Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АСИНХРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И МЕССЕНДЖЕРОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АСИНХРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И МЕССЕНДЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / АСИНХРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В МЕССЕНДЖЕРАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаева Екатерина Владимировна

В статье отмечается, что дистанционное обучение сегодня плотно вошло в жизнь учащихся и активно применяется в обучении иностранным языкам в том числе. Одно из направлений дистанционного обучения, которое сегодня получает всё большую популярность, - это обучение посредством сети Интернет и информационно-коммуникационных технологий, в частности мессенджеров. Новые реалии приводят и к формированию новых принципов методологии образования: всё чаще в педагогической практике применяются понятия «синхронность» и «асинхронность» обучения. Обзор педагогической литературы показывает, что под «синхронным обучением» понимается взаимодействие участников образовательного процесса в режиме реального времени. Под «асинхронным» форматом, напротив, взаимодействие в разное время. В статье автор кратко освещает историю появления формата асинхронного обучения, рассматривает вопросы асинхронного обучения, принципы и проблемы его реализации и обобщает собственный практический опыт применения данной модели обучения в частной педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воропаева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АСИНХРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И МЕССЕНДЖЕРОВ»

на», «Сладости», «Пазлы», «Твистер» дети выполняют игровые задачи с различным уровнем сложности. Игровой процесс способствует развитию социальных и коммуникативных навыков, партнерского взаимодействия, взаимопомощи. Для успешного прохождения игр предполагается необходимость уступать партнёру, помогать, соблюдать очередность. При этом игры включают соревновательные элементы.

Интерактивный конструктор «Фантазеры» представляет собой программное обеспечение, состоящее из пяти разделов: «Сказки природы», «Цветочная фантазия», «Строитель - Архитектор», «Художник», «Театр из бумаги». В творческой конструктивной работе учи-тель-дефектолог решает задачи по восприятию детьми формы, цвета, величины предметов. С помощью стилуса на интерактивной доске ребенок самостоятельно воплощает собственный творческий замысел, например

туловищем цыпленка служит шишка, покрашенная в желтый цвет, ноги - еловые веточки, лапки - листья, голова - из ореха, детали лица из геометрических фигур. В процессе такой работы у ребенка не только развиваются сенсорные представления, но и развивается общий кругозор, ломается стереотипность мышления.

Интерактивное оборудование настолько универсально, что им пользуются все специалисты детского сада: и воспитатели, и сурдопедагоги, и учителя-логопеды, и учителя-дефектологи. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.

Таким образом, в процессе применения интерактивных игр педагогами детского сада решаются вопросы воспитательного характера.

Литература

1. Белкина В.Н. Критерии оценки предметного пространства детского сада через призму детской деятельности / В.Н. Белкина, Е.В. Шакирова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - №1 (94).

2. Дыбина О.В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду / О.В. Дыбина, Л.А. Пень-кова, Н.П. Рахманова. - М.: Сфера, 2019. - 170 с.

3. Шаповалова Т.И. Предметно-пространственная развивающая среда детского сада: требования и принципы организации / Т.И. Шаповалова, Ю.В. Калашникова, С.А. Ильичева [и др.] // Наука, техника и образование. - 2022. - №2 (85).

УДК 37.026.7 DOI 10.21661/Г-559391

Воропаева Е.В.

Особенности организации асинхронного дистанционного обучения подростков иностранному языку посредством сети Интернет и мессенджеров

Аннотация

В статье отмечается, что дистанционное обучение сегодня плотно вошло в жизнь учащихся и активно применяется в обучении иностранным языкам в том числе. Одно из направлений дистанционного обучения, которое сегодня получает всё большую популярность, - это обучение посредством сети Интернет и информационно-коммуникационных технологий, в частности мессенджеров. Новые реалии приводят и к формированию новых принципов методологии образования: всё чаще в педагогической практике применяются понятия «синхронность» и «асинхронность» обучения. Обзор педагогической литературы показывает, что под «синхронным обучением» понимается взаимодействие участников образовательного процесса в режиме реального времени. Под «асинхронным» форматом, напротив, взаимодействие в разное время. В статье автор кратко освещает историю появления формата асинхронного обучения, рассматривает вопросы асинхронного обучения, принципы и проблемы его реализации и обобщает собственный практический опыт применения данной модели обучения в частной педагогической практике.

I Ключевые слова: асинхронное обучение, обучение в мессенджерах, дистанционное обучение, дистанционное образование, иностранный язык, онлайн-образование.

Образование в XXI веке претерпевает колоссальные изменения, вызванные как внешними, так и внутренними факторами. Пандемия Covid-19, обрушившаяся на мир в начале 2020-го года, стала спусковым крючком для бурного развития онлайн обучения. На сегодняшний день рынок онлайн образовательных услуг только в России увеличивается ежегодно более чем на 15%, а по результатам 2021 года россияне

впервые потратили на свое образование с использованием дистанционных технологий почти на 10% больше, чем на аналогичное образование в очном формате [4].

Цифровая дидактика определяет несколько форматов дистанционного обучения [5]:

1) синхронное, во время которого и преподаватель, и учащийся находятся в «прямом эфире» (например, урок, который преподаватель ведет посредством Zoom

или Skype, ученик задает вопросы, они вместе выполняют задания);

2) асинхронное, когда преподаватель и ученик разделены во времени (например, преподаватель отправляет учащемуся видео с объяснением темы, учащийся просматривает видеоурок, отправляет преподавателю вопросы по электронной почте);

3) смешанный формат, когда взаимодействие преподавателя и учащегося идёт в режиме реального времени с возможностью пересмотреть урок в записи и задать вопросы или выполнить задания (например, урок в Zoom или Skype, а задания направляются по электронной почте или в мессенджере Telegram).

Ввиду своей относительной «молодости», как науки, цифровая дидактика постоянно изучает различные способы и методы организации дистанционного обучения, а методисты и методологи тестируют различные форматы на разных группах обучаемых, выявляя основные проблемы такого вида обучения, рассчитывая его эффективность для решения различного рода образовательных задач [3].

Асинхронное обучение развивалось в несколько этапов [1]. Первый этап приходится на начало XIX века, когда возникло заочное обучение и учебные материалы отправлялись почтовыми отправлениями. В России асинхронное обучение утверждается на государственном уровне в начале 20-х годов XX века. Во время Второй мировой войны впервые возникли и стали активно использоваться обучающие фильмы. Самой благоприятной средой для развития асинхронного обучения стал период 80-х годов того же столетия, когда в западных школах и университетах начали активно использовать Интернет и персональные компьютеры. В XXI веке метод асинхронного обучения лежит в основе образовательного процесса в первом в мире глобальном бесплатном Народном университете Шаи Решефа, а также в системе массовых открытых курсов, таких как Открытое образование, Coursera, Академия Хана и др.

Асинхронное обучение имеет ряд особенностей, которые прямо или косвенно влияют на весь образовательный процесс. Во-первых, данный формат как бы разрывает коммуникативную связь между преподавателем и учащимся ввиду того, что контакт задержан во времени. Во-вторых, формат асинхронного обучения предполагает некую отсрочку в приеме информации. В-третьих, возникает некая отвязка такого обучения от реальности и процессы как бы перемещаются в виртуальное пространство, поскольку при асинхронном обучении участники процесса не привязаны ни ко времени, ни к месту, ни друг к другу.

В связи с этим, асинхронное обучение имеет как ряд плюсов, так и минусов. Среди основных плюсов метода стоит выделить:

- обширная география использования (для организации доступа требуется только наличие мультимедийного устройства с доступом в Интернет);

- поточность организации обучения (можно начинать учиться в любой момент, не дожидаясь группы или конкретного времени преподавателя);

- гибкость (учащиеся могут относительно легко встраивать обучение в свой график).

Среди главных минусов асинхронного формата обучения следует выделить:

- обязательное наличие у обучаемых высокой степени мотивации, а также навыков работы с ней, т. к. формат предполагает самостоятельное освоение учебной программы;

- обладание цифровыми навыками и умениями, среди которых знание ПК и умение быстро ориентироваться в инструментах образовательной платформы или цифровых учебных материалов.

Эффективность применения асинхронного метода в обучении подростков иностранному языку на данный момент изучена недостаточно ввиду еще относительно слабой его популярности среди участников педагогического сообщества, а также определенными особенностями данной возрастной категории (недостаточная мотивация к обучению или ее отсутствие, слабо развитые навыки самостоятельной работы, недостаточно развитые навыки компьютерной грамотности несмотря на активное использование смартфонов или компьютеров). В данном исследовании приводится опыт использования метода асинхронного обучения в частной практике на аудитории учащихся 13-15 лет.

Обучение подростков с использованием асинхронного метода проводится автором в течение последних двух лет. Для организации процесса обучения используется образовательная платформа Progressme [2] и мессенджер Telegram. Для проведения исследования и апробации метода в 2021 году была создана фокус-группа, состоящая из 10 подростков 13-15 лет, получающих школьное образование на семейной форме обучения. Основными характеристикам основной массы обучающихся, входящих в фокус-группу, были следующие:

- средняя степень мотивации к учебе;

- хорошо развитые цифровые навыки;

- знание предмета изучения на уровне А1 (по международной шкале CEFR) [6];

- относительно высокая степень самостоятельности при решении образовательных задач;

- повышенный интерес к обучению посредством информационно-коммуникационных технологий.

Для организации обучения была создана образовательная программа, в которую входили, непосредственно, сами уроки, промежуточные и итоговая аттестации, разработана система поощрений с использованием метода геймификации, а также система дополнительных заданий для учащихся с более высокой скоростью освоения материала. Все уроки были размещены на платформе Progressme, доступ к урокам открывался на платформе 5 дней в неделю в определенное время, в конце каждого урока учащийся проходил процесс рефлексии, каждый 5 урок проводился контрольный тест по пройденному материалу для отслеживания степени его усвоения, а каждые 2 недели учащиеся принимали участие в онлайн-уроке для практики говорения. По окончании каждого раздела учебника учащимся предлагалось пройти промежуточное тестирование, проводимое в виде онлайн настольной игры. Итоговый кон-

троль в конце учебного года проводился в виде квеста. Кроме того, во время прохождения уроков (которые были стилизованы под уровни игры) учащиеся получали баллы и артефакты, которые два раза в год (спустя 4 месяца занятий и в конце учебного года) обменивали на призы. Итоговая рефлексия в конце каждого урока помогала учащимся поддерживать мотивацию, а также стимулировала их на более высокую вовлеченность в образовательный процесс. Также процесс обучения поддерживался с помощью мессенджера Telegram, где учащиеся общались между собой в чате и получали обратную связь от преподавателя, получали разбор ошибок и получали информацию о ходе обучения.

Программа обучения была рассчитана на период с сентября по май, проходила параллельно с основной образовательной программой и имела своей образовательной целью повысить уровень знаний учащихся с помощью системы выстроенных заданий и проведения контрольных срезов ее освоения, а также улучшить мотивацию к изучению иностранного языка за счет использования метода геймификации учебного процесса. С исследовательской точки зрения автор ставил цель -провести наблюдение за участием группы в образовательном процессе, отследить степень вовлеченности в процесс, выявить возможные сложности и проблемы применения такого формата с данной возрастной категорией учащихся и проверить гипотезу об эффектив-

ности использования дистанционных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения подростков иностранному языку с использованием асинхронного метода.

Результаты освоения образовательной программы с использованием метода асинхронного обучения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты освоения образовательной программы

Год исследования Средний уровень знаний

по фокус-группе

на начало года на конец года

2021 А1 А2

2022 А2 А2+ - В1

(начальный)

Из таблицы видно, что в среднем за один учебный год уровень освоения языка у участников фокус-группы повысился на один пункт, что является относительной нормой при изучении иностранного языка, учитывая шкалу референсов CEFR. Если учитывать тот, факт, что обучение большей частью велось в асинхронном формате, то результаты исследования можно считать довольно оптимистичными.

Результаты тестирования гипотезы и наблюдений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования гипотезы и наблюдения

Год Количество учащихся, (чел)

Степень вовлеченности в процесс Динамика выполнения задания до дедлайна Динамика выполнения задания после дедлайна Полное отсутствие активности Прекращение занятий в течение 4 месяцев Прекращение занятий в течение 9 месяцев Полностью освоили программу учебного года

2021 8 5 3 2 1 1 6

2022 9 7 2 1 0 1 8

Из данных, представленных в таблице 2, видно, что практически все участники фокус-группы показывают хорошую вовлеченность в процесс обучения. На практике это выражается в активном задавании вопросов по материалу, общению участников в чате образовательной программы, а также наличию взаимопомощи и взаимовыручки при выполнении заданий. Также видно, что 8 из 10-ти учащихся первого года обучения, а также 9 из 10-ти учащихся второго года обучения выполняли задания программы, но при этом наблюдались и задержки в отправке заданий у 3-х из 10-ти учащихся и 2-х из 10-ти учащихся первого и второго года обучения соответственно. Также исследование показало, что несмотря на общие схожие данные у учащихся в начале освоения программы, 2 учащихся первого года обучения и 1 учащийся второго года обучения полностью игнорировали выполнение заданий как до, так и после дедлайна. Коммуникация с учащимися и их родителями, попытки улучшить мотивацию не принесли

желаемого результата. Отсюда можно сделать вывод, что в среднем для 15% исследуемых данный формат обучения не подходит. Кроме того, данные оказывают, что те участники фокус-группы, которые не показывали абсолютно никакой активности, впоследствии вышли из программы обучения в течение года. Успешно освоили программу в полном объеме (выполнили все задания, прошли контрольные точки и итоговое испытание) 60% и 80% учащихся первого и второго года обучения соответственно, что, в среднем, соответствует результатам освоения учебной программы при классическом способе проведения занятий английским языком в практике автора. Кроме того, обратная связь, полученная от участников фокус-группы, позволяет сделать вывод, что степень мотивации во время прохождения программы во многих случаях поддерживалась благодаря использованию игровых элементов и организованной рефлексии.

Обобщая вышесказанное и принимая во внимание результаты исследования, можно сделать следующие выводы о применении метода асинхронного обучения при дистанционном обучении иностранным языкам подростков посредством сети Интернет и мессенджеров:

- правильно выстроенная логика и структура образовательной программы, базирующейся на методе асинхронного обучения, дает устойчиво положительный результат в 70% случаев;

- при организации данного вида обучения следует тщательно учитывать входные данные участников во избежание потери мотивации и выхода из обучения;

- геймификация при выборе метода асинхронного обучения в данном конкретном случае сыграла решающую роль в поддержании мотивации.

Автор намерен продолжать исследование применения метода асинхронного обучения на разных группах подростков, внедряя различные способы организации ученого материала, а также дополняя его и расширяя различными способами и инструментами поддержания и увеличения мотивации.

Литература

1. Бабаева С.М. Заочное обучение: исторический путь к MOOC / С.М. Бабаева, А.Ф. Смык // Высшее образование. - 2018. -Т. 27. №24.

2. Лингвистическая платформа нового поколения Progressme [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://progressme.ru/ (дата обращения: 27.03.2023).

3. Носкова Т.Н. Дидактика цифровой среды: монография / Т.Н. Носкова. - СПб., 2020.

4. Образование в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0 %B0%D1%82%D1%8C%D1%8F: %D0%9E%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%BE%D0%B1%D1%80 %D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE %D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%29 (дата обращения: 27.03.2023).

5. Синхронное и асинхронное обучение: что это такое и почему важно понимать их различия // Skillbox Media [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skiUbox.ru/media/education/sinkhronnoe-i-asinkhronnoe-obuchenie-chto-eto-takoe-i-pochemu-vazhno-ponimat-ikh-razlichiya/ (дата обращения: 27.03.2023).

6. Council of Europe: CEFR, levels of proficiency and profiles [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.coe.int/en/ web/lang-migrants/cefr-and-profiles (дата обращения: 27.03.2023).

УДК 37

Гаркунова Н.С.

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста «Знакомство с миром музеев»

Аннотация

В статье представлен конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей образа музея, развития интереса к природным богатствам нашей родины, знакомством с миром камней.

I Ключевые слова:

экскурсия, музеи, коллекция, экспозиция.

Программное содержание. Приобщить детей к истории, к культурному наследию страны и своего народа. Обучить детей умению воспринимать предметный мир культуры, формировать уважительное отношение к памятникам прошлого, музейным ценностям. Формировать у молодого поколения представления об историческом времени и пространстве. Способствовать возникновению интереса к истории родного города, гордости за свой город.

Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: посещение музеев города родителей с детьми.

Оборудование: картинки с изображением достопримечательностей города, карта страны, карта области. Ход занятия.

Воспитатель: Ритуал приветствия Доброе утро!

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! Сегодня, ребята, у нас хорошее настроение и я приглашаю вас на экскурсию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.