Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МАРКЕТИНГ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ACADEMIC MOBILITY / MANAGEMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SOCIAL NETWORKS / MARKETING / MULTICULTURAL NETWORK SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стабровская Алина Владимировна

В статье рассматривается специфика организации академической мобильности в университете с использованием информационно-технических средств, что соответствует общим концепциям информатизации высшего образования. Проанализированы актуальные методы социокультурной коммуникации между участниками международных обменов и маркетинговые приемы рекрутинга иностранных студентов. На базе Московского педагогического государственного университета автором проведено исследовании об использовании различных социальных сетей в международной деятельности. Описаны реализуемые проекты, нацеленные на создание мультикультурной среды. Представлены выводы о необходимости подбора инструментария информационных технологий в зависимости от контингента иностранных учащихся, а также необходимости учета жанровой специфики коммуникации в пространстве социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A RESOURCE FOR SOCIO-CULTURAL INTERACTION BETWEEN PARTICIPANTS OF ACADEMIC MOBILITY IN HIGHER SCHOOL

The article deals with the specifics of organizing academic mobility in the university using information and technical means, which corresponds to the general concepts of informatization of higher education. The current methods of socio-cultural communication between participants of international exchanges and marketing techniques for recruiting international students are analyzed. The author conducted a study of the use of various social networks in international activities on the basis of the Moscow Pedagogical State University. The ongoing projects aimed at creating a multicultural environment are described. The conclusions about the necessity of choosing the tools of information technologies depending on the foreign students’ contingent and the necessity to take into account the genre specifics of communication in the space of social networks are presented.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.G13 ББК 74.4B

DOI: 10.31862/2073-9613-2020-4-67-74

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

| А.В. Стабровская

Аннотация. В статье рассматривается специфика организации академической мобильности в университете с использованием информационно-технических средств, что соответствует общим концепциям информатизации высшего образования. Проанализированы актуальные методы социокультурной коммуникации между участниками международных обменов и маркетинговые приемы рекрутинга иностранных студентов. На базе Московского педагогического государ -ственного университета автором проведено исследовании об использовании различных социальных сетей в международной деятельности. Описаны реализуемые проекты, нацеленные на создание мультикуль-турной среды. Представлены выводы о необходимости подбора инструментария информационных технологий в зависимости от контингента иностранных учащихся, а также необходимости учета жанровой специфики коммуникации в пространстве социальных сетей.

Ключевые слова: академическая мобильность, управление, информа- gj ционно-коммуникативные технологии, социальные сети, маркетинг, мультикультурное сетевое пространство.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A RESOURCE FOR SOCIO-CULTURAL INTERACTION BETWEEN PARTICIPANTS OF ACADEMIC MOBILITY IN HIGHER SCHOOL

I A.V. Stabrovskaya

Abstract. The article deals with the specifics of organizing academic mobility in the university using information and technical means, which corresponds to the general concepts of informatization of higher education.

© Стабровская A.B., 2020

ES

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

4 I 2020

Преподаватель ^

The current methods of socio-cultural communication between participants of international exchanges and marketing techniques for recruiting international students are analyzed. The author conducted a study of the use of various social networks in international activities on the basis of the Moscow Pedagogical State University. The ongoing projects aimed at creating a multicultural environment are described. The conclusions about the necessity of choosing the tools of information technologies depending on the foreign students' contingent and the necessity to take into account the genre specifics of communication in the space of social networks are presented.

Keywords: academic mobility, management, information and communication technologies, social networks, marketing, multicultural network space.

Использование информационных технологий является неотъемлемым аспектом интеграции личности в общество и обязательным условием социализации. Необходимость более эффективного использования технологических ресурсов в рамках работы с молодежью отображена в «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». Таким образом, современная система образования, в частности высшего, активно вовлечена в про-„0 цесс информатизации учебного про-68 цесса. Активное развитие Интернет-пространства влечет за собой расширение Интернет-аудитории, что, в свою очередь, определяет новые методы социальной коммуникации. Информационно-коммуникационная среда университета, как совокупность возможностей и условий, обеспечивающих взаимодействие обучающихся, профессорско-преподавательского и административного состава университета с информационным ресурсом посредством интерактивных средств коммуникации [1], подразумевает использование различных носителей информации, информационно-технические средства,

прикладные программы, а также программные продукты, на базе которых осуществляется учебная и административная деятельность вуза. К основным признакам успешной информационно-коммуникационной среды университета относится высокий уровень оснащенности профессорско-преподавательского и административного состава современными техническими инструментария-ми в сочетании с высоким организационно-методическим уровнем использованием его в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Академическая мобильность обучающихся, которая понимается нами как перемещение студентов и сотрудников университета на определенный период времени в зарубежное учебное заведение с целью обучения или научно-исследовательской и учебно-просветительской деятельности, как один из ключевых аспектов международной деятельности высших учебных заведений, стоит на стыке образовательных, культурных и социальных задач образования и неизбежно требует технологической и информационной траек-

ЕК

тории развития [2]. Общая цель проектов обмена соотносится со стратегией разностороннего образования на протяжении всей жизни, необходимостью вносить вклад в формирование передового, экономически устойчивого общества и способствовать большей социальной международной сплоченности. Программа «Учеба в течение всей жизни», принятая Европарламентом и Советом Евросоюза 15 ноября 2006 г., определяет единство действий, совершаемых учебным заведением в области образования, культуры, СМИ, работы с молодежью, научных исследований, трудоустройства, признания квалификации, заботы об окружающей среде, а также информационно-коммуникативных технологий [3]. Таким образом, организация академической мобильности требует создания универсальной платформы для социокультурного взаимодействия участников процессов, способной обеспечить реализацию всех стратегий международных обменов.

Особое внимание должно быть уделено выбору того метода коммуникации, который максимально соответствует социальным реалиям сегодняшнего дня. Согласно проводимым исследованиям, эффективность таких привычных каналов передачи информации, как веб-сайты или электронная почта, заметно снижается в последние годы. В 2019 г. средний показатель использования данных ресурсов составил всего 7,27%. По результатам проводимых Google опросов, примерно 65% респондентов предпочитают написание сообщения звонкам. На сегодняшний день основным индивидуальным средством получения, обра-

ботки и хранения информации образовательного содержания является смартфон. Он же является основным ресурсом коммуникации между участниками образовательной и международной деятельности университета. Использование данной формы коммуникации в образовательном и организационном пространстве позволяет минимизировать разрыв между современными технологичными развлечениями и методами взаимодействия с представителями университета, с одной стороны, и традиционными формами подготовки к программе мобильности, с другой. Трансляция организации индивидуальной академической мобильности на смартфон дает возможность включить его в образовательный процесс в тех формах, к которым привыкло большинство участников программ обмена в реальной жизни. Социальные сети уже давно применяются в качестве образовательного ресурса и рассматриваются учеными в области психологии, педагогики и социологии как обяза- „п тельная платформа для взаимодей- 69 ствия участников образовательного процесса, где реализуется коллективная работа, проектная деятельность, культурное взаимодействие, а также происходит процесс непрерывного самообразования [4]. Зарубежные университеты уже не один год используют социальные сети как инструмент информирования студентов и создания мультикультурно-го сетевого пространства, которое понимается нами как система различных культурных полей взаимодействий субъектов международных обменов, являющимися носителями различных культурных традиций

4/2020

Преподаватель

70

в пространстве сети Интернет. При этом важно разделять функционал социальных сетей, использование которых тесно переплетает личные, рабочие и учебные аспекты жизни человека. В этом ключе особенно важно участие куратора со стороны профессорско-преподавательского и административного состава учебного заведения в координации процесса коммуникации.

Важным аспектом использования инструментария информационных технологий в области международных обменов является контингент иностранных учащихся. В зависимости от национальной принадлежности студента, а также места временного или постоянного проживания, предпочтительно использование тех или иных средств коммуникации. Таким образом, неизбежным является использование различного рода мессенджеров и приложений социальных сетей. И именно в этом контексте важно учитывать популярность использования того или иного приложения в разных регионах мира.

Приведем примеры наиболее распространенных платформ телекоммуникации, возможных для использования в качестве ресурса организации академической мобильности: Facebook, WhatsApp, WeChat, ВКонтакте, Telegram, Viber, Instagram, Skype, ZOOM. Каждый из вышеперечисленных средств коммуникации обладает большей или меньшей популярностью на территории России, а также стран Европы и Азии. Так, например, WeChat является неоспоримым лидером среди мессенджеров Китая, в то время как Facebook лидирует на технологическом рынке

стран Европы. Коммуникация с участниками обмена из России будет максимально эффективной при использовании мессенджера WhatsApp и социальной сети «ВКонтакте». Эти нюансы важно учитывать не только при организации уже существующей академической мобильности, но и как ресурс маркетинга программ обмена. Несмотря на то, что социальные сети содержат примерно одинаковый контент, методы подачи информации, структура функции и возможности разных платформ заметно отличаются друг от друга, что нельзя не учитывать при расчете степени эффективности коммуникационных действий.

Социокультурный аспект академической мобильности подразумевает не только решение организационных вопросов подготовки и непосредственную реализацию программы обмена и освоения выбранных дисциплин. Данное понятие трактуется намного шире и включает в себя развитие кросскультурных особенностей образования, межкультурное взаимодействие участников международных обменов и социокультурную адаптацию участников обмена. Не менее актуальным представляется актуализация новостной ленты и формирование культурного и социального имиджа университета и страны, и проведение виртуальных культурных мероприятий. Таким образом, использование социальных сетей является сложным педагогическим и административным проектом, аккумулирующим данные задачи. Важным аспектом коммуникации является также повышение уровня языковых компетенций, что является необходимым аспектом подготовки к программам

мобильности. Технологии дистанционного общения способствуют достижению оптимального языкового уровня для понимания и учебного, и организационного материала.

Данные тезисы подтверждаются результатами нашего исследования, проведенного на базе Московского педагогического государственного университета (далее МПГУ). В рамках подготовки проектов развития социокультурного взаимодействия участников академической мобильности была проведена аналитика вовлеченности участников образовательного процесса в международную деятельность университета. Согласно проведенному опросу среди обучающихся, профессорско-преподавательского и административного состава, была выявлена недостаточная, по нашему мнению, информированность респондентов о возможностях международных обменов, а также возможностях финансовой поддержки данных проектов со стороны государства и международных грантовых фондов. Так, менее 40% студентов имели представление о реализуемой в МПГУ программе академической мобильности. Одновременно с этим существует проблема слабого представления европейских партнеров о наличии программ мобильности в университетах России. В данном контексте использование мессенджеров и социальных сетей в МПГУ является жизненно необходимым ресурсом продвижения данной формы международного сотрудничества. Отдел международного сотрудничества Управления международных связей является курирующим подразделением, ответственным за организацию учебной, социальной и культурной коммуникации.

Учитывая специфику контингента иностранных учащихся и страны, из которых приезжают студенты по обмену, были задействованы следующие социальные сети: «ВКонтакте», «Facebook», «Instagram» и «WeChat». «ВКонтакте» нами реализуется проект международного студенческого клуба «MPGU Buddy club» (https:// vk.com/mspubuddy), ориентированный на взаимодействие с русскими студентами университета, нацеленными на участие в международной деятельности МПГУ. Студенты разных структурных подразделений привлекаются к организации дистанционных и очных тематических мероприятий для иностранных студентов и стажеров в зависимости от их профиля обучения, а также индивидуально курируют иностранцев, подавших заявки на помощь куратора.

Структура данной социальной сети была сформирована в виде многополюсной коммуникации, где представителем отдела международного сотрудничества регулярно создаются тематические обсуждения, касаемые различных областей академической 71 мобильности. В группе зарегистрировано более 1250 человек. Согласно проведенному опросу, около 80% участников подписаны на обновления в группе, что дает возможность практически моментального оповещения аудитории учащихся. Вместе с тем, менее 15% респондентов регулярно проверяют темы обсуждений, что говорит о необходимости анонсировать все вопросы в режиме реального времени на «стене» группы. В таком случае происходит смешение потока учебных и личных сообщений, при этом заметно сокращается время на восприятие полученной

4/2020

Преподаватель

информации. Несмотря на хаотичность и отсутствие структуры и системы, публикация вербального контента в общей ленте позволяет интегрировать явление академической мобильности в социальную и виртуальную реальность учащегося. Форма донесения информации в таком случае должна быть стилистически скорректирована и сочетать в себе академичность и грамотность, с одной стороны, и краткость и форму, соответствующую стандартам социальной стороны, с другой [5].

Жанровая специфика публикаций в пространстве социальной сети неизбежно изменяется из-за лабильности и непрерывного совершенствования. Гипертекст, являющийся жанрообразующим элементом, становится методом организации коммуникативного пространства для участников академической мобильности и представителей профессорско-преподавательского и административного состава университета [6]. Нами была проанализирована зависимость «лайков» от жанровой 72 особенности публикуемого текста. Так, наибольшее количество просмотров набирали сообщения, в которых комбинировалось использование официальных обращений (например, «Уважаемые студенты») и «смайлов». Сообщения, написанные полностью неформальным языком, были популярны, однако имели невысокую результативность. Не менее важна структура текста. Посты, структурированные по пунктам, каждый из которых был выделен определенным сопутствующим значком, соответствовали условным стандартам социальных сетей и программировали на конструктивный диалог в ком-

ментариях. Таким образом, использование «комбинированного» и четко структурированного жанра электронной коммуникации соответствует задачам, направленным на единство культуры, образования и внеу-чебной жизни учащегося и нацелено на формирование ценностных ориентиров личности учащегося.

Группы в социальных сетях 'ТасеЬоок" (https://www.facebook.com/ mpgu.intemational/) [7], «Instagram» (https://www.instagram.com/mpgu.int ematюnal/?igshid=1o8wdlghap0km) [8] и '^е^а^ в большей степени ориентированы на студентов и стажеров из Китая, Европы и стран СНГ. Помимо официальных групп МПГУ в социальных сетях, созданы отдельные группы, посвященные международной деятельности университета. На страницах активно публикуются анонсы учебных и культурных мероприятий для иностранных учащихся, а также важные объявления для учащихся, затрагивающие организационные и миграционные вопросы обучения. Согласно проведенному исследованию, коэффициент заинтересованности иностранных студентов в данных группах составляет 78% от общего числа иностранных обучающихся, в то время как только 36% респондентов из числа русских студентов отметили свой интерес к данным социальным сетям. Подобные результаты обусловлены широким выбором информационных источников для русских студентов и социальными и языковыми трудностями иностранной аудитории, для которых получение информации без необходимости очного диалога, но при этом в режиме реального времени является наиболее комфортным [9].

Таким образом, коммуникация участников академической мобильности в пространстве социальных сетей является сегодня наиболее перспективным инструментом формирования межкультурной среды университета. Принципиально важным является изучение опыта работы с социальными сетями в зарубежных

университетах с целью повышения своей эффективности в сфере международного сотрудничества и академических обменов. Популяризация студенческих обменов в рамках социальных сетей становится сегодня одним из приоритетных направлений работы маркетинговой деятельности университета в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Соловьев, А.И. Информационно-коммуникационная среда как новая реальность экономики // Корпоративные стратегические коммуникации: сб. науч. ст. / Белорусский государственный университет. Минск: БГУ, 2016. С. 100-112. URL: http://elib.bsu.by/handle/1234567 89/159388/ (дата обращения: 30.07.2020).

Кравцова, Т.В. Понятие академической мобильности в гуманитарном знании // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 3 (4). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ponyatie-akademicheskoy-mobilnosti-v-gumanitamom-znanii (дата обращения: 29.07.2020).

Decision № 2317/2003/EC of the EP and the Council of 5 December 2003 Establishing a Program for Enhancement of Quality of Higher Education and the Promotion of Intercultural Understanding Through Cooperation with Third Countries // Official Journal of the European Communities, L 345/1, 31.12.2003.

Клименко, О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 2. Санкт-Петербург: Реноме, 2012. С. 405-407. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ (дата обращения: 30.07.2020).

Морозова, Е.И. Девербализация контента в социальных сетях, влияние на жанры современной медийной культуры // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 5 (22). URL: https://cyberleninka.ra/article/n/deverbaHzatsiya-kontenta-v-sotsialnyh-setyah-vHyanie-na-zhanry-sovremennoy-mediynoy-kultury (дата обращения: 29.07.2020).

Лутовинова, О.В. Жанровая речевая деятельность языковой личности в виртуальном дискурсе // Инициативы XXI века. 2012. № 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18326685 (дата обращения: 30.07.2020).

Социальная сеть Instagram. MPGU International. URL: ресурсhttps://instagram.com/mpgu. international?igshid=1o8wd, (дата обращения: 30.07.2020).

Социальная сеть Facebook. MPGU.International. URL: https://www.facebook.com/mpgu. international/ (дата обращения: 30.07.2020).

Корчагова, Л.А. Анализ продвижения вузов в социальных сетях // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-prodvizheniya-vuzov-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 29.07.2020).

4 ! 2020 Преподаватель ^

73

REFERENCES

1. Decision No. 2317/2003/EC of the EP and the Council of 5 December 2003 Establishing a Program for Enhancement of Quality of Higher Education and the Promotion of Intercultural Understanding Through Cooperation with Third Countries, Official Journal of the European Communities, L 345/1, 31.12.2003.

2. Klimenko O.A. "Socialnye seti kak sredstvo obuchenija i vzaimodejstvija uchastnikov obrazo-vatelnogo processa", in: Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire. Proceedings of the 1st International Conference of Science. Saint-Petersburg, Renome, 2012, pp. 405-407. (in Russian)

3. Korchagova L.A. Analiz prodvizhenija vuzov v socialnyh setjah, Vestnik RGGU, Serija "Eko-nomika. Upravlenie. Pravo", 2019, No. 1. (in Russian)

4. Kravtsova T.V. Ponjatie akademicheskoj mobilnosti v gumanitarnom znanii, Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, Gumanitarnye issledovanija, 2014, No. 3 (4). (in Russian)

5. Lutovinova O. V. Zhanrovaja rechevaja dejatelnost jazykovoj lichnosti v virtualnom diskurse, Ini-ciativyXXI veka, 2012, No. 3. (in Russian)

6. Morozova E.I. Deverbalizacija kontenta v socialnyh setjah, vlijanie na zhanry sovremennoj medi-jnoj kultury, Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2016, No. 5 (22). (in Russian)

7. Socialnaja set Facebook. MPGU.International. (in Russian)

8. Socialnaja set Instagram. MPGU International. (in Russian)

9. Solovev A.I. "Informacionno-kommunikacionnaja sreda kak novaja realnost ekonomiki", in: Kor-porativnye strategicheskie kommunikacii: sb. nauch. st., Belorusskij gosudarstvennyj universitet. Minsk, BGU, 2016, pp. 100-112. (in Russian)

Стабровская Алина Владимировна, начальник отдела международного сотрудничества, Московский педагогический государственный университет, alina-stabrovskaya@yandex.ru 74 Stabrovskaya A.V., Chairperson, International Cooperation Department, Moscow Pedagogical State University, alina-stabrovskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.