Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Тузбеков А.И. — Социальные сети как ресурс в исследовании деятельности «кладоискателей» (пример Республики Башкортостан) // Социодинамика. - 2019. - № 12. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.12.31139 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=31139
Социальные сети как ресурс в исследовании деятельности «кладоискателей» (пример Республики Башкортостан)
Тузбеков Айнур Ильфатович
кандидат исторических наук
научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимский федеральный
исследовательский центр Российской академии наук
450077, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К.маркса, 6
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
Аннотация.
Предметом исследования автора является деятельность «кладоискателей» на территории Республики Башкортостан. На основе анализа различных данных автор приходит к выводу, что ценным источником информации для изучения деятельности черных копателей на территории региона могут быть сообщества в социальных сетях. Для проведения исследований выбираются три группы в наиболее популярной в России социальной сети «ВКонтакте» и с помощью различных программных продуктов устанавливается среднестатистический портрет подписчиков сообществ, определяются памятники, наиболее часто подвергающиеся разграблению, оценивается возможность организации «кладоискателями» небольших или крупных групп для совместного поиска кладов. Для достижения поставленных целей авторам выбраны методы нетнографии а так же методы исследования виртуальных сообществ разработанные А. Ц. Гарсией, А. И. Стандлом, Й. Бечкоффом, Ы. Цуи. В результате проведенных исследований впервые были проанализированы виртуальные сообщества «кладоискателей» Республики Башкортостан. Автор установил что: 1) социальные сети являются ценным источником в исследовании деятельности черных копателей, 2) «кладоискатели» ведут активную работу по пропаганде незаконного поиска кладов 3) В социальных сетях проводится активная пропаганда незаконного поиска археологических предметов
Ключевые слова: памятник археологии, разрушение, кладоискатели, Республика Башкортостан, социальные сети, нетнография, Новое время, охрана памятников, ВКонтакте, черные копатели
DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31139
Дата направления в редакцию:
25-10-2019
Дата рецензирования:
29-10-2019
Работа осуществлена в рамках Государственного задания по теме «Внутренние и внешние факторы культурогенеза населения Южного Урала (от эпохи палеометалла к Новому времени)», № АААА-А18-118041290046-0
Введение
В последние годы все большие масштабы приобретает деятельность черных копателей, именующих себя «кладоискателями», которые по сути, для удовлетворения личного интереса или наживы, разрушают саму возможность получения нового исторического знания П. е. 13-141.
Не смотря на наличие в Уголовном кодексе Российской Федерации ст. 243, предусматривающую уголовную ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, в том числе археологических объектов, на практике применение данной статьи затруднено целым рядом обстоятельств. Во-первых, отсутствие учетной документации на археологические объекты (на учете состоит меньшая часть памятников, в особенности, памятников Нового времени (ХУ1-начало XX вв.) и неясности с определением их границ лишают специалистов возможности доказать факт разрушения памятника истории и культуры самовольными раскопками при всей его очевидности. Во-вторых, несмотря на обилие артефактов, циркулирующих на антикварном рынке, факт происхождения их из браконьерских раскопок, как правило, не
может быть доказан, если участники этих раскопок не пойманы с поличным [1, Сш 22]. Доказательством тому является количество приговоров вынесенных судами общей юрисдикции по ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания в Российской Федерации. Например, по данным Интернет-ресурса «Судебные и нормативные акты РФ» (https://sudact.ru/) - крупнейшая в сети база судебных актов, судебных решений и нормативных документов, за 2013-2018 гг. по данной статье вынесено всего 18 приговоров.
Регион Количество приговоров по ст 243.2 УК РФ
2014 2015 2016 2017 2018
Краснодарский край 1 1
Республика Крым 2 1
Самарская область 1
Костромская область 1 2 2
Пермский край 1
Архангельская область 1
Саратовская область 1
Республика Татарстан 1
В ла димирс ка я обла с ть 1
Карачаево-Черкесская Республика 1
Пе нз е нс ка я о б ла сть 1
Итого 3 2 3 4 6
Таблица №1 Распределение по регионам приговоров по статье 243.2 УК РФ.
Ранее ряд исследователей уже отмечали, что в Республике Башкортостан на данный момент сложилась целая субкультура со своей системой ценностей, манерой поведения, жаргоном и т.д., связывающая людей, занятых в проведении незаконных раскопок. По их данным «кладоискателями» только за 2013 г. были частично разрушены более чем 50 археологических памятников [2, Сш 63].
Отчетные материалы о деятельности Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ и отдельные публикации археологов не дают полностью оценить масштаб деятельности «кладоискателей» и наносимый ими ущерб памятникам археологии региона. Одним из доступных способов изучения субкультуры черных копателей являются исследования виртуальных сообществ «кладоискателей» их социальных взаимодействий, поведения в киберпространстве и т.д.
Одними из первых сайты и группы кладоискателей в российском секторе интернета были изучены И.М. Бердниковым и И.В. Улановым. Ученые выявили и проанализировали 260 сайтов - форумов, клубов, сообществ, магазинов и аукционов. В результате, авторы установили, что в виртуальной сети преобладают ресурсы, где ведется активная
пропаганда незаконных раскопок и купля-продажа археологического материала [3, Сш 28~
В рамках изучения деятельности черных копателей в регионе нами принято решение впервые провести анализа как содержательной части групп в социальных сетях принадлежащих «кладоискателям» так и их подписчиков, участвующих в создании контента.
Цель работы - анализ сообществ «кладоискателей» в социальных сетях как ресурса в исследовании их деятельности.
В рамках исследования перед нами стояли следующие задачи:
1) установить среднестатистический портрет подписчиков сообществ;
2) выявить какие памятники наиболее часто подвергаются разграблению;
3) оценить возможность организации «кладоискателями» небольших или крупных групп для совместного поиска кладов.
Для достижения намеченных задач нами исследованы:
1) данные профилей участников групп;
2) коммуникативная активность подписчиков сообществ в сети;
3) сообщения, комментарии, републикации, актуальные и наиболее обсуждаемые подписчиками темы.
Методы исследования
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения наиболее часто посещаемой социальной сетью в России является сеть «ВКонтакте». В этой связи нами принято решение проанализировать группы «кладоискателей» именной из этой платформы.
В результате, рассмотрев несколько групп, было установлено, что наиболее многочисленными сообществами территориального контента (содержат в наименовании название региона) являются 3 группы: 1) «Кладоискатели Башкирии» (https://vk.com/club33005146) 1992 подписчика; 2) «Кладоискатели башкирии, клады урала. Металлоиска» (https://vk.com/klad_ural) 1448 подписчиков; 3) КЛАДОИСКАТЕЛИ БАШКИРИИ Урала (https://vk.com/kladoiskateli_bashkirii) 1406 подписчиков.
Цели, обозначенные в информации об этих группах, соответствуют основным целям большинства онлайн-сообществ охарактеризованных Дж. Присом: 1) обменяться информацией, с помощью которой можно получить ответы на вопросы или отправить информацию; 2) оказать поддержку, которая передает сочувствие, выражает эмоции вербально или невербально; 3) пообщаться в неформальной обстановке с помощью синхронной связи; 4) обсудить идеи, выдвижение которых, как правило, требует помощи
модератора [4, ° 27].
П ервичный анализ сообщений и наличие объявлений на «стене» об организации совместных выездов позволяет нам классифицировать рассматриваемые группы как сообщества «мультимодальных социальных миров» по классификации А. Ц. Гарсиа, А. И.
Стандла, Й. Бечкоффа, Ы. Цуи[5, ° 97]. По мнению исследователей, эти сообщества необходимо исследовать используя как онлайн так и оффлайн методы, так как взаимодействие происходит в двух пространствах. Ввиду того, что исследуемые группы объединены интересом незаконного поиска артефактов, проведение опроса и интервьюирования участников сообщества на данном этапе исследования не представилось возможным. В этой связи, в рамках данной работы мы ограничимся лишь
исследованиями групп в социальной сети, используя методы нетнографии [61. В исследовании предполагается проанализировать как структурные, так и атрибутивные переменные данные, полученные с использованием ресурсов media-vk.ru, socstat.ru.
Ход исследования Первой группой, привлекшей наше внимание, ввиду многочисленности участников, стало сообществ «Кладоискатели Башкирии». Первоначально нами были исследованы профили участников сообщества. Для этого мы использовали ресурс media-vk.ru. В результате установлено, что в группе состоит 1280 активных участников (на 21.10.2019 г.). Следует отметить, что ресурсом media-vk.ru анализируются только участники, которые заходили в «ВКонтакте» не позже одного месяца назад. О стальные участники являются неактивными или заблокированными. Абсолютно все подписчики обозначили свою половую принадлежность. В итоге мы получили следующие данные: мужчины составляют 90%, женщины - 10%. Чуть меньше половины участников указали свой возраст (48%). Из них большинство составляют подписчики от 31 до 40 лет (48,8%), далее 28,7% в возрасте от 21 до 30 лет, 20% старше 41 года, 5,7% до 20 лет. Из 998 подписчиков, указавших место проживания, около 30% проживают в г.Уфе, 32% в городах Республики Башкортостан, 6% в поселках и селах, остальные участники группы проживают в других городах России, СНГ, мира. Примечательно, что 15 членов сообщества в графе город указали населенные пункты Украины. Далее проанализировано сообщество «Кладоискатели башкирии, клады урала. Металлоиска». На момент проведения исследования (на 21.10.2019 г.) в нее входил 1078 активных участников. Так же как и в первой группе, все активные участники указали свой пол. Подписчики мужчины составляют 90% женщины 10%. Из указавших свой возраст (45%) около 22,5% в возрасте от 21 до 30 лет, 52,5% в возрасте от 31 до 40 лет, 20,5% старше 41 года, 4,3% до 20 лет. Из 848 человек указавших место проживания 29% проживают в г.Уфе, 25,1% в больших и крупных городах РБ, 6,3% в других населенных пунктах региона. Остальные подписчики проживают в других городах
России и мира. В третьей группе «КЛАДОИСКАТЕЛИ БАШКИРИИ Урала» на 21.10 201 насчитывается 923 активных подписчика. Из них мужчины составляют 93%, женщины 7%. Заполнена графа возраст у 44% подписчиков, из них 55% в возрасте от 31 до 40 лет, 21% от 21 до 30 лет, 22% старше 41 года, 2% моложе 20 лет.
Несмотря на то, что чуть меньше половины подписчиков во всех группах не указали свой возраст, но сам характер деятельности «кладоискателей» (необходимость дорогого оборудования и транспорта) и интересы, которые будут рассмотрены ниже, являются косвенным подтверждением возраста пользователей. Наличие в названии групп наименования региона свидетельствует об объединении в сообщество, в том числе и по территориальному признаку, что подтверждается данными из профилей подписчиков.
Для оценки жизненных интересов подписчиков был использован один из инструментов ресурса media-vk позволяющий учесть, в каких еще сообществах участвует аудитория группы. В результате мы составили перечень из 10 наиболее популярных сообществ, в которых состоят участники всех трех групп (на 21 октября 2019 г.)
№№ Кладоискатели Башкирии Кол-во чел.
1 МДРЕГИОН / Металлоискатели. Клады. Копатели 1354
2 БашДТП | Уфа и Башкортостан 1337
3 Кладоискатели башкирии, клады урала. Металлоиска 816
4 ЁП 800
5 Новинки Музыки 2019 и Лучшая Музыка 799
6 КиноКайф - Лучшие фильмы 798
7 Киномания 798
8 Команда ВКонтакте 797
9 Смейся до слёз ^ 795
10 Кладоискатель Нумизмат России 794
№№ Кладоискатели башкирии, клады урала. Металлоиска Кол-во чел.
1 Кладоискатели Башкирии 646
2 КЛАДОИСКАТЕЛИ БАШКИРИИ Урала 620
3 БашДТП | Уфа и Башкортостан 607
4 МДРЕГИОН / Металлоискатели. Клады. Копатели 593
5 Кладоискатель Металлоискатель Нумизмат 575
6 Кладоискатель/Поисковик/Металлоискатель/Археолог 562
7 Новости Уфы и Республики Башкортостан 558
8 КиноКайф - Лучшие фильмы 558
9 Киномания 554
10 Кладоискатель Нумизмат Металлоискатель 552
№№ КЛАДОИСКАТЕЛИ БАШКИРИИ Урала Кол-во чел.
1 Кладоискатели Башкирии 620
2 Кладоискатели башкирии, клады урала. Металлоиска 599
3 МДРЕГИОН / Металлоискатели. Клады. Копатели 573
4 БашДТП | Уфа и Башкортостан 564
5 Кладоискатель Металлоискатель Нумизмат 547
6 Кпа лоискате пь/Поис ковик/Мета ппоискате пь/Археопог 541
7 Кладоискатель Нумизмат Металлоискатель 532
8 Новости Уфы и Республики Башкортостан 518
9 Киномания | Новинки 2019 516
10 Шерлок - это Я 513
Таблица №2 Наиболее популярные сообщества, на которые подписаны участники групп
Полученные данные (табл. №2) свидетельствуют о том, что большинство подписчиков состоят и в других сообществах кладоискателей, в том числе и по продаже металлоискателей (МДРЕГИОН (70 тыс. чел.)) наряду с этим акторы интересуются региональными новостями и кино.
В целях реализации поставленных нами задач произведено сравнение контента, активности, вовлеченности групп с использованием инструментов socstat.ru (табл. №3). Ввиду отсутствия доступа к данным группы №1 анализ был произведен только по группам №2 и №3. Для сравнения обозначенных групп был выбран летний период 2019 года, как время наибольшей активности кладоискателей.
I Группа №2 I Группа №3
Сравнение групп по активности
Количество реакций 39 124
Среднее количество реакций на пост 0,5 5,40
Среднее количество реакций в день 0,7 6,9
Лайков 30 89
Р е пос тов 0 0
Комментариев 9 35
Сравнение групп по вовлеченности
Средняя вовлеченность на пост 0.031 0.383
Ма кс има льна я в о в ле ч е нно с ть по с та 0.207 1.421
Сравнение групп по контенту
Постов добавлено 86 23
В с е го пос тов 1336 1725
Всего фотографий 25 99
Всего видео 26 1
Таблица№3 Сравнения активности, вовлеченности и контента групп №№2,3
Анализ активности подписчиков и их вовлеченности так же указывает на то, что материалы, публикуемые на стене сообщества №3 и обсуждаемые темы, соответствует интересам и ожиданиям аудитории, вызывают эмоции, в ответ на это пользователи реагируют на них лайками, комментариями и репостами.
Таким образом, в результате сравнения двух групп нами установлена наибольшая активность и вовлеченность подписчиков в группе №3.
О существующей координации действий между «кладоискателями» в группах свидетельствует число комментариев в разделе обсуждения. Так в группе №3 под темой «совместный коп» значится максимальное количество комментариев (179 ед.). Эти данные не только свидетельствуют о большей сплоченности третей группы по сравнению с группой №2, но и являются тревожным знаком, в свете утверждений Г. Рейнгольда, что сегодня сообщества в социальных медиа являются фактором, превращающим разрозненных индивидов в умную толпу. Люди, составляющие умные толпы,
сотрудничают невиданным прежде образом, благодаря имеющимся у них устройствам, которые обеспечивают связь и вычисления [7, Сш 8].
Далее нас интересовали вопросы обсуждения в группах находок, металлодетекторов, и организации совместных выездов. Для этого использован метод контент-анализа. В данном случае под контент-анализом понимают процедуру выявления частоты появления в тексте определенных интересующих исследователя характеристик, которые позволяют ему сделать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или
возможных реакций адресата ———^^ Нами изучены сообщения, опубликованные участниками обеих групп с 1.06.2019 по 31.08.2019. Каждое сообщение было закодировано по заданным изначально категориям: находки (презентация, консультация), металлодетекторы (продажа покупка, обсуждение), покупка предметов, совместный поиск (приглашение на совместный поиск, кто откуда?), видео ролики о поиске кладов, методика «кладоискательства» (консультации по наиболее благоприятным местам поиска и составлению карт), объявления (продажа авто, карт и др).
В итоге за рассматриваемый период в группе №2 опубликовано 86 постов относящихся к следующим категориям: 1) находки - 2; 2) металлодетекторы - 5; 3) покупка предметов - 1; 4) объявления - 3; 5) совместный поиск - 1. В группе №3 опубликовано 23 поста следующего содержания: 1) находки- 13; 2) металлодетекторы - 2; 3) покупка предметов - 1; 4) методика «кладоискательства» - 2; 5) совместный поиск - 2; 6) объявления, новости - 3.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что большинство сообщений составляют публикации о выявленных находках и видеоролики о поиске кладов. Причем между группами фиксируются существенные различия. Например, если в группе №3 в основном обсуждаются находки, то во второй превалируют видеоролики о поиске кладов на территории России, что на наш взгляд подтверждает ранее выдвинутый вывод о большей сплоченности группы №3. Примечательно, что практически во всех постах, отнесенных в категорию находки, презентуются и обсуждаются предметы, датируемые XVII- началом XX вв.
Выводы Таким образом, в результате проведенного исследования нами установлено что: 1 ) Социальные сети являются ценным источником в исследовании деятельности «кладоискателей» на территории Республики Башкортостан. 2) Наиболее привлекательными объектами для «кладоискателей» являются населенные пункты XVII -начала XX в. 3) В социальных сетях проводится активная пропаганда незаконного поиска археологических предметов. 4) Большинство подписчиков групп являются мужчинами в возрасте от 20 до 40 лет, проживающие преимущественно в г. Уфе и других крупных городах региона.
5 ) Между участниками группы происходит активный обмен информацией о находках, инструментах и методах поиска «кладов», а так же фиксируются элементы координации действий для организации совместных выездов на поиск «кладов».
6) Осуществление постоянного мониторинга деятельности «кладоискателей», в том числе и в интернет-пространстве, позволит выявлять существующие тенденции и более оперативно и эффективно реагировать на незаконную деятельность черных копателей.
Библиография
1. Макаров Н. А. Грабительские раскопки как фактор уничтожения археологического
наследия России // «Сохранение археологического наследия России» Материалы круглого стола Совета Федераций от 19 марта 2004 г. М.: Издание Совета Федерации, 2004. 92 с.
2. Русланов Е. В., Русланова Р. Р., Воробьева С. Л. Субкультура «черных копателей» Республики Башкортостан: проблемы и решения // Актуальная археология 2. Археология в современном мире: в контакте и в конфликте: Тезисы Международной научной конференции молодых ученых. Санкт-Петербург, 2014. Издательство: Периферия. 110 с.
3. Бердников И. М., Уланов И. В. Методы противодействия распространению идей кладоискательства и любительской археологии в российском обществе // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. -Вып. 3. С.26-43.
4. Рождественская Е., Семенова В. Киберэтнография виртуального сообщества: анализ туристского форума // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. №7. C. 22-43.
5. Полухина Е. Онлайн-наблюдение как метод сбора данных // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. №7. С.95-106.
6. Kozinetz R. V. Netnography: Doing Ethnographic Research Online. London, SAGE Publications 2010. 221 p.
7. Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2006. 416 c.
8. Федотова Л. Н. Анализ содержания-социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Институт социологии РАН, 2001. 202 с.