Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING / FOREIGN STUDENTS / NETWORK TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улитина Оксана Михайловна, Манаева Ирина Николаевна, Носова Марина Николаевна, Шатилло Геннадий Юрьевич, Москаленко Светлана Валерьевна

Дистанционное обучение и его обеспечение на факультете иностранных студентов медицинского ВУЗа. Организация, формы и методы проведения дистантного обучения. Оптимальные технологические платформы для успешного взаимодействия преподаватель-студент. Формы контроля и регистрации результатов освоения дисциплины нормальная физиология студентами-иностранцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Улитина Оксана Михайловна, Манаева Ирина Николаевна, Носова Марина Николаевна, Шатилло Геннадий Юрьевич, Москаленко Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE TEACHING FEATURES ON DISCIPLINE "NORMAL PHYSIOLOGY" AT THE FACULTY OF FOREIGN STUDENTS (ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY)

Distance learning and its support at the faculty of foreign students of a medical university. Organization, forms and methods of distance learning. Optimal technological platforms for successful teacher-student interaction. Forms of control and registration of the mastering results in normal physiology discipline by foreign students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

УДК: 378.147; 378.6

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗе

УЛИТИНА ОКСАНА МИХАЙЛОВНА канд. биол. наук, доцент каф. Нормальной физиологии. Алтайского государственного медицинского университета, РФ, г. Барнаул E-mail: oulitina@mail.ru; ORCID ID: 0000-0001-6812-0445

МАНАЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА преподаватель каф. Нормальной физиологии Алтайского государственного медицинского университета, РФ, г. Барнаул E-mail: krinitsina.irina@mail.ru; ORCID ID: 0000-0003-0554-6945

НОСОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА канд. биол. наук, доцент каф. Нормальной физиологии Алтайского государственного медицинского университета, РФ, г. Барнаул E-mail: mn.nosova@gmail.com; ORCID ID: 0000-0002-8680-1583

ШАТИЛЛО ГЕННАДИЙ ЮРЬЕВИЧ канд. мед. наук, доцент каф. Нормальной физиологии Алтайского государственного медицинского университета, РФ, г. Барнаул E-mail: gush59@yandex.ru; ORCID ID: 0000-0002-0628-5081 МОСКАЛЕНКО СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА преподаватель каф. Нормальной физиологии Алтайского государственного медицинского университета, РФ, г. Барнаул E-mail: sunrisemsv@gmail.com; ORCID ID: 0000-0002-8944-7380

ШАХМАТОВ ИГОРЬ ИЛЬИЧ доктор мед. наук, зав. кафедрой Нормальной физиологии Алтайского государственного медицинского университета, РФ, г. Барнаул. E-mail: iish59@yandex.ru; ORCID ID: 0000-0002-0979-8560.

АННОТАЦИЯ

Дистанционное обучение и его обеспечение на факультете иностранных студентов медицинского ВУЗа. Организация, формы и методы проведения дистантного обучения. Оптимальные технологические платформы для успешного взаимодействия препо-

даватель-студент. Формы контроля и регистрации результатов освоения дисциплины нормальная физиология студентами-иностранцами.

Ключевые слова: дистанционное обучение; иностранные студенты; сетевые технологии.

DISTANCE TEACHING FEATURES ON DISCIPLINE "NORMAL PHYSIOLOGY" AT THE FACULTY OF FOREIGN STUDENTS (ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY)

ULITINA OKSANA MICHAILOVNA

candidate of biological sciences, docent (assistant professor) of Normal Physiology department, Altai State Medical University, Russia, Barnaul

MANAEVA IRINA NIKOLAEVNA teacher of Normal Physiology department, Altai State Medical University, Russia, Barnaul NOSOVA MARINA NIKOLAEVNA candidate of biological sciences, docent (assistant professor) of Normal Physiology department, Altai State Medical University, Russia, Barnaul

SHATILLO GENNADY YURIEVICH candidate of medical sciences, docent (assistant professor) of Normal Physiology department, Altai State Medical University, Russia, Barnaul

MOSKALENKO SVETLANA VALERIEVNA teacher of Normal Physiology department, Altai State Medical University, Russia, Barnaul SHAKHMATOVIGOR ILYICH doctor of medical science, professor of Normal Physiology department,

Altai State Medical University, Russia, Barnaul

ABSTRACT

Distance learning and its support at the faculty of foreign students of a medical university. Organization, forms and methods of distance learning. Optimal technological platforms for successful teacher-student

interaction. Forms of control and registration of the mastering results in normal physiology discipline by foreign students.

Keywords: distance learning; foreign students; network technologies.

Дистанционное (от англ. distance - дистанция) или дистантное (от англ. distant - отдаленный) обучение в области высшего образования приобретает все большую популярность в последнее время -[1, c. 53]. Максимально остро проблемы дистанционного обучения встали перед высшими учебными заведениями во время пандемии COVID-19, включая Алтайский государственный медицинский университет (АГМУ).

Особенно актуально решение данной проблемы оказалось для факультета иностранных студентов АГМУ. Так, до сих пор не восстановлено в полной мере авиасообщение между Российской Федерацией и многими другими странами, гражданами которых являются наши студенты, а также существуют большие сложности с оформлением студенческих виз. Поэтому физическое присутствие обучающихся на занятиях невозможно даже в случае снятия ограничений внутри России. В этой ситуации, возможность осуществлять дистанционное обучение является большим преимуществом - [2, c. 102]

В этой ситуации, на кафедре нормальной физиологии АГМУ, как и во многих других ВУЗах, частично переведенных на дистантный режим работы, были протестированы различные методы и коммуникационные программные продукты - [3, с. 379]. Целью данной апробации был подбор наиболее оптимального сочетания сетевых технологий и платформ для преподавания курса нормальной физиологии.

В целом, к дистантному обучению можно отнести те учебные процедуры, которые осуществляются с использованием совре-

менных информационных и телекоммуникационных технологий. При этом преподаватель и обучающиеся территориально разобщены.

Общими характеристиками дистанционного обучения, независимо от способа реализации, являются:

1) разъединение в пространстве и/или времени: а) преподавателя и обучающихся; б) обучающихся между собой; в) а также обучающихся и образовательных ресурсов.

2) взаимодействие между перечисленными выше участниками и образовательными ресурсами посредством различных видов телекоммуникаций.

Для организации дистанционного обучения могут использоваться различные специализированные программные ресурсы, информационно-образовательные среды, технологические платформы и разнообразные виды телекоммуникаций - [4, а 62].

Технологическая платформа представляет собой совокупность программно-технических средств для предоставления возможностей дистанционного обучения, включая администрирование учебных процедур и проведение учебного процесса на расстоянии - [5, а 78].

Для проведения дистанционных занятий используются, как правило, два основных вида сетевых технологий: асинхронные и синхронные.

Асинхронные сетевые технологии позволяют организовать обучение, передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. Примером данного типа коммуникаций, используемых нами в учебном процессе, являются: платформа дистанционного обучения Moodle (используется в Алтайском государственном медицинском университете и при офлайн-обучении) - [6, а 338], электронная почта и менеджер WhatsApp.

Подготовка к практическому занятию по нормальной физиологии с помощью асинхронных сетевых технологий включает освоение облигатного и факультативного материала.

Изучение облигатного материала включает в себя самостоятельное изучение лекций (текстовые файлы), видеолекций записанных сотрудниками кафедры, и презентаций по теме. Далее студенты должны разобрать теоретические вопросы, выполнить домашнее задание (представляет собой сочетание лекционного материала с тестовыми заданиями по просмотренной части) и тесты по изучаемой теме. Все вышеперечисленные материалы располагаются на платформе Moodle.

Факультативный материал представляет собой дополнительные источники, которые студенты могут использовать по собственному желанию (презентации, видеофильмы, учебники в формате PDF). Данная информация также располагается на платформе Moodle.

Так как указанные облигатные и факультативные материалы относятся к асинхронным методам обучения, то студенты могут выбрать удобное для себя время для их освоения и выполнения, но не позднее ограниченного преподавателем срока - [7, c. 162]. Кроме того, иностранные студенты могут спланировать время выполнения задания, исходя как из возможностей и загруженности местного интернета, так и разницы часовых поясов. Существующая разница во времени делает асинхронные методы более удобными в использовании при дистантном обучении. Занятия же, проходящие онлайн (синхронные сетевые технологии), часто требуют корректировки расписания, для выбора оптимального времени взаимодействия между преподавателем и студентами.

Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) - это средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

между участниками процесса дистанционного обучения в реальном времени.

Из синхронных технологий на кафедре нормальной физиологии используются формат видеоконференций и текстовых конференций (чатов). Здесь общение осуществляется в непосредственном контакте педагога с обучающимися.

Из технологий видеоконференций на кафедре нормальной физиологии АГМУ используется платформа Zoom. В ходе онлайн-сессии на этой платформе происходит разбор теоретического и практического материала, опрос, демонстрация слайдов, объяснение практических когнитивных и мануальных навыков. Использование материала на практических занятиях включает в себя: описание хода лабораторно-практической работы с демонстрацией видеофильмов по выполнению практических работ; приводятся примеры анализов, графиков; совместно со студентами выполняются практические работы на виртуальных тренажерах - [8, с. 551]; происходит обсуждение теоретических задач и русско-английского глоссария по теме.

В качестве текстовой конференции используется менеджер WhatsApp. С каждой группой на все время обучения создаётся общий групповой чат, который помогает координировать работу группы, рассылать задания, ссылки на необходимые материалы и т.п. Индивидуальный чат и e-mail используются для оценки выполненных обучающимся и отправленных преподавателю работ, а также для персональных вопросов, возникающих у студентов во время обучения.

На кафедре нормальной физиологии АГМУ используется рейтинговая система оценивания уровня знаний студентов. Рейтинг практического занятия складывается из баллов, полученных на платформе Moodle за выполнение домашнего задания (20 баллов) и

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

тестов (45 баллов). А также выходного контроля (35 баллов), который выставляется преподавателем в конце каждого занятия при оценивании степени академической активности студента.

Экзамен в условиях дистанционного обучения также проводится онлайн. Для подготовки к промежуточной аттестации на платформе Moodle размещены списки экзаменационных вопросов и когнитивных навыков. Экзамен проводится в виде устного собеседования на платформе Zoom.

И, в заключении, необходимо отметить, что основная работа обучающихся над усвоением материала проходит самостоятельно, поэтому академическая успеваемость в значительной степени зависит от мотивации к обучению каждого конкретного студента - [8, c. 10]. Роль преподавателя в этом случае не сводиться только к наполнению контентом дистанционных ресурсов. Для стимуляции мотивации к обучению преподавателем должны быть четко определены сроки выполнения и сдачи тех или иных работ, контрольные даты и требования при завершении разделов дисциплины. Обучающиеся должны понимать, что проверка их уровня знаний осуществляется систематически, а не только в конце семестра или учебного года. Это понимание способствует регулярной подготовке студентов к занятиям и достижению положительного результата в конце дистанционного курса освоения дисциплины.

Список литературы:

1. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9-1 (87). С. 53-56.

2. Макушина О.И., Осипова А.В. Организация обучения студентов по дистанционной форме обучения // В сборнике: Психология, педагогика и образование в условиях международного сотрудничества и интеграции. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 101105.

3. Рогожова Н.А., Андронов И.С. Модели адаптации к дистанционным методам обучения студентов очной формы обучения в условиях пандемии (на примере СПБУТУИЭ) // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. Сборник трудов участников Четвертой Международной заочной научно-практической конференции. 2020. С. 377-384.

4. Шитов С.Б. Мультимедиа технологии как средство обучения социального субъекта в условиях систем дистанционного обучения // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. № 43-3. С. 62-64.

5. Верхотин Д.Г. Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников // Вестник науки и образования. 2019. № 2-2 (56). С. 78-80.

6. Зыкова И.А., Расолько О.И. Использование системы дистанционного обучения Moodl при реализации образовательных программ в условиях вузовского обучения // В сборнике: Перспективы развития высшей школы. материалы XII международной научно-методической конференции. Гродненский государственный аграрный университет. 2019. С. 336-340.

7. Поняева Т.А. Использование системы Moodle в дистанционном обучении как основа непрерывного обучения в вузе в условиях пандемии // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 8. С. 161-163.

8. Алексеева О.В., Носова М.Н., Улитина О.М., Лычёва Н.А., Бондарчук Ю.А., Шахматов И.И., Вдовин В.М., Шатилло Г.Ю., Киселёв В.И., Моисеева Т.Г., Блажко А.А., Николаев В.Ю. Симуляционные методики в учебном процессе медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 551.

9. Кайдалова Д.А., Кузнецова А.А. Саморегуляция студентов в период обучения с применением электронного обучения и дистанционных технологий // В сборнике: Психология здоровья в образовательном процессе. материалы региональной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 8-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.