УДК 378.016:811.111 ББК Ш143.21-9
DOI 10.26170/po19-06-14 ГРНТИ 14.35.09
Код ВАК 13.00.08
Ковалева Александра Георгиевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и перевода, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: kovalka73@mail.ru
Дымова Елена Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: kovalka73@mail.ru
Кочнева Валентина Сергеевна
магистрант кафедры иностранных языков и перевода, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: kochneva.vs@gmail.com
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: английский язык; методика преподавания английского языка; методика английского языка в вузе; средства обучения; студенты; социальные сети; информационно -коммуникационные технологии; радиотехника.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена исследованию социальной сети ВКонтакте в качестве нового элемента информационно-коммуникационных технологий на занятиях английского языка в высшем учебном заведении. Особое внимание уделяется вопросам интеграции популярных социальных сетей в учебный процесс с целью дополнительной отработки учебного материала, пройденного в рамках аудиторных занятий со студентами радиотехнических направлений подготовки Уральского федерального университета. Активное и повсеместное использование мобильных устройств и социальных сетей в повседневной жизни обеспечивает актуальность их применения для студентов. Цель данного исследования: определить подходы и принципы обучения с использованием социальных сетей, разработать этапы работы с социальными сетями, определить актуальные методы использования социальных сетей в процессе обучения английскому языку. В статье представлены четыре этапа, которые необходимы для организации процесса обучения иностранному языку: организационный, подготовительный (технический), процессуальный и оценочный. Авторы статьи предлагают детализацию данных этапов на пятнадцать шагов. В зависимости от целей и задач образовательного процесса, темы, уровня группы набор предлагаемых шагов изменяется. Практика внедрения социальных сетей в процесс организации самостоятельной работы студентов Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета демонстрирует возможность использования разнообразных типов заданий для решения различных учебных задач и повышение эффективности обучения английскому языку. Авторы исследования анализируют не только достоинства использования социальных сетей в обучении иностранному языку, но и недостатки, к которым, в основном, относится маркетинговый контент социальных сетей.
Kovaleva Alexandra Georgievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Translation, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
Dymova Elena Evgenyevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Translation, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
Kochneva Valentina Sergeevna,
Master's Degree Student of the Department of Foreign Languages and Translation, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
SOCIAL NETWORKS AS A MEANS OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS OF RADIOTECHNIC EDUCATIONAL PROGRAMMS
KEYWORDS: English; English language teaching methods; methods of English in high school; means of education; students; social networks; information and communication technology; radio engineering.
ABSTRACT. The article is devoted to the study of the social network Vkontakte as a new element of information and communication technologies in the classroom of the English language teaching in higher education. Particular attention is paid to the integration of popular social networks in the educational process in order to further development of the educational material given in the classroom with students of radioe-lectronic educational programms of the Ural Federal University. Active and widespread use of mobile devices and social networks in everyday life ensures the relevance of their application for students. The purpose of this study is to determine the approaches and principles of teaching using social networks, to develop stages of work with social networks, to determine the actual methods of using social networks in the process of learning English. The article presents four stages that are necessary for the organization of the process of teaching a foreign language: organizational, preparatory (technical), procedural and evaluative. The authors of the article offer the details of these stages for fifteen steps. Depending on the goals and objectives of the educational process, topics, group level the set of proposed steps changes. The practice of in-
traduction of social networks in the process of organisation of independent work of students of the Institute of radio electronics and information technology of the Ural Federal University demonstrates the possibility of using different types of tasks to solve various educational problems and improve the efficiency of English language teaching. The authors of the study analyse not only the advantages of using social networks in teaching a foreign language, but also the disadvantages, which mainly include the marketing content of social networks.
rc
С
Введение
Ювременное образовательное пространство постоянно расширяется как географически, так и технологически. В данной ситуации возрастает значимость иностранного языка и информационно-коммуникационных технологий в процессе организации учебного процесса в высших учебных заведениях. Однако необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, количество часов на иноязычную подготовку в вузах постоянно сокращается, с другой стороны — современные информационно-
коммуникационные технологии приобретают все большую популярность. Количество пользователей Интернета неуклонно растет по всему миру (рис. 1). По данным Mediascope, за период март — август 2018 г., общая аудитория Интернета в России (пользователи в возрасте 12-64 лет) составила 90 млн человек, или 73% населения. Она продолжает расти, прибавив 4% за год. Это свидетельствует о том, что использование интернет-технологий становится неотъемлемой частью повседневной жизни всего человечества.
Рис. 1. Количество пользователей Интернет (%) от общего количества мирового населения [16]
В силу общедоступности и понятности использования неоспоримым является тот факт, что с каждым годом все больше и больше людей будут использовать социальные сети по личным и профессиональным причинам. Согласно статистике сайта www.smartinsights.com [7], на январь 2019 г. в мире насчитывается более пяти миллиардов пользователей мобильных устройств (что на 100 миллионов больше, чем в 2018 г.), аудитория Интернета составляет более четырех миллиардов человек, из них более трех миллиардов являются активными пользователями социальных сетей (что на 10% больше, чем в 2018 г.). Статистические данные свидетельствуют о том, что Интернет, социальные сети становятся все
более доступными по всему миру с развитием рынка мобильных устройств. В связи с этим становится очевидным, что эти технологии уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни активного населения во всем мире и получающего образование, в том числе. Таким образом, именно эти технологии, постоянно сопровождающие пользователя везде 24 часа в сутки, становятся доступным средством для получения определенных услуг, включая образовательные.
В феврале 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования о том, какими социальными сетями и мессенджера-ми пользуются граждане Российской Федерации [6]. Наиболее массовый охват в нашей
© Ковалева А. Г., Дымова Е. Е., Кочнева В. С., 2019
стране, по данным опроса, имеет сеть ВКон-такте — среди всех опрошенных о ее ежедневном посещении сказали 28%, второе место занимают Одноклассники (19%), третье — Instagram (14%). ВКонтакте и Instagram можно отнести к сообществам с перевесом молодежи. Наибольшая доля аудитории пользователей ВКонтакте (40%) приходится на людей в возрасте 25-34 лет. Среди пользователей Instagram 38% — в возрасте 18-24 лет, 37% — в возрасте 25-34 лет. Наиболее популярным средством доступа к Интернету является мобильный телефон/смартфон — его назвали в качестве обычного устройства 52% пользователей Интернета. Доступ к Интернету через мобильный телефон максимален среди ежедневных пользователей Instagram (92%) и ВКонтакте (84%), для остальных сетей — около 70%. Таким образом, использование мобильных устройств и социальных сетей может стать эффективным средством обучения иностранному языку студентов радиотехнических направлений Уральского федерального университета, так как для данного контингента студентов эти средства становятся мотивирующим аспектом. В свою очередь, использование социальных сетей представляется неоспоримо перспективным направлением.
В данный момент методика использования социальных сетей для обучения английскому языку мало обсуждается в научно-методической литературе. Таким образом, цель данного исследования — рассмотреть современные методы обучения английскому языку с использованием социальных сетей и сформировать этапы использования социальных сетей в процессе обучения. Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в высшем учебном заведении с использованием социальных сетей, предметом — методы обучения иностранному языку с применением мобильных устройств и социальных сетей. Для достижения целей исследования были применены следующие методы научного исследования: анализ научных исследований российских и зарубежных ученых, анализ учебных материалов, необходимых для организации процесса обучения с использованием социальных сетей, внедрение результатов исследований в педагогическую практику и анализ результатов обучения.
Социальные сети для организации процесса образования
Социальные сети проникли, пожалуй, во все сферы общественной жизни, в том числе и в процесс обучения английскому языку. Суть социальных сетей заключается в поиске и установлении связей между людьми, о чем еще в конце XIX в. писали Э. Дюркгейм и Ф. Тённис [2; 11]. В научных
работах этих ученых развивалась идея о том, что социальные группы могут существовать в форме личных и прямых социальных связей. Сам же термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. английским социологом Джеймсом Барнсом [12]. Так, ученый определил совокупность узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, индивид). Сегодня понятие «социальная сеть» интерпретируется как особый вид общения пользователей в сети Интернет. Более точная формулировка встречается у Д. М. Бойд и Н. Б. Элисон, которые называют виртуальной социальной сетью (social network site) базирующийся на интернет-технологиях сервис, который позволяет отдельным пользователям [13]:
— создавать открытые (публичные) или частично открытые профили пользователей;
— создавать список пользователей, с которым они состоят в социальной связи;
— иметь доступ к спискам коммуникаций «друзей», то есть к социальным сетям других пользователей внутри системы.
Исследователь Д. Гилпин определяет социальные сети как интерактивные он-лайн-СМИ, которые выступают в качестве каналов для отношений и передачи информации [14]. А. Хэндли и А. Чапмэн под социальными сетями понимают неуклонно растущую и развивающуюся коллекцию онлайновых инструментов, платформ и приложений, которые позволяют всем нам взаимодействовать и обмениваться информацией [15]. Таким образом, социальные сети позволяют осуществлять коммуникацию преподавателя и студентов, а также между студентами. Это значит, что преподаватель может предъявлять студентам различные учебные материалы через социальные сети, а студенты могут выполнять задания самостоятельно или в группах. Безусловно, в сложившейся ситуации уменьшения количества аудиторных часов для обучения иностранному языку, использование социальных сетей делает процесс обучения интересным, разнообразным с методической точки зрения и эффективным.
Методика использования социальных сетей в обучении английскому языку
Обучение в высших учебных заведениях имеет компетентностный подход, положения которого определяются стандартами высшего образования [8]. Анализ научно-методической литературы [1; 4] позволяет утверждать, что процесс обучения иностранному языку с использованием социальных сетей способствует формированию и развитию иноязычной профессиональной информационной компетенции. Методика обучения студентов радиотехнических
направлений подготовки на основе использования социальных сетей в учебном процессе основана на единстве компетентностного, когнитивно-коммуникативного, междисциплинарного и деятельностно-ориентированного подходов; опирающаяся на общеметодические принципы коммуникативности, профессиональной направленности, систематичности и последовательности обучения английскому языку, а также частно-методические принципы развития искомой компетенции: принцип информационно-коммуникативной оправданности, принцип опережающей компьютерной подготовки в условиях информатизации общества.
После проведенного статистического исследования [10] среди студентов первого курса Института радиоэлектроники и информационных технологий — РтФ, обучающихся по направлению «Информационная безопасность», было установлено, что самыми доступными и постоянно посещаемыми социальными сетями являются Вкон-такте и Instagram. Из 23 опрошенных студентов каждый использует эти социальные сети для личного общения, а также для обмена информацией, связанной с учебным процессом. Опыт использования социальной сети в обучении описан многими исследователями. Например, Н. В. Родионова и М. Н. Яранская внедряют социальные сети в учебный процесс в качестве средства для постоянного взаимодействия преподавателей и студентов. Ими отмечены широкие и разнообразные функциональные ресурсы сети Вконтакте, а именно — организация групп, отслеживание активности студентов, размещение информации различных форматов. Помимо этого преподаватели имеют возможность провести различные контрольные мероприятия, такие как тестирование, опрос, коллективное обсуждение темы [9, с. 66-69].
Социальная сеть Вконтакте является одним из сервисов Интернета нового поколения Веб 2.0, представляя собой систему, позволяющую пользователям отправлять текстовые сообщения (до 700 символов), создавать Сообщества (группы, официальные страницы и встречи), размещать аудиозаписи, видеозаписи, фотографии; пользователь получает право самостоятельно в личных целях создавать, использовать и определять содержание собственной персональной страницы и условия доступа других пользователей к ее содержанию, а также получает возможности доступа и размещения информации на персональных страницах других пользователей. Перечисленные права для пользователей и определяют различные методы, которые могут быть использованы для обучения иностранному
языку. Преподаватель может сделать доступными различные тексты для разных пользователей. После ознакомления с этими текстами вне аудитории, на паре может быть организована работа по обмену информацией из различных текстов. Тестовые задания могут быть доступны в индивидуальном режиме для самостоятельного выполнения, но при изменении режима доступа тесты всех студентов могут быть проанализированы в аудитории.
На момент опроса у студентов уже была создана «беседа» Вконтакте, посвященная их академическим занятиям английским языком, участниками «беседы» были все студенты академической группы. «Беседа» Вкон-такте представляет собой чат, участником которого можно стать только по приглашению другого пользователя [3]. В «беседах» возможно общаться с несколькими пользователями одновременно. Общение происходит в режиме реального времени: все сообщения, отправленные пользователем в «беседу», будут видны всем ее участникам. «Беседе» можно присвоить название, создать обложку. К диалогу с участниками «беседы» можно прикрепить аудио- и видеофайлы, фотографии, документы, голосовое сообщение, опросы, указать свое местоположение. Таким образом, студенты имеют возможность обмениваться фотографиями учебных материалов, размещать расписание занятий, староста группы может узнать заранее, кто будет отсутствовать на занятии и так далее. Однако следует рассмотреть роль преподавателя, выступающего непосредственно участником и модератором такой «беседы».
Для систематизированного и эффективного использования социальной сети Вконтакте преподавателю необходимо разработать особый алгоритм действий, который предполагает четыре этапа: организационный, подготовительный (технический), процессуальный и оценочный. Данные этапы могут быть детализированы до пятнадцати шагов:
1) знакомство студентов с целью использования ВКонтакте вне аудиторных занятий;
2) регистрация студентов на сайте ВКонтакте (если они являются незарегистрированными на сайте);
3) знакомство с принципами работы на сайте ВКонтакте;
4) знакомство студентов с критериями оценки их самостоятельной работы в данной сети;
5) знакомство студентов с последовательностью действий, которой они должны следовать;
6) публикация студентами пробных сообщений с целью проверки, кто и когда приступил к работе и готов ли к работе вообще;
7) определение преподавателем и студентами темы для отработки в социальной сети ВКонтакте;
8) сбор релевантной информации в разных поисковых системах, в предложенных заранее преподавателем ресурсах;
9) анализ, синтез полученной информации;
10) выделение проблем для обсуждения;
11) решение определенной учебной задачи (обсуждения, комментарии, публикация вопросов и ответов);
12) осуществление преподавателем мониторинга работы студентов, фиксация спорных или противоречивых моментов для последующего разъяснения;
13) представление студентами своих письменных работ в группе/странице/беседе/в личном сообщении;
14) рефлексия;
15) оценка деятельности студентов преподавателем.
Необходимо подчеркнуть, что набор шагов будет меняться в зависимости от опытности студентов как пользователей социальной сети, от задач, которые стоят перед преподавателем и студентами, от темы и выбранной формы работы.
На момент выбора темы для ее дальнейшей отработки в социальной сети Вкон-такте студенты начали изучение десятого раздела "Stay Fit and Healthy" учебно-методического комплекса Face2Face, Elementary [8, с. 80-81], таким образом, темами для отработки лексики выступили темы «Спорт» и «Здоровье» (Student's Book, раздел 10А, стр. 80-81), грамматическими темами стали — "Imperatives", "Frequency expressions", "Should/ Shouldn't".
Целью использования социальной сети Вконтакте выступала в данном случае возможность закрепления пройденного в рамках аудиторных занятий учебного материала. Все студенты позитивно отреагировали на интеграцию социальной сети в их учебный процесс. Для отработки лексики по тематическим разделам преподавателем были созданы опросы внутри «беседы» Вкон-такте, где студентам требовалось выбрать правильный вариант ответа; для проверки усвоения грамматических правил было предложено выполнить задания на определение правдивости или неправдивости высказывания, а также на сопоставление правила и предложения на английском языке. Следует отметить, что студентам могут быть предложены задания и на установление последовательности, и открытые задания, когда нужно ввести ответ. Таким образом, возможности социальных сетей позволяют использовать любые типы заданий, которые характерны для всех аутентичных учебно-
методических комплексов для обучения английскому языку и соответствуют требованиям для подготовки к сдаче международных экзаменов.
Все студенты группы выполнили домашнее задание, несмотря на то что оно было больше традиционного. При опросе студенты отмечают, что выполнять домашнее задание в социальной сети было удобно, так как можно было обращаться к заданиям в любое удобное время, в любом месте с мобильного телефона. Таким образом, не требовалось традиционного учебника, тетради и специально запланированного времени для выполнения заданий. Экспериментальный период использования социальной сети показал, что студенты выполняли домашнее задание чаще и в большем объеме, чем при традиционной форме организации самостоятельной работы студентов.
Выводы
Сегодня социальные сети — это новая среда обучения, где студенты в основном читают или просматривают учебный контент, делятся комментариями или аудио- и видеоматериалами собственного производства, при создании которых применяются те знания, которые ранее были приобретены. Не следует игнорировать современную тенденцию, которая заключается в том, что процесс обучения в наши дни происходит не только в стенах вуза, но и после аудиторных занятий, а возможно, и одновременно, например, в ленте социальной сети ВКонтакте.
Использование социальной сети ВКон-такте расширяет возможности преподавателя иностранного языка, как для организации аудиторной работы, так и для эффективной организации самостоятельной работы. Социальная сеть помогает увеличить скорость коммуникации преподавателя и студентов, с другой стороны, требует дополнительных временных затрат на подготовку контента, выкладываемого в Сети, и модерацию акка-унта. Необходимо подчеркнуть, что использование социальной сети повышает авторитет преподавателя и способствует созданию доверительных отношений.
Социальные сети имеют и свои недостатки: переизбыток развлекательной информации, отсутствие жесткого контроля, игнорирование этических моментов, а также неточность содержания. В целом, использование социальных сетей в образовательном контексте по-прежнему имеет спорный характер и следует учитывать как преимущества, так и недостатки, для того чтобы сделать его более эффективным как для преподавателей, так и для студентов. Однако социальные сети могут стать дополнительным средством обучения иностранному языку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2011. — 238 с.
2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда [Электронный ресурс]. — М., 1996. — Режим доступа: https://is.gd/g8ln3w (дата обращения: 20.04.2019).
3. Информационный сайт о социальных сетях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://socialnie-seti.info/vkontakte/beseda-v-kontakte/ (дата обращения: 14.05.2019).
4. Ковалева А. Г. Обучение иностранному языку в условиях информационно-коммуникационной профессионально-образовательной среды // Язык в сфере профессиональной коммуникации: Часть 2 : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов и студентов (г. Екатеринбург, 19-20 апр. 2018 г.). — Екатеринбург : Изд-во УМЦ-УПИ, 2018. — С. 57-62.
5. Официальный сайт Mediascope [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mediascope.net/ data/ (дата обращения: 10.05.2019).
6. Официальный сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=ll669l (дата обращения: 15.03.2019).
7. Официальный сайт статистических данных использования интеллектуальных технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.smartinsights.com/social-media-marketing/social-media-strategy/new-global-social-media-research/ (дата обращения: 17.04.2019).
8. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/11 (дата обращения: 17.04.2019).
9. Родионова Н. В., Яранская М. Н. Потенциальные возможности использования социальных сетей в качестве образовательного ресурса : сб. мат-лов Всерос. студ-й науч.-практ. конф. «Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования». — Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2017. — С. 66-69.
10. Страница в социальной сети ВКонтакте для проведения эксперимента [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/page-2158488_47146262 (дата обращения: 17.04.2019).
11. Тённис Ф. Общность и общество [Электронный ресурс] // Основные понятия чистой социологии. — СПб., 2002. — Режим доступа: https://is.gd/bxafGD (дата обращения: 20.04.2019).
12. Barnes J. A. Class and Comittees in Norwegian Island Parish // Human Relations. Hafner Press. — NY., 1975. — P. 39-58
13. Boyd D. M. Social Network Sites: Definition, History, and Scolarship / D. M. Boyd, N. B. Elison // Journal of Computer-Mediated Communication. — 2007. — Vol. 13 (1). — P. 210-230.
14. Gilpin D. R. Working the Twittersphere: Microblogging as professional identity construction [Electronic resource] // A networked self: Identity, community, and cultureon social network sites. — NY, 2011. — Chapter 11. — P. 232-250. — Mode of access: https://www.academia.edu/197814/Working_the_Twittersphere_ Microblogging_as_professional_identity_construction (date of access: 15.04.2019).
15. Handley A., Chapman A. Content Rules / / How to Create Killer Blogs, Podcasts, Videos, Ebooks, Webi-nars (and More) That Engage Customers and Ignite Your Business. — Hoboken, N.J. : Wiley, 2011.
16. Redston Ch., Cunnigham G. Face2Face Elementary: Student's Book with DVD-ROM. — 2nd Edition. — Cambridge University Press, 2012. — P. 80-81.
REFERENCES
1. Baguzina E. I. Veb-kvest tekhnologiya kak didakticheskoe sredstvo formirovaniya inoyazychnoy kommu-nikativnoy kompetentnosti: na primere studentov neyazykovogo vuza : dis. ... kand. ped. nauk. — M., 2011. — 238 s.
2. Dyurkgeym E. O razdelenii obshchestvennogo truda [Elektronnyy resurs]. — M., 1996. — Rezhim dostu-pa: https://is.gd/g8ln3w (data obrashcheniya: 20.04.2019).
3. Informatsionnyy sayt o sotsial'nykh setyakh [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://socialnie-seti.info/vkontakte/beseda-v-kontakte/ (data obrashcheniya: 14.05.2019).
4. Kovaleva A. G. Obuchenie inostrannomu yazyku v usloviyakh informatsionno-kommunikatsionnoy pro-fessional'no-obrazovatel'noy sredy // Yazyk v sfere professional'noy kommunikatsii: Chast' 2 : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. prepodavateley, aspirantov i studentov (g. Ekaterinburg, 19-20 apr. 2018 g.). — Ekaterinburg : Izd-vo UMTs-UPI, 2018. — S. 57-62.
5. Ofitsial'nyy sayt Mediascope [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://mediascope.net/data/ (data obrashcheniya: 10.05.2019).
6. Ofitsial'nyy sayt VTsIOM [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=116691 (data obrashcheniya: 15.03.2019).
7. Ofitsial'nyy sayt statisticheskikh dannykh ispol'zovaniya intellektual'nykh tekhnologiy [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.smartinsights.com/social-media-marketing/social-media-strategy/new-global-social-media-research/ (data obrashcheniya: 17.04.2019).
8. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/11 (data obrashcheniya: 17.04.2019).
9. Rodionova N. V., Yaranskaya M. N. Potentsial'nye vozmozhnosti ispol'zovaniya sotsial'nykh setey v kachestve obrazovatel'nogo resursa : sb. mat-lov Vseros. stud-y nauch.-prakt. konf. «Nauchnoe soobshchestvo studentov: problemy khudozhestvennogo i muzykal'nogo obrazovaniya». — Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t im. I. Ya. Yakovleva, 2017. — S. 66-69.
10. Stranitsa v sotsial'noy seti VKontakte dlya provedeniya eksperimenta [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://vk.com/page-2158488_47146262 (data obrashcheniya: 17.04.2019).
11. Tennis F. Obshchnost' i obshchestvo [Elektronnyy resurs] // Osnovnye ponyatiya chistoy sotsiologii. — SPb., 2002. — Rezhim dostupa: https://is.gd/bxafGD (data obrashcheniya: 20.04.2019).
12. Barnes J. A. Class and Comittees in Norwegian Island Parish // Human Relations. Hafner Press. — NY., 1975- — P. 39-58
13. Boyd D. M. Social Network Sites: Definition, History, and Scolarship / D. M. Boyd, N. B. Elison // Journal of Computer-Mediated Communication. — 2007. — Vol. 13 (1). — P. 210-230.
14. Gilpin D. R. Working the Twittersphere: Microblogging as professional identity construction [Electronic resource] // A networked self: Identity, community, and cultureon social network sites. — NY, 2011. — Chapter 11. — P. 232-250. — Mode of access: https://www.academia.edu/197814/Working_the_Twittersphere_ Microblogging_as_professional_identity_construction (date of access: 15.04.2019).
15. Handley A., Chapman A. Content Rules // How to Create Killer Blogs, Podcasts, Videos, Ebooks, Webi-nars (and More) That Engage Customers and Ignite Your Business. — Hoboken, N.J. : Wiley, 2011.
16. Redston Ch., Cunnigham G. Face2Face Elementary: Student's Book with DVD-ROM. — 2nd Edition. — Cambridge University Press, 2012. — P. 80-81.