УДК 351.853
А. И. Тузбеков
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРНЫХ КОПАТЕЛЕЙ В БАШКИРИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ
Автор статьи на основе анализа материалов Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (единый государственный реестр объектов культурного наследия, перечень выявленных объектов культурного наследия, аналитические отчеты), результатов инвентаризации археологических памятников, научных трудов археологов выявил, что наиболее часто разграблению со стороны «черных копателей» подвергаются памятники, датируемые Новым временем (XVI - начало XX вв.). Проведенное исследование позволило установить, что, хотя археологи постоянно фиксируют грабительские вкопы, масштаб ущерба от деятельности «кладоискателей» оценить невозможно вследствие того, что лишь небольшая часть памятников поставлена на государственную охрану.
Ключевые слова: Новое время, археологический памятник, кладоискатели, черные копатели.
Сохранение археологического наследия народов России - одно из приоритетных направлений государственной культурной политики. Большинство стран уделяют существенное внимание обеспечению физической сохранности археологических памятников, являющихся свидетельством культурного богатства и национальной истории. Охрана археологического наследия для Республики Башкортостан имеет особую значимость, ввиду того, что вплоть до XVIII в. имеются лишь отрывочные письменные свидетельства и в этом плане данные археологии остаются единственными источником для реконструкции региональной истории. В центре внимания общественности, средств массовой информации регулярно оказываются громкие скандалы, связанные со строительством на территории памятников археологии, их разрушением и т.д. Но в последние годы все большие масштабы приобретает деятельность черных копателей, именующих себя «кладоискателями», которые по сути, для удовлетворения личного интереса или наживы, разрушают саму возможность получения нового исторического знания [Макаров, 2004, с. 13-14].
Не смотря на наличие в УК РФ ст. 243, предусматривающей уголовную ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, в том числе археологических объектов, на практике применение данной статьи затруднено целым рядом обстоятельств. Во-первых, отсутствие учетной документации на археологические объекты (на учете состоит меньшая часть памятников, в особенности, памятников Нового времени) и неясность с определением их границ лишают специалистов возможности доказать факт разрушения памятника истории и культуры самовольными раскопками при всей его очевидности. Во-вторых, несмотря на обилие артефактов, циркулирующих на антикварном рынке, факт происхождения их из браконьерских раскопок, как правило, не может быть доказан, если участники этих раскопок не пойманы с поличным [Макаров, 2004, с. 22].
Доказательством тому является количество приговоров, вынесенных судами общей юрисдикции по ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания в Российской Федерации. Например, по данным Интернет-ресурса «Судебные и нормативные
акты РФ» (Sudact) - крупнейшей базы судебных актов, судебных решений и нормативных документов, за 2013-2018 гг. по данной статье вынесено всего 18 приговоров, а в Республике Башкортостан уголовных дел не заводилось вообще.
По состоянию на 2017 г. на территории Республики Башкортостан расположено 5609 объектов культурного наследия, из них: 1776 внесено в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации (из которых 558 - памятники архитектуры, 1218 - объекты археологического наследия), 3834 включено в перечень выявленных объектов культурного наследия (из которых 1377 - памятники архитектуры, 2457 - объекты археологического наследия). Наибольшее количество объектов культурного наследия сконцентрировано на территории г. Уфа. Значительное количество памятников находятся на территории г. Стерлитамак, г. Бирск, г. Белорецк и г. Белебей, Краснокамского и Баймакского районов [Аналитическая информация, 2017, с. 1].
В 2010-2011 гг. Министерством культуры Республики Башкортостан впервые была организована масштабная инвентаризация объектов археологического наследия федерального и регионального значения. По итогам 2010 г. получены данные о степени сохранности обследованных памятников археологии. Состояние 9 % (40 ед.) памятников хорошее, 44 % (323 ед.) объектов частично разрушено, 25 % (186 ед.) практически полностью разрушены, 10 % (71 ед.) уничтожено, разрушающая деятельность «черных копателей» зафиксирована на 10 объектах (5 %) и 4 % памятников оказались в аварийном состоянии, на грани уничтожения 28 ед. Общее же состояние памятников археологии, стоящих на государственной охране, оценивается как неудовлетворительное (44 %), и лишь чуть больше половины объектов (53 %) находятся в условиях удовлетворительной сохранности [Бахшиев, 2015, с. 73].
Анализируя данные инвентаризации, И. И. Бах-шиев отмечает, что проблема грабительских раскопок пока не стоит для республики так остро, как, например, для центральных и южных регионов России, и активность грабителей наблюдается лишь в северо-восточных районах республики (Ишимбаевский могильник, Турналинское городище), центральных районах (Кушнаренковское городище, Кара-Якуповское городище, могильник
Кара-Абыз, археологический комплекс на горе Курмантау, Шиповский и Охлебининский комплексы) и Башкирском Зауралье (Кашкаровский курганный могильник, Янтышевский III одиночный курган, Сагитовский курганный могильник, поселение Альмухамет, Авласовский одиночный курган, Баимовский одиночный курган) [Бахши-ев, 2015, с. 74]. В связи с тем, что на территории республики представлены все исторические периоды, начиная от палеолита (каменный век) до так называемых поздних эпох - ХУШ-Х1Х вв., Башкортостан можно назвать археологическим Клондайком для «кладоискателей». По его мнению, наибольшую угрозу представляют организованные группы «черных копателей», во главе которых стоят профессионально образованные и финансово обеспеченные люди, прекрасно знающие что и где искать. Именно они наносят больше вреда, и движет ими отнюдь не интерес к истории [Решетников, 2018].
Ранее рядом исследователей уже отмечалось, что в Республике Башкортостан на данный момент сложилась целая субкультура со своей системой ценностей, манерой поведения, жаргоном и т.д., связывающая людей, занятых в проведении незаконных раскопок. По их данным только за 2013 г. «кладоискателями» частично разрушены грунтовый могильник Кара-Абыз-2 в Благовещенском районе, комплекс памятников на горе Курмантау в Гафурийском районе, грунтовые могильники Юрмаш-1 и Охлебининский в Иглинском районе, действующее с XVIII в. марийское святилище в Балтачевском районе, а всего известно о более чем 50 археологических памятниках, ежегодно или разово подвергающихся разграблению [Русланов, 2014, с. 63].
На первый взгляд проблема поиска кладов на территории региона видится не столь масштабной, и деятельность черных копателей не представляет угрозу для охраняемых памятников, но если более внимательно изучить список включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и перечень выявленных объектов культурного наследия, то выясняется, что там практически отсутствуют памятники Нового времени. Например, из 2457 объектов археологического наследия, включенных в перечень выявленных объектов культурного наследия, лишь 3 отнесены к периоду Нового времени. Из 43 памятников археологии г. Уфы
А. И. Тузбеков
из числа выявленных объектов культурного наследия всего 1 датирован Новым временем.
Проведенный анализ учетных документов свидетельствует, что большинство памятников Нового времени просто не включены ни в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ни в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, чем активно пользуются «кладоискатели».
Практически полное отсутствие памятников археологии Нового времени в перечне охраняемых государством археологических объектов является прямым следствием того, что изучение объектов
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Аналитическая информация, 2017 - Аналитическая информация о работе в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в 2017 году и задачах на 2018 год. Уфа, 2017. 6 с. [Электронный ресурс] // Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан. - URL: https://okn.bashkortostan.ru/documents/ active/50981/ (дата обращения 27.10.2019).
Ахатов, Камалеев, 2014 - Ахатов А. Т., Камалеев Э. В. Изучение поселенческих памятников XVI-XIX вв. на территории Республики Башкортостан: проблемы и перспективы развития археологии Нового времени в регионе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4-1 (60). С. 17-21.
Бахшиев, 2015 - Бахшиев И. И. О. Сохранение археологического наследия в Республике Башкортостан // Федерализм. 2015. № 1. С. 69-78.
Макаров, 2004 - Макаров Н. А. Грабительские раскопки как фактор уничтожения археологического наследия России // Сохранение археологического наследия России: Материалы круглого стола Совета Федерации от 19 марта 2004 г. М.: Издание Совета Федерации, 2004. С. 13-24.
Решетников, 2018 - Решетников В. Подземное дело. Стоит ли в Башкирии искать клад? [Электронный ресурс] // ИА «БАШИНФОРМ». - URL: http:// www.bashinform.ru/longread/klad/#ixzz5CvaSj2ES (дата обращения 01.09.2019).
Русланов, 2014 - Русланов Е. В., Русланова Р. Р., Воробьева С. Л. Субкультура «черных копателей»
этого периода до недавнего времени не носило планомерного характера, а исследования ученых были эпизодическими. История этноархеологических исследований на территории Башкирии связана в основном с проведением в последнее десятилетие хозяйственно-договорных работ в границах распространения культурного слоя XVI - начала XX в. преимущественно в г. Уфе и ее окрестностях. Исследователи отмечают, что особо остро проблема этноархеологических исследований наблюдается за пределами крупных городов и их агломераций, что свидетельствует о расширении потенциальных объектов и границ исследования, особенно в зонах разрушения культурного слоя позднего периода [Ахатов, Камалеев, 2014, с. 17].
REFERENCES
Analiticheskaya informaciya, 2017 - Analiticheskaya informaciya o rabote v sfere sohraneniya, ispol'zovani-ya, populyarizacii i gosudarstvennoj ohrany ob"ektov kul'turnogo naslediya v 2017 godu i zadachah na 2018 god. Ufa, 2017. 6 s. // Upravlenie po gosudarstvennoj ohrane ob"ektov kul'turnogo naslediya Respubliki Bashkortostan. - URL: https://okn.bashkortostan.ru/doc-uments/active/50981/ (data obrashcheniya 27.10.2019). (in Russian)
Ahatov, Kamaleev, 2014 - Ahatov A. T., Kamaleev E. V. Izuchenie poselencheskih pamyatnikov XVI-XIX vv. na territorii Respubliki Bashkortostan: proble-my i perspektivy razvitiya arheologii Novogo vremeni v regione // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4-1 (60). S. 17-21. (in Russian) Bahshiev, 2015 - Bahshiev I. I. O. Sohranenie arhe-ologicheskogo naslediya v Respublike Bashkortostan // Federalizm. 2015. № 1. S. 69-78. (in Russian)
Makarov, 2004 - Makarov N. A. Grabitel'skie raskopki kak faktor unichtozheniya arheologicheskogo naslediya Rossii // Sohranenie arheologicheskogo nasl-ediya Rossii: Materialy kruglogo stola Soveta Federacii ot 19 marta 2004 g. M.: Izdanie Soveta Federacii, 2004. S. 13-24. (in Russian)
Reshetnikov, 2018 - Reshetnikov V. Podzemnoe delo. Stoit li v Bashkirii iskat' klad? // IA «BASHINFORM». - URL: http://www.bashinform.ru/longread/ klad/#ixzz5CvaSj2ES (data obrashcheniya 01.09.2019). (in Russian)
Ruslanov, 2014 - Ruslanov E. V., Ruslanova R. R., Vorob'eva S. L. Subkul'tura «chernyh kopatelej» Respubliki Bashkortostan: problemy i resheniya // Ak-
Республики Башкортостан: проблемы и решения // Актуальная археология 2. Археология в современном мире: в контакте и в конфликте: Тезисы Международной научной конференции молодых ученых. СПб.: Изд-во «Периферия», 2014. С. 62-65.
tual'naya arheologiya 2. Arheologiya v sovremennom mire: v kontakte i v konflikte: Tezisy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh. SPb.: Izd-vo «Periferiya», 2014. S. 62-65. (in Russian)
A. I. Tuzbekov
THE ACTIVITIES OF BLACK DIGGERS IN BASHKIRIA: CURRENT SITUATION AND THE PROBLEMS
Based on the analysis of materials from the Board of State Guard of Cultural Heritage Objects in the Republic of Bashkortostan (a unified state register of cultural heritage objects, a list of identified cultural heritage objects, analytical reports), the results of the inventory control of archaeological monuments, and articles written by archaeologists, the author of the paper revealed that the monuments dating from the New Time (XVI - early XX) were most commonly exposed to looting by the grave robbers. The research made it possible to establish that although archaeologists constantly record cases of robbery digging of the monuments, the extent of damage from the activities of the "treasure hunters" cannot be estimated due to the fact that only a small part of the monuments is under state protection.
Keywords: New time, archaeological monument, treasure hunters, black diggers.
Тузбеков Айнур Ильфатович,
кандидат исторических наук, научный сотрудник,
Институт этнологических исследований
им. Р. Г. Кузеева,
УФИЦ РАН
(Уфа, Россия)
Tuzbekov Ainur Il'fatovich,
Ph.D. in History, Researcher,
Institute of Ethnological Studies named after
R. G. Kuzeev,
UFRC RAS
(Ufa, Russia)