Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ФИЗИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березняк Юрий Львович, Шейхет Игорь Ильич, Щербакова Татьяна Константиновна, Олешко Тамара Васильевна, Игнатенко Вера Зиновьевна

Рассматриваются проблемы организации быстрого перехода к дистанционному обучению физике иностранных учащихся подготовительного факультета Ростовского государственного медицинского университета. Показана возможность использования неспециализированных технических и программных средств для реализации образовательной программы в синхронном и асинхронном формате. Обсуждается методика проведения лекционных и практических занятий, организация контроля знаний учащихся, возможность проведения внеучебных мероприятий. Приобретенный опыт работы в удаленном режиме может быть использован в традиционной аудиторной системе организации учебного процесса или в системе смешанного обучения на подготовительном факультете по обучению иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березняк Юрий Львович, Шейхет Игорь Ильич, Щербакова Татьяна Константиновна, Олешко Тамара Васильевна, Игнатенко Вера Зиновьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE TEACHING OF PHYSICS TO FOREIGN STUDENTS OF PREPARATORY FACULTY

The problems of organizing a quick transition to distance learning when teaching Physics to foreign students of the preparatory faculty of Rostov State Medical University are considered. The possibility of using nonspecialized hardware and software for the implementation of the educational program in a synchronous and asynchronous format is shown. The methods of holding lectures and practical classes, the organization of students' knowledge control, and the possibility of extracurricular activities are discussed. The gained experience of working in a distance format can be used in a traditional classroom system for organizing the educational process or in a blended learning system at the preparatory faculty for training overseas students.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА»

УДК 372.853:376.68 ББК 74.262.23

DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-176-187

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

DISTANCE TEACHING OF PHYSICS TO FOREIGN STUDENTS OF PREPARATORY FACULTY

Березняк Юрий Львович

Заведующий кафедрой физики и математики, Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России, доцент, кандидат биологических наук E-mail: y_ber@mail.ru

Шейхет Игорь Ильич

Доцент кафедры физики и математики, Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России, кандидат химических наук E-mail: igorshe@mail.ru

Щербакова Татьяна Константиновна

Старший преподаватель кафедры физики и математики, Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России E-mail: t47s2010@yandex.ru

Олешко Тамара Васильевна

Преподаватель кафедры физики и математики, Ростовский государственный медицинский

Bereznyak Yury L.

Head of Physics and Mathematics Department, Rostov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Associate Professor, PhD in Biology E-mail: y_ber@mail.ru

Sheikhet Igor I.

Assistant Professor at the Department of Physics and Mathematics, Rostov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, PhD in Chemistry E-mail: igorshe@mail.ru

Scherbakova Tatyana K.

Senior Lecturer at the Department of Physics and Mathematics, Rostov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation E-mail: t47s2010@yandex.ru

Oleshko Tamara V.

Lecturer at the Department of Physics and Mathematics, Rostov State Medical University

© Березняк Ю. Л., Шейхет И. И., Щербакова Т. К., Олешко Т. В., Игнатенко В. З., 2021

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

университет Минздрава России E-mail: oleshko t v@mail.ru

of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

E-mail: oleshko_t_v@mail.ru

Игнатенко Вера Зиновьевна

Преподаватель кафедры физики и математики, Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России E-mail: vera.ignatenko.45@mail.ru

Ignatenko Vera Z.

Lecturer at the Department of Physics and Mathematics, Rostov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

E-mail: vera.ignatenko.45@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемы организации быстрого перехода к дистанционному обучению физике иностранных учащихся подготовительного факультета Ростовского государственного медицинского университета. Показана возможность использования неспециализированных технических и программных средств для реализации образовательной программы в синхронном и асинхронном формате. Обсуждается методика проведения лекционных и практических занятий, организация контроля знаний учащихся, возможность проведения внеучебных мероприятий. Приобретенный опыт работы в удаленном режиме может быть использован в традиционной аудиторной системе организации учебного процесса или в системе смешанного обучения на подготовительном факультете по обучению иностранных граждан.

Ключевые слова: дистанционное обучение, предвузовская подготовка, иностранные учащиеся, физика.

Abstract. The problems of organizing a quick transition to distance learning when teaching Physics to foreign students of the preparatory faculty of Rostov State Medical University are considered. The possibility of using non-specialized hardware and software for the implementation of the educational program in a synchronous and asynchronous format is shown. The methods of holding lectures and practical classes, the organization of students' knowledge control, and the possibility of extracurricular activities are discussed. The gained experience of working in a distance format can be used in a traditional classroom system for organizing the educational process or in a blended learning system at the preparatory faculty for training overseas students.

Keywords: distance learning, pre-university training, foreign students, physics.

Введение

Современная эпидемиологическая обстановка в стране и мире, связанная с СОУГО-19, потребовала быстрого перехода к дистанционным формам обучения при реализации образовательных программ разного уровня [1; 2].

Дистанционное обучение (ДО) в настоящее время осуществляется с помощью самых разных подходов. Это могут быть независимые учебные курсы с использованием компьютерных сетей, общение между студентами и преподавателями с помощью мобильных устройств, уроки в виртуальном классе, кластерные группы, а также видеокурсы с текстами и другими сопутствующими материалами [3-5].

Традиционно отмечают следующие преимущества ДО:

• обеспечивает гибкость обучения - студенты могут учиться где угодно и когда угодно;

• способствует развитию навыков самостоятельной работы, планирования и исследования;

• позволяет легко организовать обратную связь учащегося с преподавателем;

• обеспечивает максимальную своевременность обучения;

• охватывает более широкую аудиторию;

• выравнивает доступ к образованию;

• делает преподаваемый материал открытым для всех.

В то же время отмечается и ряд недостатков дистанционного обучения:

• отсутствует непосредственный контакт между студентами и преподавателями;

• существует возможность перебоев в обеспечении интернет-связи;

• учащийся должен проявлять большую активность и самостоятельность в процессе образования;

• отсутствует доступ у некоторых учащихся к необходимым техническим средствам, таким как компьютеры, планшеты, Интернет в силу материальных или организационных трудностей;

• не подходит для недисциплинированных учащихся.

В целом дистанционное обучение может быть разделено на синхронное (взаимодействие между слушателями и преподавателем в режиме реального времени, часто его называют онлайн-обучением) и асинхронное (отсроченность обмена информацией). Метод организации синхронного обучения обычно является интерактивным и включает в себя сеансы интернет-чата, телеконференции, телекурсы и веб-конференции. Асинхронное обучение дает студентам свободу взаимодействия с материалом и преподавателем в удобное для них время и в удобном месте, не требует одновременного присутствия учеников и преподавателя в виртуальной аудитории, являясь в этом смысле более гибким [6-9].

Традиционно обучение иностранных учащихся на подготовительного факультете Ростовского медицинского университета осуществляется в очной форме. Необходимость реализации образовательной программы в условиях распространения коронавирусной инфекции потребовала перехода к ДО в кратчайшие сроки в весеннем семестре 2019/2020 учебного года.

Цель настоящей работы - организация перехода к дистанционному обучению физике иностранных учащихся предвузовского этапа подготовки с использованием общедоступных неспециализированных программных и технических средств.

Результаты

Преподавателям кафедры физики и математики подготовительного факультета по обучению иностранных граждан ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский

университет» Минздрава России была поставлена задача оперативно, без предварительной подготовки организовать переход к дистанционному формату обучения физике иностранных учащихся, готовящихся по программе дополнительного образованию к поступлению в медицинские вузы России.

В 2019/2020 учебном году на кафедре физики и математики подготовительного факультета РостГМУ учебную дисциплину «физика» изучали 126 иностранных учащихся из 38 стран мира. К моменту перехода на ДО они обладали достаточной языковой компетенцией для участия в образовательном процессе в удаленном режиме. Тем не менее, при переходе к ДО следовало учитывать основную особенность контингента учащихся - это были иностранные граждане, изучающие русский язык не более полугода и изучающие естественнонаучные дисциплины на иностранном (русском) языке в учебных группах численностью до 10 человек. Другим существенным фактором, влияющим на организацию учебного процесса в удаленном режиме, являлось совместное проживание учащихся в общежитии, причем в одной комнате, как правило, проживали учащиеся из разных учебных групп.

Одним из условий, определяющих применение тех или иных способов ДО, является техническая возможность обеспечения учебного процесса. В нашем случае имелся доступ к Интернету у всех преподавателей и учащихся. Используемыми преподавателями техническими средствами были смартфоны, компьютеры и веб-камеры; учащиеся, в своем большинстве, не имели компьютеров, возможность использовать смартфоны была у всех.

Переход к дистанционному обучению было необходимо осуществить в кратчайшие сроки. Это обстоятельство рассматривается как один из факторов, осложняющих этот переход [10]. Специфика контингента обучающихся не позволила нам в этих условиях использовать специализированную компьютерную ДО-платформу университета.

В связи с этим набор используемых программных средств был следующим. Применяемыми для общения программными средствами были интернет-мессенджеры WhatsApp и Skype и электронная почта; для подготовки презентаций и редактирования заданий применялись офисные программы MS Office Word и PowerPoint. Приложение «Камера» операционной системы Windows 10 было средством записи и редактирования видеоматериалов. Для организации доступа к созданным на кафедре специализированным адаптированным для иностранных учащихся учебным пособиям [11; 12] использовались возможности, предоставляемые сайтом Ростовского государственного медицинского университета и облачными сервисами.

Остановимся подробнее на программных средствах, которые были использованы для коммуникации в процессе дистанционного обучения.

1. Мессенджер WhatsApp. Применялся в качестве основного программного продукта для общения преподавателей и учащихся. Максимально адаптирован для смартфонов. Изначально установлен на большинстве мобильных устройств учащихся в качестве стандартного приложения. Может устанавливаться на компьютерах. Приложение предоставляет множество возможностей для организации общения: передача и запись текстов, звука, видео, файловых документов; возможность организации двухсторонних и групповых чатов и видеоконференций, число участников которых недавно было увеличено до восьми.

Преподаватель имел возможность общаться в двустороннем чате с каждым студентом индивидуально и в групповом чате со всей учебной группой. Ограничением в использовании приложения является невозможность передачи файлов большого объема.

2. Skype, многофункциональный интернет-мессенджер, имеет те же возможности, что и WhatsApp. Использовался в редких случаях, так как менее популярен среди иностранных учащихся.

3. Электронная почта в нашем случае была дополнительным инструментом для передачи данных. Основной недостаток - не подходит для оперативной работы с учащимися. Однако может эффективно использоваться для передачи больших объемов информации.

4. Облачные технологии использовались для передачи файлов больших объемов. Преподаватель размещал такие файлы в облако, и передавал ссылки на файлы учащимся по WhatsApp. Учащиеся имели возможность просмотра информации без скачивания на свое мобильное устройство.

Имеющиеся программные и технические возможности определяли методы обучения, которые были использованы:

• синхронные (онлайн) занятия в соответствии с учебным расписанием и в согласованное с учащимися время (виртуальный класс);

• подготовленные и записанные лектором видеолекции; презентации лекционного материала, подготовленные преподавателям кафедры в MS Office PowerPoint; передача учащимся в комплекте материалов по изучаемой теме фрагментов учебных текстов из учебников, пособий, условий задач для самостоятельного решения в виде файлов и ссылок на материалы, размещенные в облаке (рис. 1);

• регулярное индивидуальное общение по вопросам, вызывавшим у учащихся затруднения.

Поскольку классическое академическое обучение предполагает синхронный формат (аудиторные занятия), то первоначально при переходе к дистанционному обучению нам представлялось логичн м проведение занятий в этом формате. Очевидным достоинством синхронного

Материалы по теме 8 «КВАНТОВЫЕ СВОЙСТВА СВЕТА. ФОТОЭФФЕКТ»

1. Видеолекция 8 «Квантовые свойства света. Фотоэффект» https://yadi.sk/i/laphcK3Kw7Fhsk

2. Презентация лекции 8 «Квантовые свойства света. Фотоэффект»

https://yadi.sk/i/MceOxeHXqT7JC

3. Справочные материалы к лекции 8 «Квантовые свойства света. Фотоэффект» https://yadi.sk/i/sfEzy3vtGT3YT

4. Задания по теме 8 «Квантовые свойства света. Фотоэффект» https://yadi.sk/i/GvBtN8kWUs4JG

Рис. 1. Пример оформления ссылок на учебные материалы для учащихся

формата обучения является возможность прямого контакта с учащимися, при котором имеется возможность задать вопрос или обсудить и проверить правильность выполнения задания.

Однако использованию этого метода в качестве основного препятствовало неизбежное совпадение во времени занятий по разным предметам у учащихся из разных групп, проживающих в одной комнате в общежитии, а также возможная нерабочая обстановка в месте проживания учащихся. Кроме того, при синхронном обучении технические проблемы одного учащегося (например, шумы микрофона) приводили к нарушению работы всей учебной группы. Также следует отметить техническую сложность совмещения визуализации презентаций и других учебных материалов при проведении онлайн-занятий. В силу этих причин синхронный формат обучения не мог быть использован нами в качестве основного.

Предпочтительным в нашем случае оказался вариант асинхронного обучения, при котором основным способом представления нового учебного материала стали видеолекции, сопровождаемые PowerPoint-презентациями лекционного материала (рис. 2). При этом создавался эффект присутствия, при котором учащийся видит процесс написания определений, вывода формул, последовательного изображения рисунков, схем, графиков и слышит комментарии преподавателя.

Преимуществом такого подхода является возможность последовательно выстроить излагаемый материал, обеспечить его видео- и аудиодемонстрациями, при этом видеолекция оказывается в максимальной степени похожа на аудиторную лекцию. При записи лекции от лектора требовались лаконичность, четкость артикуляции, соблюдение темпа изложения, которые обеспечивали бы качественное аудирование учебного материала

Рис. 2. Кадр из видеолекции (а) и сопровождающий его слайд из РошегРот1-

презентации (Ь)

и его понимание. Для учащихся при таком способе обучения появлялась возможность многократного онлайн-просмотра лекций и презентаций к ним для работы с учебным материалом в свободном графике без интерактивного взаимодействия. Наличие такой возможности особенно важно для обучающихся на иностранном (русском) языке.

Большинство иностранных учащихся подготовительного факультета демонстрировало ответственное отношение к занятиям и высокий уровень самодисциплины.

Тем не менее в неординарной ситуации соблюдения режима самоизоляции и обучения в дистанционном формате возрастает роль преподавателя, который направляет и контролирует различные виды учебной деятельности учащегося и осуществляет контроль знаний.

Несмотря на имевшуюся у слушателей возможность сохранения учебных материалов на цифровых носителях, преподавателями кафедры было сформулировано требование к учащимся в обязательном порядке конспектировать лекционные материалы, фотографировать все страницы конспекта и отправлять их для проверки преподавателю (рис. 3). Проверяя конспект, присланный учащимся, преподаватель в интерактивном режиме мог указать ему на возможную неполноту конспекта, недочеты в рисунках, ошибки в выводах формул и. т. п. В этом смысле систематическая проверка конспектов лекционных занятий несла на себе не только контролирующую, но и обучающую функцию, являлась одним из элементов системы обучения [13; 14].

/7^ в ты

Рис. 3. Фрагмент конспекта лекции, присланного учащимся преподавателю

для проверки и обсуждения

Другими формами текущего контроля знаний учащихся являлись проверка выполнения домашних заданий и контрольных работ по изученным темам. Всем учащимся группы направлялись домашние задания (тесты, задачи), которые сопровождались образцами решения типовых задач; учащиеся выполняли домашнее задание в тетрадях, фотографировали и отправляли посредством интернет-мессенджера или электронной почты выполненное задание преподавателю для проверки. Рубежный контроль знаний осуществляли в формате синхронного обучения: в соответствии с расписанием занятий учащиеся группы получали задания, время выполнения которых было ограничено; по окончании работы было необходимо прислать преподавателю фотографии решений для проверки.

Обучение в дистанционном формате предполагает готовность преподавателя работать в режиме ненормированного рабочего дня. С учащимися была согласована возможность общения с преподавателями практически в любое время и в любом режиме (чат, видео- или аудиоконференция, обмен файлами, получение дополнительной информации, передача видеофайлов, рисунков). Подобное общение, как индивидуальное, так и в составе группы, осуществлялось, как правило, с использованием мессенджера WhatsApp (рис. 4).

Также на кафедре в дистанционном формате были проведены традиционные внеучебные мероприятия - олимпиада по физике и кафедральная студенческая конференция «Физика в медицине». Учащимся было предложено подготовить презентации сообщений в PowerPoint,

Добрый вечер! 22.48 -

Преподаватель я не помню вопрос А22 и А23 22.48 -

А 22. На рисунке ОО' - главная оптическая ось линзы, АВ - предмет, А^ - его изображение. Какая это линза и к чему она находится ближе - к предмету или изображению?

А ,

1) рассеивающая, ближе к предмету 3) собирающая, ближе к изображению

2) рассеивающая, ближе к изображению 4) собирающая, ближе к предмету

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А 23. На рисунке показано положение главной оптической оси собирающей линзы, ее фокусов и предмета АВ. Какое в данном случае будет изображение?

1) действительное, уменьшенное 2) действительное, увеличенное 3) мнимое, увеличенное 4) мнимое, уменьшенное

можно ты объяснить как я могу ответить эти вопросы

22.4У

Рис. 4. Фрагмент обращения учащегося к преподавателю посредством WhatsApp

которые были размещены в групповых чатах в WhatsApp и оценены как преподавателями кафедры, так и обучающимися. Авторы лучших сообщений были определены на основе мнений, высказанных как преподавателями кафедры, так и самими обучающимися.

Заключение

1. Как для иностранных учащихся, живущих в России и готовящихся на иностранном (русском) языке к поступлению в российские вузы, так и для преподавателей, работающих с ними, внезапный и быстрый переход к дистанционному обучению явился серьезным испытанием. Использование в этих обстоятельствах общепринятых неспециализированных технических и программных средств показало свою эффективность для реализации образовательного процесса в дистанционном формате.

2. Приобретенный нами опыт работы в удаленном режиме может быть использован и при традиционной аудиторной системе организации учебного процесса на подготовительном факультете по обучению иностранных граждан. В начале изучения учебной дисциплины в интер-нет-мессенджере должна быть сформирована группа, преподаватель и студенты должны обменяться электронными адресами друг друга. Это предоставит преподавателю дополнительную возможность для общения с учащимися как индивидуально, так и в группе, а учащемуся позволит не прерывать учебный процесс в случае отсутствия на занятиях по объективной причине, такой как, например, болезнь или временный отъезд на родину по семейным обстоятельствам.

3. Представляется, что работа с иностранными учащимися в дальнейшем будет строиться по системе смешанного обучения, в котором дистанционная составляющая будет играть все более значимую роль, обеспечивая индивидуализацию обучения, стирание географических границ и большую свободу для обучающегося в выборе образовательной траектории [15].

Список литературы

1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 18.06.2020).

2. Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/ card/?id_4=2493 (дата обращения: 18.06.2020).

3. Deepali P., Wadhai V. M., Thakare V. M. E-Learning System and Higher Education // International Journal of Computer Science and Mobile Computing. A Monthly Journal of Computer Science

and Information Technology, IJCSMC. 2016. Vol. 5, Iss. 2. P. 274-280. URL: https://ijcsmc.com/ docs/papers/February2016/V5I2201639.pdf (дата обращения: 18.06.2020).

4. Stepanova S. N. Distance learning in higher education of Great Britain and Russia // European science. 2018. No. 1 (33). P. 71-75. URL: https://scientific-publication.com/images/ PDF/2018/33/EUR0PEAN-SCIENCE-1-33.pdf (дата обращения: 18.06.2020).

5. Georgiadou E., Siakas K. V. Distance Learning: Technologies; Enabling Learning at Own Place, Own Pace, Own Time // Learning and Teaching Issues in Software Quality: Proceedings of the 11th International Conference on Software Process Improvement - Research into Education and Training / R. Dawson, E. Georgiadou, P. Linecar, M. Ross, G. Staples (eds). 2006. P. 139-150. URL: https://www.researchgate.net/publication/228948127_Distance_ Learning_Technologies_Enabling_Learning_at_Own_Place_Own_Pace_Own_Time (дата обращения: 18.06.2020).

6. Kele§ M. K., Ozel S. A. A Review of Distance Learning and Learning Management Systems/ Chapter (PDF Available). 2016 // Virtual Learning. DOI: https://doi.org/10.5772/65222. URL: https://www.researchgate.net/publication/311753469_A_Review_of_Distance_Learning_ and_Learning_Management_Systems/link/58eb60004585153b60c95c73/download (дата обращения: 18.06.2020).

7. Стариченко Б. Е. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. C. 23-31.

8. Merisotis J. P., Phipps R. A. Quality on the Line: Benchmarks for Success in Internet-Based Distance Education / The Institute for Higher Education Policy (IHEP). IHEP Report, National Education Association (NEA), 2016. 45 p. URL: http://www.ihep.org/sites/default/ files/uploads/docs/pubs/qualityontheline.pdf (дата обращения: 18.06.2020).

9. Oliveira M. M. S., Penedo, A. S. T., Pereira, V. S. Distance education: advantages and disadvantages of the point of view of education and society // Dialogia. Sao Paulo, 2018. No. 29. P. 139-152. DOI: https://doi.org/10.5585/Dialogia.n29.7661.

10. Танцура Т. А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). C. 355-358.

11. Готовимся к экзамену по физике. Ч. III: Колебания и волны: методические рекомендации / Т. В. Олешко, Т. К. Щербакова, И. И. Шейхет [и др.]; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России; подготовит. фак. по обучению иностр. граждан; каф. физики и математики. Ростов н/Д.: Изд-во РостГМУ, 2019. 58 с.

12. Готовимся к экзамену по физике. Ч. IV: Оптика. Атомная и ядерная физика: метод. рекомендации / Т. К. Щербакова, И. И. Шейхет В. З. Игнатенко [и др.]; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России; подготовит. фак. по обучению иностр. граждан; каф. физики и математики. Ростов н/Д.: Изд-во РостГМУ, 2019. 49 с.

13. Пашкова М. Н. Проблемы обучения иностранных студентов технических вузов России аудированию и конспектированию лекций по профилю будущей специальности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 7. C. 58-61.

14. Березняк Ю. Л., Лузина В. М., Олешко Т. В., Щербакова Т. К. Компетентностный подход при обучении иностранных учащихся записи лекций по физике на русском языке

(предвузовский этап) // Языковое образование: традиции и инновации. Елец: Изд-во Елецкого госун-та, 2013. C. 190-193.

15. Высшее образование в немецкой и русской традициях: колл. моногр. / М. В. Богуславский, Е. В. Неборский, В. В. Неборская [и др.]; под общ. ред. М. В. Богуславского. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2016. 272 с.

References

1. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 14.03.2020 No. 397 "Ob organizatsii obrazovatelnoy deyatelnosti v organizatsiyakh, realizuyushchikh obrazovatelnye programmy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchie dopolnitelnye professionalnye programmy, v usloviyakh preduprezhdeniya rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii na territorii Rossiyskoy Federatsii". Available at: https://www. minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (accessed: 18.06.2020).

2. Rekomendatsii po organizatsii obrazovatelnogo protsessa v ramkakh realizatsii prikaza Minobrnauki Rossii ot 14.03.2020 No. 397 "Ob organizatsii obrazovatelnoy deyatelnosti v organizatsiyakh, realizuyushchikh obrazovatelnye programmy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchie dopolnitelnye professionalnye programmy, v usloviyakh preduprezhdeniya rasprostraneniya koronavirusnoy infektsii na territorii Rossiyskoy Federatsii" Available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2493 (accessed: 18.06.2020).

3. Deepali P., Wadhai V. M., Thakare V. M.. E-Learning System and Higher Education. International Journal of Computer Science and Mobile Computing. A Monthly Journal of Computer Science and Information Technology, IJCSMC. 2016, Vol. 5, Iss. 2, pp. 274-280. Available at: https:// ijcsmc.com/docs/papers/February2016/V5I2201639.pdf (accessed: 18.06.2020).

4. Stepanova S. N. Distance learning in higher education of Great Britain and Russia. European science. 2018, No. 1 (33), pp. 71-75. Available at: https://scientific-publication.com/images/ PDF/2018/33/EUROPEAN-SCIENCE-1-33.pdf (accessed: 18.06.2020).

5. Georgiadou E., Siakas K. V. Distance Learning: Technologies; Enabling Learning at Own Place, Own Pace, Own Time. In: Dawson R., Georgiadou E., Linecar P., Ross M., Staples G. (eds). Learning and Teaching Issues in Software Quality. Proceedings of the 11th International Conference on Software Process Improvement - Research into Education and Training. 2006. Pp. 139-150. Available at: https://www.researchgate.net/publication/228948127_Distance_ Learning_Technologies_Enabling_Learning_at_Own_Place_Own_Pace_Own_Time (accessed: 18.06.2020).

6. Kele§ M. K., Ozel S. A. A Review of Distance Learning and Learning Management Systems / Chapter (PDF Available). 2016. In: Virtual Learning. DOI: https://doi.org/10.5772/65222. Available at: https://www.researchgate.net/publication/311753469_A_Review_of_Distance_ Learning_and_Learning_Management_Systems/link/58eb60004585153b60c95c73/ download (accessed: 18.06.2020).

7. Starichenko B. E. Sinkhronnaya i asinkhronnaya organizatsiya uchebnogo protsessa v vuze na osnove informatsionno-tekhnologicheskoy modeli obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013, No. 3, pp. 23-31.

8. Merisotis J. P., Phipps R. A. Quality on the Line: Benchmarks for Success in Internet-Based Distance Education. The Institute for Higher Education Policy (IHEP). IHEP Report, National Education Association (NEA), 2016. 45 p. Available at: http://www.ihep.org/sites/default/ files/uploads/docs/pubs/qualityontheline.pdf (accessed: 18.06.2020).

9. Oliveira M. M. S., Penedo, A. S. T., Pereira, V. S. Distance education: advantages and disadvantages of the point of view of education and society. Dialogia. Säo Paulo, 2018, No. 29, pp. 139-152. DOI: https://doi.org/10.5585/Dialogia.n29.7661.

10. Tantsura T. A. Aspekty distantsionnogo obucheniya v sovremennykh usloviyakh. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020, No. 2 (81), pp. 355-358.

11. Oleshko T. V., Shcherbakova T. K., Sheykhet I. I. et al. Gotovimsya k ekzamenu po fizike. Part III: Kolebaniya i volny: metodicheskie rekomendatsii. Rostov-on-Don: Izd-vo RostGMU, 2019. 58 p.

12. Shcherbakova T. K., Sheykhet I. I., Ignatenko V. Z. et al. Gotovimsya k ekzamenu po fizike. Part IV: Optika. Atomnaya i yadernaya fizika: metod. rekomendatsii. Rostov-on-Don: Izd-vo RostGMU, 2019. 49 p.

13. Pashkova M. N. Problemy obucheniya inostrannykh studentov tekhnicheskikh vuzov Rossii audirovaniyu i konspektirovaniyu lektsiy po profilyu budushchey spetsialnosti. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014, No. 7, pp. 58-61.

14. Bereznyak Yu. L., Luzina V. M., Oleshko T. V., Shcherbakova T. K. Kompetentnostnyy podkhod pri obuchenii inostrannykh uchashchikhsya zapisi lektsiy po fizike na russkom yazyke (predvuzovskiy etap). Yazykovoe obrazovanie: traditsii i innovatsii. Elets: Izd-vo Eletskogo gosun-ta, 2013. Pp. 190-193.

15. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V., Neborskaya V. V. et al. Vysshee obrazovanie v nemetskoy i russkoy traditsiyakh: coll. monograf. Ed. by M. V. Boguslavskiy. Izhevsk: In-t kompyuternykh issledovaniy, 2016. 272 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1

Статья поступила в редакцию 20.06.2020 The article was received on 20.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.