Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ТЕКСТОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ / ВИДЕОПОСТ / SOCIAL MEDIA / COMMUNICATIVE COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / META-SUBJECT SKILLS / DIDACTIC STRATEGIES / COMMENTS / VIDEO POSTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханова Юлия Валерьевна

В статье рассматриваются возможности использования социальных медиа для развития коммуникативной компетенции обучающихся. Автор полагает, что в контексте современной концепции обучения иностранным языкам необходимо говорить о личностно ориентированных образовательных технологиях, призванных создавать условия для личностного развития обучающихся. Образовательная ситуация, в которой складываются эти условия, является развивающей ситуацией и предполагает продуктивный характер языкового образования. Продуктивное образование является развитием познавательных и созидательных особенностей обучающихся, раскрытие и реализация их творческого потенциала, становление творческой личности.Известно, что особой популярностью в среде современной молодежи пользуются социальные сети и мессенджеры. Автор считает, что потенциал и особенности использования социальных сетей обусловлены, прежде всего, своей доступностью и скоростью передачи информации, а их использование в образовательных целях позволяет вывести занятия за рамки урока, что дополнительно мотивирует обучающихся. Использование социальных медиа обеспечивает более глубокое освоение иностранного языка, способствует формированию у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, ориентирует их на воспитание информационной культуры, на формирование умений самостоятельного приобретения знаний.Автор рассматривает дидактические возможности социальных медиа в образовательном процессе по иностранным языкам, отмечая, что использование социальных сетей и мессенджеров в значительной мере может обогатить традиционные способы иноязычного образования в соответствии с требованиями и тенденциями развития современного общества. Автор приводит алгоритмы размещения текстовых комментариев и видеопостов.Автор полагает, что методически правильное внедрение социальных медиа в учебный процесс дает возможность всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, который разнообразит занятия по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плеханова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SOCIAL MEDIA TO DEVELOP LEARNERS'FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article concentrates on social media and their role in developing learners' foreign language communicative competence. Since one of the key objectives of language teaching is to facilitate interaction and communication, language teachers should be encouraged to consider using these tools to make their students' language learning experience richer in terms of authentic communication. Social media platforms provide teachers and learners with different advantages such as improved instructional materials and endless resources that increase levels of willingness to communicate among students. Integrating social media applications into teaching offers a variety of ways to teach curriculum and helps create a healthy learning environment, as students can learn effectively at their own space and time with a sense of control over their learning. The learner is the one who builds knowledge and meaning internally and allows social interactions to play a great role in determining how this knowledge is constructed. The research focuses on adequate didactic strategies to foster learners' foreign language communicative competence through using social networks and messengers. The author of the manuscript designs guides to creating comments and video posts. The study suggests that the integration of multiple social media tools for language learning can enhance the learner's experience, but the learning outcomes for each activity need to be clearly defined.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/34PDMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Плеханова Ю.В. Использование социальных медиа для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Plekhanova Yu.V. (2020). Using social media to develop learners' foreign language communicative competence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN220.pdf (in Russian)

УДК 372.881.111.1 ГРНТИ 14.25.09

Плеханова Юлия Валерьевна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: juliaplekhanova.nv@gmail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=788438

Использование социальных медиа для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования социальных медиа для развития коммуникативной компетенции обучающихся. Автор полагает, что в контексте современной концепции обучения иностранным языкам необходимо говорить о личностно ориентированных образовательных технологиях, призванных создавать условия для личностного развития обучающихся. Образовательная ситуация, в которой складываются эти условия, является развивающей ситуацией и предполагает продуктивный характер языкового образования. Продуктивное образование является развитием познавательных и созидательных особенностей обучающихся, раскрытие и реализация их творческого потенциала, становление творческой личности.

Известно, что особой популярностью в среде современной молодежи пользуются социальные сети и мессенджеры. Автор считает, что потенциал и особенности использования социальных сетей обусловлены, прежде всего, своей доступностью и скоростью передачи информации, а их использование в образовательных целях позволяет вывести занятия за рамки урока, что дополнительно мотивирует обучающихся. Использование социальных медиа обеспечивает более глубокое освоение иностранного языка, способствует формированию у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, ориентирует их на воспитание информационной культуры, на формирование умений самостоятельного приобретения знаний.

Автор рассматривает дидактические возможности социальных медиа в образовательном процессе по иностранным языкам, отмечая, что использование социальных сетей и мессенджеров в значительной мере может обогатить традиционные способы иноязычного образования в соответствии с требованиями и тенденциями развития современного общества. Автор приводит алгоритмы размещения текстовых комментариев и видеопостов.

https:// mir-nauki. com

Автор полагает, что методически правильное внедрение социальных медиа в учебный процесс дает возможность всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, который разнообразит занятия по иностранному языку.

Ключевые слова: социальные медиа; коммуникативная компетенция; иноязычное образование; метапредметные умения; дидактические возможности; текстовый комментарий; видеопост

В настоящее время образование направлено на гармоничное разностороннее развитие личности обучающихся, приобретение ими умений, способствующих самоформированию, саморазвитию и социальной адаптации. Обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, самостоятельно определяя цели и проектируя пути их реализации, обрабатывая и используя полученную информацию, демонстрируя личный опыт и оценивая результаты проведенной работы. Иноязычное образование требует использования эффективного востребованного контента с учетом коммуникативных потребностей обучающихся и целей обучения. Целесообразно создание лингводидактической среды с применением современных мультимедийных технологий, что позволит моделировать содержание иноязычного общения, трансформируя его из средства обучения в канал познания и инструмент развития.

Объектом исследования является процесс обучения иноязычному общению обучающихся средней школы.

Предмет исследования: использование социальных медиа для развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики использования социальных медиа для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся средней школы.

Методы исследования: общетеоретические (анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме исследования, отечественных и зарубежных образовательных стандартов, изучение передовых технологий в области развития иноязычной коммуникативной компетенции); эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение).

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его роль в решении общих задач, стоящих перед обновляющейся системой российского образования. Иностранный язык перестает быть школьным предметом, а превращается в инструмент познания и социализации, в средство, обеспечивающее креативную деятельность, жизнедеятельность и безопасность граждан [1].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать:

Введение Актуальность

Результаты и обсуждение

• сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;

• владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

• достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;

• сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях1.

На уроках иностранного языка можно эффективно развивать следующие метапредметные умения, определенные ФГОС СОО:

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности1.

В рамках деятельностного подхода для формирования метапредметных и предметных умений можно прибегать к интерактивным упражнениям с использованием современных мультимедийных технологий (компьютерных программ, приложений, ресурсов сети Интернет и т. д.) [2]. Интерактивное упражнение, формирующее речевую ситуацию, выполняет функцию, связанную со стимулированием на речевое высказывание. По мнению Г.В. Роговой без интерактивности эффективное обучение речевой деятельности невозможно [3, с. 143].

Интерактивные упражнения, как отмечает А.В. Васильева, помогают взаимодействию между субъектами образовательного процесса; они направлены на стимулирование и поддержание активной речедеятельности, включение эмоциональной памяти обучающихся, снятие психологического барьера, что, несомненно, способствует естественному, свободному использованию иностранного языка в процессе практической деятельности [4].

1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).

Применение интерактивных упражнений становится реальным, эффективным стимулом к общению на иностранном языке тогда, когда эти упражнения близки обучающимся по виду деятельности, способу ее формирования, характеру коммуникативной задачи. Умелое сочетание интерактивных упражнений и современных мультимедийных технологий может способствовать формированию у обучающихся умений самостоятельно находить материал для работы, быть готовым к планированию, проводить анализ, делать выводы, а также выявлять и корректировать собственные ошибки и ошибки товарищей [5-7].

Интернет является всемирным хранилищем информации различного содержания и тематики. На сегодняшний день ресурсы Интернет являются самым удобным, а потому популярным источником информации в различных сферах жизни для разнообразного контингента [8]. Виртуальная среда Интернет позволяет «выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы» [9, с. 65]. Чтобы сделать процесс обучения интересным, нужно использовать именно те ресурсы (сайты, приложения, форумы и т. д.), которые представляют интерес для современных обучающихся. Педагогическая целесообразность применения ресурсов глобальной сети, а также интенсивность ее использования определяются целями и задачами конкретного занятия по иностранному языку и требуют методического обоснования такой интеграции [10, с. 117].

Международная компания «Делойт» проводила комплексное исследование, посвященное изучению медиапотребления в России2. Наиболее популярные Интернет-ресурсы среди россиян - это YouTube (https://www.youtube.com/) и ВКонтакте (https://vk.com/). Их используют 86 % и 80 % респондентов соответственно. Следом по популярности идут такие социальные сети как Одноклассники (57 %) (https://ok.ru/), Instagram (52 %) (www.instagram.com) и Facebook (44 %) (https://www.facebook.com/). Telegram (https://telegram.org/) продолжает оставаться распространенной платформой среди россиян (25 %) (рис. 1).

Использо- Распределение пи источникам контента

вание Ваши друзья известные личности Незнакомые рядовые пользователи Сообщества медиаресурсы и СМИ другое

YDuTubt В6% 7% 37% 32% 7% и» 6%

ВКонтакте вой г-. 51» 9% 10% 23% 3% 4%

Одноклассники 57% Л 73« 5% 10% 246 5%

Initagram 52% 37% 34% 15% ft*. 2% 3%

Facebook 44% 43% 16% 17% 14» 5% 6%

Новостные порталы 34% 2% 11% 12% а» ^ 64» 4%

Telegram 25% 34% 2116 12% Л 25% 4% 5«

Твиттер 18% 21% 33% 24% 11% 7% 4%

Pintereit 12% 9% а« л 5Й% 13» 5% 6%

Живой журнал (Livejournal) 7» 9% 44% 30% 12» 2% 4%

Snapchat 6% 40% 13% 15% 7» 5% 21%

LinkedIn 6% 24% 13% 40% 15» 2% 7«

Стрим 5% 6% Л 52% 19% 10% 5% в*

Мой круг Sib 44% 11% 27% в% 4% 6%

TlkTok 4» 19% 22% 45% 5» 5% 3%

Рисунок 1. Ключевые Интернет-ресурсы в России в 2019 г. (источник: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technologv-media-and-telecommunications/articles/media-

consumption-in-russia.html)

2 https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia. html.

Обращаясь к рейтингу социальных медиа в России за 2019 год, сформированного по результатам исследований компании Mediascope, лидера российского рынка медиаисследований3, становится ясно, что наиболее популярной и перспективной социальной сетью в России является ВКонтакте (72 %) (https://vk.com/). По числу пользователей также в лидерах WhatsApp (61 %) (www.whatsapp.com), Instagram (56 %) (www.instagram. com), Одноклассники (45 %) (https://ok.ru/), Facebook (42 %) (https://www.facebook.com/) и Viber (41 %) (https://www.viber.com/ru/) (рис. 2).

Monthly Reach, % от населения

Вконтакте

Whatsapp 61% 32.5 мпн.чел.

Instagram | 29.6 млн.чел.

Одноклассники I 23.8 мпн.чел.

Facebook I 22.3 млн.чел.

Viber 41% 21.8 млн.чел.

Telegram 21% 11.3 млн.чел.

Live Journal | 11.1 млн.чел.

Twitter I 8.4 млн.чел.

Skype 12% 6.2 млн.чел.

Blogspot I HB 5.9 мпн.чел.

Мой мир I 5.2 млн.чел.

Liveinternet I шшш 3.9 мпн.чел.

МирТесен I шш 3.1 мпн.чел.

Snapchat E т 1.9 млн.чел.

WEB-lndex, Desktop&Mobile. Февраль 2019, Россия 1 ППк+ 12-64, Monthly Reach, % от населения, млн.чел

Рисунок 2. Рейтинг социальных медиа в России (февраль, 2019) (источник: https://webindex.mediascope.net/report/general-statistics)

Исходя из результатов проведенных исследований, можно говорить о том, что в обучение целесообразно интегрировать платформу YouTube, социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, Instagram и мессенджеры WhatsApp и Viber.

Социальные сети очень многофункциональны и дают возможность организовать такие виды работы, которые могут служить эффективным средством обучения иноязычному говорению. Приведенная ниже таблица демонстрирует функции социальных медиа, которые можно использовать для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся (табл. 1).

Таблица 1

Дидактические возможности социальных медиа для развития коммуникативной компетенции обучающихся

Социальные медиа Функционал Дидактические возможности

YouTube Пользователи размещают видеоконтент на своем канале в режиме оффлайн на неограниченный срок с возможностью комментирования, добавления материала в закладки и последующего сохранения. Педагог создает собственный обучающий канал с видеоконтентом или использует уже существующий контент другого пользователя, который подходит по содержанию. Так, например, учитель размещает видео с правильным произношением слов и фраз по теме "Food&Health", которое можно использовать в классе во время ознакомления с темой или же предложить просмотр видео с последующим выполнением упражнений в качестве домашнего задания.

3 https://webindex.mediascope.net/report/general-statistics. Страница 5 из 11

Социальные медиа Функционал Дидактические возможности

ВКонтакте Социальная сеть, где существует возможность общения через приватные и групповые чаты, размещения текстовых, фото- и видеопостов, записи коротких онлайн «историй», ведения онлайн видеотрансляций, создания групп и публичных страниц со своим контентом (приватные и открытые). В диалогах есть функция записи голосовых сообщений. Создание приватной группы класса. Контент смогут просматривать только участники группы. Есть возможность составлять диалоги через голосовые сообщения. Доступны видеотрансляции; они позволяют организовывать работу в режиме реального времени. Учитель может создать текстовый, аудио- или видеопост с заданием по пройденной теме. Например: «Разбейтесь на пары и запишите видеодиалог про планы на выходные в рамках изучения темы "Let's Have Fun!". Объем - 5-7 фраз от каждого действующего лица». В комментариях к посту учащиеся могут отправлять готовые задания. Учитель имеет возможность оценить выполнение работы как онлайн в группе (или в личном сообщении), так и в классе при обсуждении.

Одноклассники / Facebook Платформы поддерживают создание групповых и приватных чатов, предоставляют возможность размещать посты с прикрепленными аудио- и видеоматериалами на неопределенный срок. Возможно создание групп и публичных страниц.

Skype Программное обеспечение для аудио-и видеосвязи в режиме онлайн. Доступны как приватные, так и групповые чаты. По времени звонки не ограничены. Видеосвязь может осуществляться в одностороннем порядке, где один (или несколько) человек ведет видеотрансляцию, а другой (или несколько) отвечает в письменном виде в чате. Создание онлайн-сессий для развития умений монологической и диалогической речи. Можно организовать домашнее задание в виде подготовки монолога на определенную тему. Проверка может осуществляться как в личной сессии с преподавателем, так и в групповом онлайн чате, где участники смогут задавать вопросы, комментировать услышанное.

WhatsApp Мессенджеры, где пользователи предоставляют информацию только путем создания чатов. В чатах можно прикреплять голосовые сообщения, короткие видеосообщения, документы текстового, аудио- и видеоформата. Количество пользователей в чатах не ограничено. При использовании данного вида социальных медиа самым удобным способом организации отработки материала является групповой чат с голосовыми сообщениями. Можно распределить роли между обучающимися и последовательность сообщений, создать речевую ситуацию для диалога.

Google+

Viber

Facebook Messenger

Instagram Приложение с элементами социальной сети, где пользователи размещают в своих профилях фотографии и короткие видео (до минуты). Главная особенность платформы - размещение коротких «историй», которые остаются на 24 часа (круг лиц, для которых доступна история, можно ограничить определенными пользователями), а потом автоматически удаляются. В Instagram общение происходит через «Директ», где создаются групповые и приватные чаты с возможностью отправлять текстовые, аудио- и видеосообщения, оставлять их в чате навсегда, либо разрешить разовый просмотр. Удобно организовывать процесс отработки материала по форме «вопрос-ответ». Обучающийся создает закрытую историю (кроме определенного круга лиц: учителя, одноклассников) со стикером, где остальные пользователи могут задать вопрос в текстовом виде. В следующих историях обучающийся, которому задают вопросы, отвечает на них. Этот вариант удобен тем, что это довольно быстрый процесс (на ответ дается не более 30 секунд). Такой вид деятельности можно организовать как в классе, так и в качестве домашнего задания.

Составлено автором

Социальные медиа - это не только способ коммуникации, но и блог-технология. Блоггинг происходит путем размещения тестового или медиа материала на ту или иную тему с возможностью получения комментариев, ответной реакции аудитории (feedback). В обучении

можно использовать различные социальные сети и форумы для развития умений говорения: школьники могут выкладывать свои блог-посты на пройденную тему, а преподаватель -направлять и контролировать процесс [11-13].

Две основные функции, которые можно использовать в обучении иноязычному говорению - это написание текстового комментария и размещение видеопоста. В этой связи логичным будет сгруппировать вышеназванные социальные медиа в зависимости от преобладающих типов сообщений (рис. 3).

Рисунок 3. Распределение социальных медиа по преобладающим типам сообщений (составлено автором)

Нужно отметить, что все вышеупомянутые социальные медиа имеют очень широкий спектр возможностей, они многофункциональны. Разделение по преобладающим типам сообщений несет больше формальный смысл; оно составлено с учетом функций, которые выбраны пользователями в качестве ведущих. Так, например, везде есть функция прикрепления аудиосообщения. Для развития умений говорения она является очень удачной: если подобрать задание, где обучающимся предлагается оставить голосовое сообщение в чате (в комментариях под постом, на «Стене» и т. п.) по теме урока, используя определенные лексические единицы или грамматическую структуру, то учителю легко организовать контроль. Кроме того, обучающиеся сами могут прослушать свое сообщение и заметить недочеты, что является практически невозможным при непосредственном общении в классе.

Написание комментариев также является хорошим упражнением при обучении говорению, так как печатный текст может выступать в качестве основы для говорения. Кроме того, комментарии будут обсуждаться в классе. Это демонстрирует тесную связь двух видов речевой деятельности - говорения и письма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любой вид работы с социальными медиа должен быть апробирован в классе под руководством учителя. Для учителя важно провести инструктаж по работе с тем или иным заданием, обучающиеся должны осознанно выкладывать посты. В связи с этим будет рациональным создать алгоритмы размещения текстовых комментариев и видеопостов (рис. 4, 5).

Текстовый комментарий является реакцией на опубликованную запись/пост, что может являться видеоматериалом, текстом, аудиозаписью и т. д. Первым шагом в алгоритме будет ознакомление с контентом в целом, определение темы, так как комментарий учащегося должен быть логически связан с постом. Следующим пунктом является определение вида информации и ее объем. Учитель может предложить задание, где, например, требуется задать несколько вопросов по содержанию видео, выразить свое мнение по поводу написанного/сказанного и т. п.

¥ я

щ

5

i 5

5

•Ознакомление с контентом

•Определение типа комментария (объем, вид информации)

•Повторное ознакомление с контентом для выделения отдельной информации

•Выбор лексических единиц и грамматических структур

•Написание комментария

•Проверка

•Публикация

Рисунок 4. Алгоритм написания текстового комментария (составлено автором)

Далее следует ознакомиться с постом повторно для определения ключевой информации, которая будет фигурировать в комментарии. Затем необходимо определить лексические единицы и грамматические структуры, которые станут основой сообщения. В зависимости от ступени обучения и уровня языковой подготовки можно использовать лексический и грамматический материал, рекомендованный учителем. Стоит обратить особое внимание обучающихся на соблюдение моральных и этических норм при написании комментария. Предпоследний пункт - непосредственно написание комментария с учетом всех предыдущих шагов. Затем учащийся должен проверить написанное и только после этого разместить комментарий под постом.

У

!

•Определение темы, цели, объема видеопоста

Написание плана

I

Я

Ж

•Подбор лексических единиц и грамматических структур

•Тренировка, предварительная запись видео

•Запись видеопоста

•Проверка видеопоста

•Размещение видеопоста

Рисунок 5. Алгоритм создания видеопоста (составлено автором) Страница 8 из 11

34PDMN220

Первым шагом в создании видеопоста является определение его темы, цели и объема, что определяется заданием учителя. Это может быть, например, рассказ о своих планах на выходные; в этом случае тема - «выходные», цель - «поделиться планами на ближайшие выходные». Далее рекомендуется написать план, на который обучающийся будет опираться при устном повествовании. Следующим шагом станет подбор лексических единиц и грамматических структур. Целесообразно, если учитель предлагает предпочтительные лексические единицы и грамматические конструкции сразу в задании, снимая возможные трудности. Следующим этапом является проговаривание вслух - тренировка важна перед записью видео, т. к. обучающийся понимает, какие места в повествовании ему даются с трудом, долго ли он держит паузы и т. д. На этом этапе можно записать пробное видео и посмотреть на себя со стороны. Следующий шаг - запись видео и его проверка. Важно, чтобы речь была четкой, грамотной с учетом морально-этических принципов. Далее обучающийся размещает видеопост на предложенном ресурсе.

Если работа происходит на уроке, то время, отведенное на задание, значительно сокращается. В связи с этим, учитель должен четко определять время на выполнение того или иного задания и контролировать работу, указывая, когда приступать к следующему этапу.

Подобные задания могут вызывать ряд трудностей при реализации. Одна из таких трудностей - недостаточное техническое оснащение. Не у всех обучающихся могут быть телефоны с доступом к сети Интернет. В таком случае рекомендуется разделить класс на микрогруппы, определить ответственного за размещение материала в сети. Известно, что почти каждый обучающийся является интернет пользователем, но при этом есть школьники, которым родители не позволяют пользоваться социальными медиа. В этом случае работа с такими обучающимися должна быть организована только в классе. Например, преподаватель может вывести выполненное задание одного из обучающихся на экран и после просмотра попросить высказать свое мнение, попросить выполнить аналогичное задание на уроке, не прибегая к размещению в сети.

Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий [14].

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией возможно только в процессе речевого общения, а использование социальных медиа в иноязычном образовании может быть ключевым инструментом, который стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, дает возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы, способствуя большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Махмурян К.С., Корникова Г.А. Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка в условиях реализации индивидуального плана развития образовательного учреждения. Учебно-методический журнал Английский язык в школе №1 (41). 2013 https://www.titul.ru/uploads/journal/45/journal_41_09-35.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

2. Мансурова С.Е., Дощинский Р.А. Учебная деятельность как система учебных задач, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов // Ценности и смыслы. 2016. №6 (46). URL: https://cyberleninka.m/article/n/uchebnaya-deyatelnost-kak-sistema-uchebnyh-

zadach-napravlennyh-na-dostizhenie-lichnostnyh-metapredmetnyh-i-predmetnyh-rezultatov (дата обращения: 14.03.2020).

3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 2000. 231 с.

4. Васильева А.В. Система интерактивных упражнений для развития коммуникативной компетенции на русском языке как иностранном // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN118.pdf (дата обращения: 11.03.2020).

5. Gutierrez D. Developing Oral Skills through Communicative and Interactive Tasks. Bogotá, n. 6, p. 83-96, Oct. 2005. URL: http://www.scielo.org.co/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1657-07902005000100008&lng=en&nrm=iso (дата обращения: 15.03.2020).

6. Howarth P. Increasing student interaction. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/increasing-student-interaction (дата обращения: 14.03.2020).

7. Rivers M. Interaction as the Key to Teaching Language for Communication. URL: http://www1.udel.edu/eli/educ647/rivers/Rivers1.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

8. Plekhanova Yu.V., Stepanova M.A. Intertexuality in Cyberspace Media Discourse: Patching Cultural Gaps in Translation // Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects (HSSNPP 2019). Atlantis Press. Р. 2352-5398. URL: https://doi.org/10.2991/hssnpp-19.2019.52 (дата обращения: 15.03.2020).

9. Калугина Е.В., Челпанова Е.В. Использование ресурсов сети Интернет для развития учебно-познавательной компетенции при обучении английскому языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №6. С. 79-84.

10. Плеханова Ю.В. Интернет-ресурсы как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные вопросы современного научного общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции (28 февраля 2020 г.). Научное издательство Science Pro. Кемерово, 2020. С. 107-110.

11. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. №4 (20). С. 115-127.

12. Михеева О.И. Использование блог-технологий в обучении иностранным языкам // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2010. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-blog-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 18.03.2020).

13. Киракосян В.А. Применение блог-технологий на уроке иностранного языка как средство развития речевой компетенции учащихся // Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2017. № 8. Ч. 1. С. 181-184. URL: https://www.gramota.net/materials/2/2017/8-1/55.html (дата обращения: 18.03.2020).

14. Бутурлин Н.С., Ожегова А.П., Ломовцева Н.В. Аспекты применения социальных сетей в образовательном процессе // Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 28-32. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32750923_70869424.pdf (дата обращения: 28.03.2020).

https:// mir-nauki. com

Plekhanova Yulia Valer'evna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: juliaplekhanova.nv@gmail.com

Using social media to develop learners' foreign language communicative competence

Abstract. The article concentrates on social media and their role in developing learners' foreign language communicative competence. Since one of the key objectives of language teaching is to facilitate interaction and communication, language teachers should be encouraged to consider using these tools to make their students' language learning experience richer in terms of authentic communication. Social media platforms provide teachers and learners with different advantages such as improved instructional materials and endless resources that increase levels of willingness to communicate among students. Integrating social media applications into teaching offers a variety of ways to teach curriculum and helps create a healthy learning environment, as students can learn effectively at their own space and time with a sense of control over their learning. The learner is the one who builds knowledge and meaning internally and allows social interactions to play a great role in determining how this knowledge is constructed. The research focuses on adequate didactic strategies to foster learners' foreign language communicative competence through using social networks and messengers. The author of the manuscript designs guides to creating comments and video posts. The study suggests that the integration of multiple social media tools for language learning can enhance the learner's experience, but the learning outcomes for each activity need to be clearly defined.

Keywords: social media; communicative competence; foreign language teaching; meta-subject skills; didactic strategies; comments; video posts

34PDMN220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.