Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ / ПЛАТФОРМЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / SKYPE / WHATSAPP / ВКОНТАКТЕ / ZOOM / JITSI MEET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютюнова Юлия Михайловна

Традиционное художественное образование на современном этапе претерпевает явные признаки трансформации. В настоящее время ведется активный поиск средств и механизмов передачи знаний от преподавателя студентам с использованием дистанционных технологий. Данная статья посвящена обзору существующих в настоящее время электронных систем обучения и виртуальных платформ, способных решить проблему дистанционного обучения для укрупненных групп специальностей 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств» без потери качества образования, с учетом полного овладения технологиями выполнения произведения в материале. Рассматриваются базовые понятия функционирования дистанционного обучения через системы, имеющие разную аббревиатуру, но суть которых сводится к общим положениям: LMS - Learning Management System - система управления обучением, СДО -система дистанционного обучения. Кроме того, проводится анализ существующих платформ, социальных сетей и мессенджеров, способных устранить коммуникативные трудности и решить проблему без потери качества образования. Среди них: Skype, WhatsApp, ВКонтакте, Zoom, Jitsi Meet, Discord.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тютюнова Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION AT THE CONTEMPORARY STAGE: PROBLEMS OF DIGITALIZATION

Traditional art education at the present stage is clearly undergoing transformation. Currently, an active search for means and mechanisms for transferring knowledge from the teacher to students using remote technologies is underway. This article is concerned with the review of currently existing electronic learning systems and virtual platforms that can solve the problem of distance learning for enlarged groups of 54.00.00 specialties “Fine and applied arts” without losing the quality of education, taking into account the full mastery of technologies for performing works in the material. We consider the basic concepts of functioning of distance learning through systems that have different abbreviations, but the essence of which is reduced to General provisions: LMS-Learning Management System - Learning management system, DLS - distance Learning system. In addition, we analyze existing platforms, social networks and messengers that can eliminate communication difficulties and solve the problem without losing the quality of education. Among them are: Skype, WhatsApp, VK, Zoom, Jitsi Meet, Discord.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

► ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.091.31 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-105-117

ББК 74.268.5

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ART EDUCATION AT THE CONTEMPORARY STAGE: PROBLEMS OF DIGITALIZATION

Тютюнова Юлия Михайловна

Заведующая кафедрой рисунка, Орловский государственный университета имени И. С. Тургенева, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: yuliya.tyutyunova@mail.ru

Tyutyunova Yuliya Mikhailovna

Head of the Department of Drawing, Orel State University named after I. S. Turgenev, PhD in Education, Associate Professor E-mail: yuliya.tyutyunova@mail.ru

Аннотация. Традиционное художественное образование на современном этапе претерпевает явные признаки трансформации. В настоящее время ведется активный поиск средств и механизмов передачи знаний от преподавателя студентам с использованием дистанционных технологий. Данная статья посвящена обзору существующих в настоящее время электронных систем обучения и виртуальных платформ, способных решить проблему дистанционного обучения для укрупненных групп специальностей 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств» без потери качества образования, с учетом полного овладения технологиями выполнения произведения в материале. Рассматриваются базовые понятия функционирования дистанционного обучения через системы, имеющие разную

Abstract. Traditional art education at the present stage is clearly undergoing transformation. Currently, an active search for means and mechanisms for transferring knowledge from the teacher to students using remote technologies is underway. This article is concerned with the review of currently existing electronic learning systems and virtual platforms that can solve the problem of distance learning for enlarged groups of 54.00.00 specialties "Fine and applied arts" without losing the quality of education, taking into account the full mastery of technologies for performing works in the material. We consider the basic concepts of functioning of distance learning through systems that have different abbreviations, but the

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Тютюнова Ю. М., 2021

аббревиатуру, но суть которых сводится к общим положениям: LMS - Learning Management System - система управления обучением, СДО -система дистанционного обучения. Кроме того, проводится анализ существующих платформ, социальных сетей и мессенджеров, способных устранить коммуникативные трудности и решить проблему без потери качества образования. Среди них: Skype, WhatsApp, ВКонтакте, Zoom, Jitsi Meet, Discord.

Ключевые слова: художественное образование, обучение, методика, цифровизация, онлайн-занятия, платформы, дистанционные занятия, Skype, WhatsApp, ВКонтакте, Zoom, Jitsi Meet, Discord.

Влияние научно-технического прогресса в настоящий момент на все сферы жизни не вызывает сомнений ни у кого, включая педагогов старой формации. Цифровая грамотность необходима всем участникам образовательного процесса [1]. Художественное образование, в основе которого испокон веков были заложены принципы передачи знаний от учителя к ученику через наглядный, «живой» показ приемов мастерства, также трансформируется сейчас, подчиняясь общим тенденциям.

Переход на дистанционное обучение для художественных специальностей в полной мере до сих пор представляется трудным. Большинство педагогов, допуская проведение лекций в таком формате, зачастую категорически выступают против практических онлайн-занятий. Принято считать, что технологические премудрости выполнения произведений в материале возможно передать только через «прямое» общение. Тем не менее тенденции таковы, что поиск оптимальных механизмов трансляции знаний виртуально - даже для будущих художников - становится необходимым и все более актуализируется. Освоение виртуальной среды на достаточно продвинутом уровне необходим как преподавателям, так и студентам.

В последние годы многие прогрессивные преподаватели-исследователи заняты поиском дополнительных инструментов для организации дистанционных форм обучения. Ими анализируются положительные и отрицательные качества различных информационно-коммуникационных систем. Практика показала, что более эффективно при организации удаленной работы срабатывают те сервисы, которые предоставляют возможность интерактивного режима работы. Объясняется это тем, что одной из серьезных проблем дистанта является обеспечение обратной связи [2].

Современные системы управления обучением не должны представлять собой хранилища файлов, поскольку редкий студент сознателен настолько, чтобы без

essence of which is reduced to General provisions: LMS-Learning Management System - learning management system, DLS - distance learning system. In addition, we analyze existing platforms, social networks and messengers that can eliminate communication difficulties and solve the problem without losing the quality of education. Among them are: Skype, WhatsApp, VK, Zoom, Jitsi Meet, Discord.

Keywords: Art education, training, methodology, digitalization, online classes, platforms, distance learning, Skype, WhatsApp, VK, Zoom, Jitsi Meet, Discord.

принуждения заниматься самообразованием. Именно разработка гибких, динамично-развивающихся виртуальных систем, учитывающих специфику будущей профессии выпускника, в которых преподаватель получает обратную связь от студента на каждом занятии, представляется необходимой в настоящее время [3].

Ряд исследователей справедливо полагают, что внедрение элементов мобильного обучения с использование телефонов и планшетов в студенческой аудитории позволяет организовать учебный процесс более продуктивно, активизирует и мобилизует студентов на сознательное обучение, поскольку для 99% студентов виртуальная реальность является значительной частью жизни. Для подобных занятий с целью повышения качества вузовского профессионального образования также предлагаются различные методы онлайн-обучения и, следовательно, определенные платформы, в частности те, которые нашли эффективное применение в практике [4]. И если для ряда направлений подготовки и специальностей подобные методы обучения действенны, то для художественного образования они подходят лишь отчасти.

Проблемой поиска эффективных способов передачи знаний дистанционно, безусловно, обеспокоено сейчас все образовательное сообщество. Множество исследований проводятся специалистами гуманитарных и технических направлений. Художественное образование, в силу специфического характера профессиональной деятельности будущих выпускников, испытывает наибольшие трудности с выбором оптимальных средств удаленного обучения. Данная статья посвящена обзору существующих в настоящее время электронных систем и виртуальных платформ, способных решить проблему дистанционного обучения без потери качества образования для УГСН 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.

Практика показала, что качество проведения онлайн-занятий напрямую зависит от наличия в учебном заведении удобных в пользовании электронных систем обучения. Попытаемся проанализировать, какими качествами должна обладать близкая к идеалу электронная система для образовательных потребностей в целом и для художественного образования в частности. Общепринятая аббревиатура таких систем звучит как LMS - Learning Management System, что в переводе с английского означает «система управления обучением».

Российский аналог такой системы называется СДО - система дистанционного обучения. Такие системы представляют собой ресурс, на котором собраны учебные материалы по изучаемым в учебном заведении дисциплинам, воспользоваться которыми студенты и преподаватели могут из любой точки мира при наличии быстрого и стабильного Интернета. Доступные студенту материалы могут представлять собой все многообразие обучающего контента: книги, практикумы, презентации, медиакурсы и т. п. Создание единых баз обучающих электронных курсов, постоянное их наращивание и обогащение разнообразным контентом создают оптимальные условия для развития научной мысли.

В идеале в основу совершенно запрограммированной LMS заложены следующие положения:

• обучение (learning) - единая, постоянно пополняющаяся база учебных материалов;

• управление (management) - обучение является управляемым процессом, в котором администратор назначает пользователям курсы и задания;

• система (system) - электронная система, фиксирующая количество времени, потраченное каждым пользователем при обучении, способная облегчить работу педагога и проверить автоматически тесты, формирующая сводные отчеты о проделанной работе.

В мировой практике такие системы нашли широкое распространение у коммерческих компаний для мобильного обучения сотрудников. Преимущества создания и постоянного усовершенствования таких систем очевидны: минимизируются транспортные затраты, сокращается оплата наставников, централизуется информация, позволяющая всем без исключения сотрудникам получать сведения напрямую, без посредников, оптимизируется скорость обучения. Безусловно, данный прогрессивный обучающий опыт востребован в настоящее время и в системе образования.

Также в коммерческих организациях используют такую систему управления как LCMS. В аббревиатуре LCMS: L (learning) - обучение, C (œntent) - содержание/контент, M (management) - управление, S (system) - электронная система. Отличие от LMS состоит в динамичном подборе и формировании контента из ресурсов различных библиотек для создания программы, в зависимости от потребностей пользователя. LMS же работает со стабильным, предварительно загруженным администратором учебным контентом.

LMS/СДО представляет собой аналог виртуального класса. В систему загружаются учебные материалы, раскрывающие суть дисциплины: лекции, медиаматериалы, обучающие мастер-классы и т. п. Далее с программой курса и материалами должны быть ознакомлены конкретные пользователи. Широкое распространение при контроле знаний по истечении времени прохождения курса получили тесты. Гибкая и качественная система управления образованием позволяет автоматически сформировать статистические отчеты об успеваемости студентов, допущенных ошибках, отследить цифровые следы их присутствия/отсутствия в системе, частоту посещения портала, изученные материалы, анализ активности каждого обучающегося.

Помимо сокращения расходов, к безусловным плюсам системы можно отнести доступность информации, хранилище материалов, систему сообщений и разъяснения непонятных вопросов через чаты, форумы, конференции. Выбор формата общения осуществляется пользователями самостоятельно. Отчетная документация может формироваться некоторыми системами автоматически, что также облегчает труд преподавателя. Система позволяет удаленно обучать, тестировать и проводить аттестацию пользователей. В идеале система должна быть логичной, понятной и удобной каждому пользователю, а также не требовать специального технического образования. Кроме того, при ее разработке должно быть учтено максимальное разнообразие существующих типов устройств, чтобы обеспечить совмещение устройств с информацией.

В настоящее время различают три основных вида LMS/СДО: облачные платформы, серверные LMS/СДО и LMS/СДО и интеграцией с CMS (система управления контентом сайта). Удобство облачных платформ заключается в том, что их не надо устанавливать на сервер учреждения, принцип работы аналогичен принципам работы любого

веб-сервиса, с доступом к порталу через регистрацию. Такие LMS/СДО получили широкое распространение в сфере корпоративного обучения персонала. В качестве примера можно привести такие облачные платформы, как iSpring online, TeachBase и т. п. Учебные заведения и образовательные центры используют сервисные LMS/СДО, что позволяет хранить данные внутри, и сотрудники получают доступ к данным через корпоративный логин и пароль. Наибольшее распространение получили такие системы, как Moodle, RedClass. Онлайн-школы и физические лица, продающие свои онлайн-курсы, используют LMS/СДО с системами управления контентом. При этом не надо вносить изменения на сайт вручную, все происходит максимально оперативно, что отражает тенденции в динамичности изменения проектов. Примерами CMS являются WordPress, Drupal, Joomla, OpenCart.

Как показала практика, самым важным моментом в дистанционном обучении является выбор адекватной LMS/СДО. Как преподавателю, так и студенту должно быть максимально удобно работать в такой системе. Результаты прохождения образовательных программ должны отображаться на сайте учебного заведения, поскольку зачастую они могут быть рассеяны по множеству приложений и социальных сетей, что создает неудобство для преподавателей и студентов. Вот некоторые моменты, отражающие, на наш взгляд, оптимальные качества LMS/СДО для успешной работы в дистанте.

1. Наличие корректно, оперативно и квалифицированно работающих справочных материалов, а также технической поддержки при возникновении проблем работы с сайтом. Это может быть как прямая оперативная консультация специалиста, так и раздел ответов на часто задаваемые вопросы.

2. Система не должна создавать сложности при настройке, дополнении или изменении пользовательских профилей и возможности изменения настроек прав доступа студентов и преподавателей, а также должна быстро настраивать образовательный портал. При этом предполагается удобство и открытость интерфейса. Кроме того, достижения пользователей, как преподавателей, так и студентов, должны быть видны любому авто-ризированному пользователю сайта.

3. Для преподавателя или группы педагогов - создателей образовательного контента важна возможность гибкого редактирования материалов после выгрузки их в сеть. Возможность удаления и корректного внесения изменений во все материалы и документы, загружаемые как педагогами, так и студентами на сайт также является знаком качества системы.

4. Электронная система, способная автоматически проверять результаты усвоения материала через прохождение тестов различного типа, разработанных преподавателями.

5. Возможность самостоятельного проведения вебинаров преподавателями, включающих максимально возможное количество участников с последующим сохранением материалов.

6. Оперативная система сообщений, уведомлений, оповещений и массовых опросов.

7. Возможность объединения в группы, чаты, сообщества, блоги. Сюда же следует включить возможность самостоятельного подключения студентов к интересующим их курсам для реализации идеи индивидуализации вектора образования.

8. Корректная и оперативная система поиска и фильтрации.

9. Кроссплатформенность, подразумевающая корректность просмотра учебных материалов с телефона или планшета.

10. Элементы геймификации в целях стимулирования учебного процесса.

11. Автоматическое типизированное составление отчетов для регистрации достижений пользователей. В то же время возможность создания и редактирования уникальных отчетов, отражающих специфические формы деятельности.

12. Календарные графики процесса обучения, как групповые, так и индивидуальные.

Каждая из существующих LMS/СДО обладает как достоинствами, так и недостатками. Запросы учебного заведения, отражающие специфику учебного процесса образовательных программ, определяют выбор той или иной организации. Сейчас в интернете свободно можно ознакомиться с обзорами популярных отечественных и зарубежных LMS/СДО и выбрать наиболее подходящую потребностям учебного заведения. При этом можно ознакомится как с краткими формулировками, так и развернутым описанием их особенностей. Анализ сайтов показал, что при беглом знакомстве в своем большинстве LMS/СДО похожи друг на друга: все отличает простой интерфейс, необходимые функции и дешевизна.

В действительности, если внимательно рассматривать каждую, становится ясно, что отличия существенны и под конкретные запросы учебного заведения следует подбирать оптимальное решение. Тем более специфичными представляются требования к LMS/СДО для специальностей художественного профиля. Идеальной представляется разработка оригинальной программной оболочки на основе инструментальной среды, учитывающей особенности профессиональной деятельности, а также специфику изучаемых дисциплин [5]. К сожалению, на разработку подобной электронной системы необходимо время и активная деятельность в этом направлении как прогрессивно-мыслящих художников-педагогов, так и разработчиков-программистов. Уже имея опыт работы в удаленном режиме, большинство преподавателей художественно-творческих дисциплин склоняются к смешанному формату обучения, где практика проходит традиционно.

Не все учебные заведения в настоящим момент располагают такой LMS/СДО, которая позволяла бы на высоком уровне проводить дистанционное обучение. В связи с этим обстоятельством педагоги вынуждены использовать «подручные средства», чтобы процесс обучения не прекращался и результаты обучения не снизились при сравнении с офлайн-режимом. Предпочтения в основном основывались на удобстве пользования и привычных манипуляциях с гаджетами.

Сравним возможности некоторых популярных платформ для проведения конференций и попытаемся выяснить, какие из них могут соответствовать специфике обучения изобразительному искусству. Остановимся более подробно на следующих: Skype, WhatsApp, «ВКонтакте», Zoom, Jitsi Meet, Discord. Основным параметром, определяющим пригодность той или иной платформы или социальной сети к процессу обучения художественно-творческим дисциплинам, является визуальная составляющая. Наглядный

показ и демонстрация приемов работы с тем или иным художественным материалом является важнейшим из методов обучения. Следовательно, от сервисов требуется качество изображения, хороший звук и скорость передачи сообщения. Кроме того, преподаватель должен владеть информацией о том, кто из студентов посетил его занятие, а также иметь обратную связь в виде результата проделанной работы.

Анализ ситуации и опросы коллег показали, что более старшее поколение отдает предпочтение бесплатному программному обеспечению Skype и популярной бесплатной системе обмена текстовыми сообщениями с поддержкой голосовой и видеосвязи WhatsApp. Молодое поколение педагогов склонны проводить занятия и консультации в популярной социальной сети «ВКонтакте», позволяющей пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать собственные страницы и сообщества, обмениваться изображениями, тегами, аудио- и видеозаписями, играть в браузерные игры.

Поскольку ресурс изначально создавался в основном для студенческой аудитории, именно он оказался наиболее удобным для обучения. Для преподавателя в «ВКонтакте» удобна прозрачностью посещений студентов в сети. С другой стороны, нет гарантии, что все участники группы прочли сообщение или отсмотрели высланный материал. Контролировать это в полной мере в ситуации дистанта, по существу, невозможно. По аналогии с офлайн-занятиями долю ответственности за дисциплину следует возложить на старосту, а также назначать определенные сроки выполнения заданий с предоставлением отчета. Несмотря на тот факт, что с активным появлением преподавателей в сети у студентов возникли определенные психологические проблемы и неудобства, поскольку комфортная площадка для свободного общения превратилась в область контроля и обучения, именно эта сеть представляется наиболее оптимальной для определения объема программных заданий и как группового, так и личного консультирования.

Возможности Skype включают текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет. Skype позволяет устаивать конференции, видеозвонки. Максимальное количество одновременно участвующих в конференции пользователей составляет 50 человек, включая организатора. При этом можно пересылать сообщения и файлы, передавать изображения с экрана монитора. При очевидных плюсах в Skype есть и недостатки. Основные из них - обрывы связи, некачественный, тормозящий звук и видео, некорректная скорость передаваемых сообщений, что затрудняет нормальную коммуникацию.

Набравший в последние годы популярность мессенджер WhatsApp позволяет пользователям пересылать текстовые сообщения, изображения, видео, аудио, электронные документы и даже программные установки через Интернет. Данный мессенджер также стал довольно удобной площадкой для дистанционного обучения. Приложение популярно благодаря высокой скорости передачи информации любого формата, кроме того, оно бесплатно - пользователь оплачивает только использованный приложением интернет-трафик.

При всех положительных моментах, облегчающих отсутствие полноценной LMS/ СДО и дающих возможность осуществлять дистанционное обучение через Skype, WhatsApp или «ВКонтакте», полноценной коммуникации все же не получается как

у преподавателей, так и у студентов. В связи с этим из целого ряда существующих платформ возникла необходимость определить ресурс, способный наиболее корректно организовать проведение дистанционных занятий для творческих специальностей и направлений подготовки.

Пожалуй, самой популярной и предлагаемой для этих целей с настоящее время является платформа для проведения онлайн-занятий Zoom. У Zoom есть существенные преимущества перед Skype в скорости и качестве передачи звука и изображения. Программа легко устанавливается как на компьютер, так и на телефон или планшет, удобна и проста в использовании. Неудобство заключается лишь в том, что бесплатно можно проводить видеоконференцию всего 40 минут. Плюсом является количество участников - до сотни человек. Zoom вполне подходит для индивидуальных и групповых занятий. К видеоконференции может подключиться любой, у кого есть ссылка или идентификатор конференции. Консультации можно запланировать заранее по расписанию занятий. Если занятия идут в течение всего семестра, можно сделать одну повторяющуюся ссылку.

У Zoom множество преимуществ. Качество связи было упомянуто выше. Кроме того, Zoom позволяет осуществлять видео- и аудиосвязь с каждым участником. Организатор волен выключать и включать микрофон и видео. Важной составляющей при обучении визуальным искусствам является возможность посмотреть и сравнить уровень своих работ с тем, что сделали остальные студенты. Замечено, дистант деморализует студентов тем, что каждому приходится «вариться в собственном соку» и достижения товарищей оказываются в личной переписке его с преподавателем.

А ведь соревновательный момент является не последним мотивом в профессиональной деятельности творческих людей. Zoom позволяет устраивать групповые просмотры. Демонстрация экрана осуществляется со звуком, ее можно останавливать, делиться как экраном целиком, так и отдельными приложениями. Под контролем организатора находится функция регулирования ограничения или разрешения показа презентаций, слайдов, видео и другого контента. В платформу встроена интерактивная доска, что также позволяет иллюстрировать объяснение материала, переключаясь с демонстрации экрана на доску.

Zoom многофункционален. Чат для сообщений также удобен для передачи файлов. В чате можно оставлять сообщения для всех участников конференции или конкретизировать адресатов. Запись занятия можно сохранить как на компьютер, так и в облако. Свои права управления конференцией организатор может делегировать соорганизато-ру. Он получает возможность включать и выключать микрофон у отдельных студентов, переименовывать участников при необходимости.

Во время демонстрации экрана в Zoom есть возможность комментировать изображения, что очень важно для визуалов: можно рисовать, выделять, стирать, данная функция также регулируется настройками и доступна как преподавателю, так и студентам. Кроме того, при необходимости можно передавать управление мышкой и клавиатурой при соответствующем запросе и подтверждении действия со стороны организатора. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Zoom является более удобной

площадкой для проведения онлайн-занятий, чем Skype, WhatsApp или «ВКонтакте», но ограничения по бесплатному доступу вызывают определенные сложности.

Также существует не очень популярная, но удобная платформа Jitsi Meet - бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом для видеоконференцсвязи. Название происходит от болгарского слова жици, что означает провода. Jitsi Meet является системой интернет-телефонии и мгновенного обмена сообщениями. Программа позволяет подключаться неограниченному количеству участников и не имеет лимита по времени. Jitsi Meet позволяет совершать видеозвонки, снабжена микрофоном и возможностью общаться в чате, обеспечивает передачу файлов, а также изображений с экрана монитора. К минусам относится низкое качество изображения, а также отсутствие контр -оля организатора за чатом и микрофонами, что может создать определенные неудобства.

Практика проведения дистанционных занятий по дисциплинам изобразительного цикла позволила проанализировать существующие платформы и выявить как плюсы, так и минусы. В результате был сделан вывод о том, что платформой, наиболее удовлетворяющей требованиям проведения онлайн-занятий по специальным дисциплинам изобразительного цикла, на наш взгляд, является платформа Discord, изначально созданная для игр. Discord - социальная сеть, бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций. Основные положительные моменты Discord заключаются в прекрасном качестве звука и изображения, неограниченном времени общения. Также есть чат, и преподаватель может создать два чата - один для проведения занятия, другой - для сбора выполненных работ. Во втором чате организатор вправе ограничить права студентов для того, чтобы фильтровать выполненные работы.

Приложение представляется удобным именно со студенческой аудиторией, поскольку практика показывает, что студенты зачастую стесняются включать видео. Discord же организует голосовые конференции с высоким качеством звука и соединения, способен создавать общие для всех участников и приватные чаты для текстовых сообщений. Включение режима «стример» происходит автоматически при запуске программ трансляции, при этом личная информация скрывается. Удобство данного режима состоит в том, что его можно включить и отключить вручную. В чате можно присоединять файлы, изображения, делиться ссылками, максимальный размер вложения составляет 8 МБ.

Discord представляется наиболее удобной платформой для работы с изображениями, поскольку разработчики стремились создать программу для связи с низкой задержкой, включающую в себя лучшие аспекты предыдущих VoIP-приложений, например, рассмотренный выше Skype. Сервис получил популярность в среде игровых сообществ, и это оказалось определяющим фактором, позволяющим признать его эффективность для онлайн-занятий изобразительным искусством. Для геймеров важна скорость, чтобы ничего не мешало и не тормозило игру. Skype в этом смысле крайне неудобен, поскольку крайне медлителен и потребляет ресурсы, сравнимые с высокопроизводительными приложениями. По этой причине геймеры отказались от Skype. Discord идеально оптимизирован и не нагружает компьютер, он стабилен при низкой скорости интернет-соединения, а также для него характерно отсутствие проблем с видео вне зависимости

от класса используемой веб-камеры. При ограниченном количестве участников, в сравнении с Zoom, Discord предлагает расширенный инструментарий и удобные настройки параметров видеосвязи. Кроме того, использование игрового подхода в виде отдельных элементов игровых методов как дополнительного педагогического инструмента, безусловно, является полезным [6].

Интерфейс также является важным моментом, так как при работе с платформой пользователю важна легкость понимания управления процессом. Мучительные размышления о том, где и что находится, а также превращение поиска любой функции в квест вызывает естественное раздражение. В идеале должна обеспечиваться комфортная образовательная среда для всех участников процесса обучения: удобные, быстро открывающиеся ссылки, логично разбитый на блоки материал, оптимального для усвоения объема.

«Доброжелательный» интерфейс легко открывает обучающемуся доступ к учебным материалам, позволяет быстро найти нужную информацию, наладить обратную связь с преподавателем, своевременно получить инструкции, пояснения, комментарии, вступить в диалог с другими обучающимися и принять участие в совместном решении образовательных задач [7]. Понятные настройки и адекватные подсказки отличает Discord. Логика и эстетика оформления ресурса также имеют значение. Если же сравнивать интерфейсы Discord и Zoom, по простоте выигрывает последний.

Безопасность и приватность, как показывают многочисленные опросы и практика проведения мероприятий, также не являются сильной стороной Skype и Zoom. В Discord можно шифровать разговоры конкретного пользователя. Как было описано выше, специальный режим стримера скрывает все данные о юзере, владеющем аккаунтом. Видеосвязь зашифровать нельзя. Zoom же не требует сложной регистрации, но является недостаточно защищенным. К сожалению, обезопасить участников видеоконференции от злоумышленников в Интернете до сих пор сложно.

Широкое распространение дистанционного формата обучения по всему миру привело к добавлению видеочата, функции показа экрана, и, по состоянию на 2020 г., в условиях пандемии, максимальное количество людей в видеобеседе достигало 50 человек. В настоящее время установлено новое ограничение участников - 25 человек. Учитывая тот факт, что группы студентов, обучающихся искусствам, не так велики, данное ограничение не представляется проблемой. Подробный же разбор ошибок, допущенных в работах, требует определенного времени, следовательно, бесплатный и качественный в визуальном смысле Discord представляется оптимальной площадкой для консультаций. Кроме того, из-за возросшей популярности платформы в последний год среди разных групп населения создатели намерены уйти только от геймерской аудитории и расширять возможности под вкусы и потребности других категорий граждан. Возможно, со временем Discord сможет стать наиболее востребованной площадкой для проведения онлайн-занятий по искусству.

Вместе с тем данный анализ систем и платформ, безусловно, не является полным, и будущее раскроет новые границы возможностей дистанционного обучения. Возможно, будут созданы специальные сервисы, позволяющие создавать виртуальные

аналоги, полностью имитирующие работу с художественными материалами, что, безусловно, скажется на качестве подготовки специалистов новой формации. Следует отметить лишь одно: в настоящий момент переход на дистант сложен именно для образовательных программ, в базовые компетенции которых входит работа с технологиями. За совершенными системами, способными максимально полно передать весь объем необходимых знаний, умений и навыков, видится будущее художественного образования.

В заключение хотелось бы подытожить вышеизложенное. При переходе к полноценному дистанту, особенно в сфере художественного образования, видится немало сложностей и крупных затрат. По сути, сейчас формируется новая модель образовательного процесса, требующая иного обеспечения. В каждой из рассмотренных выше платформ, безусловно, есть положительные моменты, но следует понимать, что создавались они для определенных целей и обучение изобразительным искусствам в них не входило.

Идеальной, на наш взгляд, представляется разработка оригинальной программной оболочки на основе инструментальной среды, учитывающей особенности будущей деятельности, а также специфику изучаемых художественно-творческих дисциплин. Программная оболочка, помимо специфических требований, должна быть максимально удобной с пользовательской точки зрения, для преподавателя и студента, а также отображаться на сайте учебного заведения, поскольку в настоящий момент результаты прохождения образовательных программ рассеяны по множеству приложений и социальных сетей, что создает неудобства. В целом при совершенствовании системы дистанционного обучения, когда будут отработаны механизмы передачи знаний, созданы и внедрены уникальные, постоянно обновляющиеся онлайн-курсы по художественно-творческим дисциплинам, у студентов и педагогов высвободится временной ресурс для научных исследований и творческой деятельности.

Список литературы

1. Иванченко Д. А. К вопросу формирования и оценки цифровой грамотности личности // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 66-74. URL: http://www.pmedu. ru/images/2020-3/6674.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

2. Игнатьев В. П., Архангельская Е. А. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе // Проблемы современного образования. 2020. № 6. С. 148-160. URL: http://www.pmedu.ru/images/2020-6/148160.pdf (дата обращения: 23.11.2020).

3. Система управления обучением как основа организации электронного обучения в вузе / О. А. Кашина, В. Н. Устюгова, Р. Е. Архипов, И. И. Шакиров // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21, № 2. С. 431-438.

4. Дронова Е. Н. Элементы мобильного обучения в высшем образовании: разработка и проведение онлайн-опросов с помощью интернет-сервиса kahoot // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 196-208. URL: http://www.pmedu.ru/ images/2020-4/196208.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

5. Васильева Н. В., Григорьев-Голубев В. В., Евграфова И. В. Виртуальная среда управления образовательным процессом // Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 201-214. URL: http://www.pmedu.ru/images/2020-2/201214.pdf (дата обращения: 21.11.2020).

6. Гельман В. Я. Использование игрового подхода в преподавании общепрофессиональных дисциплин // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 154-161. URL: http://www.pmedu.ru/images/2020-3/154161.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

7. Быкова Л. М., Ремаева Ю. Г. Виды взаимодействия в дистанционной образовательной среде // Проблемы современного образования. 2020. № 6. С. 170-176. URL: http:// www.pmedu.ru/images/2020-6/170176.pdf (дата обращения: 21.11.2020).

8. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Стратегические тенденции развития системы высшего образования в Российской Федерации // Гуманитарные исследования Центральной России. 2017. № 2. С. 7-20.

9. Zoom - платформа для проведения онлайн-занятий. URL: https://skyteach. ru/2019/01/14/zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ (дата обращения: 22.11.2020).

10. Обзор ТОП-9 отечественных и зарубежных СДО для корпоративного обучения. URL: https://lmslist.ru/sdo/ (дата обращения: 23.11.2020).

References

1. Ivanchenko D. A. K voprosu formirovaniya i otsenki tsifrovoy gramotnosti lichnosti. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, No. 3, pp. 66-74. Available at: http://www. pmedu.ru/images/2020-3/6674.pdf (accessed: 20.11.2020).

2. Ignatyev V. P., Arkhangelskaya E. A. Ispolzovanie distantsionnykh obrazovatelnykh tekhnologiy v vuze. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, No. 6, pp. 148-160. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2020-6/148160.pdf (accessed: 23.11.2020).

3. Kashina O. A., Ustyugova V. N., Arkhipov R. E., Shakirov I. I. Sistema upravleniya obucheniem kak osnova organizatsii elektronnogo obucheniya v vuze. Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo. 2018, Vol. 21, No. 2, pp. 431-438.

4. Dronova E. N. Elementy mobilnogo obucheniya v vysshem obrazovanii: razrabotka i provedenie onlayn-oprosov s pomoshchyu internet-servisa kahoot. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, No. 4, pp. 196-208. Available at: http://www.pmedu.ru/ images/2020-4/196208.pdf (accessed: 20.11.2020).

5. Vasilyeva N. V., Grigoryev-Golubev V. V., Evgrafova I. V. Virtualnaya sreda upravleniya obrazovatelnym protsessom. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, No. 2, pp. 201214. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2020-2/201214.pdf (accessed: 21.11.2020).

6. Gelman V. Ya. Ispolzovanie igrovogo podkhoda v prepodavanii obshcheprofessionalnykh distsiplin. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, No. 3, pp. 154-161. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2020-3/154161.pdf (accessed: 20.11.2020).

7. Bykova L. M., Remaeva Yu. G. Vidy vzaimodeystviya v distantsionnoy obrazovatelnoy srede. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, No. 6, pp. 170-176. Available at: http:// www.pmedu.ru/images/2020-6/170176.pdf (accessed: 21.11.2020).

8. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Strategicheskie tendentsii razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Gumanitarnye issledovaniya Tsentralnoy Rossii. 2017, No. 2, pp. 7-20.

9. Zoom - platforma dlya provedeniya onlayn-zanyatiy. Available at: https://skyteach. ru/2019/01/14/zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ (accessed: 22.11.2020).

10. Obzor TOP-9 otechestvennykh i zarubezhnykh SDO dlya korporativnogo obucheniya. Available at: https://lmslist.ru/sdo/ (accessed: 23.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 3

Статья поступила в редакцию 24.11.2020 The article was received on 24.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.