Единственное, здесь очень важно, чтобы преподаватель предварительно изучил все условия их применения, не забывая о цели и главной задаче занятия. Это обеспечит их высокую эффективность и практическую значимость.
Литература:
1. Трапезникова Т.Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа). // Территория науки. 2015. № 5. С. 52-59.
2. Ганиева Н.А., Хамзаев Ж. Некоторые особенности применения кейс-метода при оценивании знаний студентов. // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4. - № 3. - С. 337-342.
3. Еремин А.С. Заключительные этапы анализа учебных кейсов и оценка работы студентов при использовании кейс-метода. // Инновации в образовании. - 2010. - № 8. - С. 120-141.
4. Красикова Е.Н., Калашова А.С. Кейс-метод как инновационный метод обучения в дополнительном профессиональном образовании. // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. - 2016. - № 29. - С. 211-218.
5. Чулова Ю.С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 51. - С. 124-128.
6. Graumann O. Case study in teacher./Шичность в пространстве и времени. - 2017. - № 6. - С. 78-89.
7. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Подготовка учителя к применению кейс-метода в процессе исследования образовательных проблем. // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 11. - С. 144-152.
8. Гаджиева П.Д. Кейс-метод - как метод интерактивного обучения. // Право и образование. - 2015. -№ 3. - С. 68-75.
9. Жигилей И.М. Формирование профессиональных компетенций с помощью кейс-метода в высшем образовании. // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1. - С. 29-36.
10. Техова А.М. Использование кейс-метода для формирования навыков критического мышления. // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - 2020. - № 1. - С. 113-116.
11. Гаранина Р.М. Кейс-метод как средство активации познавательной самостоятельности и формирования субъектной позиции обучающегося. // Colloquium-journal. - 2019. - № 5. - С. 21-24.
12. Утяшева М.Д. Методика применения кейс-метода в профессиональном обучении. // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 3-8. - С. 1276-1278.
13. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Кейс-стади: принципы создания и использования. - М., 2015. - С. 31.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Каплина Людмила Юрьевна
Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара); старший преподаватель Банарцева Арина Владимировна
Самарский государственный технический университет (г. Самара)
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПЛАТФОРМАХ MOODLE, ZOOM, TEAMS)
Аннотация. В последнее десятилетие в связи с глобализацией, конкуренцией и развитием информационно-коммуникативных технологий параллельно с традиционной формой обучения успешно развивается и дистанционная. Дистанционное обучение - это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку студентам основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения. В свете событий последних месяцев, когда студенты и преподаватели вынуждены были оставаться дома в связи с карантином и самоизоляцией, вызванной пандемией, объявленной ВОЗ по всему миру, дистанционная форма обучения приобрела еще большее значение и показала свою актуальность и осуществимость. Эта статья посвящена применению информационных технологий в процессе изучения иностранного языка на примере и анализе виртуальных образовательных платформ: Moodle, Zoom, Teams, Google meets, их плюсов и минусов. В статье раскрыты сущностные характеристики и специфические особенности дистанционного обучения студентов с помощью образовательных платформ.
Ключевые слова. Дистанционное образование, виртуальная образовательная платформа, современные информационные технологии, конкурентоспособность, иностранные языки, опыт, мотивация.
Annotation. In the last decade, due to globalization, competition and the development of information and communication technologies, distance learning has been successfully developing in parallel with the traditional form of learning. Distance learning is a set of information technologies that provide students with the bulk of the material studied, the interactive communication of students and teachers in the learning process, the opportunity for independent work on the development of the educational materials, as well as the assessment of their knowledge and skills acquired in the learning process. In the light of the recent events, when students and teachers were forced to stay home due to quarantine and self-isolation caused by the worldwide pandemic announced by WHO, distance learning has become even more important and has shown its relevance and feasibility. This article is devoted to the use of information technology in the study of a foreign language. It provides an example and analysis of virtual educational platforms: Moodle, Zoom, Teams, Google meets and their pros and cons. The article reveals the essential characteristics and specific features of distance learning.
Keywords. Distance education, distance learning, virtual educational platform, information technologies, foreign languages, motivation, experience, competitiveness.
Введение. Современный процесс развития дистанционного обучения иностранным языкам в университете требует применения современных технологий и инструментов. Дистанционное обучение, которое происходит онлайн, стало синонимом технического прогресса и развития глобализации.
Мир переживает смену парадигм и для высшего образования эта смена не чужда. В современных высших учебных заведениях Российской Федерации происходят значительные изменения. Современные инструменты дистанционного обучения способствуют конкурентоспособности и расширению горизонтов для высших учебных заведений. Большинство современных вузов оснащены программным и аппаратным обеспечением, чтобы достойно поддержать процесс дистанционного обучения, в том числе и процесс обучения иностранным языкам. Учебный процесс стало возможным проводить в любое время и в любом месте благодаря распространению различных виртуальных платформ для проведения онлайн занятий, например: Moodle, Zoom, Teams, Google meet и другие. Однако многолетний опыт работы с дистанционными студентами, получение обратной связи в процессе общения сподвигли нас выдвинуть и обсудить следующее утверждение: современное дистанционное обучение должно стать более коммуникативным, гибким, обеспечивая своевременную связь, индивидуальный подход, возможность оценивать своевременно потребности студентов. Тех студентов, которые возможно в настоящее время находятся где-то далеко от университета, и они не могут посещать аудиторные занятия, поэтому их необходимо мотивировать, поощрять и постоянно поддерживать в процессе дистанционного обучения. Поэтому не только содержание предлагаемых дистанционных учебных программ должно быть серьезно изучено, но и сам подход к процессу дистанционного обучения, чтобы увидеть эффективный учебный процесс, в котором были бы реализованы дифференцированные формы и методы обучения, качественный контроль знаний, индивидуальный подход. Дистанционное обучение обеспечивает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса: преподаватель, студент, университет. Предметом исследования является удержание дистанционных студентов (предотвращение отсеивания), удовлетворение потребностей студентов и применение для этого современных технологических решений. Предоставление дистанционного образования, как для местных, так и для иностранных студентов, позволит повысить конкурентоспособность вузов страны. Тем не менее, не достаточно просто запуска услуги (продукта) на рынке, коммуникация должна быть качественной, и поставщик услуг — это университет должен удовлетворять своего потребителя
- это студент в течение всего процесса дистанционного обучения. Поэтому мы формулируем гипотезу нашего исследования следующим образом: дистанционное обучение - это продукт, который может способствовать повышению конкурентоспособности, и что бы сохранить и удовлетворить потребителей, то есть дистанционных студентов, необходимо применять самые современные технологии.
Изложение основного материала статьи. Словарь Уэбстера (Merriam-Webster Dictionary) дает следующее определение дистанционного обучения: «метод обучения, при котором ученики и учителя не встречаются в классе, а используют Интернет, электронную почту и т. д. для проведения занятий» (Merriam-Webster Dictionary, 2018). Теоретические и практические аспекты дистанционного обучения рассматривались в научных работах Андреева А.А., Канаво В.А., Полата Е.С., Хуторского А.В. и др. (Андреева, 2005, 4). Дистанционное обучение представляет собой комплекс современных технологий, которые обеспечивают: передачу студентам необходимого объема учебного материала; возможность интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса; возможность самостоятельного процесса обучения (Полат, 2006, 15). И все эти перечисленные технологии возможно реализовать с помощью современных образовательных онлайн платформ: Moodle, Teams, Zoom и др. Что касается процесса дистанционного обучения иностранным языкам, то выбор образовательных продуктов (платформ) должен сопровождаться опытом использования таких образовательных ресурсов. Нематериальные услуги не зависят от потребителей (студентов), хотя их опыт тоже учитывается. Нет людей с одинаковым опытом использования продукта, поскольку их мотивация индивидуальна. Рост опыта наблюдается, когда происходит вовлечение как студентов, так и преподавателей в активный процесс общения на иностранном языке, когда используются различные технические средства и студенты чувствуют, что их поддерживает и вуз, и преподаватель. Образовательные мероприятия, такие как, посещение виртуального вебинара, имеют тенденцию к более активному участию в образовательном процессе, однако студенты, скорее, находятся вне мероприятия и не всегда погружены в действие. Онлайн обсуждение с преподавателем или другим участником процесса какой-то темы, которая связана с будущей профессией, в режиме виртуальной конференции, например, включает как активное участие, так и погружение в опыт общения на иностранном языке. Происходит погружение в среду общения. Однако, если опыт общения студентов на иностранном языке сводится к минимуму в процессе дистанционного обучения (например, они смотрят видеоуроки), то отсутствует освоение материала, а самое главное - отсутствует глубокое погружение в него. Ученые Австралийского университета Джеймса Кука сообщили о результатах исследований инновационных технологий в образовании, при этом целью исследования являлось изучение наличия корреляции между удовлетворенностью учебным процессом и удержанием студентов в учебном процессе. Они заявили, что опыт дистанционного обучения и удовлетворенность студентов учебными программами напрямую связано с их намеренностью продолжить учебный процесс (Bornschlegl & Cashman, 2018, 62-63). Если наша цель - вовлечь студента в процесс дистанционного обучения и удержать его в нем, то необходимо собрать все влияющие факторы в единую модель: Область опыта - Образовательное развлечение
- Поглощение (активное дистанционное ознакомление с материалом) - Трансляция обучающих программ и вебинаров - Коммуникативный подход с помощью веб-сайтов, онлайн платформ, виртуальной реальности, дополненной реальности, ролевых онлайн игр, онлайн конференций, чатов, мессенджеров, социальных сетей. Такой процесс получения информации с помощью инновационных технологий должен заинтересовать удаленного студента, удержать его внимание, сохранить удовлетворение и повысить степень освоения учебного материала. Коммуникация обеспечивает активное вовлечение студентов и их полное погружение в учебный процесс. Клемонс (Clemons) подчеркивает: «онлайн-педагогам приходится сталкиваться с технологическими проблемами, с которыми редко сталкиваются учителя, работающие в аудитории. Тем не менее, их цели одинаковы - улучшить процесс обучения студентов, используя обогащенную образовательную среду» (Clemons, 2005, 7) Существует необходимость обеспечить несколько способов коммуникации для трех участников процесса, преподавателя, студента, модератора (промежуточный, представитель учебного отдела вуза). Роль модератора и его вклад в коммуникационный процесс нельзя недооценивать. Некоторые учебные заведения и онлайн-платформы часто считают действия модератора менее значимыми, однако такой взгляд, по нашему мнению, ошибочен.
Квалифицированный модератор онлайнового учебного процесса может: 1) общаться с преподавателями, давать им разъяснения по операционным функциям, контролировать деятельность преподавателей, напоминать и осуществлять общий статистический мониторинг деятельности преподавателей с
соответствующими выводами и предложениями по улучшению процесса; 2) контролировать студентов, давать им объяснения по операционным функциям, отслеживать тех, у кого была низкая активность онлайн или этой активности не было; 3) загружать учебные материалы в образовательную платформу или помогать преподавателям в обеспечении этого действия, проводить тренинги для преподавателей по работе в системе; 4) общаться с учебным отделом для обеспечения систематического уведомления о полученных оценках за учебный курс, пройденный студентами; 5) отслеживать содержание учебных курсов, загруженных на платформу, контролировать их качество, связываться с преподавателями, напоминать им об обновлении содержания; 6) общаться с ответственными ИТ-специалистами и сетевыми администраторами для обеспечения стабильной работы онлайн-платформ.
Мессенджеры, социальные сети могут использоваться как инструменты неформального общения вместе со стандартными коммуникационными устройствами и инструментами, они обеспечивают более быстрое взаимодействие преподаватель-студент. Для дистанционного обучения могут быть предложены следующие инструменты формального и неформального общения: 1) Платформы онлайн-обучения (электронного обучения), например такие, как Moodle. Платформа онлайн-обучения — это интегрированный набор интерактивных онлайн-сервисов, которые предоставляют преподавателям, студентам и другим лицам, участвующим в образовательном процессе, информацию, инструменты и ресурсы для поддержки и повышения качества образования и управления им (Зайнашева Г.Н., 2014, 23). К преимуществам образовательных платформ можно отнести круглосуточную доступность по всему миру, мониторинг активности преподавателей и студентов, простоту использования и гибкость обновления.
В качестве поддержки образовательной платформы может использоваться веб-сайт учебного заведения, содержащий загруженные ресурсы, ссылки на учебные материалы и т.д. Электронная почта тоже является хорошим помощником в обеспечении коммуникационного процесса, хотя и не лучшим. Преимуществами электронной переписки для учебного процесса являются его скорость, доступность, мобильность и возможность пересылать прилагаемые материалы. Первоначально «использование электронной почты революционизировало способ общения учителей со своими учениками» (Tajbiul, H., 2018, 2)., но недостатками этого способа являются возможные задержки и даже потеря сообщений в папках спама.
Поставщики телефонных и интернет-речевых вызовов (такие как Skype и Zoom) давно известны как инструменты, обеспечивающие плавный и персонализированный процесс дистанционного обучения. Эта функция часто поддерживается видео трансляцией. Видео коммуникация является идеальным способом обеспечения персонализированного подхода. Студент попадает в привычные для него условия коммуникации, когда слышит голос своего преподавателя и видит видео с ним, это, действительно, гораздо более ценно, и при этом осуществляется обратная связь. Существуют варианты, например, когда трансляции может быть записана и позже загружена на платформу электронного обучения в качестве поддерживаемого материала. Студент может в любое время обратиться к этому материалу для уточнения информации, повторения, в качестве подспорья во время выполнения домашних заданий и т.д. Благодаря аспекту глобализации современных технологий, видеоконференции, вебинары могут транслироваться, записываться и распространяться по всему миру. «Обучение в дистанционном режиме с помощью средств вещания по-прежнему является наиболее удобным и экономически эффективным способом обеспечения образования для всех» (Tajbiul, 2018, 1).
Другими современными, мощными и часто недооцениваемыми персонализированными средствами коммуникации являются мессенджеры, такие, как WhatsApp, Telegram, Viber и т.д. Преимуществами этих инструментов являются их высокая персонализация, возможность организовывать и управлять групповыми чатами, возможность делиться файлами, отличная возможность связаться со студентом, который не проявляет никаких признаков активности, в любое время и в любом месте. Эти инструменты удобны и поддерживаются мобильными устройствами. «Мобильные устройства могут быть удобным источником информации и инструментом для общения для поддержки формального и неформального обучения» (Pucciarelli & Cantoni, 2012, 5).
Трудно недооценивать значение социальных сетей (Facebook, В Контакте и т.д.) в современной жизни и процессе общения. Группы в ВК, страницы со ссылкой на информацию, возможность обмениваться информацией в один клик, чаты, интерактивность - эти преимущества социальной сети могут в полной мере использоваться студентами и преподавателями, что часто и происходит.
Во многих приложениях доступны облачные сервисы. Облако способствует более эффективному использованию ИТ-ресурсов. Облачные сервисы могут способствовать созданию единой базы данных нескольких учреждений, особенно если предусмотрены двойные или совместные учебные программы. Облако Moodle, например, позволяет получить доступ ко всем специальным приложениям и услугам из любого места и в любое время через Интернет, поскольку информация хранится на главном сервере (сервере поставщика услуг компании) (Tajbiul, H., 2018, 40).
Подход к образованию в эпоху мобильных технологий должен быть изменен с учетом технологических факторов.
Что касается современного образования, то, по нашему мнению, оно не отменяет основного обучения в аудитории и не заменяет его кибернетическим процессом, но объединяет эти два подхода для получения лучшего результата.
Мы рассмотрели метод прикладных решений для дистанционного обучения иностранным языкам. Результаты исследования показывают: 1. В современных условиях открытый рынок образования означает высокую конкурентоспособность вузов. 2. Инструменты дистанционного обучения, даже без учета влияния пандемии и изоляции, значительно способствуют увеличению престижности и конкурентоспособности вуза. 3. Дистанционное обучение должно стать более коммуникативным и гибким, обеспечивающим быструю связь, индивидуальный подход и возможность оценивать потребности студента. 4. Подход к современному дистанционному обучению должен сочетать как формальное, так и неформальное общение. Предлагаемые нами методы и решения должны способствовать удержанию студентов в процессе обучения иностранным языкам, а также способствовать удовлетворенности процессом дистанционного обучения, что приведет к повышению конкурентоспособности соответствующих вузов в России.
Рассмотрим различные онлайн платформы, использование которых, поможет развитию дистанционного обучения. Платформа Zoom - это упрощенная видеоконференцсвязь и обмен сообщениями на любых устройствах. Конференция синхронизируется с календарем и ретранслирует потоковые видеоконференции.
Другие возможности платформы Zoom, которые помогут организовать образовательный процесс:
1) интегрирование HD - видео и аудио (до 100 видео-участников и 49 видео на экране одновременно);
2) встроенные инструменты коллективной работы (множество участников могут совместно использовать свои экраны и делать заметки для достижение максимальной интерактивности); 3) безопасность конференций; 4) запись и расшифровка (возможность записывать конференции на локальный диск или в облако, составлять заметки); коллективный чат (чаты в группах, поиск по истории, интеграция обмена файлами).
Рассмотрим возможности платформ Майкрософт для образования. Так, в частности, платформа Microsoft teams позволяет создать безопасный онлайн класс, поддерживать интерес удаленных учащихся, поддерживать удаленное обучение. Оценивая возможности Microsoft teams, можно выделить главное: 1) задания (можно создавать интересные задания и поддерживать обратную связь); 2) журнал успеваемости (можно назначать оценки и отслеживать прямо в рабочей группе); 3) профессионально развитие (можно общаться с другими преподавателями в профессиональных учебных сообществах, создавать рабочие группы для реализации учебного проекта); 4) общаться со всеми (можно организовывать клубные события, общаться с учениками и их родителями). Так же Microsoft предлагает огромное разнообразие программ, которые могут использоваться в учебном процесс онлайн с удаленными студентами, например: Whiteboard (онлайн доска), Microsoft sway (позволяет комбинировать мультимедиа и текст для создания презентаций и сайтов) и многие другие.
Следующая платформа, которую хотелось бы отметить - это платформа Google Meets. Она предлагает видео встречи для всех и для каждого, при этом поток данных шифруется при передаче. Существует возможность обмениваться видео ресурсами, показывать презентации, отправлять сообщения чата в процессе онлайн обучения. Важные преимущества - это трансляция видеовстреч большому числу участников, ведение масштабных виртуальных мероприятий, проведение мозговых штурмов.
Moodle на сегодняшний день является самой распространенной системой дистанционного образования и установлена более, чем в 54 тысячах учебных заведений. Это доказывает качество системы, проверенное сотнями тысяч пользователей по всему миру. Перечислим следующие преимущества этой онлайн обучающей платформы: 1) широкий выбор серверного программного обеспечения, сервера баз данных, модулей и плагинов; 2) масштабируется и в ширь, и в глубь, количество обучаемых в системе неограниченно, легко реализуется обучение, оценку и аттестацию персонала, управление талантами, вести планирование карьерного роста и т.п. Все ограничено только фантазией и опытом преподавателей. Важно то, то существует простата установки и обновления системы, на официальном сайте доступна пошаговая инструкция и установка бесплатна. Развитая модульная архитектура позволяет легко расширять возможности Moodle, позволяя интегировать систему с другими программами и сервисами. 10. Открытый программный код дает возможность дорабатывать программу и адаптировать ее под специфику задач вашего предмета. Moodle поддерживает международные стандарты обмена учебными материалами: SCORM и AICC. Они позволяют внедрять в систему электронные курсы от разных разработчиков. Разработанные курсы легко импортируются в другие LMS. Платформа Moodle имеет встроенные инструменты разработки электронных курсов, что дает возможность существенно снизить стоимость учебного контента.
Тестовое внедрение LMS Moоdle поможет понять преподавателям концепцию систем дистанционного обучения, определить требования к системе, необходимый функционал и инструменты.
Собирая все факты в единую модель: Область опыта - Образовательное развлечение - Поглощение (активное дистанционное ознакомление с материалом) - Трансляция обучающих программ и вебинаров -Коммуникативный подход, можно сделать вывод, что процесс обучения и получения информации с помощью современных инновационных цифровых технологий должен заинтересовать удаленного студента, удержать его внимание, сохранить удовлетворение и повысить степень освоения учебного материала. Проведя опрос удаленных студентов, прошедших курс обучения иностранным языкам на платформе Zoom, Teams, Moodle, мы хотим отметить повышение эффективности: 92% - отмечают повышение эффективности, 82% - отмечают высокий уровень доверия, 91% - отмечают высокий уровень активности, 85% - отмечают повышенное использование видео и аудио.
Выводы. Развитие Интернета и коммуникационных технологий коренным образом изменило содержание и методы обучения. В связи с ситуацией, вызванной вынужденной изоляцией и открытым рынком образования, вузы страны испытывают сильное конкурентное давление. Распространение дистанционного обучения может стать ключом к решению многих образовательных проблем и инструментом повышения конкурентоспособности вузов в России. Чтобы достичь этого, мы предлагаем свои рекомендации для удержания удаленных студентов в процессе дистанционного обучения, основанные как на применении модели: Образовательное развлечение - Поглощение - Трансляция обучающих программ и вебинаров -Коммуникативный подход, так и на основе формальных и неформальных подходов к общению и современных технологических решений. Тем не менее, у дистанционного обучения есть ряд недостатков, которые делают учебный процесс довольно формальным, например, частая задержка в общении между преподавателями и студентами, ограниченный объем получаемой информации по сравнению со студентами очной формы обучения, проблемы со связью или интернетом и т.д. Необходимо подчеркнуть, что современное образование не отменяет основного обучения в аудитории и не заменяет его кибернетическим процессом обучения, но объединяет эти два подхода для получения наилучшего результата. Немаловажным аспектом внедрения электронного обучения является готовность и способность преподавателей и студентов к новым методам и технологиям обучения. Но, безусловно, методически правильно организованный образовательный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов и достаточно высокое материальное обеспечение может вывести обучение иностранному языку на качественно новый уровень. Безусловно, лучшим вариантом для организации обучения иностранному языку может стать электронная среда, которая включает в себя различные обучающие электронные средства: обучающие онлайн платформы, веб-ресурсы, электронную почту, мессенджеры, в которой удаленные студенты и преподаватели будут чувствовать себя комфортно и смогут активно участвовать в образовательном процессе наравне с его другими участниками.
Литература:
1. Андреева А. Знания или компетенции // Андреева А. Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3-11.
2. Блинов В.И., Артамонова М.В. Чего ждут в России от профессионального образования // Блинов. В.И., Артамонова М.В. Вопросы образования. 2012. № 1. - С. 291.
3. Зайнашева Г.Н. Применение системы Moodle для дистанционного обучения в Казанском государственном энергетическом университете. статья. // Секция «Модернизация учебного процесса и дистанционные формы в гуманитарном образовании». Сборник материалов XX Международной научно-методической конференции. Т. 1. - СПб: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014. - С. 111-118.
4. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения // Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2006.
5. Bornschlegl, M. & Cashman, D. (2018). Improving Distance Student Retention Through Satisfaction and Authentic Experiences. International Journal of Online Pedagogy and Course Design, 8(3), S. 60-77.
6. Clemons, S. (2005) Encouraging Creativity in Online Courses. Retrieved from: http:// www.itdl.org/journal/jan_05/article05.htm. Distance learning definition. (2018).
7. Merriam - Webster Dictionary. Retrieved from: https://www.merriam-webster.com/dictionary/distance%20learning. Dehtjare, J. (2019).
8. Pucciarelli, M., & Cantoni, L. (2012). Mobile Access to Knowledge. Retrieved from: https://www.researchgate.net/publication/259754675. Sharples, M. (2018).
9. Tajbiul, H. (2018). Techniques of Educational Broadcasting in Distance Mode and Its Social Implication. Sociology and Anthropology, 6(6), 557-562. doi: 10.13189/ sa.2018.060606.
10. The History of Facebook. (2019). Retrieved from: https://www.brandwatch.com/blog/ history-of-facebook/.
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель Карабанова Оксана Николаевна
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Трескин Михаил Юрьевич Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); старший преподаватель Хабарова Елена Николаевна
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Современные процессы модернизации образования ориентируют педагогическое сообщество на переосмысление системы формирования ценностей здоровья и физического совершенствования будущих педагогов. В последние годы остро стоит проблема социального здоровья и физического состояния студенческой молодежи. Большую тревогу вызывает социальное нездоровье молодого поколения. Сложилась ситуация, характеризующаяся тем, что в целом молодежь России, которая по логике должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является.
Ключевые слова: студент, физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровье, социально-значимые качества.
Annоtation. Modern processes of education modernization Orient the pedagogical community to rethink the system of forming values of health and physical improvement of future teachers. In recent years, the problem of social health and physical condition of students has become acute. The social ill-health of the younger generation is of great concern. There is a situation that is characterized by the fact that in General, the youth of Russia, which logically should be the most healthy part of society, is not.
Keywords: student, physical activity, health, socially significant qualities.
Введение. Ценности здоровья являются частью общечеловеческих ценностей. Для любого человека здоровье является жизненно необходимой и самой востребованной ценностью, особенно тогда, когда состояние здоровья начинает ухудшаться [3]. Сегодня острой социальной и психолого-педагогической проблемой является социализация и обучение социальной компетентности: стратегической задачей образования сегодня становится конструирование систем, которые способствуют социальной адаптации человека и формирование социально-значимых качеств. Современная личность находится в широком информационном и социальном пространстве. На нее влияет поток информации, получаемой через Интернет, телевидение, компьютерные игры, кино и т.д. Социализирующий эффект этих и других источников информации часто является доминирующей социализацией. Вот почему формирование социально-значимых качеств личности так важно.
Целью физического воспитания для студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры личности и умение использовать различные физические, спортивные и туристические культурные средства для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самообучение для будущей профессиональной деятельности.
К числу задач физического воспитания студентов вузов можно отнести:
- формирование отношения мотивационной ценности к физической культуре, установка здорового образа жизни и физического самосовершенствования;
- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и ее подготовка к профессиональной деятельности;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение общей и профессиональной физической подготовки, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессиональной деятельности;
- развитие личностных и социально значимых качеств человека: ответственность, инициативность, пунктуальность, социальная активность, инициативность и т.д.