroom и мессенджер «Telegram», которые позволяют коммуницировать посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами, и методами индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимодействие одного ученика с одним преподавателем или одного ученика с другим учеником, и методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (так называемые активные и интерактивные методы обучения).

Ключевые слова: дистанционное обучение; информационно-коммуникационные технологии; школьники; функции; целостный учебно-воспитательный процесс.

УДК 37.013

Актуальность. Изменения внешней среды могут оказать серьезное трансформирующее влияние на жизнь современного человека. Кризис,

вызванный пандемией СОУГО-19, специальной военной операцией (СВО) затронул все сектора экономики, способствовал актуализации новых форм и технологий работы, включая удаленный доступ и занятость населения Народных республик в домашних условиях. Система образования одна из первых столкнулась с глобальными изменениями и необходимостью развития дистанционных технологий обучения в целях безопасности.

Обучение в школах, в современных политических реалиях, реализовывается путем дистанционного обучения, посредством информационно-коммуникационных технологий. Внедрение системы дистанционного образования изначально предполагало создание для учеников и учителей соответствующей замены очного обучения, на время отсутствия возможности его реализации в привычном формате.

Однако современный опыт показал, что отражено в работах Журавлева В.Ю. (2017), Хузиахметова А.Н., Насибуллова Р.Р. (2012), что на данном этапе развития, качественная реализация учебной программы оказалась затруднительна.

Отдельно стоит отметить, что трудности возникли не столько с реализацией учебной программы в полном её объёме, а с возможностью осуществления целостного учебно-воспитательного процесса [5]. Так как, данный педагогический процесс требует непосредственного педагогического взаимодействия учителя с учеником.

Однако в связи со сложившейся политической ситуацией, у педагогов не осталось другого выбора, кроме как, искать новые средства и методы для продолжения учебно-воспитательной деятельности [7]. В качестве одного из таких средств выступают информационно-коммуникационные технологии: различные интернет-платформы, социальные сети, мессенджеры. Они не только способствуют в реализации учебных программ, но и, в определенной степени, позволяют компенсировать недостаток непосредственного педагогического взаимодействия учителя с учеником [3].

На основе вышеизложенного стоит выделить основную проблему, что в связи с переходом на дистанционный формат взаимодействия, учителя столкнулись с рядом определенных трудностей:

- нехватка специальный знаний в области использования информационно-коммуникативных технологий;

- отсутствие опыта в дистанционном формате общения с учениками;

- отсутствие учебно-методической базы по вопросам дистанционного проведения целостного учебно-воспитательного процесса.

Данная статья выполнена в соответствии с научной темой кафедры спортивных игр № 0120D000035 от 27.11.2020 «Учебно-методические и педагогические аспекты формирования двигательной активности студентов и школьников».

Целью нашего исследования является рассмотрение проблемы ведения целостного учебно-воспитательного процесса, посредством информационно-коммуникационных технологий и реализация функций УВП в условиях дистанционного обучения.

В исследовании были использованы теоретические методы исследования.

Результаты исследования. Современное обучение основывается на применении деятельностного подхода и электронной информационной образовательной среды образовательного учреждения, что отмечается в работах А. В. Поначугина (2017), Федоровой Т.В (2017), в которой, согласно требованиям ФГОС, должно быть организовано дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, как между собой, так и с другими организациями социальной сферы.

В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что применение дистанционного обучения становится особенно актуальным [8]. Кроме того, практика организации электронного обучения показывает, что материалы, первоначально приготовленные для проведения дистанционного обучения, используются затем в очном обучении, следовательно, происходит взаимная интеграция очного и основанного на использовании дистанционных образовательных технологий обучения.

Для начала рассмотрим, что такое целостный учебно-воспитательный процесс и какие у него функции. Любой учебно-воспитательный процесс по своей природе является социальным явлением и организуется для выполнения определенных социальных функций - формирования личности в целом и отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества [4].

Общество всегда нуждалось в целостной, гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к труду в сфере материального производства, занимающей активную жизненную позицию, ориентирующейся в непрерывном потоке научной и политической информации.

Природа личности человека такова, что нельзя формировать отдельные ее свойства и качества, не влияя одновременно положительно или отрицательно на личность в целом. Ведь в деятельности функционирует личность в целом, хотя не всем своим содержанием. Поэтому любой учебно-воспитательный процесс, возбуждающий активность человека, оказывает влияние на личность в целом и на отдельные качества во взаимосвязи, в единстве [2,3].

Аналогичная картина вырисовывается, когда речь идет об учебных и воспитательных процессах в учебном заведении, о комплексах педагогических процессов. Ведь «комплекс... совокупность предметов, явлений, свойств, образующих одно целое» [1]. Этим целым является такая организация учебных и воспитательных процессов, система функций которых достаточна для формирования целостной, всесторонне развитой личности у большинства учащихся класса. Если такие результаты не достигаются, то какие-то процессы в этом комплексе не выполняют своих функций, и поэтому весь комплекс функционирует на недостаточно высоком уровне целостности [2].

Целостный учебно-воспитательный процесс (УВП) - это сложная многогранная структура, выполняющая следующие функции:

- воспитательную;

- образовательную;

- развивающую;

- социальную.

Воспитательной функцией пронизаны все аспекты целостного педагогического процесса: обучающее, воспитательное пространство, организация деятельности, личностные и профессиональные характеристики педагогического состава, формы и методы обучения, процесс взаимодействия в коллективе [4].

Воспитательная функция получает реализацию в результате целенаправленной организации взаимоотношений всех участников процесса. Обучающий процесс ставит целью воспитать определенные взгляды, убеждения, ценности, характеристики личности. Полноценное формирование личности человека не состоится, если не усвоена система морально-нравственных правил и требований [4,7].

Образовательная функция имеет первоочередную реализацию в процессе обучения. Эту же функцию частично несет и внеклассная работа. Результат выполненной образовательной функции - действенность знаний, т.е. умение сознательно применять их, оперировать ими, в том числе, для получения нового знания. Результат реализации развивающей функции можно «измерить», опираясь на качественные изменения психической деятельности ребенка, появление у него необходимых качеств и умений.

Развивающая функция - это акцентирование учебно-воспитательного процесса на формирование мотивации и навыка самореализации у учащихся.

Социальная функция также проявлена во всех элементах педагогического процесса. Любое образовательное учреждение создает для учащихся пространство новых отношений, которые ему предстоит освоить или отвергнуть. Получаемый навык значимо изменяет позицию человека в семье, среди ровесников, в образовательном учреждении.

После рассмотрения целостного учебно-воспитательного процесса и его функций в целом, мы рассмотрим, каким образом возможна его реализации в дистанционном формате, посредством информативно-коммуникативных технологий.

В результате анализа литературы по теме исследования и свободных данных сети Internet, а, также, собственного практического опыта было установлено, что в самом начале перехода на дистанционное обучение, УВП в большинстве школ осуществлялся посредством социальной сети «ВКонтакте». Создавались групповые чаты и сообщества классов, где учителя могли выкладывать задания и взаимодействовать со всеми учениками сразу, и с каждым учеником по отдельности, однако, только посредством сообщений и записей. Это было первое, «примитивное» средство реализации учебно-воспитательного процесса в условиях дистанционного образования. Оно не позволяло в полной мере реализовывать весь УВП. Так как отсутствовал непосредственный контакт педагога с обучающимися: текстовые смс не в силах передать эмоциональную составляющую общения, текст может быть воспринят неверно в силу неправильного его прочтения, что в последствии могло вести к неправильному восприятию и усвоению информации [5].

Для процесса образования характерна коммуникативность, что неоднократно подчеркивали в своих трудах Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.К. Маркова,

Л.М. Митина и другие в контексте выстраивания отношений между педагогом и ребенком. Российские педагоги и ученые В.К. Дьяченко, Н.Д. Никандров и М.Н. Скаткин рассматривают обучение в качестве организованного процесса общения [3].

Вне общения невозможно реализовать образовательную и воспитательную функции. Функция «голосового сообщения» могла бы компенсировать часть нехватки личного контакта, однако, общение таким образом является не всегда комфортным и возможным: тратится большое количество времени для их прослушивания, педагог в условиях ведения нескольких классов, чисто физически не в состоянии отвечать всем учащимся. Ограниченность функций данной платформы стимулировало учителей к поиску других новых или дополнительных средств реализации ДО [9].

Следующая интернет-площадка, к которой обратились педагоги был Zoom. Zoom - это платформа для проведения интернет-занятий и конференций. Изначально данное приложение было придумано для корпоративных нужд, но с введением дистанционной формы обучения его постарались адаптировать под реализацию УВП. У данной платформы есть множество возможностей: создание конференций, в которых может участвовать весь класс; общение с учениками с помощью микрофонов, веб-камер, отдельного чата; демонстрация презентаций, также всего экрана; создание интерактивной доски, где каждый может нарисовать что-либо или вписать необходимую информацию; возможность записывать трансляцию урока; на данной платформе реализуется организация опросов, что также может помочь в работе учителя при проведении фронтального опроса учеников [10]. Все эти возможности помогают максимально приблизить урок к очному занятию. Однако, в современных реалиях, использование данной платформы является затруднительным в силу слабого материально-технического обеспечения (некоторые из возможностей платформы являются платными) и отсутствия стабильного интернет-подключения у большинства граждан, из-за этого проведение online конференций является затруднительным, не все учащиеся могут «присутствовать» на уроке. Данная платформа может являться вспомогательной для реализации УВП, ее посредством можно реализовать социализирующую и развивающую функции, так как, учащиеся, находясь в одном online классе, могут вести дискуссии по теме урока, напрямую контактировать с учителем. Педагог, в свою очередь, может использовать такие условия для формирования мотивации у учащихся. Однако, в полной мере реализовать образовательную функцию посредством данной платформы невозможно - отсутствие возможности обмена текстовыми файлами с обеих сторон.

Одним из средств реализации дистанционного образования посредством ИКТ была облачная платформа Google Classroom [6,10]. Это бесплатный веб-сервис, разработанный Google для школ, который призван упростить создание, распространение и оценку заданий безбумажным способом. Основная цель Google Classroom - упростить процесс обмена файлами между учителями и учениками. Исходя из цели данной образовательной платформы можно сказать,

что она направлена больше на дополнительный функционал к дистанционному обучению, а не на полное его внедрение. На данной платформе ученик может отслеживать задания и материалы урока, обмениваться информацией, общаться в ленте класса, просматривать отметки и комментарии учителей. Это ресурс, из которого ученик может брать материал, прикрепленный учителем. Инструментарий данного сайта позволяет взаимодействовать с учителем посредством текстовых заметок и отслеживать свою успеваемость. Данная платформа является наиболее приближенной для реализации образовательной функции, однако, совершенно не подходит для реализации целостного учебно-воспитательного процесса [3,6,9].

В последнее время, набирающим популярность, инновационным в плане использования в образовании, ресурсом для осуществления дистанционного образования является мессенджер «Telegram». Изначально данная платформа не рассматривалась в школах для ведения образовательного процесса. Однако, разнообразие функциональных возможностей привлекает все больше внимания со стороны учебных организаций. Мессенджер позволяет [9]:

- вести личные и групповые чаты;

- проводить неограниченные по времени и количеству участников видеоконференции;

- распространять файлы больших размеров (до 2Гб) - текстовые материалы, учебники, обучающие видео;

- создавать «каналы», где учитель может публиковать задания, и в отличии от групповых чатов, ученики смогут задавать вопросы по конкретному заданию, не «засоряя» при этом канал своими сообщениями;

- такая функция, как «создание папок чатов» позволяет педагогу сортировать диалоги по учебным дисциплинам, классам, контингенту участников;

- инновационной считается функция обмена видеосообщениями, которые ограничены по времени (1 минута), что способствуют формированию у учащихся навыков четко и кратко формулировать свои мысли;

- работать при низком качестве соединения даже на 2G (EDGE), что играет важную в современных реалиях постоянных проблем со связью.

Вывод. Перечисленные выше функции «Telegram» позволяют говорить о перспективности использования данного мессенджера для реализации целостного учебно-воспитательного процесса и его функций. Однако данная гипотеза требует дальнейший углубленных исследований.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в практическом исследовании возможности реализации целостного учебно-воспитательного процесса посредством такой информационно-коммуникационной технологии, как мессенджер «Telegram».

Список литературы

1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2017. №1. С. 227-243.

2. Витевская О.В. Применение интерактивных методов в образовании // Материалы МНПК «Перспективы развития науки и образования». Тамбов, 2015. С. 36-37.

3. Дыбкина А.Н. Социальные коммуникации в образовании: исследование особенностей дистанционного обучения школьников // Вопросы студенческой науки - №7 (59) - 2021 - С. 174-178.

4. Ильин В.С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета -№ 3(166) - 2012 - С. 4-11.

5. Машукова Б.С. Дистанционное обучение как образовательный формат. Мировой обзор // Вестник науки и образования - № 7(19) - 2016 - С 82-84.

6. Механошина А.М. Эффективность интернет-платформ при реализации дистанционного обучения истории // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum -№ 1(17) - 2021 - С. 204-212.

7. Оганнисян Н.Ю. Особенности дистанционного и электронного обучения и прогнозы их применения в процессе школьного образования / Н.Ю. Оганнисян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 403-407. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86325/ (дата обращения: 23.12.2022).

8. Поначугин А.В. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении / А.В. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета - 2017 - № 4 - С. 37-51.

9. Telegram [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://t.me/TelegramTips (дата обращения: 10.12.2022)

10. Theguardian [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.guardian.co.uk/education/ (дата обращения: 23.12.2022).

1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.