Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ РАБОТА / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / СЕРВИСЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / КОММУНИКАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глотова Александра Валерьевна

Статья посвящена проблеме организации форм групповой деятельности студентов в условиях онлайн-обучения в вузе. Автор рассматривает специфику онлайн-обучения, а также особенности коллективного взаимодействия участников образовательного процесса в анализируемом формате. Выделены психолого-педагогические аспекты реализации совместного обучения, обуславливающие продуктивность образовательного процесса в режиме онлайн. Представлена характеристика существующих онлайн-инструментов и ресурсов для осуществления групповой работы с примерами их применения в учебной деятельности студентов. Рассмотрены навыки и умения, формируемые посредством использования предлагаемых онлайн-сервисов. Отдельное внимание уделяется обзору элементов и ресурсов системы управления обучением Moodle на примере портала дистанционной поддержки образовательного процесса филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Представленные модули платформы могут быть задействованы для проектирования форм групповой работы в онлайн-обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF ONLINE GROUP LEARNING IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the issue of organizing the forms of online group learning activities at the university. The author considers the specifics of online learning and the peculiarities of the collective interaction of participants in the educational process within the analyzed format. The psychological and pedagogical aspects of the implementation of collaborative learning that determine the productivity of the educational process in online mode are highlighted. The characteristics of existing online tools and resources for group work with examples of their use in the learning activities of students are presented. The skills and abilities formed through the use of the proposed online services are considered. Special attention is paid to the review of elements and resources of the learning management system Moodle that can be used to organize productive teamwork and collaborative learning activities on the example of the official site of distant learning at Lomonosov Moscow State University Branch in Sevastopol. The presented modules of the platform can be used to design forms of group work in online learning.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 378.147 ББК 74.48

DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-122-132

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

I А.В. Глотова

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации форм групповой деятельности студентов в условиях онлайн-обучения в вузе. Автор рассматривает специфику онлайн-обучения, а также особенности коллективного взаимодействия участников образовательного процесса в анализируемом формате. Выделены психолого-педагогические аспекты реализации совместного обучения, обуславливающие продуктивность образовательного процесса в режиме онлайн. Представлена характеристика существующих онлайн-инструментов и ресурсов для осуществления групповой работы с примерами их применения в учебной деятельности студентов. Рассмотрены навыки и умения, формируемые посредством использования предлагаемых онлайн-сервисов. Отдельное внимание уделяется обзору элементов и ресурсов системы управления обучением МооШв на примере портала дистанционной поддержки образовательного процесса филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Представленные модули платформы могут быть задействованы для проектирования форм групповой работы в он-лайн-обучении.

Для цитирования: Глотова А.В. Организация групповой работы студентов в условиях онлайн-обучения в системе высшей школы // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Часть 1. С. 122-132. Б01: 10.31862/2073-9613-2021-1-122-132

Ключевые слова: групповая работа, онлайн-обучение, сервисы для совместной работы, высшая школа, коммуникация, взаимодействие, МооШв.

THE ISSUES OF ONLINE GROUP LEARNING IN HIGHER EDUCATION ■ A.V. Glotova

Abstract. The article deals with the issue of organizing the forms of online group learning activities at the university. The author considers the specifics of online learning and the peculiarities of the collective interaction of participants in the educational process within

© Глотова А.В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

I.the analyzed format. The psychological and pedagogical aspects of the implementation of collaborative learning that determine the productivity of the educational process in online mode are highlighted. The characteristics of existing online tools and resources for group work with examples of their use in the learning activities of students are presented. The skills and abilities formed through the use of the proposed online services are considered. Special attention is paid to the review of elements and resources of the learning management system Moodle that can be used to organize productive teamwork and collaborative learning activities on the example of the official site of distant learning at Lomonosov Moscow State University Branch in Sevastopol. The presented modules of the platform can be used to design forms of group work in online learning.

Keywords: group work, online learning, collaborative services, higher education, communication, interaction, Moodle.

Cite as: Glotova A.V. The Issues of Online Group Learning in Higher Education. Prepodavatel XXIvek. Russian Journal of Education, 2021, No. 1, part 1, pp. 122-132. DOI: 10.31862/20739613-2021-1-122-132

Процесс цифровизации системы высшего образования в Российской Федерации находится в активной фазе развития. Цифровую трансформацию образования рассматривают как «системное обновление в быстро развивающейся цифровой образовательной среде требуемых образовательных результатов, содержания образования, организационных форм и методов учебной работы, оценивания образовательных результатов, направленное на подготовку учащихся к жизни и деятельности в условиях цифровой цивилизации...» при активном использовании технологий [1, с. 182].

Встраивание широкого спектра цифровых технологий в образовательный процесс влечет за собой значительные изменения в проектировании методики преподавания учебных дисциплин в вузе, а также обуславливает выбор современных средств обучения.

Условия организации форм групповой работы и обеспечение коммуникации сторон учебного процесса являются

актуальными проблемными вопросами при переходе в формат электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. В отечественной педагогической литературе понятие «электронное обучение» означает «вид обучения, способствующий реализации образовательных программ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет» [2, с. 130]. Развитие возможностей интернета существенно изменило реалии современного общества. А.А. Андреев, анализируя потенциал сети, обращает внимание на важные дидактические свойства интернета. Исследователь рассматривает понятие «интернет» как «совокупность компьютерных сетей с широким выбором информационно-образовательных и коммуникационных услуг» [3, с. 17]. С расширением числа пользователей сети появилась возможность осуществлять публикацию учебной информации, поддерживать необходимое педагогическое

123

124

взаимодействие преподавателей и учащихся в режиме синхронного и асинхронного общения. Д.В. Моглан характеризует интернет в широком диапазоне. По мнению автора, сеть представляет собой не только слияние компьютеров, источников и сервисов информации, но и «глобальную социокультурную среду», в которой создаются сетевые сообщества и может быть организован образовательный процесс [4, с. 183].

Повсеместное распространение интернета и технологий способствовало развитию «онлайн-обучения», которое характеризуется в отечественной педагогической литературе как синхронное обучение, или «метод изучения новых знаний с помощью интернета в режиме реального времени» [2, с. 130]. Исходя из определения, отличительной чертой анализируемого формата обучения является осуществление педагогического взаимодействия в режиме реального времени.

Однако в публикациях зарубежных авторов онлайн-обучение (в особенности в начале своего активного развития в 2000-х гг.) часто рассматривалось в контексте дистанционного асинхронного обучения (то есть независимо от территориального нахождения или временного интервала). Исследователи Грэхем, Юнг, Канер подчеркивают, что предлагаемый вид обучения, в основном, позиционировался в качестве альтернативы традиционному очному формату получения знаний в системе высшей школы [5; 6]. Онлайн-обучение было нацелено на самостоятельное изучение материала посредством сети на основе асинхронного взаимодействия студентов с учебными материалами в виде текста (свыше 80% планируемого времени отводится на выполнение индивидуальной работы). При этом, как правило, не

предусматривалось наличие постоянной контактной работы с преподавателем. А.С. Фомина также характеризует онлайн-обучение как «способ организации процесса самостоятельного изучения учебных материалов с использованием образовательной среды, основанной на интернет-технологиях» [7, с. 272].

На наш взгляд, самостоятельная работа, действительно, является основной формой обучения при асинхронном взаимодействии студента с учебным контентом по мере освоения дисциплины. Но продуктивная индивидуальная познавательная деятельность может быть организована только при условии ее интенсивного и продуманного поэтапного планирования, а также осуществления мониторинга со стороны преподавателя и образовательного учреждения. Более того, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет воссоздать сегодня элементы аудиторной контактной работы (консультации, дискуссии и другие виды межличностного синхронного взаимодействия) в режиме онлайн. Соответственно, учебный процесс в таком формате приобретает сложную структуру, в которой цифровые технологии используются в качестве средств обучения и методов активизации познавательной деятельности студентов.

В данной работе понятие «онлайн-обучение» представляет собой систему из совокупности методов и инструментов получения знаний учащихся с помощью информационно-образовательных ресурсов сети и цифровых технологий при наличии разработанной методологии преподавания в формате онлайн и обеспечении педагогической поддержки учащихся.

К широко используемым инструментам онлайн-обучения на современном

этапе относят системы управления обучением (Learning Management Systems), системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems), массовые открытые он-лайн-курсы (МООС), сервисы Web 2.0, обучение через сообщества в социальных сетях или мессенджерах, проведение видеоконференций, вебинаров и так далее. Рассматриваемые ресурсы позволяют спланировать гибкий учебный процесс, осуществить контроль, наладить способы и методы синхронной и асинхронной коммуникации, а также обеспечивают интерактивность (взаимодействие) участников.

Исследователи теории «онлайн-обу-чения» разрабатывают методологию организации учебного процесса, в котором получение знаний, а также формирование навыков и умений происходит за пределами традиционной аудиторной работы. Личное общение и другие формы взаимодействия в таком формате переносятся в режим онлайн. В соответствии с этим, психолого-педагогические условия внедрения онлайн-обучения являются важной составляющей этапа проектирования процесса.

Как было отмечено ранее, одним из преимуществ онлайн-обучения считается возможность создания сетевых сообществ, в которых инициируется образовательный процесс при активном социальном взаимодействии.

М. Карнер и Д.В. Моглан рассматривают сетевое обучение в виде организации формального или неформального учебного процесса, в котором происходит установление связей между участниками, осуществляется постоянный обмен информацией средствами технологий, при этом учащиеся поддерживают друг друга в процессе активного взаимодействия [4; б].

Создание учебного сообщества и поддержание социальных контактов в онлайн-обучении необходимо для организации продуктивной познавательной деятельности студентов, формирования универсальных и профессиональных компетенций (например, командная работа и лидерство, системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, коммуникация, самоорганизация и так далее) [8].

М. Канер, Л.А. Макрецова, Е.В. Ду-дышева, Е.В. Маликова акцентируют внимание на необходимости наличия контактной работы студентов с преподавателем и однокурсниками в онлайн-обучении, поскольку это значительно повышает уровень мотивации студентов и их вовлеченность в учебную деятельность [6; 9]. Устранение проблемы организации дистанционной коммуникации участников учебного процесса повышает активность, организованность и ответственность студентов. Среди потенциальных трудностей он-лайн-обучения при асинхронном взаимодействии можно выделить отсутствие быстрого эмоционального отклика, проблемы в восприятии материала курса и его структуры, недостаточное количество заданий в рамках совместной деятельности.

Аспекты социальной перцепции и важность обучения в сотрудничестве в режиме онлайн подробно рассматриваются в зарубежных работах Ч. Гаррисо-на, Ч. Грэхема, М. Канера [5; 6; 10].

Ч. Гаррисон предлагает использовать в онлайн-обучении модель «Сообщества исследований» (от англ. "community of inquiry"), построенную на сочетании трех базовых взаимодополняющих компонентов: social presence (социальная составляющая), cognitive presence (познавательная деятельность)

125

126

и teaching presence (педагогическое сопровождение) [10, с. 12].

В рамках исследования проблемы организации форм группового обучения онлайн особый интерес представляет анализ социальной составляющей модели «Сообщества исследований». Ч. Гар-рисон вместе с коллегами вносит ряд поправок в содержание понятия «социальная составляющая» по мере развития теории онлайн-обучения. Таким образом, социальное присутствие студента заключается в способности воспринимать окружающих людей в образовательной онлайн-среде как реальных участников единого процесса при активном вовлечении в совместную деятельность. Исследователь обращает внимание на важность установления социальных контактов и формирования чувства принадлежности к группе в учебном процессе. Однако такой тип взаимодействия не должен сводиться к бесцельному вхождению в социальную среду. Поддержание контактов и групповой деятельности ориентировано на процесс совместного познания, развитие критического мышления и достижение учебных результатов. При соблюдении этих факторов создается благоприятная среда для решения проблемных вопросов на основе обмена идеями и информацией, признании факта существования различных точек зрения, конструктивной критики в контексте совместной работы. Ч. Гаррисон полагает, что чувство принадлежности к образовательному сообществу должно развиваться естественным образом при постоянном вовлечении в познавательную деятельность. Социальная составляющая в он-лайн-среде включает в себя следующие элементы: открытое общение, эмоциональное проявление при межличностном взаимодействии и сплоченность

группы [10, с. 13]. Присутствие единства внутри группы обуславливает успех обучения в формате сотрудничества и эффективность командной работы в дистанционном образовательном процессе.

Анализируя социальный характер онлайн-обучения и степень взаимодействия участников, Д. В. Моглан исследует аспекты обучения внутри сетевых сообществ. По мнению автора, образовательное сетевое сообщество представляет собой «учебную группу людей, которая, как правило, создана высшими образовательными учреждениями и в которой субъекты образовательного процесса поддерживают общение и ведут средствами цифровых технологий активную совместную учебную деятельность по реализации педагогических целей, обозначенных преподавателем» [4, с. 184-185].

В свою очередь, Л.А. Макрецова считает, что коллаборативное обучение «подразумевает создание и укрепление коммуникативных связей и социальных ролей в системе «преподаватель (тютор) — студент — группа» [9, с. 115].

Организация совместной учебной деятельности в группе требует четкого планирования со стороны преподавателя, который считается равноправным участником образовательного процесса в формате сотрудничества. Работа в группе строится с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств всех членов, однако нацелена на достижение результатов в процессе совместной деятельности.

Одной из задач представленного исследования является анализ использования доступных онлайн-инструмен-тов и сервисов для организации продуктивной групповой формы работы и обеспечения интерактивного обучения при синхронном и асинхронном

взаимодействии студентов и преподавателя.

На сегодняшний день на рынке цифровых образовательных технологий представлен широкий ассортимент сервисов и программных решений для организации коллаборативного обучения в режиме онлайн. Представленные ресурсы могут

быть использованы для обмена информацией, обеспечения визуализации учебного контента, осуществления коммуникации, управления проектной деятельностью студентов и так далее. В таблице 1 представлен список категорий, примеров ресурсов и возможности их использования в образовательном процессе.

Таблица 1

Онлайн-сервисы и возможности их интегрирования в учебный процесс в вузе

Категория Пример Варианты использования (решение педагогической проблемы)

Облачные сервисы хранения данных (Cloud storage for teams). Dropbox, Google Drive, OneDrive, Hightail, Box, MediaFire, Tresorit, ShareFile, YandexDisk, pCloud, etc. Обмен файлами и хранение информации; доступ к учебным материалам.

Мессенджеры (Group messengers). Discord, WhatsApp, Viber, Slack, Telegram, etc. Коммуникация (текстовые сообщения, аудио / видеозвонки); обмен файлами; быстрая обратная связь; организация взаимной проверки; управление проектами.

Совместное создание и коллективное редактирование файлов (Collaborative documents editing tools). Google docs, Office Online, Bit.ai, EtherPad, Zoho, DropBox Paper, Alfresco, Coda.io, Kami, etc. Совместное создание и редактирование текстов (учебного контента); взаимообучение; элементы творческой деятельности.

Совместное создание и редактирование презентаций (Collaborative presentation tools). Google presentation, Prezi, Visme, Buncee, Canva, etc. Совместное создание и редактирование презентаций (учебного контента); визуализация материала; творческая деятельность.

Виртуальные доски (Online boards). Whiteboard, Explain everything, Linoit, Stormboard, Padlet, Miro, Tviddla, Scribblarr, Groupboard, AMW board, Whiteboard Fox, Conceptboard, etc. Визуализация и структурирование учебного материала; создание и редактирование совместных записей; организация мозгового штурма; обмен файлами разного формата и медийными объектами; проектная деятельность; взаимообучение.

Сервисы для создания ментальных карт (Mind Mapping). Mind42, Coggle, MindMeister, XMind, SimpleMind, iMindMap, Freemind, Mindomo, Semantik, etc. Визуализация и структурирование учебного материала; оформление конспектов; анализ содержания текста.

Сервисы для проведения видеоконференций (Web conferencing services). GoToMeeting, BigBlueButton, Zoom, Skype, Acquire, Iovox, Cisco Webex, UberConference, Google Hangouts, TrueConf Online, FreeConference, Oovoo, Proficonf, etc. Коммуникация (проведение групповых занятий в интерактивном режиме); обмен файлами разного типа; защита проектов; работа в минигруппах в отдельных комнатах; использование чата для быстрой обратной связи.

Программы для организации вебинаров (Webinars). Mirapolis Virtual Room, Webinar.ru, etc. Проведение видеолекций и семинаров; использование чата для быстрой обратной связи.

Приложения и сервисы для планирования и распределения времени,управления задачами (Smart daily planning, task and organizing apps). WorkFlowy, Microsoft to do, Any.do, Wunderlist, To-do list, Todoist, etc. Планирование учебного времени; фиксация образовательного процесса; управление проектами.

127

128

Одним из эффективных способов обучения в сотрудничестве является проектная деятельность студентов. Данная форма работы предусматривает синхронное и асинхронное взаимодействие членов группы. Среди современных онлайн-инструментов, позволяющих реализовать управление проектом, стоит выделить следующие сервисы: Trello, Asana, Basecamp, Zoho project, Bitrix24, Taskworld, Notion, HubSpot, Insightly, elapseit, todo.vu, MeisterTask, Metatask, HeySpace, ClickUp, Easy Redmine. Перечисленные ресурсы предназначены для широкого использования в бизнес-среде, однако приемлемы для организации и координации групповой работы студентов при подготовке проектов в вузе. Достаточно подробно описаны возможности использования ресурса Trello в образовательных целях в работе В.Г. Зайцева, А.А. Желтовой и Е.В. Тибирьковой [11].

Нетрадиционные способы и методы активного совместного обучения в режиме онлайн разрабатываются на основе внедрения коллективных, индивидуальных сетевых игр и игровых механик, которые способствую эмоциональному вовлечению учащихся. Разнообразные сервисы для создания обучающих игр, интерактивных заданий и викторин представлены в таблице 2.

Рассмотренные ресурсы повышают степень активности студентов, стимулируют интерес к совместной познавательной деятельности, развивают творческие способности студентов. Использование широкого спектра мультимедиа

в программных продуктах обеспечивает интерактивность в обучении, позволяя задействовать различные каналы восприятия информации. Внедрение игр с присутствием соревновательных элементов в онлайн-обучении обусловливает реализацию социальной составляющей, проявляющейся в наличии азарта, здоровой конкуренции и командной работы. На рис. 1 выделены навыки и умения, которые формируются в процессе применения онлайн-инструментов и ресурсов для организации групповой работы в рамках совместной учебной деятельности студентов.

Несмотря на разнообразие образовательных инструментов и технологий, основной проблемой для учебного заведения остается выбор единой подходящей платформы для организации онлайн-обучения с учетом требований всех сторон процесса.

В системе высшей школы Российской Федерации наиболее часто используются системы управления обучением (LMS) или возможности обучения через социальные сети.

Оба ресурса представляют собой комплекс опций, которые могут быть использованы для организации образовательного процесса в асинхронном и синхронном взаимодействии в формате групповой работы студентов и преподавателя.

Среди распространенных примеров систем управления обучением можно выделить Moodle, BlackBoard, Showbie, Teachbase, OLAT и другие.

Таблица 2

Сервисы для интегрирования совместных игр в рамках групповой работы

Создание образовательных игр и заданий Создание викторин

Kahoot, LearningApps, Quizlet, Education City, Puzzlets, CodaQuest, IXL, Learnis, Wordwall, etc. Quizizz, TinyTap, Peardeck, Zeemaps, Wordwall, etc.

Рис. 1. Навыки и умения, формируемые при использовании онлайн-сервисов для совместной работы студентов

Системы LMS позволяют организовать образовательный процесс в едином веб-пространстве благодаря достаточно широкому набору встроенных инструментов, многие из которых подходят для групповой формы работы студентов.

На базе филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе площадка Moodle используется в качестве портала дистанционной поддержки образовательного процесса вуза (Ййрв:// distant.sev.msu.ru/) [12]. Преподаватели имеют возможность проектировать электронные курсы с использованием различных видов и форм работы (см. табл. 3).

Представленные в таблице ресурсы позволяют создавать учебные материалы внутри платформы МооШе, а также при помощи интегрирования разнообразных внешних инструментов.

Особый интерес для планирования групповой работы студентов представляет набор интерактивных элементов системы, которые способствуют решению педагогических и организационных проблем.

На рис. 2 предложны варианты использования встроенных блоков в систему МооШе, которые могут быть использованы для организации форм совместной работы и активизации коллективного взаимодействия студентов в едином пространстве.

Система управления обучением МооШе представляет широкие возможности для планирования различных форм совместной работы студентов и стимулирования познавательной деятельности. При освоении курса с использованием рассмотренных взаимодополняющих элементов происходит активное вовлечение студентов в

129

Таблица 3

Обзор встроенных инструментов в систему управления обучением филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе

Элементы для добавления в курс Ресурсы для создания курса

Анкета, база данных, видеоконференция BigBlueButton, лекция, Вики, внешний инструмент, глоссарий, задание, опрос, пакет SCORM, семинар, тест, форум, чат. Гиперссылка, книга, пакет IMS содержимого, папка, пояснение, страница, файл.

Комлп'ншаЩлЫ форум.

Вщеокдаферещич. 4;it, опрос, анкстп

Cotrt'IHIh' саамгппнпЛ! учебном контента

Пгоссзрлй. BimL cbMim.jp

Г

Облн'н информацией

леюрга. чадатгг. семинар, ööüi дашадх,

ОПЩШ

видеоконфере Hip п I

Bwt utooö1 vemie

сздтнар. Вики, moc&tpjüi.

HI 1Д fokubuJtL'i )-JH] j,i IM ЧШ. форум

Л

Рис. 2. Элементы системы МоосИе для организации групповой работы в рамках курса

130

образовательный процесс. Наличие модулей для организации учебной коммуникации обеспечивает интерактивность, возможность получения быстрой обратной связи и активизирует взаимодействие учащихся. Таким образом, блоки платформы, подходящие для совместного обучения, интенсифицируют образовательный процесс в вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность организации групповых форм работы имеет важное значение в онлайн-обучении. Разнообразные онлайн-инструменты и ресурсы позволяют поддерживать диалог за пределами учебной аудитории.

Интегрирование образовательных сервисов и ресурсов для совместной деятельности позволяет обмениваться знаниями, мнениями и идеями, стимулируя познавательный интерес внутри

группы, члены которой находятся на удаленном расстоянии друг от друга. Обучение в сотрудничестве основывается на взаимной поддержке и укреплении межличностных связей участников, объединенных общей образовательной целью. Активное взаимодействие при выборе формата онлайн-обучения играет важную роль в поддержании мотивации и достижении успешных учебных результатов студентов. Инструменты для совместной работы и интерактивные методы взаимодействия необходимы для формирования благоприятной среды обучения.

Полученные навыки и умения командной работы в онлайн-обучении могут способствовать в будущем профессиональной адаптации выпускников вузов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т. Образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.

2. Педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Л.П. Крившенко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 488 с.

3. Андреев, А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные технологии // Cloud of Science. 2013. № 1. С. 14-20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii (дата обращения: 03.06.2020).

4. Моглан, Д. В. Образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 183-190.

5. Graham, C.R. Emerging practice and research in blended learning // M.G. Moore (ed.) Handbook of distance education (3rd ed., pp. 333-350). New York, NY: Routledge, 2013.

6. Caner, M. The definition of blended learning in higher education. URL: https://www.researchgate. net/publication/288443155_The_definition_of_blended_learning_in_higher_education (дата обращения: 03.06.2020).

7. Фомина, А.С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 272-279.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям бакалавриата. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 03.06.2020).

9. Макрецова, Л.А., Дудышева, Е.В., Маликова, Е.В. Психолого-педагогические аспекты смешанного и дистанционного взаимодействия студентов и преподавателей в открытой инфосреде // Преподаватель XXI век. 2017. № 1. C. 111-122.

10. Garrison, D. E-Learning in the 21st century: A framework for research and practice. Second edition, 2011. 166 p.

11. Зайцев, В.Г., Желтова, А.А., Тибирькова, Е.В. Разработка образовательных ресурсов с использованием веб-сервиса Trello // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 94-98.

12. Портал дистанционной поддержки образовательного процесса филиала МГУ в г. Севастополе. URL: https://distant.sev.msu.ru/ (дата обращения: 03.06.2020).

13. Моглан, Д.В. Методические аспекты использования сервисов Веб 2.0 в процессе смешанного обучения // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 1. С. 4-12.

REFERENCES

Trudnosti iperspektivy tsifrovoi transformatsii obrazovaniya [Digital Transformation of Education: Challenges and Prospects], ed. by A.Yu. Uvarova, I.D. Frumina. Moscow, Higher School of Economics, 2019, 343 p. (In Russ.)

Pedagogika: uchebnikdlya bakalavrov [Pedagogics: Textbook for Bachelors], ed. by. L.P. Krivshenko et al., 2nd edition. Moscow, Prospect, 2015, 488 p. (In Russ)

Andreev A.A., Soldatkin VI. Distantsionnoe obuchenie i distantsionnye tekhnologii [Distant Learning and Distant Technologies]. Cloud of Science, 2013, No. 1, pp. 14—20. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii (accessed: 03.06.2020). (In Russ.) Moglan D.V Obrazovatelnoe setevoe soobshchestvo kak odna iz effektivnykh form aktivizatsii uchebno-poznavatelnoi deyatelnosti studentov [Educational Network Community as One of Effective Forms to Boost Educational and Cognitive Activity of Students]. Nauchno-tekhnicheskie vedo-mosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 2014, No. 4 (208), pp. 183-190. (In Russ.) Graham C.R. Emerging Practice and Research in Blended Learning. In: M.G. Moore (Ed.). Handbook of distance education (3rd ed., pp. 333-350). New York, Routledge, 2013. Caner M. The Definition of Blended Learning in Higher Education. Available at: https://www.re-searchgate.net/publication/288443155_The_definition_of_blended_learning_in_higher_education (accessed: 03.06.2020).

131

7. Fomina A.S. Smeshannoe obuchenie v vuze: institutsionalnyi, organizatsionno-tekhnologicheskii i pedagogicheskii aspekty [Blended Learning at University: Institutional, Organizational and Pedagogical Issues]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2014, No. 21, pp. 272-279. (In Russ.)

8. Federalnyi gosudarstvennyi obrazovatelnyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyam bakalavriata [Federal State Educational Standards for Higher Education for Bachelors' Degree Programs]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/9174 (accessed: 03.06.2020). (In Russ.)

9. Makretsova L.A., Dudysheva E.V, Malikova E.V Psikhologo-pedagogicheskie aspekty smeshan-nogo i distantsionnogo vzaimodeistviya studentov i prepodavatelei v otkrytoi infosrede [Psychological and Pedagogical Aspects of Blended and Distance Interaction of Students and Teachers in Open Info-Environment]. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2017, No. 1, pp. 111-122. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Garrison D. E-Learning in the 21st Century: A Framework for Research and Practice. Second edition, 2011, 166 p.

11. Zaitsev VG., Zheltova A.A., Tibirkova E.V Razrabotka obrazovatelnykh resursov s ispolzovaniem veb-servisy Trello [Development of Educational Resources by Use of Web-based Application Trel-lo]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2016, No. 12, pp. 94-98. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Portal distantsionnoi podderzhki obrazovatelnogo protsessa filiala MGU v gorode Sevastopole [The Official Website for Distant Learning at MSU Branch in Sevastopol]. Available at: https:// distant.sev.msu.ru/ (accessed: 03.06.2020). (In Russ.)

13. Moglan D. V Metodicheskie aspekty ispolzovaniya servisov Veb 2.0 v protsesse smeshannogo obucheniya [Methodical Aspects of Using of Web 2.0. Services in the Process of Blended Learning]. Otkrytoe obrazovanie = Open Education, 2018, Vol. 22, No. 1, pp. 4-12. (In Russ., abstract in Eng.)

132

Глотова Александра Валерьевна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, glotova@glotova.com Alexandra V. Glotova, Senior Teacher, Foreign Languages Department, Sevastopol Branch, M.V. Lomonosov Moscow State University, glotova@glotova.com

Статья поступила в редакцию 20.06.2020. Принята к публикации 15.12.2020 The paper was submitted 20.06.2020. Accepted for publication 15.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.