Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
социальные сети / цифровые образовательные ресурсы / дистанционные образовательные технологии / информационные технологии / образование. / social networks / digital educational resources / distance educational technologies / information technologies / education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Федор Алексеевич, Краснова Ольга Викторовна

В статье проводится анализ эффективности применения социальных сетей в среде среднего профессионального образования как в период дистанционного обучения, так и в поспандемийный период. Раскрываются аспекты создания образовательного контента на площадках в социальной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусев Федор Алексеевич, Краснова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SOCIAL MEDIA IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE POST-PANDEMIC PERIOD

The article analyzes the effectiveness of the use of social networks in the environment of secondary vocational education both in the period of distance learning and in the post-pandemic period. The aspects of creating educational content on sites in a social network are revealed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №2/2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД

THE USE OF SOCIAL MEDIA IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN

THE POST-PANDEMIC PERIOD

УДК 378

Гусев Федор Алексеевич, Студент, Московский политехнический университет, Россия, Москва

Краснова Ольга Викторовна, Студент, Московский политехнический университет, Россия, Москва

Gusev Fedor Alekseevich, Student, Moscow Polytechnic University, Russia, Moscow, f.gusev@internet.ru

Krasnova Olga Viktorovna, Student, Moscow Polytechnic University, Russia, Moscow, kras_ol@internet.ru

Аннотация

В статье проводится анализ эффективности применения социальных сетей в среде среднего профессионального образования как в период дистанционного обучения, так и в поспандемийный период. Раскрываются аспекты создания образовательного контента на площадках в социальной сети.

Summary

The article analyzes the effectiveness of the use of social networks in the environment of secondary vocational education both in the period of distance learning and in the post-pandemic period. The aspects of creating educational content on sites in a social network are revealed.

Ключевые слова: социальные сети, цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, образование.

Keywords: social networks, digital educational resources, distance educational technologies, information technologies, education.

В связи со всесторонней цифровой трансформацией всех сфер жизни общества, вызванной пандемией коронавируса, одной из возникающих проблем перед образовательными организациями является предоставление качественно новых услуг и обеспечение доступности образовательного контента, поскольку не все колледжи и вузы России, столкнувшиеся с пандемией, имели на тот момент собственные системы СДО.

Целью данной работы является изучение эффективности применения социальных сетей в образовательной деятельности среднего профессионального образования. Для реализации поставленной цели были определены задачи по анализу возможностей использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения и мотивационных инструментов в учебной деятельности.

Актуальность темы данного исследования состоит в отличительной черте развития социальных сервисов российского и зарубежного сегментов сети Интернет, где одной из основных особенностей является предоставление интернет-сервисами возможностей размещения образовательных ресурсов и учебно-методических материалов для обучения всех желающих по программам среднего профессионального образования и дополнительного самообучения на своих площадках [4, с. 197].

Среди методов анализа эффективности было выбрано проведение социологического исследования на группе испытуемых участников, учитывающее психологические факторы усвоения студентами учебной информации в зависимости от типа предоставляемой платформы для получения учебного материала.

Первой социальной сетью в информационном пространстве считается сервис classmates.com, созданный в 1995 году. С его помощью одноклассники

могли находить друг друга и общаться. Этот проект в скором времени обрел популярность, после чего на протяжении короткого времени в сети Интернет стало появляться множество подобных сайтов. Настоящий расцвет социальных сетей произошел в 2000-е годы.

В то же время в российском сегменте сети Интернет появились сервисы Одноклассники и ВКонтакте, и на данный момент они сохраняют позиции наиболее популярных социальных сетей среди русскоговорящих пользователей. По данным внутренних исследований компании Mail.ru Group, владеющей двумя вышеупомянутыми социальными сетями, в России социальной сетью Одноклассники пользуются более 17% общего количества пользователей сервиса в возрасте от 12 до 25 лет. При этом социальная сеть ВКонтакте охватывает 93% населения в возрасте от 14 до 25 лет [6].

Весной 2020 года все образовательные организации страны совершили переход на дистанционный режим обучения. Многие специалисты в области цифрового образования оценили это как возможность работы с новыми образовательными форматами. Часть преподавателей стали использовать привычные функции социальных сетей в новом качестве: для коммуникации с обучающимися и их родителями, а также для обмена учебными текстовыми, аудио- и видеоматериалами.

Для оценки готовности студентов среднего профессионального образования к получению учебно-методического материала в электронной форме через социальные сети был проведен опрос в онлайн-формате. Среди студентов второго курса ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева численностью в 100 человек, давших ответ на вопрос анкеты "Какой сервис для взаимодействия с преподавателем и получением учебных материалов вам наиболее предпочтителен", 72% опрошенных высказались за удобство использования социальной сети в качестве площадки для обучения, 14% предпочитает использовать для этого специальный образовательный ресурс.

Также был проведен опрос среди преподавательского состава образовательной организации. Из 80 опрошенных 47,5% респондентов

использовали социальные сети в качестве площадки для размещения дистанционных образовательных ресурсов, и 81,6% из них готовы в дальнейшем размещать учебные материалы на данной платформе.

Для оценки эффективности использования социальных сетей в образовательном процессе был проведен эксперимент, включающий два этапа. Первый этап проводился с 20 апреля по 20 мая 2020 года, в период дистанционного обучения. В эксперименте участвовали четыре группы второго курса обучающихся МАДК им. Николаева. В рамках изучаемой дисциплины "Элементы высшей математики" преподавателем была организована группа в социальной сети ВКонтакте, куда вошли 50 человек из первых двух групп курса. В течение одного месяца учащиеся получали весь необходимый в рамках курса текстовый и видеоматериал. Остальные 50 учащихся получали задания для дистанционного обучения через мессенджер WhatsApp, а также использовали внутренний сайт образовательной организации, где размещались материалы занятий.

По истечении месяца среди учащихся был проведен рубежный контроль по пройденным темам и подведены итоги. Результаты усвоения полученного материала у первой испытуемой группы, получающей задания в социальной сети, составила в среднем 4,38 балла.

Преподавателем регулярно публиковался материал и задания в созданном сообществе, проводились групповые звонки и трансляции в социальной сети для объяснения лекционного материала, записи которых сохранялись в рубрике "Видео". Также преподаватель регулярно консультировал обучающихся в личных сообщениях и групповых чатах по всем возникающим вопросам.

В последующем студенты подчеркивали, что более всего им нравился формат видеолекций с функцией пересмотра на удобной скорости, а также встроенная рекомендательная система, показывающая схожий по тематике контент и предлагающая дополнительные потенциально интересные материалы для обучения.

В статье О.А. Змазневой "Коммуникативное пространство соцсетей начала XXI в.: файлы образов и потоки сознания" находится тому объяснение в явной тенденции последних лет, где визуальная коммуникация преобладает над текстовой. Причиной является спрос: молодое поколение вряд ли будет изучать огромные пособия по дисциплинам, вместо этого студент посмотрит трехминутный ролик, из которого узнает не только последовательность решения тех или иных задач, но и их применение в реальной жизни [2, с. 18].

Средний балл во второй испытуемой группе обучающихся составил 3,94. Многие студенты, использовавшие мессенджер WhatsApp и внутренний сайт колледжа, где уже были размещены все материалы согласно учебному плану, отмечали высокую степень понимания материала, однако ощущали трудности в его практическом применении. Из непосредственного общения с обучающимися было определено, что одним из негативных факторов, повлиявших на качество изучения материала стало отсутствие невербальных источников информации, и, как следствие, сложившееся ощущение отсутствия прямой связи с преподавателем, при том, что главной функцией мессенджеров является упрощение коммуникации между пользователями.

Второй этап исследования проходил в период с 19 октября по 18 ноября 2020 года. Изначально планировалось, что весь данный период обучение будет проводиться в очном формате, однако чистоте эксперимента незначительно помешал переход на дистанционное обучение, установленный Правительством Москвы с 13 ноября.

Аналогичным образом четыре группы второго курса были поделены на две испытуемые группы, где студенты первой получали дополнительный материал к очным занятиям и самостоятельным работам через группу ВКонтакте, а студенты второй - через мессенджер WhatsApp. Спустя месяц также был проведен рубежный контроль по пройденным темам. Средний балл в первой испытуемой группе обучающихся составил 4,14 балла, во второй -3,98.

В целом, это говорит об общей эффективности очного обучения перед дистанционным, однако полученные результаты свидетельствуют и о том, что социальные сети, используемые в данной форме обучения, являются хорошим инструментом для размещения дополнительных материалов различного типа.

Проведенные исследования позволяют говорить об эффективности социальных сетей в качестве платформ для размещения методических материалов как во время дистанционного обучения, так и в период очного обучения. Преподаватели отмечают, что современные социальные сети предоставляют инструменты, которые они могут использовать для создания по-настоящему адаптированного и гибкого процесса обучения.

Литература

1. Абрамова, О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О. М. Абрамова, О. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1055-1057.

2. Змазнева О.А. Коммуникативное пространство соцсетей начала XXI В.: файлы образов и потоки сознания // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. — 2018. — № 3 (27). — С. 16-22.

3. Итинсон К.С. Роль социальных сетей в обучении студентов высших учебных заведений // Региональный вестник. "Издательство "Мыслитель" (Курск) — 2020 — №9 (48) — с. 52-53.

4. Косарев О.В., Водкайло Е.Г., Корсуков А.В. Использование социальной сети в качестве платформы электронного обучения (на примере социальной сети "Вконтакте") // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2018. — № 2. — С. 195-198.

5. Пресс-выпуск № 3577 ВЦИОМ. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wciom.ra/mdex.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 18.10.2020).

6. ВКонтакте провела масштабное исследование молодежи в России // Внутренние исследования компании Mail.ru Group. - [Электронный

ресурс]. — Режим доступа: https://corp.mail.ru/ru/press/infograph/10163/ (дата обращения: 18.10.2020).

Literature

1. Abramova, OM The use of social networks in the educational process / OM Abramova, OA Solovieva. - Text: direct // Young scientist. - 2016. - No. 9 (113). - S. 1055-1057.

2. Zmazneva O.A. Communicative space of social networks at the beginning of the XXI century: image files and streams of consciousness // Vestnik MGPU. Series: Philosophical Sciences. - 2018. - No. 3 (27). - S. 16-22.

3. Itinson K.S. The role of social networks in teaching students of higher educational institutions // Regional Bulletin. "Thinker" Publishing House (Kursk) - 2020 - №9 (48) - pp. 52-53.

4. Kosarev OV, Vodkailo EG, Korsukov A.V. Using a social network as an e-learning platform (on the example of the Vkontakte social network) // Modern education: content, technology, quality. - 2018. - No. 2. - S. 195-198.

5. Press release № 3577 VTsIOM. - [Electronic resource]. - Access mode: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (date of access: 10/18/2020).

6. VKontakte conducted a large-scale study of young people in Russia // Internal research of the Mail.ru Group. - [Electronic resource]. - Access mode: https://corp.mail.ru/ru/press/infograph/10163/ (date of access: 18.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.