Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренев Алексей Александрович, Зубарева Наталья Павловна, Арбузов Сергей Сергеевич

В марте 2020 г. российская система образования внезапно оказалась в ситуации, когда нужно было не разрабатывать онлайн - курсы в дополнение к очному обучению, а реконструировать очную среду обучения и процессы полностью в онлайн - пространстве. Многие педагоги осознали, что мы не можем проводить занятия в онлайн - среде так же, как это происходило в реальных аудиториях. Данная статья посвящена выявлению принципов построения педагогического взаимодействия в условиях дистанционной формы обучения. Приводятся различные трактовки понятия «педагогическое взаимодействие». Делается вывод, что различные исследователи по - разному определяют сущность педагогического взаимодействия, но все они сходятся в том, что педагогическое взаимодействие представляет собой многогранное явление со сложной внутренней структурой, которая сочетает в себе воспитательную, дидактическую и социально - педагогическую сферы. Обобщаются принципы педагогического взаимодействия в традиционном, аудиторном формате. Описываются особенности построения педагогического взаимодействия с применением современных информационно - коммуникационных технологий и цифровых средств осуществления образовательного процесса. Анализируются особенности и принципы коммуникации в онлайн - среде в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение в марте 2020 г. На основе полученного опыта преподавания в онлайн - среде предлагаются принципы педагогического взаимодействия в дистанционном формате: ясность и последовательность, коммуникация с реальным общением посредством видеовстреч, мультимодальность - чередование различных видов деятельности с целью сокращения времени обучения перед экраном, геймификация, детальное планирование онлайн - занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коренев Алексей Александрович, Зубарева Наталья Павловна, Арбузов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF BUILDING PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

In March 2020, the Russian education system suddenly found itself in a situation where it was not necessary to develop online courses in addition to full - time training, but it to reconstruct the full - time learning environment and processes completely in the online space. Many educators have realized that we cannot conduct classes in an online environment in the same way that we did in a real classroom. This article is devoted to the identification of the principles of building pedagogical interaction in the conditions of distance learning. Various interpretations of the concept of “pedagogical interaction” are given. It is concluded that different researchers define the essence of pedagogical interaction in different ways, but they all agree that pedagogical interaction is a multi - border phenomenon with a complex internal structure that combines educational, didactic and socio - pedagogical spheres. The principles of pedagogical interaction in the traditional classroom format are summarized. The article describes the features of building pedagogical interaction with the use of modern information and communication technologies and digital means of implementing the educational process. The article analyzes the features and principles of communication in the online environment in the conditions of the forced transition to distance learning in March 2020. Based on the experience gained in teaching in an online environment, the principles of pedagogical interaction in a remote format are proposed: clarity and consistency, communication with real communication by means of video meetings, multimodality - alternating different types of activities in order to reduce the time spent in front of the screen, game - based computer training, detailed planning of online classes.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.01:004 ББК Ч402.683.4

DO110.26170/2079-8717_2021 _02_02 ГРНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.02

Коренев Алексей Александрович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков, факультет иностранных языков и регионоведения, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1, стр. 13 (IV гуманитарный корпус); e-mail: studywithkorenev@gmail.com

Зубарева Наталья Павловна,

доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, факультет лингвистики и журналистики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ); 344082, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Тургеневская, 49; e-mail: nz1402@mail.ru

Арбузов Сергей Сергеевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Институт математики, физики, информатики и технологий, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9; младший научный сотрудник отдела динамических систем, Институт математики и механики, Уральское отделение Российской академии наук; 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16; e-mail: arbuzov.junior@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое взаимодействие; дистанционное обучение; формы обучения; информационно-коммуникационные технологии; дистанционные технологии обучения; информатизация образования; информационная образовательная среда.

АННОТАЦИЯ. В марте 2020 г. российская система образования внезапно оказалась в ситуации, когда нужно было не разрабатывать онлайн-курсы в дополнение к очному обучению, а реконструировать очную среду обучения и процессы полностью в онлайн-пространстве. Многие педагоги осознали, что мы не можем проводить занятия в онлайн-среде так же, как это происходило в реальных аудиториях. Данная статья посвящена выявлению принципов построения педагогического взаимодействия в условиях дистанционной формы обучения. Приводятся различные трактовки понятия «педагогическое взаимодействие». Делается вывод, что различные исследователи по-разному определяют сущность педагогического взаимодействия, но все они сходятся в том, что педагогическое взаимодействие представляет собой многогранное явление со сложной внутренней структурой, которая сочетает в себе воспитательную, дидактическую и социально-педагогическую сферы. Обобщаются принципы педагогического взаимодействия в традиционном, аудиторном формате. Описываются особенности построения педагогического взаимодействия с применением современных информационно-коммуникационных технологий и цифровых средств осуществления образовательного процесса. Анализируются особенности и принципы коммуникации в онлайн-среде в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение в марте 2020 г. На основе полученного опыта преподавания в он-лайн-среде предлагаются принципы педагогического взаимодействия в дистанционном формате: ясность и последовательность, коммуникация с реальным общением посредством видеовстреч, мульти-модальность - чередование различных видов деятельности с целью сокращения времени обучения перед экраном, геймификация, детальное планирование онлайн-занятий.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Коренев, А. А. Принципы построения педагогического взаимодействия в условиях дистанционной формы обучения / А. А. Коренев, Н. П. Зубарева, С. С. Арбузов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 15-22. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_02_02.

Korenev Alexey Alexandrovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Language Teaching Theory, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Zubareva Natalia Pavlovna,

Associate Professor of Department of Foreign Languages for Humanities, Faculty of Linguistics and Journalism, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia

Arbuzov Sergey Sergeevich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Informatics, Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Institute of Mathematics, Physics, Informatics and Technologies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia; Junior Researcher, Department of Dynamical Systems, Institute of Mathematics and Mechanics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia

KEYWORDS: pedagogical interaction; distance learning; forms of education; information and communication technologies; distance learning technologies; informatization of education; information educational environment.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

PRINCIPLES OF BUILDING PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

ABSTRACT. In March 2020, the Russian education system suddenly found itself in a situation where it was not necessary to develop online courses in addition to full-time training, but it to reconstruct the full-time learning environment and processes completely in the online space. Many educators have realized that we cannot conduct classes in an online environment in the same way that we did in a real classroom. This article is devoted to the identification of the principles of building pedagogical interaction in the conditions of distance learning. Various interpretations of the concept of "pedagogical interaction" are given. It is concluded that different researchers define the essence of pedagogical interaction in different ways, but they all agree that pedagogical interaction is a multi-border phenomenon with a complex internal structure that combines educational, didactic and socio-pedagogical spheres. The principles of pedagogical interaction in the traditional classroom format are summarized. The article describes the features of building pedagogical interaction with the use of modern information and communication technologies and digital means of implementing the educational process. The article analyzes the features and principles of communication in the online environment in the conditions of the forced transition to distance learning in March 2020. Based on the experience gained in teaching in an online environment, the principles of pedagogical interaction in a remote format are proposed: clarity and consistency, communication with real communication by means of video meetings, multimodality-alternating different types of activities in order to reduce the time spent in front of the screen, game-based computer training, detailed planning of online classes.

FOR CITATION: Korenev, A. A., Zubareva, N. P., Arbuzov, S. S. (2021). Principles of Building Pedagogical Interaction in the Conditions of Distance Learning. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 15-22. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_02_02.

Постановка проблемы. Вынужденный переход учебных заведений всех уровней образования на дистанционный формат реализации образовательных программ в марте 2020 г. актуализировал как практические вопросы организации педагогического процесса в новых условиях, так и проблемы концептуализации педагогического опыта и разработки теоретической базы различных аспектов образования, реализуемых дистанционным способом. К настоящему времени представляется возможным проанализировать опыт последних месяцев и прийти к некоторым выводам об особенностях и принципах построения педагогического взаимодействия в дистанционном формате как одного из важнейших компонентов процесса образования.

Очевидно, что проблема построения педагогического взаимодействия в дистанционном формате - актуальный вопрос. Авторы данной статьи ставили цель, отталкиваясь от понятия педагогического взаимодействия, обобщить принципы организации педагогического взаимодействия в традиционном, аудиторном формате коммуникации, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, и, в результате, сформулировать принципы построения педагогического взаимодействия в дистанционном формате, которые способствовали бы реализации эффективного и результативного педагогического процесса в электронно-информационной образовательной среде.

Понятие педагогического взаимодействия. В современной педагогике педагогическое взаимодействие рассматривается как одно из ключевых понятий, которое в то же время является научным принципом организации педагогического процесса. Изучением содержания и структуры педагогического взаимодействия занимались такие исследователи, как И. А. Зимняя, П. И. Пидкаси-

стый, В. А. Сластенин, Е. В. Коротаева и др. Т. Б. Гребенюк лаконично определяет педагогическое взаимодействие как специально организованный процесс, направленный на решение поставленных образовательных задач [6, с. 8]. В. А. Сластенин рассматривает педагогическое взаимодействие с диалектической точки зрения, обозначая его как преднамеренный временный либо длительный контакт преподавателя и обучаемых, который приводит к взаимным изменениям в их поведении, деятельности и взаимоотношениях [17, с. 54]. Э. Х. Джанибекова делает акцент на аспекте саморазвития субъектов педагогического взаимодействия, определяя этот вид взаимодействия как «вариант гуманистически ориентированной взаимосвязи» [7, с. 129]. В этом определении можно увидеть не только отражение коммуникативной сущности педагогического взаимодействия, но и указание на его гуманистический характер как основной принцип организации. Тем не менее, сама по себе коммуникация не является определяющей основой понятия педагогического взаимодействия, которое включает в себя многие иные аспекты взаимосвязи между субъектами педагогического процесса. Е. В. Коротаева дает более конкретное определение педагогического взаимодействия, описывая его как «детерминированную образовательной ситуацией особую связь субъектов и объектов образовательного процесса, основанную на событийно-информативном, организационно-деятельностном и эмоционально-эмпа-тийном единстве и ведущую к количественным и/или качественным изменениям организации педагогического процесса» [12, с. 12]. Некоторые исследователи выделяют некоторый ведущий компонент педагогического взаимодействия. Так, В. Б. Чимбирь в качестве основного компонента педагогического взаимодействия выделяет педагогическое общение как субъект-субъектное взаимодей-

© Коренев А. А., Зубарева Н. П., Арбузов С. С., 2021

ствие, организованное для реализации познавательной, образовательной либо трудовой деятельности [21, с. 5]. Другие ученые отстаивают точку зрения, что система педагогического взаимодействия складывается из совокупности всех категорий педагогики, таких как воспитание, обучение, социализация, самореализация, самосовершенствование, самоидентификация и др. [11, с. 59]. Таким образом, можно увидеть, что отечественные исследователи к настоящему времени не пришли к единому мнению по поводу определения понятия «педагогическое взаимодействие», каждый из них в своем определении подчеркивает те или иные аспекты данного явления, которые представляются наиболее значимыми.

Анализ существующих трактовок позволяет сделать следующий вывод: несмотря на то, что различные исследователи по-разному определяют сущность педагогического взаимодействия, все они сходятся в том, что педагогическое взаимодействие представляет собой многогранное явление со сложной внутренней структурой. Об этом дословно говорит И. А. Зимняя, указывая на многоаспектность процесса педагогического взаимодействия, который сочетает в себе воспитательную, дидактическую и социально-педагогическую сферы [9, с. 25]. Инте-гративность и многофункциональность педагогического взаимодействия представляет собой ту характеристику, которая способна влиять на укрепление общности между преподавателем и обучающимися, способствовать систематическому взаимному обогащению [7, с. 129]. Кроме того, правильно выстроенное педагогическое взаимодействие выполняет существенную развивающую функцию для каждой из сторон в умственном, эмоционально-волевом, эмоциональном аспектах. Организация педагогического взаимодействия требует от преподавателя высокой профессиональной квалификации и наличия определенной социально-педагогической позиции. Корректность педагогического взаимодействия и реализация ряда принципов при его построении является важнейшим условием эффективности педагогического процесса на любом уровне образования.

Принципы педагогического взаимодействия. Принципы построения педагогического взаимодействия в условиях традиционной, аудиторной формы обучения описаны достаточно полно. Одна из наиболее известных в отечественной науке классификаций принципов педагогического взаимодействия принадлежит Д. А. Белухину. Он называет следующие основные принципы педагогического взаимодействия [14]:

- гуманистическая направленность

взаимодействия, понимаемая в первую очередь как направленность на развитие и совершенствование положительных сторон личностного потенциала обучающегося;

- опережающий характер педагогической деятельности, ориентация на будущее;

- творческий подход к определению содержания и форм педагогической деятельности;

- формирование мотивационной установки на сотрудничество в деятельности, равноправный и партнерский характер коммуникации между всеми субъектами педагогического взаимодействия;

- эмоциональная вовлеченность, эмпатия;

- психотерапевтический характер взаимодействия.

Перечень Д. А. Белухина можно дополнить следующими принципами:

- Принцип мотивации и формирования у обучающихся потребности в непрерывности образования. При этом мотивация может опираться как на содержание обучения (заинтересованность в учебном материале, способах действия, новых фактах), так и на сам процесс (заинтересованность в учебной деятельности, сотрудничестве с преподавателями и другими учащимися, мотивация при помощи геймификации, использования нестандартных средств и приемов обучения и воспитания и др.).

- Принцип обеспечения условий для становления личности обучающихся, в том числе такими способами, как ситуативное формирование потребности в самостоятельном мышлении и творческой реализации ведущей деятельности и хобби; развитие навыков организации самостоятельной работы и культуры взаимоотношений; своевременное включение обучающихся в систему институтов социализации, культурного и физического развития личности [3, с. 106]. Данный принцип реализуется в разнообразных формах как аудиторной, так и внеклассной учебной либо воспитательной деятельности.

- Принцип активности и самостоятельности обучающегося, повышение его субъектной роли в педагогическом взаимодействии [20, с. 4]. Всестороннюю поддержку саморазвития участников педагогического взаимодействия посредством поощрения активности, инициативности, творчества и общей заинтересованности можно считать важным условием взаимного развития и совершенствования всех субъектов педагогического взаимодействия [19]. Для реализации данного принципа необходим выбор таких форм, методов и средств обучения, которые могли бы способствовать активизации учащихся в процессе педагогического взаимодействия. Кроме того, важную роль в возможности реализации данного принци-

па играют такие факторы, как педагогический стиль преподавателя, психологическая атмосфера в ходе коммуникации, микроклимат и наличие явных или скрытых конфликтов и противоречий в коллективе, возрастная и мотивационная специфика обучающихся и преподавателя, а также объективные (технические, материальные, временные) возможности реализации педагогического процесса.

- Принцип единства индивидуального и коллективного опыта в развитии личности. Т. Б. Захараш приводит определенные психолого-педагогические условия реализации данного принципа педагогического взаимодействия, а именно: ориентация на общечеловеческие ценности; создание ситуаций совместных переживаний; стимулирование внутренней и внешней активности личности; регулирование влияний среды; обеспечение свободы при выборе оптимального соотношения индивидуального и коллективного опыта [8, с. 7]. Данный принцип обеспечивает взаимное развитие и совершенствование личности всех субъектов педагогического взаимодействия.

К данному списку представляется целесообразным добавить также общепедагогические принципы: последовательности, системности, логичности, единства теории и практики в построении педагогического взаимодействия; своевременного определения и предупреждения проблем в сфере обучения, развития, социализации, здоровья, культуры и воспитания; принцип доступности, природосообразности, учета возрастных, психологических и иных особенностей обучающихся; и, наконец, гуманистическая ориентация как важнейший принцип педагогического взаимодействия, основанный на уважении личности обучающегося, его чести и достоинства, соблюдении его прав и свобод.

Особенности педагогического взаимодействия в дистанционном формате. Дистанционная форма организации педагогического взаимодействия характеризуется тем, что все формы коммуникации происходят на расстоянии, без личного контакта между субъектами, и соответственно требуют использования специальных инструментов для реализации взаимодействия. На данный момент такими инструментами выступают в первую очередь современные информационно-коммуникационные технологии и цифровые средства осуществления образовательного процесса.

Дистанционная модель педагогического взаимодействия в качестве базовой характеристики предусматривает коммуникацию в особой информационно-образовательной среде. Специфика виртуальной среды кар-

динальным образом влияет на все компоненты педагогического взаимодействия. Исходя из своей сущности, дистанционный формат педагогического взаимодействия отличается от традиционной, аудиторной формы взаимодействия следующими параметрами: создает возможность значительного увеличения количества субъектов за счет тех участников, которые не могли бы лично присутствовать в силу географической удаленности, состояния здоровья, финансовых расходов и иных факторов; предоставляет возможность как синхронного, так и асинхронного взаимодействия при максимальном сохранении эмоционально-личностной составляющей (коммуникация в мессендже-рах, просмотр записей); предоставляет условия для наиболее полного и качественного освоения учебного материала за счет возможности доступа к видеозаписям и электронным материалам (фактически весь процесс взаимодействия можно зафиксировать тем или иным способом для дальнейшего обращения, изучения и повторения), что положительно сказывается на эффективности и результативности обучения [15, с. 79-80]; предоставляет возможность в полной мере реализовывать индивидуальный подход в педагогическом взаимодействии; может создавать условия для повышения мотивации учащихся, их ориентации на непрерывный процесс обучения за счет использования современных цифровых технологий.

По мере постоянного развития современных технологий, дистанционный формат предоставляет все новые возможности для осуществления различных форм педагогического взаимодействия. В то же время, потребности образовательного процесса предъявляют специфические требования к использованию информационно-коммуникационных технологий, а именно: качество звука и изображения, уровень шума и громкости, надежность операционных систем и программного обеспечения, готовность и способность субъектов педагогического взаимодействия использовать все преимущества информационно-коммуникационных технологий [5, с. 60]. И если технические условия дистанционного взаимодействия могут оказаться объективным фактором, который зависит от уровня информатизации региона, оснащенности образовательного учреждения или материального положения участников взаимодействия, то массовая готовность к переходу на дистанционный формат взаимодействия является психологическим фактором, на который влияет множество объективных и субъективных условий каждого конкретного субъекта педагогического взаимодействия.

Исследователи неоднозначно оценивают влияние дистанционного формата на ха-

рактер педагогического взаимодействия. «Виртуальный характер дистанционного обучения имеет свои положительные и отрицательные аспекты для личности субъекта образования» [15, с. 80]. А. Л. Абрамовский указывает на то, что при отсутствии непосредственного общения между субъектами педагогического взаимодействия теряется эмоциональная окраска, и за счет этого значительно снижаются возможности для воспитания личности и ее мотивации к обучению [1, с. 4]. Л. В. Кузьмина также обращает внимание на трудности, связанные с недостаточностью эмоциональной взаимосвязи субъектов педагогического взаимодействия [13, с. 10]. В то же время современные информационно-коммуникационные технологии, в частности, видеоконференцсвязь, которая за последние годы стала общедоступной и повсеместно внедрилась в процесс дистанционного образования, позволяют во многом нивелировать нехватку эмоционально-личностного компонента педагогического взаимодействия в дистанционном формате.

Отдельного рассмотрения требуют моти-вационные особенности дистанционного формата взаимодействия. При отсутствии непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися значительная часть функции организации и контроля перераспределяется в пользу последних. Дистанционное педагогическое взаимодействие требует от обучающихся повышенного уровня мотивации, ответственности и самоорганизации [18, с. 202], что может служить препятствием для нормального построения эффективного педагогического взаимодействия. Взаимодействие в дистанционном формате способно влиять на внутренние психологические качества участников, вызывая их трансформацию и выступая важным фактором формирования нового социокультурного опыта [14, с. 80]. С другой стороны, исследователи отмечают фактор большей психологической безопасности личности при дистанционном формате педагогического взаимодействия, по сравнению с традиционными аудиторными формами коммуникации [10, с. 21], а также более широкие возможности создания как вертикальных, так и горизонтальных связей в педагогическом взаимодействии [16, с. 5]. Т. А. Бороненко приходит к выводу, что дистанционные образовательные технологии «позволяют сделать педагогическое взаимодействие между преподавателем и студентами более доступным, свободным и психологически комфортным» [4, с. 227]. В целом, исследователи склонны оценивать психологические факторы дистанционного педагогического взаимодействия скорее положительно, несмотря на наличие некоторых проблем и противоречий, связанных как с технической

стороной дистанционного взаимодействия, так и с эмоционально-мотивационными факторами субъектов педагогического взаимодействия.

Очевидно, что особенности педагогического взаимодействия в дистанционном формате становятся продуктом многообразных объективных и субъективных факторов, возникающих в зависимости от конкретных условий в той или иной ситуации педагогического взаимодействия. Тем не менее, представляется возможным выявить некоторые общие особенности педагогического взаимодействия в дистанционном формате: наличие особой информационно-образовательной среды, наличие специальных требований к техническому оснащению процесса, отличия психологического состояния субъектов (может характеризоваться как позитивными, так и негативными изменениями), а также особая роль эмоциональных и мотивационных факторов педагогического взаимодействия.

Особенности и принципы коммуникации в онлайн-пространстве в условиях вынужденного перехода на дистанционную форму обучения. В марте 2020 г., когда идея всеобщего перехода к онлайн-образованию была чем-то, во что многие не верили, онлайн-образование часто рассматривалось как нечто дополнительное, ориентированное в основном на массовое профессиональное образование. Опыт и подготовка учителей в области дистанционного образования в основном были сосредоточены на обучении взрослых, массовых открытых онлайн-курсах или использовании различного оборудования и программного обеспечения в классе во время очных занятий. Было очевидно, что дистанционное образование имеет значительный коммерческий потенциал, но также были понятны и значительные ограничения данной формы обучения. В связи с вызванными эпидемией ограничениями внезапно российская система образования оказалась в ситуации, когда нужно было не разрабатывать онлайн-курсы в дополнение к очному обучению, а реконструировать очную среду обучения и процессы в онлайн-пространстве.

Концепция, которую многие педагоги осознали в 2020 г., заключается в том, что мы не можем проводить занятия в онлайн-среде так же, как это происходило в реальной аудитории. Данное различие вызвано тем, что он-лайн-общение существенно отличается от реального, даже если оно происходит через платформы для видеоконференцсвязи.

Вот некоторые из наиболее важных отличий:

- физическое разделение (тот факт, что вы находитесь в разных местах, влияет на управление классом и обучение);

- меньше физических средств обучения (использование физических предметов для обучения ограничено тем, что не все учащиеся могут иметь дома необходимые средства);

- ограниченная пропускная способность (в отличие от реального класса, в виртуальном пространстве несколько человек не могут комфортно разговаривать в рамках одной онлайн-конференции или сессионного зала, что приводит к более строгой модера-ции и более фронтальному стилю обучения);

- ограниченные возможности для неконтролируемой одноранговой связи;

- большее экранное время и большее время, проводимое в сидячем положении;

- технические трудности всех видов и различия в технических возможностях устройств, которые используются для обучения учащимися и педагогами;

- меньше отвлекающих факторов реальной жизни и большее количество отвлекающих факторов онлайн-среды;

- возможность использовать любую виртуальную среду для обучения (от зоопарка до космоса);

- возможность «посещать» дома друг друга;

- мультимодальность стала неотъемлемой частью обучения.

Обозначенные выше различия помогли нам прийти к следующим принципам педагогического взаимодействия в дистанционном формате:

1. Ясность и последовательность. Беспорядок в онлайн-классе куда более разрушителен, чем в реальном. Ясность и последовательность также важны, чтобы помочь обучающимся адаптироваться к новой учебной среде.

2. Коммуникация. Реальное общение - это то, чего больше всего не хватало обучающимся, и важно, чтобы они получали как можно больше возможностей коммуникации в онлайн-пространстве, через использование чатов и сессионных залов, подкастов, скринкастов и стримов [2].

3. Мультимодальность. Для ребенка (или взрослого) вредно находиться перед экраном в течение нескольких часов, не меняя деятельности. Поэтому важно, чтобы в рамках педагогического процесса чередовались различные виды деятельности, некоторые из которых могут заставить учеников отвернуться от экранов.

4. Геймификация. До пандемии молодежь обычно использовала компьютеры и устройства для развлечений, игр и общения. Эта привычка влияет на их участие в учебной деятельности в дистанционной среде обучения. Преподавателям пришлось постоянно конкурировать за их экранное время с другими развлечениями, доступными в сети.

Ниже приводятся несколько платформ, поз-

воляющих геймифицировать учебные задания:

- Kahoot.com - онлайн-игры для мобильных телефонов и планшетов во время или после урока;

- Wordwall.net - всевозможные игры на восстановление соответствий, поиск слов, анаграммы, кроссворды и т. д.;

- Superteachertools.us - создание он-лайн-игр в жанре «Своя игра» и «Кто хочет стать миллионером»;

- Bamboozle.com - игры в жанре «Своя игра», в которые можно играть в командах;

- Quizlet.com - платформа, позволяющая учить новую лексику и термины в процессе игры;

- Sciencekids.co.nz - платформа с научными играми для детей;

- Sheppardsoftware.com - развивающие игры для младших школьников.

5. Детальное планирование он-лайн-занятий. Безусловно, подготовка лучше импровизации, онлайн-занятия предоставляют меньше возможностей для оперативных спонтанных решений, поэтому крайне важно не только иметь твердый план, но и подготовить необходимые инструменты и материалы, а также проверить технические возможности используемых устройств.

Вышеизложенные принципы способны помочь преподавателю грамотно и эффективно выстроить педагогическое взаимодействие, оптимально организовать педагогический процесс и мотивировать обучающихся к активному участию в учебной и воспитательной деятельности в дистанционном формате.

Заключение. Несмотря на то, что период вынужденной разлуки обучающихся и педагогов постепенно подходит к концу, аналитический взгляд на полученный опыт дистанционного обучения позволит образовательным учреждениям и педагогам быть более подготовленными к новому миру образования после пандемии. В течение пандемии и вызванных ей ограничений люди развивали новые привычки к обучению, многие из которых сохранятся. Мультимо-дальность, ясность, коммуникация и гей-мификация обсуждались и раньше в профессиональном сообществе, но теперь они совершили существенно большее проникновение в реальную педагогическую практику. Огромная трансформация, происходящая с педагогами и обучающимися, наконец-то открыла для всех в мире образования новый мир профессионального обучения и развития в области развития своих ИКТ-компетенций. Восприятие сложившейся в 2020 г. ситуации как возможности попробовать что-то новое и адаптировать или полностью изменить свою педагогическую практику открывает историческую возможность для изменений и разви-

тия для учителей, учебных заведений и об- разовательных систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамовский, А. Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования : дис. ... канд. соц. наук / Абрамовский А. Л. - Тюмень, 20l4. - 203 с.

2. Арбузов, С. С. Развитие когнитивных компетенций студентов вуза с использованием технологий подкастинга, скринкастинга и стриминга / С. С. Арбузов // Когнитивные исследования в образовании : сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции / под науч. ред. С. Л. Фоменко ; под общей ред. Н. Е. Поповой. - Екатеринбург, 20l9. - С. 3l3-3l6.

3. Бойков, И. В. Некоторые возможности построения педагогического взаимодействия в системе среднего профессионального образования / И. В. Бойков, П. В. Юдинцева // Перспективы модернизации современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (l3 мая 20l5 г., г. Уфа). - Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 20l5. - С. 105-107.

4. Бороненко, Т. А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова // Научный диалог. - 20l7. -№ 1. - С. 227-243.

5. Булин-Соколова, Е. И. Модели взаимодействия при использовании современных дистанционных технологий в общем образовании / Е. И. Булин-Соколова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2008. - № 3. - С. 56-75.

6. Гребенюк, Т. Б. Модель педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения / Т. Б. Гребенюк, И. Г. Булан // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 20l5. - Вып. ll. - С. 7-l4.

7. Джанибекова, Э. X. О педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса в условиях личностно ориентированного образования / Э. X. Джанибекова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (5l). - С. l2S-l30.

8. Захараш, Т. Б. Единство индивидуального и коллективного опыта в развитии личности : дис. . д-ра пед. наук / Захараш Т. Б. - Ставрополь, 2003. - 440 с.

9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М., 2000. - 3S4 с.

10. Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. - СПб., 2000. - 96 с.

11. Козырева, О. А. Конструктор принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Педагогика» / О. А. Козырева, Н. А. Козырев // Интернет-наука. - 2016. - № 9. - С. 55-62.

12. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е. В. Кортаева. - М., 2007. - 255 с.

13. Кузьмина, Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Л. В. Кузьмина // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № l. - С. S-10.

14. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах / Д. А. Белухин. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 307 с.

15. Марчук, Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / Н. Ю. Марчук // Педагогическое образование в России. - 20l3. - № 4. - С. 7S-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Нейматов, Я. М. Акмеологические основы дистанционного образования государственных служащих : дис. ... д-ра пед. наук / Нейматов Я. М. - М., 200l. - 404 с.

17. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко [и др.]. - М., l99S. - 5l2 с.

18. Петькова, Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. - 20l5. - № 3. - С. l99-204.

19. Федотова, Е. Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия : монография / Е. Л. Федотова. - Иркутск : Изд-во ИГПУ, l997. - ll4 с.

20. Хитрова, И. В. Педагогическое взаимодействие как средство развития культуры межличностных отношений в образовательном процессе вуза : дис. . канд. пед. наук / Федотова Е. Л. - Рязань, 2006. - lS2 с.

21. Чимбирь, В. Б. Педагогическое взаимодействие в управлении персоналом организации : дис. . канд. пед. наук / Чимбирь В. Б. - Пятигорск, 2005. - l95 с.

REFERENCES

1. Abramovsky, A. L. (20l4). Distantsionnoe obrazovanie na sovremennom etape razvitiya rossiiskogo vysshego obrazovaniya [Distance Education at the Present Stage of Development of Russian Higher Education]. Dis. ... kand. sots. nauk. Tyumen. 203 p.

2. Arbuzov, S. S. (20l9). Razvitie kognitivnykh kompetentsii studentov vuza s ispol'zovaniem tekhnologii podkastinga, skrinkastinga i striminga [Development of Cognitive Competencies of University Students Using Podcasting, Screencasting and Streaming Technologies]. In Fomenko, S. L., Popova, N. E. (Eds.). Kognitivnye is-sledovaniya v obrazovanii: sbornik nauchnykh statei VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ekaterinburg, pp. 3l3-3l6.

3. Boikova, I. V., Yudintseva, P. V. (2015). Nekotorye vozmozhnosti postroeniya pedagogicheskogo vzai-modeistviya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Some Possibilities of Building Pedagogical Interaction in the System of Secondary Vocational Education]. In Perspektivy modernizatsii sovremennoi nauki: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (13 maya 2015 g., g. Ufa). Ufa, RIO MCII OMEGA SAJNS, pp. 105-107.

4. Boronenko, T. A., Kaisina, A. V., Fedotova, V. S. (20l7). Aktivnye i interaktivnye metody pedagog-icheskogo vzaimodeistviya v sisteme distantsionnogo obucheniya [Active and Interactive Methods of Pedagogical Interaction in the Distance Learning System]. In Nauchnyi dialog. No. l, pp. 227-243.

5. Bulin-Sokolova, E. I. (2008). Modeli vzaimodeistviya pri ispol'zovanii sovremennykh distantsionnykh tekhnologii v obshchem obrazovanii [Interaction Models When Using Modern Distance Technologies in General Education]. In Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. No. 3, pp. 56-75.

6. Grebenyuk, T. B., Bulan, I. G. (2015). Model' pedagogicheskogo vzaimodeistviya prepodavatelya i studen-tov v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Model of Pedagogical Interaction Between a Teacher and Students in the Context of Distance Learning]. In Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Issue 11,

pp. 7-14.

7. Dzhanibekova, E. Kh. (2015). O pedagogicheskom vzaimode'stvii sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa v usloviyakh lichnostno orientirovannogo obrazovaniya [On the Pedagogical Interaction of the Subjects of the Educational Process in the Conditions of Personality-oriented Education]. In Mir nauki, kultury, obrazovaniya. No. 2 (51), pp. 128-130.

8. Zakharash, T. B. (2003). Edinstvo individual'nogo i kollektivnogo opyta v razvitii lichnosti [The Unity of Individual and Collective Experience in Personality Development]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Stavropol. 440 p.

9. Zimnyaya, I. A. (2000). Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical Psychology]. 2nd edition. Moscow. 384 p.

10. Ivanov, D. V. (2000). Virtualizatsiya obshchestva [Virtualization of Society]. Saint Petersburg. 96 p.

11. Kozyreva, O. A., Kozyrev, N. A. (2016). Konstruktor printsipov pedagogicheskogo vzaimodeistviya v strukture izucheniya kursa «Pedagogika» [Constructor of the principles of Pedagogical Interaction in the Structure of Studying the Course "Pedagogy"]. In Internet-nauka. No. 9, pp. 55-62.

12. Korotaeva, E. V. (2007). Pedagogicheskie vzaimodeistviya i tekhnologii [Pedagogical Interactions and Technologies]. Moscow. 255 p.

13. Kuz'mina, L. V. (2012). Preimushchestva i nedostatki distantsionnogo obucheniya [Advantages and Disadvantages of Distance Learning]. In VestnikMoskovskogo universitetaMVD Rossii. No. 1, pp. 8-10.

14. Belukhin, D. A. (2006). Lichnostno orientirovannaya pedagogika v voprosakh i otvetakh [Personality-oriented Pedagogy in Questions and Answers]. Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut. 307 p.

15. Marchuk, N. Yu. (2013). Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti distantsionnogo obucheniya [Psychological and Pedagogical Features of Distance Learning]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 4, pp. 78-85.

16. Neimatov, Ya. M. (2001). Akmeologicheskie osnovy distantsionnogo obrazovaniya gosudarstvennykh sluzhashchikh [Acmeological Foundations of distance education for Civil Servants]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Moscow. 404 p.

17. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., Mishchenko, A. I. et al. (1998). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow. 512 p.

18. Pet'kova, Yu. R. (2015). Istoriya razvitiya distantsionnogo obrazovaniya. Polozhitel'nye i otritsatel'nye storony MOOS [The history of the development of Distance Education. Positive and Negative Sides of the MEP]. In Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. No. 3, pp. 199-204.

19. Fedotova, E. L. (1997). Teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogicheskogo vzaimodeistviya [Theoretical and Methodological Foundations of Pedagogical Interaction]. Irkutsk, Izdatel'stvovo IGPU. 114 p.

20. Khitrova, I. V. (2006). Pedagogicheskoe vzaimodeistvie kak sredstvo razvitiya kul'tury mezhlich-nostnykh otnoshenii v obrazovatel'nom protsesse vuza [Pedagogical Interaction as a Means of Developing a Culture of Interpersonal Relations in the Educational Process of a University]. Dis. ... kand. ped. nauk. Ryazan. 182 p.

21. Chimbir', V. B. (2005). Pedagogicheskoe vzaimodeistvie v upravlenii personalom organizatsii [Pedagogical Interaction in Personnel Management of the Organization]. Dis. ... kand. ped. nauk. Pyatigorsk. 195 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.